Питание в буддизме – Питание в буддизме. Рассматриваем разные варианты

Содержание

Питание в буддизме. Рассматриваем разные варианты

В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует. 

Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.

Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.

Итак, пять заповедей в буддизме следующие:

  • отказ от насилия и убийства;
  • отказ от воровства;
  • отказ от лжи;
  • отказ от дурного сексуального поведения;
  • отказ от употребления опьяняющих веществ.

В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.

Что едят буддисты

Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.

Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым. 

Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.

Питание в буддизме

Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.

Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.

Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.

Питание буддийских монахов

Если в случае с буддистами-мирянами вопрос питания — это личный выбор каждого, то питание монахов регламентируется более серьёзно. Большинство из них всё-таки воздерживается от мяса (однако, не все) и предпочитает питаться простой пищей без вкусовых излишеств. Примечательным является то, что, несмотря на разногласия в вопросе употребления мяса, большинство монастырей придерживается воздержания от лука и чеснока: эти продукты с довольно положительной в нашем обществе репутацией на самом деле очень вредны именно для практикующих — они возбуждают ум и тело, что может негативно сказаться на практике йоги и медитации. Поэтому этих продуктов монахи избегают практически единогласно. То же самое касается и стимуляторов — чая, кофе, газированных напитков с кофеином. Также распространено негативное отношение к такому продукту, как грибы. Тут присутствуют два аспекта — чисто научный и философско-эзотерический. С научной точки зрения грибы, подобно губке, впитывают из земли все шлаки и вредные вещества, в том числе радиацию.

А с философско-эзотерической точки зрения грибы — это растения-паразиты, которые питаются за счёт гибели других организмов продуктами их разложения или жизнедеятельности. И в соответствии с правилом «мы — то, что мы едим», поедая такие «эгоистичные» растения, человек будет взращивать в себе эгоизм.

Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.

Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.

Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.

www.oum.ru

вегетарианцы или нет? Питание монахов разных школ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Содержание:
Что сказал об этом Будда
Вегетарианство и различные направления буддизма
Современные реалии
Заключение

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

  • Амагандха-сутре
  • Дживака-сутре
  • Ланкаватара-сутре
  • Ангулимале-сутре
  • Сутре о слоне
  • Сутре о великом облаке
  • Сурангама-сутре
  • Махапаринирвана-сутре

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака. 

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

  • Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
  • Если они об этом слышали
  • При имеющихся подозрениях на этот счёт

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно. 

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут. 

Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

  • человека,
  • слона,
  • лошади,
  • собаки,
  • змеи, 
  • льва, 
  • тигра, 
  • леопарда, 
  • медведя,
  • гиены.

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

 В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику: 

  • кушать рис, 
  • другие зерновые, 
  • бобовые, 
  • зеленные культуры, 
  • масло гхи, 
  • растительное масло, 
  • мёд и сахар.

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга. 

 

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.  Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

Правитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним. 

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона: 

  • мясо, 
  • рыбу, 
  • яйца, 
  • молочные продукты, 
  • морепродукты, 
  • мед.

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья. 

Далай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни. 

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему. 

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

o-buddizme.ru

Буддийская кухня и здоровое питание

Многие из людей, попробовавших еду в буддийских храмах, удивляются, как можно приготовить такие вкусные блюда, соблюдая при этом весьма строгие ограничения. Так, например, в пищу нельзя употреблять чеснок и зеленый лук, поскольку они воспламеняют разум, нельзя есть убитых живых существ.

Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. С учетом широкого распространения в современном мире пищевой аллергии, все большего использования синтетических пищевых добавок, чрезмерного употребления мяса и нерегулярного питания буддийская кухня может стать прекрасной альтернативой. Корейская газета Chosun Ilbo предлагает следующую формулу успеха:

1. Натуральные специи.

Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.

2. Клетчатка.

Буддийские монахи редко страдают от запоров, потому что едят приправленные овощи в большом количестве. Для приготовлений буддийских блюд все идет в ход, даже корни и кожура растений. «Сырые овощи и обработанные овощи богаты не только клетчаткой, но и фитохимическими веществами, которые помогают предотвратить раковые и хронические дегенеративные заболевания», — говорит специалист по проблемам питания профессор Син Ми-кён из университета Вон Кван (Сеул).

3. Пониженное содержание соли.

«Мы стараемся добавлять минимум соли, потому что соленая пища стимулирует наш желудок, тем самым, мешая сконцентрироваться на самодисциплине, и к тому же забивает истинный вкус ингредиентов», — говорит Хон Сон, монах, сотрудничающий с исследовательской группой, занятой изучением буддийской кухни.

4. Низкокалорийные продукты.

У буддистов низкокалорийная диета. Она включает в себя горячую овсяную кашу на завтрак, полноценный обед и рис на ужин. Энергетическая ценность такой диеты составляет в среднем 1600 ккал в день, или 82% от ежедневного потребления взрослого человека. Именно поэтому такая диета прекрасно подходит тем, кто стремится сбросить лишний вес.

5. Орехи и бобовые.

Поскольку мясо исключено из рациона в буддийской кухне его заменяют кедровыми орехами, арахисом и другими орехами, а также бобами, тофу и другими соевыми продуктами в качестве источников протеина. Исследования показали, что люди, которые регулярно едят орехи, на 35-50% менее подвержены риску сердечных заболеваний, а бобовые известны своим противораковым действием.

6. Ешьте небольшими порциями.

Употребляя буддийскую пищу сложно переесть. Зачастую люди съедают слишком много, потому что они едят впопыхах или вовсе пропускают прием пищи. «Питательные вещества, накапливающиеся за счет того, что мы потребляем еды больше, чем требуется нашему организму, становятся причиной ожирения и других заболеваний, — говорит Хон Сон. Если вы усвоите привычку есть понемногу, то проживете долгую и здоровую жизнь».

7. Еда как лекарство.

Буддизм учит, что употребление правильной пищи является лучшим способом лечения заболеваний без применения лекарств и других способов лечения. «Если у меня проблемы с пищеварением, я ем капусту, а если у меня не в порядке легкие, я ем орехи гингко, заправленные кунжутным маслом», — говорит монах Сон Че. По словам профессора И Ын-чжу из института восточной медицины университета Кён Хи еда играет важную роль на этапе предотвращения заболевания, его лечения и закрепления результатов. «Людям с заболеваниями, связанными с пищевыми привычками, такими как диабет, гипертония и гипотония, буддийская еда может принести огромную пользу».

www.astrostar.ru

Долгожители: правила питания буддистских монахов

Всем, привет! Друзья, ответьте на один вопрос. Хотите ли вы долго жить? Вот прям больше 100 лет? Если у вас есть такое желание, тогда эта статья будет для вас ответом на интересующий вас вопрос.

Анализ ряда исследований показал, что у поклонников вегетарианского образа жизни по сравнению с мясоедами ниже кровяное давление и редко повышен уровень холестерина в крови.

У вегетарианцев снижены риски сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета, склонности к ожирению и полноте. Также вегетарианцы, как правило, чаще находятся в хорошем настроении. При этом они не останавливаются на здоровом питании. Они также уделяют огромное внимание спорту, дыхательной гимнастике, йоге, медитациям, стараясь поддерживать в здоровом состоянии не только свое физическое тело, но и духовное. Что касается нас с женой, то мы по сути является веганами. В чём отличие веганов и вегетарианцев мы уже писали вот в этой статье.

8 продуктов буддистских монахов

А сегодня мы рассмотрим с вами ряд продуктов, которые используют в своём рационе буддистские монахи. Почему мы решили показать пример питания буддистских монахов.

Ну, во-первых, доверять основам древнего буддизма стоит потому, что буддисты, как правило, действительно являются долгожителями.

Во-вторых, если о нирване, медитации и буддистских истинах информация уже давно всем доступна, то тайны питания, которые самым прямым образом влияют на продолжительность их жизни, остаются все ещё тайной и мало кто об этих тайнах знает.

Мы все знаем об огромной пользе овощей и фруктов, о том, как много витаминов и питательных веществ они содержат, но знаем ли мы о волшебстве долголетия, которое несут в себе эти продукты питания? И, вообще, что это за продукты. Внимание! Занавес!

Первый продукт – ЯБЛОКО!

Удивлены? Да, именно яблоко является основным продуктом из рациона буддистких монахов. Очень доступный фрукт не только для них, но и для нас с вами. Ответьте на вопрос, сколько яблок в месяц или неделю вы съедаете? Уверен вы удивитесь своему ответу.

Итак, почему монахи предпочитают яблоко? Яблоко содержит важные витамины и микроэлементы: витамины — А, В1, В2, В3, С, Е, Р, РР, К; микроэлементы — натрий, фосфор, калий, сера, медь, цинк, кальций, алюминий, фтор, хром, железо, магний, молибден, никель, бор, ванадий, марганец.

Кверцетин, содержащийся в яблоках, способен тормозить развитие раковых клеток, а также является неплохой профилактикой болезни Альцгеймера.  Также яблоки полезны для профилактики повышенного уровня холестерина, укрепляют иммунную систему. Яблоки благотворно действуют при низком кровяном давлении и отвердевании сосудов, потому что они мощный очиститель крови. Яблоки полезны для сердца и сосудов, ведь чем меньше холестерина — тем здоровее сердечно-сосудистая система.

Исследование, проведённое Ноттингемским научно-исследовательским институтом, показало, что еженедельное употребление 5 яблок способствует снижению уровня респираторных заболеваний (включая астму). Также исследования показали, что дети, страдающие астмой, легче переносят заболевание, если регулярно пьют яблочный сок.


Второй продукт – БАНАНЫ!

Банан содержит в себе массу полезных веществ. Лишь один плод банана вмещает целых 500 мг калия – такого количества хватит, чтобы регулировать давление и поддерживать баланс жидкостей в организме. Помимо этого, плоды банана несут в себе кальций, натрий, магний, железо и фосфор. Из витаминов в них следует отметить витамины A, B1, B2, B3, B6, B9, E и PP. Заслуживает внимания тот факт, что в состав бананов входит эфедрин – вещество, оказывающее влияние на ЦНС (центральную нервную систему). Такое воздействие придаёт человеку собранность, ответственность и сосредоточенность.


Третий продукт– АВОКАДО!

Этот фрукт улучшает память, понижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, этому способствуют полиненасыщенные жирные кислоты, которые в нём содержатся. В состав этого фрукта входит медь, которая препятствует развитию анемии, а также железо — очень важный кроветворный элемент.

Оба элемента прекрасно усваиваются организмом. Витамин B2, который содержится в авокадо, принимает участие в процессе образования красных кровяных телец. Приносит пользу авокадо и всей пищеварительной системе, помогает при решении деликатных проблем, таких как запоры. Авокадо также является рекордсменом по содержанию витамина Е.  Этот фрукт контролирует старение клеток нашего организма, продлевая нашу жизнь и укрепляя здоровье.


Четвертый продукт – СЕЛЬДЕРЕЙ!

В древней медицине Индии, Китая и Тибета сельдерей рекомендовали включать в рацион больных раком. Это сильное средство для укрепления нервной системы и стимулирования аппетита. А волшебное воздействие на почки и печень делает это продукт бесценным.

Содержание витаминов группы В, а именно витаминов В1, В2, В3, В5, В6, говорит о том, что он очень полезен для мозга и центральной нервной системы, обладает свойством помогать концентрировать внимание, ускоряет скорость мышления, улучшает память.  Высокое содержание калия говорит о том, что сельдерей очень полезен гипертоникам, он способен нормализовать высокое артериальное давление.

В сельдерее содержатся вещества, которые способны губительно действовать на канцерогены в организме, это полиацетилены и фталиды. То есть он обладает противоопухолевым действием и его употребление – своеобразная профилактика онкологических заболеваний.


Пятый продукт – ПАПАЙЯ!  

При регулярном употреблении сока папайи можно оздоровить кишечник и желудок и придать им тонус, уничтожить инфекции толстого кишечника, очистить его от слизи, гноя. Папайя имеет и противораковые и противовоспалительные свойства, способствует уменьшению боли при артритах и остеопорозах.

А свежие фрукты являются превосходным средством для уничтожения паразитов, глистов, лямблий, кишечных амёб. Папайя важна и для женского здоровья. Ежедневное употребление свежих плодов позволяет сделать кожу более упругой и гладкой, а также благодаря содержанию железа облегчить симптомы предменструального синдрома.


Шестой продукт – ГУАВА (или тропическое яблоко)

По богатству витаминно-минерального состава гуава стоит на одной из самых высоких строчек фруктового хит-парада. Гуава – это почти весь набор витаминов В, витамины А и Е, такие минералы, как кальций, магний, фосфор и др. Но главное богатство южного фрукта – калий и витамин С, которого в разных сортах гуавы больше, чем в апельсинах, в 5-15 раз!

Благодаря этому тропическое яблоко отлично укрепляет иммунитет, в период простуд успешно лечит первые симптомы, снимает температуру, убирает воспаление и восстанавливает силы. Калий в составе фруктовой мякоти укрепляет сердце и нормализует давление, а в сочетании с марганцем в гуаве ликвидирует «вредный» холестерин и снижает риск атеросклероза.


Седьмой продукт – МАНГО!

Витамины в плоде – это сочетание составляющих, необходимых для укрепления иммунитета, защитных свойств организма, профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. Плод насыщен витаминами РР, А, С, Е, в нём присутствуют практически все витамины группы В, кроме В12. В плодах находится около 12 аминокислот, играющих очень важную роль для нашего здоровья.

Манго издавна применялся при лечении холеры и чумы, а сейчас отличается отличными природными свойствами, способными положительно влиять на мочеполовую систему. Также манго является сильным кровоостанавливающим средством. Сок манго используют для лечения острых дерматитов.


Восьмой продукт – МАРАКУЙЯ!

Как и во многих экзотических фруктах, в маракуйе содержится колоссальное количество полезных веществ. Богатая минералами, маракуйя во многом является лидером по содержанию калия, железа, меди и цинка. Кроме того, маракуйя содержит много витамина С и РР.

Такое обширное разнообразие полезных веществ делает этот фрукт очень ценным для человеческого организма. Регулярное употребление маракуйи способно продлить молодость, улучшить состояние кожи, укрепить волосы, а также улучшить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.


Секреты вечной молодости

Основные пункты, придерживаясь которых можно прожить дольше. Причём полноценным активным человеком, а не в состоянии старческого слабоумия.

  1. Не объедайтесь. Каждый уважающий себя тибетец начинает заботиться о своём здоровье с питья горячей воды. Она считается первейшим средством в тибетской медицине, потому что «заглушает» элемент огня, которым является желудок, и убивает микробов.
  2. Чашка тёплой воды каждое утро, как полагают тибетские монахи и врачи, способна продлить жизнь на 10–15 лет.
  3. Рацион должен соответствовать вашему возрасту.
  4. Больше двигайтесь и занимайтесь спортом.
  5. Спите в прохладной комнате. Важно, чтобы и ночью ваш организм получал необходимую энергию.
  6. Периодически балуйте себя и позволяйте съесть что-нибудь не совсем полезное, но что очень хочется. Не накапливайте в душе негатив, давайте выход отрицательной энергии, иначе это может привести к онкологическим заболеваниям.
  7. Тренируйте мозг, заставляя его работать.

К сожалению, все тайны монахов нам недоступны. Это лишь та часть продуктов и рекомендаций, о которых мы можем говорить с уверенностью. Но даже употребляя вышеперечисленные продукты и используя тибетские правила, вы наверняка сможете избавить себя от многочисленных и достаточно серьёзных болезней, тем самым продлевая себе жизнь на долгие года.

Важно понимать, что употребление указанных продуктов в небольшом количестве с сохранением вашего привычного образа жизни вряд ли сможет вам поможет преобразовать себя до неузнаваемости. Мы рекомендуем вам изучить тему перехода на правильное питание и включить в свою жизнь спорт и физические нагрузки.

Обязательно делитесь этой полезной статьёй со своими друзьями. Кнопочки социальных сетей находятся ниже. Не забудьте также подписаться на обновления нашего блога, если вы вдруг все ещё этого не сделали.

Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

До скорых встреч!

re-life.me

Питание и буддизм — FoodEstet.ru — кулинарный портал c хорошими манерами

В буддизме, как известно, нет строгих заповедей и запретов вообще и нет правил, которые требуют отказываться от каких-то одних продуктов, заменяя их другими, с целью сделать ум и тело чище. Нужно лишь осмотрительно выбирать пищу, не есть несвежие продукты, трудно перевариваемые и вызывающие беспокойство, тяжесть. А если Вы едите такую пищу, отдавайте себе отчет, руководствуясь принципом причины и следствия. Проще говоря, заболев от плохой еды, не возмущайтесь — Вы же это осознавали.

Сам Будда и другие монахи принимали всю ту пищу, что люди имели счастье им подать. Если ты здоров, не требуй особой пищи. «Болезнь» голод может излечить самая простая еда.

Будда и монахи, следующие его учению, ели мясо. Условием было лишь то, что никто из них не видит, не слышит и не подозревает, что животное было убито специально для них.

Миряне могут купить ту еду, которая им нужна, но страстно гнаться за определенной, особой пищей не стоит.

Бывший буддистский монах Б. Кхантипало считает, что тем меньше человека привлекает пища, полученная в результате убийства животного, чем больше в этом человеке развито чувство сострадания. Короче говоря, вегетарианцы добрее мясоедов. При этом Б. Кхантипало выражает неодобрение тем вегетарианцам, кто осуждает мясоедов и указывает им на их неверный образ жизни.

Не следует слишком много думать о еде, преувеличивать ее значение. В буддизме важна пища для ума, а не для тела, ведь согласно буддистским учениям ум существует бесконечно долго. Заботиться больше нужно о чистоте ума, и он будет стремиться к просветлению. Поэтому тратьте на выбор, покупку, приготовление еды разумное количество времени, не зацикливайтесь на том, что раз вы сегодня съели это, завтра непременно стоит для баланса съесть то – бренные мысли.

Никто не становится глупее (греховнее — в других религиях) от того, что ест какую-то «греховную пищу». Но никто и не прибавит себе просветления (святости), питаясь как-то особенно. Хотя зацикливаясь на религиозном образе питания и постах, придавая им чрезмерно правоверное значение, недолго стать глупым до святости.

Вся соль отношений человека и еды в буддизме выражается в таких мыслях: «Тщательно размышляя, я пользуюсь этой пищей не для удовольствия, не для излишеств, не для личного очарования, не для украшения себя, но только для поддержания этого тела, чтобы 6ы оно продолжало существовать, чтобы уберечь его от вреда. Тело — опора святой жизни. Я разрушаю прежнее чувство голода и не даю возникнуть новым чувствам из-за чрезмерной еды. Тогда для меня уменьшится число телесных помех, и я буду жить спокойно». В этом размышлении «пища» буквально означает «пищу, полученную в виде подаяния»; под «личным очарованием» подразумевают приобретение стройности, а «украшение» – это полнота тела; слова «жить спокойно» имеют особый внутренний смысл, означая: «устойчиво пребывать в медитации»; последнее состояние обычно и называют «устойчивым пребыванием в теле».

www.foodestet.ru

Традиции питания в мировых религиях

С развитием человеческой цивилизации развивались и системы верований, и в первом тысячелетии нашей эры были сформированы три самых больших религиозных систем, что сейчас считаются мировыми религиями. Эти религии, как и большинство менее распространенных верований, включают в себя не только свод догматов веры, но и целый комплекс обрядов, правил и морально-поведенческих норм, которых обязан придерживаться каждый адепт религии. Все религиозные системы так или иначе регулируют жизнь всех приверженцев веры, устанавливая нормы и правила поведения в различных ситуациях и диктуя отношение к определенным вещам и явлениям. И конечно, практически во всех религиях уделяется очень много внимания такому важному аспекту, как культура питания человека.

Еще в доисторические времена, когда люди придерживались примитивных верований, уже прослеживалось существенное влияние религии на культуру питания, проявляющееся в традициях ритуальных принятий пищи, жертвования продуктов питания божествам, ограничений в еде в определенные дни и в обильных застольях в честь религиозных праздников. В современных религиях существует намного больше норм и правил, регулирующих питание адептов верования, чем в первобытных анимизме и тотемизме. В священных книгах мировых религий и в многочисленных трудах и трактатах выдающихся религиозных деятелей прописан целый свод рекомендаций, ограничений и запретов, касающихся пищи. Рассмотрим особенности культуры питания адептов самых распространенных в современном мире религий.

Культура питания христиан

Современное христианство берет свои истоки из более древней религии – иудаизма, поэтому адепты двух этих религий черпают знания о вере из одной и той же книги – Библии. Однако если иудеи признают только Ветхий завет, то христиане считают, что многие правила и норма, установленные в Пятикнижье Моисея, утратили свою актуальность после появления Нового завета, книги которого были записаны сподвижниками и последователями нового пророка – Иисуса Христа. А так как во всех проповедях Христа одной из основных тем была любовь к ближним, необходимость прощать и заперт осуждения других, правила, которых должны придерживаться христиане, существенно проще и лояльнее, чем нормы поведения иудеев.  

Культура питания христиан рассматривается в комплексе христианского образа жизни в целом, так как ее регулируют те же правила, которые влияют и на другие сферы жизни. В частности, одной из главных добродетелей христиан является умеренность, и это качество адепты данной религии должны соблюдать во всем, начиная от отношения к финансовой сфере жизни и заканчивая потреблением пищи. И наоборот, чревоугодие в католическом христианстве считается одним из 7 грехов, ведущих к разрушению души.

Согласно учению Христа, каждый его последователь должен на первое место в своей жизни ставить Бога и веру, поэтому христианам рекомендуется больше внимания уделять духовному развитию, а не пренебрегать духовным в пользу материального. Исходя из этого, пища христианина должна быть простой и сытной, чтобы человек мог утолить голод и получить с нее энергию для богоугодных дел.

Особых запретов на употребление в пищу определенных продуктов нет, поэтому христиане могут составлять свой рацион питания в соответствии с личными предпочтениями и умеренностью. Единственное исключение из этого правила – блюда из мертвечины и блюда, в состав которых входит кровь животных. Однако, исходя из того, что в национальных кухнях и россиян, и европейцев блюда с кровью не пользуются большой популярностью, а мертвечину употреблять в пищу не советует не только Библия, но и врачи, можно сказать, что правила, касающиеся выбора продуктов, в христианстве очень лояльны.

К алкоголю христианство также относится лояльно – адептам этой религии разрешается употреблять спиртные напитки в разумных количествах. Причем важно, что алкоголь не только может присутствовать на праздничных столах христиан, но и играет важную роль в обрядовой части христианской религии – в частности, таинство причастия включает в себя употребление вина, символизирующего кровь Христа.

Одним из важнейших элементов культуры питания в христианстве является необходимость поститься. Во время поста каждый христиан должен максимально сосредотачиваться на духовном развитии и учиться усмирять свои физические желания, питаясь пищей растительного происхождения. В разных ответвлениях христианства традиция соблюдения постов разнится – к примеру, католики соблюдают Великий пост (40 дней перед Пасхой), Адвент (4 воскресения перед Рождеством), а также воздерживаются от употребления пищи животного происхождения каждую пятницу, а православные постятся более 200 дней в году, но разные посты отличаются по строгости.

Культура питания мусульман

Догматы и правила ислама строго регулируют культуру питания мусульман и определяют, какие продукты питания дозволено употреблять в пищу, а какие являются запрещенными. Согласно этому учению, вся пища подразделяется на три группы: халяль (дозволенные продукты), харам (запретная еда) и макрух (пища, на употребление которой нет прямого запрета в Коране, однако есть ее нежелательно). Список запрещенных продуктов в исламе включает в себя следующее:

  • Мясо «нечистых» животных – свиней и ослов
  • Блюда, в состав которых входит кровь
  • Мясо любого животного, убитого не по правилам шариата
  • Мясо хищников (животных, у которых есть клыки)
  • Мертвечина
  • Мясо хищных птиц
  • Мясо рыб, не имеющих чешуи
  • Мясо рептилий
  • Внутренности животных
  • Спиртные напитки
  • Мясо жертвенного животного, приготовленное для определенной трапезы, нельзя доедать после того, как был окончен прием пищи, связанный с жертвоприношением.  

Версий, почему мусульманам нельзя свинину, внутренности и мясо хищников, несколько. Большинство религиеведов и деятелей ислама придерживаются мнения, что эти продукты животного происхождения «нечистые», так как в рацион питания свиней и хищников входят вещества, что могут причинить вред здоровью человека, а внутренние органы любых животных способны накапливать тяжелые химические элементы. Некоторые же историки считают, что ответ на вопрос, почему мусульманам нельзя свинину, кроется в климатическом факторе. Объясняют они свою версию тем, что на территориях, исторически принадлежавших адептам ислама, большую часть года держится жаркая погода, а есть жирное мясо в жару очень вредно для здоровья.

Не менее важной составляющей культуры питания мусульман, чем разделение всех продуктов на три группы, являются посты. В исламе существует два вида постов: обязательный пост Рамадан и рекомендуемые посты (все понедельники и четверги, 6 дней в месяце Шавваль, все дни полнолуний, 9 — 11 числа месяца Муххарам и 9 число месяца зуль-Хиджа). Во время поста мусульманам запрещено употреблять в пищу любые продукты питания и напитки днем (от момента совершения утренней молитвы и до заката солнца). В Рамадан адепты ислама принимают пищу только в темное время суток, причем в постном рационе не должны присутствовать жирные, жаренные и излишне сладкие блюда.

Культура питания буддистов

В отличие от монотеистических религий христианства и ислама, буддизм представляет собой философско-религиозную доктрину, в которой нет понятия греха, а значит, нет и запретов. Тем не менее, в священных текстах буддистов содержится ряд рекомендаций, что должны помочь адептам практиковать Благородный Восьмеричный путь и достичь Просветления. Часть этих рекомендаций касается и культуры питания.

Восьмеричный путь также называют Серединным путем, то есть, путем, на котором нет крайностей, поэтому буддистам рекомендуется придерживаться умеренности во всем, в том числе – и в питании. А так как Просветление невозможно без отказа от материальных и физических привязанностей, буддисты должны научиться воспринимать пищу только как источник энергии, но не как источник удовольствия.

Вегетарианство в буддизме поощряется, однако не является обязательным – по мнению учителей этой доктрины, к отказу от мяса убитых животных каждый адепт должен прийти сам. Тем не менее, буддистам не рекомендуется видеть, как убивают животных, а также есть мясо любого животного, что было зарезано специально для них. К примеру, буддист никогда не будет охотиться и не примет в дар убитую на охоте птицу или дичь.

sam-sebe-psycholog.ru

как похудеть, питаясь тем, что тебе нравится

Диета Будды — доступный и эффективный план питания, появившийся из соединения знаний современной диетологии и древней буддийской мудрости. Из этой статьи вы узнаете, что это такое, какие есть правила у этой диеты, и как её практиковать.

Как появилась диета Будды?

Диета Будды, как ни странно, современное изобретение. Её разработал писатель, учёный и дзен-буддийский мастер Дэн Зигмонд в соавторстве с Тарой Котрелл на основе последних научных исследований в сочетании с знаниями, полученными из буддийских текстовю. Принципы своей диеты Зигмонд описал в книге «Диета Будды: древнее искусство похудения без потери разума» (на русском не издавалась, в оригинале — «Buddha’s Diet: The Ancient Art of Losing Weight Without Losing Your Mind»).

Будда был, наверное, первым известным в истории человеком, который 2500 лет назад осознанно использовал диету для своих целей. В то жестокое время людям вообще было не до диет: проблема ожирения волновала лишь немногочисленную горстку богатых людей, в то время как большинству каждый кусок хлеба давался тяжёлым трудом.

Выросший в роскоши, принц Сиддхартха знал, от чего отказывается. После ухода из дворца и до постижения дела всей своей жизни — «Срединного пути» — он вёл аскетичный образ жизни и мучал своё тело голодом чуть ли не до смерти, но лишь после просветления понял, как на самом деле нужно питаться. Будда в последнюю очередь заботился о своей внешности и здоровье, его больше волновали духовные мотивы, но его идеи могут помочь и человеку, живущему в наше время и желающему похудеть.


Диета Будды: основной принцип

Вам не надо становиться буддистом, чтобы попробовать диету Будды. Всё, что вам нужно, это часы, весы и немного силы воли, чтобы перетерпеть урчание живота по ночам.

Ключ к диете Будды — это чередование периодов еды с периодами голодания, принцип, известный также как периодическое голодание. Идея диеты Будды в следующем: вместо того, чтобы переживать о том, что или сколько вы едите, вы должны концентрироваться на том, когда вы едите, и с каждым днём постепенно сокращать «окно» приёма пищи.

Исследования (на мышах и людях) показали, что различные формы периодического голодания безопасны и эффективны для похудения. Идея в том, что для того, чтобы работать максимально эффективно, вашему метаболизму нужен ежедневный отдых от еды. Современная западная же диета предусматривает лишь короткий отдых на время сна, а всё остальное время мы едим, едим, едим.

Схема диеты Будды

Диета Будды в самом начале предлагает вам ограничить окно приёма пищи в течение 13 часов каждый день в течение двух недель. Затем вы уменьшаете это окно до 12 часов в день, затем до 11, затем до 10, и, наконец, подходите к ежедневному девятичасовому окну.
Может показаться, что есть только в течение 9 часов — полный экстрим. Но Зигмонд напоминает нам, что буддийские монахи уже в течение 2500 лет практикуют приём пищи только в первой половине дня, и при этом, как правило, находятся в хорошем состоянии духа и тела. С учётом того, что 7-8 часов в день мы тратим на сон, остаётся не так уж и много

Итак, в окончательном варианте вы завтракаете в 7 часов утра, обедаете в полдень, затем около 16 часов — лёгкий полдник (или вообще без него), а ужин пропускаете. Следующий приём пищи будет только на следующий завтрак.

Возможен вариант «для сов», когда вы отказываетесь от завтрака, только обедаете и ужинаете. Это не совсем по канону (см. замечание о монахах выше), но и не запрещается.

Технически диета Будды практически по всём перекликается с периодическим голоданием 16/8, о котором я писал чуть раньше, но у неё есть дополнительные правила.

Диета Будды и её правила

Смотрите на весы

Зигмонд советует последователям диеты Будды взвешиваться каждый день. Отслеживание веса — хороший способ контролировать процесс диеты и состояние здоровья в целом, а также вовремя среагировать, если похудение по какой-либо причине остановилось. Разумеется, стоит учитывать ежедневные колебания, поэтому взвешивайтесь каждый день в одно время.

Ешьте, что хотите, но думайте о пользе

Чем хороша диета Будды, так это тем, что в ней нет жёстких ограничений насчёт того, что вы должны и что не должны есть. «Очень важно есть то, что вы любите, и то, что вас насыщает», — пишет Зигмонд. «Диеты, которые вызывают чувство слабости и жалости к себе, долго невозможно соблюдать». Вместо того, чтобы просто делить продукты на «хорошие» и «плохие», думайте, какую пользу или вред принесёт каждый продует. Вы же теперь дието-буддист, так что не жалейте времени на размышления.

Вот полезный пост на тему того, что полезно, а что нет.

Устраивайте дни отдыха

Серьёзно. Диета Будды не диктует жёстких ограничений во всём. Она не запрещает дни отдыха от диеты (cheat-days), более того, она их поощряет. Почему? Зигмонд отмечает, что тело постепенно адаптируется к любой диете, замедляя метаболизм и выделяя гормоны голода, считая, что настали голодные времена. День отдыха, когда вы едите как раньше, помогает обмануть организм и внушить ему, что всё на самом деле в порядке (а так и есть).

Согласно диете Будды допускается один день отдыха в неделю. В этот день вы можете есть в любое время. Это не значит, что надо сразу обжираться сладостями и фастфудом, ваш желудок после нескольких дней диеты не скажет вам спасибо. Но немного расслабиться и отпустить тормоза можно.

К тому же день отдыха удобно подстраивать под различные мероприятия — дни рождения, корпоративы, встречи с друзьями и так далее.

Тренируйтесь натощак

Да, упражнения обычно не сжигают много калорий, как это кажется некоторым. Основа похудения — это «меньше жрать», а не бегать до потери пульса. По умолчанию диета Будды не настаивает на том, чтобы вы активно тренировались, но поддерживает, если вам это нравится. Сам Будда отмечал, что возможность оставаться физически здоровым способствует пребыванию в состоянии ясного, чистого ума.

Зигмонд советует тренироваться с утра натощак, ссылаясь на то, что, по исследованиям, тренировки на пустой желудок позволяют сжечь на 20% больше жира, чем через некоторое время после еды в течение дня.

Перестаньте доедать

Наши бабушки с дедушками (а для кого-то прабабушки с прадедушками) пережили все ужасы первой половины XX века, в том числе голод и войну, когда каждая крошка хлеба была на счету. Из тех жестоких времён в наш дом пришло правило: тарелка должна быть чистой.

Но сейчас не голодное время, и доедать, когда уже не хочешь, только ради того, чтобы не выкидывать пищу, нерационально. Выбор такой: или вы выкинете пищу в ведро, или вы её вкинете себе в бока. Как вам такая точка зрения?

Диета Будды всячески её поддерживает, ставя во главу угла осознанное и разумное отношение к еде как к топливу для нашего тела, а также внимание к сигналам, которые посылает организм. И это означает, что, если ты не хочешь есть, то не ешь!

Будьте осознанными

Вот мы плавно и подошли к ключевому правилу диеты Будды: осознанности. Быть осознанным, ощущать себя в настоящем моменте, думать о настоящем — всё это полезно не только для ума, но и для вашей фигуры.

Осознанность — одна из ключевых концепций буддизма, и, если вы хотите похудеть, диета Будды предлагает вам относиться более осознанно к еде вне зависимости от вашего мировоззрения и вероисповедания.

Что это значит?

  • Следите за чувством голода. В рамках «окна» стремитесь к тому, чтобы есть, когда вы голодны, но не когда вы устали, перенервничали или просто привыкли есть в одно время. Ешьте, когда вы голодны!
  • Следите за тем, что и как вы едите. Да, понимаю, сложно осознанно есть перед экраном ноутбука или с телефоном в руках, но кто говорил, что будет легко? Отложите все отвлекающие гаджеты, сосредоточьтесь на еде. Смотрите, что вы едите, вдыхайте аромат еды, прочувствуйте и запомните её вкус, ощущения, которые вы испытываете.

Будда всегда говорил, что не хотел бы, чтобы люди брали его учение просто на веру. Человек должен сам понимать, что делает; должен пытаться разобраться в том, как работает та или иная вещь; должен экспериментировать и прислушиваться к себе, к своим ощущениям, а не тому, что хотят другие.

Диета Будды — это не просто план питания, это образ жизни, к которому вы постепенно придёте, начав с ограничения в еде и практикуя осознанное к ней отношение.

Будьте здоровы!

folkextreme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *