Группа и личность в психологии – Личность в группе

Личность в группе

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой групп: Г. Андреева, Ф. Тейлор и др. Далее рассмотрим понятие группы и личности, личность внутри группы, а также социальную роль и социальный статус.

Понятие группы и личности

Определение 1

Группа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.

Определение 2

Общее понятие термина «личность» звучит следующим образом: личность – определенное понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивидуального сознания и др.

Определение 3

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности.

Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Личность внутри группы

Рассмотрим, как происходит наделение личности новыми свойства внутри группы.

  1. Продукт деятельности группы – это совместный результат каждого члена группы.

  2. Проявление качеств личности происходит в различных устоявшихся моделях общения группы.

Модель взаимодействия личности и коллектива показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Личность и коллектив

Социальная роль и социальный статус

Социальная роль представляет собой определенный способ поведения индивида в зависимости от позиции в обществе. Примерами социальных ролей могут служить:

  1. Половые,

  2. Профессиональные и др.

Структура социальной роли:

  1. Ролевые ожидания,

  2. Ролевое поведение.

Существует несколько факторов, которые предопределяют сам способ исполнения роли. К ним относятся:

  1. Психологические особенности личности,

  2. Личностные идеалы,

  3. Понимание роли в самой группе,

  4. Некоторые элементы группы – степень ее сплоченности, особенности санкций,

  5. Референтность группы.

Замечание

Как правило, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением нельзя поставить знак равенства.

Выделяется несколько компонентов в социальной роли:

  1. Описание определенного поведения, которое должно соответствовать роли.

  2. Требования, предъявляемые к данному типу поведения.

  3. Оценка той или иной роли.

  4. Санкции.

Определение 4

Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Замечание 1

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.

Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.

Рисунок 2. Социальный статус

spravochnick.ru

Группа и личность

Содержание

Введение. 3

1. Личность. 4

1.1. Определение личности. 4

1.2. Социальная личность. 6

2. Группа. 7

2.2. Определение группы.. 7

2.2. Виды групп. 7

2.3. Лидерство в группах. 12

3. Влияние группы на личность. 14

3.1. События и процессы, происходящие в группа, их влияние на личность 14

3.2. Зависимость самооценки личности от влияния группы.. 16

3.3. Негативные моменты взаимоотношения личности и общества в современном мире. 16

Заключение. 20

Использованные источники. 21

Введение

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. “Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество”, — писал К. Маркс. Проблему личности нельзя решать без четкой постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичной группой: семейной, учебной, трудовой. Только через группу каждый её член входит в общество. Отсюда понятна решающая роль личности – роль исключительно важной “клеточки” целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в группе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. И как каждая личность несет на себе печать своей группы, так и каждая группа несет на себе печать составляющих её членов: будучи формирующим началом личностей, она сама формируется ими.

1. Личность

1.1. Определение личности

Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его индивидуальность.

Личность можно рассматривать как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Личность – это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра – “Я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом “Я” есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовно-смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа “Я” с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности – психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Слово “характер”, употребленное в качестве синонима слову “личность”, означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.

1.2. Социальная личность

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п., то есть в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Социальные обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

2. Группа

2.2. Определение группы

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Фридман Л. И., Кулагина И. Ю дают следующее определение: «Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.

2.2. Виды групп

Выделяют несколько видов групп:

Условные группы . Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

Реальные группы . В основу их классификации положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Группы бывают большими и малыми, условными и реальными. Реальные группы делятся на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.

mirznanii.com

Личность в группе — Социальная психология. Конспект лекций

Поделись с друзьями

Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. И здесь важна роль конкретной группы. Личностью не рождаются,  поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление.

Докажем, что группа действительно “наделяет” личность определенными свойствами.

1) Любой продукт деятельности производится в группе и является результатом активности каждого. В результате деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, и, следовательно, оценивается ими. Такая оценка предполагает существование некоторых нормативов. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы. И они каждой личностью осознаются и развиваются.

2) Всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности. Демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой через групповые критерии. Это также способствует наделению личности “нужными” группе качествами.

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

Социальная рольэто соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности. Примерами социальных ролей являются также половые роли, профессиональные, этнические. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Исполняя много разных ролей, человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта, когда ему предъявляются противоположные социальные требования. В разных ситуациях человек исполняет различные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.

Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному “Я”.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций называется статусом и предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто он обусловлен занимаемой должностью.

Социальный статусположение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.

Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.

students-library.com

Личность и группа. Проблема взаимоотношений

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

1.  Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

Проблема общности в социальной психологии

Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, то есть через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы — чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования «они». «Мы — чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, то есть позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

Проблемы социальной психологии

Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, то есть прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

studfiles.net

Личность и группа

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Общее представление о личности и социальных группах………………..4

2. Формирование и развитие личности……………………………………….7

3. Формирование и развитие группы…………………………………………8

4. Влияние группы на личность……………………………………………….9

5. Самочувствие личности в группе………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы ………………………………………………………….17

Введение

В отечественной психологии существуют свои традиции исследования социальной группы и личности. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека в группах, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Чем объясняется постоянный интерес к понятиям личность и социальная группа ? Во-первых, группа выступает важнейшим фактором изучения личности, во-вторых, исследования поведения личности в группах дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Таким образом, при рассмотрении таких понятий как личность и социальная группа, необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения которые позволяют классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.

Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе и восприятия членов этой группы друг друга, что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов.

Целью этой работы является изучение и межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе.

1. Общее представление о личности и социальных группах

Начнем с того, что любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа », но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д.

Во втором же, это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д.

Таким образом, анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

· Наличие взаимодействия между ее членами;

· Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением, два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.

В социологии существуют различные виды социальных групп, рассмотрим такие как, вторичные и первичные:

Первичные группы . Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Они образуются на основе появления тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы.

Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Вторичная группа . Образуется из людей, чьё взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге.

Анализируя все вышесказанное, нельзя не отметить важность изучения всего разнообразия социальных групп, существующих в обществе. Во-первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в школе, на работе и т.д., ибо только в групповой жизни он формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.

Отметим, что личность формируется именно в групповой жизни, так когда человека можно считать личностью?

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности . Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности .

Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Если иметь в виду указанные ограничения то личность можно обозначить так: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».[1]

Необходимо помнить, что структура личности складывается из эмоций, мотивации, волевых качеств, социальных установок, способностей, и тем самым имеет тесную связь с группой.

2. Формирование и развитие личности

Рассмотрим процесс формирования личности. Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта — это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека и является эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности, развитие личности происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

mirznanii.com

Личность и группа

Содержание

Введение

  1. Социальная природа личности
  2. Влияние группы на поведение личности

Заключение

Список литературы

Введение

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяетсоциальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны. Это многообразие выявляется в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Социальные качества человека существуют как целостная система.

Особое внимание к проблемам межличностного взаимодействия обусловлено их ролью в формировании личности, развитии общественных отношений. В силу специфики своего воздействия на личность, общение является важнейшим фактором духовного развития общества. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. В каждом обществе откладывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между людьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на общение.

В социальной психологии существует множество теорий, описывающих поведение личности в процессе межличностное взаимодействия. К ним относятся: бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр.

Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме «стимул — реакция». На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения.

Вместе с тем, бихевиоризм оказал существенное влияние на психологию, социологию, менеджмент. Под его влиянием сформировались некоторые школы управления, в частности, административная школа, представителями которой являются Ф. Тейлор, Ф. Гильберт, А. Файоль, школа «человеческих отношений» — М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Важной задачей является изучение и адаптация отдельных положений этих теорий к условиям управления деятельностью персонала предприятия.

Развитием бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Хоманс. Традиционная схема «стимул — реакция» здесь усложняется введением промежуточных переменных.

1. Социальная природа личности

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое качество человека, формирующееся и развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач [4, с. 19].

Мотивационная функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам личности, как потребности, мотивы, интересы.

Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

Определение личности как субъекта звучит так: Личностью является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая Форма самосознание, тем полнее и ярче развита его личность. Психические болезни являются одновременно и болезнями сознания, и болезнями личности. Нарушая различные стороны сознания, они тем самым разрушают личность [2, с. 37].

Все остальные определения личности, ее свойств, отношений и структур являются, согласно этой точке зрения, производными от определения личности как носителя сознания — субъекта. Среди них отмечается понятие я. Иногда понятия личность и я отождествляются, с чем, однако, согласиться нельзя. Личность — понятие более широкое, а ясвязано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания [2, с. 38].

Определение личности посредством понятия субъекта позволяет выделить комплекс важных характеристик личности. Однако сама трактовка субъекта как носителя сознания ограничивает не только понятие субъекта, но и личности, поскольку исключает из сферы ее психического развития бессознательные или несознаваемые переживания, мотивы, установки и т.д. Впрочем, даже и при таком расширении понятия личности оно не исчерпывается лишь психологическими характеристиками, поскольку ее статус и социальные функции сами являются определителями этих характеристик.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поощрения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо — личность, субъекта и объекта исторического процесса. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности — личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Говоря о том, что субъект деятельности — личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект — общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе. Именно личность, а не организм человека, не природный индивид, рассматриваемый в сфере биологических законов, — носитель свойств человека как субъекта. Поэтому для обнаружения этих свойств необходимо исследовать человека как личность в системе общественных отношений.

Сложнейшая целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности. Уровень активности человека и социальный уровень его существования в общем совпадают. Однако уже из противоречия между развитием деятельности и реальным положением человека в обществе видно, что совпадение субъекта и личности относительно. Больше того, именно расхождение между ними’ составляет главнейшую психологическую форму человеческой истории. Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом антагонистическом обществе определяются множеством факторов, не имеющих никакого отношения к продуктивности основных деятельностей [3, с. 42].

Один из факторов обусловливающий обособление в человеке личности и субъекта, это позиции личности в обществе, в сложной системе иерархии отношений. Всякого рода привилегии (сословные, расовые, национальные, профессиональные и т. д.) определяют престиж, репутацию и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в общественное развитие.

Активность личности может выступать и в форме использования этих привилегий как средства воздействия на других людей и присвоения продуктов их деятельности силой привилегий. В такой позиции свойства субъекта не имеют какого-либо значения для личности, объективно формирующейся согласно экстремистской и агрессивной стратегии присвоения путем отчуждения продуктов деятельности других людей, а подчас и их потенциалов.

Важно подчеркнуть, что в единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе, так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, то есть члена определенного общества, сословия, профессиональной группы и т. д.

Личность как общественный индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество [4, с. 31].

Такой структурной единицей, элементом общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, к обществу в целом создают коллектив.

Каждая группа (малая или большая) имеет структуру и инструкции, определяющие функции и роль каждого ее представителя.

Эстетическое отношение к природе связано с общим типом общественных отношений и нравственными идеалами личности как члена определенного класса, сословия, профессии и т. д. Больше того, личность, непосредственно связанная со структурой своей группы и общества, не входит в непосредственные связи и с природой данного индивида, за исключением некоторых из его свойств. К таким исключениям можно отнести возрастно-половые свойства при родной организации человека. Поэтому личность является только социальным образованием, объектом и субъектом исторического процесса. Ни социологические, ни биосоциальные концепции не могут раскрыть ее сущность и свойства, существующие в форме многообразных общественных отношений.

Формирование личности путем интериоризации — присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения — есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.

Приведем ряд характеристик личности, ее основных параметров. Личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в социальной структуре общества. Принадлежность личности к определенной группе в социальной структуре общества составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т. д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность [1, с. 31].

Таким образом, все перечисленные выше характеристики личности есть действительно характеристики и общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения природные свойства человека как индивида. Любые из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию господствующей идеологии. В современной зарубежной психологии личности и социальной психологии широко распространены представления о личности как известном наборе ролей, которые она играет в обществе. Это представление превращает роль в первичный феномен личности, определяющий меру его из начального конфликта с обществом. На самом деле конкретная роль личности запрограммирована, задана довольно жестко той общественной функцией, которую она со всей необходимостью выполняет в определенной социальной ситуации развития. Переход от одной функции к другой, от одного уровня обязанностей и прав к другому совершается по мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции.

Каждое общество и государство регулируют эти переходы определенными возрастными индексами права: избирательного, трудового, уголовного и т. д. То, что почти всегда во всех системах законодательства, несмотря на их принципиальные классовые различия, не совпадают эти возрастные индексы (например, избирательного права, получения паспорта, уголовной ответственности, разные меры определения трудоспособности рабочих, подростков и молодых людей), свидетельствует об учете неравномерного характера развития ролей личности одного и того же формирующегося человека [8, с. 52].

Кроме возрастных индексов, характеризующих нижние пределы правоспособности, трудоспособности человека, существуют верхние пределы в смене ролей личности. Все это важные моменты развития человека как общественного индивида, участвующего в различных социальных структурах, но находящегося всегда в определенной фазе психофизиологического развития.

Таким образом, во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения.

2. Влияние группы на поведение личности

С точки зрения управленческого общения наибольший интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:

а) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

в) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

г) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньшие усилия для их удовлетворения [5; с. 243].

Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. С помощью его теории может быть описано и взаимодействие руководителя и подчиненного в управлении.

С теорией обмена перекликается и развивает ее, так называемая, теория справедливости, которую представляют, в частности, Р. Хьюсман, Дж. Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:

  1. Люди оценивают свои взаимоотношения с другими путем сравнения того, что они вкладывают и того, что получают взамен. В результате оценки может быть одна из трех ситуаций:

а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;

б) они ощущают, что их переоценивают — получают больше, чем вкладывают;

в) вклад оказывается равным отдаче — в этом случае взаимодействие оценивается как справедливое.

  1. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, переживаний. Переоценка вызывает чувство вины, недооценка заставляет людей испытывать обиду. Люди, которые считают себя недооцененными, значительно меньше удовлетворены работой.
  2. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость:

а) путем уменьшения своего вклада:

— опаздывая на работу,

— сокращая объем выполняемой работы,

— уклоняясь от выполнения работы, «имитируя» деятельность;

б) добиваясь большей отдачи, требуя:

— увеличения зарплаты, премий,

— продвижения по службе,

— улучшения условий труда;

в) прекращая взаимоотношения (увольнение). Вместе с тем, не все люди одинаково относятся к разнице вклада и отдачи.

Здесь выделяются следующие группы людей:

1) альтруисты — хотят вкладывать больше, чем получать;

2) чувствительные к справедливости — стремятся к равновесию;

3) эгоисты — хотят получать больше, чем вкладывать.

Теория справедливости имеет большое практическое значение для регулирования взаимодействия руководителя и подчиненного в процессе управления. Субъективный характер восприятия справедливости содержит большие возможности воздействия на подчиненного. Если восприятие справедливости субъективно, то его можно изменять, оставляя неизменными внешние обстоятельства, т.е. путем информирования, убеждения подчиненного, формирования у него других оценочных суждений. Если чувство недооценки у подчиненного необоснованно и не отражает действительного положения вещей, то нужно изменить характер его восприятия ситуации.

По мнению Р. Хьюстона и Дж. Хэтфилда, это можно сделать двумя способами:

  1. Изменив восприятие человеком своего вклада. В управленческом общении это достигается путем сравнения процесса и результатов работы подчиненного с деятельностью его более результативных коллег. Эффективным может оказаться обращение к его деятельности на предыдущей работе, а также сопоставление его собственных возможностей с достигнутыми результатами. Полезным с этой точки зрения может оказаться пересмотр конкретных результатов работы исполнителя, которые с учетом динамичного изменения обстановки могут оказаться недостаточно удовлетворительными.
  2. Изменив восприятие отдачи. Такое изменение осуществляется посредством сравнения получаемого подчиненным вознаграждения с заработной платой других служащих. Нужно объяснить, что подчиненный может иметь в перспективе, указать на признание, которым он пользуется в коллективе, сравнить с признанием и вознаграждением на прежней работе. Подчеркнуть, что многие стремятся оказаться на его должности и были бы вполне удовлетворены тем положением и вознаграждением, которое он получает.

Наиболее близким к теории общения, созданной отечественной психологии является символический интеракционизм, в котором подробно исследуется интерактивная сторона общения.

Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция, таким образом, определяется символом, который выступает в качестве стимула. Наиболее важными символами являются слова, так как с их помощью мы придаем значение предметам и явлениям, которые иначе остались бы лишенными смысла. Человеческое общение обусловлено способностью его участников одинаково интерпретировать значения определенных символов.

По мнению психологов, символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но сосредоточен, в основном, на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия. Интерактивный аспект общения в такой концепции отрывается от содержания предметной деятельности. Извлечение из теории символического интеракционизма практических выводов и рекомендаций для управленческого общения может быть предметом дальнейших исследований.

Э. Гофман разработал теорию социальной драматургии, описывающую взаимодействие людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать, как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.

В качестве своеобразной иллюстрации теории социальной драматургии можно рассматривать известные работы Д. Карнеги, в которых основными приемами манипулирования другими людьми также являются создание необходимого впечатления о себе, влияние на понимание партнером ситуации. Разумеется, что описание управленческого общения с позиций теории социальной драматургии представляет собой едва ли разрешимую задачу. Но ее отдельные положения могут быть использованы при разработке методов психологического воздействия на подчиненного, анализе отдельных поведенческих проявлений участников управленческих отношений.

Согласно психоаналитической теории, основателем которой является 3. Фрейд, взаимодействие людей определяется в большей степени подсознанием, чем осознанным выбором. Психическая структура личности, которая имеет непосредственное отношение к закономерностям общения, по Фрейду, как уже упоминалось, состоит из трех уровней — «Оно», «Я», и «Сверх-Я». Принципиально различное содержание этих уровней сознания приводит к стрессовому напряжению, которое снимается благодаря вытеснению и сублимации, а также другим механизмам психологической защиты личности [10; с. 141].

Теория 3. Фрейда не лишена недостатков. В частности, его описание влечений основано на слишком упрощенной схеме, в концепции используются абстрактные построения, не подтвержденные экспериментальными данными. Вместе с тем, знание ее положений необходимо не только для более глубокого понимания мотивов поведения людей.

Трансакционный анализ, являющийся развитием психоаналитической теории, представлен именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джинджевилла и др. Изучая уровень «Я» в психологической структуре личности, Эрик Берн пришел к выводу, что у каждого человека набор поведенческих реакций соотносится с определенным состоянием его сознания. Анализируя репертуар этих состояний, он разбил их на следующие категории:

1) состояния «Я», сходные с образами родителей;

2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния «Я», продолжающие действовать с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний Э. Берн называет «родитель», «взрослый», «ребенок».

Эти состояния — нормальные психологические феномены, которые человек обнаруживает в социальной группе в определенный момент времени. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека, «ребенок» является источником радости, интуиции, творчества, очарования. Состояние «взрослый» также необходимо для жизни. В этом состоянии человек перерабатывает информацию, прогнозирует события, оценивает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Благодаря «родителю» многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь значительное количество энергии и времени. Это освобождает «взрослого» от необходимости принимать множество решений. «Взрослый», в свою очередь, контролирует действия «родителя» и «ребенка» и является своеобразным посредником между ними [10; с. 143].

Таким образом, структурная диаграмма уровня «Я» личности будет включать состояния «родителя», «взрослого» и «ребенка». Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями «Я», которые преобладают в данный момент и которые, следовательно, ответственны за результаты и процесс общения.

Важнейшим понятием рассматриваемой теории является трансакция, которая, согласно Э. Берну, представляет собой единство трансакционного стимула и трансакционной реакции. В качестве трансакционного стимула выступает любое обращение (речевое или неречевое) к партнеру, или даже демонстрация осведомленности о его присутствии. Любые действия партнера, вызванные трансакционным стимулом, считаются трансакционной реакцией. По результатам трансакционного анализа различаются следующие виды трансакций:

а) дополнительные,

б) пересекающиеся.

Дополнительными будут трансакции, в которых ответственными за стимул и реакции являются «взрослый и взрослый» или «взрослый и ребенок». В таких трансакциях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Пока трансакции дополнительны, утверждает Э. Берн, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться неопределенно долго.

Следует отметить, что трансакционный анализ является одной из наиболее продуктивных теорий, объясняющих человеческое общение и поведение личности в группе. Эта теория объясняет и дает пути разрешения некоторых конфликтов, дает ключ к углублению взаимопонимания между людьми, повышает эффективность их взаимодействия.

Таким образом, в течение своей жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны ряда различных групп, в состав которых она входит. Однако нельзя не заметить, что одни группы существенно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие – незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.

Заключение

Принадлежность личности к определенной группе в социальной структуре общества составляет основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т. д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность.

Таким образом, все перечисленные выше характеристики личности есть действительно характеристики и общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения природные свойства человека как индивида. Любые из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994 и др.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания, М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Изд-во Междун. пед. акад., 1995.
  5. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.,1994.
  6. Гительмахер Р. Б., Когаловская А. С, Марушкин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1995.
  7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
  8. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во МГУ, 1984.
  9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб.,2001.
  11. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-н-Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1986.
  12. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  14. Межличностное восприятие в группе. М.,1981.
  15. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  16. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева, М., 2002.

help-stud.ru

4.1. Личность и социальная группа. Юридическая психология

4.1. Личность и социальная группа

От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из общественных наук. Каждая наука изучает личность со своей точки зрения. Так, исторический материализм исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Личность, выступающую в качестве производительной силы и потребителя материальных ценностей, изучает политическая экономия. Предметом педагогики являются методы, формы и средства воспитания личности. Психология сосредоточивает свое внимание на внутреннем мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития. Предметом социальной психологии являются общественное мнение и настроение, коллективная воля, групповое поведение и др.

Социальные нормы — объект изучения единого комплекса общественных дисциплин, в который входит и социальная психология. Выступая как самостоятельная дисциплина, социальная психология выделяет в этом сложном объекте свой аспект, а именно те атрибутивные характеристики социальных норм, которые обеспечивают их действие как регулятора поведения индивида и группы, а также механизмы и закономерности действия социальных норм на уровне поведения и сознания личности и на групповом уровне взаимодействий. При этом социальная психология формирует свой специфический предмет исследования — нормативное поведение личности, группы и их нормативно-ценностные системы.

Изучение этого предмета — специальное направление социально-психологических исследований, которое тесно связано как со смежными общественными дисциплинами, так и с другими направлениями общей и социальной психологии — психологией общения, социально-психологическими исследованиями коллектива и групп, социальной психологией личности и т. д.

Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих связях выделяются две системы — деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций, и личные отношения, которые складываются на основе симпатий или антипатий, притяжения или отталкивания и т. д.[31]

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, крут друзей, рабочая бригада, солдаты отделения или взвода, сотрудники лаборатории, кафедры, учащиеся одного класса и т. п.), называется малой, или контактной, группой.

Более высокой формой организации является социальная группа — множество людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.

Основное назначение социальной группы — целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Социальные группы подразделяются на малые (в рамках непосредственного личного контакта) и большие (например, класс, партия, нация, определенная отрасль производства, государство).

В повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп — семья, трудовой микроколлектив, различные группы по интересам, спортивные секции и т. п.

Многие поступки человека в микросреде объясняются сто стремлением к самоутверждению в референтной группе, к утверждению такой позиции в группе, которая обеспечивает ему признание, уважение, поддержку.

Социальная группа организует внутригрупповые отношения, регламентирует их, для реализации этих отношений создаются специальные функциональные образования. Располагая определенными санкциями — мерами воздействия, они регулируют поведение людей, обеспечивают устойчивость общественной жизни, направляют ее на удовлетворение общих потребностей. Эффективность деятельности социальных институтов зависит от четкого разграничения их функций и от деперсонализации — независимости их от интересов отдельных лиц. Выделение в группе личностей, способных эффективно выполнять те или иные задачи, называется ранговым структурированием группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом называется социальной ролью.

Поведение человека в группе зависит от понимания им своей роли, ее принятия и способности ее выполнить.

Человек одновременно выполняет несколько ролей (гражданина, специалиста, отца, брата, бригадира, участника спортивной секции и т. д.). Социальная роль предполагает обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидают определенных действий. (Так, роль врача в ряде конкретных ситуаций требует выполнения соответствующих действий.) Различия в способах этих действий зависят от творческой индивидуальности человека. Чем более развита группа, тем более адекватные оценки получают люди, наиболее пригодные для той или иной роли. Та или иная роль дается личности или по инициативе группы, или по инициативе самой личности в связи с соответствующим уровнем ее притязаний — оценкой своих возможностей.

Межличностные отношения в малой группе, стиль ее жизнедеятельности в значительной мере определяются ее официальным (в формальной группе) или неофициальным руководителем, наиболее авторитетным в каком-либо отношении лицом.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.

Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью. Конформность (от лат. conformis — подобный) не следует смешивать с подражанием. Подражание является воспроизведением тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, тогда как конформность заключается в подчинении даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям личности.

Поведение людей в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающей подчинение нормам группы, — социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения, вплоть до использования мер пресечения, используется для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общности. Социальный контроль основан на сопоставлении поведения каждого человека с эталонными образцами поведения, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании определенной системы социальных ценностей.

Социальная группа характеризуется не только общностью целей, наличием внутригрупповых норм поведения и эталонных образцов, но и групповым сознанием, которое не совпадает полностью ни с общественным, ни с индивидуальным. Группа занимает определенное место в системе общественных отношений, поэтому в ее сознании отражаются элементы общественного сознания. Но поскольку группа состоит из конкретных личностей, часто входящих и в другие группы, групповое сознание отличается несистематизированностью.

Социальные группы влияют на личность не только на уровне сознания. Отдельные ситуации, жизненные коллизии, взаимодействие людей входят в сферу подсознательного. Формируются социальные установки — готовность человека к определенным действиям при определенных обстоятельствах.

В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Социальные по своему генезису требования роли становятся структурным элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и в результате интернализации (глубокого внутреннего усвоения) норм, характеризующих социальную роль. Интернализовать роль — это значит дать ей собственное, индивидуальное (личное) определение, оценить и выработать отношение к той социальной позиции, которая формирует соответствующую социальную роль. В ходе интернализации роли социально выработанные категории оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом, которые, в свою очередь, отражают систему социальных ценностей, объективно существующих в данном обществе (классе, группе) и субъективно воплощающихся в поведении индивида — носителя социальной роли.

Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Выделение этих типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации.

И. С. Кон отмечает: «Личность не может определить себя безотносительно к системе своих “социальных ролей”; она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего “Я” они как бы служат для личности точкой отсчета»[32].

Маргинальные группы населения нередко отличаются девиантным поведением

Здесь важно подчеркнуть следующее обстоятельство. Социальная роль не сводится только к правовому статусу индивида, к его служебному положению и т. д., хотя эти категории — существенная характеристика социальной роли индивида. Роль — это устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях, социальная роль не стоит «за» поведением, она и есть само поведение. В формировании роли поэтому участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе и права), но также требование и ожидание соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, обществ «значимых других» и т. д.).

Социальная группа является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Психологами было установлено, что влиянию группы, конформности в большей или меньшей мере подвержены все люди. Конформность — явление социально-психологического характера — постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность в сложных вопросах выше, чем в простых, и что конформность у людей варьирует в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста[33].

Конформизм — понятие неоднородное. Часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделяет следующие ситуации:

? человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу сотласия с их содержанием;

? не одобряет, но подчиняется;

? не одобряет и не подчиняется;

? согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им[34].

Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм; когда она вынуждена это делать под влиянием внешних факторов — «подчиняющийся» конформизм.

Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиваться их улучшения законным путем. «Подчиняющийся» конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.

Наконец, конформность по отношению к существующему правопорядку — тоже не единое понятие. Многие правонарушители не отвергают правовых норм, их социального содержания вообще, они оправдывают свое поведение разными обстоятельствами, в основном смягчающего характера (см. раздел «Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание» настоящей главы).

Степень конформизма, его направленность зависят от содержания социальных норм, существующих в той или иной группе, а также от сознательности самой личности. Члены конкретной социальной группы могут разделять нормы как совпадающие с принятой в обществе нравственностью, так и серьезно отклоняющиеся от них. В результате воздействия таких разделяемых социальных норм члены группы могут совершить противоправный поступок.

Степень конформности в поведении человека во многом зависит от того, насколько он хочет отождествить себя с социальной группой, а также от того, каким образом реагирует группа на неконформное поведение.

В свою очередь, реакция группы зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Не всякая сумма отдельных индивидов может быть названа социальной группой, лишь совокупность людей, которых объединяют общие интересы, цели, примерно одинаковый уровень социальных и моральных ценностей, можно назвать социальной группой. В социальной психологии группы делятся на «формальные», т. е. имеющие зафиксированную внешнюю структуру (цех, звено и т. п.), и «неформальные», которые не имеют такой структуры, а основаны лишь на взаимных симпатиях (взаимные склонности, положительные отношения друг к другу).

Названные группы могут совпадать, а могут и не совпадать. В неформальных группах интенсивнее протекает процесс образования условных реакций (реакций избегания или предпочтения) на эмоционально-рефлекторном уровне, в формальных — процесс обучения полезным действиям.

По социальной направленности группы в социальной психологии разделяются на социальные и антисоциальные. Следует отметить, что возможны случаи деградации нормальной социальной группы: например, алкоголик отец разрушает семью; в рамках производственного коллектива консолидируются расхитители имущества.

Между социальной и антисоциальной группами существует взаимосвязь. Установлено, что дефекты в отношениях внутри социальной группы часто влияют на возникновение антисоциальной группы[35].

Большое значение для любого человека, а для несовершеннолетнего особенно, имеет ближайшая социальная группа, так как реакция со стороны окружающих является источником поведения индивида.

Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется его ближайшим окружением. Оно часто весьма ограничено. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом.

Случается, что участник обычной нормальной социальной группы в качестве своей референтной группы избирает группу правонарушителей. Определив эталон поведения такого лица, удается объяснить те случаи, когда его поведение расходится с нормами его социальной группы. Влияние таких отрицательных групп на поведение отдельного индивида иногда бывает сильнее влияния нормальной социальной группы. Это объясняется дефектами нормальной социальной группы. Жажда товарищества, внимания, взаимного обмена эмоциональными настроениями иногда эффективнее удовлетворяется в антисоциальной группе. Разобраться в том, что же повлияло на совершение правонарушения конкретным лицом, помогает и знакомство с психологической структурой его группы. В литературе отмечается, что психологическая структура группы представляет собой сеть взаимосвязей и взаимозависимостей членов этой группы[36].

Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно более разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.

Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения, примером чему могут служить группировки рецидивистов, где все связи и взаимоотношения подчинены аморальным, преступным целям и нормальными считаются отношения, когда рядовой участник обязан выполнить любой преступный приказ главаря.

Социальная роль определяется в психологии как совокупность объективных и субъективных ожиданий, которые, в свою очередь, производны от структуры общества (социально-политической, экономической и т. д.). Наличие социальных ролей предопределяет возможность предвидеть цели и действия лица в соответствующей ситуации и избираемые им при этом средства. В случае конфликта ролей (человек одновременно входит в несколько социальных групп), например когда трудно совместить роль главы семьи и разделяемую лицом роль участника стихийно сложившейся группы алкоголиков, оно может попытаться разрешить противоречия путем противоправного поведения.

Поведение индивида, попавшего в условия межролевого конфликта, зависит как от факторов объективного порядка (т. с. основных характеристик, свойств, ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых является социально обусловленное истолкование, придание лицом конкретного смысла и значения этим объективным требованиям. Причем именно подобное субъективное истолкование непосредственно предрешает акт соответствующего поведения.

Человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора способа поведения, и от него всегда ожидается проявление нормальных реакций на взаимодействие со средой. Эти требования, в социальной психологии называемые «социальными ожиданиями», могут быть не до конца сформулированы, они как бы подразумеваются сами собой.

По мере развития личности меняются и жизненные условия, происходит смена требований. Для подавляющего большинства людей новые социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. Но не всем это под силу; наиболее часто отрицательная реакция на изменившиеся социальные условия наблюдается у подростков. Возникшее несоответствие требованиям школы, трудового коллектива подросток пытается компенсировать самоутверждением в группе подростков, таких же, как он сам. Цели существования, нормы поведения, бытующие в таких «уличных» группах, значительно отличаются в худшую сторону от норм поведения, прививаемых школой, семьей. Чаще всего именно члены этих группировок совершают такие преступления, как хулиганство, кража, ограбление.

Чтобы достичь соответствия, приходится заново оценить свои возможности и, если это необходимо, изменить свой уровень притязаний. В тех случаях, когда притязания, обусловленные завышенной самооценкой, терпят неудачу, личность переживает «аффект неадекватности». Этот социально-психологический источник антиобщественного поведения выражается в напряженности человеческих отношений и несовпадении самооценки с оценкой окружающими достоинств и возможностей человека.

Можно отметить, что соблюдение требований социальных ролей, соответствующих (в том числе) нормам уголовно-правовых запретов, прямо пропорционально степени согласия и обратно пропорционально степени разобщенности данной группы, класса, общества в целом. Именно сознание единства, поддерживающее ролевые отношения и требования, позволяет индивиду отождествлять себя с социальной ролью, естественным образом вводить ее в свой «Я-образ» и соответственно реализовывать в поведении. Оценочный, аффективный элемент социальной роли служит фундаментом социально одобряемого, в том числе правомерного поведения. С другой стороны, степень психологического отчуждения индивида от своих ролей зависит от многих причин как социального, так и психологического характера[37], и такое отчуждение во многом определяет исход ролевого конфликта.

По мере ослабления согласия, единства в отношении ролевых требований и ожиданий неизбежно возрастает функция принуждения. В этой ситуации отождествление с социальной ролью затрудняется (так как ослаблено согласие но поводу ее требований) и приходит отчуждение от нес. В этих условиях на смену принятию роли и выполнению ее требований в силу согласия с ней приходит расчетливое манипулирование ролью, ориентированное не на внутреннее усвоение ее требований, а только на внешние, негативные либо позитивные стимулы. Результатом такого расчета или манипулирования может явиться и нарушение уголовного закона (при наличии обрисованных выше условий). Условием нормального, бесконфликтного взаимодействия является осуществление координации действий индивидов — участников данного взаимодействия.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых типов поведения и свойств личности. Специфика подобного действия социальных норм и должна быть выявлена в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм. Для выявления такого воздействия социальных норм особое значение имеет анализ специфики презентации социальных норм в сознании личности, их влияния на факторы внутреннего мира личности, перестройки мотивационно-побудительной системы человека под их влиянием. Эти процессы наиболее интенсивно и эффективно осуществляются в ходе совместной групповой деятельности, общения и взаимодействия людей в ситуациях, требующих использования тех или иных социальных норм.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *