Дыхательная гимнастика при заикании у детей стрельниковой – Консультация по логопедии: Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании

Содержание

Консультация по логопедии: Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании

«Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой при заикании»

    Заикание (логоневроз) – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи, сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука.

    Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей.

    Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками

А.Н.Стрельникова (1912—1989) — певица, педагог, автор комплекса дыхательной гимнастики, известном как «гимнастика Стрельниковой». У Александры Стрельниковой было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

«Будучи молодой певицей, я потеряла голос. И мама стала для меня искать способ его восстановить. Так постепенно была изобретена гимнастика».

Эффективность гимнастики по Стрельниковой

     Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

      Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

      Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой

Занятия стоит начинать с первых трех упражнений комплекса.

Правила:

1. Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох – резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).
2. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!
3. Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!
4. В дыхательной гимнастике Стрельниковой движения – вдохи выполняются в ритме стороевого шага.
5. Счет выполняется мысленно, и только на 8.
6. Упражнения разрешено выполнять в любом положении – стоя, лежа, сидя.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

1. Упражнение «ладошки»

И.п. (исходное положение) – стоя:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса».

Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения.

Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос.

Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. Упражнение «погончики»

И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу).

Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п.

Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

 

3. Упражнение «насос» («накачивание шины»)

И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка).

Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос.

Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох.  Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле.

Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Ограничения:

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать. Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. Упражнение «кошка» (полуприсед с поворотом)

И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются).

Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево.

Выдохи выполняются самопроизвольно.

Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто).

Руки слева и справа выполняются хватательные движения. 

Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.

5. Упражнение «обними плечи»

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня  плеч.

Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи.

И с каждым движением делается вдох.

Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ.

Можно выполнять в разных исходных положениях.

Ограничения:

Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий.  Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2). Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки, ровно стоять и смотреть вперед.

6. Упражнение «большой маятник»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть.

Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть.

Выдыхать произвольно между вдохами.

В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Ограничения:

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков. При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного. Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным. Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. Упражнение «повороты головы»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос.

Тоже самое влево.

Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить!

Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

8. Упражнение «ушки»

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево.

Немного покачать головой, взгляд направлен вперед.

Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями.

Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

9. Упражнение «маятник головой» (вниз и вверх)

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох.

Поднять голову вверх (смотреть в потолок)  — вдох.

Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

В норме: 12 раз.

Ограничения:

Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия,повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела. При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий. Делать упражнения можно сидя.

10. Упражнение «перекаты»

1)  И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу.

Корпус и нога – прямые.

Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит).

Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить).

Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

Важно помнить:

1 – приседания делается вместе со вдохом;

2 – центр тяжести переносить  на  ногу, на которой выполняется приседание;

3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

В норме: 12 раз.

2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

Данное упражнение делается только в положении стоя.

11. Упражнение «шаги»

1) «Передний шаг».

И.п. – стоя, ноги уже плеч.

Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть.

После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение.

Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

В норме: 8 раз – 8 вдохов.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

Ограничения:

Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки. В данных случаях не рекомендуют высоко поднимать ногу. При наличии травм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга! При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

2) «Задний шаг».

И.п. — то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

В норме: 4 раза – 8 вдохов.

nsportal.ru

Дыхательные упражнения от заикания — Статьи — Лечение заикания

Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

  1. Роль дыхания в заикании
  2. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Роль дыхания в заикании

Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

  • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
  • Наружные межреберные мышцы
  • Внутренние межреберные мышцы
  • Другие мышцы пресса, живота и груди

В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

  • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

  1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
  2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
  3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
  4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
  5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
  6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

Истории от наших подписчиков

1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.


При составлении статьи использована информация:

  • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
  • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

zaikanie.info

Работа над дыханием при заикании

Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

Что такое заикание

Напряжённое выражение лица у ребёнка, страдающего заиканием (фото: pravmir.ru)

Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов – невролога, психолога и логопеда.

Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

  • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
  • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
  • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
  • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
  • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения – ррр-ря-бина, бб-бита.
  • Наблюдается тремор мышц рта.

Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

Образование голоса, дыхание, артикуляция – это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

Общая характеристика дыхательной гимнастики

Осмотр логопеда (фото: kosana.kz)

Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

Она состоит из разных по сложности упражнений.

Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

Для того чтобы достичь максимального эффекта от гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

  • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
  • Увеличение тонуса брюшных мышц.
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
  • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

Метод Стрельниковой

Пример выполнения упражнения «насос» (фото: livejournal.com)

Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

Упражнение

Алгоритм выполнения.

Ладошки

  1. Необходимо стоять прямо.
  2. Губы сомкнуть.
  3. Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
  4. Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
  5. Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
  6. Пауза 2-3 секунды.
  7. Повторять упражнение 24 раза.

Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

Погончики

  1. Сжатые в кулаках руки положить на талию.
  2. Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
  3. В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
  4. Пауза 3 секунды.
  5.  Цикл повторить 12 раз

Насос

  1. Наклониться с опущенными вниз руками.
  2. Сделать восемь вдохов.
  3. При выдохе возвращаться в положение стоя.
  4. Перерыв около трёх секунд.
  5. Повтор 12 раз.

Чтобы легче было представить, как делается данное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

Следует соблюдать некоторые правила при выполнении дыхательной техники. Например, такие, как:

  • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
  • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
  • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
  • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет более сложные упражнения.

Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

  • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
  • Слова произносятся на выдохе, один выдох – 3-4 слова.
  • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
  • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
  • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц – избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

Например, такие, как:

  • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
  • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
  • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
  • Травмы позвоночного столба.
  • Врождённый порок сердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

Необходимые условия для выполнения дыхательной гимнастики

Счастливая семья (фото: usiter.com)

Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

  • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
  • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
  • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
  • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако с полным животом также не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
  • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
  • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
  • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень, морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
  • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.

Важно понимать – дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.

simptomyinfo.ru

Упражнения от заикания: дыхательная гимнастика, логоритмика, скороговорки

Логоневроз — проблема, при которой человек не может правильно говорить из-за дефектов речи, что сформировались в силу расстройства психики, стресса или являются врожденной патологией. Существуют упражнения от заикания, помогающие избавиться от него навсегда или на время.

Причины заикания

Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Общие правила выполнения упражнений

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Техники против заикания

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Гимнастика для дыхания

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Репетиции перед зеркалом

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.

Медитации

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Молчание

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Детям можно предложить игру, во время которой нужно помолчать. Например, изобразить морское животное.

Массаж

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

Альтернативные упражнения

Дыхательные упражнения:

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Заключение

Упражнения помогают в лечении заболевания. Человек способен самостоятельно справиться с предлагаемой дыхательной гимнастикой и помочь себе в решении проблемы дефекта речи.

psyhoday.ru

Картотека по коррекционной педагогике на тему: Комплекс дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой

при заикании

Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.

1. «Разминка»

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, — взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » — спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

4. «Повороты»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) . Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

7. «Кошка»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

Дети выполняют упражнение, играя в «Кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

8.  «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» — ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста.  Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу! Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме. Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

10. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку. Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» — закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

11. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох.   Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» — «0бними плечи». В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

nsportal.ru

Дыхательная гимнастика при заикании

Дыхательная гимнастика при заикании

Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны еще специальные звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние. Человек, страдающий заиканием, уже через 5-7 дней регулярных занятий Стрельниковой дыхательной гимнастикой перестает задыхаться, то есть ощущает реальные результаты, но заикание отступает гораздо медленнее, сил и времени на преодоление этого недуга придется затратить значительно больше. Надо также учесть, что улучшение речи при заикании идет скачками.

Механизмы развития заикания до настоящего времени не изучены досконально. Принято считать, что основной причиной возникновения заикания является испуг. Но ведь в детстве все дети, кто чаще, кто реже, пугаются — заикаться же начинают далеко не все.

Любой ребенок, даже тот, который рано научился говорить, читать, писать, может под влиянием пережитого нервного стресса начать заикаться. Среди очень одаренных, талантливых людей есть такие, кто в детстве заикался, но потом смог полностью или частично справиться с этой болезнью. У детей, страдающих заиканием, нередко формируется логофобия, то есть страх речи. И это, в свою очередь, приводит ребенка к отчужденности от сверстников, закомплексованности, замкнутости, а иногда и к озлобленности. Ребенок, подросток, считающий себя неполноценным, не сможет впоследствии реализоваться как личность. Как следствие этого — целый клубок жизненных проблем.

Логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, не волнуясь и не торопясь. Так ведь когда ребенок не волнуется, он практически и не заикается. Заикается он именно тогда, когда волнуется.

Итак, что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.

Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем следует судорожный вдох и снова — очень короткая фраза, слово или даже слог.

При таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются.

Голос у ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему плохо.

Первое и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, — это изменить стереотип дыхания и речи, следующим образом:

-научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних оснований;

-заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;-тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их выносливыми и подвижными.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может в этом помочь.

Прежде всего нужно выполнять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.

«Насос»: при коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».

При выполнении упражнения «Обними плечи» в момент шумного вдоха носом производятся резкие движения согнутыми в локтях руками, как будто вы хотите крепко обнять свои плечи. В это время верхушка легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им теснее сомкнуться.

После 2-3 месяцев тренировок ежедневно по 2 раза в день утром и вечером у подростка меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань, диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя смыкаться при образовании звуков.

Речевой центр формируется полностью у ребенка к семи годам, поэтому целесообразно лечить заикающихся детей с шестилетнего возраста. Детей младше шести лет Лучше учить дышать в присутствии и при участии родителей — родители тоже должны освоить эти упражнения.

Помимо Стрельниковой гимнастики, необходимо также выполнять и особые звуковые упражнения (на развитие фонационного дыхания).

После только одного сеанса дыхательной гимнастики объем легких увеличивается на 0,2-0,4 л.

Дыхательные упражнения и игры на формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

-температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

I этап.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

-дышать надо носом;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики — происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Бегемотик», «Качели», «Ныряльщики за жемчугом» (см. Приложение), рассматривание картинок, где изображены клювы (носы) разных животных и птиц.

Пример 1. Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь» и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики,

То животик поднимается, то животик опускается.

Пример 2. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос» и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

Пример 3. Вовлечение в работу нижних конечностей, движений туловищем (наклоны, сгибание и разгибание, вращение) способствует укреплению мышц диафрагмы и вспомогательных мышц. Для того, чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, предлагается вспомнить героев сказок: Буратино, Чипполино, Мальвину и др. Показать рисунки, сказать, что сказочные герои решили заниматься гимнастикой и предлагают ребятам поддержать их.

Упражнения этого этапа выполняются столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания определяется визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка). Необходимо следить, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребенок может также самостоятельно осуществлять зрительный контроль над правильностью дыхания, выполняя упражнения перед зеркалом.

«Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).»

«Дыхание».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

«Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

«Ныряльщики за жемчугом».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Воздушный футбол».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Листопад».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.

«Снегопад».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

«Лети, перышко!».

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

«Мой воздушный шарик».

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

«Лесная азбука».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:

«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

«Комар».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з — комар летит,

З-з-з — комар звенит.

«Жуки».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «жук».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

infourok.ru

Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой при лечении заикания

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой

Чаще всего люди, которые стремятся овладеть дыхательной гимнатикой по Стрельниковой (ДГС),

теряются в многочисленности тех слов, которые о ней написаны. Поэтому будем кратки и начнем по

порядку.

Мы будем рассматривать модифицированную для заикающихся дыхательную гимнастику, в которой

применяются и изменены только 4 классических упражнения, имеющие особую эффективность в

тренировке  диафрагмы, которая при заикании чаще всего неправильно развита. Триада 

технических  правил Метода лечебной фонетичекой реконструкции речи — Вдох, Ритм, Стиль,

надежно методически связана со стрельниковским ритмичным вдохом, поэтому овладение ДГС

является особенно важным моментом для исправления речи при заикании.

Главное. Стрельниковский вдох — это резкий, шумный, короткий вдох, который не подразумевает

выдоха, поэтому гимнастика и называется парадоксальной. Накачанный короткими вдохами воздух

создает повышенное давление в легких и воздействует на диафрагму. Поэтому впервые

начинающий заниматься зарядкой может задыхаться уже на 4 вдохе подряд. Однако после

тренировок устанавливается новый стереотип дыхания во время зарядки, который позволяет

совершать огромное количество ритмичных вдохов и одновременно поддерживать в легких

избыточное давление. Кроме того, при этой парадоксальной зарядке резко увеличивается

количество кислорода, проходящего через легкие, что действует чрезвычайно оздоравливающе и

даже может вызывать появление в организме эндорфинов. Наилучший результат гимнастика дает в

Мы используем только 4 упражнения: Приседания, Насос, Повороты и Веревочка. (Видео слева).

Вся идеология сконцентрирована на тренировке диафрагмы, до которой  очень сложно «достать» в

прямом смысле этого слова, поэтому возможны только два пути — давление воздуха и движение,

механически затрагивающее эту мышцу. Именно поэтому мы отбросили те упражнения

классического комплекса, где нет двойного воздействия. Итак.

Описание воздействия упражнений.

Приседания.  Под воздействием избыточного давления (ИД) воздуха для тренинга диафрагмальной

мышцы используется ее движение вниз под воздействием силы тяжести при резком падении.

.

Упражнение Насос. Помимо ИД, диафрагма подвергается компрессии за счет наклона.

Во время Поворотов осуществляется перекрут диафрагмы из стороны в сторону.

Выполнение Веревочки наиболее сложно, так как требует некоторых усилий. В этом упражнении

происходит попеременное растяжение (в верхней фазе) и компрессия (в нижней фазе), подобно как

в Насосе.

Вся система ДГС держится на трех определяющих правилах:

— забудьте о выдохе, существует только вдох, выдох получится сам;

— вдох делается Точно и Исключительно в конечной точке движения в упражнении;

— ритмичность — подсчет ведется только восьмерками со скоростью от 60 до 80 вдохов в минуту.

Необходимо особенно подчеркнуть — вдох острый, быстрый, мощный, шумный создает

максимальную компрессию воздуха, он должен войти в резонанс с мышечным напряжением в

конечной точке движения, т.е. именно там, где происходит наибольшая нагрузка на диафрагму.

Важно понимать — каждому человеку, в том числе и ребенку, необходимо персональное количество

вдохов — упражнений. Часто упоминаемые в прессе 12 вдохов и прочие подобные руководства

совершенно некомпетентны. Гимнастика эффективна только тогда, когда количество вдохов

измеряется многими сотнями, а иногда и тысячами ежедневно. В этой гимнастике особую роль

играет точность выполнения как движений, так и вдохов, а также их абсолютная синхронность.

Поэтому в период обучения будьте предельно внимательны.

В своей работе, в ходе выполнения детьми дыхательной гимнастики, мы особым образом вводим в

речь реконструктивную форму, создавая гибридный лечебный комплекс.

Если вам необходима помощь в освоении гимнастикой и индивидуальном определении ее объема,

вы можете запросить курс обучения on-line после обследования и консультации.

www.skoblikova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *