Как сложилась судьба маркизы де Помпадур — женщины, которая была признана самой влиятельной фавориткой в истории
Жанна-Антуанетта Пуассон, более известная как маркиза де Помпадур, была одной из самых популярных королевских фавориток. Сегодня имя маркизы ассоциируется с женской хитростью и коварством. Благодаря своему характеру, интеллекту и умелым интригам, из рядовой любовницы она превратилась в фактическую правительницу Франции. Но как же ей это удалось?
Мы в AdMe.ru разобрались в тонкостях биографии маркизы де Помпадур, чтобы выяснить, как же она смогла завоевать сердце короля и половины Франции.
Жанна-Антуанетта Пуассон — будущая маркиза де Помпадур — родилась 29 декабря 1721 года. Ее отец, Франсуа Пуассон, был нечистым на руку финансистом: он торговал зерном на черном рынке и проворачивал фиктивные сделки. В результате своей нечестной деятельности он задолжал 232 тыс. ливров (в переводе на современные деньги — 4 млн евро). За столь тяжкое преступление ему грозили суд и смертная казнь.
Франсуа оставил жену и 3-летнюю дочку и пустился в бега. Имущество семьи было опечатано и продано за долги. Денег не хватало даже на еду.
Семью Пуассон под опеку взял друг отца Ле Норман де Турнем, который сыграл в судьбе Жанны-Антуанетты не последнюю роль. Вскоре он женился на мадам Пуассон и стал отчимом будущей маркизы де Помпадур. Благодаря Ле Норману 5-летнюю Жанну-Антуанетту отдали на обучение в пансион при женском монастыре. Но из-за коклюша она не смогла закончить образование, и ее забрали домой.
Мать маркизы де Помпадур Мадлен де ла Мотт и отчим Ле Норман де Турнем.
Когда Жанне-Антуанетте исполнилось 9 лет, ее отвели к гадалке. Малышке предрекли невероятное будущее. Она должна была покорить сердце короля и стать негласным правителем Франции.
Турнем решил всерьез заняться образованием падчерицы: то ли он поверил в предсказание, то ли загорелся идеей породниться с королем, неизвестно. Но с тех пор и до совершеннолетия девочку воспитывали как будущую жену аристократа.
Лучшие педагоги Франции обучали Жанну-Антуанетту музыке, живописи, ораторскому мастерству, сценической игре и танцам.Шарль-Гийом д’Этиоль, единственный законный муж маркизы де Помпадур.
Когда девушке исполнилось 19 лет, ей стали подыскивать супруга. Жанна-Антуанетта была юна, хороша собой и образована. Она дружила с известными философами, художниками и политиками и была вхожа в самые известные городские салоны. Вот только желающих стать мужем первой красавицы не находилось. Всему виной дурная слава родного отца.
Но и тут ей помог отчим. Турнем сосватал девушку за своего племянника Шарля-Гийома д’Этиоля. Ему было обещано все дядюшкино наследство и материальное обеспечение в первые года брака. Отношения Шарля и Жанны-Антуанетты из экономически выгодных перетекли в любовные. Мужчина был без ума от своей красавицы-жены и исполнял все ее прихоти.
Жанна-Антуанетта превратилась в достопочтенную мадам и стала всеобщей любимицей. Она была желанным гостем на светских приемах. Слухи о ее красоте и интеллекте дошли до Людовика XV, сам Вольтер восхищался красотой и умом, влюбленный супруг одаривал нарядами и драгоценностями, но Жанна-Антуанетта не чувствовала себя счастливой. Ей не давало покоя предсказание гадалки. Она во что бы то ни стало решила завоевать сердце правителя Франции.
В 1745 году в Версале состоялся бал-маскарад, куда пригласили и семью д’Этиоль. Для Жанны-Антуанетты это была единственная возможность завоевать внимание монарха. И она ее не упустила. Как бы случайно девушка столкнулась с королем и обронила свой платок. Весь вечер Людовик XV не спускал с красавицы глаз. Через месяц Жанна-Антуанетта переехала во дворец в статусе фаворитки. Так она стала маркизой де Помпадур.
Людовик XV и его жена Мария Лещинская.
Мария Лещинская — жена Людовика XV — была не против любовных похождений мужа. Как-то раз она заявила: «Раз уж королю непременно нужна любовница, пусть это лучше будет мадам де Помпадур, чем кто-нибудь другой». Женщина была набожна и на внимание супруга не претендовала. Ее основная обязанность — рожать наследников. В браке у Марии и Людовика родилось 10 детей. Чтобы не мешать своему супругу, она покинула семейную спальню и жила уединенно, получая пособие на свое содержание.
Завоевать внимание короля оказалось проще простого, а вот удержать его стало задачей не из легких.
20 лет Жанна-Антуанетта патронировала деятелей искусств. Она построила фабрику, которая и по сей день выпускает знаменитый на весь мир севрский фарфор. Ремесленники трудились под ее неусыпным руководством, а дворцы Версаля стали жемчужиной Европы и образцом для всех королевских дворов.
Но не одним лишь меценатством была знаменита де Помпадур.
Она приобрела большое влияние при дворе. Без ее рекомендации нельзя было получить повышение по службе и материальную поддержку. Расчетливая Жанна-Антуанетта смекнула, что у нее есть безграничное влияние на правителя и его окружение. Она подсказывала королю, кого назначить министром, а кого отстранить от должности, пользовалась своим положением и назначала родственников на лакомые должности. Не забыла девушка и об отчиме. Турнем стал генеральным директором ведомства, заведовавшего строительством.
Она умела находить болевые точки Людовика XV. Он рано осиротел, и маркиза мастерски этим пользовалась, окружив возлюбленного теплотой и заботой. Де Помадур могла резко ответить вельможам или прервать совещание, которое утомляло короля.
Однажды министр по делам военно-морского флота Жан-Фредерик Фелиппо слишком долго зачитывал свой доклад. В какой-то момент маркиза вскочила со своего места и закричала: «Все! Хватит! От вас у короля уже лицо стало желтым. .. Прием окончен! До свидания». Господин Фелиппо был вынужден удалиться.
В 1751 году маркизе де Помпадур исполнилось 30 лет. Соревноваться с юными и красивыми барышнями становилось все сложнее. Проблемы со здоровьем, перенесенный в детстве коклюш, бронхиты и нервные тики давали о себе знать. Она сумела убедить короля, что из-за ее болезни им придется прекратить любовную связь. Из роскошной спальни в версальском дворце она переехала в скромное место, которое назвала «Олений парк». Однако Людовик XV не смог позабыть свою любимую маркизу и продолжал одаривать ее подарками.
Монарх пожаловал ей титул герцогини — теперь де Помпадур стала аристократкой. Но и этого королю показалось мало. Он купил ей землю, на которой повелел построить дворец, осыпáл дорогими подарками и даже уговаривал вернуться обратно. Маркиза была непреклонна.
Портрет герцогини де Помпадур, написанный незадолго до ее смерти.
Спустя 6 лет де Помпадур вернулась в Версаль. Теперь она не хотела быть любовницей или другом короля.
Жанна-Антуанетта желала получить должность первого министра. Чтобы избавиться от амплуа любовницы, она решила стать фрейлиной королевы. Мария была не против, даже наоборот. Она была рада видеть в своем окружении столь образованную и эрудированную даму. С 8 февраля 1756 года де Помпадур стала фрейлиной королевы. В ее обязанности входило сопровождение в церкви и на официальных мероприятиях.Но планам не суждено было сбыться: Жанна-Антуанетта заболела. Ее мучал удушливый кашель, который не давал спать, есть и принимать гостей. Королю каждый день докладывали о состоянии здоровья возлюбленой, к ней посылали лучших врачей Европы. Но все было тщетно. Герцогиня де Помпадур скончалась от туберкулеза в возрасте 42 лет.
Хоронили Жанну-Антуанетту скромно, без пышных церемоний. Свое состояние она завещала брату, слугам и знакомым. И хотя прожила де Помпадур довольно яркую жизнь, вся ее биография уместилась в эпитафии: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет — шлюхой, а 13 лет — сводницей».
Так чего же на самом хотела макриза де Помпадур — личного счастья, власти или богатства?
Любовница и советчица. Как маркиза де Помпадур покорила короля и Францию | История | Общество
Когда молодой аристократке Жанне-Антуанетте Пуассон было 9 лет, гадалка предсказала ей любовную связь с королём. Однако то, что действительно ожидало девушку в будущем, было гораздо значительнее любого предсказания. Ей суждено было стать не просто очередным увлечением любвеобильного монарха, а самой влиятельной фавориткой Людовика XV и управлять не только его сердцем, но и государственными делами.
Портрет маркизы де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше. Фото: репродукцияБрак по расчёту
Происхождение Жанны-Антуанетты Пуассон не было столь блестящим, как ей хотелось бы. Родной отец девушки, финансист мелкой руки, проворовался и бросил семью. Образованием и достатком она прежде всего была обязана приёмному родителю — Ле Норману де Турнему. Он же подыскал будущей маркизе супруга. В 19 лет юная Жанна пошла под венец с ничем не примечательным, кроме своего состояния, Шарлем Гийомом, владельцем имения Этиоль неподалёку от Парижа. Жених был без ума от невесты, однако та не испытывала ответных чувств. Жанна уже тогда была уверена, что всю свою любовь отдаст Людовику.Первые шаги на пути в Версаль
Имя и деньги мужа открывали перед мадам д’Этиоль двери высшего света и делали её желанной гостьей во многих знатных домах Парижа. Она медленно, но верно прокладывала себе дорогу в Версаль. Узнав о том, что король охотится в Сенарском лесу, Жанна стала ездить туда на прогулки, надеясь на случайную встречу с монархом. Однако этот план не сработал, вместо Людовика девушка встретилась с его фавориткой
Игра ва-банк
Долгожданная встреча с монархом произошла в феврале 1745 во время бала, на который Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда прекрасной незнакомке удалось привлечь к себе внимание короля. Через несколько дней они вновь встретились на балу в столичной ратуше. Казалось, что судьба благоволит мадам д’Этиоль и она близка к своей цели, однако вскоре ей донесли: король не верит в искренность чувств женщины. Будущая фаворитка решила идти ва-банк.
С трудом добившись очередного свидания с Людовиком, Жанна так умело продемонстрировала ему весь свой актёрский талант, что, будь она на сцене, зал рукоплескал бы её искусной игре. Женщина предстала перед королём в образе отчаявшейся влюблённой, которая, скрываясь от ревнивого мужа, пробралась во дворец с единственной целью — увидеть обожаемого человека! Людовику пришлась по вкусу такая жертва в его честь, и вскоре мадам д’Этиоль получила всё, о чём так долго мечтала: место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур. Однако Жанна понимала, что удержать всё это в руках ей будет непросто. Поэтому, выиграв одну битву за «место под солнцем», она начала готовиться к следующему, куда более ожесточённому сражению.
Любовница, друг и советчица
За довольно короткое время маркиза де Помпадур смогла стать для Людовика всем: любовницей, другом, помощницей и советчицей даже по государственным вопросам. О ней говорили как о самой своевольной и капризной фаворитке, от решений которой зависели не только судьбы людей, но и судьба целой страны. Многие историки признают, что эта женщина оказывала решающее влияние на политику Франции. Она принимала у себя послов и командующих армиями, вела переписку со многими политическими деятелями. Занимаясь государственными делами, фаворитка Людовика часто преследовала и свои собственные цели. Она добилась должности и титула маркиза для брата, способствовала карьере герцогов Шуазеля и Ришелье, сделала Вольтера историографом и придворным камергером. Наряду с этим всех тех, кто осмеливался выступать против маркизы, женщина, не задумываясь, отстраняла от должностей или отправляла в тюрьму. Не менее важной была охрана того самого пути, по которому она сама пришла к вершинам власти. Действовала маркиза де Помпадур (как и мешавшая ей ранее герцогиня де Шатору) жёстко и уверенно — влиять на Людовика могла лишь она одна.
Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Фото: репродукцияПокровительница искусства и любовных утех
Маркиза очень любила искусство. Эта любовь часто имела денежное выражение: она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Благоволила учёным, писателям и поэтам. В её салоне блистали Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ. Выдающиеся люди, которые всю жизнь окружали фаворитку Людовика, помогли ей оставить след в искусстве, литературе и архитектуре.
Спустя пять лет после начала романа с Жанной Людовик охладел к своей фаворитке как к женщине. Но отношений с ней он не прекратил. Зная о любвеобильности монарха, маркиза устраивала ему свидания с молоденькими девушками, тщательно отбирая тех, кто не представлял никакой угрозы для неё самой. В постель к Людовику попадали красивые, но глупые и не амбициозные девицы, у которых не было ни малейшего шанса занять место официальной фаворитки. В 1755 году Жанна организовала место под названием «Олений парк» — особняк, предназначавшийся для встреч короля с многочисленными и часто меняющимися девушками. Современники справедливо замечали, что, пока король правит в «Оленьем парке», маркиза правит во Франции.
Последнее путешествие
Мощнейший удар по всей Франции и по самой мадам де Помпадур нанесла Семилетняя война. Франция понесла огромные потери, экономически она была истощена. При этом в итоге страна потеряла почти все свои заморские колонии, уступила Канаду извечному сопернику — Англии.
Более того, Франция потеряла значение ведущей державы Европы и не смогла помешать бурному росту будущего злейшего врага — Пруссии и немецких земель. Общественное мнение винило маркизу де Помпадур в начавшемся экономическом и политическом кризисе. Фаворитка решила оставить политическую сцену, уехав в свою резиденцию в Шуази. Там у неё обострился давний туберкулёз — уровень развития медицины в те времена фактически не оставлял шансов выздороветь. Умереть маркиза решила в Версале, несмотря на то, что подобное право имели только члены королевской семьи. Женщина предусмотрительно вернулась во дворец и скончалась 15 апреля 1764 года. Людовик XV встретил смерть своей фаворитки словами: «Сегодня плохая погода для путешествия, маркиза». Он переживёт её на 10 лет и не увидит, как раздражённая слабыми королями и своевольными фаворитками страна идёт к революции.Смотрите также:
как маркиза де Помпадур вдохновила создание огранки маркиз
29 Декабря 2020 | Настя Щербакова
Жанна-Антуанетта Пуассон или маркиза де Помпадур была одной из самых влиятельных фавориток Людовика XV. Свой след она оставила не только в истории Франции, но и в ювелирном искусстве.
Мы никогда особо не задумываемся, откуда появилась та или иная огранка драгоценных камней. Утонченная и элегантная форма огранки маркиз пришла к нам из XVIII века и связана с именем маркизы де Помпадур.
Существует легенда, что французский король Людовик XV был безумно влюблен в свою фаворитку и решил запечатлеть ее красоту в драгоценных камнях, а точнее их форме. Он приказал своим придворным ювелирам создать новую огранку бриллиантов, которая бы идеально повторяла форму рта его возлюбленной. Деликатная и мягкая улыбка юной Жанны-Антуанетты в итоге превратилась в огранку маркиз, названную в ее честь.
Конечно, никаких доказательств у этой романтичной истории нет, но это не делает ее менее трогательной. Тем более что с ней носить украшения с камнями этой огранки сразу становится приятнее. А их можно найти в самых разных украшениях: на тиаре Mercury из коллекции Classic, на колье из белого золота с жемчугом акойя Mikimoto или на винтажном помолвочном кольце Tiffany & Co. Кстати, камни такой огранки на кольцах будут удлинять ваши пальцы. Еще одно преимущество!
Неглиже маркизы де Помпадур (История стиля. Начало) | Модная канитель
Вспоминая людей, которые оставили в истории моды свой отпечаток, не забываем упомянуть маркизу Помпадур. Да что там упомянуть — рассказать подробно. Она стоит того…
Маркиза де Помпадур. Фото pinterest.comМаркиза де Помпадур. Фото pinterest.com
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, была официальной фавориткой Людовика 15. Женщина образованная, обладающая блестящим умом, она имела врожденное чувство вкуса.
Все как один, историки упоминают о том, что внешность маркиза имела более чем заурядную.
Однако в ней скрывался подлинный талант декоратора — украшая себя, она не знала равных. Абсолютно четко понимая, что ей идет, а что нет, Жанна не обольщалась на этот счет и умела так себя подать, что ее почитали, как икону стиля.
Влиятельная маркиза делала моду с 1745 года. Во французском рококо даже сложился отдельный стиль, названный ее именем.
- Платья “помпадур” того времени были легкими и изящными. Подчеркнутая линия талии, “складка Ватто” — в таких нарядах легко быть хрупкой и утонченной… Мадам решила убрать все фижмы, тяжелые драпировки и отделки, присущие барокко, за что дамы ей были безумно благодарны.
Особый покрой платья со «складкой Ватто» сзади. Фото pinterest.com
- Любимая расцветка маркизы — мелкие букетики голубых и розовых цветов. Не удивительно, что легкие широкие пальто из подобных узорчатых тканей, появившиеся столетием позже, тут же получили название “помпадур”.
Любимая расцветка маркизы де Помпадур. Фото pinterest.com
- Атласная темно-красная ткань, затканная золотыми узорами — ее вклад в историю текстиля. Оттуда же — голубые и розовые банты на платье.
Розовые банты на платье маркизы Помпадур. Фото pinterest.com
- Всевозможные оттенки розового цвета — тоже ее вклад в рококо. Кстати, они так и называются — цвета маркизы Помпадур. Их использовали при росписи севрского фарфора, а в развитии фарфорового производства маркиза принимала самое активное участие.
Фарфоровая чашка с портретом маркизы де Помпадур. Фото pinterest.com
- Неглиже — от французского “небрежный” — простое домашнее платье, которое она смогла возвести в ранг весьма пикантного туалета.
- Каблуки — нововведение Жанны-Антуанетты. Говорят, что с их помощью она скрывала свой маленький рост. Странно, но до этого туфли с каблуками были только у мужчин. Не перестаю удивляться — сколько полезных вещей мужчины держали при себе до тех пор, пока мы, женщины, не решили забрать их!
Нововведение маркизы Помпадур — туфли на каблуках. Фото pinterest.com
- Маркиза де Помпадур была первой женщиной, надевшей кружевные чулки. Кстати, чулки до нее тоже носили исключительно мужчины!
- Именно ей принадлежит идея украшения постельного белья кружевом. Не только же чулки украшать!
И это еще не все. Но для одной статьи слишком много — продолжение здесь: Неглиже маркизы де Помпадур (История стиля. Продолжение)
Не забудьте подписаться на канал, если вы до сих пор этого не сделали!
Вам может быть интересно:
Что еще женщины присвоили из мужского гардероба
Как розовый из мужского стал женским цветом
Какой цвет сделает вас королевой?
Маркиза де Помпадур. — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal
Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира — как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж. ..
Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. До сих пор не вполне ясно, кто был настоящим отцом девочки: лакей, выбившийся в интенданты, на новой должности проворовавшийся и сбежавший от правосудия, бросив семью; или дворянин Норман де Турнэм, регулярно дававший деньги на содержание и обучение маленькой Жанны.
Francois Boucher. The Marquise de Pompadour,1755.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени — госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: «Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!»
Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро — некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?
Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.
Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон… После чего к ее матери пришел человек, передавший «просьбу» маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) «избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон».
Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.
Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.
Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.
В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются «партии» в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.
В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и… скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре — платок брошен…
Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.
Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому… дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.
О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от «единственного и неповторимого», берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.
Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей — история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно — король пригласил ее на ужин… В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.
Bonnet Louis Marin.
На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения «осчастливленных» им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.
Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. «Лицо» сообщило мадам, что король считает ее «не совсем бескорыстной», к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее «несколько вульгарной».
Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения — может быть, он не понравился ей в постели?
М. К. де Латур. Madame de Pompadour.
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я…»
Это был гениальный ход — при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.
Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.
Madame Pompadour in blue.
Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась… супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно — за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась — интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.
Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.
О том, что у новой фаворитки «проблемы с темпераментом» очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, «даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет». А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля — достаточно было развеселить его.
Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество… Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: «После нас? Хоть потоп».
Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.
Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества… Бриллианты, огранка которых называется «маркиз» (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV — именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа — тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.
В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.
M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , «Monde illustré» 1857.
Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.
Francois Boucher. Madame de Pompadour.
Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.
Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.
В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».
Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.
Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство – десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…
К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля — рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин — мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.
Francois Boucher.
Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными… маркизой.
Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).
Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.
Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: «Как там поживает старая кокетка?» Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!
Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.
По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.
Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert 1763-64.
15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.
Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.
Paris Rue de la Paix.
Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира — как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.
Маркиза де Помпадур: королева рококо
Некоронованная королева Франции, фактически управлявшая делами страны почти 20 лет, любимая фаворитка Людовика XV, красавица, ставшая законодательницей мод, и покровительница наук и искусств — все это маркиза де Помпадур, имя которой знает едва ли не каждый (как минимум благодаря названию знаменитой прически). За свою короткую жизнь маркиза де Помпадур прошла долгий путь от дочери разорившегося финансиста до первой леди Франции.
Маленькая королева
Будущая маркиза де Помпадур родилась в 1721 году под именем Жанны-Антуанетты Пуассон в семье финансиста. Происхождение ее было далеко не аристократическим, масла в огонь подливало и то, что ее отец, торговавший на черном рынке, прогорел и бросил семью. Но девочке повезло: на воспитание ее взял синдик (должность вроде судьи) Ленорман де Турнем. По одной из версий, ее патрон также был и ее биологическим отцом. Как бы то ни было, пятилетнюю девочку отдали на воспитание в урсулинский монастырь. Правда, из-за слабого здоровья ребенку пришлось вернуться домой. Тогда ее мать отвела девятилетнюю Жанну-Антуанетту к ведунье, которая предсказала девочке прекрасное будущее и предрекла: она станет фавориткой Людовика XV.
Мадам де Помпадур. (Wikimedia Commons)
Это предсказание предопределило будущее девочки. С тех пор дома ее стали называть «маленькой королевой». Жанна-Антуанетта получила прекрасное образование, сообразно ее «будущему положению». С ней занимались лучшие учителя того времени. Она умела рисовать, петь и танцевать, прекрасно разбиралась в музыке, могла декларировать стихи и выступать на сцене, запоминая наизусть целые пьесы.
Де Помпадур — хозяйка салона
В 19 лет Жанну-Антуанетту выдали замуж. Ее мужем стал Шарль Гийом д`Этиоль, племянник опекуна девочки. В качестве свадебного подарка молодожены получили поместье Этиоль. Муж Жанны-Антуанетты был по уши в нее влюблен. Сама же она пообещала мужу, что никогда от него не уйдет — разве что к королю. У пары родились двое детей, но оба ребенка умерли в юном возрасте. Роды у Жанны-Антуанетты так ни разу и не заканчивались удачно.
Благодаря удачному браку Жанна-Антуанетта смогла бывать в самых изысканных салонах Парижа. На вечерах у знатных дам она встречалась со знаменитыми людьми того времени: Вольтером, Монтескье и другими. Позже она открыла собственный салон, куда приглашала своих именитых и ученых друзей, представителей аристократии и золотую молодежь. На одном из вечеров ее приметил Жозеф Пари, старый друг ее отца. Он решил представить юную красавицу королю Людовику XV. Конечно, сделал он это не просто так — банкир надеялся получить от новой фаворитки протекцию.
Фаворитка короля
В феврале 1745 года в Зеркальной галерее Версальского дворца состоялся бал по случаю женитьбы Людовика Фердинанда, старшего сына Людовика XV. Все придворные нарядились в тисовые деревья, король спрятал лицо за маской, а Жанна-Антуанетта облачилась в костюм богини Дианы. Король не мог оторвать взгляд от прекрасной незнакомки и разговаривал только с ней. Спустя три дня они встретились снова — на этот раз на балу в ратуше.
Маркиза де Помпадур в образе Дианы. (Wikimedia Commons)
Предсказание ведуньи сбылось: Жанна-Антуанета д`Этиоль стала официальной фавориткой короля Людовика XV, сменив на этом месте герцогиню Шатору. Людовик XV прославился в истории благодаря своим любовным похождениям: его называли «Прекрасный» или «Возлюбленный». Его жена Мария Лещинская, дочь польского короля, была на 8 лет старше самого Людовика. Она родила королю 10 детей, а потом заявила, что больше на намерена делить с мужем ложе. Несмотря на то, что Людовик жену правда любил, он нашел утешение в объятиях многочисленных любовниц.
Королева Франции без короны
Жанна-Антуанетта поселилась в Версале, где ей выделили несколько комнат, расположенных над покоями короля. Получив развод от мужа, она потребовала новый титул: король подарил ей поместье Помпадур, а вместе с ним и титул маркизы. С тех пор маркиза де Помпадур стала важной особой при дворе. Проявив незаурядные способности, она сумела завести нужные связи, а также весьма уважительно относилась к супруге короля. В руках маркизы де Помпадур сосредоточилась большая власть: чтобы получить должность при дворе, нужно было обязательно обратиться к маркизе. Результатом ее переговоров стал союз Франции и Австрии, который изменил расстановку на политической арене и определил исход Семилетней войны. Некоторые историки считают, что долгое время Францией управлял вовсе не ленивый и развратный Людовик XV, а его фаворитка.
Законодательница мод
Маркиза де Помпадур была настоящей законодательницей мод. Все придворные дамы мечтали одеваться так же элегантно, но в то время слегка небрежно. В ее честь названа и известная высокая прическа помпадур. На свои наряды и развлечения фаворитка короля тратила немыслимые суммы. За 20 лет она спустила на ветер больше 350 тысяч ливров. О ее аппетите ходили легенды: маркиза регулярно заказывала шампанское, трюфели и шоколад. В то же время маркиза была покровительницей наук и искусств: она защищала экономическую школу физиократов и поддерживала создание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Портрет мадам де Помпадур. (Wikimedia Commons)
Помпадур стала для короля настоящим другом, единственным человеком, которому Людовик полностью доверял. Даже после того, как маркиза по указанию врача прекратила все сексуальные отношения с монархом, ей удалось сохранить свое положение. Она лично подбирала королю молоденьких любовниц, с которыми тот встречался в особняке «олений парк». Однако к концу жизни она настолько отдалилась от короля, что тот спокойно воспринял смерть когда-то любимой подруги. Маркиза де Помпадур скончалась в возрасте 42 лет, вероятно, от рака легкого. Ее похоронили в склепе монастыря капуцинок. Так закончилась короткая, но яркая жизнь самой знаменитой фаворитки Людовика XV, некоронованной королевы Франции.
Удивительная маркиза де Помпадур. — Любопытные подробности обо всем на свете!
Настоящее имя известной маркизы – Жанна-Антуанетта Пуассон. Будучи фавориткой короля Людовика XV, мадам де Помпадур была необычайной женщиной и имела значительное влияние при дворе в течение 20 лет! Ни одной из обольстительниц короля никогда не удавалось подобного – всецело прибрать к рукам монарха и на протяжении долгого времени быть ему сначала любовницей, а позже и авторитетной персоной, советчиком и близким другом! Поистине маркиза де Помпадур заслуживает особого внимания!
Эта бесподобная женщина была далеко не знатного происхождения. Отец Жанны – лакей, с трудом получивший должность интенданта, который бросил их с матерью и сбежал после его очередной истории с воровством. Малышку взял на попечение известный дворянин Норман де Турнэм. По некоторым сведениям, он же и был настоящим отцом будущей фаворитки.
Благодаря своему приемному отцу, Жанна получила блестящее образование и воспитание. Искусство и науки давались девушке легко, кроме того природный артистизм и гибкость ума, присущие ей с рождения, легли в основу ее талантливой личности. Жанна во многом превосходила своих ровесниц: стихи читала с необыкновенным чувством выразительности, прекрасно играла и пела, вызывая восторг окружающих. Уверенность в своей исключительности давала Жанне мощную поддержку для своего развития.
В детстве одна гадалка предсказала Жанне крепкую связь с королем, официальное ее признание и значительное влияние на судьбу Франции. В 11 лет эта мысль прочно засела в прекрасной головке девочки и вплоть до 23 лет Жанна упорно шла к своей цели.
Получить дворянский титутул будущей маркизе помог брак с богатым племянником своего приемного отца и покровителя Шарлем Гийомом, некрасивым и страстно влюбленным в нее. К новоиспеченному мужу Жанна не испытвала ответных чувств, твердо решив отдать всю свою любовь и ласку исключительно королю Людовику, на роман с которым она возлагала большие надежды и была твердо уверена в его возникновении. С тех пор мисс Пуассон стала называться мадам д’Этиоль.
Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы
Привлечь внимание любвеобильного короля, пресыщенного светскими развлечениями, было довольно сложно. Скучающего монарха уже нечем было удивить, но Жанна тщательно изучила все его предпочтения и привычки. Людовик заметил Жанну на бале-маскараде, куда та прибыла в костюме Дианы-охотницы. Жанну нельзя было назвать красавицей, но она была необыкновенно очаровательна: стройный стан, светлые волосы, и прекрасные глаза-хамелеоны, которые каждый раз приобретали новый цвет – то завораживали глубокой синевой, то дурманили чернотой ночи. Заинтригованный король успел пообщаться с прекрасной незнакомкой, после чего она резко затерялась в толпе. После этого, король и мадам д’Этиоль вновь встречаются взглядами в двух рядом расположенных ложах, организованных предусмотрительной мадам и, наконец, ужинают наедине. Но впечатление о прекрасной женщине у короля сложилось неоднозначное, монарху показалось, что девушка неискренна с ним, отчего он на некоторое время забыл о ней.
Тогда будущая маркиза решила переиграть сценарий и придумала новый способ достижения своей цели. Жанна тайно пробралась в покои французского монарха и, рыдая, призналась ему в любви, от которой она потеряла голову, и что ревнивый муж погубит ее, узнав о совершенном проступке. Король был поражен такой самоотверженностью девушки и через несколько дней представил ее ко двору в качестве официальной фаворитки короля. Жанна поселилась в Версале, ее апартаменты находились прямо над комнатами короля. Позже, целеустремленная девушка получила дворянский титул маркизы де Помпадур.
Маркиза понимала, что сохранять привязанность ветреного и любвеобильного короля продолжительное время, тем самым поддерживая свое влияние при дворе и не сдавая позиций, будет достаточно сложно. Верным решением было стать незаменимой для короля, даже если его любовный пыл угаснет, изменить качество его жизни так, чтобы постоянно поддерживать к ней интерес. После того, как монарх объявил Жанну своей верной подругой, каждый вечер в гостиной Помпадур король встречал какого-нибудь интересного гостя – знаменитого художника или писателя, начинающего талантливого архитектора и многих интеллектуально одаренных персон того времени. Среди них Вольтер, Буше, Монтескье, Бюффон и многие другие знаменитые личности эпохи, общество которых показывало королю насколько многогранна жизнь и сколько в ней всего интересного. С тех пор в лице маркизы начинающие творческие личности находили мощную поддержку, и во многом благодаря ей стали известны миру. Помпадур воспитывала их и по крупицам создавала культуру и искусство Франции.
Влиятельная маркиза не обошла своим вниманием и моду. Страсть к потрясающим туалетам, роскошным прическам, постоянные поиски новинок и эксперименты с внешностью приводили к тому, что фаворитка задавала моду всей Франции! Ей подражали знатные дамы, открытые маркизой новинки в области парикмахерского искусства получали широкое распространение, придуманные фасоны платьев находили свое воплощение в известных модных домах. Маркиза любила вещи в стиле «a la reine», то есть в королевском стиле. Она не могла обойти своим вниманием и предметы интерьера, например, именно мадам де Помпадур принадлежит идея украшения постельного белья кружевом. Деятельная натура Жанны ни на минуту не останавливалась на достигнутом.
Сфера строительства также не осталась незатронутой активной мадам. За время своего «неофициального» правления страной, маркиза успела приобрести невероятно большое количество недвижимости. Каждое здание она с любовью преображала в соответствии со своими вкусами. Кроме того, дворцы и загородные дома Людовика также претерпели изменения под руководством великолепной маркизы. Если на очередную задумку Помпадур не хватало денег, она продавала одно из созданных ею творений и с пылом принималась за новое.
Жанна явно превосходила всех предыдущих зазноб короля, и это сильно укрепило ее позиции при дворе, поэтому все изменения в стране, в том числе с казной короля она проводила без лишней скромности. В течение 20 лет активной деятельности при дворе, только 5 из них Помпадур делила ложе с королем, остальные годы эта удивительная женщина была верным другом королю и его главным советчиком.
Материал подготовила Сережина Екатерина.
Из собраний Гарвардского художественного музея Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур
Денис Саттон, Франсуа Буше: Выставка займов в пользу ботанического сада Нью-Йорка , exh. cat., Wildenstein & Company (Нью-Йорк, 1980), cat. нет. 24, стр. 42, рис. 24, респ.
Жорж Брюнель, Буше , Trefoil Books (Лондон, 1986), стр.245
Элиза Гудман-Зёлльнер, «Мадам де Помпадур в туалете Буше», Simiolus , Фонд голландских историко-художественных публикаций (Апелдорн, Нидерланды, 1987), т. 17, нет. 1. С. 41-58, с. 43, респ. в ч / б
Дональд Познер, «мадам.де Помпадур как покровитель визуальных искусств «, The Art Bulletin , College Art Association of America (Нью-Йорк, Нью-Йорк, март 1990 г.), том LXXII, № 1, стр. 74-105, стр. 102- 3, репр. В ч / б под № 21
Эдгар Питерс Боурон, Европейские картины до 1900 года в Художественном музее Фогга: сводный каталог, включающий картины в музее Буш-Райзингера , Художественные музеи Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс, 1990), с.57, цветная пластина; С. 99, 215, репр. ч / б кот. нет. 240
Ричард Рэнд, Интимные встречи: любовь и домашняя жизнь во Франции восемнадцатого века , exh. cat., Princeton University Press (Princeton, NJ, 1997), repr. п. 114 как на рис. 44, под № 13
Художественные музеи Гарвардского университета, Шедевры мирового искусства: Художественный музей Фогга, Артур М.Музей Саклера, Музей Буш-Райзингера , 1997 г.
Хелен Э. Робертс, изд., Энциклопедия сравнительной иконографии , Издательство Фицрой Дирборн (Чикаго, 1998), стр. 325; репр. в ч / б р. 322
Макияж! Aus der Geschichte der dekorativen Kosmetik , Druck Verlag Kettler (Бенен, Германия, 1998), представитель.в цвете p. 108
Мелисса Хайд, «Макияж» маркизы: портрет Помпадура Буше в ее туалете «, Бюллетень искусств , Американская ассоциация искусств колледжей (Нью-Йорк, Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.), том. LXXXII, нет. 3, pp. 454-475, repr. в цвете, стр. 454 и на обложке
Элиза Гудман, Портреты мадам де Помпадур: чествование женщины-ученого , Калифорнийский университет Press (Беркли, Калифорния, 2000), репр.как пластина 1
Анджела Розенталь, «Die Kunst des Errötens. Zur Kosmetik rassischer Differenz», Das Subjekt und die Anderen: Interkulturalität und Geschlechterdifferenz vom 18 , ed. Герберт Юрлингс, Эрих Шмидт Верлаг (Берлин, 2001 г.), 16, стр. 95-110; репр. в ч / б р. 117, абб. 7
Эва Лайер-Бурхарт, «Прикосновение Помпадура: различие в репрезентации», Репрезентации , Регенты Калифорнийского университета (Беркли, Калифорния, зима 2001 г.), нет.73, стр. 54-88, стр. 70-80; репр. цветом как на рис. 10, подробности репр. как фиг. 13 и 15
Сьюзан Гриффин, Книга куртизанок , Broadway Books (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2001), стр. 176-177, репр. п. 158
Джон Роджер, «Императорский декоратор за работой», Литературное приложение «Таймс» (Нью-Йорк, 15 ноября 2002 г.), нет.5198, с. 18-19, с. 19
Олден Рэнд Гордон и Тери Хенсик, «Картина в картине: идентифицированный портрет мадам де Помпадур» Буше 1750 г., Apollo (февраль 2002 г.), стр. 21-30, стр. 21-30; репр. как рис. 1
Xavier Salmon, Madame de Pompadour et les Arts , exh.кат., Réunion des Musées Nationaux (Париж, Франция, 2002), нет. 30, респ. в цвете, с. 152-154
Проф. Колин Джонс, Мадам де Помпадур: образы госпожи , exh. cat., National Gallery Company Limited (Лондон, 2002 г.), стр. 78-81, репр. в цвете, стр. 79; подробности представ. стр.2, 81
Кристин Певитт Альгрант, Мадам де Помпадур: хозяйка Франции , Grove Press (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2002), репр.в цвете на обложке
Ив Карлье, «Детали туалета герцогини Кадаваль», Бюллетень Детройтского института искусств (2004), том. 78, нет. 1/2, повтор. как рис. 2, стр. 6
Джун Вульф, «Месяц событий», The Boston Globe (18 декабря 2005 г.), стр.N10, респ. п. N10
«Французские наряды Фогга», Museums Boston (осень 2005 — зима 2006), стр. 19, стр. 19, повтор. И повтор. на обложке
«Французская коллекция», The Boston Globe (19 декабря 2005 г.), репр.на обложке раздела «Sidekick»
Элвин Л. Кларк младший, «Радовать глаз»: французские рисунки и картины из собрания Чарльза Э. Данлэпа , exh. кат., Художественные музеи Гарвардского университета (Кембридж, 2005 г.), репр. в цвете p. 2 как рис. 1; контрольный список нет. 1, стр. 11
Салли Пойнтер, The Artifice of Beauty: A History and Practical Guide to Perfumes and Cosmetics , Sutton Publishing Ltd.(Глостершир, Англия, 2005 г.), стр. 115; репр. в цвете p. 116
«Радовать глаз: французские рисунки и картины из собрания Чарльза Э. Данлэпа», Журнал печатного мира (зима 2006 г.), стр. 18
Гарольд Кода и Эндрю Болтон, Dangerous Liaisons , Метрополитен-музей / издательство Йельского университета (Нью-Йорк, 2006), ил.п. 37
Мелисса Хайд и Марк Ледбери, ред., Переосмысление Баучера , Исследовательский институт Гетти (Лос-Анджелес, 2006 г.), детали на задней обложке
Стефан Волоходжян и Элвин Л. Кларк младший, Гарвардский художественный музей / Справочник , изд.Стефан Волходжян, Гарвардский художественный музей (Кембридж, 2008), стр. 120, респ.
Сьюзан Сидлаускас, Другое Сезанна: портреты Гортензии , Калифорнийский университет Press (Беркли и Лос-Анджелес, 2009), стр. 23, рис. 7
Даниэль О.Кислюк-Грошейде, «Внутри коробки и снаружи», , The Magazine Antiques (март-апрель 2011 г.), стр. 124-131, стр. 128, рис. 12
Хосе де Лос Льянос и Кристиан Грегуар, Boîtes en or et objets de vertu , exh. кат., Paris-Musées (Париж, 2011), стр. 28; репр. цветом как на рис. 7, стр. 30
Эйк Канг, Пикассо и Брак: кубистический эксперимент 1910-1912 гг. , exh.cat., Художественный музей Санта-Барбары и Художественный музей Кимбелла (Санта-Барбара, Форт-Уэрт, 2011 г.), стр. 53, рис. 13, ил. (цвет)
Диана Скарисбрик, Драгоценности портрета: роскошь и близость от Медичи до Романовых , Thames and Hudson, Ltd. (Лондон, 2011), стр. 158, 159, 161, репр. п. 160 как рис. 173
Майкл Гловер, Великие произведения: мадам де Помпадур за туалетом, 1750-c1760 (81.2 см x 64,9 см), Франсуа Буше, The Independent (Лондон, Англия, 26 мая 2012 г.), н.п., репр.
Якоба де Йонге и Карен Ван Годценховен, Живая мода: женская повседневная одежда 1750-1950 из коллекции Якобы де Йонге , exh. cat., Lannoo Publishers (Tielt, 2012), стр. 59, воспроизведено
[Только воспроизведение], «В воздухе: мадам де Помпадур», T Magazine (New York Times) , (21 августа 2016 г.)., представ. п. 162
Спайк Баклоу, Red: The Art and Science of a Color , Reaktion Books (Лондон, 2016), стр. 16, рис. 2
Билли Салливан, Still Looking: Works 1969-2016 , Edition Patrick Frey (Цюрих, 2016), стр.267-268, репр. п. 267
Джейсон Фараго, «Как любовь к французскому искусству помогла сформировать Американскую республику», The New York Times (Нью-Йорк, 15 июня 2017 г.)
[Только репродукция], «Новости музея», American Fine Art Magazine , (май / июнь 2017 г.)., представ. п. 30
Юрико Шакалл и Филипп Борд, Америка коллекционирует французскую живопись восемнадцатого века , отл. cat., Национальная галерея искусства / Lund Humphries Publishers (Вашингтон, округ Колумбия, 2017), стр. 262, 300, pl. 4, репр. п. 150 (подробно)
Фредерик Ильхман, Томас Мичи, К.Д. Дикерсон III и Эстер Белл, изд., Казанова: Соблазнение Европы , exh. кат., Публикации МИД (Бостон, 2017), стр. 124, 307, репр. п. 4, репр. п. 122 как рис. 55
Анна Табахова, Застежки: 4000 лет застежек в ювелирном деле , Éditions Terracol (Париж, 2017), стр. 230-231, репр. п. 230 и 231, деталь
Мартина Шазаль, Аромат и символизм: парфюмированные предметы и изображения , exh.cat., Dixon Gallery and Gardens (Мемфис, 2017), стр. 29-30, репр. п. 30, как на рис.16
Элвин Л. Кларк младший, Франческо Бучелла, Соня Кутюрье, Мари-Анн Дюпюи-Ваши, Мелисса Хайд, Сюзанна Фолдс МакКаллах, Изабель Майер-Михалон и Ксавье Сэлмон, Традиции и переходные периоды: французское искусство восемнадцатого века из Хорвица Коллекция , отл. Кот., изд. Элвин Л. Кларк младший, Коллекция Хорвица (2017), стр. 436, 550-n.6
Синтия Дурканин, «Казанова как пример: как художественные музеи должны представлять проблемные аспекты прошлого?», ARTnews (13 августа 2018 г.), http://www.artnews.com/2018/08/13/casanova- case-study-art-museum-present-проблематические-аспекты-прошлое /, по состоянию на 15 августа 2018 г.
«Friendly Exchanges — Van Gogh and More», Index Magazine ([электронный журнал], 30 мая 2018 г.), https: // www.harvardartmuseums.org/article/friendly-exchanges-van-gogh-and-more, по состоянию на 15 августа 2018 г.
Присмотритесь к портрету маркизы де Помпадур
Жанна-Антуанетта Пуассон, более известная как маркиза де Помпадур, родилась в 1721 году в буржуазной семье, продвигавшейся в мире благодаря связям с миром финансов. . Она получила утонченное, элегантное образование.В детстве она училась музыке и танцам у любимой певицы Рамо, Желиотт.Crébillon père познакомил ее с театром и искусством декламации. Он был большим соперником Вольтера , который позже стал ее большим другом. Она была молодой протеже генерал-фермера Ле Норман де Турнехем, который на самом деле мог быть ее настоящим отцом. В возрасте двадцати лет она вышла замуж за его племянника Гийома Ле Нормана д’Этиоля, который позже также стал генералом-фермером. В то время она могла быть допущена ко двору Людовика XV и стала официальной любовницей короля в 1745 году.
Как образованную молодую женщину, заключившую удачный брак, она была приглашена в салонов , где общение почиталось как вид искусства. Там она встретила Дидро , Мариво , Вольтер и Руссо — интеллектуальную элиту Франции, гордившуюся остротой своего ума. Как любовница короля, она могла предложить им покровительство. Выйдя замуж, она стала владеть владениями Этиоля, примерно в тридцати километрах от Парижа, на окраине леса Сенар, где Людовик XV часто охотился.С 1743 года имя Жанны-Антуанетты было включено в список известных дам в окрестностях, которые получили часть добычи в качестве подарка от короля.
Внезапная смерть герцогини де Шатору в 1744 году оставила короля без любовницы, и Жанна-Антуанетта получила этот пост в 1745 году. Поэма Вольтера предполагает, что Людовик XV соблазнил Жанну-Антуанетту, которая еще не носила титул маркизы. де Помпадур — на балу костюмов и бале из тиса в Версале в честь свадьбы Dauphin .В левой части рисунка изображены король и семь членов его свиты, одетые как топиарные тисы.
Жанна-Антуанетта потеряла дворянский статус после того, как нарушила брачные клятвы, и ей пришлось получить новый титул, чтобы иметь возможность предстать перед двором и стать королевской любовницей. Так она стала маркизой де Помпадур.
Она получала годовую пенсию, которая позволила ей купить несколько превосходных объектов недвижимости, в том числе замки в Креси, Ла Селль-Сен-Клу и Менар, а также великолепный особняк Hôtel d’Evreux, ныне Елисейский дворец.Она роскошно украсила интерьеры. Она была великой покровительницей искусств, считая своими друзьями многих ведущих художников своего времени, и имела возможность обращаться к высококвалифицированным мастерам, работавшим над королевскими зданиями. Осенью 1745 года она переехала в Версальский дворец, заняв бывшие комнаты герцогини де Шатору, известные как верхние апартаменты.
В 1749 году она переехала в квартиры первого этажа центрального корпуса, нижние квартиры. Этот шаг отразил изменение ее статуса.С 1751 года она больше не была любовницей короля, но оставалась советником и другом.
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур | Французский аристократ
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур , имя Мадам де Помпадур , также звали (1741–45) Жанна-Антуанетта Ле Норман д’Этиоль , (родилась 29 декабря 1721 года, Париж, Франция, умерла) 15 апреля 1764 г., Версаль), влиятельная любовница (с 1745 г.) французского короля Людовика XV и известная покровительница литературы и искусства.
Британника исследует100 женщин-первопроходцев
Познакомьтесь с выдающимися женщинами, которые осмелились выдвинуть на первый план вопросы гендерного равенства и другие вопросы. Этим историческим женщинам есть что рассказать — от преодоления угнетения до нарушения правил, переосмысления мира или восстания.
Ранние годы
Ее родители находились на периферии приобретающего все большее значение класса спекулянтов в мире финансов.Некоторые из этих людей заработали огромные состояния, но многие оказались в канаве, если не в тюрьме. Ее отец, Франсуа Пуассон, вовлеченный в скандал на черном рынке, был вынужден бежать из страны в 1725 году; его прекрасная жена и двое маленьких детей были под присмотром более удачливого коллеги, Ле Норман де Турнехем. Оба ребенка были умны, а девочка очаровательна; она получила образование, чтобы быть женой богатого человека. В те дни богатые мужчины, даже если они происходили из низшего сословия, интересовались искусством и литературой и ожидали, что их жены разделяют эти интересы.
К тому времени, когда мадемуазель Пуассон достигла совершеннолетия, чтобы выйти замуж, она смогла выстоять в любом обществе и подружилась со многими выдающимися мужчинами, включая Вольтера. Ле Норман де Турнем устроил ей брак со своим племянником Шарлем-Гийомом Ле Норманом д’Этиолем, восходящим молодым человеком; у них была маленькая девочка Александрина. Мадам д’Этиоль стала яркой звездой парижского общества, и сам король восхищался ею. В 1744 году молодая любовница Людовика XV, герцогиня де Шатору, внезапно скончалась.Вскоре ее сменила мадам д’Этиоль, которая получила законное разлучение со своим мужем и стала маркизой де Помпадур.
Историки девятнадцатого века считали, что мадам де Помпадур имела полное превосходство над Людовиком XV. Эти послереволюционные писатели были озабочены изображением монархов Бурбонов как бедных существ; Сейчас принято считать, что Людовик XV был намного более способным человеком, чем его изображали. Застенчивый и задумчивый, ему было трудно общаться с людьми, которых он плохо знал.Мадам де Помпадур была его личным секретарем, но, хотя она отдавала приказы, решения принимал король.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасОна начала свое правление в Версале скромно. Ее поселили в нескольких комнатах под крышей; она намеревалась угодить всем, кто на что-то рассчитывал во дворце, начиная с королевы Марии (Марии Лещинской). Мари вряд ли могла быть более неподходящей женой для красивого, артистичного, чувственного и любящего удовольствия Людовика XV.На восемь лет старше его, она была озабочена благополучием своего отца (свергнутого короля Польши), деторождением и религией. После рождения наследника престола (и восьми или девяти других детей в период с 1727 по 1737 год) она позволила королю понять, что у нее нет желания оставаться с ним в сексуальных отношениях.
Проведя пять романтических лет на чердаке, мадам де Помпадур переехала вниз в королевскую квартиру. Людовик XV теперь начал заводить других любовниц, но мадам де Помпадур утвердилась сильнее, чем когда-либо прежде; одолжения, продвижения по службе и привилегии можно было получить только через ее добрые услуги.
Художественное и политическое сотрудничество с Луи
Ее сотрудничество с королем было двояким: артистическим и политическим. Художественная сторона была вполне успешной. По ее предложению ее брат был назначен директором королевских зданий и назначен маркизом де Мариньи; брат, сестра и Людовик XV, работая в совершенной гармонии, спроектировали и построили École Militaire и Place Louis XV (ныне Place de la Concorde) в Париже, большую часть дворца Компьень, дворец Пти-Трианон в Версале. , новое крыло дворца Фонтенбло и изысканный замок Бельвю, а также множество беседок и летних домиков.Он и его любовница покровительствовали всем формам декоративного искусства: художники, скульпторы, краснодеревщики и мастера работали под королевским оком; знаменитый фарфоровый завод был построен в Севре. Двадцать лет правления мадам де Помпадур ознаменовали собой настоящий апогей вкуса во Франции. Защитница большинства авторов и редактор Энциклопедии , она хотела бы сделать для литературы то, что она сделала для искусства, но король не имел литературных интересов и не любил интеллектуалов, которых он знал.
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур.
Encyclopædia Britannica, Inc.Политическое сотрудничество между королем и его любовницей было гораздо менее успешным, чем художественное, главным образом потому, что французские политики и генералы того времени были невысокого калибра. Герцог де Шуазель, безусловно, самый способный из министров, был протеже мадам де Помпадур. Он был привлечен для осуществления знаменитого разворота союзов, в результате которого Франция объединилась со своим старым врагом Австрией против немецких протестантских княжеств.Это была концепция государственного деятеля, но она была непопулярна и привела к Семилетней войне, губительной для Франции. Фридрих Великий сокрушил огромные, некомпетентно возглавляемые французские и австрийские армии, в то время как англичане вытесняли французов из Канады. Все эти поражения были возложены на мадам де Помпадур. Она пала жертвой меланхолии и вскоре после окончания войны умерла, весной 1764 года, вероятно, от рака легких, в своей квартире в Версале. Одним из ее последних действий было заручиться поддержкой Людовика XV в пересмотре дела Каласа, грубейшей судебной ошибки, в которой был заинтересован Вольтер.Вольтер сказал о ней:
Нэнси МитфордЯ оплакиваю ее из благодарности… Родившаяся искренней, она любила Короля самого себя; у нее была праведность в душе и справедливость в сердце; все это не встретишь каждый день.
Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
Вольтер: Жизнь с мадам дю Шатле
… соответственно, под защиту г-жи де Помпадур, любовницы Людовика XV, снова принесло ему благосклонность в Версале.После его стихотворения, посвященного победе Фонтенуа (1745 г.), он был назначен историографом, кавалером королевской палаты и академиком. Его трагедия «Меропа» о мифической греческой царице получила признание публики…
Людовик XV
… официальная любовница (maîtresse en titre) Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, политическое влияние которой сохранялось до ее смерти в 1764 году.…
Этьен-Франсуа де Шуазель, герцог де Шуазель
… любовница короля, г-жа де Помпадур, не дав ей стать жертвой придворных интриг. В следующем году г-жа де Помпадур назначила Стейнвилля послом в Ватикане, где он убедил Папу Бенедикта XIV помочь снизить напряженность во французской церкви между галликанцами (которые выступали за независимость …
Мадам де Помпадур: Королева искусств в портретах
Знаменитая прическа Элвиса Пресли была названа в ее честь. Считается, что в честь ее груди был смоделирован бокал французского шампанского и, согласно легенде, бриллиант огранки «маркиза» была заказана, чтобы она напоминала форму ее рта … Тем не менее, мадам де Помпадур оставила свой путь дальше, поскольку она была некоронованной королевой Франции и искусства.См. Портреты мадам де Помпадур:
Планируемое будущее
Жан-Марк Наттье, Мадам де Помпадур в образе Дианы , 1752, Музей искусств Кливленда, Кливленд, Огайо, США.Судьба была такова, что Жанна-Антуанетта Пуассон стала главной любовницей короля Людовика XV; Когда она была маленькой, гадалка предсказала, что однажды она покорит сердце короля. Поэтому, когда она вошла в подростковый возраст, ее мать руководила ее обучением, чтобы стать будущей королевской любовницей. Ей приходилось заучивать наизусть целые пьесы, танцевать, петь, рисовать, гравировать и играть на клавикордах.
Брак
Франсуа Буше, Мадам де Помпадур , 1754, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.В 19 лет она вышла замуж за семью д’Этиоль, которая была очевидным браком по расчету. У нее было двое детей от мужа Шарля-Гийома Ле Нормана, но оба они умерли в детстве. Антуанетта вскоре основала свой собственный салон, который стал очень популярным в парижских кругах и который посещали многие интеллектуалы, такие как Вольтер, с которым она подружилась.
Встреча
Морис-Квентин де Ла Тур, Портрет мадам де Помпадур , 1755, Лувр, Париж, Франция.Антуанетта превратилась в настоящую знаменитость, до такой степени, что до самого короля доходили слухи о ее уме, талантах и красоте. Группа придворных решила повысить ее до короля, и бал-маскарад в Версале казался прекрасным поводом для этого. В 1745 году Антуанетта в костюме домино встретила растение. Царское растение, конечно. Через месяц она уже была любовницей короля, поселившись во дворце в квартире, соединенной с покоями короля потайной лестницей.
[Подробнее: Французская элегантность; Как женщины одевались в 18 веке?]
Покровительство
Франсуа Буше, Портрет мадам де Помпадур, 1756, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.Антуанетта была страстным покровителем архитекторов, мастеров мебели, дизайнеров интерьеров, писателей, художников и скульпторов. Она сама была художницей; она делала гравюры и рисунки и даже привезла в Версаль самого талантливого резчика по драгоценным камням, чтобы научить ее лепить драгоценные камни.Она вырезала маленькие сцены и камеи из полудрагоценных камней для колец и браслетов, которые позже раздавала в качестве подарков. Она также отвечала за развитие компании Sèvres, которая стала одним из самых известных производителей фарфора в Европе. Она защищала Physiocrates, группу французских экономистов эпохи Просвещения, а также поддерживала и защищала разработку Энциклопедии Дидро от тех членов Церкви, которые стремились к ее подавлению.
Портрет
Франсуа-Юбер Друэ, Г-жа де Помпадур в ее Тамбурной раме , 1763–64, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.Портреты мадам де Помпадур сами по себе были жанром. Она использовала портреты, чтобы общаться с королем и французами, заявляя о своей верности, любви и интеллекте … По словам братьев Гонкур, ее провозгласили главным новатором и «спонсором и королевой рококо». Франсуа Буше нашел в мадам де Помпадур своего самого восторженного поклонника. Однако только после ее смерти, в 1765 году, он был назначен первым художником короля.
Скандал
Франсуа Буше, Заход солнца , 1753, Коллекция Уоллеса, Лондон, Великобритания.Помимо портретов, госпожа де Помпадур заказывала у Буше проекты гобеленов, которые должны были ткаться исключительно для нее. Она взяла рассказ Овидия о восходе и заходе солнца; все было символично, как вы понимаете. На этой картине Буше изобразил ее в образе нимфы Тетии, приветствующей возвращающееся солнце, по образцу Людовика XV. Картины были показаны в Салоне в 1753 году и вызвали настоящий шум.
Если вы здесь ради красивых стилей рококо, у нас для вас есть отличные новости:
Если вы найдете радость и вдохновение в наших историях, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ журнал DailyArt, сделав скромное пожертвование.Мы любим историю искусства, и
мы хотим продолжать писать об этом.
Мадам де Помпадур была намного больше, чем «любовница» | Умные новости
Загадочность и очарование частично мифического наследия мадам де Помпадур привлекают внимание поколений историков и общественности. Но ее полное наследие включает в себя не только то, что она была красивой и обожаемой любовницей короля Людовика XV. Вот три важных аспекта Франции Просвещения, которые Помпадур помог сформировать.
Политика
Жанну Антуанетту Пуассон лучше помнят как мадам де Помпадур, официальную главную любовницу Людовика XV. Ее позиция была в высшей степени политической, а также сексуализированной — по этой двойственности многие женщины, находящиеся у власти, переживали эти годы, — но ее не всегда вспоминают как таковую.
Двор Людовика XV находился в поколении от Французской революции, и правление Людовика XV можно вспомнить как «катастрофическое» для Франции, заложившее многие семена этой революции, пишет историк Тесс Льюис.В этом напряженном политическом климате любимая любовница короля вызвала много дополнительной критики.
Она «взяла на себя большую часть вины» за провал Франции в Семилетней войне и за текущие судебные долги, пишет Льюис, когда она стала «де-факто премьер-министром». Будучи ближайшим доверенным лицом и советником короля, она часто контролировала, кто имел доступ к аудиенции Людовика XV, а иногда даже делала публичные заявления от его имени.
Помпадур изображается как коварный интриган, который использовал секс, чтобы получить неуместное влияние на короля и захватить власть для себя, пишет Льюис, но в той степени, в которой это правда, она не была одна.В закрытом дворе Версаля все прямо или косвенно соперничали за власть и влияние над одной центральной фигурой: королем.
«Маркиза, безусловно, имела свои недостатки, но этих недостатков было недостаточно, чтобы оправдать безжалостное оскорбление ее репутации при ее жизни и после ее смерти», — пишет Льюис.
Арт
Благодаря исторической стипендии 2000-х годов Помпадур стали помнить за ее творческий вклад как мецената и создателя.«Помпадур был не только известным меценатом, но и обладателем творческого ума», — пишет Марисса Фессенден для Smithsonian.com. Она рисовала офорты, ограняла драгоценные камни, играла музыку, устраивала придворные развлечения, а также курировала и заказывала художников для создания работ, которые были выставлены в ее частной коллекции и при дворе.
Ее интерес к искусству простирался до производства — ее также помнят за поддержку королевской фарфоровой фабрики, которая производила прекрасную посуду и другие вещи в Севре, недалеко от Версаля, и за поддержку гобеленовой промышленности.
Знания
Женщины, которые могли интерпретировать и курировать художественные и научные инновации, сыграли важную роль во французском Просвещении. Это верно для Помпадур — она знала и покровительствовала деятелям Просвещения, таким как Вольтер. Как пишет Нэнси Митфорд для Британской энциклопедии, она была «защитницей большинства авторов и редактором Энциклопедии ».
Этот текст, первая французская энциклопедия, «явился витриной для представителей новых школ мысли во всех отраслях интеллектуальной деятельности», — говорится в отдельной статье Британской энциклопедии.«В своем скептицизме, акценте на научном детерминизме и критике злоупотреблений, совершаемых современными правовыми, судебными и духовными учреждениями, Энциклопедия имела широкое влияние как выражение прогрессивной мысли и, по сути, служила интеллектуальным прологом для французов. Революция.»
Понравилась статья?
ПОДПИШИТЕСЬ на нашу рассылку новостей
Супница «Мадам де Помпадур (урожденная Пуассон)» на блюде
В этой работе, которая представляет собой отчасти современную скульптуру, отчасти фотографию, отчасти декоративное искусство, художница Синди Шерман комментирует превращение женщин в объекты мужского восхищения и желания путем присвоения фарфор 18 века.В 1988 году нью-йоркская фирма Artes Magnus обратилась к Шерману с просьбой создать фарфоровые изделия для Лиможа; она смоделировала свою работу по оригинальному проекту, заказанному мадам де Помпадур в 1756 году на Королевской мануфактуре в Севре. Хозяйка короля Людовика XV, оригинальный портрет мадам де Помпадур работы Франсуа Буше стремился освежить ее образ молодой и очаровательной покровительницы искусств, а также укрепить ее тесные отношения с королем.
Украшенный париком, модой 18-го века и протезами груди, шелкография Шермана перенесла автопортрет, в то время как мадам де Помпадур украшает центральный картуш супницы, подчеркнутый завитками в стиле рококо с использованием платины, а не оригинального золота для расписной орнамент.Под видом мадам де Помпадур, конечного потребителя и покровителя самых элегантных и непомерных керамических изделий Севр, Шерман одновременно критикует женщин как потребителей и сторонников элитарной моды.
Наиболее известна своими фотографиями, особенно серией 1970-х годов Кадры из фильмов без названия [1984.177], работы Шермана часто включают автопортреты, в которых она принимает один из многих обличий, вдохновленных женскими клише. В этом автопортрете с использованием фарфора XVIII века изображена роль, которую женщины играют в качестве фетишизируемых предметов для потребления мужчинами.Последовательно переосмысливая общепринятые представления о автопортрете, ее фотографии не являются фактическими записями, а скорее вымыслами, основанными на идее о том, что саморепрезентация всегда является неким перформансом, и эта работа не является исключением.
Это издание было выпущено в традиционных цветах 18-го века: яблочно-зеленом, розовом, королевском синем или желтом, и ограничено 25 экземплярами в каждой цветовой версии. Каждая супница и блюдо проходят трафаретную печать и раскрашиваются на Ancienne Manufacture Royale de Limgoes, обжигаются четыре раза, а затем индивидуально подписываются и пронумерованы.
Хизер Боулинг, координатор по работе с цифровыми коллекциями, 2018
Выпущено из номера
Чарльз Уайли, «Кадр из фильма без названия № 28» в Далласском художественном музее: Путеводитель по коллекции , изд. Чарльз Венейбл (Нью-Хейвен, Нью-Джерси: издательство Йельского университета, 1997), 288.
Брошюра ARTES MAGNUS, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1988, объектный файл Collections Records 2011.43.A-C
Музей дизайна Купера Хьюитта, https: // collection.cooperhewitt.org/objects/18698067/.
«Мадам де Помпадур» Франсуа Буше
«Мадам де Помпадур», Франсуа Буше, 1756 г., холст, масло. Источник изображения.Этот прекрасный портрет маслом на холсте под названием «Мадам де Помпадур» был создан французским художником рококо Франсуа Буше в 1756 году. Теплые и прохладные тона картины дополняют друг друга и заставляют фигуру Помпадура действительно выделяться. вне.
Мадам де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон) была главной любовницей Людовика XV с 1745 по 1750 год, а затем была его ближайшим советником и другом до своей смерти в 1764 году в возрасте 42 лет от туберкулеза.Благодаря своему интеллекту, социальному мастерству и хорошим отношениям с королевой, Помпадур быстро поднялась по карьерной лестнице от маркизы в 1745 году до герцогини в 1752 году до фрейлины королевы в 1756 году. Помпадур родился в среде буржуазии, и многие возмущались. ее восхождение к королевскому двору. Таким образом, она много работала, чтобы укрепить свой социальный статус и общественное мнение о ней.
Мадам де Помпадур была написана многими художниками при ее жизни. Она использовала свои портреты, чтобы донести свою позицию до широкой публики.На этой картине изображен Помпадур, одетый в дорогой рафинированный завод с множеством мелких модных деталей, которые обычно предназначались только для королевской семьи. Показано, как она читает книгу и сидит рядом со столом с гусиным пером и конвертом. Также есть книги на полке на заднем плане и ноты у ее ног. Все это означает ее интеллектуальную доблесть. Когда эта картина была выставлена в Парижском салоне в 1757 году, ее раскритиковали за слишком идеализированную версию Помпадура. Критики заявили, что женщина на холсте, которую нарисовал Буше, была слишком молода и красивее, чем реальная жизнь Помпадура.К этому времени Помпадур больше не была любовницей Людовика XV, и она хотела, чтобы Буше помог ей сохранить свою значимость во французском обществе.