Роль и место знания в системе ценностей человека и общества – «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

«Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Тема статьи: «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Введение

Нет силы более могучей, чем

знание; человек, вооруженный

знанием, — непобедим.

М. Горький

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом? Над этим вопросом действительно стоит задуматься. Мне кажется, что знания являются достаточно субъективным понятием каждого из нас. Допустим, один человек видит знание в финансовом благополучии, другой человек представляет знание как наличие духовного мира, другой же человек ассоциирует знание с истиной человеческой. Но, несмотря на то, что отношение каждого человека к знанию различно, неизменным является одно – оно является неотделимой составляющей ценностей человека, его духовного богатства и общества в целом. Как мне кажется, знание является еще своеобразным мостом к владению информацией.

То есть развитие понятия знание и его роль в системе ценностей общества и человека зародилось сравнительно недавно. Актуальность моего исследования определяется сложностью и противоречивостью рассматриваемых отношений.

Цель данной работы:

– изучить роль и рассмотреть место знания в системе ценностей человека и общества.

Для реализации данной цели нужно выполнить ряд задач:

— Рассмотреть понятия «ценности», «знание»;

— Изучить сущность взаимосвязи понятий «знание» и «образование»;

— Определить, что представляет собой знание как ценностная категория, и какова его роль в настоящее время;

— Выявить некоторые проблемы в приобретении знаний в современном обществе и пути выхода из сложившихся проблем.

Сущность и взаимосвязь понятий «ценности» и «знания»

Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба — это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности.

Брайан Трейси

Многие социологи полагают, ценности составляют, так называемый, компонент культуры. Ценности представляют собой определенные общепринятые убеждения касаемо целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. У каждой культуры свои ценности, например, у какой-то культуры отдается предпочтение героизму, в другой культуре творчеству, в другой же культуре общению с Богом. Ценности всегда формируются под воздействием убеждений и верований человека. Убеждения и верования – представляют собой комплекс субъективно-личностного отношения человека к объектам и теориям.

Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы, и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.
В основе убеждения и веры всегда лежит знание. Именно знание может придать убеждению и вере какой-либо смысл. Знание представляет собой какие-либо правдивые сведения о чем-либо, либо научные сведения. Знания являются результатом познавательной деятельности, осуществляемой людьми в обществе.

 Ценности и знание тесно взаимосвязаны. Они взаимно влияют друг на друга. Именно знание является ценностной категорией. Знания играют огромную роль в жизни любого человека. Они формируют у него мотив к действию, заставляют добиваться определенной цели. Существует достаточно большое количество примеров, тяга к знаниям, направляла человека на поступки. Так, например, вспомним М.В. Ломоносова, который ради того, чтобы иметь возможность учиться, прошел много сотен километров в Москву, что вызывает удивление и похвалу и сейчас. Вообще, люди в разные исторические эпохи понимали ценность знания по-разному.

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И этот труд бывает вознагражден.

Социологическая характеристика знания в системе ценностей человека и общества

«Золото добывают из земли, а знания из книг»

Так для чего же нужны человеку знания?

В современном мире знания прежде всего нужны, чтобы получить престижную профессию и возможность заниматься любимым делом. Интересно общаться с человеком всесторонне развитым. Стремление находиться в обществе людей эрудированных, начитанных, владеющих информацией, не вызывает сомнений. Ведь не зря существует поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Знания делают человека властелином, они — огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей — страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо — знание. За это он был награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человеку, не имеющему сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, никакой багаж знаний не будет иметь ценность.

Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме. 
Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету!» 

Знания представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития. 
Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса. 

 Образованный человек. Каков он?

«Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами..»
Ралф Уолдо Эмерсон

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Знание само по себе – сила!
Френсис Бэкон

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие 

социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

 Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

Что очень важно, традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования.

    Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

  Я глубоко убеждена, что гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей, и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

    Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет  не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения, достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

    Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

Заключение

Каждый из нас жаждет стать умным и образованным человеком. В наш стремительный век компьютеризации, век научно-технического прогресса, всесторонние знания необходимы каждому из нас на протяжении всей жизни. И этот багаж должен быть неисчерпаемым.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают, что их жизненный путь будет похож. Один человек может остановиться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования многих людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопустимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Обладание знаниями дает огромную свободу – свободу на всех уровнях. Чем больше знаешь, тем меньше зависишь, от того, чего не знаешь. А как приятно дарить людям свободу. Может ли быть счастлив ученый или философ, уединившийся в своей лаборатории, читающий книги и проводящий опыты, но при этом, абсолютно равнодушный к чувствам и потребностям окружающих? Может ли быть счастливым человек, интересующийся только своим познанием, ставящий его выше любви, сочувствия и долга? Возможно, на какое-то время. Но, упорствуя в абсолютной ценности знания, такой умник рано или поздно превратиться в «злого гения», готового переступить через все ради нового знания – знания для себя. И все это в ущерб своему же физическому телу, своим же эмоциям, своим высшим чувствам.

Самопознание как абсолютная самоцель – бессмысленно, ведь невозможно познать себя вне познания других людей, вне познания мира в целом. Человек – результат огромного количества причинно-следственных связей не только с собой, но с другими людьми, с другими объектами, с Природой, с Единым Целым, с Богом. Нельзя познать связи человека, не познавая связи объектов, его окружающих.

  Познание одновременно является одной из важнейших целей жизни человека, так как это необходимое средство для достижения любых других его целей. Все виды познания – необходимая составляющая смысла существования человека, условия реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Кроме познания человек стремится к гармонии, любви и совершенству. Человек не может отказаться от удовлетворения этих желаний, и для этого ему снова необходимо познание — познание себя самого, познание всей Природы и того, что их объединяет.

Изучив сущность понятия знание, ценности, их взаимосвязь и взаимодействие, хочется сделать следующий вывод: Знание является только частью ценностей, его некой категорией. С помощью знания человек формирует жизненные цели, ставит их и добивается, тем самым мотивируя себя к определенным действиям.

Список используемой литературы

  1. Бодина Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования. // «Воспитание школьников. – 1997. — № 4.

  2. Ионин Л. Социология культуры. — М., 1996.

  3. Интернет ресурсы: http://www.smysly.ru/pages/395

  4. http://www.openclass.ru/node/25757

  5. http://merzha.com.ua/samorazvitie/znaniya-v-zhizni-cheloveka.html

  6. Поппер К. Логика исследования (Logikder Forschung, в рус.переводе «Логика и рост научного знания»), — 1935. –562 с.;

  7. Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: историко-теоретический аспект: автореферат./ В.А.Спиридонова.–СПб., 2004. –121 с.; 

  8. Филатов В.А. Роль знания в жизни человека. /–М., 2011. –с. 32

infourok.ru

Роль и место знания в системе ценностей человека и общества — реферат

 

Реферат

на тему

«Роль и место знания в системе ценностей человека и общества»

 

 

 

План

Введение

Система ценностей человека и общества.

Роль знания в системе ценностей.

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

 

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Для некоторых знания – это способ обрести власть, метод получения признания в определенных слоях общества, а для других – они становятся смыслом жизни.

Знания делают человека сильнее и привлекательнее. Лидерами становятся не те  у кого  огромная харизма, а те люди, которые способны показать и доказать свои знания в жизни. Без них, если подумать, человек будет бояться всего, что ему не ведомо.

По сути знания – это то, что невозможно отнять, некий капитал любого человека, который не поддается изъятию, но его несложно контролировать и накапливать. Если к получению навыков и знаний подойти с умом. Так как разрозненность и обобщенность делают их обычным грузом, а не легкой ношей, которая способна вести к успеху и переменам в жизни. Скука, унылость, однообразие, которое так часто встречается – удел людей, которые не стремятся заняться саморазвитием и не понимают того, как важны знания и их количество, актуальность в жизни каждого человека.

В своей работе на тему «Роль знания в системе ценностей человека и общества» я хочу рассказать не только о роли знания, но и  попробую  раскрыть понятие «система ценностей».

 

 

Система ценностей человека и общества

Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности.

Ценность представляет собой то, чего у человека нет, и в чём он нуждается. Тем самым потребности и ценности рассматриваются как две стороны одной медали. Вместе с тем ценности признаются стоящими над всем, то есть в качестве высшего слоя устремлений.

Особенность ценностей заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

 

Ценность имеет положительное, верховное значение. Она является условием полноценного бытия объекта. В ценностях материализуются наиболее дефицитное богатство, блага. Поэтому ценности представляют собой цель, к которой стремятся люди, поскольку они связаны с удовлетворением потребностей людей. Если потребность есть побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вне человека. Тем самым ценности становятся мощными побудительными мотивами деятельности.

 Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными.

Любой индивид имеет свою систему ценностей — т. е. представление о значении для него этих явлений и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индивидуальны, а, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении.

Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность.

Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом.

Первой и основной ценностью является человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Понятие ценности человека универсальное, определяется его мыслями и поступками.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества. Они являются высшими в системе ценностей. Моральные ценности – соотношение добра и зла.

В истории человечества было несколько сменяющихся установок, отражающих системы ценностей: гедонизм (наслаждение как высшее благо; Аристрипп, Эпикур, Гоббс, Локк), аскетизм (идеал как отречение от наслаждений; Диоген), утилитаризм (вся ценность и нравственность в пользе) и т.д. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего интереса человек переживает высшее духовное наслаждение от созерцания гармонии и красоты.

Помимо этого особое место занимает представление о правде и справедливости. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция, и идеологические установки которого дискредитируются.

Итак, система ценностей, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

 

Роль знания в системе ценностей.

Какое бы место ни занимал человек в обществе, будь он рабочий или инженер, учитель или президент крупной компании, знания ему нужны на протяжении всей жизни. В наше время, время высоких технологий, нельзя в буквальном смысле слова пошевелить и пальцем без элементарных знаний и навыков. Время заставляет нас… не терять времени! А стремительно усваивать льющуюся нескончаемым потоком информацию, а иногда просто приспосабливаться к тем изменениям, которые происходят в нашей повседневной жизни каждый год. Чтобы чувствовать себя полноценным современным человеком, надо разбираться в компьютерах, уметь обращаться с мобильным телефоном, правильно настроить стиральную машину. Казалось бы, как просто! А ведь не каждому это удаётся. Люди старшего поколения уже испытывают беспомощность перед этими новоявленными «монстрами». Поэтому так важно быть готовым в любой момент воспринять новое знание, быть готовым учиться. Как говорили наши мудрые предки, «не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Трудно представить себе современного человека, который не смог бы посчитать сдачу в магазине, прочесть надпись на стенде или не знал бы ничего, например, об А. С. Пушкине. Вся наша жизнь – непрерывное практическое занятие, основой которой служат приобретенные ранее знания. Знания мы применяем везде и всегда, от приготовления обеда до защиты научной работы. И от качества наших знаний во многом зависит качество нашей жизни.

Чтобы элементарно не сжечь тонкую синтетическую ткань, необходимо знать, до какой температуры можно нагревать утюг. Чтобы не разориться, вложив деньги в какое-то предприятие, нужно знать о его финансовом состоянии, разбираться в экономике. Чтобы быть приятным собеседником и не обидеть человека неосторожным словом, нужно знать психологию человека и правила этикета.

Знания по гуманитарным и техническим наукам, полученные в школе, — залог продолжения обучения в вузах, получения желаемой профессии, нормальной зарплаты. Каждое предприятие ценит сотрудника, который кроме того, что является хорошим специалистом, обладает глубокими познаниями в разных сферах, широким кругозором, способностью находить общий язык с людьми.

В быту также необходимы различные знания – о свойствах веществ, правилах эксплуатации разных приборов, принципах поведения в чрезвычайных ситуациях, о гигиене и так далее.

Кроме того, знания обогащают наш мир, открывают перед нами новые горизонты, совершенствуют наше самосознание. Когда мы учимся, мы развиваемся, становимся опытнее, мудрее, по-новому воспринимаем вещи вокруг. А учимся мы всегда – каждую минуту жизни, не только по книгам и учебникам. Каждая пережитая нами ситуация, каждый встретившийся человек несут нам новые знания о мире.

Знания нужны человеку для ориентации в окружающем мире. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности – мировоззренческую проблему.

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Знания необходимы человеку для, объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил. Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.

Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанным на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением.

Знание – это всегда информация, но не всякая информация – знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов.

 

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу.

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Эта роль стала возрастать во второй половине ХХ века, принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло свое теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала и другие. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства – информационного общества – принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.

Знание занимает особое «почетное» место  в системе ценностей человека и общества. Знание — это истина и свет. Невежество — это заблуждение и мрак. Применение знаний является плодом знаний, его опорой и конечной целью. Необходимо, получающим знания и их применение, чтобы они приносили пользу, а не вред. Не применяющий свои знания подобен тому, кто нашел клад, но не смог воспользоваться его богатством

referat911.ru

Роль и место знания в системе ценностей человека и общества

Готовые работы Комментариев нет

Московский Университет имени С.Ю.Витте

Реферат на тему «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества»

Одинарный интервал

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1.Ценности в жизни человека и общества……………………………………..4-7
2.Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.………………………………………….…7-8
3.Классификация ценностей………………………..…………………………8-11
4.Ценностные ориентации личности……………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………11-12
Список использованной литературы………………………….…………..…12-13

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.
Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:
Ø материальные,
Ø социально-политические
Ø духовные.
Материальные ценности — это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.
Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.
При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности:
·   индивидуальные,
·   групповые
·   общечеловеческие.
Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.
Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. <……….>


№ 7357 Цена 300 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку на [email protected]

Купить работу

newfreelance24.ru

Статья на тему : : «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»


Тема статьи: «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»
Введение
Нет силы более могучей, чем
знание; человек, вооруженный
знанием, — непобедим.
М. Горький
С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.
Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом? Над этим вопросом действительно стоит задуматься. Мне кажется, что знания являются достаточно субъективным понятием каждого из нас. Допустим, один человек видит знание в финансовом благополучии, другой человек представляет знание как наличие духовного мира, другой же человек ассоциирует знание с истиной человеческой. Но, несмотря на то, что отношение каждого человека к знанию различно, неизменным является одно – оно является неотделимой составляющей ценностей человека, его духовного богатства и общества в целом. Как мне кажется, знание является еще своеобразным мостом к владению информацией.
То есть развитие понятия знание и его роль в системе ценностей общества и человека зародилось сравнительно недавно. Актуальность моего исследования определяется сложностью и противоречивостью рассматриваемых отношений.
Цель данной работы:
– изучить роль и рассмотреть место знания в системе ценностей человека и общества.
Для реализации данной цели нужно выполнить ряд задач:
— Рассмотреть понятия «ценности», «знание»;
— Изучить сущность взаимосвязи понятий «знание» и «образование»;
— Определить, что представляет собой знание как ценностная категория, и какова его роль в настоящее время;
— Выявить некоторые проблемы в приобретении знаний в современном обществе и пути выхода из сложившихся проблем.
Сущность и взаимосвязь понятий «ценности» и «знания»
Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба — это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности.
Брайан Трейси
Многие социологи полагают, ценности составляют, так называемый, компонент культуры. Ценности представляют собой определенные общепринятые убеждения касаемо целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. У каждой культуры свои ценности, например, у какой-то культуры отдается предпочтение героизму, в другой культуре творчеству, в другой же культуре общению с Богом. Ценности всегда формируются под возд

schoolfiles.net

Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества

План лекции:

Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях.

Понятие системы и иерархии ценностей. Структура системы ценностей. Ценностные трансверсии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности.

Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности. Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи.

Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Она оказывает особое, сложное и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития. Социальная работа поэтому – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения ими благополучия и устремленности к благу, поскольку она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.

Деятельность, как правило, не может предприниматься человеком интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, без цели. Желая достигнуть некоего нового, отличного от ранее имевшегося, состояния, качества, человек исходит из соображений предпочтительности этого нового, следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.



Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества[1]. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты; через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности: свойства предмета или явления, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности человека, существуют от природы, присущи этим предметам и явлениям и являются поэтому объективными. Они независимы от востребованности человеком и от осознания их в качестве необходимых, полезных. Поэтому объективная компонента ценности не зависит от восприятия человека. Путем сопоставления своих потребностей с объективной способностью внешних объектов удовлетворять эти потребности человек осознает объекты как ценность или не ценность. Отражение объективных свойств объекта осуществляет человек, поэтому ценностная информация отражает не только сами явления, но и их смысл, значение для отражающего субъекта. То обстоятельство, что оценивание предмета или феномена с точки зрения своих потребностей производит человек, определяет наличие субъективной компоненты ценности. Потребности человека изменчивы, они могут носить искаженный характер, быть актуализированными лишь ситуативно и т.п., вследствие чего ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже для одного и того же индивида в разное время. Наличие субъективного фактора обусловливает также наличие систем общественных, групповых, личностных ценностей, формирующихся в условиях конкретного способа производства, организации жизнедеятельности общества, группы и личности и их социокультурного опыта. При этом важно отметить, что понятия о добре и зле, ценном и неценном вырабатываются в общественном сознании в первую очередь по отношению к обществу, и только во вторую — к индивиду.

В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей. Любая деятельность вообще предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Поэтому среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни.

Деятельность человека и общества предпринимается в основном во имя достижения некоторой цели, которая уже перед началом деятельности существует как идеальный образ желаемого конечного результата. Цель деятельности выбирается человеком не произвольно, она есть следствие условий существования человека и его природы: наличное положение вещей (о чем бы ни шла речь) не удовлетворяет человека и порождает стремление внести в него изменения. Сущее утрачивает в глазах человека позитивную ценность, в то время как предполагаемый конечный результат деятельности – цель — представляется ценностью, требующей реализации. Целенаправленная деятельность, как правило, предпринимается человеком тогда, когда имеется возможность ее осуществления. Это предполагает наличие определенных условий и средств деятельности. Создавая возможность достижения цели, человек условиям и средствам деятельности придает значение ценностей, однако они имеют более низкий по сравнению с целью ранг, ибо не имеют самостоятельного значения: если человек не стремится к определенной цели, то условия и средства достижения этой цели его не интересуют. Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из его элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Значит, ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, и тем более важно, чтобы ценностные основания как отдельной личности, так и группы (в том числе профессиональной) и общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость реализации ценностей и организации в связи с этим деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются, наряду с другими, регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли. Многочисленные фундаментальные и прикладные исследования потребностей человека позволяют вычленить в их разнообразии потребности антропоморфного (связанного с биологической природой человека) и социокультурного (обусловленного процессами онтогенеза и социогенеза) происхождения; и те, и другие важны для понимания природы человека и его деятельности. И те, и другие неотторжимы от человека. Разнообразные потребности человека и общества в значительной степени детерминируют их отношение к миру, бытию, самим себе, а значит, являются существенным фактором определения, систематизации и иерархизации ценнностей.

Важнейшие для человека ценности могут быть представлены как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность его интересам и устремлениям, поведению и действиям не только в конкретной ситуации, но и на перспективу. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций является важным показателем, характеризующим зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.

Еще одной важной характеристикой личности (группы) является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности личности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности. Безусловно, наличие установки, т.е. готовности оценивать объект и действовать определенным образом по отношению к нему, еще не означает безусловной однозначности оценки и действий личности – всегда может иметь место неучтенный фактор, который в конкретной ситуации сыграет решающую роль. Но совокупность установок определяет общую направленность личности.

Таким образом, можно считать, что ценности в явном или опосредованном виде представлены в важнейших структурах личности. Они в качестве ценностных ориентаций определяют предпочтения, задают важнейшие смысложизненные цели. Опосредуясь в установках, ценности определяют готовность личности действовать во имя достижения поставленных целей, а значит, во имя реализации наиболее значимых ценностей. Роль ценностей в структуре личности, ее жизнедеятельности и жизни общества в целом обусловливают необходимость их тщательного изучения.

Изучением ценностей занимается аксиология(греч. axia – ценность, logos — учение) – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р.Г. Лотце (1817-1881), впервые введшим в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). В настоящее время аксилогические исследования посвящаются вопросам происхождения и типологии ценностей, их разнообразным изменениям в связи с изменением условий жизнедеятельности человека, факторам, влияющим на содержание, иерархию ценностей, влиянием ценностей на жизнедеятельность человека и общества и т.п. Однако различные группы ценностей, в связи с многозначностью и широкой представленностью ценностей в человеческой жизнедеятельности, изучаются не только аксиологией. Например, этические ценности изучаются этикой, эстетические ценности – эстетикой, культурные – культурологией, экономические (материальные) — экономикой и т.д. Большое значение имеют исследования в области праксиологии – ценностей практической деятельности человека или, более узко, ценностей профессиональной деятельности, поскольку системы профессиональных ценностей играют существенную роль в формировании и поддержании смысла профессиональной деятельности.

Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования любых систем. Поэтому элементы такой системы (т.е. собственно ценности) сущностно связаны между собой, объединены в соответствии с неким основопологающим принципом, идеей иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поскольку ценности обладают неодинаковой значимостью. Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностейих упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным – это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий[2] могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;

истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;

позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;

условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;

признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

“непреходящие” (“вечные”) и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;

реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;

обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;

действительные – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;

терминальные (конечные) – ценности — цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;

практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;

эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;

высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;

простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.

Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Система ценностей как человека, так и общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д. Это естественно: жизнь и человека, и общества чрезвычайно многомерна, и отказ от ценностей какого-либо типа или их непризнание, недооценка и переоценка могли бы привести к нарушению гармонии в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, иллюзорности целей, утопизму и застою в общественном бытии. Поэтому все типы (группы) ценностей должны быть представлены в общественном бытии и сознании и занимать подобающее им место. Соответственно, они должны быть представлены в структуре системы ценностей.

Субъективная природа ценностей в значительной мере обусловливает не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько иерархию, меняющуюся в зависимости от конкретно-исторических условий жизнедеятельности человека. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о ценном и неценном. Это связано с тем, что свои ценностные воззрения человек черпает из непосредственной практической деятельности, которая подвергается со временем существенным изменениям. Поэтому в изменениях иерархии ценностей отражена в большей или меньшей степени эволюция конкретно-исторических потребностей человека.

Это говорит также о том, что ценности могут быть не равны самим себе, т.е.могут иметь место ценностные трансверсии(изменения смысла и содержания ценности)и флуктуации (изменения ранга ценности в иерархии). Ценностные трансверсии могут происходить в связи с развитием общественных отношений и сознания человека, изменением уровня и качества его знаний, когда узнавание или изучение существующего, уже, казалось бы, знакомого и относительно обыденного феномена, позволяет раскрыть новый, более глубокий его смысл, по-новому определить его сущность. В этом случае, в соответствии с изменением смысла феномена, изменяется и объект оценивания. Например, с точки зрения представителя рабовладельческого общества свобода – это независимость от рабовладельца, состояние, противоположное рабству. С точки зрения современного человека свобода – это свобода быть самим собой, возможность реализации и выбора самого себя, деятельность и жизнедеятельность в отсутствие внешнего давления (принуждения), при наличии альтернативы и достаточной для ответственного принятия решения информации. Аналогично можно проанализировать ценность человеческой жизни, рассматривая ее (жизнь) как состояние, противоположное смерти, биологическое функционирование или как совокупность всех проявлений человека. Эти примеры показывают, что, в зависимости от того, что именно понимается как сущность и смысл феномена, возможно и различное к нему ценностное отношение, различная оценка. Ценностная трансверсия таким образом приводит к изменению ранга ценности в иерархии. Однако трансверсия, заключающаяся в понижении ранга, может сопровождаться и изменением типа самой ценности. Например, если мы рассматриваем жизнь человека не как совокупность всех его проявлений, а берем в расчет только физиологию, значит, решая вопрос об условиях жизнедеятельности человека, будем ориентироваться лишь на его выживание, не учитывая при этом, что человек – это не только сгусток белковой материи, но и социальное и духовное существо. Если свободой считается отсутствие формального рабства, цепей, колодок, надсмотрщиков и тому подобных атрибутов, то наличные духовная, политическая, профессиональная, религиозная и иная несвобода могут считаться несуществующими и несущественными.

Ценностные флуктуации имеют несколько иную природу: они зависят главным образом от ситуации, обстоятельств и в связи с этим могут иметь кратковременный характер. При этом экстремальная ситуация и соответствующая ей ценностная флуктуация могут привести к тому, что ценности высокого ранга могут утратить свою значимость. Например, известный возглас Ричарда III «Корону за коня!» из пьесы В. Шекспира демонстрирует пример такой ценностной флуктуации: в ситуации, угрожающей жизни и свободе короля конь предстает как наивысшая ценность, поскольку даст шанс сохранить и жизнь, и свободу, а значит, возможно, и титул, и власть. В другой ситуации корона как символ титула и власти будет королем цениться существенно дороже коня. В этом примере произошло изменение рангов ценностей: терминальные (титул и власть) получили ранг низший, чем инструментальная (конь).

Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Создание, конструирование идеала – всеобщая форма специфически человеческой жизнедеятельности. Идеал имеет двойственную природу: с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь в этой связи универсальной ценностью. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. В связи с постоянным развитием общественных отношений, разрешение одного противоречия, т.е. реализация цели и разрешение противоречия, становится предпосылкой и условием возникновения новой потребности и новой цели, выдвижения нового идеала. В идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действительности, исключающей существующие в настоящем противоречия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.

Двойственность природы идеала выражается также и в том, что он требует своего обоснования и оценки, поскольку желаемое и планируемое будущее не обязательно должно быть (и как показывает историческая практика, не всегда бывает) лучше уже имеющегося. Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование, во-первых, на соответствие понятию “идеал” вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими свойствами, характеризующими его как высшее благо и, во-вторых, на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем. С другой стороны, идеал сам содержит в себе оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицая его самодостаточность и совершенство, раскрывая его противоречия и экспонируя потенциал совершенствования.

Содержание и функционирование идеалов обусловливается не только спецификой объекта, но и представлениями о действиях, которые необходимо предпринять, условиях, которые необходимо создать, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован.

Важной особенностью идеала является то обстоятельство, что в качестве важнейшего средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена социума. В отличие от животного человек перед началом деятельности мысленно представляет себе желаемый итог деятельности – идеальный образ конечного результата. В то же время наличие мыслительного образа – идеала, соответствующего представлениям человека о совершенстве – дает возможность сравнить наличную действительность с желаемой и дать ей неудовлетворительную оценку. Соответствующим образом организуется подготовка к деятельности и собственно деятельность человека, направленная на получение этого результата – она становится целесообразной, причем содержание цели определяется в соответствии с идеалом. Можно назвать основные функции идеала: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, а конструирование идеала становится важнейшим фактором развития личности и общества, совершенствования условий их жизнедеятельности.

С точки зрения аксиологии, профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности вообще, также в своей основе содержит ценности и, следовательно, может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. При этом, конечно, в силу своих особенностей, профессиональная деятельность в основном отличается от деятельности обыденной, представляя собой особенное. Поэтому учение о ценностях профессиональной деятельности – праксиология — представляет собой особенное по отношению к аксиологии. При этом конечно, разнообразные виды профессиональной деятельности могут существенно различаться между собой по всем основным характеристикам; каждая из них является специфическим по отношению к профессиональной деятельности как абстракции. Это приводит к тому, что и главные ценности, системы и иерархии ценностей различных видов профессиональной деятельности могут различаться. Следовательно, можно говорить, что деятельность, профессиональная деятельность и конкретный вид профессиональной деятельности соотносятся как общее, особенное и специфическое. Аналогично этому система ценностей общества, профессиональной деятельности и конкретных видов профессиональной деятельности будут соотноситься как общее, особенное и специфическое. При этом аксиология как философское учение о ценностях включает в себя праксиологию, а та, в свою очередь может включать в себя в качестве разделов учения о ценностях конкретных видов профессиональной деятельности.

Основанием любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определенных ценностей. Это обстоятельство не зависит от того, насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии. Однако от того, насколько глубоко они понимают ценностный смысл профессии, зависит во многом их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, человеческой жизнедеятельности, социальном и научно-техническом прогрессе и до некоторой степени их детерминирует.

При этом, конечно, любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определенные требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены в процессе профессиональной подготовки. Для выполнения профессионально необходимых операций, процедур, приемов и т.п. человек должен быть достаточно физически и интеллектуально развит, должен обладать соответствующими качествами: чтобы работать грузчиком, необходима хорошая физическая подготовка; чтобы стать ученым, необходим высоко развитый интеллект. Но требования к физическим и интеллектуальным данным не всегда оказываются достаточными. Некоторые из профессий (в основном это профессии, оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества, в том числе и так называемые «помогающие» профессии) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациентом врача-садиста или социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Такого рода «специалисты» нанесут ущерб и своим клиентам, и профессии, и обществу в целом. Даже не прибегая к таким экстремальным примерам, можно показать, что специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сам процесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат, может вследствие этого не понимать смысла деятельности. Например, социальный работник в этом случае может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос, зачем это делается. Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.

В примере показано искаженное понимание цели (процесс деятельности оказался ее важнейшей целью) в связи с недостаточной аксиологической компетентностью специалиста. Такая ситуация условно может считаться допустимой в единичных случаях: каждый человек индивидуален и безусловно есть люди, чьим склонностям наиболее полно соответствует то или иное содержание деятельности. Их потребность в самореализации может быть удовлетворена путем приобщения к определенной профессии. Однако подобный подход не может быть общим, он должен составлять скорее исключение, чем правило, поскольку профессия должна существовать и существует главным образом не потому, что есть люди, желающие ею заняться, а потому, что человеком и обществом востребован ее конечный результат. В самом деле, медицинские профессии существуют не потому, что некоторым гражданам хочется лечить, а потому, что людям надо лечиться, оздоравливаться; врачи нужны потому, что есть больные, а не наоборот. Аналогичным образом социальная работа и социальные работники есть потому, что существуют люди, нуждающиеся в их помощи. Это означает, что процесс деятельности, имеющий высокую эмоциональную значимость для специалиста, не может быть смыслом и сущностью профессиональной деятельности вообще, не может быть ее целью: он лишь отражает ее содержание.

Из этого примера видно, насколько важна исследовательская деятельности в области профессиональных ценностей: именно на основе системы важнейших профессиональных ценностей и их иерархии возможно определение ее смысла, места и роли в обществе и жизнедеятельности человека и т.п. Четкость понимания ценностей профессиональной деятельности позволяет правильно формулировать ее цели в общем, в масштабах совокупной профессиональной группы, а также каждым специалистом в отдельности. Мотивация совокупной профессиональной группы как и каждого специалиста должна быть сформирована на основе важнейших ценностей профессии.

Важнейшую роль в постановке значимой профессиональной цели играет идеал. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал опредмечивается в ее конечных целях, а затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях. Таким образом, наличие идеала детерминирует целеполагающую деятельность и потенцирует соответствующую ей целерациональную практическую деятельность. Однако этим не исчерпывается роль идеала в целеполагании. Будучи вначале, как правило, только лишь представлением о совершенном состоянии объекта деятельности, в дальнейшем идеал требует конструирования идеальных образов самой деятельности и субъекта деятельности, поскольку не всегда возможно достичь идеального состояния объекта без соответствующих изменений в самой деятельности и ее исполнителях. Следовательно, должны начаться целеполагающая деятельность и соответствующая ей практическая деятельность, направленная на совершенствование профессии или ее отдельных компонентов, профессиональный и личностный рост специалистов. Таким образом идеалконструирующая деятельность в профессиональной деятельности способствует повышению ее эффективности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Любая человеческая деятельность в конечном счете направлена на человека. Обладая возможностью реализации своих основных свойств и потребностей, человек включается в процесс деятельности как активный субъект, участвуя в преобразовании общества и совершенствовании общества и самого себя. Направленность деятельности человека определяется поставленными целями, а те, в свою очередь, ценностями, имеющими для человека вообще или в конкретный период его жизнедеятельности, в конкретной ситуации, важнейшее значение. Безусловно, для организации деятельности цели недостаточно, необходимы средства и условия ее реализации. Ценности-цели требуют от человека активности, направленной на поиск средств и создание условий для целенаправленной деятельности, причем содержание цели во многом детерминирует выбор средств. Ставя перед собой значимую цель, человек производит переоценку своих индивидуальных ценностей, сопоставляя их по значимости с актуальной, оценивая возможность одновременной реализации нескольких целей, рассматривая ценности на предмет использования их как средств и т.п. В зависимости от полученного в результате такого ценностного анализа соотношения ценности-цели и прочих ценностей и исходя из этого результата, личность организует свою деятельность. Важно, что результаты проведенного личностью ценностного анализа не обязательно будут соответствовать научным представлениям об индивидуальном и общественном благе, о добре, красоте и истине. С точки зрения субъекта анализа, они соответствуют его ценности-цели, и значит, могут быть использованы. Это означает, что для достижения благой цели человек субъективно может избрать нелигитимные средства («цель оправдывает средства»), получить неожиданно негативный результат в итоге деятельности, нанести существенный вред окружающим, обеспечив пользу для себя лично. Поэтому развитие человека и общества может быть прогрессивным или регрессивным, способствовать достижению блага большинства членов общества или узкой группы лиц, одного лишь человека. При этом человек и общество могут мотивировать свою деятельность различными, порой противоречивыми и неадекватными, соображениями, но ценности, присутствующие в мотиве в явном или неявном виде, обусловливают необходимость деятельности и задают ее направленность, смысл и содержание, определяют средства и методы. Очевидно, что ценностные ориентации личности способствуют выбору ею не только целей, но и социально одобряемых или, напротив, социально порицаемых средств достижения поставленной цели.

megaobuchalka.ru

60.Наука в системе социальных ценностей. Этика наука и социология ответственность ученого. Место и роль науки в жизни общества.

Вопрос о соотношении науки, техники, общества представляет дискуссионную проблему современного философского знания. Позиции в оценке науки и ее роли в жизни общества различны, варьируются в диапазоне от тотального неприятия научно-технических достижений цивилизации до построения концепций постиндустриального, информационного общества. Информационное, постиндустриальное, технотронное общество есть общество, развитие которого определяется производством и использованием знания, научной и другой информации. Здесь необходимо отметить существенный момент социокультурной детерминированности познания, его связь с практикой и потребностями людей. Данная детерминация научного познания все же не отрицает того факта, что наука развивается по своим специфическим закономерностям. На рубеже XX-XXI вв. последовала радикальная переоценка фундаментальных представлений о различных отраслях человеческой деятельности, в том числе представлений о науке, культуре в целом. В центре внимания данного процесса переоценки находится родство и противоположность науки и культуры. В эпоху Просвещения был сформулирован ряд концепций, в которых утверждалась принадлежность науки культуре. Этот тезис оказался достаточно устойчивым и не вызывал принципиальных возражений до XX в. Начало XX в. ознаменовалось кризисом культуры, науки. В этой ситуации разум оказался бессильным перед социальными катаклизмами. Начинается процесс переосмысления претензий разума на полное, исчерпывающее объяснение и преобразование действительности. Позитивистская программа онаучивания всех сфер человеческой деятельности сменяется критикой разума. Критика науки, рациональности привела к реабилитации здравого смысла, мира повседневности, иррационалистических аспектов жизни человека В середине XX в. возникает мощное антисциентистское движение в среде интеллектуалов, вменявших науке реальные и изобрегенных грехи («атомный джин», АЭС, ядерные отходы, экологический кризис, отсутствие моральных ценностей). Аморальность науки трактовалась как следствие издержек современной цивилизации, а путь рационализации всех сторон человеческой деятельности оценивался как тупиковый путь развития. Необходимой признавалась новая система ценностей и духовных ориентации. Смысложизненные понятия долга, совести, чести, свободы не поддаются онаучиванию. С осознанием данного факта вырастает противопоставление познавательного и ценностного. Процессы онаучивания и рационализации имеют свою негативную сторону, но им все же можно противостоять, последовательно проводя принцип гуманитаризации науки, образования, личности.

61.Особ-ти фил анализа общества. Проблема построения теоретической модели общества и ведущие исслед-ие программы в обществознании: натуролистическая, материал-ая, идеялист-ая.

Общество не является исключительным объектом социально-философского познания Взаимосвязь социальной философии с иными сферами обществознания, исследующими один и тот же объект — общество (история, социология, экономика, политология и др.) уточняется через различие в их предметах. Иными словами, реальная сложность общественной жизни отражается в предметных сферах анализа. Законы общества проявляются в сферах экономической, политической, культурной жизни Они соответственно исследуются экономикой, политологией, культурологией, другими социальными и гуманитарными науками и имеют конкретно-историческую привязку. Ни одна из частных сфер обществознания не претендует на тот уровень знания об обществе в целом, который раскрывается в поле социально-философской рефлексии. Различие между ними заключается в уровне общности знания, поэтому вопрос о соотношении социальной философии и частных наук формулируется как вопрос соотношения общего и частного, реализующегося по принципу диалектической связи. Любая сфера научного знания определяет себя по отношению к иным областям научного познания прежде всего через специфические для нее предмет, методы, законы, понятия и категории Любой науке свойственен также известный уровень обобщения знания Социальная философия в общем корпусе обществоведческих дисциплин всегда будет выступать как обобщение обобщения, осуществленного конкретными науками об обществе. В свою очередь, как область философского знания она включает в себя широкий круг ее проблем, в контексте которых исследуемые его законы развития общества следует рассматривать в качестве форм проявления закономерности как таковой. Если на уровне философского знания фигурируют категории закона, пространства, времени, то социальная философия озвучивает их в более конкретных формах социального закона, социального пространства, социального времени. В то же время обобщения социальной философии способствуют уточнению и конкретизации понятий и категорий обшей философии. Вместе с тем социальная философия не растворяется в общем потоке философского знания, сохраняет устойчивость собственного проблемного поля идеалистический подход характеризует первобытное мышление, мышление человека, находящегося в условиях засилья мифологической картины мира. На более развитом уровне социального развития идеалистическая модель воспроизводится в религиозных представлениях, в концепции христианской религии, в частности Миф как исторически первичная форма сознания не исчезает с возникновением мировых религий, философского и научного мировоззрения. Он остается живой формой общественного сознания и на более развитых этапах функционирования социальной системы, натуралистическая модель исходит из понимания общества как закономерного продолжения эволюции природного мира. Эта модель существует в различных вариантах (социальный дарвинизм, расово-антропологическая, органическая школы). В версиях географического детерминизма общественное устройство рассматривается как во многом обусловленное влиянием географической среды, в частности, климатических условий. Материалистическая концепция общества особо подчеркивает роль объективных факторов в его развитии Для Маркса в качестве подобных объективных факторов общественной жизни выступает способ материального производства. Развитие производства не зависит от сознания и воли участвующих в нем индивидов. Диалектика производительных сил и производственных отношений образует фундамент общественно-экономических формаций

studfiles.net

Реферат Роль и место знания в системе ценностей человека и общества

Номер заказа

418 254

Автор работы

Маринка73

Выполнен

11.06.2015

Рейтинг автора

Примечание

Оригинальность — не менее 70%.
Объем 10-12 стандартных страниц формата А4, на которых через 1,5 межстрочных интервала помещено около 30 строк текста, выполненного шрифтом Times New Roman размером 14.
Основными критериями оценки реферата являются:
— степень отражения реферируемого текста;
— оригинальность тезисов и аргументов к ним;
— наличие обобщения и собственных выводов в заключении.

Подробнее

Этот заказ уже выполнил наш автор. Напишем и Вам уникальную работу!

Быстрая оценка работыБесплатно

Оценим Вашу работу за 10 минут

Бесплатно

Последние отзывы об авторе Маринка73

Роман

Оригинальность высокая. По-настоящему авторская работа. Тема раскрыта. Ещё раз спасибо! Сроки точно соблюдены!

2014-06-27 13:00:03

Антон

Мне очень понравилась работа, Вы умничка, выполнили все в срок. Надеюсь на отличную оценку от учителя)))))

2014-06-27 21:51:02

Наруна Чан

Спасибо Вам большое! Работа выполнена на все 100%!

2014-06-29 13:34:02

www.napishem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.