Арт терапии упражнения – Арт-терапия. Упражнения для души | Цветы жизни

Содержание

Арт-терапия упражнения и техники, польза в работе с детьми и взрослыми

Арт-терапия это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой и изобразительной деятельности. Ключевая цель такого лечения состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя. Такой метод может выступать, как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного метода. В данной статье вы узнаете о различных видах и методах арт-терапии, показания к применению, как проходят занятия и простые упражнения.

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Понятие «арт-терапия» было введено в обиход в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Основные пути достижения положительного результата – это самосознание и самовыражение.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Показания для проведения терапии искусством

Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. Речь не только о патологиях, но и о вполне нормальных для любого человека отрицательных эмоциях.

В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:

  • состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
  • эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
  • наличие страхов и фобий;
  • заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
  • состояние повышенной тревожности;
  • безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
  • замкнутая личность и состояние психического напряжения;
  • полученная психологическая травма;
  • нарушенные коммуникативные качества;
  • кризисы определенного возраста;
  • задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

  • как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
  • для увеличения эффективности психотерапии
  • ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
  • для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
  • чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
  • чтобы установить контакт с пациентом
  • для улучшения самоконтроля
  • для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента.

Виды и методы арт терапии

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие:

Методы арт-терапииОписание 
изотерапиялечение рисованием или другим изобразительным искусством
мандалотерапияоснованная на использовании мандал
музыкальная терапиятерапия музыкальными произведениями
МАКтехника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций
песочная терапиятерапия с применением песка
сказкотерапиялечение сказками
куклотерапиякуклы спешат на помощь, терапия куклами
библиотерапиялечение, основанное на религии
фототерапиянабор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии
танцевальная терапиявид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
кинотерапияпросмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога
драматерапиятеатр-драма как средство и метод лечебной терапии
глинотерапияприменение глины в лечебных целях

К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».

 

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам. Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них.

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии.

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Арт-терапия упражнения

Виды арт терапии довольно разнообразны, их арсенал все время пополняется, что позволяет найти к каждому пациенту индивидуальный подход. И все же, как и в любой психологической практике, здесь можно назвать безотказные и стопроцентно эффективные упражнения. Рассмотрим самые популярные методы и упражнения.

Изотерапия

Изотерапия — лечение посредством занятий рисованием либо изобразительным искусством. В данном случае пациенту предлагают сделать выбор между кистями и красками, карандашами либо мелкими ручками для творчества. К изотерапии прибегают, как правило, в том случае, когда у пациентов наблюдаются невротические либо психосоматические патологии, а также трудности в общении и социальной адаптации.

Упражнения:

1. Каракули. Цель методики — нарисовать хаотичным образом непрерывные линии на листе бумаги. Сначала за дело берется первый участник, затем его сменяет второй. Так происходит пока кто-нибудь не решит, что рисунок готов. После этого начинается обсуждение — каждый должен объяснить часть своего творения. В заключении все участники придумывают сюжетную историю. Такой вид творчества поможет повысить самооценку,изучить свои чувства, снять напряжение, повысить навыки общения.

2. Сюжетный рисунок. Все участники группы экспромтом делают рисунки на заданную тему. Причем выполняя каждый должен выразить свои чувства и эмоции. Это поможет разобраться в эмоциональном состоянии пациента.

3. Радость. К работе нужно приступать в расслабленном виде. Следует вспомнить радостные моменты жизни и попытаться запечатлеть их на бумаге. Это поможет улучшить эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на чувствах.

4. Рисование музыки. Прослушивая композицию, нужно попытаться выразить свои эмоции на бумаге. В результате появиться прилив сил, поднимется настроение, уйдет скованность и напряжение.

5. Рисование эмоций. В случае, когда человеку надо помочь избавиться от негатива, обиды, злости и прочих деструктивных эмоций, подойдет задание «нарисовать эмоцию». Как вариант, можно создать «колесо эмоций», используя оттенки для выражения положительного и отрицательного в своем эмоциональном самочувствии. Тем, кто любит медитировать, можно посоветовать создать так называемую медитативную картину. Все эти манипуляции хороши для любого человека, а не только для обладателя художественных навыков и способностей.

Другие упражнения и методы 

Расслабиться и снять эмоциональное напряжение может помочь терапия музыкой или пальцевый рисунок. Также можно попробовать рисовать, закрыв глаза. Таким образом, тайное и подавляемое, тщательно контролируемое подсознанием, становится явным. Для большего эффекта можно совмещать музыкальную и художественную терапию. Желательно использовать только те цвета, которые человеку нравятся и вызывают у него ощущение успокоения и прочие позитивные эмоции.

Когда задачей арт-терапевта является помощь пациенту на пути к счастью, хорошо бы на занятии создать индивидуальный коллаж этого самого счастья. Таким образом, будет понятно, к чему стремится пациент и чего ему не хватает. Еще одна изобразительная техника – это создание рисунка свободы. Также хорошо во время занятий создавать мягкие игрушки или другие приятные мелочи. Подобные занятия благотворно сказываются на психике.

Человек, которому нужно помочь пережить потерю или избавиться от психологической травмы, должен обрести покой и почувствовать себя защищенным. В этом ему поможет, например, рисование идеально спокойного места. И не важно, будет оно реальным или сказочным. Хорошо бы посредством творческого дневника превратить негатив в искусство, либо создать творческую диораму. Многим становится легче, если они нарисуют то, что их пугает. После анализа рисунка и его проработки страх становится меньше.

Помочь пациенту самовыразиться можно, предложив ему нарисовать себя в виде сказочного или реального животного, либо составить коллаж из своих положительных характеристик и преимуществ. Можно, как вариант, озадачить его созданием собственного герба или коробки ценностей. Все это повышает самооценку и помогает четче определить свои сильные стороны.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете про упражнение «Мой внутренний мир» :

Музыкотерапия

Психологическое воздействие на состояние пациента оказывается посредством музыки. В данной ситуации человек может прослушать мелодию, сыграть ее либо сочинить собственную.

Некоторые упражнения:

  1. Шум прибоя. Сначала все участники слушают звуки моря, затем пытаются изобразить это звуками. Это поможет расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон.
  2. Звуки природы. Звучит успокаивающая музыка со звуками природы. Терапевт предлагает всем сесть поудобнее и расслабиться, представив, что все участники находятся в диком лесу. Такое упражнение поможет привести в норму свои эмоции.
  3. Шторм. Все должны представить, что находятся на корабле. Начинает играть музыка Вивальди «Шторм» — на палубе рвутся паруса, ломаются мачты, корабль, как щепка метается в море. Этим пациент сможет пережить свое эмоциональное состояние. Затем наступает штиль под музыку Чайковского «Баркаролла» — ветер стихает, корабль скользит по, ровной как зеркало воде. При этом человек понимает, что все проблемы решаемы, нужно найти лишь правильный выход. В заключении играет музыка Шостаковича «Праздничная увертюра» — вот он такой долгожданный берег, родной дом. Это и есть выход из сложившихся проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия призвана помочь тем, кому тяжело выговориться, а также рассказать о собственных чувствах и переживаниях. Лепка позволяет человеку управлять собой и ощутить в себе творческое начало, что дает возможность побороть страх, обиду либо агрессию.

Несколько упражнений:

  1. Осознай себя. Всем участникам группы предлагают вылепить из глины собственную фигуру. Затем необходимо представить, что эта глиняная копия попала в какую-то жизненную ситуацию. Во время такой игры вскроются проблемы, о которых человек не может сказать вслух.
  2. Страх. Терапевт предлагает слепить самое ужасное, что было в жизни. Анализ получившейся фигуры (взгляд со стороны) поможет преодолеть проблему. В заключении вся композиция разрушается — страха больше нет.

Выбор той или иной арт-терапевтической техники зависит от цели занятия и задачи, которую надо решить, а также от особенностей самого пациента, в частности, от его возраста. Работа со взрослыми несколько отличается от творческих манипуляций с детьми.

Арт-терапия для дошкольников

Искусство как средство исцеления и общения особенно актуально для детей и подростков. Маленьким детям часто приходится полагаться на ограниченный язык для выражения сложных мыслей и эмоций, и существует барьер, который можно преодолеть с помощью вещей, которые они понимают немного лучше, таких как рисование и раскраска. Для подростков не менее важно иметь такую ​​свободную от давления и без последствий среду для своих мыслей и чувств.

Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

  1. Расслабление. Ребёнок об этом и не подозревает, но во время раскрашивания его мозг отдыхает. Улучшение концентрации. Сосредоточение на одном деле служит своего рода тренировкой силы воли, внимательности и усидчивости.
  2. Развитие координации и аккуратности. Мало кто из взрослых помнит, как сложно поначалу вписаться в контур, не залезть на часть рисунка, где должен быть другой цвет. Ребёнок учится рассчитывать силы и выполнять движения чётко.
  3. Улучшение восприятия. Для самых маленьких раскраска может стать платформой для запоминания цветов, форм. Изучения окружающего мира.
  4. Совершенствование логики и воображения. Казалось бы, рисунок уже готов, что тут ещё придумаешь. Но никто не мешает малышу что-то дорисовать, сделать разноцветным там, где этого по идее быть не должно. И главное, у ребёнка всегда будет конкретная причина, почему его картинка выглядит именно так.
  5. Развитие памяти. Многие раскраски – это картинки из жизни. И малыши на подсознательном уровне пытаются сделать свой рисунок правдоподобным. Но для этого нужно вспомнить, как выглядит машинка или арбуз.

Существует также педагогическая арт-терапия, в рамках которой ребенок учится быть самим собой и использовать эмоции в качестве инструмента для общения. Тут в качестве помощников для педагога будут выступать понятия волшебства, юмора и справедливости, присутствующие в сказках, а также музыка и образы в произведениях, создаваемых великими художниками и самими малышами.

В данном случае главной педагогической задачей выступают обучение детей корректному общению, сопереживанию и бережному взаимоотношению с окружающими людьми.

В качестве преимуществ арт-терапии для дошкольников специалисты называют совмещение психологии, медицины и педагогики, что позволяет достигнуть куда больше целей. Помимо того, достоинствами являются:

  1. Безопасная обстановка во время занятий и отсутствие конкуренции между детьми.
  2. Благодаря получаемому в виде рисунка, танца либо песни результату после каждого занятия педагог может отслеживать возникающие изменения в развитии ребенка.
  3. Возможность осознания ребенком собственной ценности посредством таких занятий.

Для детей дошкольного возраста характерна изменчивость внимания и невозможность длительной концентрации на задаче. Это следует учесть, планируя арт-терапевтический сеанс.

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Арт-терапия для пожилых

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Отзывы

Гульнара, 39 лет, г. Уфа: «Для арт-терапии нет необходимости в обязательном присутствии специалиста. Она является прекрасным способом поднять настроение. Мне очень нравится рисовать.»

Елена, 48 лет, г. Новокузнецк. «Рисование мандал стало для меня способом достичь гармонии и спокойствия. К тому же, такое занятие не требует каких-то существенных затрат либо особых навыков».

Владимир, 43 года, Подольск. «Резьба по дереву стала для меня отдушиной. В фигурах я выражаю свое состояние. Набралась уже целая коллекция — много веселых человечков, но есть и страшные маски. Арт-терапия может стать для каждого человека вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится, способом сохранить либо развить физическую активность, обеспечить состояние душевного комфорта и покоя.»

Книги по арт-терапии

Здесь вы можете бесплатно скачать книги

Копытин А.И., Методы арт-терапии methods_art_therapy

Копытин А.И.  Арт-терапия. Хрестоматия — art_terap_kop-hrestomatiya

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми art_therapy_rabota-s-detmi

Тайный мир рисунка — fers_tajnij_mir_risunka

Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии — techniques

Ермакова И.А., Вокруг цвета — vokrug_tcveta

Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская — way_of_artist

Алексей Будза, Арт-терапия. Йога внутреннего художника — yoga_artist

 

Если вам понравилась статья, расскажите об ней друзьям, а также оставляйте комментарии под статьёй. Желаем вам всяческих благ, здоровья и любви.

Автор статьи:

Виктория Фесюра: «Изучаю народную медицину и домашнюю косметологию, применяю на практике и делюсь этой информацией с читателями. Всем желаю доброго здравия».

 

Статью прочитали: 3 592

naturopiya.com

упражнения для детей и взрослых

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.

Видео о цели погружения в творческий процесс

 

к оглавлению ↑

Виды и методы арт-терапии

Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.

к оглавлению ↑

Основные принципы и заповеди арт-терапии

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

к оглавлению ↑

Упражнения для детей и взрослых

Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

  • Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»

Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.

Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.

  • Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.

Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

к оглавлению ↑

«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями

  • Упражнение первое

Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.

  • Упражнение второе

В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.

  • Упражнение третье

Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.

к оглавлению ↑

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

  • Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
  • Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
  • Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
  • Создаем глиняные амулеты и обереги.
  • За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
к оглавлению ↑

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.

«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?

к оглавлению ↑

Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»

Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

к оглавлению ↑

к оглавлению ↑

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.

Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.

Мы представили лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.

3ladies.su

Арт терапия. Упражнения

Упражнения арт-терапии

Упражнения арт-терапии

Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм  психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.

Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:

1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении  упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть  комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.

Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека;  дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности.

После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.

Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

Далее вкратце рассмотрим основные упражнения по работе с эффектами, применяющиеся профессиональными арт-терапевтами в своей деятельности:

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by

www.therapy.by

Арт — терапия с детьми: упражнения и приёмы

Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии — гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт — терапия.

Один из основных методов арт — терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета человек сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

 

Современная изо — терапия — это в основном процесс художественного творчества. Арт — терапия рисованием используется широко. Сейчас этот вид терапии очень актуален, особенно в работе с детьми, пережившими психотравмирующие события.

Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй и измени своё настроение»

Это упражнение арт — терапии хорошо подходит, когда ребёнок находится в плохом настроении:

1 часть. Ребёнку предлагают взять лист бумаги, цветные карандаши (краски, фломастеры) и нарисовать своё настроение сейчас. Психология детского рисунка
2 часть. Оставить только цветные карандаши (краски, фломастеры) жёлтого, зелёного, синего (голубого) и белого цветов и попросить нарисовать точно такой же рисунок, но только этими цветами. Из предложенных цветов невозможно нарисовать негативный рисунок, т.к. их трудно смешать в негативную гамму.

Эффект упражнения Рисунок становится веселее, смотрим на одно и тоже самое, но только через светлые очки. Если существенных изменений в рисунке не произошло, то состояние является затяжным и долгим. Сказкотерапия для детей

Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй свой страх»

1 часть. Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свой страх».
Если он не хочет рисовать, отказывается, говорит, что ничего не боится, то необходимо попросить просто нарисовать страх. Или спросить: «Когда ты был маленьким, чего ты боялся? Это и нарисуй».

2 часть. После того, как ребёнок закончит рисование, необходимо спросить у него: «Что бы ты хотел сделать с этим? Сделай то, что тебе хочется». Обязательно это действие выполнить.

Причины детских страхов

Эффект упражнения Рисование страха – это эмоциональная реакция того, что беспокоит человека. «Оказывается, я сам могу что-то делать со своим страхом». Происходит символическая проработка переживания.

 

Упражнение арт — терапии для детей «Кляксы»

Согнуть лист формата А-4 пополам. Отогнуть. Потом на одной части листа капнуть краской любого цвета, можно использовать несколько цветов. Снова согнуть лист для того, чтобы клякса отпечаталась на второй части листа. Отогнуть. Затем на цельном листе нарисовать какой-нибудь законченный рисунок. Что означает любимый цвет вашего ребенка?

Арт — терапевтические приёмы

Автор Назаревич Виктория Вячеславовна, КПН, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета, тренер учебно-образовательных тренингов для психологов, психолог высшей квалификационной категории, арт-терапевт.

Это интересно!! Что делать если:

1. Устал – рисуй цветы
2. Злой — рисуй линии
3. Болит – лепи
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами
5. Грустно – рисуй радугу
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу — мотанку
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами
10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги
14. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи
15. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет
16. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна
17. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты
18. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж
19. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками
20. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги
21. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали
22. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

 

psylive.com.ua

методы лечения, цели, принципы, упражнения

Одним из современных методов психотерапии является Арт-терапия, основывающаяся на лечении эмоциональных расстройств и коррекции нарушений психики всевозможными видами творчества. Ее особенность заключается в диагностике состояния души и тела человека благодаря простым упражнениям, которые по своей структуре напоминают детские шалости.

Лечение арт терапией происходит и на физическом и на психологическом уровне, так как в большей части заболеваний находят психосоматические корни. Самовыражение и самоактуализация – вот главные достижения арт-терапии, и для того, чтобы преуспеть в этом методе лечения вовсе не обязательно иметь выдающиеся художественные способности и таланты.

Методы арт-терапии

Основной способностью любого творчества является некая сила, которая позволяет открывать все потайное, часто даже не выходящее на уровень сознания, и выносить его на поверхность. Терапия творческим самовыражением открывает самому себе все то, что долгое время скрывалось в душе, так сказать, рвало и мучило изнутри. Возможно это психотравмы детства, возможно проблемы юности, неприятие мира или кризис взаимоотношений.

Упражнения арт-терапии, используя механизм сублимации, способствуют выходу внутреннего конфликта, вытесненных переживаний, освобождению от страхов, комплексов и зажимов. Таким образом, «цензура левого полушария» может быть бессильной перед символикой, спонтанными рисунками и даже различными каракулями. Что же касается «правополушарных» видов деятельности, они служат как бы ключами к самым глубоким и подлинным бессознательным процессам.

Противопоказаний арт-терапия не имеет, в чем и заключается еще одно ее преимущество над другими видами психотерапии. Потрясающие результаты видны, как и при работе с подрастающим поколением, так и с взрослыми пациентами.
По большей степени все методы арт терапии основываются на том, что человек, творя, весь отдается миру искусства, вкладывает душу в рисунок, танец, стихотворение, сказку… — во всем этом он всегда отображает свое внутреннее «Я».

Виды арт терапии

А так, как творчество имеет огромнейший аспект различных видов деятельности, в арт-терапии все время возникают новые направления, чтобы каждый смог подобрать для себя той самый «ключик» к достижению цели. Вот самые популярные из них:

  • Изотерапия (лечение изобразительным искусством)
  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Драматерапия
  • Музыкотерапия
  • Песочная терапия
  • Масочная терапия
  • Данс-терапия (лечение танцем)
  • Цветотерапия

Цели арт-терапии

  • разрешить выход негативу в адекватных формах
  • проработать свои чувства и мысли
  • научиться самоконтролю
  • развить творческие способности
  • повысить самооценку
  • получить материал для психологической интерпретации (продукты творчества — рисунки, скульптура, стихотворения, фотография)
  • развивать созидательные и познавательные навыки

Принципы  арт-терапии

Очень важно, приступая к психотерапевтическому лечению, не говорить «Я не умею держать карандаш», «Я ужасно танцую», «А руки у меня из…  выросли», «Лучше бы и не начинала », о таких фразах пациенты могут забыть раз и навсегда.

Перед ними ставится задача: выплеснуть, вытанцевать, дать волю эмоциям, необузданному воображению… И не обязательно это должно быть сделано идеально или на высоком художественном уровне. Это нужно только для того, что разобраться в себе, лучше себя почувствовать, принять свои эмоции, даже если это гнев, разочарование, агрессия, напряжение, вина, а также улучшить состояние здоровья.

Да, некоторым покажется, что если уж «в одном месте заиграло детство», то вы непременно занимаетесь какой-то чушью и попусту тратите время.  Что взрослому человеку это не пристало — дурачиться, выдумывать, паясничать… Но этим и необычна арт-терапия, что лечит искусством, вдохновением и творчеством.

Лучшие упражнения арт — терапии

  • Создать из подручного материала (открытки, старые фломастеры, ленты, фантики и пр.) цельную картину прошлых неудач, того, что давно пора выбросить. Созданную композицию поблагодарить за полученный опыт и уничтожить, лучше образцово-показательно, например, сжечь.
  • Сочинение сказки о герое, преодолении препятствий, получения заслуженного вознаграждения (подсознательно герой сказки имеет много общего с автором)
  • Нарисовать полностью абстрактные каляки-маляки, которым потом дать характеристику, найти там пугающие и ресурсные (помогающие) фигуры
  • Рисование, лепка с закрытыми глазами, вкладывая все, что «накипело»
  • Рисование нерабочей рукой или вообще ногой, часто появляется у клиента что-то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли возникают новые образы, зовущие к будущему
  • Создание коллажей желаний или по другой заданной психологом теме

Видео об арт-терапии и анализ рисунков психологом:

Арт терапия для детей и взрослых — это одна из лучших методик принятия себя, выплескивания своих чувств, особенно неразрешенных внутренней цензурой. Упражнения, рисунки арт терапии антистрессовые, помогают разрешению внутреннего конфликта.

japsix.ru

упражнения, занятия для разного возраста

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

psyhoday.ru

Комплексы упражнений по детской арт-терапии

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Малыши очень любят рисовать пальчиками и ладошками. Или, к примеру, растирать различные по консистенции субстанции (крем, гель, каша и др.) по поверхности стола и создавать из них объёмные рисунки.

Для самых маленьких можно предложить очень интересное упражнение с использованием довольно неожиданного материала – пены для бритья.

Тучки

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и предложите крохе её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И пусть малыш своими ручками творит из неё своё небо.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями  кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.

Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.

Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Индивидуальное рисование

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнёром

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Групповое рисование

Групповое рисование

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством — это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

babyzzz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *