Операция Лисьи глазки, лисий взгляд в Киеве
1 CommentОписание
Суть операции
Ход операции
Безоперац. методы
Реабилитация
Отзывы
Задать вопрос
Что такое операция «Лисьи глазки»?
Лифтинг “Лисьи глазки”, “кошачий взгляд” или “взгляд Клеопатры” — это операция по коррекции формы глаз, при которой разрез глаз приобретает миндалевидную форму и притягательный лисий прищур.
Особенно Foxy eyes или Sleepy Eyes подходит девушкам с грустным взглядом, когда латеральный угол глаза и хвост брови опущены.
Популяризированная такими знаменитостями, как Белла Хадид и Кендалл Дженнер, эта процедура стала настоящим трендом «взгляд Беллы», «bella eyes».
Фото: Лисьи глазки — Кендалл Дженнер и Белла Хадид
Это одна из тех операций, которая подходит большинству девушек, независимо от возраста. Её можно делать и в 20 и в 70 лет. Кроме того, операция по созданию миндалевидных глаз имеет один из самых высоких индексов удовлетворённости результатом.
Хирургический лифтинг “Лисьи глазки”
Было время когда, я достигал похожего эффекта cat eyes за счёт кантопексии. Но в этом варианте подтягивались только ткани нижнего века, создавая разрез глаз, близкий к азиатскому. А это подходило далеко не всем пациенткам.
В современном варианте этой операции, я делаю доступ со стороны виска, и равномерно смещаю ткани целым блоком, от латерального угла глаза до хвостика брови (по сути эта операция является вариацией классического темпорального фейслифта). Таким образом мы получаем более женственный, открытый, привлекательный взгляд.
Фото: “Лисьи глазки” до и после — результат сразу в операционной
Ход операции
Подтяжка «Лисий взгляд» выполняется под общей анестезией (в редких случаях под местной).
Оперативное вмешательство проводится через небольшие надрезы в височной зоне, скрытые в волосах. С помощью специальных хирургических инструментов смещается вверх SMAS-слой.
Если есть избытки кожи, то они иссекаются.Операция может проводиться как в классической, так и в эндоскопической технике.
Длительность операции: 40-60 минут
Наркоз: общий (газовый или внутривенный) или местная анестезия
Пребывание в стационаре: можно идти домой в тот же день
Безоперационные методы создания «Лисьего взгляда»
Есть несколько способов достичь эффекта Кошачьего взгляда без операции:
1. Лисьи глазки Ботоксом
При введении инъекции ботулотоксина в латеральную часть орбиты (зона, где образуются морщины «гусиные лапки»), круговая мышца глаза расслабляется и таким образом приподнимается кончик брови. Это ведет к похожему эффекту лисьего взгляда, но он значительно меньше, чем при хирургической подтяжке. Основное отличие заключается в том, что не меняется форма глаза и не поднимается латеральный угол глаза, но приподнимается хвост брови.
2. Лифтинг «Лисий взгляд» нитями
Это малоинвазивная процедура по поднятию внешнего уголка глаз и кончиков брови при помощи специальных рассасывающихся нитей, без разрезов. Рассасывающиеся нити вводятся под кожу при помощи тупоконечной канюли у внешних уголков глаз. При осторожном натяжении нити приподнимают брови, удлиняя верхнее веко и приподнимая обвисшие ткани. Нити содержат маленькие конусы, которые закрепляются под кожей и создают эффект лифтинга.
Процедура проводится под местной анестезией и длится 30 минут. Эффект обычно пропадает в течении 2-х месяцев.
Также существуют современные техники макияжа, например Smoky eyes, благодаря которым тоже можно прорисовать миндалевидную форму глаз. Правда, результат разовый.
Важно понимать, что во всех этих случаях результат кратковременный. Для достижения более долговременного и стабильного результата, без хирургического вмешательства обойтись невозможно.
Кроме того, результат хирургической подтяжки выглядит значительней натуральней и больше соответствует ожиданием наших девушек — взгляд сразу становится сексуальней и привлекательней.
Риски и возможные осложнения
Как и при любой хирургической процедуре, возможны определенные риски и осложнения:
- Синяки, гематомы, отек
- Крайне редко в литературе описано повреждение верхней ветки лицевого нерва, что ведет к уменьшению подвижности лба
- Замедленное заживление разрезов в волосах
О всех рисках можно подробно поговорить с пластическим хирургом на консультации.
Реабилитация
Восстановительный период после операции «лисий глаз» короткий, а на работу можно вернуться уже через 1-2 дня.
- Синяки и гематомы: небольшие синячки бывают у большинства пациентов, крупные гематомы — крайне редко
- Отеки: достигают максимума на третий день, большая часть сходит в течение 1-й недели
- Болевые ощущения: минимальные, легкий дискомфорт в области разрезов
- Ношение компрессионной маски: желательно на ночь в течение 2-4 недель
- Швы: снимают через 14 дней
- Физические упражнения: исключить на 2 недели
Данную операцию можно проводить несколько раз
Основным преимуществом операции по подтяжке глаз “взгляд Беллы” является привлекательный внешний вид, естественный эффект омоложения при легкой реабилитации и мгновенном результате.
Цены на «лисьи глазки» в Киеве
Название услуги |
Цена |
Эндоскопический височный лифтинг Foxy Eyes («лисьи глазки») | 3000 долл |
Отзывы
Отзыв Марины, 26.01.2022
Отзыв Алины, 04.02.2018
Отзыв Ольги, 11.05.2021
К 45-ти годам задумалась о подтяжке лица. Долго искала хирурга, который сможет сделать операцию ювелирно, так как больше всего боялась вдимых шрамов и «натянутого лица». Мне порекомендовали Валентина Зыкова, как настоящего эстета. После консультации я сразу поняла, что смогу доверить этому человеку свое лицо. Результат фейслифтинга получился очень естественный, а восстановление прошло практически безболезненно. Благодарю Валентина и всю его команду за прекрасное отношение, внимательность и мастерство!Отзыв Людмилы, 02.11.2017
Валентин Анатольевич, спасибо вам за такой прекрасный результат. Вы настоящий профессионал своего дела. Смотрю в зеркало и понимаю, как вы были правы насчет комбинации подтяжки с липофилингом. У меня даже кожа лица посвежела, это магия какая-то. Всех благ вам и вашей семьеОтзыв Виктории, 12.11.2015
Автор контента — пластический хирург Валентин Зыков
- Практикующий хирург с 1998 года
- Провожу более 500 операций в год
- Лауреат 21-й общенациональной программы «Человек года»
- Оперирую в клинике Adonis (Киев, Украина)
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Блефаропластика в москве: взгляд клеопатры, короткий разрез, невидимый шов и другие возможности
Пластика век давно превратилась в ординарную операцию. Блефаропластика в Москве так популярна, что среди обеспеченных женщин практически невозможно найти той, которая не делала или не планирует сделать блефаропластику в обозримом будущем. А столичные режиссеры просто в ужасе: роли деревенских бабушек просто некому играть – все актрисы от 50 до 75 лет выглядят не старше сорока!
Самая популярная омолаживающая операция сегодня — блефаропластика, а Москва – именно тот город, который может предложить самые разнообразные способы и технологии пластики век.
Миндалевидный разрез глаз (взгляд Клеопатры).
Блефаропластика верхних и нижних век имеет две основные цели:
- Омоложение зоны глаз (устранение избытков кожи и жира на веках))
- Восстановление такого разреза глаз, каким он был в молодости (подтяжка верхних и нижних век).
Конечно, женщин прежде всего беспокоят такие явные проблемы как нависание складок кожи или жировые грыжи под глазами, но в результате операции они хотят одного – вернуть глазам их прежнюю форму без искажения разреза и округления формы.
Задачу воссоздания миндалевидной формы глаза с чуть приподнятым внешним уголком решает блефаропластика верхних век. Для того, чтобы добиться этого хирурги делают продолговатый разрез на верхнем веке.
На фото до и после 7 дней. На швах использую специальные склейки, которые позволяют снять швы уже на 2-е сутки после операции и сделать шовчик в последующем практически невидимым
Угол и геометрию разреза рассчитывают для каждой пациентки особо. Помимо удаления избытков жировых отложений и растянувшейся кожи хирург делает небольшую подтяжку мелких мышц и связок, чтобы приподнять опустившийся внешний угол глаза. Блефаропластика верхних век с восстановлением миндалевидной формы глаз требует определенного опыта и умения. Обычно ее выполняют специалисты в области пластической хирургии лица (а не хирурги широкого профиля). Далеко не всегда можно восстановить красивую форму ограничиваясь только подтяжкой верхнего века. Очень часто с возрастом под глазами формируются так называемые «жировые грыжи».
Они не только формируют мешки и морщины под глазами, но и «скругляют» их форму. Иногда возникает даже подвыворот. В этом случае проводится блефаропластика верхних и нижних век. Одной из важных целей такой коррекции является восстановление красивого разреза и формы глаз.Посмотреть эту публикацию в Instagram 7 дней после пластики верхних век #пластическийхирург #пластическаяхирургия #блефаропластика #верхниевеки #plasticsurgery #пластикавекмосква
Публикация от Екатерина Кудинова (@doctor.kudinova)
Не только возрастные пациентки, но и молодые девушки хотят иметь глаза «как у Клеопатры» для этого также требуется блефаропластика, а Москва – это именно то место, где можно найти нужного специалиста, который подберет для каждого случая релевантный метод.
Кроме того, к пластическим хирургам иногда обращаются молодые пациентки с просьбой изменить азиатский разрез глаз или сделать глаза больше.
Блефаропластика верхних век с коротким разрезом – это фикция!Столичные специалисты предлагают множество авторских методик, как говорится «не все они одинаково полезны»! Наберите в поисковой строке: блефаропластика Москва! Вы наверняка увидите объявления про короткий шов.
Блефаропластика в Москве может быть выполнена по технологии, когда укороченный разрез не выходит за пределы складки верхнего века. Такая операция всегда приводит к «скруглению» глаза – таковы законы геометрии, которые просто невозможно нарушить, не получив в результате «сборку» на верхнем веке и круглый, а вовсе не миндалевидный разрез.
Но ведь мы, женщины, хотим все и сразу! Нам нужны глаза как у Клеопатры и никаких рубчиков вокруг них! Хочу обрадовать — это возможно, но не за счет укороченного разреза (он не дает возможности полностью убрать избыток кожи и восстановить форму молодых глаз) а за счет тонкой хирургической техники и применения метода невидимого шва.
О том, как блефаропластика верхних и нижних век использует эти хирургические технологии я подробнее расскажу в следующий раз.
Форма обратной связи
Я хочу:Задать вопросОставить отзывПожаловатьсяДругое
Процедура/операция:Подтяжка лица и шеиПодтяжка лба и бровейБлефаропластикаПластика подбородкаРинопластикаИзменение внешностиБезоперационные методыТолько для мужчин
Добавить фото:
Наследие Клеопатры в искусстве: знаменитый фараон и роковая женщина
Королева Клеопатра VII вошла в историю как искусительница, королева, искусная в искусстве обольщения – абсолютная роковая женщина. Но ее история не так проста. Судьба Клеопатры как правительницы Египта многого ожидала от нее, и она искренне повиновалась.
Родившаяся в Александрии, Египет, в 69 г. до н.э. Клеопатра происходила из грекоязычной династии Птолемеев (названной в честь полководца Александра Македонского Птолемея), которая правила Египтом почти 300 лет.
Как и у любого фараона Египта, ее роль требовала от нее быть талантливым стратегом и администратором. Мало того, история помнит, что она была эрудитом и академически развита, изучая множество предметов, включая медицину.
Клеопатра испытывает яд на осужденных заключенных
1887 г., холст, масло, Александр Кабанель (1823–1889)
.Сохранившиеся свидетельства о королеве горячо обсуждались на протяжении всей истории, частично объясняя, почему ее образ такой провокационный. Ее сложный рассказ был оставлен в руках ее завоевателей — римлян, так что со временем ее репутация прилежного и хитрого дипломата сменилась упрощенными представлениями о ней как о коварной женщине.
Мифологизированные в известных произведениях литературы и искусства, популярные изображения Клеопатры сосредоточены на том, чтобы удовлетворить наше воображение диковинными сказками, которые, хотя и несомненно интересны, часто пересказываются без особых доказательств того, что они действительно имели место.
Прежде всего, часто вспоминаются бурные и жестокие отношения Клеопатры с ее собственной семьей. После смерти своего отца Птолемея XII Клеопатра и ее соправитель (и муж) — ее младший брат Птолемей XIII — взяли под свой контроль египетское царство.
В попытке свергнуть свою старшую сестру Птолемей XIII вступил в союз с их сводной сестрой Арсиноей IV, что привело к гражданской войне, известной как Осада Александрии. Сообщается, что Птолемей XIII утонул при попытке пересечь Нил в 47 г. до н.э. Арсиноя была сослана, а затем убита якобы под командованием Клеопатры и ее римских союзников.
Клеопатра в полете
Чарльз С. Рикеттс (1866–1931)
Брэдфордские музеи и галереи
В 46 г. до н.э. Клеопатра последовала за Юлием Цезарем в Рим в сопровождении другого своего младшего брата (и соправителя) Птолемея XIV. Из-за того, что Египет допускал полигамию, Клеопатра была замужем как за своим братом (обычная практика во времена династии Птолемеев), так и за Цезарем.
После убийства Цезаря от рук Брута и его политических врагов в 44 г. до н.э. в мартовские иды умер и Птолемей XIV. По мнению историков, это было сделано по приказу его сестры в попытке укрепить свою абсолютную власть. Его смерть позволила Цезариону — сыну Цезаря и Клеопатры — занять египетский престол вместе со своей матерью.
Теперь, вдова и находящаяся в эпицентре римских дел, Клеопатра вступила в новый романтический союз с римским полководцем Марком Антонием, который был близким сторонником Цезаря.
Печально известные романы Клеопатры были политическими стратегиями, а не слепой страстью. Египет сильно зависел от благосклонности римлян, поскольку династия была в затруднительном финансовом положении.
Однако ее отношения с Марком Антонием были увековечены как «слепая страсть» в трагедии Уильяма Шекспира Антоний и Клеопатра , впервые исполненный примерно в 1606 году для якобинской публики. Конец пьесы классно инсценировал самоубийство Клеопатры, когда ее укусил аспид (египетская кобра), момент, который будет пересказываться веками.
На протяжении многих веков европейских художников привлекали рассказы о Клеопатре и двух ее римских любовниках.
Художественные изображения Клеопатры отражают то, что было бы желанным для женщин в разные исторические эпохи. Клеопатра, больше не имеющая более темных черт лица, часто изображается изящной, удивительно бледной, а иногда даже светловолосой дамой.
Клеопатра 16 С
Школа Фонтенбло
Национальная галерея, Лондон
В этом изображении Джованни Баттиста Тьеполо она представлена в западном платье, элегантно выпрыгивая из лодки, в окружении шутов и слуг, щеголяя богатством и величием и соблазняя Марка Антония, который поддается ее чарам.
Расовая двусмысленность Клеопатры, которую европейские художники упускают из виду, напоминает картины царицы Савской, которая по сравнению с Клеопатрой тем более загадочна. Жизнь Шебы настолько не задокументирована, что ее присутствие стало мифом.
Обе эти легендарные исторические женщины были заново изобретены художниками, чтобы соответствовать европейским стандартам красоты.
европейских художника рассказали историю, которую зрители хотели увидеть: красоту, драму, дым и зеркала.
Шекспира Антоний и Клеопатра закрепили влияние королевы на западную литературу и культуру, сделав обычной тенденцией для известных аристократок фотографировать свои автопортреты, изображающие из себя королеву, как видно на этом портрете Китти Фишер работы Джошуа Рейнольдса. .
Картина отсылает к одному причудливому рассказу, в котором Клеопатра заключает пари с Марком Антонием, что она сможет устроить самый дорогой банкет в истории.
Согласно легенде, Клеопатра глотает вино и уксус из чашки, но не раньше, чем бросает в эту смесь редкую гигантскую жемчужную серьгу. Когда он растворится, она выиграет пари. Итальянский художник Бенедетто Дженнари также внес свой вклад в эту популярную традицию.
В другой красочной сказке Клеопатра — харизматичная, украшенная драгоценностями молодая женщина, неотразимая своим остроумием и обаянием — тайком пробирается в покои Цезаря, выпав из вышитого ковра.
Клеопатра и Цезарь
1866 г., холст, масло, Жан-Леон Жером (1824–1904)
.Художник девятнадцатого века Жан-Леон Жером переосмыслил эту сцену, изобразив Клеопатру с обнаженной грудью, выходящую из-под ковра и отвлекающую Цезаря от его дневной работы.
Большинство этих причудливых анекдотов можно проследить до произведений греческого эссеиста и биографа Плутарха, который писал более 100 лет после смерти Клеопатры. В своем тексте «Жизнь Антония » Плутарх описывает Клеопатру как лидера великого интеллекта; ее красота не выдающаяся, но ее очарование и обаяние оказали «величайшее влияние» на Антония.
Забегая вперед, отметим, что в самой известной современной роли голливудской актрисы Элизабет Тейлор, сыгравшей главную роль в эпопее «19». 63 фильм Клеопатра .
Этот фильм вызвал дальнейшие популярные переосмысления Клеопатры как соблазнительной сирены, источающей необузданную эротическую энергию. Она стала известна своим фирменным макияжем 1960-х годов: густым черным румянцем и яркими голубыми тенями для век.
Вполне вероятно, что египетская царица действительно носила синие тени для век, поскольку древние египетские документы свидетельствуют о том, что боги предлагали защиту тем, кто носил макияж.
Голливудская Клеопатра утоляет нашу жажду гламура и декаданса, который настолько ослепляет, что затмевает многогранность личности Клеопатры, которую пытается подчеркнуть. Политика самых могущественных империй мира во главе с бесстрашной императрицей становится чем-то вроде предыстории.
История искусства, в частности, была сосредоточена на вымышленной и трагической смерти Клеопатры, а не на ее способностях и вкладе как правителя.
Клеопатра помогала Марку Антонию в битве при Акциуме во время гражданской войны в Риме в 31 г. до н.э. В конце концов, они потерпели поражение от Октавиана, избранного приемного сына и наследника Цезаря, что позволило ему вернуть власть над Римом и его владениями.
После битвы Марк Антоний и Клеопатра бежали в Египет. Однако, стремясь к абсолютной власти, Октавиан вторгся в Египет и в конце концов стал первым римским императором, приняв имя Август.
Не имея будущего политического контроля и ошибочно полагая, что Клеопатра уже умерла, Антоний покончил жизнь самоубийством (нанеся себе ножевое ранение). Клеопатра последовала ее примеру и умерла в 30 августа до нашей эры. Ее смерть ознаменовала конец династии Птолемеев в Египте, и королевство было поглощено Римской империей.
В последующих поколениях поэты и художники стремились воспроизвести негативные образы Клеопатры, распространяемые римлянами, часто представляя ее как нетрезвую, распутную женщину. Точно так же изображения Марка Антония часто феминизировались, чтобы очернить его образ.
Такие стереотипные изображения Клеопатры были объединены с представлениями о ее сенсационном самоубийстве аспида. В более ранних изображениях она часто изображалась полуобнаженной, лежащей на кровати, демонстрируя свою сексуальную доблесть и экзотическое обаяние даже в момент собственной смерти.
Эти изображения равнодушной, беспечной королевы с каменным лицом, возможно, только укрепили ее репутацию бессердечной. В этом вуайеристском изображении Бенедетто Дженнари младшего змея — просто аксессуар.
Клеопатра 1674–1675
Бенедетто Дженнари младший (1633–1715)
Йельский центр британского искусства
Спустя два столетия после пьесы Шекспира афроамериканский скульптор Эдмония Льюис представила отрезвляющее изображение смерти Клеопатры в 1876 году.
Реалистичная конфронтация, Льюис предложил чуткий подход к страдающей королеве. Художник опустил жерех. Вместо этого по обе стороны от трона одинаковые головы сфинксов представляют детей-близнецов, которых она родила от Марка Антония. Изменяя традиционное повествование, художница вплетает сентиментальную природу материнства — то, что ее коллеги-мужчины игнорируют в своих изображениях.
Смерть Клеопатры
1876 г., мраморная скульптура Эдмонии Льюис (1844–1907). Дар Исторического общества Форест-Парка, Иллинойс
Клеопатра в образе фараона на высоком троне подчеркивает ее автономию даже после смерти — вызов умереть от рук своих победителей свидетельствует о ее решимости писать историю.
Льюис критиковали и хвалили за ее проницательную интерпретацию смерти Клеопатры, причем несколько зрителей назвали ее «абсолютно отталкивающей», но это также принесло ей некоторую известность — скульптура стала широко уважаемой как одна из лучших для своего времени.
Ее работа предлагает освежающую интерпретацию вековой сказки. Она переосмысливает Клеопатру с целостностью и достоинством.
Одно из самых современных изображений, которое у нас есть, — это картина Криса Офили, который представляет собой беззастенчивую реконструкцию черной Клеопатры.
Офили намеренно ссылается на давнюю традицию европейских художников, которые представили Клеопатру в соответствии со стандартами белой красоты.
Офили предлагает зрителям переосмыслить историю и символ Клеопатры, побуждая нас переосмыслить ее в контексте современной культуры.
Сегодня историю Клеопатры помнят как миф. Бесспорно, ее история попала в женоненавистническую ловушку противной женщины — тропа роковой женщины. Но это не значит, что правление Клеопатры не было кровавым…
Клеопатра
1888 г., холст, масло, Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917)
.Чтобы закрепить за собой трон, Клеопатра, скорее всего, убила двух своих братьев и сестер — безжалостная стратегия, которая не была редкостью среди жадных до власти правителей древнего мира. Как женщина-лидер, ее положение было еще более хрупким и поставленным на карту, чем у ее современников-мужчин.
Клеопатра остается загадкой. Однако мы знаем, что Египет процветал в течение короткого периода истории под ее правлением. Непрекращающаяся ирония заключается в том, что ей приписывают глубокое влияние на Римскую империю, хотя после ее смерти они создали свою собственную версию последней неримской правительницы Египта.
Хермения Пауэрс, стажер по цифровому контенту в Art UK
Вы знали?
- Клеопатра говорила на нескольких языках и была одной из немногих птолемеевских правителей, научившихся говорить по-египетски
- Выражение «Если бы нос Клеопатры был короче, весь лик мира изменился бы» восходит к трудам Блеза Паскаля, который утверждал, что нос Клеопатры — признак силы ее характера — заставляет влиятельных мужчин влюбляться в ее заклинание
- Некоторые считают, что египетская царица была рыжей, которая усилила цвет волос хной. На многочисленных картинах она изображена с рыжими волосами шестнадцатого и семнадцатого веков .
- Ходят слухи, что она носила пузырек с ядом в модной заколке для волос, которую, по мнению некоторых, она использовала для самоубийства, а не с помощью аспида
Поделиться этой страницей
Реабилитация Клеопатры | История| Смитсоновский журнал
Египетская царица, изображенная на гравюре XIX века, тайком вернулась из изгнания и удивила Юлия Цезаря. Коллекция Грейнджер, Нью-ЙоркКлеопатра VII правила Египтом 21 год за поколение до Рождества Христова. Однажды она потеряла свое королевство; восстановил его; чуть не потерял его снова; собрал империю; все потерял. Богиня в детстве, королева в 18 лет, на пике своего могущества она контролировала практически все восточное побережье Средиземного моря, последнее великое королевство любого египетского правителя. На мгновение она держала в своих руках судьбу западного мира. У нее был ребенок от женатого мужчины, еще трое от другого. Она умерла в 39. Катастрофа надежно цементирует репутацию, а конец Клеопатры был внезапным и сенсационным. В одном из самых оживленных загробных жизней в истории она стала астероидом, видеоигрой, сигаретой, игровым автоматом, стриптиз-клубом, синонимом Элизабет Тейлор. Шекспир свидетельствовал о бесконечном разнообразии Клеопатры. Он понятия не имел.
Если имя нестираемое, изображение размыто. Она может быть одной из самых узнаваемых фигур в истории, но мы мало знаем, как на самом деле выглядела Клеопатра. Только ее портреты на монетах, выпущенные при ее жизни и которые она, вероятно, одобрила, могут быть признаны подлинными. Мы помним ее тоже по неправильным причинам. Способная, зоркая государыня, она знала, как построить флот, подавить восстание, контролировать валюту. Один из наиболее доверенных генералов Марка Антония поручился за ее политическую проницательность. Даже в то время, когда женщины-правители не были редкостью, Клеопатра выделялась, единственная женщина в своем мире, правившая в одиночку. Она была несравненно богаче всех в Средиземноморье. И она пользовалась большим авторитетом, чем любая другая женщина своего времени, о чем напомнил взволнованный король-соперник, когда он призвал к ее убийству во время ее пребывания при его дворе. (Советники царя возражали. Они напомнили Ироду, что в свете ее роста это невозможно.) Клеопатра происходила из длинного рода убийц и поддерживала семейную традицию, но для своего времени и места вела себя на удивление хорошо.
Тем не менее, она выживает как распутная соблазнительница, и уже не в первый раз по-настоящему могущественная женщина превращается в бесстыдно обольстительную. Она вызывала презрение и зависть в одинаковой и одинаково искажающей мере; ее история построена как на мужском страхе, так и на фантазии. Ее сила была немедленно искажена, потому что — для исторических целей одного человека — ей нужно было обратить другого в гнусное рабство. В конечном счете, все, от Микеланджело до Брехта, дали ей трещину. Ренессанс был одержим ею, романтики тем более.
Как и все жизни, поддающиеся поэзии, жизнь Клеопатры была полна неурядиц и разочарований. Она выросла среди непревзойденной роскоши и унаследовала приходящее в упадок королевство. На протяжении десяти поколений ее семья, Птолемеи, именовали себя фараонами. На самом деле они были македонскими греками, что делает Клеопатру такой же египтянкой, как Элизабет Тейлор. Она и ее 10-летний брат взяли на себя управление страной с тяжелым прошлым и шатким будущим. Пирамиды, которым Клеопатра почти наверняка познакомила Юлия Цезаря, уже украшали граффити. Сфинкс подвергся серьезной реставрации — более 1000 лет назад. И слава некогда великой империи Птолемеев померкла. В детстве Клеопатры Рим распространил свое господство почти до границ Египта. Последствия для последнего великого королевства в этой сфере влияния были очевидны. У его правителя не было иного выбора, кроме как ухаживать за самым могущественным римлянином того времени — непростая задача в поздней республике, раздираемой гражданскими войнами.
Отец Клеопатры связал свою судьбу с Помпеем Великим. Удача, казалось, вечно сияла над этим блестящим римским полководцем, по крайней мере, до тех пор, пока Юлий Цезарь не нанес ему сокрушительное поражение в центральной Греции. Помпей бежал в Египет, где в 48 г. до н.э. он был зарезан и обезглавлен. Двадцатиоднолетняя Клеопатра в то время находилась в бегах на Синае — на проигравшей стороне в гражданской войне против своего брата и во власти его войск и советников. Ей быстро удалось снискать расположение нового хозяина римского мира.
Юлий Цезарь прибыл в Александрию через несколько дней после убийства Помпея. Он забаррикадировался во дворце Птолемеев, доме, из которого была изгнана Клеопатра. Из пустыни она организовала тайное возвращение, минуя вражеские позиции и римские баррикады, и прибыла после наступления темноты в прочном мешке. В последующие месяцы она стояла рядом с Цезарем, беременная его ребенком, пока он сражался с войсками ее брата. После их поражения Цезарь вернул ее на трон.
В течение следующих 18 лет Клеопатра правила самой плодородной страной Средиземноморья, проводя ее через чуму и голод. Одно только ее пребывание в должности говорит о ее коварстве. Она знала, что Рим может в любой момент свергнуть ее, низложить ее подданные, подорвать авторитет ее советников или заколоть, отравить и расчленить ее собственная семья. Обладая первоклассным образованием, она играла для двух групп: греческой элиты, которая изначально относилась к ней с неприязнью, и коренных египтян, для которых она была божеством и фараоном. У нее были заняты руки. Она не только командовала армией и флотом, вела переговоры с иностранными державами и руководила храмами, но также вершила правосудие и регулировала экономику. Подобно Изиде, одному из самых популярных божеств того времени, Клеопатра считалась благодетельной защитницей своих подданных. Ее правление примечательно отсутствием восстаний в египетской деревне, более спокойным, чем это было в течение полутора веков.
Тем временем бушевали римские гражданские войны, когда между Марком Антонием, протеже Цезаря, и Октавианом, приемным сыном Цезаря, вспыхнула ярость. Неоднократно двое мужчин делили между собой римский мир. Клеопатра в конечном итоге объединилась с Антонием, от которого у нее было трое детей; вместе эти двое, казалось, разрабатывали планы восточно-римской империи. Хрупкому миру Антония и Октавиана пришел конец в 31 г. до н. э., когда Октавиан объявил войну Клеопатре. Он знал, что Антоний не оставит египетскую царицу. Он также знал, что иностранная угроза взбудоражит римскую общественность, которая давно потеряла вкус к гражданской войне. В конце концов обе стороны сошлись в битве при Акциуме, битве не столько впечатляющей как военное сражение, сколько своими политическими разветвлениями. Октавиан победил. Клеопатра и Антоний отступили в Александрию. После длительных переговоров войска Антония перешли на сторону Октавиана.
Год спустя Октавиан направил армию в Египет, чтобы продлить свое правление, забрать свою добычу и доставить злодея обратно в Рим в качестве пленника. Потерпев сокрушительное поражение, Клеопатра могла договориться только о форме своей капитуляции. Она забаррикадировалась в огромном приморском мавзолее. Карьера, начавшаяся с наглого акта неповиновения, закончилась другим; во второй раз она выскользнула из вражеских пальцев. Вместо того, чтобы сдаться Октавиану, она покончила жизнь самоубийством. Скорее всего, она завербовала слабый яд, а не змею. Октавиан был сразу же разочарован и благоговеет перед «высоким духом» своего врага. Клеопатра была почетной смертью, достойной смертью, образцовой смертью. Она сама председательствовала на нем, гордая и несломленная до конца. По римскому определению она наконец сделала что-то правильное; наконец, к чести Клеопатры было то, что она бросила вызов ожиданиям своего пола. С ее смертью закончились римские гражданские войны. Так же поступала и династия Птолемеев. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Рима. Он не восстановил свою автономию до 20 века н.э.
Можно ли сказать что-нибудь хорошее о женщине, которая переспала с двумя самыми влиятельными мужчинами своего времени? Возможно, но не в эпоху, когда Рим контролировал повествование. Клеопатра стояла на одном из самых опасных перекрестков в истории: пересечении женщин и власти. Умные женщины, предупреждал Еврипид 400 лет назад, опасны. Мы не знаем, любила ли Клеопатра Антония или Цезаря, но мы знаем, что она заставила их выполнять ее приказы. С точки зрения римлян, она «поработила» их обоих. Это уже была игра с нулевой суммой: авторитет женщины означал обман мужчины.
Для римлянина Клеопатра трижды вызывала подозрения: один раз из-за того, что она происходила из культуры, известной, как выразился Цицерон, своими «болтливыми, подхалимскими манерами», второй раз из-за своего александрийского адреса, наконец, из-за своего ошеломляющего богатства. Римлянин не мог отделить экзотическое от эротического; Клеопатра была олицетворением оккультного, алхимического Востока, ее извилистой, чувственной земли, такой же извращенной и оригинальной, как изумление реки. Мужчины, которые вступали с ней в контакт, похоже, потеряли голову или, по крайней мере, переосмыслили свои планы. Зов сирены Востока задолго до нее, но неважно: она была родом из опьяняющей страны секса и излишеств. Нетрудно понять, почему Цезарь стал историей, а Клеопатра легендой.
Ее история отличается от большинства женских историй тем, что мужчины, придумавшие ее, увеличили, а не стерли ее роль по своим собственным причинам. Ее отношения с Антонием были самыми долгими в ее жизни — они были вместе большую часть 11 лет, — но ее отношения с Октавианом оказались самыми прочными. Он придавал большое значение поражению Антония и Клеопатры, доставив в Рим бульварную версию египетской царицы, ненасытной, коварной, кровожадной, помешанной на власти. Октавиан преувеличил Клеопатру до гиперболических размеров, чтобы сделать то же самое со своей победой и убрать из поля зрения Марка Антония, своего настоящего врага и бывшего зятя.
Когда Антоний был стерт из записей, Акция чудесным образом превратилась в крупное сражение, громкую победу, исторический поворотный момент. Октавиан спас Рим от большой опасности. Он разрешил гражданскую войну; он восстановил мир после 100 лет беспорядков. Время началось заново. Если читать официальных историков, то с его возвращением итальянский полуостров взорвался — после калечащего пепельного века насилия — в Техниколор, а посевы внезапно взошли на поля, хрустящие и пухлые. «Восстановлена законность, авторитет судов и достоинство сената», — провозглашает историк Веллей.
Годы после Акции были временем неумеренных восхвалений и щедрых мифов. Клеопатре особенно плохо служили; ренегаты написали историю. Ее карьера также совпала с расцветом латинской литературы. Проклятие Клеопатры заключалось в том, что она вдохновляла своих великих поэтов, счастливых излагать ее позор на неприветливом для нее языке. Гораций отпраздновал ее поражение еще до того, как оно произошло. Она услужливо осветила один из любимых тезисов поэта Проперция: влюбленный мужчина — беспомощный человек, мучительно подвластный своей любовнице. Как будто Октавиан избавил и Рим от этой болезни. Он восстановил естественный порядок вещей. Мужчины правили женщинами, а Рим правил миром. В обоих случаях Клеопатра сыграла решающую роль в этой истории. Она стоит среди немногих неудачников, которых помнит история, хотя и по неправильным причинам. В следующем столетии влияние Востока и эмансипация женщин будут удерживать сатириков в бизнесе.
Проперций задал тон, назвав Клеопатру «королевой блудниц». Позже она станет «женщиной ненасытной сексуальности и ненасытной алчности» (Дио), «блудницей восточных королей» (Боккаччо). Для Данте она была плотской грешницей, а для Драйдена — олицетворением незаконной любви. Римлянин первого века нашей эры ложно утверждал бы, что «древние писатели постоянно говорят о ненасытном либидо Клеопатры». Флоренс Найтингейл называла ее «отвратительной Клеопатрой». Предлагая Клодетт Кольбер главную роль в 1934 фильма Сесиль Б. Демилль, как говорят, спросила: «Как бы вы хотели быть самой злой женщиной в истории?»
Неизбежно отпали государственные дела, оставив нам дела сердечные. Мы будем помнить, что Клеопатра переспала с Юлием Цезарем и Марком Антонием, еще долго после того, как вспомним, чего она добилась при этом: что она поддерживала огромную, богатую, густонаселенную империю в ее неспокойных сумерках. Властная женщина, разбирающаяся в политике, дипломатии и управлении, свободно владеющая девятью языками, красноречивая и харизматичная, она растворилась в совместном творении римских пропагандистов и голливудских режиссеров. Она терпит за то, что соблазнила двух величайших мужчин своего времени, в то время как ее преступление на самом деле заключалось в том, что она вступила в те же партнерские отношения, которыми наслаждался каждый человек, находящийся у власти. То, что она сделала это наоборот и от своего имени, сделало ее девиантной, социально разрушительной, неестественной женщиной. Ей остается наклеить винтажный ярлык на то, о существовании чего мы всегда знали: мощную женскую сексуальность.
Всегда было предпочтительнее приписывать успех женщины ее красоте, а не ее мозгу, сводя ее к сумме ее сексуальной жизни. С могущественной чародейкой нет состязания. Против женщины, заманивающей мужчину в сети своего змеиного разума, в свои жемчужные нити, должно быть по крайней мере какое-то противоядие. Клеопатра была бы скорее мудрецом, чем соблазнительницей; менее опасно считать ее фатально привлекательной, чем фатально умной. Как заметил один из убийц Цезаря: «Насколько больше внимания люди уделяют своим страхам, чем своим воспоминаниям!»
Центр интеллектуальных состязаний и философских марафонов, Александрия оставалась жизненно важным центром Средиземноморья в течение нескольких столетий после смерти Клеопатры. Затем он начал дематериализоваться. Вместе с этим ушла необычная правовая автономия Египта для женщин; прошли те дни, когда вы судились со своим тестем о возвращении вам приданого, когда ваш муж сбежал с другой женщиной. После землетрясения в пятом веке нашей эры дворец Клеопатры соскользнул в Средиземное море. Великолепный Александрийский маяк, библиотека и музей исчезли. Город опустился примерно на 20 футов. Птолемеевская культура тоже испарилась; многое из того, что знала Клеопатра, будет забыто на 1500 лет. Даже Нил изменил русло. Женщина совсем другого типа, Дева Мария, могла бы поглотить Исиду так же полно, как Элизабет Тейлор поглотила Клеопатру. В результате наше увлечение последней царицей Египта только возросло; она тем более мифична из-за своего исчезновения. Дыры в истории заставляют нас возвращаться к ней снова и снова.
Адаптировано из Клеопатра: биография Стейси Шифф. Copyright © 2010. С разрешения Little, Brown and Company. Все права защищены.
Стейси Шифф получила Пулитцеровскую премию за свою биографию 1999 года, Вера (миссис Владимир Набоков): Брачный портрет .
Изображение Клеопатры на египетских монетах, вероятно, является ее самым достоверным портретом. Попечители Британского музея / Art Resource, Нью-Йорк Египетская царица, показанная здесь в 19Гравюра X века, тайком вернувшаяся из ссылки и удивившая Юлия Цезаря. Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк Битва при Акциуме, изображенная на этой гравюре XIX века, помогла решить судьбу Марка Антония и образ Клеопатры. Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк Клодетт Кольбер, показанная здесь в 19 г.34 с Генри Уилкоксоном в роли Марка Антония пригласили сыграть «самую порочную женщину в истории». Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк Жизнь отражала легенду, когда Элизабет Тейлор и Ричард Бертон начали свой роман на съемках фильма Клеопатра в 1963 году.