† Календарь православных постов 2019
Существует много однодневных постов. Согласно строгости соблюдения они бывают разными и никак не сопряжены с определенной датой. Наиболее частые из них – посты по средам и пятницам любой недели. Также наиболее известные однодневные посты — в день Воздвижения Креста Господня, в день перед Крещением Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Есть еще однодневные посты, соединенные с датами поминовения известных святых.
Данные посты не считаются строгими, в случае если не попадают на среду и пятницу. В эти однодневные посты запрещается есть рыбу, однако допустима еда с постным маслом.
Отдельные посты могут быть приняты в случае какого-нибудь несчастья либо социального несчастья – эпидемии, войны, террористической акции и т. д. Однодневные посты предваряют таинство причащения.
Посты в среду и пятницу
В среду, по Евангелию, Иуда предал Иисуса Христа, а в пятницу Иисус претерпел крестные мучения и смерть. В память о данных событиях в православии приняты посты в среду и пятницу каждой недели. Исключения бывают лишь в сплошные недели, либо седмицы, в период которых нет существующих ограничений для этих дней. Таковыми седмицами считаются Святки (7–18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).
В среду и пятницу запрещено есть мясную, молочную пищу, и яйца. Некоторые наиболее благочестивые христиане не позволяют себе потреблять, в том числе рыбу и постное масло, т. е. соблюдают сухоядение.
Послабление поста в среду и пятницу возможно лишь в случае, когда в данный день совпадает с праздником особо почетаемог святого, памяти которого посвящается особенная церковная служба.
В период между Неделей Всех Святых и до Рождества Христова необходимо отказаться от рыбы и постного масла. Если среда или пятница совпадают с праздником святых, то разрешено употреблять постное масло.
В большие праздники – такие, как Покров, – разрешено есть рыбу.
Накануне праздника Крещения Господня
Крещение Господне идет 18 января. По Евангелию, Христос крестился в реке Иордан, в этот момент на Него сошел Святой Дух в облике голубя, Иисуса крестил Иоанн Креститель. Иоанн был свидетелем, того, что Христос есть Спаситель, т. е. Иисус – мессия Господний. Во время крещения, он слышал глас Всевышнего, возвещающий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение».Перед Крещением Господня в храмах совершается навечерие, в этот момент происходит обряд освящения святой воды. В связи с этим праздником принят пост. В момент данного поста разрешен прием пищи один раз в день и лишь сочиво и кутья с медом. Поэтому среди православных верующих канун Крещения принято называть сочельником. В случае если навечерие приходиться на субботу либо воскресенье, пост в данный день не отменяется, но послабляется. В этом случае можно принимать пищу два раза в день – после литургии и после обряда освящения воды.
Пост в день Усекновения главы Иоанна Крестителя
День Усекновения главы Иоанна Предтечи поминается 11 сентября. Он введен в память о смерти пророка — Иоанна Крестителя, который был Предтечей Мессии. По Евангелию, Иоанн был брошен в тюрьму Иродом Антипой из-за разоблачений его в связи с Иродиадой – супругой Филиппа, брата Ирода.
Во время празднования дня своего рождения Царь устроил праздник, дочь Иродиады — Саломея, подарила искусный танец Ироду. Он был восхищен красотой танца, и пообещал за него девушке, все, что она пожелает. Иродиада подговорила дочь выпросить голову Иоанна Крестителя. Ирод осуществил пожелание девушки, отправив к узнику воина, чтоб он принёс ему голову Иоанна.
В память об Иоанне Предтечи и его благочестивой жизни, в течение коей он непрерывно постился, был определен пост. В этот день запрещается употреблять мясное, молочное, яйца и рыбу. Допустимы растительная еда и постное масло.
Пост в День Воздвижения Креста Господня
Данный праздник приходится на 27 сентября. Этот день учрежден в память об обретении Креста Господня. Это случилось в IV в. По преданию, император Византийской империи Константин Великий завоевал много побед благодаря Кресту Господню и поэтому благоговел перед этим символом. Показывая признательность Всевышнему за согласие церкви на I Вcеленском соборе, он принял решение воздвигнуть храм на Голгофе. Елена, мать императора, в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.
По бывшему тогда обыкновению, кресты, как орудия экзекуции, зарывались рядом с местом казни. На Голгофе было отыскано три креста. Невозможно было понять, какой из них Христа, так как планка с надписью «Иисус Назареянин царь Иудейский» была обнаружена отдельно от всех крестов. В последствии Крест Господень был установлен по силе, которая выразилась в исцелении больной и воскрешении человека через прикосновения к этому кресту. Слава об удивительных чудесах Креста Господня привлекла очень много народа, и из-за столпотворения, многие не имели возможность увидеть и преклониться ему. Тогда патриарх Макарий поднял крест, являя его всем окружающим в отдалении. Таким образом появился праздник Воздвижения Креста Господня.
Праздник приняли ко дню освящения храма Воскресения Христова, 26 сентября 335 года, и начали отмечать в следующий день, 27 сентября. В 614 году персидский царь Хозрой завладел Иерусалимом и вывез Крест. В 328 году наследник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это случилось 27 сентября, таким образом данный день считается двойным праздничком – Воздвижения и Обретения Креста Господня. В этот день запрещено ест сыр, яйца и рыбу. Таким образом, верующие христиане выражают свое почитание Кресту.
Светлое Воскресение Христово – Пасха
(в 2018 году приходится на 8 апреля)
Наиболее ключевым христианским праздником является Пасха — Светлое Воскресение Христово из мертвых. Пасха считается главным между преходящих двунадесятых праздников, поскольку в пасхальной истории заключено все, на чем основывается христианское знание. Для всех христиан Воскрешение Христа значит спасение и попрание смерти.
Страдания Христа, крестные мучения и смерть, смыли первородный грех, и следовательно, дали спасение человечеству. Именно поэтому христиане именуют Пасху Торжеством торжеств и Праздником праздников.
В основу христианского праздника легла следующая история. В первый день недели жены-мироносицы пришли к гробу Христа, чтоб помазать тело благовониями. Однако большая глыба, запиравшая вход в гробницу, была сдвинута, на камне сидел ангел, который сообщил женщинам, что Спаситель воскрес. Спустя некоторое время Иисус явился Марии Магдалене и послал её к апостолам известить их, что пророчество свершилось.
Она побежала к апостолам, и сообщила им радостное известие и рассказала им послание Христа, что они встретятся в Галилее. До Своей смерти Иисус говорил ученикам о грядущих событиях, но известие Марии повергло их в смятение. Вера в Царствие Небесное, обетованное Иисусом, снова ожила в их сердцах. Однако Воскрешение Иисуса вызывало радость далеко не у всех: первосвященники и фарисеи пустили слух о пропаже тела.
Однако, невзирая на ложь и тягостные испытания которые легли на первых христиан, новозаветная Пасха стала основанием христианской веры. Кровь Христа искупила грехи людей и открыла им путь к спасению. С первых дней христианства апостолы установили празднование Пасхи, которую в память о страданиях Спасителя предваряла Страстная седмица. Сегодня им предшествует Великий пост, длящийся сорок дней.
Длительное время не утихали дискуссии о истинной дате празднования памяти описанных событий, пока на I Вселенском соборе в Никее (325) не договорились о праздновании Пасхи в 1-ое воскресение, грядущее за первым весенним полнолунием и весеннем равноденствием. В различные годы Пасха имеет возможность праздноваться с 21 марта по 24 апреля (старый стиль).
В преддверье праздника Пасхи начинается служба в одиннадцать часов вечера. Сперва служат полунощницу Великой субботы, потом звучит благовест и проходит крестный ход, который возглавляется священнослужителями верующие выходят из церкви с зажженными свечками, и, благовест сменяется праздничным перезвоном колоколов. Когда крестных ход возвращается к закрытым дверям церкви, которые, символизируют гроб Христа, звон прерывается. Звучит праздничная молитва, и дверь церкви отворяется. В это время священник возглашает: «Христос воскресе!», а верующие вместе отвечают: «Воистину воскресе!». Так наступает утреня Пасхи.
В момент пасхальной литургии по обыкновению читают Евангелие от Иоанна. В завершении пасхальной литургии освящают артос – большие просфоры, похожие на кулич. В течение Пасхальной недели артос располагается вблизи с царскими вратами. После литургии в последующую субботу служат особенный чин раздробления артоса, и кусочки его раздают верующим.
По завершению пасхальной литургии пост завершается и православные могут угоститься кусочком освященного кулича либо пасхи, крашеным яйцом, мясным пирогом и пр. В первую неделю Пасхи (Светлая седмица) полагается давать еду голодным и помогать нуждающимся. Христиане ходят в гости к родным, обмениваются возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». В Пасху полагается дарить крашеные яйца. Данная традиция принята в память о визите Марии Магдалены к императору Рима Тиберию. По преданию, Мария первая сообщила Тиберию известие о Воскресении Спасителя и в качестве дара принесла ему яйцо — как символ жизни. Но Тиберий не уверовал в весть о Воскрешении и сказал, что поверит её, в случае если принесенное яйцо покраснеет. И в этот момент яйцо покраснело. В память о случившемся, верующие стали красить яйца, которые стали символом Пасхи.
Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
(в 2018 году приходится на 1 апреля)
Вход Господень в Иерусалим, либо просто Вербное воскресенье, – один из наиболее ключевых двунадесятых праздников, которые отмечают православные. Первые упоминания о данном празднике встречаются в рукописях III века. Данное событие имеет большое значение для христиан, поскольку вход Иисуса в Иерусалим, власти которого были враждебны Ему, обозначает то, что Христос добровольно принял крестные страдания. Вход Господень в Иерусалим описывается всеми четырьмя евангелистами, что тоже свидетельствует о значимости данного дня.
Дата Вербного воскресенья находится в зависимости от даты Пасхи: Вход Господень в Иерусалим празднуют за неделю до Пасхи. Чтоб утвердить народ в вере, будто Иисус Христос — Мессия предсказанный пророками , за неделю до Воскресения Спаситель с апостолами отправился в город. По пути в Иерусалим Иисус отправил Иоанна и Петра в селение, с указанием места, где они найдут осленка. Апостолы пригнали Учителю осленка, на которого Он сел и, отправился в Иерусалим.
При въезде в город, некоторые люди стелили собственные одежды, остальные, сопровождали Его срезанными ветками пальм, и приветствовали Спасителя словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как поверили, что Иисус Мессия и Царь народа Израиля.
Когда Иисус зашел в иерусалимский храм, то прогнал из него купцов со словами: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Люди с восхищением слушали учение Христа. К Нему начали приходить больные, Он исцелял их, а дети в это момент пели Ему хвалу. Потом Христос оставил храм и отправился с учениками в Вифанию.
С вайями, или пальмовыми ветвями, в древности принято было встречать победителей, от этого произошло другое название праздника: Неделя ваий. В России же, где пальмы не растут, праздник получил свое третье название – Вербное воскресенье – в честь единственного растения, расцветающего в эту суровую пору. Вербным воскресеньем заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица.
Что касается праздничного стола, то Вербное воскресенье позволяются рыбные и овощные блюда с постным маслом. А накануне, в Лазареву субботу, после вечерни можно вкусить немного рыбной икры.
Вознесение Господне
(в 2018 году приходится на 17 мая)
Вознесение Господне празднуют на сороковой день после Пасхи. Традиционно данный праздник приходиться в четверг шестой недели пасхалии. События, сопряженные с Вознесением, значат завершение земного пребывания Спасителя и начало Его жизни в лоне Церкви. После Воскресения Учитель приходил к своим ученикам в течении сорока дней, уча их истиной вере и пути спасения. Спаситель наставлял апостолов, что им делать после Его Вознесения.
Потом Христос пообещал ученикам спустить на них Святой Дух, которого они должны дожидаться в Иерусалиме. Христос произнес: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Потом вместе с апостолами, они вышли за город, где Он благословил учеников и стал возноситься в небеса. Апостолы поклонились Ему и вернулись в Иерусалим.
Что касается поста, то в праздник Вознесения Господня разрешается, есть любую пищу, как постную, так и скоромную.
День Святой Троицы – Пятидесятница
(в 2018 году приходится на 27 мая)
В День Святой Троицы мы поминаем историю, которая рассказывает о сошествии Святого Духа на учеников Христа. АСвятой Дух явился апостолам Спасителя в облике языков пламени в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и наименование данного праздника. Второе, наиболее известное название дня приурочено к обретению апостолами третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа, после которого христианская концепция о Триедином Божестве получило совершенное толкование.
В день Святой Троицы апостолы намерились в встретились в жилище, для того чтобы вместе помолиться. Внезапно они услышали грохот, а потом в воздухе начали возникать огненные языки, которые, разделяясь, сходили на учеников Христа.
После того, как пламя сошло на апостолов осуществилось пророчество «…исполнились… Духа Святаго…» (Деян. 2, 4) и они вознесли молитву. С сошествием Святого Духа, у учеников Христа появился дар говорить на разных языках для того, чтобы нести Слово Господа во всем мире.
Шум исходящий из дома, собрал большую толпу любопытствующих. Собравшийся народ был паражен тем, что апостолы могли говорить на разных языках. Среди людей были и люди из других народов, они слышали как апостолы возносили молитву на их родном языке. Большинство людей удивилялись и были исполнены благоговейного трепета, в тоже время, среди собравшихся были и люди, скептически говорившие на произошедшее «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).
В этот день апостол Пётр сказал первую свою проповедь, в которой рассказывалось, что произошедшее в этот день событие было предсказано пророками и знаменует последнюю миссию Спасителя в земном мире. Проповедь апостола Петра была недолгою и простой, однако через него говорил Святой Дух, то речь его дошла в души многих людей. По завершении речи Петра, многие приняли веру и крестились. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). С давних времен День Святой Троицы почитают как день рождения христианской Церкви, сотворенной Священной благодатью.
В День Святой Троицы принято украшать дома и храмы цветами и травой. Относительно праздничного стола, в этот день разрешено есть любые продут. Поста в этот день нет.
Двунадесятые непреходящие праздники
Рождество Христово (7 января)
Согласно преданию, Господь Бог еще в раю пообещал согрешившему Адаму пришествие Спасателя. Многие пророки предвещали приход Спасателя – Христа, в частности пророк Исайя, пророчествовал о рождении Мессии иудеям, которые позабыли Господа и поклонялись языческим идолам. Незадолго до рождения Иисуса, правитель Ирод провозгласил указ о переписи населения, для этого иудеи должны были явиться в города, в которых они родились. Иосиф и Дева Мария тоже отправились в города, где они родились.
До Вифлеема они добралось небыстро: Дева Мария была в положении, и когда они пришли в город, пришло время рожать. Но в Вифлееме из-за множества людей, все места были заняты, и Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву. Ночью Мария родила мальчика, назвала Его Иисусом, спеленала и положила в ясли – кормушку для скота. Недалеко от их ночлега, находились пастухи пасшие скот, к ним явился ангел, который сообщил им: …я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Когда ангел исчез, пастухи отправились в Вифлеем, где нашли Святое семейство, поклонились Иисусу, и рассказали о явлении ангела и его знамении, после чего ушли обратно к своим стадам.
В эти же дни, в Иерусалим пришли волхвы, которые спрашивали людей о родившемся иудейском царе, так как в небесах сияла новая яркая звезда. Узнав о волхвах, царь Ирод позвал их к себе, для того, чтобы выяснить место, где родился Мессия. Он велел волхвам узнать место, где родился новый иудейский царь.
Волхвы направились следом за звездой, которая привела их к хлеву, где родился Спаситель. Войдя в хлев, волхвы поклонились Иисусу и преподнесли ему дары: ладан, золото и смирну. ««И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). В туже ночь Иосиф получил знамение: ему во сне появился ангел и произнес: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф с Марией и с Иисусом отправились в Египет, где пробыли до смерти Ирода.
Впервые праздник Рождество Христово начали отмечать в IV столетии в Константинополе. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником. В сочельник, принято употреблять лишь воду, а с появлением на небосводе первой звезды разговляются сочивом – вареной пшеницей или рисом с медом и сухофруктами. После Рождества и до Крещения празднуют Святки, во время которых отменяются все посты.
Крещение Господне – Богоявление (19 января)
Христос начал служение людям к тридцати годам. Предвосхитить приход Мессии должен был Иоанн Креститель, пророчивший пришествие Мессии и крестивший людей в Иордане для очищения грехов. Когда Спаситель явился к Иоанну для крещения, Иоанн познал в Нем Мессию и сказал Ему, что он сам должен креститься у Спасителя. Но Христос ответил: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), то есть осуществить то, что говорили пророки.
Христиане именуют праздник Крещения Господня Богоявлением, при крещении Христа, людям впервые явились три ипостасии Троицы: Господь Сын, сам Иисус, Святой Дух, сошедший в облике голубя на Христа, и Господь Отец, говоривший: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Первыми праздник Богоявления начали отмечать еще ученики Христа, о чем свидетельствует свод апостольских правил. За день до праздничного дня Богоявления начинается сочельник. В данный день, как и в Рожественский сочельник, православные едят сочив, и только лишь после освящения воды. Крещенская вода считается целебной, ею окропляют дома, ее пьют натощак при различных заболеваниях.
В сам праздник Богоявления также служат чин великой агиасмы. В этот день, сохранилась традиция совершать крестный ход к водоемам с Евангелием, хоругвями и светильниками. Крестный ход сопровождает колокольный звон и пение тропаря праздника.
Сретение Господне (15 февраля)
Праздник Сретение Господне описывает события, случившиеся в Иерусалимском храме при встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном. Сообразно закону в сороковый день после рождения Дева Мария принесла Иисуса в Иерусалимский храм. По преданию старец Симеон жил при храме где переводил Священное Писание на греческий язык. В одном из пророчеств Исаии, где рассказывается приход Спасителя, в месте где описывается Его рождение, сказано, что Мессия родится от не от женщины, а от Девы. Старец предположил, что в оригинале текста имеется ошибка, в тот же миг к нему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами Пресвятую Деву и Ее Сына.
Когда Дева Мария с Иисусом на руках вошла в храм, Симеон сразу же увидел Их и узнал в Младенце Мессию. Он взял Его на руки и произнес следующие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29). Отныне старец мог спокойно умереть, ведь он только что собственными глазами увидел и Матерь Деву, и Ее Сына-Спасителя.
Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)
С древних времен Благовещение Богородицы именовали и Началом искупления, и Зачатием Христа. Это длилось VII столетия, пока он не приобрел название, под которым есть в настоящий момент. По своему значению для христиан, праздник Благовещения сравним лишь с Рождеством Христова. Потому в народе до наших дней существует пословица, будто в данный день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».
История праздника такова. Когда Дева Мария достигла пятнадцатилетнего возраста, Ей предстояло покинуть стены Иерусалимского храма: сообразно бывшим в эти времена законам целую жизнь служить Всевышнему имели возможность лишь мужчины. Однако к этому времени родители Марии уже умерли, и священники приняли решение обручить Марию с Иосифом из Назарета.
Однажды к Деве Марии явился ангел, который был архангелом Гавриилом. Он приветствовал Ее следующими словами: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!». Мария была смущена, так как не знала, что значат слова ангела. Архангел растолковал Марии, что Она избранница Господа для рождения Спасителя, о котором говорили пророки: «…и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31–33).
Услышав откровение Арлахангела Гаврии, Дева Мария спросила: ««…как будет это, если я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34), на что архангел ответил, что на Деву снизойдет Дух Святой, поэтому и родившийся от нее Младенец будет свят. И Мария покорно ответила: «…се раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 37).
Преображение Господне (19 августа)
Спаситель часто говорил апостолам о том, что для спасения людей, Ему предстоит претерпеть страдание и смерть. И чтобы укрепить веру учеников, он показал им Свою Божественную славу, которая ждет Его и других праведников христовых по завершению земного существования.
Однажды Христос взял на гору Фавор троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – чтобы помолиться Всевышнему. Но усталые за день апостолы заснули, а когда пробудились, узрели, как Спаситель преобразился: одежда Его была белоснежной, а лик Его сияло подобно солнцу.
Рядом с Учителем, находились пророки – Моисей и Илия, с коими Христос говорил о собственных страданиях, которые Ему предстоит претерпеть. В тот же миг апостолов охватила такая благодать, что Пётр невпопад предложил: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).
В этот момент, всех окутало облаком , из которого был слышен глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Как только отзвучали слова Всевышнего, ученики опять узрели Христа одного в Его обыкновенном облике.
Когда Христос с апостолами возвращался с горы Фавор, Он наказал им не свидетельствовать до времени о том, что они узрели.
На Руси Преображение Господне в народе получило название «Яблочный Спас», так как в данный день в храмах освящают мед и яблоки.
Успение Божией Матери (28 августа)
В Евангелии от Иоанна говорится о том, что перед смертью Христос повелел позаботиться о Матери апостолу Иоанну (Ин. 19, 26–27). С этих времен Дева Мария жила у Иоанна в Иерусалиме. Здесь апостолы записывали повествования Богородицы о земном существовании Иисуса Христа. Богоматерь нередко ходила на Голгофу для преклонения и молитвы, и в одно из таких посещений архангел Гавриил сообщил Ей о Ее близком успении.
К этому моменту в город стали приезжать апостолы Христа, для последнего земного служения Девы Марии. Перед смертью Богородицы, к Её одру явился Христос с ангелами, отчего присутствующих охватил страх. Богородица воздала славу Богу и, как будто засыпая, приняла спокойную кончину.
Апостолы взяли ложе, на котором была Божья Матерь, и понесли его в Гефсиманский сад. О кончине Богородицы узнали иудейские священники, которые ненавидели Христа и не верили в Его воскрешение. Первосвященник Афония настигнул траурную процессию, и ухватился за ложе попытавшись перевернуть его, для того чтобы осквернить тело. Однако в момент, когда он прикоснулся к ложе, его руки были отсечены невидимой силой. Лишь после этого Афония раскаялся и поверил, и сразу обрел исцеление. Тело Божией Матери положили в гроб и прикрыли его большим камнем.
Однако среди присутствовавших в процессии не было одного из учеников Христа – апостола Фомы. Он прибыл в Иерусалим только через три дня после похорон и долго плакал у гроба Богородицы. Тогда апостолы приняли решение открыть Гробницу, чтобы и Фома мог приложился к телу умершей.
Когда они отвалили камень, то внутри обнаружили только лишь похоронные пелены Богородицы, самого тела не было внутри гробницы: Божию Матерь Христос забрал на небеса в Ее земном естестве.
На том месте впоследствии был сооружен храм, где до IV века сберегались похоронные пелены Богородицы. После этого святыню перевезли в Византию, во Влахернский храм, а в 582 году император Маврикий издал указ о всеобщем праздновании Успения Божией Матери.
Данный праздник среди православных считается одним изо наиболее почитаемых, как и другие праздники, приуроченные памяти Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Праведные родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, и очень скорбели о собственном бесчадии, так как у иудеев отсутствие детей числилось как кара Божия за тайные грехи. Но Иоаким и Анна не утрачивали веры о чаде и молили Бога о ниспослании им ребенка. Так они дали клятву: в том случае, если у них появится ребенок, они отдадут его на служение Всевышнему.
И Бог услышал их просьбы, однако перед этим, подверг их испытанию: когда Иоаким пришел в храм чтобы принести жертву, священник ее не взял, упрекнув старика в бездетности. После данного случая Иоаким отправился в пустыню, где постился и вымаливал прощение у Господа.
В это время Анна тоже подверглась испытанию: ее укорила в бездетности ее же служанка. После этого Анна пошла в сад и, заметив на дереве птичье гнездо с птенцами, стала размышлять о том, что дети есть даже у птиц, и расплакалась. В саду пред Анной явился ангел и стал ее успокаивать, обещая, что скоро у них будет ребенок. Перед Иоакимом, тоже предстал ангел и сказал, что Господь его услышал.
После этого Иоаким и Анна встретились и рассказали друг другу о радостной вести, которую сообщили им ангелы, а спустя год у них родилась девочка, которую они назвали Марией.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)
В 325 году мать императора Византии Константина Великого, царица Лена отправилась в Иерусалим с целью посещения святых мест. Она посетила в Голгофу и место погребения Христа, но наиболее всего она хотела найти тот Крест, на котором Мессия был распят. Разыскивание дало результат: на Голгофе отыскали три креста, и, чтоб найти, тот на котором Христос принял страдания, решили провести испытания. Каждый из них прилагали на умершего, и один из крестов воскресил покойного. Это и был, тот самый Крест Господень.
Когда народ узнал, что нашли Крест, на котором распяли Христа, то на Голгофе собралась очень большая толпа. Собравшихся христиан было так много, что большинстесво из них не могло подойти к Кресту чтобы приклониться святыне. Патриарх Макарий предложил воздвигнуть Крест, чтобы все могли его увидеть. Так в честь этих событий был положен праздник Воздвижения Креста.
У христиан Воздвижение Креста Господня считается единственным праздником, который празднуют с первого дня его существования, то есть того дня, когда Крест был найден.
Общехристианское значение Воздвижение получило после войны между Персией и Византией. В 614 году, Иерусалим разграбили персы. При этом в числе увезенных ими святынь был и Крест Господень. И лишь в 628 году святыню вернули в храм Воскресения, построенный на Голгофе Константином Великим. С тех времен праздник Воздвижения стали праздновать все христиане мира.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают в память о посвящении Девы Марии Богу. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свою клятву: они привели дочь в Иерусалимский храм и поставили на его лестницей. На изумление родителей и других людей, маленькая Мария пошла по лестнице сама навстречу первосвященнику, после чего он ввел Ее в алтарь. С того времени Пресвятая Дева Мария жила при храме до тех пор, пока не пришло время Ее обручения с праведным Иосифом.
Великие праздники
Праздник Обрезания Господня (14 января)
Обрезание Господне как праздник был утвержден в IV веке. В этот день поминают событие, связанное с Заветом, заключенным с Богом на горе Сион пророком Моисеем: согласно которому все мальчики на восьмой день после рождения должны были принять обрезание как символ единения с иудейскими патриархами – Авраамом, Исааком и Иаковом.
По совершению данного ритуала Спасателя назвали Иисусом, как и повелел архангел Гавриил, когда принес Деве Марии благую весть. Согласно толкованию, Господь принял обрезание в качестве неукоснительного выполнения законов Бога. Но в христианской Церкви ритуала обрезания не имеется, так как согласно Новому Завету он уступил место таинству крещения.
Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (7 июля)
Празднование Рождества Иоанна Предтечи, пророка Господня, установлен Церковью в IV веке. Среди всех наиболее почитаемых святых Иоанн Креститель занимает особенное место, так как он должен был приготовить иудейский народ к принятию проповеди Мессии.
В годы правления Ирода в Иерусалиме жил священник Захария с супругой Елисаветой. Они с ревностью выполняли все, указывал Закон Моисея, но Бог все никак не давал им ребенка. Но вот однажды, когда Захария вошел в алтарь для каждения, он увидел ангела, который сообщил священнику благую весть о том, что очень скоро его супруга родит долгожданное дитя, которое следует назвать Иоанном: «…и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей…» (Лк. 1, 14–15).
Однако в ответ на данное откровение Захария скорбно усмехнулся: и он сам, и его жена Елисавета были в преклонных летах. Когда он сказал ангелу о собственных сомнениях, тот представился архангелом Гавриилом и в наказание за неверие наложил запрет: за то, что Захария не поверил благой вести, он не сможет разговаривать до тех пор, пока Елисавета не родит дитя.
Скоро Елисавета забеременна, но никак не могла уверовать собственному счастью, поэтому до пяти месяцев скрывала свое положение. В конце концов у нее родился сын, и, когда младенца на восьмой день принесли в храм, священник сильно удивился, узнав, что его назвали Иоанном: ни в роду Захарии, ни в роду Елисаветы никого не было с таковым именем. Но Захария кивком головы подтвердил желание жены, после чего снова сумел разговаривать. И первыми словами, слетевшими с его губ, были слова проникновенной благодарственной молитвы.
День святых превоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)
В этот день Православная церковь поминает апостолов Петра и Павла, претерпевших мученическую кончину в 67 году за проповедование Евангелия. Данный праздник предваряет многодневный апостольский (Петров) пост.
В древности церковные правила принимал Собор апостолов, а Пётр и Павел занимали в нем верховные места. Выражаясь иными словами, жизнь этих апостолов имела огромное значение для развития христианской Церкви.
Однако первые апостолы шли к вере несколько разными путями, что, осознавая их, непроизвольно можно задуматься о неисповедимости путей Господних.
Апостол Петр
Перед тем как Петр начал апостольское служение, он носил иное имя – Симон, которое получил при рождении. Симон промышлял ловлей рыбы на озере Геннисарет, до тех пор, пока его брат Андрей не привел молодого человека к Христу. Радикальный и сильный Симон сходу смог занять особенное место среди учеников Иисуса. Например, он первым познал в Иисусе Спасителя и за это приобрел от Христа новое имя – Кифа (евр. камень). По-гречески такое имя звучит как Пётр, и собственно на этом «кремне» Иисус собирался воздвигнуть здание Собственной Церкви, которую «не одолеют врата ада». Однако человеку присущи слабости, и слабостью Петра было троекратное отречение от Христа. Тем не менее Пётр раскаялся и был прощен Иисусом, троекратно подтвердившим его предназначение.
После сошествия на апостолов Святого Духа, Пётр первый прочел проповедь в истории христианской Церкви. После этой проповеди к истинной вере примкнули более трех тысяч иудеев. В Деяниях апостолов практически в каждой главе имеется доказательства активной деятельности Петра: он проповедовал Евангелие в различных городках и государствах, находящихся на берегах Средиземноморья. И считается, что сопровождавший Петра апостол Марк писал Евангелие, беря за основу проповеди Кифы. Не считая этого, в Новом Завете имеется книга, написанная лично апостолом.
В 67 году апостол отправился в Рим, однако был пойман властями и принял крестные страдания, как и Христос. Но Пётр посчитал, что недостоин точно такой казни, как и Учитель, поэтому попросил палачей распять его на кресте вверх ногами.
Апостол Павел
Апостол Павел – родился в городе Тарса (Малая Азия). Как и Петр, от рождения у него было другое имя – Савл. Он был одаренным молодым человеком и приобрел хорошее образование, но рос и воспитывался в языческих обычаях. Кроме этого, Савл был знатным римским гражданином, а его положение разрешало будущему апостолу, не таясь, восторгаться языческой эллинистической культурой.
При всем при этом, Павел был гонителем христианства и в Палестине, и за ее пределами. Данными возможностями его одарили фарисеи, в ненавидевшие христианское учение и ведшие жесточайшую борьбу с ним.
Однажды, когда Савл ехал в Дамаск с разрешениями для здешних синагог на аресты христиан, его сразил яркий свет. Будущий апостол упал на землю и услышал глас, говоривший: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). После этого Христос наказал Савлу отправиться в Дамаск и положиться на провидение.
Когда ослепший Савл прибыл в город, где нашел священника Ананию. После беседы с христианским пастырем он уверовал во Христа и крестился. Во время обряда крещения к нему снова вернулось зрение. С этого дня и началась деятельность Павла как апостола. Подобно апостолу Петру, Павел много путешествовал: он посетил Аравию, Антиохию, Кипр, Малую Азию и Македонию. В тех местах, где бывал Павел, словно сами собой образовывались христианские общины, а сам первоверховный апостол прославился своими посланиями к главам основанных с его помощью церквей: среди новозаветных книг содержится 14 посланий Павла. Благодаря этим посланиям христианские догмы обрели стройную систему и стали понятны каждому верующему.
В конце 66 года апостол Павел приехал в Рим, где через год как гражданин Римской империи был казнен от меча.
Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)
В 32 году от рождения Иисуса царь Ирод Антипа, правитель Галилеи, заточил Иоанна Предтечу в тюрьму за то, что тот рассказывал о его близких отношениях с Иродиадой, женой его брата.
При этом царь боялся казнить Иоанна, так как это могло вызвать гнев его народа, который любил и почитал Иоанна.
Однажды во время празднования дня рождения Ирода устроили пир. Дочь Иродиады — Саломия подарила царю изысканный таней. За это Ирод пообещал перед всеми, что выполнит любое желание девушки. Иродиада подговорила свою дочь попросить у царя голову Иоанна Крестителя.
Просьба девушки смутила царя, так как он боялся смерти Иоанна, но при этом не мог отказать в просьбе, поскольку побоялся насмешек гостей из-за невыполненного обещания.
Царь отправил в тюрьму воина, который, обезглавил Иоанна, и принес его голову на блюде Саломии. Девушка приняла страшный подарок и дала его собственной матери. Апостолы, узнав о казни Иоанна Крестителя, захоронили его обезглавленное тело.
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)
Основанием праздника явилось история, случившаяся в 910 году в Константинополе. Град осаждала бессчетная армия сарацинов, и горожане спрятались в Влахернском храме – в месте где сберегался омофор Богородицы. Напуганные жители горячо молились Божией матери о защите. И вот однажды во время молитвы, юродивый Андрей заметил над молившимися Богородицу.
Божия Матерь шла в сопровождении воинства ангелов, с Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей. Она благоговейно протягивая руки к Сыну, в это время ее омофор покрывал молящихся жителей города, как будто оберегая людей от грядущих бедствий. Кроме юродивого Андрея, удивительную процессию лицезрел его ученик Епифаний. Чудесное видение вскоре исчезло, но благодать Ее пребывала в храме, и вскоре армия сарацинов оставила Константинополь.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь при князе Андрее Боголюбском, в 1164 году. А чуть позднее, в 1165 году, на речке Нерли в честь этого праздника освятили первый храм.
pravpost.org
| Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники
Великие праздники
Многодневные постыОднодневные посты
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
Церковные памятные даты
|
days.pravoslavie.ru
Православные посты в мае 2019 года: правила питания по дням
Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.
|
| ||||
| |||||
|
Внимание! Ниже размещены правила питания для монахов. Они более жесткие, чем для мирян – обычных людей и содержат шесть степеней поста. В современной монастырской практике возможно смягчение некоторых норм питания.
| |||||
|
| ||||
| |||||
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
my-calend.ru
Календарь православных постов и трапез на 2019 год
Календарь постов на 2019 год, который публикует наш сайт подскажет тебе, когда начинается Великий и другие посты в 2019 году, когда заканчиваются, а также расскажет, как питаться в разные дни того или иного поста.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:Пасха в 2019
Просматривая православный церковный календарь на 2019 год с праздниками и постами, ты легко сориентируешься, что можно есть во время каждого из этих периодов, а когда лучше отказаться от пищи животного происхождения. Помни, что строгое соблюдение поста требуется монастырским уставом, а миряне могут послаблять свою диету в зависимости от возраста, самочувствия и состояния души. Строгость своего поста лучше обсудить со священником и врачом.
Великий пост в 2019 году
Великий пост установлен в честь Самого Спасителя, который провел сорок дней в пустыне без еды, искушаемый дьяволом. Последняя страстная седмица этого Великого Поста напоминает о последних днях Его земной жизни, страданиях и распятии. Великий пост в 2019 году продлится с 11 марта до 27 апреля. Согласно календарю постов на 2019 год, с особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
Календарь церковных постов 2019 года требует соблюдение Великого поста по дням:
Чистый понедельник, а также страстная пятница – полное воздержание от пищи.
В остальные дни:
- понедельник, среда, пятница – сухоядение;
- вторник, четверг – горячая пища без масла;
- суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом.
- 20 апреля – Лазарева суббота — горячая пища с растительным маслом, вино, рыбная икра;
- 21 апреля – Вербное воскресенье — горячая пища с растительным маслом, вино, рыба;
- 7 апреля – Благовещение – разрешена рыба.
Петров пост в 2019 году
Спустя неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. В 2019 году Петров пост наступает 24 июня. Начало этого поста напрямую зависит от Пасхи. А вот окончание всегда приходится на 12 июля – праздник апостолов Петра и Павла, в честь которых и назван пост. Потому каждый год длительность поста различна, и пост Петра и Павла 2019 года составляет 18 дней.
Календарь питания постов предполагает соблюдение:
- понедельник, среда, пятница – горячая пища без масла;
- вторник, четверг, суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом.
Успенский пост в 2019 году
Спустя месяц после Петрова поста наступает Успенский пост, в честь Божьей Матери, которая перед уходом на небо непрестанно пребывала в посте и молитве за людей. Успенский пост 2019 продолжается две недели – с 14 по 27 августа.
Что можно есть на пост Успенский:
- понедельник, среда, пятница – сухоядение;
- вторник, четверг – горячая пища без масла;
- суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом.
19 августа – Преображение Господне – горячая пища с растительным маслом, вино, рыба
Рождественский пост 2019-2020
В конце ноября начинается последний пост в году – Рождественский, или Филиппов пост. Он длится 40 дней – с 28 ноября по 6 января, до самого Рождества Христова. Этим постом верующие благодарят Спасителя за собранные земные плоды и готовятся к благодатному единению с родившимся Христом.
Православный календарь постов предусматривает питание в Рождественский пост 2019-2020:
В период с 28 ноября по 19 декабря:
- понедельник – горячая пища без масла;
- вторник, четверг, суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом, рыба;
- среда, пятница – сухоядение.
В период с 20 декабря по 1 января:
- понедельник – горячая пища без масла;
- вторник, четверг, – горячая пища с растительным маслом;
- среда, пятница – сухоядение;
- суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом, рыба;
В период со 2 по 5 января:
- понедельник, среда, пятница – сухоядение;
- вторник, четверг – горячая пища без масла;
- суббота, воскресенье – горячая пища с растительным маслом.
6 января – Сочельник – строгий пост до первой звезды, затем едят сочиво.
Календарь постов и трапез на 2019 год: однодневные посты 2019
Существует три однодневных поста. В эти дни запрещена пища животного происхождения, но разрешается пища с растительным маслом:
18 января – Крещенский сочельник – накануне Крещения Господня, когда христиане готовятся к очищению и омовению святой водой.
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи – день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
27 сентября – Воздвижение Креста Господня – в память о страданиях Иисуса на кресте ради спасения рода человеческого.
Календарь постов и трапез на 2019 год: постные среды и пятницы
Также, согласно церковному календарю на 2019 год, еженедельные постные дни – это среды и пятницы:
- В среду принято поститься в память о дне предательства Иудой Христа.
- В пятницу – день памяти крестных страданий и смерти Спасителя.
Календарь постов и трапез на 2019 год: четыре мясоеда
Кроме того, церковный календарь на 2019 содержит четыре периода, когда разрешено есть мясные продукты:
- Весенний мясоед – между Великим и Петровым постами;
- Летний мясоед – между Петровым и Успенским постами;
- Осенний мясоед – между Успенским и Рождественским постами;
- Зимний мясоед – с Рождества Христова до начала Масленицы.
sterva.info
Календарь православных праздников и постов в 2019 году
Для тех, кто серьезно относится к религиозным событиям важно знать, когда отмечать церковные даты, не пропустить начало поста и правильно себя вести во время этих дней.
Поскольку многие христианские праздники имеют плавающую дату, стоит изучить православный календарь на 2019 год.
Даты переходящих православных памятных дат и праздников, а так же начало Великого поста, отсчитывают от даты Пасхи – Воскрешения господнего, отмечаемого в первое воскресенье, следующее за весенним полнолунием. Когда именно праздновать Пасху вычисляется по сложной формуле. Непреходящие православные праздники отмечают ежегодно в конкретные фиксированные даты.
Пасха в 2019 году поздняя и выпадает на 28 апреля, а предшествующий дню Воскрешения Господнего Великий пост, который длится 48 дней, с 11 марта по 27 апреля.
Православные праздники и посты в январе 2019
7 января — Рождество Христово
С 7 по 17 января — Святки
14 января — Обрезание Господне
19 января — Богоявление или Крещение Господне
25 января — День пресвятой мученицы Татьяны. Татьянин день
Православные праздники в феврале 2019
15 февраля – Сретение Господне
Православные праздники и посты в марте 2019
2 марта – Вселенская родительская суббота, она же Мясопустная суббота
С 4 по 10 марта — Масленица, или Сырная неделя
9 марта – Обретение главы Иоанна Предтечи
10 марта – Прощеное воскресенье
11 марта – Начало Великого поста
23 марта — Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
30 марта — Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
Православные праздники и посты в апреле 2019
6 апреля — Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
20 апреля – Лазарева суббота
21 апреля – Вербное воскресенье
28 апреля – Пасха, или Светлое Воскресение Христово
Православные праздники и посты в мае 2019
7 мая – Радоница, день поминовения усопших
9 мая – День поминовения усопших воинов
Православные праздники и посты в июне 2019
3 июня – Окончания Троицкой сплошной седмицы
6 июня – Вознесение Господне
15 июня – День поминовения усопших Троицкая суббота
16 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница
17 июня – Духов день 24 июня – Начало многодневного Петрова поста, который продлится в 2019 году 18 дней
Православные праздники и посты в июле 2019
7 июля – Иванов день. Рождество Иоанна Предтечи
8 июля – День Петра и Февронии
11 июля – Окончание многодневного Петрова поста
12 июля – День святых апостолов Петра и Павла
Православные праздники и посты в августе 2019
2 августа – Ильин день
с 14 по 27 августа – Успенский пост
14 августа – Медовый Спас или Маковей
19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
29 августа – Ореховый Спас
Православные праздники и посты в сентябре 2019
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Однодневный пост
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября – Воздвижение Креста Господня. Однодневный пост
30 сентября — Mучениц Веры, Надежды, Любови и матеpи их Софии
Православные праздники в октябре 2019
8 октября – День памяти преподобного Сергия
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
Православные праздники и посты в ноябре 2019
2 ноября – Димитриевская суббота. День поминовения усопших
21 ноября – Михайлов день
28 ноября – начало Рождественского поста, который продлится до 6 января 2020 года
Православные праздники и посты в декабре 2019
4 декабря – Введение Пресвятой Богородицы во храм
13 декабря — Андрея Первозванного
19 декабря – День святого Николая Чудотворца
25 декабря – День памяти святителя Спиридона Тримифунтского
Церковные православные многодневные посты в 2019 году
Великий пост в 2019 году — с 11 марта по 27 апреля.
Петров пост в 2019 году — с 24 июня по 11 июля.
Успенский пост в 2019 году — с 14 по 27 августа.
Рождественский пост — с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года
Так же православной церковью установлены однодневные посты каждую среду и пятницу, за исключением сплошных седмиц и Святок.
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
lapti.info
Календарь Великого поста на 2019 год
Великий пост в 2019 году проходит с 11 марта по 27 апреля. Это особенное время установленное церковью для подготовки к самому великому празднику — Воскресению Христову. Как обычно, Великому посту предшествуют несколько подготовительных недель. В церковнославянском языке, неделями называются воскресенья, а свои названия они берут от евангельских чтений, положенных уставом богослужения в этот день.
17 февраля 2019 — Неделя о мытаре и фарисее. В Евангелии, рассказывается притча, которую рассказал Христос своим ученикам. В притче, два человека пришли в храм, и один который не видел своих грехов, который кичился перед Богом своими добродетелями ушел менее оправданным, нежели чем тот, который искренне каялся в своих грехах. Это евангельское чтение напоминает нам о необходимости искреннего покаяния, непоказного, а внутреннего раскаяния перед Богом в своих грехах. И именно с этого начинается подготовка к Великому посту, как времени покаяния. Начинающаяся с этого воскресения, неделя (седмица) не имеет постных дней. А на богослужениях в это время, начинают вкрапляться потихонечку богослужебные тексты великопостных церковных книг.
24 февраля 2019 — Неделя о блудном сыне. Это второе воскресение подготовительных недель перед Великим постом. На богослужении в это воскресенье читается притча о блудном сыне, символизирующая наше возвращение к Богу, после времени проведенного вне Бога, и как следствие растраты всех своих духовных сил. Также, в этой притче говорится о милосердии отца, как Отца нашего небесного, который ждет нашего возвращения, ждет нашего исправления жизни, для того чтобы восстановить нас в своем достоинстве. На этой неделе, пост в среду и пятницу вновь возвращается, на богослужении более активно используются книги Великого поста.
3 марта 2019 — Неделя о Страшном Суде. В это воскресенье, читается на богослужении евангельское чтение посвященная Страшному Суду, как он будет проходить и по каким критериям Господь будет отбирать своих чад в Царство Небесное. Этим евангельским отрывкам, церковь готовит нас к Великому посту. Напоминает нам о том, что главное все же это наши дела, а не внешние проявления религиозности, и говорит нам о том, что необходимо более активно участвовать и в социальной жизни, помогая нуждающимся, и тем кто слабее нас. В это воскресенье, верующие в последний день перед Великим постом, вкушают мясные продукты.
С 4 по 10 марта — Сырная Седмица или как она называется в народе Масленица. В это время, мы уже не вкушаем мясные продукты, мы без поста в среду и пятницу вкушаем молочную пищу. По традиции, мы готовим более праздничные трапезы, пекутся блины, которые в свое время были одними из самых главных праздничных блюд, которые подавались со сливочным маслом. Отсюда и название этой недели Масленица. Молитвы из постной триоди уже читают ежедневно.
10 марта 2019 — Неделя Сыропустная, заговенье на Великий пост. В это воскресенье вспоминается изгнание Адама из рая, в качестве напоминания о том отечестве, к которому по словам апостола мы все призваны. Ключевая особенность этого богослужения — это тоска по раю, который был утерян первыми людьми Адамом и Евой. В это воскресенье читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором главным лейтмотивом является необходимость прощение всех людей, прощения грехов наших обидчиков. Испрашивая прощения друг у друга, вольные или невольные обиды, мы максимально чисто и светло входим в Великий пост. Со следующего дня, с понедельника у нас начинается настоящий строгий пост.
Первая неделя Великого поста
Первые семь дней Великого поста заканчивается праздником который называется Торжество Православия. Этот праздник посвящен событиям Седьмого Вселенского Собора, на котором окончательно был утвержден догмат иконопочитания.
Вторая неделя Великого поста
Второе воскресение Великого поста посвящен памяти Святителя Григория Паламы. Он внёс огромный вклад в защиту православной веры от искажений. Святитель Григорий смог обосновать, что Господь познаваем через свое действие в этом мире, то есть человек может быть причастен к таинственной жизни Господа через причащение к Его благодати.
Третья неделя Великого поста
Третье воскресенье Великого поста носит наименование Крестопоклонной. Поскольку крест является сосредоточием всего смысла появления Христа среди людей, во время крестопоклонной недели, крест выносится в центр храма, для того, чтобы верующие могли к нему приложиться, поклониться перед ним и это знаменует, то что, половина постного пути уже пройдено и осталось немного до светлого Христова Воскресения. Именно крест и крестные страдания Господа являются важнейшей составляющей нашей веры, именно на крест Господь добровольно взошел, ради нашего спасения.
Четвертая неделя Великого поста
В четвертое воскресенье Великого поста церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Он прозван так за свой труд, который назван Лествица или говоря по-современному лестница. Эта книга представляет собой довольно серьезный труд аскетического характера. В ней содержатся главы, которые показывают взрастание человека по лестнице добродетелей, по которой люди взбираются с земли на небо.
К этому труду есть смысл обращаться каждому христианину, для того чтобы находить ответы в сложных духовных ситуациях, потому что Иоанн Лествичник, описал многие уловки, которые ставят злые силы на пути христиан в Царство Божие. Именно поэтому, преподобный так почитается, что сам пост предназначен для того, чтобы мы могли вырасти в своих добродетелях и противостоять своим пороком и грехам.
Пятая неделя Великого поста
Пятое воскресенье Великого поста церковь предлагает нам память преподобной Марии Египетской. Этот человек который выбрался из самой бездны беззакония к свету. И не случайно церковь предлагает нам образ в научение именно эту святую, поскольку преподобная казалось бы, была человеком совершенно безнадежным к исправлению и только самое настоящее чудо смогло ее изменить. Здесь нам церковь предлагает пример человека, который даже не думал о Боге, но в какой-то момент своей жизни когда еще не было поздно, обратился и Господь его принял и дал ему возможность просветиться со всеми другими святыми. Господь тем самым нам показывает, что Царство Божие наследуют не только те, кто с самого детства и самой юности посвятил себя служению Богу. Будем же помнить об этом и в оставшиеся дни Великого поста приложим усилия чтобы и нам сделаться лучше чем мы были до него.
Шестая неделя Великого поста
21 апреля 2019 посвящено празднику входа Господня в Иерусалим. С этого дня мы начинаем проживать жизнь вместе с нашим Господом Иисусом Христом. Вход Господня в Иерусалим является одновременно и праздником и одновременно трагическим событием, потому что мы видим как восхваляя Господа, люди встречают Его грядущего на осле, посылают под ноги свою одежду, пальмовой ветви, но в тоже время, этот же народ будет потом кричать распни его распни. Господь видя все это, знал что ради этого народа Он идет на крест. Вход Господня в Иерусалим знаменует последнюю неделю Его жизни, последние семь дней, которую и мы начинаем проживать во время Страстной седмицы. Последующие дни страстной седмицы, можно сказать воспроизводят евангельские события оставшихся дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Седьмая неделя Великого поста
Последняя неделя Великого поста, которая предшествует Пасхе — Страстная седмица. Каждый день Страстной седмицы это воспоминание о последних часах жизни Спасителя, Его страданиях и крестной смерти. Гораздо более строгими в это время становятся постные ограничения, а в Великую пятницу день распятия Иисуса Христа, верующие не едят вплоть до выноса плащаницы в храме. Все дни Страстной седмицы носят название Великих. Понедельник, вторник и среда посвящены беседам Иисуса Христа с учениками, в это время в храмах совершается литургия преждеосвященных даров, а в Великий четверг и Великую субботу литургия святителя Василия Великого. В Великую пятницу литургии не совершаются. Это время для христианина особенное, каждый должен постараться ответить на главный вопрос, что я сделал, чтобы достойно встретить светлую Пасху.
28 апреля все православные христиане отмечают Пасху. В этот день, ради которого и было установлено все это поприще поста, подводит нас к кульминации торжества жизни над смертью, в воскресении Спасителя.
pravpost.org
| Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники
Великие праздники
Многодневные постыОднодневные посты
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
Церковные памятные даты
|
days.pravoslavie.ru