Как начать меняться внешне и внутренне к лучшему прямо сейчас – советы психолога
Непрерывное саморазвитие – обязательное условие жизни человека. А главная цель человеческой жизни – максимальное раскрытие личностного потенциала. Но это невозможно без адекватной самокритики и рефлексии. Через анализ поступков, характера, внешности мы понимаем, что нас в себе не устраивает, над чем мы хотим поработать, чтобы приблизиться к собственному идеалу. Кстати, Я-идеальное – продукт самосознания личности, у каждого человека свое представление об идеале.
Три «Я» личности
Для работы над собой нужно составить точный план действий. Для этого необходимо конкретизировать достоинства и недостатки, положение вещей в настоящем. То, каким человек на самом деле является, называется Я-настоящим. Это то, что человек умеет и может делать, его актуальные привычки, паттерны поведения, установки и убеждения, ценности, способности, достоинства и недостатки.
Изменения в лучшую сторону предполагают движение в сторону Я-идеального. Это то, каким человек хочет стать. Тут мы и сталкиваемся с первой опасностью: необходимо иметь реальные представления о своих возможностях.
Важно разграничить то, что зависит от вас, и то, что не зависит. Это особенно актуально для внешности. Кто-то прибегает к хирургии, но это не лучший выход. То, что вы не можете изменить, например, рост, форму носа, цвет глаз, нужно принять. Изменить темперамент тоже невозможно. Как и внешность, он дается от рождения.
Что можно изменить в себе:
Что касается способностей, то изменить их непросто – задатки даны от рождения. Однако психологи утверждают, что 99 % успеха зависит от трудолюбия. Так что если вы хотите освоить новую профессию или хобби, то все зависит только от вас. А если в вашем случае трудолюбие сочетается со способностями, то добиться успеха будет в разы проще.
Ну и последнее, что нужно учесть, это то, каким вас видят и хотят видеть другие люди. Определите, насколько мнение других важно для вас. Может быть, вы совершенно независимы или хотите прислушаться к паре близких людей. Будьте готовы к тому, что ваши внешние и внутренние перемены могут повлечь изменения в окружении. Не исключено, что вам даже придется с кем-то расстаться.
Как начать меняться внешне
Тело и психика человека взаимосвязаны. Внутренние изменения отражаются на внешности, например, уверенность в себе заставляет выпрямить спину, а обретение смысла жизни придает глазам блеск. Но это же справедливо в обратном направлении: внешние изменения могут изменить самоощущение человека:
- Попробуйте ходить с прямой спиной, и вы заметите, как улучшается настроение, растет уверенность в себе.
- Улыбайтесь, и вы заметите, как стабилизируется фон настроения, проясняется сознание.
- Наденьте платье (для женщин) или костюм (для мужчин), и вам захочется соответствовать образу, прекратить ругаться матом или сутулиться. Женщине захочется вести себя мягче, быть нежнее, а мужчина станет решительнее.
Ваш стиль должен сочетаться с мироощущением, образом жизни. Подумайте, какая одежда подойдет новому образу, какая прическа будет сочетаться с внутренним миром. Что касается самого выбора, то это, скорее, вопрос к стилистам и имиджмейкерам.
И конечно, помните об общих правилах ухода за собой. Не обязательно следовать моде или покупать дорогие бренды. Куда важнее быть опрятным: чистая кожа (зависит от психического состояния и физического здоровья), постиранная и выглаженная одежда, уложенные и подстриженные волосы.
Хотя все это индивидуально, я же не знаю, какой у вас идеал внешности. Кто-то хочет похудеть, а кто-то поправиться или подкачаться. Кто-то сознательно стремится к нарочитой неряшливости, например, у подростков, относящихся с симпатией к субкультурам, бывают весьма специфические представления об идеалах и изменениях к лучшему.
В общем, меняться просто, главное – начать. Определите свой идеал и постепенно двигайтесь к нему: прическа, одежда, вес, пропорции тела, поведение. Последнее заслуживает особого внимания и в большей мере связано с внутренними изменениями.
Как начать меняться внутренне
Изменить внешность и сменить гардероб можно за один день, а вот на внутренние изменения уйдут месяцы и годы. Будьте готовы к этому, как и к тому, что в процессе работы будете корректировать план действий.
Что вы можете сделать прямо сейчас:
- Сформулируйте цель изменений, составьте портрет вашего будущего. Напишите письмо из будущего самому себе. Перечитывайте его в моменты усталости. Это ваша мотивация продолжать изменения.
- Запишите на листе привычки, от которых хотите избавиться. Прямо сейчас откажитесь от них. Не ждите понедельника или последней сигареты. Она уже была.
- Выпишите качества, которые не устраивают вас, и те качества, которые вы хотели бы развить.
- Исходя из целей и задач, подберите книги, обучающие курсы. Может быть, вы хотите улучшить ораторские способности или стать уверенней в себе, или научиться играть на музыкальном инструменте, освоить этикет, или выучить язык. Прямо сейчас подберите курс и запишитесь. Если хотите похудеть или поправить форму, то запишитесь на консультацию к тренеру и диетологу.
- Займитесь тайм менеджментом. Удалите из своей жизни пожирателей времени, оптимизируйте время.
- Подумайте, какие условия среды соответствуют идеальному образу «Я». Будет ли ваша улучшенная версия сочетаться с прежней профессией, местом работы, кругом общения. Если нет, то и об этом нужно подумать. Хотя, возможно, будет проще после некоторых изменений пройти тест на профориентацию и определиться с новым видом деятельности. А с другой стороны, можно понять, к чему тянется душа, выяснить, что вы должны уметь, какими качествами обладать, и начать развивать это в себе.
- Разграничьте те неудовлетворяющие условия, которые вы можете изменить, и то, над чем вы бессильны. Например, вы не можете повлиять на социально-экономическое положение страны, но вы можете внести коррективы в свой социальный и экономический статус.
- Посоветуйтесь с любимым человеком. Спросите, как он отнесется к вашим изменениям, готов ли меняться с вами. Подумайте, как будут выглядеть ваши отношения в будущем. Заручитесь группой поддержки.
- Прямо сейчас начните окружать себя теми людьми, на которых хотите быть похожим. И уходите от тех, кто тянет вас на дно, держит в старой жизни.
Главное правило: не бросайтесь в омут с головой. У вас должен быть план и четкое понимание своей траектории, вы не должны уходить «в никуда».
Послесловие
Изменения к лучшему – это выход из зоны комфорта. Естественно, возникнут такие эмоции и чувства, как страх, тревога, беспокойство, возможно, гнев и апатия. Будут возникать второстепенные трудности, например, непонимание со стороны тех, кто остался на вашем старом уровне развития. Не исключено, что вам захочется все бросить, отступить. В такие моменты нужно помнить о главной цели. Ради чего или кого вы решили измениться? Мотивация должна быть очень сильной.
Меняться и просто, и сложно одновременно. Просто понять, что хочется изменить, чуть сложнее понять, как достичь желаемого результата, и еще сложнее добиться цели и поддерживать изменения.
Чтобы было проще, составьте подробный план. Не беритесь сразу за несколько задач, большие цели разбивайте на маленькие подзадачи. Подробнее об этом читайте в статье «Почему не довожу дело до конца. Как научиться доводить начатое дело до конца – советы психолога».
psychologist.tips
Внешнее и внутреннее
Определение 1
Внешнее и внутреннее – это две важнейшие категории не только человеческого познания, но и человеческого бытия.
Внешнее и внутреннее характеризуют две категории материалистической диалектики, которые отражают две стороны одного и того же предмета. Основное различие будет заключаться в глубине и значимости взаимосвязи предметов.
Внешнее
Определение 2
Внешнее являет собою то, что характеризирует предмет только с его внешней стороны.
Это означает, что при рассмотрении того или иного предмета через призму категории внешнего будут рассматриваться лишь поверхностные свойства данного объекта. Вследствие этого можно твердо утверждать, что внешнее являет собою ту сторону, которая определяется лишь при взаимодействие исследуемого предмета с иным схожим предметом.
Важно помнить, что внешнее является основой эмпирического уровня познания. Вследствие этого не стоит принимать все видимое за истину, так как нужно рассматривать и противоположную, иную сторону одной медали.
Например, подлинным может быть цвет, запах, размеры, которые мы определяем своим чувственным восприятием и опытом, в то время как мы не можем определить внутренние качества того или иного объекта лишь посредством внешнего поверхностного осмотра и изучения. Помимо этого, ни одно из вышеуказанных свойств в отдельности не сможет создать единую целостную систему – конечный продукт чьей-либо деятельности.
Замечание 1
Внешнее является необходимым условием для развития и существования определенного явления или предмета. Важнейшим внешним элементом человеческого бытия является природа, которая частично предопределяет человеческое бытие.
Внутреннее
Определение 3
Внутреннее – это философская категория, которая рассматривает все внутренние аспекты деятельности, свойства и характеристики, которые присущи изучаемому предмету.
По своей сущности внутреннее является глубинной философской категорией, так как рассматривает абсолютно все моменты, которые связаны с духовной стороной явления.
При определении сущности предмета, внутреннее рассматривает его основу, развитие и закон движения. Данная часть объекта всегда является в единстве, так как изучает то, что неподвластно иным категориям познания. Также, следует знать, что внутреннее берется как основа человеческого идеалистического бытия.
Посредством данного инструмента мы способствуем трансформации нашего мира, его видоизменении и создании новых философских и культурологических парадигм. Именно данная категория способствует развитию и созданию мировоззренческой позиции человека, его картины мира.
Взаимодействие внешнего и внутреннего
Западная философия учит всех понимать, что внешнее не может существовать без внутреннего, в то время как внутреннее не может существовать без внешнего. Тем не менее, такое определение является несколько категорическим и неверным. Это связано с тем, что человек западного типа мышления рефлексирует лишь бинарными оппозициями. Мы пытаемся синтезировать два различных аспекта бытия и познания, вывести их на новый уровень, но в итоге, они опять будут противостоять друг другу.
Если посмотреть на проблему сосуществования внешнего и внутреннего с точки зрения восточной философской традиции, то мы определим, что там вовсе нет таких 2-х категорий. Это связано с тем, что восточная философия является целостной и единой, вследствие чего там напрочь отсутствуют западные оппозиции. Внешнее и внутреннее постает перед нами как единая субстанция, выражающая разные характеристики одного предмета.
Замечание 2
Важным аспектом познания внешнего и внутреннего является процесс общественного развития, который рассматривается с точки зрения внешнего проявления, являет собою чередование и переплетение множества исторических фактов и событий, в то время как рассмотрение данного процесса с позиции внутреннего привносит определенный смысл и идейность тех или иных изменений.
spravochnick.ru
Как измениться внутренне и внешне типы лица уход за волосами?
Часть 2.
Смена прически.
1. подстригитесь и/или окрасьте волосы. Будь то новая стрижка или окраска волос в другой цвет, изменение облика волос может кардинально повлиять на вашу внешность в целом. Подумайте о прическах и цвете волос, которые подошли бы вам лучше всего.
Задайте себе вопрос, что должны говорить о вас ваши волосы? Вы общительны и любите рисковать? В таком случае, возможно, вам понравится короткая стрижка и разноцветные волосы. Вы более приземленный человек и немного хиппи? Вам могут подойти натуральные цвета и длинные слоистые стрижки.
Просмотрите журналы о прическах или поищите информацию в интернете, чтобы понять, какие прически вам нравятся. Приобрести журналы и книги о прическах можно в большинстве книжных магазинов.
2. определите свой тип лица. При смене прически важно учитывать форму лица. Лица бывают нескольких типов. Одним из методов определения своего типа лица является обводка контуров его отражения в зеркале с помощью губной помады или карандаша для глаз.
Овальные лица выглядят сбалансировано и являются наиболее широкими в центральной своей части.
Квадратные лица имеют одинаковую ширину в области бровей, щек и челюсти.
Треугольные лица расширены в нижней части и имеют выдающуюся линию челюсти.
Сердцеобразные лица (в форме перевернутого треугольника) имеют маленький подбородок и широкие скуловые кости.
Круглые лица на достаточно правильный круг похожи.
Ромбовидные лица немного угловатые и в области скул шире, чем в районе бровей и челюсти.
Вытянутые лица практически одинаковы по ширине ото лба до челюсти, что заставляет их выглядеть длиннее.
3. определите, какая прическа лучше всего подходит вашему типу лица. Чтобы ваши волосы выглядели наилучшим образом, выбирайте прическу на основании своего типа лица.
Овальным лицам подходит большинство стрижек, однако, прически, которые акцентируют собой длину, могут сделать лицо внешне вытянутым.
Квадратные лица лучше всего смотрятся с длиной волос ниже линии челюсти. Обладателям таких лиц особенно следует избегать таких стрижек, в которых волосы оканчиваются у линии челюсти, так как это делает лицо еще более квадратным. Также необходимо избегать причесок с четкими прямыми линиями, например, не стоит использовать стрижку боб или ровную челку. Неплохим выбором в этом случае будет зачесанная набок челка и волнистые или слоистые волосы, обрамляющие собой лицо.
Треугольным лицам хорошо подходят короткие стрижки, позволяющие сбалансировать мощную челюсть и прибавляющие объем верхней части головы. Внимание! Только в том случае, если же вы предпочитаете длинные волосы, важно, чтобы они были длиннее линии челюсти, иначе лицо будет казаться слишком полным в нижней части.
Сердцеобразные лица хорошо смотрятся со слоеными стрижками до подбородка (им очень хорошо подходит стрижка боб. Обладателям такого типа лица следует избегать густых челок и коротких стрижек, так как из-за этого лицо может показаться слишком массивным в верхней части. Тугой конский хвост и иные прически с зачесанными назад волосами могут акцентировать маленький подбородок, поэтому их также необходимо избегать.
Круглым лицам идут ассиметричные и слоеные стрижки, помогающие сбалансировать ширину лица. При таком типе лица стрижки до подбородка и ровные челки могут сделать лицо более полным, то же самое касается и центрального пробора в прическе. Тем не менее, смещенный пробор и скошенная набок челка будут смотреться хорошо!
Ромбовидные лица хорошо смотрятся с прическами, которые достаточно пышны с боков, но не в верхней части. Другими словами, в таком случае следует избегать высоких причесок. Данному типу лица челки и обрамляющие лицо слоеные стрижки подходят. Однако, при этом требуется избегать создания центральных проборов в прическе.
Овальные лица могут казаться вытянутыми, поэтому прическа должна разбивать длину лица. При этом следует избегать ношения слишком длинных волос. С данным типом лица хорошо будет смотреться стрижка боб, слоеная стрижка и прямая челка.
4. подумайте об окраске волос. Окраска волос является одним из способов придания драматичности своему образу. Перед окраской волос вам следует подумать о том, какой цвет волос лучше всего подойдет к вашему тону кожи и к глазам.
Тон кожи и цвет глаз могут сочетаться со многими оттенками волос, но далеко не со всеми. Например, теплый тон кожи хорошо сочетается с красноватыми оттенками наподобие земляничного. Но розовый или голубоватый тон кожи будет лучше смотреться с более холодными и яркими оттенками красного.
Подбор оттенка волос, который будет ближе к вашему тону кожи и цвету глаз будет делать ваш образ более естественным. В качестве примера можно привести образ «Любителя Пляжа» с песочными волосами, загорелой кожей и голубыми глазами.
Чем сильнее будет контраст между вашими волосами и тоном кожи с цветом глаз, тем более драматичным будет ваш образ. Например, бледная кожа, зеленые глаза и насыщенный яркий каштановый цвет волос будут представлять собой очень впечатляющее сочетание.
Таким образом, если вы не уверены в том, каков ваш тон кожи, попробуйте пройти несколько онлайн — тестов, предлагающих подбор подходящего оттенка волос.
5. следите за здоровьем ваших волос. Мойте волосы по мере необходимости и используйте шампунь и кондиционер, подходящие вашему типу волос (например, для окрашенных, нормальных, жирных волос и так далее. В зависимости от типа волос, мыть их можно от одного раза в два дня до одного раза в неделю. Чем более сухие волосы, тем реже они нуждаются в мытье.
В случае если у вас сухие и поврежденные волосы, еженедельно обрабатывайте их кондиционером глубокого проникновения. Легким в приготовлении домашним средством, предназначенным для этой цели, служит смесь оливкового масла, двух яичных желтков, авокадо, майонеза и кондиционера для волос. Приготовленную смесь оставляют на волосах на несколько часов (можно даже на ночь.
Только в том случае, если у вас перхоть или иные проблемы с волосами, избегайте применения домашних средств. Вместо них используйте специализированные средства, предназначенные для исправления вашей проблемы. В случае если проблема с волосами носит серьезный характер, обратитесь к трихологу или дерматологу.
krasivyepricheski.com
Как измениться внутренне: 4 шага к переменам
Если на вопрос о том, счастлив ли человек, он без раздумий говорит да – значит то, как он живет, чем занимается, окружающие люди и т.д., его вполне устраивает и каждый день приносит ему массу позитивных эмоций, которые предоставляют заряд сил для новых свершений. Те, кому повезло меньше, а вернее, кому чего-либо не хватило для того, чтобы осуществить свои желания – упорства, терпения или смелости, скорее всего задумаются перед тем, как утверждать о своем счастье, ведь их планы небыли реализованы. Фразы а-ля «измениться невозможно», «я обладаю недостаточно твердым характером для того, чтобы добиться большего» – абсолютная ерунда, ведь по мнению психологов изменить себя вполне возможно, а благодаря таким переменам и изменить свою жизнь.
Каждый из нас хочет изменить себя в чем-то: избавиться от застенчивости или раздражительности, стать более целеустремленным или жизнерадостным… Изменения не случаются мгновенно. Преображение – это дорога, которую мы должны пройти шаг за шагом. Что нас ждет на пути перемен?
1. Инсайт
Вас в общем-то все устраивает в том, как Вы живете – все удобно и вроде бы благополучно. Но вот что-то происходит. Яркое или вовсе незаметное, оно нарушает привычный уклад Вашей жизни, и Вы вдруг ощущаете в душе неприятное шевеление неудовлетворенности. Реальность будто подталкивает: задумайся, так ли и таким ли человеком ты хотел жить?
Осознание жажды изменения своего характера наступает внезапно. Происходит нечто, срывающее шоры повседневности, заставляющее нас подняться над будничной рутиной и задаться вопросом: “Кто я и как я живу? Доволен ли я этим? Хочу ли я всегда жить вот так?” Подтолкнуть к подобному разговору с собой могут разные внутренние и внешние события, интенсивные или не очень, позитивно или негативно окрашенные. Болезнь, увольнение с работы, хорошая книга, измена супруга или случайная встреча с подругой.
Но на самом деле это судьбоносное событие, провоцирующее озарение, – лишь триггер, открывающий шлюзы сознания для мыслей, которые раньше оставались за его пределами. Скорее всего, Вы размышляли об этом давно, но не осознавали в полной мере собственную неудовлетворенность – уж слишком удобно было жить по привычке, ничего не меняя.
Вы подавляли раздражение, не замечали снижение самооценки, сравнивали себя с кем-то, добившимся большего… И вот встреча с сокурсницей, которая задела что-то внутри, вызывая одновременно восторг и негодование отличным от Вашего мышлением и образом жизни… Эти моменты приводят к острому осознанию необходимости измениться внутренне – для того, чтобы стать собой. Увлечение идеями, выстраивание планов и воплощение своих желаний часто парадоксальным образом уводит нас от самих себя. Мы привыкаем к несовершенству, ограничениям и уже почти не чувствуем зажатости и спазмов. Поэтому так важно в момент озарения не игнорировать собственные чувства, а прислушаться и постараться понять себя. Почему, например, перестало быть интересно в компании подруг или больше не хочется совершать трудовые подвиги.
2. Неуверенность
Этот этап – проверка на прочность нашей жажды перемен. Он или утверждает Вас в желании стать другим, или сводит на нет благородные порывы. Насколько ценны лично для Вас новые идеи? Что это – проявление Вашего естества или глупая попытка надеть на себя чужое платье? Период сомнений поможет отделить зерна от плевел…
“Было бы здорово, но…”, “А как воспримут это мои близкие?”, “Больше ли я найду, чем потеряю?”, “Буду ли я счастливее, чем сейчас?” – эти вопросы одолевают нас, как только мы решаемся изменить свою жизнь. Любые перемены означают необходимость рисковать. Ведь от привычного для Вас состояния Вы уходите навстречу неопределенности. Это всегда страшно – не иметь возможности прогнозировать будущее со 100%-й вероятностью.
Тем не менее, этап сомнений – необходим. Неуверенность не лишает нас свободы выбора – она лишь создает условия для того, чтобы наш выбор был осознанным. Этот этап дает возможность избежать ошибок, свойственных необдуманным действиям. Он позволяет оценить важность того, на что собираемся пойти, и риски, на которые готовы пойти во имя перемен.
Однако, если мы сомневаемся слишком долго, это убивает в нас желание изменить свой характер. Мы “остываем”, теряем энергию, которая необходима для действий, и возвращаемся на начальную позицию. Возможно, Ваши ожидания от перемен чрезмерны, а планка – слишком высока? Спросите себя честно, чего Вы ожидаете от перемен, осознаете ли, что работа над собой потребует много сил и времени и, возможно, способности подниматься после поражений и начинать заново? И если после откровенных ответов на эти вопросы цель не становится менее желанной – ограничьте время колебаний и решайтесь.
3. Сопротивление
За периодом сомнений приходит этап сопротивления переменам. Для него характерны мысли “У меня не получится”, “Я не способен на такие поступки”. Это – повод отказаться от задуманного?
Внутри каждого из нас живет этакий саботажник, который не желает изменить свою жизнь и блокирует все наши усилия. Первым это универсальное свойство психики открыл Зигмунд Фрейд и назвал его “сопротивлением”. Функция сопротивления – противодействовать осознанию желаний, чувств или представлений, которые могут разрушить устоявшийся образ себя и привести к изменению жизни или дорогих нам отношений. Несмотря на то что это – терминология психоанализа, мы постоянно наблюдаем проявления сопротивления в обыденной жизни – вспомните, как часто мы бываем склонны не признавать очевидных вещей!
Инструмент сопротивления – сформированная система установок, своеобразные фильтры, через которые мы смотрим на нашу жизнь. В обыденных ситуациях они способны здорово помочь нам, автоматизируя принятие рутинных решений, экономя огромное количество времени и энергии. Своеобразие этих установок определяет наш характер, формирует нашу индивидуальность. “Лучшее – враг хорошего”, “Я всегда права”, “Я должен” – нужно знать эти установки и принимать их как данность. Это позволит сделать на них “поправку” в ситуации принятия важного решения. Поначалу это будет удаваться не всегда, да и то задним числом. К примеру, Вы осознаете, что причина вчерашней размолвки с мужем – то, что сработало вечное “Я знаю лучше”. Не стоит пытаться принудительно “отключить” свой фильтр с завтрашнего дня. Это лишь создаст “надфильтр”, призванный контролировать предыдущий, и только усложнит Вашу систему установок, затормозит движение к переменам. Просто знайте свои установки. Осознавая их, Вы сможете сделать выбор, использовать привычный способ мышления или попытаться посмотреть на положение вещей несвойственным Вам образом.
4. Воплощение задуманного
Внутреннее преображение – длинный путь из конкретных маленьких шагов-действий, направленных на воплощение задуманного. Пройдя три этапа перемен, Вы пришли к осознанной необходимости трансформации. Что происходит потом? Как Вы относитесь к самому себе? Считаете ли Вы себя по большому счету хорошим человеком? Позитивное здоровое самоотношение поможет Вам продвигаться к Вашей цели эффективно и в хорошем темпе, тогда как самообвинение, которое, возможно, и подтолкнуло Вас к работе над собой, будет серьезным препятствием. Поэтому прощение себя, самопринятие и доброжелательное отношение к себе очень важны для того, чтобы процесс изменений своего характера пошел.
Бурная активность и резкий переход к другой манере поведения не всегда являются признаками внутренних перемен. Радикальные поступки скорее свидетельствуют о поверхностной вере в то, что все случится мгновенно и легко, тогда как личностная трансформация подразумевает глубокие длительные изменения, проявляющиеся в самых обычных, повседневных действиях. Это минуты рефлексии, произнесенные слова благодарности жене, внимательный разговор с дочерью-тинейджером. Каждый день, каждую минуту повседневной жизни делать обычные вещи с ориентацией на намеченную цель – вот рецепт глубинных изменений.
Относитесь к себе по-доброму. Подмечайте свои маленькие достижения и хвалите себя за них. Это поможет сохранять мотивацию, терпение и решимость. Ваш мозг не сразу принимает новые модели поведения – это нормально. Не спешите и не расстраивайтесь. Сохраняйте позитивное отношение и терпимость к себе. Перфекционизм и спешка сейчас будут крайне вредны. Дайте себе время измениться внутренне, а окружающим – осознать и принять перемены, происходящие в Вас. И однажды Вы услышите заветное “ты так изменилась!”, произнесенное с благодарностью и восхищением.
www.med74.ru
3. Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир.
В этом мире главный акт жизнедеятельности — это выбор. Каждый выбор здесь трагичен, поскольку решает дилемму между мотивами. Трагизм в том, что субъект стоит перед задачей, с одной стороны, жизненно важной, а с другой стороны, логически неразрешимой. Этот жизненный мир более высокоорганизованный, чем два предыдущие и обладает неким «психологическим органом», измеряющим значимость мотивов и способным скреплять жизненные отношения в целостность индивидуальной жизни. Этот «орган» — ценностное сознание. Высший принцип сложного и легкого жизненного мира — ценность.
Переживание, соответствующее данному жизненному миру — ценностное переживание. Превращения, происходящие в процессе ценностного переживания, радикально отличаются от тех, что наблюдаются в реалистическом и гедонистическом переживаниях.
Здесь, ставшее невозможным жизненное отношение или какая-то потребность, не сохраняется в неизменном виде как в гедонистическом переживании и не изгоняется как в реалистическом, а переосмысливается, переоценивается. Задача этого типа переживания — отыскание новой ценностной системы, посредством которой можно было бы придать внутреннюю цельность и смысл бытию, открыть новые смысловые перспективы. Это переживание предполагает отказ от эгоцентрической установки и по своему внутреннему психологическому содержанию является подвигом.
4. Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир.
Для этого жизненного мира основой является самостроительство личности, активное созидание человеком самого себя, причем (что очень важно) не только идеальное проектирование себя, но и чувственно-практическое воплощение этих проектов и замыслов, т.е. речь идет о жизненном творчестве. Творчество и есть высший принцип данного типа жизненного мира.
Основное новообразование, появляющееся в таком жизненном мире, по сравнению с предыдущими, — это воля.
Соответствующее этому типу переживание — Творческое переживание. Задача этого переживания, кроме ценностной переоценки, — обеспечение возможности действовать, исходя из новой ценностной позиции, реализуя и утверждая ее, действовать в условиях, которые могут конкретно противоборствовать осуществлению этой позиции. Такое действие оказывается возможным только при достижении особого внутреннего состояния — готовности пожертвовать любым из своих мотивов. Предельная точка творческого переживания — состояние безусловной готовности к самопожертвованию, точнее, абсолютно очищенное от любых эгоистических фиксаций состояние, которое изнутри прорывает ситуацию безвыходности, невозможности, ибо в нем получают смысл «безрассудные», а на деле — единственно осмысленные в подобной ситуации действия, создается психологическая возможность подвига.
ворческое переживание Специфической для внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира критической ситуацией является кризис. Кризис – это поворотный путь жизненного пути личности. Сам этот жизненный путь в своей уже – совершенности, в ретроспективе есть история жизни личности, а в своей еще-неисполненности, в феноменологической перспективе есть замысел жизни, внутреннее единство и идейная цельность которого конституируются ценностью. Замысел в отношении к идеальной ценности осознается, точнее сказать, ощущается как призвание, а в отношении к пространственно-временным условиям своего существования – как Дело жизни. [62] Дело конкретизируется в конкретные проекты, планы, задачи, цели, реализация которых и воплощает жизненный замысел. Когда в результате тех или иных событий реализация жизненного замысла становится субъективно невозможной, возникает ситуация кризиса. Исход переживания кризиса может быть двояким. Он состоит либо в восстановлении прерванной кризисом жизни, возрождении ее, либо в перерождении ее в другую по существу жизнь. Но так или иначе речь идет о некотором порождении собственной жизни, о самосозидании, самостроительстве, т.е. о творчестве, ибо что есть творчество, как не порождение и созидание и т.д. В первом подтипе творческого переживания жизнь в итоге восстанавливается, однако это означает не то, что она возвращается в прежнее свое состояние, это значит, что сохраняется лишь то существенное, что конституировало эту жизнь, ее ценностная идея, подобно тому, как наголову разбитый полк сохраняется в сбереженном знамени. Переживание событий, вызвавших даже самые тяжелые и необратимые поражения всего «тела» жизни и сделавших невозможной реализацию жизненного замысла, но не затронувших при этом центральной ценностной идеи жизни, развертывается в двух направлениях. Первое из них связано с внутренним преодолением живых психологических отождествлений замысла жизни с конкретными формами его реализации, ставшими теперь невозможными. Замысел при этом как бы теряет свою «телесность», приобретает все более обобщенный и в то же время все более сущностный вид, приближаясь в пределе к идеальной ценности жизни. Второе, в каком-то смысле противоположное, направление действий переживания заключается в поиске среди сохранившихся жизненных возможностей других потенциальных воплощений замысла, причем этот поиск отчасти облегчается возрастанием обобщенности жизненного замысла. Если обнаруженные в ходе поиска формы реализации оцениваются сохранившейся ценностной идеей положительно, происходит формирование нового замысла жизни. Далее осуществляется постепенное смыкание замысла с чувственно-практическими формами, точнее «проращивание» его в конкретной материальности жизни. Все это переживание, направленное на порождение нового жизненного замысла, тем не менее не уничтожает старого замысла жизни, ставшего теперь невозможным. Новое не замещает здесь старое, а продолжает его дело; старое содержание жизни сохраняется силой творческого переживания, причем сохраняется не в форме мертвого, бездейственного прошлого, а в форме живой и продолжающейся в новом истории жизни личности. Второй подтип творческого переживания имеет место, когда замысел жизни оказывается основанным на ложных ценностях и дискредитируется вместе с ними самим опытом своего осуществления. Задача творческого переживания состоит, во-первых, в нахождении новой ценностной системы, способной лечь в основу нового осмысленного жизненного замысла (в этой своей части творческое переживание совпадает с ценностным), во-вторых, в таком ее освоении и приложении к собственной индивидуальности, которое позволило бы придать смысл истории своей жизни и найти в этой ценностной системе идеал самого себя, в-третьих, в реальном чувственно-практическом искоренении зараженности душевного организма отмирающими лжеценностями (и соответствующими мотивами, установками, желаниями и пр.) и одновременно в чувственно-практическом же утверждении и воплощении выстраданного идеала. Третий подтип ценностного переживания связан с высшими ступенями ценностного развития личности. Жизненный кризис создается разрушением или угрозой разрушения ценностного целого, частью которого личность себя мыслит. Человек видит, что это целое уничтожается силами враждебной ему реальности. Поскольку речь идет о полноценном субъекте сложной и трудной жизни, то ясно, что он не просто видит это уничтожение, а не может не видеть его, не может гедонистически отрицать реальность. Но, с другой стороны, для него также невозможно и отказаться от ценностного целого, предать его, поступиться своей «убежденностью. Рассудочное рассмотрение ситуации признает ее принципиально безвыходной. В чем же состоит «стратегия» творческого переживания? Оно, как и ценностное, в первую очередь ставит вопрос о «доверии» к реальности, о том, считать ли рассудок источником подлинной и единственной правды о действительности и принимать ли фактически данную в настоящий момент реальность за полноправное выражение всей действительности. Но если ценностному переживанию для того, чтобы выполнить свою задачу – позволить человеку устоять на его ценностной позиции, – достаточно было развенчать эти притязания рассудка и в идеальном плане признать в качестве высшей действительности действительность ценностную, то творческому переживанию требуется нечто большее, ибо его задача состоит в обеспечении возможности действовать, исходя из этой позиции, реализуя и утверждая ее, действовать в условиях практически, материально противоборствующих осуществлению этой позиции. Такое действование оказывается психологически возможным только при достижении особого внутреннего состояния. Мы имеем в виду состояние готовности пожертвовать любым из своих мотивов, о котором уже шла речь при обсуждении ценностного переживания. Но если в условиях легкого жизненного мира подобная мобилизация достигается внутренним самоуглублением, то в ситуации непосредственного столкновения с внешними трудностями и опасностями происходит в каком-то смысле обратное движение, не в себя, а от себя, движение, сосредоточивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия, безопасности, а на служении высшей ценности. Предельная точка этого движения – состояние безусловнойготовности к самопожертвованию, точнее, абсолютно очищенное от любых эгоистических фиксаций состояние полного самозабвения. Это состояние изнутри прорывает ситуацию невозможности, ибо в нем получают смысл «безрассудные», а на деле единственно осмысленные в подобной ситуации «действия, создается психологическая возможность подвига.
Лазурский
Александр Федорович Лазурский (1874-1917) по праву относится к разряду гениев, чье наследие будет переосмысливаться еще не одним поколением исследователей. Как известно, монография Лазурского «Классификация личностей» была опубликована уже после его смерти. К изданию текст был подготовлен учениками Лазурского – Михаилом Яковлевичем Басовым и Владимиром Николаевичем Мясищевым. Данная монография считается вершиной творчества Лазурского, по праву входит в золотой фонд психологической мысли и была издана несколько раз. Последнее переиздание осуществлено Институтом Психологии РАН в серии «Памятники психологической мысли». К сожалению, упомянутое переиздание сделано по наиболее ранней публикации 1921 года. К сожалению — потому что в данном варианте, в отличие от издания 1924 года, отсутствует одна страница. На данной странице помещена таблица, которая называется «Общая схема классификации». Как справедливо замечает В.А. Урываев, эта страница – последняя в монографии, и, с одной стороны, она уже ничего не добавляет к тексту, лишь схематично обобщает изложенное, однако, с другой стороны, одномоментное представление всех линий анализа личности в одном рисунке позволяет отчетливей представить замысел автора[1].
Дело в том, что Лазурский, тщательнейшим образом проанализировав существовавшие в его время теории личности, и, видя их недостатки, предложил принципиально новый – уровневый подход. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а в терминологии наших дней – «био-психо-социо-духовной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он предложил выделять эндо- и экзопсихику, разделил их по психическому содержанию на несколько типов, а также распределил людей по психическому уровню активности на три разряда.
1. Низший уровень – плохо приспосабливающиеся к среде люди, социальные аутсайдеры, маргиналы, борцы за выживание. Уровень дезадаптации.
2. Средний уровень – хорошо приспосабливающиеся к среде, способные находить благоприятные ниши, социально успешные, однако при этом ведомые. Уровень адаптации.
3. Высший уровень – лидеры, формируют собственную новую среду, те, кого позже Лев Николаевич Гумилев назовет пассионариями. Уровень гиперадаптации.
Для диагностики уровня личности человека Лазурский выделяет пять основных параметров. Эти же параметры могут выступать, как критериями перехода с одного уровня на другой, так и психотерапевтическими мишенями в плане реконструкции отношений личности.
1. Богатство личности, определяемое по общему количеству психической продукции, сюда относится «объем интереса» или широта области, на которую он распространяется. «Так, например, по отношению к знанию и науке человек может быть узким специалистом, всецело погруженным в свою специальность или, наоборот, энциклопедистом, интересующимся самыми разнообразными отраслями знаний»[2]. Уровень развития (дифференцированности) интереса или степень утонченности интереса. В аюрведической медицине и средневековой арабской психотерапии врачи уделяли большое внимание «развитию тонких вкусов», считая, что это важно для полноценной личности.
2. Интенсивность отдельных психических проявлений – чем более развита личность, тем сильнее и ярче будут ее проявления.
3. Сознательность и идейность психических проявлений. Определенно можно утверждать, что развитие личности – это, прежде всего, увеличение осознанности и идейности. Данная идея в дальнейшем будет развиваться учеником Лазурского – В.Н. Мясищевым.
4. Всевозрастающая координация психических элементов, развитие личности напрямую связано с такими чертами характера как собранность, аккуратность, обязательность, пунктуальность. «Процесс концентрации, способствуя естественному объединению разнообразных элементов личности вокруг одного общего центра, способен привести к той душевной гармонии, к тому душевному единству, в котором многие философы и моралисты видели идеал и конечную цель духовного развития каждого отдельного индивидуума». «Всякая работа, а особенно умственная, состоит, прежде всего, в сосредоточении мыслей в известном направлении, а затем, – в ряде усилий, координированных между собой и направленных к достижению известной, определенной цели»[2].
5. Тенденция к повышению психического уровня, стремление к совершенствованию. По мнению А.Ф. Лазурского – это важнейший параметр. Он пишет: «Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от природы духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или, наоборот, развернуться ad maximum как в количественном, так и в качественном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека, или же в бедной примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню» [2].
Таким образом, выделяемое, прежде всего, экзистенциалистами понятие «наполненность жизни» оказывается, ни чем иным как стремлением к повышению психического уровня по Лазурскому. Необходимо заметить, что тема смысловых схождений в теории Лазурского и экзистенциализме еще ждет своего исследователя.
Как можно заметить, на «низшем» уровне представлена типология личностей, знакомая по курсам психиатрии и по исследованиям темперамента; на «среднем» уровне типология отчетливо «социально-психологична», речь идет о психически здоровых людях; на «высшем» уровне – в основе классификации лежат уже «несравненно более чем социально-психологические», а именно – общечеловеческие задачи, задачи развития общества (религия, политика, промышленное производство, наука, искусство и т.п.)[1]. Логичной выглядит идея, что повышение уровня личностного функционирования напрямую зависит, прежде всего, от степени осознания индивидом своей жизни во всех ее проявлениях. Поэтому не случайно, Мясищев в нескольких своих статьях останавливается на различии концепций «установки» Узнадзе и «отношения», подчеркивая, что главное различие в положении на шкале «бессознательность – сознательность». Говоря о последнем, Мясищев ссылается на своего учителя Лазурского.
Несомненно, динамика личности и особенно уровневых переходов растянута во времени на годы или даже десятилетия. Так, согласно идеям Юнга, процесс индивидуации может длиться до 30-40 лет. Любопытно, что Юнг подчеркивал, что скорость индивидуации напрямую зависит от приобретения личностью опыта самых разнообразных отношений[5]. По Мясищеву, отношения всегда сознательны и избирательны, следовательно, процесс индивидуации можно трактовать, как накопление жизненного опыта, ведущее к качественному изменению личности – переходу на более высокий уровень в терминологии Лазурского.
Для психотерапевта классификация Лазурского интересна, прежде всего, с практической точки зрения, так как помогает уточнить цели и задачи психотерапии. Несомненно, для каждого из психических уровней актуальным будет работа по строго определенным психотерапевтическим мишеням, однако, есть и нечто общее, позволяющее улучшать качество жизни вне зависимости от исходного уровня личностного функционирования. В свете данных рассуждений, важным выглядит вопрос о свободе выбора и заданности человеческой судьбы. Данная проблема интересовала многих ученых. А.В. Брушлинский подчеркивал, что важная особенность теории личности Лазурского – ее нефаталистический характер. Наследственность и условия формирования являются только отправной точкой, человек не обречен вечно жить на том или ином «уровне». Примат духовного над всеми остальными частями био-психо-социо-духовной модели, с точки зрения Лазурского, дает человеку шанс стать кузнецом своей судьбы. Обратим внимание, что, согласно теории Лазурского, сознательные усилия личности оказываются важнее «стартовых» факторов.
studfiles.net
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ это что такое ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ: определение — Философия.НЭС
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее — с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее — это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обладая относительной самостоятельностью, влияет на внутреннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.
Оцените определение:
Источник: Тематический философский словарь
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
1. Стороны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Категория внешнего отражает поверхностную, непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую действительность. Категория внутреннего отражает существенную сторону предмета. Внутреннее непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления. Внешние стороны предмета определяются внутренними, законом, сущностью, и раскрываются, познаются через них. Рассмотрение внутренней природы предмета ведет к пониманию его противоречий, источника его развития и внешних форм проявления. 2. Стороны реальности, к-рые люди различают как внешний и внутренний мир. Внутреннее — это духовный мир, внешнее — это мир природы, объективные процессы, происходящие в об-ве. Выяснение действительной связи В. и В.,объективного и субъективного совершалось в истории наук и философии в борьбе материализма с идеализмом и агностицизмом.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
Внешнее и внутреннее
употребление этих терминов в философской литературе может служить примером расплывчатости и смешения понятий. 1. Под внешним понимается проявление предмета в его взаимодействии с окружающй средой (внешним?), а под внутренним – скрытое от непосредственного наблюдения строение самого предмета. При таком понимании трудно провести четкую грань между данными категориями и внешней формой и внутренним содержанием или явлением и сущностью. 2. Под внешним понимается нечто преходящее, относительное и потому противоположное подлинной внутренней духовной жизни, сопричастной абсолюту. В этом случае внешнее и внутреннее оказываются дополнительными эпитетами к несовершенному социально-природному бытию и миру абсолютной духовности. В обоих случаях прослеживается нечто общее, а именно размежевание того, что относится или не относится к определенной совокупности явлений. Возможны и другие варианты, в которых присутствует тот же инвариант — внешнее и внутреннее как «не относящееся или относящееся к делу»: внешнее и внутреннее в заботах ученого или домохозяйки, биологическое, социальное и душевно-духовное в человеке как внутреннее по отношению к нему как целостному существу, и они же как внешнее по отношению друг к другу при самостоятельном их проявлении (социальный статус, к примеру, есть внешнее, когда необходимо оказать срочную помощь при переломе ноги). Внешнее в одном корреляте выступает как внутреннее в другом. Исходя из этих соображений, внутреннее есть те элементы, которые входят в данное множество, а внешнее – те, которые в него не входят. Или в иной по способу, но идентичной по сути, формулировке: внутреннее – то, что имеет место в данном корреляте, внешнее – все, что за его пределами. — Сагатовский В.Н. Основы систематизации всебщих категорий. Томск, 1973. С. 217-218.
terme.ru
ВНЕШНЕ ЛЕГКИЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Описание мира
Прототип
Гедонистическое переживание
Простой во внутреннем и легкий во внешнем отношении мир можно изобразить, представив существо, обладающее единственной потребностью и живущее в условиях непосредственной данности соответствующего ей предмета. Если, например, предположить, что единственная его потребность – пищевая, то абсолютная легкость внешнего мира достигалась бы тем, что из него в организм поступали бы уже полностью готовые питательные вещества. Между потребностью и ее предметом нет в этом случае никакого расстояния, никакой деятельности, они как бы непосредственно соприкасаются.
Внешний мир совершенно приспособлен к жизни данного существа, в нем нет ни излишков, ни недостатков относительно этой жизни, он может быть «поделен» на нее без остатка. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними. Жизненный мир и мир внешний оказываются влитыми друг в друга, так что наблюдатель, смотревший бы со стороны субъекта, не заметил бы мира и счел бы это существо субстанциальным, т.е. не требующим для своего существования другого существа (141), а наблюдатель со стороны мира не выделил бы из него само это существо, он видел бы, выражаясь словами В. И. Вернадского (41), просто «живое вещество».
Жизнь субъекта в таком мире – это обнаженное бытие, бытие, полностью открытое в мир. Строго говоря, субъектом это существо не может быть названо, ибо оно не отправляет никакой деятельности и не отличает тем самым себя от объекта. Его существование – это окутанная бесконечным благом чистая культура жизнедеятельности, первичная жизненность, витальность.
Опишем теперь пространственно-временную структуру этого мира, его хронотоп. Легкость с пространственно-временной точки зрения должна быть истолкована как отсутствие «протяженности» внешнего аспекта мира, т.е. как отсутствие в нем пространственной удаленности и временной длительности. Феноменологически первое может быть выражено как неизвестность существу, живущему в этом мире, никаких «там», в сведенности всего внешнего пространства к точке «тут», а второе – в сведенности всего внешнего времени к «сейчас». Итак, феноменологическая структура, соответствующая внешнему аспекту описываемого бытия, может быть обозначена выражением «тут-и-сейчас».
Простота внутреннего мира, или отсутствие «сопряженности» между отдельными моментами внутреннего пространства-времени, т.е. между реализацией отдельных отношений субъекта, делает последние абсолютно отстраненными друг от друга, полностью обособленными, совершенно слепыми по отношению друг к другу. Другими словами, простота (и тем более односоставность как один из ее вариантов) внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа. При этом во внутреннем пространстве отсутствует субъективная связанность его областей, что феноменологически выражается в упразднении (точнее даже неизвестности) всякого «то», «другое» в пользу довлеющего себе «это» (или «одно»). Что касается внутреннего времени, то оно лишено связей последовательности, т.е. отношений «сначала – потом» между отдельными его моментами. Момент, лежащий вне всякой ориентации на «до» и «после», т.е. лишенный будущего и прошлого, не знает собственного конца, своей временной границы и изнутри, феноменологически воспринимается, следовательно, как «всегда» (или «вечно»).
Таким образом, внутренний аспект данного существования есть бытие «это-всегда» (или «вечно-одно»), т.е. наличное состояние воспринимается здесь как то, что было, есть и будет, если пользоваться временными категориями, недоступными этому миру.
Итак, мы описали легкий и простой мир в его бытийных характеристиках, теперь необходимо описать соответствующее этому бытию мироощущение. Конечно, несколько странно слышать о мироощущении живущего здесь существа, поскольку мы, строго говоря, не можем приписать ему даже психики. Она ему не нужна: не нужны ощущения, ибо в орбиту его жизни не попадают абиотические свойства объектов (87), не нужно внимание – нет альтернатив для сосредоточения, не нужна память – в силу указанного отсутствия члененности времени на прошлое и настоящее и т.д. И тем не менее психологическое описание этой жизни не может быть полным, если не будет раскрыто имманентное ей мироощущение. Это не значит, что мы будем описывать фикцию, мироощущение этой жизни обладает такой же реальностью, как и она сама, только оно растворено в жизни, не выделено из нее.
Легко понять, что наше экспериментальное существо ведет психологически абсолютно пассивное, страдательное существование: ни внешняя, ни внутренняя деятельность в легком и простом мире не нужны.
Страдательность же, вообще говоря, существенно различается в зависимости от того, относится ли она к событиям настоящим, предстоящим или прошедшим: сейчас происходящие события претерпеваются, причем если они положительны (благи), то претерпевание в эмоциональном аспекте предстает как удовольствие, а если отрицательны – как неудовольствие; предстоящее событие ожидается (если оно положительно, то с надеждой, если отрицательно – со страхом), отошедшие в прошлое события вспоминаются (положительные – с умилением или сожалением, отрицательные – с раскаянием или облегчением)
Описываемому же психологическому миру, как было показано, присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него. Поэтому страдательность в отношении прошлых и будущих событий здесь редуцирована к одному лишь претерпеванию, и, следовательно, все потенциальное многообразие эмоционального освоения времени сводится к удовольствию-неудовольствию. Принцип удовольствия, таким образом, – центральный принцип мироощущения, присущего легкой и простой жизни; удовольствие было бы целью и высшей ценностью такой жизни, если бы она строилась и осуществлялась сознательно.
Важно указать на масштабы эмоций удовольствия и неудовольствия в этом психологическом мире. Внутренний аспект данного хронотопа, как мы видели, феноменологически может быть выражен как «это всегда», т.е. всякое наличное положение дел заполняет собой всю возможную пространственно-временную перспективу. Поэтому если допустить любую, самую незначительную с внешней точки зрения депривацию потребности этого существа, то в плане мироощущения ей будет соответствовать неудовольствие, покрывающее собой все, не имеющее конца, некий вселенский ужас, по существу смерть, ибо как удовольствие здесь – принцип и признак жизни, так неудовольствие (мгновенно, в силу временно-пространственных характеристик мира раздувающееся до панического ужаса) – принцип и признак смерти.
psihologia.biz