Психология личности понятие личности – Урок 3. Личность в психологии

Лекция 3 Психология личности

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

Реальность, которая описывается понятием «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни человека. Поскольку большинство на­правлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормаль­ную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон) 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться «про­считывать» и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания).

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энер­гией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я» представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления — заслуга Л.С.Выготского (1836—1904) и А.Н.Леонтьева (1903—1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений А.Ф-Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев (1892—1973) — считали, что «ядро» лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев, К.ААбульханова-Славская — личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили — развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

studfiles.net

16 Понятие личности в психологии.

Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

17 Изучение понятий свойств личности (отечественная психология)

Личность — это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!

Личность — системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.

Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.

Факторы развития личности:

Внешние (социальные)

Внутренние (биогинетика)

Условия развития личности:

Внешние (воспитание, образование)

Внутренние (собственная активность)

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личностью не рождаются, личностью-становятся!

Личность может ломаться,

Личность могут сломать,

И тогда человек становится потухшим,

Перестаёт быть Личностью!

studfiles.net

Понятие личности в психологии: сущность и структура

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

psychologist.tips

Личность в психологии — Психологос

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→

www.psychologos.ru

17.Психология личности, её основные понятия.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Основные направления в психологии личности: 1) Глубинная психология личности-Психоанализ З. Фрейда; Индивидуальная психология А. Адлера; Гуманистический психоанализ Э. Фромма; Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни; Аналитическая теория личности К. Г. Юнга; Эго-психоанализ Э. Эриксона; Трансакционный анализ Э. Берна; Гуманистическая психология- Гуманистическая теория личности А. Маслоу; Человеко-центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальная психология- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса; Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.; Логотерапия В. Франкла; Экзистенциальный анализ А. Лэнгле; Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности-Теория личностных конструктов Дж. Келли; Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры; Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер; Бихевиориальная психология; Теория оперантного научения Б. Скиннера; Диспозициональное направление в теории личности-Диспозициональная теория личности Г. Олпорта; Структурная теория черт личности Р. Кэттелла; Психопатология личности; Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса; Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда; Патопсихология личности Б. В. Зейгарник; Клиническая психология личности П.С. Гуревич.

Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.

Формирование личности— это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

 На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.     Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.Теории личности: Психодинамическая теория: Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая теория: Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.

Индивидуальная теория: Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Поведенческая теория, Гуманистическая теория, Мотивационное направление (Маслоу), Когнитивная теория, Деятельностная теория и тд.

studfiles.net

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

Личность — это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.

Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Структура личности — это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

Низший уровень личности — это половые свойства психики, возрастные, врождённые.

Второй уровень личности — это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.

Третий уровень личности — это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.

Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.

 

studopedia.net

Понятие личности в психологии

В данной статье автор разбирает понятие личность в контексте психологической науки.

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «личность». Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность — есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.

Главное качество в человеке — это его разумность. Можно сказать, что призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

Сущностная характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами — представитель рода человеческого.

Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…

Однако это не означает, что биологическое в человеке — это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.

Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рождения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Как уже было сказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

«Оно» — собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.

«Я» — сознание.

«Сверх Я» — представлено на сознательном и бессознательном уровне.

Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

novainfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *