Как относится к смерти – Отношение к смерти — Психологос

Отношение к смерти — Психологос

Смерть гусеницы — рождение бабочки. Но и красавицы бабочки живут недолго, чтобы уступить место другим цветам…

Цунами в Тайланде

Смерть — естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких, и в зависимости от жизненной мудрости культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни разные люди переживают факт смерти по-разному. Понятно, что тот, кто уже умер, свою смерть не переживает, и в этом смысле у него проблем нет никаких. Однако его смерть тяжело переживают (по крайней мере в нашей культуре) родственники умирающего или умершего — и сам человек, если чувствует близость своей смерти и считает ее преждевременной. Любопытно, что именно в российской культуре, в своей основе пропитанной православием, принято безутешно горевать по умершим — при том, что настоящее православие учит к смерти относится со спокойным смирением и, более того, радостным ожиданием. Во многих других современных культурах отношение к смерти такое же нейтрально-деловое, как к погоде.

Пошел дождь — нужно открыть зонтик. Кто-то умер — значит, нужно похоронить. И дальше заниматься следующими делами.

Когда в 2004 году в Тайланде цунами унесло более 300 тысяч человек, Россия в рамках гуманитарной помощи послала туда в том числе группу психологов и психотерапевтов, чтобы они помогли людям, в одночасье потерявшим своих близких, выйти из душевного кризиса. Вскоре они вернулись обратно, в ситуации собственного душевного кризиса: они там оказались просто не нужны. Ситуация: сидит местный крестьянин на своем участке, где теперь вместо его дома только грязь и обломки. Все погибли. На вопрос психолога: «Мы понимаем ваше горе, у вас все погибли. Можем ли мы вам чем-то помочь?» крестьянин отвечает: «Да, можете. У вас есть трактор? Нужно разгребать мусор». Психологи пытаются объяснить, что они про другую помощь, помощь душевную, но местные люди их не понимают. В Тайланде религией является буддизм, а в буддизме смерть является не горем, а прекращением земных страданий. Для наших психологов и психотерапевтов это оказалось культурным шоком…

Моя соседка Юля вздрагивает и вопит по любому поводу. Она терпеть ненавидит крапиву; она, как заранее ужаленная, отпрыгивает даже от упоминания змеи ужа и готова плакать лишь от мысли, что ее любимая подруга Алиса уедет от нее на три дня раньше. Мама у нее такая же дерганая: невроз. Для Юли вздрагивать и ужасаться — естественно, и чем удобнее для этого повод, тем с большим воодушевлением она это делает. А теперь догадайтесь, как она относится к смерти? – Очень относится. Относится с интересом. Относится с мечтательным ужасом и бережностью, как к любимой игрушке. Она даже старается эту игрушку пореже доставать — потому что оттуда, из-за прозрачной занавески, смерть выглядит еще более зловеще и привлекательнее. Если рядом с нею произойдет смерть, она будет плакать и кричать. Но смерть в данном случае просто удобный повод проорать свои неврозы. Орет — невроз, неблагополучие, несчастье, а смерть — лишь зацепка, которой так удобно воспользоваться. Как писал В.О. Ключевский, «Было бы сердце, а печали найдутся…»

…Бабушка Лены умерла уже много лет назад, но Лена плачет каждый раз, когда вспоминает об этом. О чем плачет Лена? О бабушке? — Нет, о той любви, которую ей бабушка давала, о той любви, на которой она была воспитана, которую она запечатлела как Любовь и которую теперь не получит ни от кого другого. Лена — хороший человек, но если бы она не так нуждалась в подкармливании любовью, если бы она умела усваивать любовь любую, идущую от такого множества людей в ее сторону, если бы она раздавала любовь, а не ждала ее — плакала бы она? Когда умирают любимые родители, любящие дети плачут. Но плачут они не об умерших родителях, они плачут о себе, лишившихся собственности и спонсоров внимания.

Сенека в подобной ситуации реагировал резко: “Так что же, — спросишь ты, — неужели я забуду друга?” — Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью! Скорбь кончается быстро — но память пусть будет долгой. А самая долгая — память, связанная с приятными чувствами. Поэтому, если хочешь об умершем друге помнить долго, пусть твои мысли о нем будут приятны. Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда они были со мной, я знал, что их утрачу. Когда я их утратил, я знаю, что они были со мной”.

Кажется, что это просто мудро.

Отношение к смерти полностью задается местной культурой — местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Страх перед смертью — исключительно результат научения: дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.

«Бабушка, бабушка, а когда ты умрешь? — А что, родной? — А я тогда твою швейную машинку крутить буду!»

В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко описывается, как его воспитанники отнеслись к умершему младенцу: без какого бы то ни было страха, с живым любопытством и даже гордостью: «Он у нас самый красивый!» («Наш — найкращий!»). Впрочем, в российской культуре страх и ужас детей перед лицом смерти у детей формируется достаточно активно, и начиная с 5-7 лет большинство детей начинают страхи перед чужой или своей смертью испытывать. Вначале мамы и бабушки учат детей переживать по поводу смерти, а потом, в случае чьей-то смерти — успокаивать… Все заняты. Судя по опросам, родители прививают детям страх смерти с несколькими целями. Во-первых, это цель развить разумную осторожность, чтобы дети не поубивали друг друга и не рисковали без нужды собственной жизнью. Во-вторых, это формирование привязанности детей к родителям в надежде, что если дети будут переживать по поводу возможной смерти родителей, дети будут ближе к родителям, пока те живы, и будут родителей лучше слушаться. А самое главное, как описывают опросы, родители не знают, зачем они это делают, и чаще всего это делается как естественная дань традиции, как нечто само собой разумеющееся. «А как же еще относиться к смерти? Не переживать что ли? Может быть, еще и радоваться?»

Фильм «Клиника»

Доктор Торин, поверьте, я ни о чем в своей жизни не жалею. Я готова умереть, я правда готова!
скачать видео

Это — ошибочная установка. Страх смерти формирует только страх и никаким образом не формирует сам по себе уважение к жизни. Есть люди, которые любят жизнь и боятся смерти. Есть те, которые боятся смерти и одновременно с этим не любят жить, не хотят жить, не ценят жизнь свою и с безразличием относятся к жизням других людей… Есть люди, которые не любят или не ценят жизнь и вместе с тем не боятся смерти. А есть те — счастливчики? — которые любят жизнь и не боятся смерти. Это люди, которым не страшно умирать, но при этом они ценят жизнь, дорожат каждым мгновением собственной жизни, заботятся о ее достойном наполнении — и бережно относятся к здоровью и жизни своих близких. Привычка горевать после смерти: «Ах, о чем же я думала?» — дурная привычка. Умершему человеку наш плач не нужен. Мы и наша забота нужны живым: нашим детям, нашим родителям, нашим друзьям и нашим любимым. А также нашему городу и нашей стране, если вы не только частное лицо, но еще и гражданин.

Кажется, что это не так важно: боишься ты смерти или нет, важнее то, любишь ты жизнь или нет, с каким вниманием и уважением ты относишься к жизни своей и других людей, насколько ты заботишься о жизни: любишь с удовольствием просыпаться, с удовольствием работать и отдыхать, с удовольствием помогаешь другим замечательным людям… Нужно воспитывать уважение к людям и уважение к жизни, но не через страх смерти. Ни мужчины, ни женщины не должны боятся смерти, но должны учиться думать о том, как мы живем, что мы оставляем после каждого дня своей жизни, что оставим после себя, когда наша жизнь будет завершена.

www.psychologos.ru

Что такое Смерть и как нужно относиться к смерти?

Смерть – это одно из самых загадочных явлений, которое страшит почти всех людей на планете Земля, но и не только людей, животных кстати тоже. И лишь не многие могут быть со смертью на ты, лишь не многие избранные не боятся её присутствия и могут улыбнуться ей в лицо. Это люди бесстрашные, которые смогли уничтожить в себе страх перед жизнью и смертью, и выбрать бессмертные вечные ценности, которыми они живут.

Первое, что нужно для победы над страхом смерти – это понять, что такое смерть.

Смерть – это не конец жизни, а всего лишь переход из одного мира в другой (из физического мира в мир тонкий, в мир Души). Смерть – это потеря тела, последнее испытание, подведение всех итогов и время определения последующей судьбы.

Смерть, при правильном переходе – это ритуал и достаточно приятный процесс (например, тело и его боль, ограничения больше не будут беспокоить человека), при неправильном переходе, смерть – это боль и страдания (когда человек заслужил мучительной смерти).

Победивший страх смерти – способен победить любой страх. Как победить страх смерти – читать тут.

Как правильно относиться к смерти

Время смерти никому не известно, но достойный человек принимает волю Высших Сил и свою судьбу. Сильный и достойный всегда помнит, что человека забирают, когда его путь завершён или когда он перестал к чему-либо стремиться (бесцельность) или когда он идёт совсем не туда (куда должен).

Поэтому он верит, что пока жив, его миссия на Земле ещё не окончена и смерть больше не страшит его.

Многие люди крайне легкомысленны, они погружены в свои обиды, страдания, переживания, они упускают время, они теряют жизнь, они забывают, что всё это меркнет, обесценивается перед лицом её величества Смерти. Другие разбазаривают своё время и жизнь, предаваясь лени, праздности, пустословию, забывая о Боге, о долге, о сути жизни, о том, что все они смертны и срок их пребывания на земле может истечь даже сегодня.

Достойный и умный – ценит каждое мгновение жизни, поэтому думает о смерти, он сжигает перед её лицом любую дрожь, глупость, слабость и обретает покой, внутреннюю свободу, силу, он обретает Бесстрашие и Радость.

Вам выбирать – как относиться к Смерти, боятся её всю жизнь и всё равно не избежать встречи с ней, или стать бесстрашным, наслаждаться жизнью, а когда она придёт, улыбнуться её в лицо и вознестись к Отцу, в свой истинный Дом свободным от страха достойным Воином Духа!

Чтобы смерть перестала страшить, чтобы страх перестал сковывать и лишать сил, самое важное постепенно прийти к восприятию себя божественной бессмертной Душой!

С уважением, Василий Василенко

www.psychology-faq.com

Как правильно относиться к смерти ( будущей своей и произошедшей-близких)?

Я как Святые Прозорливые Отцы,видел и не раз,как при предавании земле покойных,за их душами приходят 6 ть Астральных фигур из Алтаря.Фигуры человеческие в длинных плащах по пятки и капюшоны их,закрывают лица,головы опущены вниз.Процессия эта из шести человек как-бы,но явно не люди,скорбящей походкой двигается ко гробу с покойником.Это происходит в тот момент,когда батюшка Священник,предающий в Церкви,земле покойного,просит всех родственников и знакомых покойного,отойти от гроба,на метра полтора,либо два.Просит Священник родственников и знакомых,отойти от гроба покойного для того,чтобы Астральные фигуры,невидимые глазу человека,подошли в это пустое образовавшееся пространство,ко гробу с покойным и из одного гроба с покойным,вытянули такой-же двойник,гроб и покойник Астральный.Тоесть получается два одинаковых гроба и два одинаковых покойника,один материальный,а другой Астральный.

Фигуры в капюшонах подойдя ко гробу с покойным и вытянув из гроба,другой гроб,взваливают его себе на плечи и возвращаются с Астральным гробом и Астральным телом покойного,обратно к Алтарю,где в Алтарь открывается проход в пол и они вниз спускаются по ступеням,вместе с покойником.Таким образом,мертвую душу в Астрале унесли.Батюшка Священник после этого,говорит всем родственникам и знакомым,кто отошёл от гроба.Говорит:покойн­

ого земле предали.Теперь все подойдите ко гробу и попрощайтесь в последний раз с телом покойного и будем закрывать крышку гроба.

Я уже неоднократно писал о том,что в каждой Церкви,есть по одному,либо два Священника,которые Прозорливы и видят как забирают Астральные сущности в плащах и капюшонах покойных.Мне это поведал один Священник Прозорливый.Говорит,­что так распорядился сам Патриарх,чтоб на каждую Церковь по одному,либо двое Прозорливых Священников было,кто видит Астральные сущности.Таких Священников намного меньше,чем не Прозорливых.

Возможно это и не столь Важно к ответу,возможно важно.Так-как хочу повторить,что те фигуры в капюшонах,что забирают покойных,по опущенным их головам и по скорбящей походке,не радуются,а печалятся смерти покойных.

И это говорит о том,что в Смерти хорошего как видно мало,раз Астральные сущности скорбят по покойным.

Но я видел не раз и другое.Перед тем,как Астральные фигуры в капюшонах,забирают человека покойного из Церкви,то до этого что происходит.

А происходит следующее,за пять минут до смерти покойного,если больной человек умирает дома,либо на больничной койке в больнице.То прилетают к умирающему из Рая,другие Астральные сущности и их как правило три.Это Святой,тот кто отвечает за командировку успешную из Рая до земли и обратно.Архангел с мечом,для защиты всех.И один из родственников человека,который умирающий и вот скоро перейдёт в Мир иной.

В такие последние минуты своей жизни,люди умирающие,перед смертью часто говорят:за мной пришла моя мама,либо папа,либо брат или сестра,умершие ранее.Окружающие люди,те кто находится в час смерти рядом с умирающим,могут слышать такие слова умирающего.

Непоказываются Светлые силы,те сущности которые прилетают из Рая,так-же и Фигуры в капюшонах.Непоказыва­ются людям потому.Потому что Бог Отец им показываться запрещает людям и я сам слышал разговор Святого и Архангела одного,про это.

Но иногда,некоторым людям,даже и не Посвященным,если им уж очень тяжело и невыносимо,но человек при этом хороший,Бог Отец по милости своей,приоткрывает завесу этой тайны и даёт увидеть действо,как его близкого забирают в Рай.Чтоб человек был спокоен,что Бог забрал его родственника к себе и по беспокоится Бог о нем.Но в основном это обозревают Священники Прозорливые,просто Посвященные люди в бытие Божие и Избранные люди Богом.

Теперь главное.Для чего даётся в защиту Архангел,при забирании покойного с земли.И почему Святой с Неба,отвечает за благополучную командировку из Рая к земле,за очередным покойным и обратно.А вот почему.Сам Рай,это одна планета,Столица небесная,где находится Христос,Царь Неба,так-же в Райском Небе,находится и Бог Отец.До Райской Столицы,где Христос,трое суток пути,лета Архангелу Божьему.А есть много Райских планет,очень много,которые находятся намного ближе к земле,в двух сутках полёта Архангела Божьего и в сутках полёта.Но ближе к земле нет Светлых сил основных.

Есть дозоры Светлых сил из Ангелов,рядовых воинов Света,под начальством старших чином Ангелов.Но таких дозоров мало.Незначительно.

А в двух минутах лета от земли.Находится большая планета Ад.Врата в Ад закрыты.Это Столица Тёмных сил,где восседает на своём троне Господин Тьмы Император Люцифер.

Изредко,Демоны,либо Джинны,могут напасть на тех,кто забирает души людей с земли и переправляет в Ад.

Я думаю,понять сможете,почему после похорон,Священники говорят родственникам покойных,молитесь за покойного первые дни.Потому что не только суд Божий за грехи земные ждёт,взвешивание всех грехов земных покойного,но и за благополучный перелет с земли в Рай.

Теперь ещё вот о чем.Ключи Смерти,ранее были у Бога Отца,но после распада на Свет и Тьму.Ключи Смерти находятся в Аду у Дьявола,а точнее Архидьявол,его имя этого Демона НИКТИФУЛА,это настоящее имя Демона Смерти.Он 13 ый Архидьявол из 40 как Архидьяволов.Все 40 ок,друзья Люцифера Императора Ада.Каждый из Архидьяволов по очереди,как и сам Люцифер,правят Империей Ада,когда Дьявол на отдыхе.В сущности,те-же Дьяволы и любой может заменить Дьявола на его посту и править ни чем нехуже.Да и время это показало веками,все по очереди правят.

Так вот Демон Смерти,повелевает Смертью.

Тоесть это как Глава.Допустим захотел какой Демон или Демоница убить какого человека,так приходится иногда спрашивать разрешения у Демона Смерти.

У Демона Смерти,есть семья,это мать,жена,маленькие две дочки.

Матери Смерти 53 года.На вид,грозная женщина с острыми чертами лица,горбоноса,как и сам Никтифула,её сын.

Если мать прилетает к земле с косой,за каким человеком,то берет трёх,а то и пять Демонов защиты,у своего сына,для полёта из Ада на землю.Так-как по дороге,могут напасть Архангелы Божьи и помешать убить человека,какого хотела мать Смерть.

У матери,у сына и у жены,есть косы.Но без пересечения,просто палка и серп.

Выстроены в боевом порядке войска этого Архидьявола,разбиты на три кагорты,в каждой кагорте,по 5 ть легионов воинов Ада.Оружие:косы и топоры.Каждая кагорта имеет разный цвет кос.У одной кагорты,ручки кос чёрные,у другой у воинов синие,а у третьей серые.

У каждого из 40 как Архидьяволов,воины вооружены определенным оружием,у кого кривые мечи,а у кого лук или пики или другое боевое оружие.

У самого Императора 20 ть легионов Демонов офицеров.Которые стоят всей остальной Армии Тьмы целиком,со всеми Драконами,Джиннами,О­боротнями,Цыклопами,В­ампирами,Призраками и другими представителями Тьмы.Всю Армию Тьмы,возглавляет Сатана,второе Я Господина Дьявола(Люцифера),он у него Сатана,как у Христа с Богом,Михаил Архангел.

Самое страшное,это не Смерть,а Забвение.Разрыв Души любой,а сделать это может только один из всех,сам Дьявол лично.

www.bolshoyvopros.ru

Как правильно относиться к смерти |

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть?

Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

 Смерть как часть жизни 

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть? 

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть 

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова
Источник: econet.ru

 

Загрузка…

Читайте ещё по теме:

Украина уже входит в «коридор затмений». Как себя вести?

В Украине можно будет увидеть «кровавую луну»

Раздумья о спорном

В Сумах обсуждали тему образования человека


creativpodiya.com

Как правильно относиться к смерти


«Смерть есть угасание света лампы в лучах рассвета, а не угасание солнца»

Рабиндраната Тагор

Смерть в Индуизме

В индуизме смерть не рассматривается как проклятие или конец всего, это всего лишь этап существования души, временное прекращение физической активности. Поскольку индусы верят в реинкарнацию и трансмиграцию души, они подходят к теме смерти без особого страха.

В 65 лет Гьян Раджханс, индийский ученый и духовный мыслитель, размышлял о смерти, как о неминуемом конце, который наступает рано или поздно в жизни каждого. Он изучал священные писания, где говорилось о том, как важно иметь правильное отношение к смерти и как следует подходить к этому явлению.

Природные явления

«Как только я начал стареть, я стал задумываться о жизни после смерти. Страх смерти основан на любви к жизни, это чувство является самым глубоким инстинктом в человеческой природе. Я говорю о смерти как о природном явлении; смерть, которая приходит через болезни и старость, и смерть, наступающая в результате аварий, стихийных бедствий очень отличаются друг от друга. В последнем случае это совершенно другой процесс, суть которого я еще не понял.

Факторы страха

Давайте сначала примем тот факт, что большинство из нас ненавидят смерть из-за неопределенности своего времени и места. Неспособность выжить, когда придет время умирать является основным страхом. Нежелание сталкиваться с этим страхом и правильно понять его объясняется тем, что мы придаем слишком большое значение своему физическому телу. Он также основан на врожденном страхе одиночества из-за потери тех, с кем мы были знакомы во время нашего мирского существования.

Одиночество после смерти

Мысль об одиночестве после смерти говорит о том факте, что жизнь после смерти существует. Проще говоря, на сегодняшний день есть много свидетельств в пользу существования души после смерти на основе ряда эпизодов, случаев, опытов экспериментов «вне тела».

Одиночество после смерти – это ничего по сравнению с одиночеством при рождении. Рождаясь, душа находит себя в новой обстановке и в теле, которое совершенно не может о себе позаботиться, она не может создать интеллектуальный контакт с окружающими условиями в течении длительного периода времени. Ребенок при рождении не может запомнить отличительные черты своих родственников, с которыми он находится в отношениях. Это одиночество постепенно исчезает только тогда, когда ребенок вступает в контакт с теми, кто благоприятен для него и кто в конечном итоге становится его друзьями и семьей.

Сознание после смерти

После смерти так или иначе нет одиночества. Человек после смерти находит тех, кого знает, тех, с кем он был связан в физическом плане. Эти души могут быть его родителями, родственниками или друзьями которые умерли ранее. Кроме того, после смерти человек также ощущает, чувтсвует тех друзей и членов семьи, которые еще живы. Он может видеть их, он может настроиться на их эмоции, а также на их мышление.

Можем ли мы с радостью принять смерть?

Надо признать тот факт, что сознание остается вне тела таким же, как и в физическом теле. Это сознание продолжает развиваться с еще большей легкостью, чем во время прибывания в ограниченном и обусловленном физическом теле. Смерть освобождает душу от уз этого бренного тела. Поэтому не нужно бояться смерти и того, что лежит за ее пределами. На самом деле нужно научиться видеть в смерти не только плохую сторону, испытывая чувство предстоящей разлуки с близкими, но и хорошую, ведь смерть — это переход к высшему сознанию. Свобода от ограничений физического тела – это не наказание, как привыкли мы думать, а настоящая милость Бога. Но вместе с тем следует ценить жизнь, и использовать максимально эффективно то время, которое нам дано Творцом, пребывая в этом материальном мире.

Пусть живет душа…


Священные писания Индии, такие как Бхагавад Гита доносят до читателя мысль о вечности души и придают очень важное значение духовному развитию человека. Так почему бы нам не сделать наше физическое существование настолько приятным, насколько это возможно для того, чтобы все, кто знал нас при жизни еще долго помнили о нас в течении многих лет? Что нам терять?

Становясь осознанной душой


Мы ничего не принесли с собой в этот мир и ничего не заберем с собой тогда, когда покинем его. На самом деле, мы оставим за собой нечто больше чем просто память, если будем жить в благости и любви. Если мы станем сознательной душой, смерть будет для нас «упорядоченным» процессом, который происходит в полном сознании и с пониманием цикличности бытия.


Как только мы это поймем, страх смерти уйдет.»

vedastore.blogspot.com

Memento mori. Как относиться к смерти

27 июля 2016

7611 просмотров

Валерия Кузеева
Бизнес-аналитик, учу управлять личными финансами. Считаю, что очень важные вещи в жизни — гармония и равновесие, умение их найти и сохранить. Счастливый человек.
  • ecofinclub.com
  • facebook.com/lera.kuzeeva
  • Вчера мне сообщили о смерти бывшего свёкра и, соответственно, дедушки моей дочери. Я уже давно с ним не общалась, да и в целом с родителями бывшего мужа у меня никогда не было какого-то близкого контакта. Единственное, что меня в этой ситуации заботит — как через это пройдёт моя дочь. Однако его смерть напомнила мне о другой смерти — шесть лет назад умерла моя хорошая приятельница. День, когда мне сообщили о её смерти, стал днём, когда я повзрослела.

    Источник фото: Flickr.com

    До этого я уже думала о смерти и в целом понимала, что когда-нибудь мы все умрём. Но мне почему-то казалось, что это случится ещё очень не скоро, когда-то потом, когда я сама или мои близкие люди будем уже старыми. При этом я читала новости, знала о том, что регулярно происходят авто- или авиакатастрофы, что где-то на кого-то нападают или люди гибнут во время военных действий. Но мне казалось, что это не про меня, не про мою семью или друзей. Нам часто кажется, что беда может случиться с кем-то другим, а не с нами. Вот и я так думала. А потом смерть забрала девушку, которую я близко знала, и это было не где-то там «в новостях», а здесь и сейчас, прямо рядом со мной.

    Первой моей реакцией был протест. Мне хотелось кричать «Это нечестно! Несправедливо! Люди не должны умирать всего в двадцать восемь лет!» Но потом пришло осознание фразы, которую Булгаков вложил в уста Воланда («Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»),  и это сильно изменило мой взгляд на жизнь.

    Каждый из нас действительно может умереть в любой момент. И не только из-за собственного рискованного поведения, не только из-за болезни, которую не успели диагностировать, а банально из-за того, что какая-то Аннушка, возможно, уже разлила масло.

    До этого я не раз читала совет жить каждый день так, будто он последний. Но, знаете, одно дело об этом читать, а другое — прочувствовать и принять каждой клеточкой. После того, как я полностью приняла тот факт, что и я сама, и любой из моих знакомых может в любой момент умереть, в моей жизни произошли следующие изменения.

    1. Многие отмечают самостоятельность моей дочери. В свои одиннадцать лет она не по-детски рассуждает, способна сама разобраться со многими вопросами, умеет отстаивать свою точку зрения, знает, чего хочет от жизни, и в целом во многих вопросах ведёт себя по-взрослому. Она такая, потому что шесть лет назад я осознала, что могу умереть в любой момент, и потому чем быстрее она станет самостоятельным и независимым человеком, тем в большей безопасности она будет, если меня вдруг не станет. Конечно, она ещё маленькая и не может быть независимой в том, что касается бытовых нужд (она не зарабатывает деньги, не умеет делать многих вещей по дому и т.п.), но за это я не беспокоюсь: у неё достаточно родственников, с которыми она сможет жить и которые обеспечат ей бытовой комфорт. Но вот уже шесть лет я стремлюсь воспитать в ней и привить ей независимость и самостоятельность в собственных суждениях, чтобы она видела себя и была себе верна — имела то, что можно назвать внутренней свободой. 

    2. У меня практически не случается конфликтов с людьми. Когда я осознала, что каждый из нас может умереть в любой момент, то ясно увидела, что перед фактом вероятности внезапной смерти большинство (да практически все) поводов для конфликтов — такая фигня… Что сегодня раздражало вас в близком человеке? Представьте, что завтра этот человек умрёт, и претензии, истерика, скандал, какие-то злые и некрасивые слова будут последним, что он от вас услышал. Нормально вам будет с этим жить? А может, завтра умрёте вы, и тогда претензии, истерика или скандал станут последним воспоминанием о вас. Вы точно хотите, чтобы последним, что о вас запомнили, было вот это?  

    3. У меня появилось правило «если конфликт всё-таки произошёл, его нужно конструктивно разрешить сразу же, крайний срок — конец этого же дня». Примерно год я жила очень короткими промежутками с мыслью, что сегодняшний день — это всё, что у меня есть. И за этот год привыкла к мысли, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы день закончился, а конфликт остался неразрешённым. Если человек внезапно умрёт, я уже не смогу извиниться и попросить прощения, с этим камнем на душе мне придётся жить всю оставшуюся жизнь. Или же вдруг умру я, и тот человек тоже уже не сможет извиниться и попросить прощения, и тогда камень на душе будет у него. На самом деле я даже не тяну до конца дня: как только чувствую напряжённость в отношениях, стараюсь поговорить и прояснить, чтобы конфликт даже не произошёл.

    Это повлияло и на мой круг общения: люди, не способные к спокойному (без истерик) обсуждению ситуаций и к конструктивному решению конфликтов, исчезли из него сами собой. Для меня при общении критически важно, чтобы человек умел это делать, потому что с людьми, которые истерят по любому поводу, любят долго обижаться или не умеют конструктивно обсуждать, как раз велика вероятность попасть в ситуацию, когда уже ничего нельзя изменить. 

    4. Всё хорошее, что я хочу сказать людям, я стала говорить сразу же. Когда-то меня волновали такие вещи, как «А вдруг, если я буду говорить людям, как они мне дороги, что мне в них нравится или как для меня важны отношения с ними, они воспримут это как мою слабость и воспользуются этим против меня в каких-то своих интересах?» Когда я посмотрела на это через призму вероятности внезапной смерти любого из нас, меня перестало это волновать. Потому что мысль о том, что человек вдруг умрёт, а я останусь со всеми этими невысказанными словами, которые будут жечь меня изнутри, а уже никак их не отдать человеку, никак!.. Эта мысль так страшна, что мне стало плевать — пусть кто-то считает мои чувства слабостью, пусть думает, будто из-за того, что я дорожу отношениями, я нахожусь в какой-то зависимости, пусть попытается использовать мои чувства для манипуляции… На самом деле это даже хорошо, потому что человека видно по поступкам. Если кто-то высказанные мной чувства попытается использовать для того, чтобы манипулировать мной или к чему-то принуждать — отлично! Это даст мне информацию, что нужно  исключить этого человека из круга общения. Я вообще считаю, что предоставь человеку свободу — и он себя проявит, причём по разным аспектам. 

    5. Я научилась не привязываться к людям. Когда осознаёшь тот факт, что человек необязательно будет рядом всегда, а может исчезнуть в любой момент, то понимаешь, что зависимость от другого человека — это зона высокого риска. Поэтому я вышла из зависимостей. Раньше я не понимала, как можно любить людей, но при этом не привязываться к ним. Теперь я это умею.  

    6. Я перестала бояться смерти. По большому счёту я её и раньше не боялась. Понимала, что когда-нибудь умру, но мне казалось, что это случится только когда я постарею и впереди ещё куча лет жизни. Когда впереди ещё столько лет, то как-то глупо бояться смерти и я рассуждала: «Вот когда буду старой, тогда об этом и подумаю». А когда я осознала, что завтра меня может насмерть сбить машина, тут-то я и испугалась, потому что «Нет, я не готова умереть завтра, я же ещё столько всего не успела сделать!» Одновременно я почувствовала отчаяние, потому что ясно было видно, что сделать всё это за один день невозможно.

    Тогда до меня дошли банальные истины, о которых мама твердила с детства: что нужно соблюдать правила дорожного движения; зимой тепло одеваться; правильно питаться; не дожидаться, пока заболит, а регулярно проходить диспансеризацию и сдавать анализы; не ходить в одиночестве по тёмным переулкам; не заходить в лифт с незнакомцами и т.д. Я осознала, что моё здоровье и безопасность — это зона моей личной ответственности.

    Параллельно с заботой о собственном здоровье и безопасности я начала наводить порядок во всех сферах жизни. Вы наверно видели, как в кино пациенту сообщают, что у него рак, и говорят «У вас есть полгода, чтобы привести дела в порядок». Вот этим и я начала заниматься. На данный момент у меня такой порядок в голове, в жизни, в доме, в делах и в отношениях, что если передо мной возникнет сверкающий ангел и спросит: «Лера, готова ли ты умереть прямо сейчас?» я спокойно отвечу «Да». Даже долгосрочные цели я поставила и спланировала так, чтобы моя внезапная смерть не помешала их достижению.

    Единственное, чего я боюсь в том, что может быть связано со смертью — я боюсь умереть больно. Самой физической боли боюсь. Выбор способа умереть это, конечно, уже нечто из категории out of my control. Но я буду рада, если у нас в стране законодательно разрешат эвтаназию. 

    6. Я осознала, что всё, что я хочу сделать, надо делать СЕЙЧАС. Особенно, если это касается того, чтобы что-то сделать для близких людей. Да-да, потому что завтра меня может уже не быть и надо успеть.

    7. Я задумалась над тем, что останется после меня, если завтра я умру. По-настоящему задумалась. В своем курсе обучения управлению личными финансами я даю людям задание — подсчитать свои активы. Так же и я шесть лет назад — села с листочком бумаги и написала, что в случае моей внезапной смерти после меня останется, чем бы я могла гордиться. Из всего, чем я в жизни занималась и сделала, как ценное я на тот момент отметила только дочь и сделанные мной шесть авторских кукол, которые были подарены или проданы коллекционерам, кого-то радуют и будут радовать после моей смерти. После этого произошло ещё одно кардинальное изменение: вместо того, чтобы думать о том, как получить, я сконцентрировалась на том, чтобы отдавать. Потому что только то, что я отдала, останется и когда меня не станет. Заодно я посмотрела на свою работу, спросила: «Это то, чем я хочу запомниться?», и поняла, что нет. И со временем нашла то, чем я действительно хочу заниматься, какую хочу принести пользу и какую о себе оставить память.

    8. Я стала тщательнее следить за тем, что я транслирую в мир. Сказала себе: «Лера, каждое твоё сказанное слово или пост в соцсетях могут быть последним, что ты скажешь». И начала фильтровать свою речь с помощью вопроса «Понравится ли мне, если эти слова навсегда станут последними словами, которые я произнесла?» В итоге я не стала говорить меньше. 🙂 Но я стала говорить другое

    9. Я поняла, что «счастье» — это очень просто. Что лично для меня для того, чтобы чувствовать себя счастливой, достаточно каждый вечер отходить ко сну мирно: без угрызений совести, без сожалений, без внутренних конфликтов и обид. Такой вот нехитрый дзен. Что-то подобное звучало в «Войне и мире» из уст князя Болконского во время их разговора с Пьером после Аустерлица: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол». Но из уст князя Андрея это прозвучало немного цинично, а меня почему-то наполняет невероятно тёплым спокойствием. 

    Иногда мне задают вопрос: «Лера, как можно жить, постоянно помня о смерти?!» Друзья, прекрасно можно жить. С наслаждением. Потому что смотреть на жизнь через призму смерти это как смотреть на свет, находясь в темноте: жизнь сияет ослепительно ярко.

     

    Саморазвитие #смыслы 

    interesno.co

    ​КАК СЛАВЯНЕ ОТНОСИЛИСЬ К ЖИЗНИ И К СМЕРТИ .

    То, как Вы относитесь к смерти, формирует Вашу жизнь. Посмотрим, во что верили арии и их потомки, славяне, и что такое для них была правильная жизнь.

    Мы Бога не боимся

    Славяне не были атеистами, когда отсутствие веры в высшие силы и бессмертие души разрешает любые поступки. В их миропорядке были Боги, были высшие силы, было понимание божеских заветов – все, что есть и у христиан, мусульман, буддистов и т.д. И, конечно, именно божеские заповеди определяли мораль, формировали совесть, руководили мирскими поступками.

    Но поразительное отношение славян к миру, Богам и к себе, в любом случае нельзя назвать «богобоязненным»! И пропасть лежит между славянской верой и христианской, где основной заповедью является: «Я, раб Божий».

    Славяне верили в Правь, и знали, что мир устроен ПРАВильно, по законам светлых Богов. Этим можно поражаться бесконечно, но отсутствие пороков, которые сейчас процветают, в те времена строилось на гордом ощущении: «Мы потомки Богов». Своих предков надо уважать, просить совета и помощи, но как их можно бояться? Славяне и не боялись.

    Нет ни Рая, ни Ада

    На иллюстрации «Устройство мира» (см. ниже) показано то, как славяне представляли себе мир.

    Мы с Вами живем в Яви – отсюда выражения «наяву», «мечта стала явью», «являться» в значении быть. Явь — мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь, осязаемый, плотский, вещественный. Мир явный, это мир людей, мир, в котором человек лишь гость. Душа, временно обретая плоть, проходя через явное состояние, учится и совершенствуется.

    Но, одновременно, существует Правь – и наш миропорядок в явном мире — это отображение мира Прави. Жить «неПРАВильно» — это значит, нарушать сложившийся миропорядок. Правь также называлась «Светлый Ирий» и состояла из девяти небес. На седьмом небе жили Светлые Боги Прави. Отсюда выражение «Оказался на седьмом небе» как синоним высшего счастья.

    И, наконец, Навь – это мир, в который уходит Душа в ожидании следующих явных жизней. И что очень важно! Вспомните заветы христианской религии – надо соблюдать заповеди, потому – что надо «спасать душу», иначе она попадет в Ад. У славян в период расцвета культуры не было понятия Ада (только позднее, под влиянием той же христианской религии, произошли искажения – появилось представление о Пекле (как нижнем мире, где страдает душа) и о том, что некоторые души поднимаются в Правь, Светлый Ирий)!

    Не было ни Рая, ни Ада, и это означало, с точки зрения психологии, что у славян не было основных внешних регуляторов поведения – ни позитивной мотивации в виде пряника («будешь хорошо себя вести, попадешь в Рай и блаженствовать вечно»), ни отрицательной мотивации в виде кнута («будешь плохо себя вести, попадешь в Ад и вечно гореть в адском пламени»).

    И, если Вы задумаетесь от том, как целый народ жил без этих регуляторов, Вы сможете понять гордую славянскую мораль: «Я человек, я Бог, и то, что я делаю, есть ПРАВильно». Изначальное самосознание, регулируемое только собственной совестью.

    Творцы против убийц

    В современном мире такое самосознание на основе исключительно внутренних регуляторов порождает как просветленных творцов, так и злодеев и убийц. Кто такие эгоисты, злодеи и убийцы? Они БезСовестные.

    Строить свою жизнь по велению Совести… Откуда берется в человеке Совесть? Совесть формируется в детстве. Именно поэтому нерушимыми славянскими традициями были свадебные обряды, закрепляющими начало семьи на всю жизнь, крепость семейных уз для воспитания следующего поколения. Только в таких условиях у ребенка формируется правильное мировоззрение – внутренняя свобода, регулируемая правильной совестью.

    Именно поэтому мы можем признать, что наши предки славяне были талантливым народом — свободным и живущим правильно. Вы ведь знаете, что верховным Богом славян был Сварог, Бог – кузнец, из искр кузнецы которого рождались Боги, а, если эта искра попадала на человека, то в нем просыпался Творец. Отсюда выражение «искра Божья», которая означает талант.

    Как нам разбудить генетическую Совесть?

    Некоторые из нас уже проснулись – не случайно мы сейчас здесь, на этом сайте, ищем какие-то ответы на потаенные вопросы.

    СМЕРТЬ

    Наравне с ЖИЗНЬЮ, самым важным «спутником» для Человека становится и СМЕРТЬ, что изначально заложено Создателем в структуру Мiроздания. Рождение есть Смерть, а Смерть есть Рождение новое – смена циклов в восходящем потоке. СМЕРТЬ (смерте – фонетически): Смена МЕРности Те (это) или «сие утвержденная передача, творимая через разграничение». Т.е., в свой сРОК каждый из нас сменит мерность своего существования (получит «смерть») и станет Сущностью другого Мiра, совершив переход через измерения и пространства. Что же касается академической науки, то она вполне согласна с бытующим у работников Загса мнением, что после выдачи соответствующего свидетельства, человек вычёркивается из Жизни раз и навсегда.

    Погребение тела – это зло

    Обряд закапывания тела в землю принесли на Русь христиане с Израиля. Но там закапывали не столько в землю, сколько в песок, а в песке при жаркой температуре тело высыхало и мумифицировалось, т.е. оно не гнило, а иссыхало всё и превращалось в прах. Т.е. там это происходило за счёт природной солнечной жары и температуры, там влажность маленькая, и получалось, как бы через песчаный огонь тело сжигалось.

    Вот что говорили наши Предки о погребении:
    «Не оскверняйте и не отравляйте, Вы, тленом людским Святую землю Предков Ваших, погребая умерших близких своих в ямы земные, как это сотворяют язычники https://vk.com/wall-136471669_12272. А сотворяйте для умерших близких своих, Кроды великие и Лодьи просторные, соединяя всех умерших своих с Чистым Священным Огнём» — Волхв Велимудр https://vk.com/wall-136471669_5759 .

    Крода – погребальный костёр

    Крода – это погребальный костёр, на котором происходит всесожжение тела умершего, чтобы его Душа https://vk.com/wall-136471669_13593 легко поднялась в Небесный Мир, т.е. к-Роду. Пламя, это наиболее быстрый способ оборвать связь Души с телом.

    При погребении тела (этот обряд к нам принесли христиане) остаются нити, которые связывают сущность человека с физическим телом, и полностью Душа освобождается от мёртвого тела только через год, когда завершается распад органики. А при сгорании, органика расщепляется быстро и Душа сразу освобождается от мёртвой оболочки. Наши Предки прекрасно знали, что происходит с Душой, поэтому погребение называли глупостью:

    «Вы, арабы, глупы. Вы берёте самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы [русы] сжигаем его во мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай»
    «Записки» о похоронах русов, Ибн Фадлан — арабский путешественник Х века.

    Курган

    После кремации тела на Кроде пепел собирали в домовину (сейчас называют урной), а оставшийся пепел рассыпали над полями этого Рода. Затем делали следующую конструкцию: столб, на нём набита площадка, на площадке 4 столбика, в центре домовина и рядом зажигали огневицу https://vk.com/wall-136471669_7164. У центрального столба размещали вещи необходимые для следующей жизни. Затем на 4 столбика надевалась крышка, и сверху всё покрывал белый плат, который полностью закрывал квадрат с домовиной, опускался ниже подножья. Все родственники брали горсть земли и бросали, получался курган, который полностью скрывал всю утварь, всё, что было пожертвовано. Рядом или сверху ставили поминальный камень. Т.е. могилу покойного засыпали только руками, и до наших дней сохранилась традиция бросать горсть земли в могилу.

    Курганы делались на погосте http://derzhavarus.ru/ognevica.html, рядом стоял Куммир https://vk.com/wall-136471669_5115 Рода https://vk.com/wall-136471669_12938, и череп который оставался от кремации (потому что кость более плотная) ложился рядом с другими черепами у этого Куммира. Там же горел огонь и приносились требы, дары. Рядом, если это был воин, устраивалось представление — прошлые бои, в которых он участвовал, т.е. как бы Богам показывали, как он побеждал врагов. Потом накрывались столы и поминали умершего.

    Погребальная Ладья

    Или делали погребальную ладью, на которой было всё необходимое умершему. Если дети уже были взрослые, то на ладью также входила и жена, т.е. оставалась со своим мужем. Потом лучники зажжёнными стрелами поджигали ладью, и она с мужем как бы уносилась на этой огненной ладье в Сваргу. Если оставались малые дети, т.е. жена должна была заниматься детьми, то по желанию любая женщина могла взойти вместо жены на ладью, чтобы умершему не скучно было дожидаться, и уйти в Высший Мир. Перед тем как взойти на ладью, жене давали специальный напиток, она засыпала, чтобы для неё это всё происходило безболезненно.

    После того, как эти обряды увидели индусы (как у арийцев сами женщины всходили на погребальный костёр или ладью), они чтобы уподобиться белым Богам ввели это и у себя, но в обязательном порядке, т.е. муж умер, жена обязана идти на погребальный костёр. До этого индусы прятали умерших в пещерах, замуровывали.

    Заповеди о Кроде

    Заповеди Стрибога:
    * Да не оскверните вы тленом своим Святу землю Предков ваших, коия полита Кровью и Потом Дедов ваших.
    * Облегчайте уход близким вашим через Кроды Великие и Лодьи просторные, дабы могли Души близких ваших с дымом Кродным подняться во Сваргу Пречистую к Предкам вашим.

    Заповеди Одина:
    * Каждый умерший должен отправляться в Небесный Мир на Огненном Корабле или через Великий костёр Кроды, и добро его должно возноситься на Корабль или Кроду. Ибо каждый должен прийти в Волхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что сам закопал в Землю.
    * Пепел умершего надо бросать в воды реки или моря, или собрав в кувшин, зарывать в землю, а в Память о Ведающих людях необходимо насыпать курган, а по всем Стоящим людям надо ставить Памятный Камень.

    «Не оскверняйте и не отравляйте, Вы, тленом людским Святую землю Предков Ваших, погребая умерших близких своих в ямы земные, как это сотворяют язычники https://vk.com/wall-136471669_12272. А сотворяйте для умерших близких своих, Кроды великие и Лодьи просторные, соединяя всех умерших своих с Чистым Священным Огнём» — Волхв Велимудр https://vk.com/wall-136471669_5759 .

    rusichi.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.