Питание в буддизме – «Диета Будды», или 6 правил древнейшего метода похудения с ноября по февраль

Ценные знания, Упражнения хатха-йоги, Польза и философия йоги, основы практики йоги для саморазвития, книги для начинающих

Интервью о вегетарианстве со странствующим учителем ФПМТ геше Тубтеном Сопой.

— В отличие от буддийских монастырей Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Бирмы и Китая, в монастырях Тибета мясо употребляют. Объясните, почему так происходит?

— Буддийские монастыри появились в Стране снегов в IX веке, там Шантаракшита и Гуру Падмасамбхава, а также их ученики — семеро новопосвященных монахов — призывали первых тибетцев-буддистов отказаться от мяса. Однако, в силу укоренившейся привычки, существовавшей ещё со времён традиции совершения подношения плотью и кровью, тибетцы продолжали употреблять мясо.

Тогда Шантаракшита и Падмасамбхава заявили, что, если тибетцы не откажутся от мясных продуктов и не прекратят совершать кровавые жертвоприношения, они не будут обучать их Дхарме и вернутся в Индию. Тибетский царь Трисонг Децен принёс им извинения и пообещал ввести соответствующий закон. Позже по приказу царя установили столб, на котором был высечен текст закона, запрещавшего монахам и монахиням употреблять неблагие, или «чёрные», пищу и напитки, например мясо и алкоголь. Монахам и монахиням, проживающим в монастырях, не разрешалось есть мясо. Следующий царь, Лангдарма, уничтожил буддизм в Тибете, и, можно сказать, что на восемьдесят лет буддийское монашество в стране прекратило существование. Спустя какое-то время буддизм возродился, но всё же, в силу застарелой привычки, тибетцы продолжали есть мясо. В XII веке прибывший в Тибет лама Атиша советовал отказаться от мяса, но его наказ был нестрогим, поэтому не все буддисты последовали ему.

будийский монах

В целом в учениях хинаяны запрещается употреблять мясо. Тем не менее если у монашествующего есть проблемы со здоровьем, и он нуждается в мясной пище, то его помощники могут принести ему мясо животного, умершего естественной смертью. Мясо готовят с куркумой и, поедая его, монах или монахиня должны закрывать глаза.

Я читал об этом в коренных священных текстах Кангьюра. Если употреблять мясо без привязанности или желания, но только ради поддержания здоровья, и при этом животное не убивали с намерением накормить людей, тогда, согласно нравственному кодексу хинаяны, употреблять его в пищу разрешается.

— Можно ли одновременно взращивать бодхичитту — основополагающую мотивацию махаяны — и употреблять мясную пищу?

— Согласно учению махаяны, Будда полностью запрещал есть мясо. Во многих сутрах, например в Ланкаватаре сутре, в Великой сутре о нирване, в Ангулимала-сутре, в Сутре о слоне, в Сутре о великом облаке, говорится, что если вы пытаетесь практиковать великое сострадание, тогда употребление мяса недопустимо, поскольку в каждом живом существе мы должны видеть свою мать, брата, сына и т. д. В Ангулимала-сутре приводится беседа Манджушри и Будды. На вопрос Манджушри, почему он не ест мяса, Будда ответил, что в каждом живом существе видит природу Будды и поэтому воздерживается от мяса. Поэтому практика махаяны и поедание мяса – несовместимые понятия.

В махаянской высшей йога-тантре практикующие используют пять видов плоти и пять видов нектара. Пять видов плоти — это мясо человека, слона, коровы, собаки и лошади. Пять видов нектара — это экскременты, моча, менструальная кровь, сперма и костный мозг. Люди высоких духовных достижений способны преобразовать эти грязные субстанции в прекрасный нектар, пребывая в осознании, что в высшем смысле грязное и чистое — это одно и то же. Они используют эти виды мяса, которые получают от животных, умерших естественной смертью существ, для практики йоги.

Обычным существам, практикующим тантру и не обладающим высокими духовными достижениями, во время практики цог запрещено делать подношение пятью видами мяса и нектара. Они подносят фрукты, сок, печенье или другую еду, которая не содержит мяса и яиц. Но если вы обрели высокие духовные достижения и можете преобразовать любую субстанцию в чистый нектар, то во время практики цог можете подносить даже экскременты!

Вегетарианство и буддизм3.jpg

— В буддийских текстах всех традиций говорится, что нельзя есть мясо животного, намеренно убитого для употребления в пищу. Описаны ли в текстах иные причины в пользу отказа от употребления мяса?

— Безусловно, все буддийские традиции утверждают, что намеренное убийство недопустимо. Во всех текстах учений хинаяны, махаяны и ваджраяны встречаются высказывания против употребления мяса. Если вы верите в закон кармы, то нетрудно понять, почему нельзя убивать живых существ, включая самого себя, или нанимать кого-либо, например мясника, чтобы он убил животное, мясо которого вы впоследствии съедите.

Еще одна причина — это прибежище в Дхарме. Обращаясь за прибежищем, вы даёте обещание не причинять прямой или косвенный вред любому живому существу. Кроме того, среди всех буддийских традиций именно махаяна уделяет особое внимание развитию великого сострадания и бодхичитты, поэтому её последователям мясо есть нельзя. Основная причина заключается в том, что все живые существа обладают природой Будды, а значит, все они стремятся к счастью и не хотят страданий, что, в свою очередь, служит характеристиками природы Будды.

— Из-за особых климатических условий у жителей Тибета были некоторые послабления в правиле не употреблять мясную пищу. Известны ли Вам великие учителя, которые всё же придерживались вегетарианской диеты?

-Это первые буддийские учителя, жившие в IX и X вв., — Шантаракшита, Гуру Ринпоче и наставник Камалашила. В XII веке лама Атиша призывал монахов и монахинь отказаться от мясной пищи. В наши дни более шести тысяч монахов и монахинь из монастыря Сера, согласно монастырскому уставу, не употребляют мясо. Если ответственные за порядок увидят, что монахи едят или покупают мясные продукты, они немедленно выпишут штраф в тысячу рупий. В тантрическом монастыре Гьюдмед более пятисот монахов — вегетарианцы. От мясной пищи отказались монастыри Дрепунг и Гаден. В монастырях Ладака, Непала и Бутана также существуют соответствующие предписания. Вегетарианцами были Гампопа, учитель традиции Кагью, Пагмодругпа, Дигун Чопа, Ченгава, Таклунг Тангпа и Тогме Сангпо, а также многие учителя традиции сакья, ньигма и гелуг.

— Расскажите, почему Вы стали убежденным вегетарианцем?

Вегетарианство и буддизм2.jpg

— В детстве моя мать кормила меня мясом. Подростком мне довелось увидеть, как одни мясники убивали яка, вспарывали ему брюхо, а другие — овцу. Именно тогда я принял решение отказаться от мясной пищи. Я осознал, сколь ужасно убийство животных, и у меня попросту пропало желание есть мясо. В тринадцатом классе, на занятиях по буддийской философии, мы проводили немало диспутов по этой теме, а также изучали аутентичные, подлинные сочинения. Мысли и слова Будды об отказе от мясной пищи глубоко проникли в моё сердце. Я написал свою первую книгу и подарил один экземпляр Далай-ламе. Его Святейшество пригласил меня на беседу, которая длилась почти сорок минут, и сказал, что книга ему очень понравилась. Он также посоветовал написать побольше столь же важных и полезных книг.

К тому же я ношу монашеские одежды, то есть следую духовным путём. Быть представителем Сангхи — значит служить хорошим примером для других, поэтому я не ем мяса.

— Кто из современных тибетских учителей призывает к отказу от мясной пищи?

— Ньингмапиский учитель Чатрал Ринпоче Сангье Дордже, которому девяносто шесть или девяносто семь лет, не ест мясо и яйца и советует своим ученикам-монахам поступать так же. Лама Сопа Ринпоче не употребляет мясо и возглавляет множество проектов по освобождению животных. Кармапа 17-й Ургьен Тринлей Ринпоче часто говорит о необходимости быть вегетарианцем и просит учеников отказаться от мясной пищи. Есть и другие тибетские мастера, которые не едят мяса, например сакьяпинский лама Пемаомгда из Нью-Йорка, ньингмапиский лама Пема Онгьел и французский монах Мате Рикар.

— Его Святейшество Далай-лама признаётся, что пытался стать вегетарианцем, но врачи посоветовали ему не отказываться от мяса. Как такое возможно? Это вызывает удивление, ведь миллионы индусов на протяжении всей жизни обходятся без мясной пищи. Поделитесь своим мнением по этому вопросу.

— Его Святейшество Далай-лама употребляет мясо раз в неделю, чтобы поддержать своё здоровье. Он даёт прекрасный совет: необходимо приложить усилия и постараться отказаться от мясной пищи, но если по каким-то причинам это невозможно, то ешьте мясо понемногу, а не килограммами. Но всё же Его Святейшество утверждает, что лучше быть вегетарианцем, а также говорит, что тот, кто не ест мяса, — молодец.

Когда Далай-ламе XIV исполнилось шестнадцать лет, его провозгласили политическим лидером Тибета. В его честь министры устроили торжественный ужин, на котором изобиловали мясные блюда. Увидев их, Далай-лама принял решение, что впредь на официальных приёмах не должно быть мясной пищи. Тогда и зародилась эта традиция, которую я нахожу превосходной. Кроме того, на время учений он просит своих учеников отказаться от мяса, а владельцев близлежащих ресторанов убрать из меню мясные блюда, иначе учения станут причиной массового забоя животных и наживы на их смерти.

Его Святейшество Далай-лама заявляет, что самые жестокие убийцы на планете Земля — это люди. Если бы не люди, то рыбы, цыплята и другие животные жили бы свободной жизнью. Я считаю, что ситуация Далай-ламы и обычных людей в корне отличается. Обычные люди едят мясо, следуя своим желаниям и дурным привычкам. Его Святейшество, безусловно, обладает высокими духовными достижениями и ест мясо не в силу желания или дурной привычки. Такие люди едят мясо по другим причинам. Например, в жизнеописании махасиддхи Тилопы говорится, что он целыми днями ловил рыбу и ел мясо. Тилопа был существом высочайшего духовного уровня. Но это всего лишь моё мнение, поэтому не доверяйте ему с лёгкостью. Я не знаю истинных причин, по которым Тилопа так поступал.

Вегетарианство и буддизм4.jpg

— Расскажите вкратце, какую пользу приносит вегетарианство духовному и физическому здоровью?

— Преимущества отказа от употребления мяса с духовной точки зрения можно обнаружить в Ланкаватара-сутре. В ней Будда призывает отказаться от мяса, поскольку иначе практика мантры не приведёт вас к достижению всех желаемых результатов. Кроме того, если вы едите мясо, божества отвернутся от вас и не откликнутся, когда вы их призовете. Там также написано, что именно по этой причине йогины не употребляют мяса. Более того, невозможно развить сострадание и мудрость, поедая мясо. Пандита Камалашила также говорит, что нельзя достичь шаматхи, употребляя мясо. Что же касается здоровья, многие врачи и учёные, изучавшие вегетарианство, установили, что в бедных странах люди, у которых не хватает средств на покупку мяса (таким образом невольно ставшие вегетарианцами), реже болеют, меньше подвержены раку лёгких и другим заболеваниям. Богатые люди, чей рацион включает мясо, болеют чаще. Вегетарианцы страдают от высокого давления и сердечно-сосудистых заболеваний не так часто, как любители мяса, употребляющие много животного жира, который, попадая в кровь, делает её гуще! Употребление мяса затрудняет пищеварение, наносит ущерб печени. Кроме того, мясо служит препятствием для развития ума, вы становитесь более агрессивными и менее умными. Также вегетарианцы медленнее стареют и живут дольше.

— Что бы Вы посоветовали западным ученикам, которые употребляют мясные продукты регулярно?

— Если вы монах или монахиня и продолжаете употреблять мясо, будучи не в силах совладать с этой привычкой, то не делайте это публично, поскольку вы — представитель Сангхи и служите примером для мирян. Те, кто не может отказаться от мяса, должны постараться свести его количество до минимума. Не ешьте мясо, поддавшись желанию, или ради наслаждения вкусовыми ощущениями. Воспринимайте мясо, как лекарство, а не как повседневную пищу. Если вы носите монашеские одежды и пытаетесь следовать примеру Будды в его сострадании, то употребление мяса противоречит вашей попытке уподобиться Будде. Более того, в западных странах такое изобилие продуктов питания, что можно без труда найти замену мясу, в нём нет столь острой необходимости. Учитесь контролировать своё желание есть мясо.

Геше Тубтен Сопа, странствующий учитель ФПМТ, посвятивший себя пропаганде вегетарианства.

www.oum.ru

Питание в религиях: язычество, зороастризм, буддизм

 

Человеку необходимо питание. Как бы мы не стремились обойтись без пищи, пока это удается лишь на короткий срок и далеко не всем. В последнее время тема здорового питания стала актуальна, можно сказать, что модна. Из-за этого сразу появилось (или вышло из тени) вегетарианство, раздельное питание, сыроедение, диеты по крови и так далее. Все чаще стали подниматься нравственные аспекты питания: как можно есть убитое животное? Все больше людей, имеющих те или иные религиозные убеждения, стали задумываться: а как правильно? Чему учит Бог? Религиозные принципы — это образ жизни. И не может быть, чтобы в религии не рассматривался такой важный для человека аспект, как питание.

Попытаемся разобраться в этом вопросе и мы. Действительно, все религиозные течения в большей или меньшей степени регламентируют виды пищи, которую можно употреблять в пищу верующему человеку.

Вначале о ритуальной и жертвенной еде. С древних времен в праздники и при совершении обрядов пища приносилась в жертву богам (жертвоприношение). Это могла быть как растительная пища, так и животное. Индусы и сейчас вначале предлагают пищу богам, а затем освященную пищу едят. Обычай жертвоприношения существует у евреев и мусульман, в этих религиях в жертву могут приноситься только определенные виды животных. Жертвенную пищу освящают и едят. Ритуалы, связанные с пищей, предложением ее богам или освящением есть во всех религиях.

Мы рассмотрим питание в различных религиозных течениях. Отразить все аспекты в одной статье невозможно, поэтому автор приносит извинения за некоторые неточности и не полное отражение всех видов пищи, а также за высказывания, которые могут каким-то образом задеть чувства верующих.

Язычество

Язычество – одушевление природы, существование множества богов, отвечающих за различные аспекты жизни. Сейчас язычеством называют многобожие. В язычестве богов считают частью природы, им не поклоняются, с ними советуются. Язычники толерантны к другим религиям, ведь у них самих богов множество. Выраженных запретов в язычестве нет, человек совершенен, как и все, что окружает его. Говорить о каком-то особом ритуальном питании в язычестве не приходится, ведь распространено оно было повсеместно. С приходом христианства язычество на Руси стало искореняться всеми возможными способами. Тогда и появился миф о человеческих жертвоприношениях Перуну, Велесу и богине смерти. На Руси существовало жертвоприношение, но из дошедшей до нас книги Велеса (дощечка №4) известно, что боги русов не принимают жертв людских, животными, птицами и рыбой, в жертву приносились лишь плоды, овощи, цветы, молочная сыворотка, всевозможное питье, настоянное на травах, и мед.

Зороастризм

Зороастризм – религия, обожествляющая солнце (Бог Митра). Сейчас практически исчезла, но некоторые астрологи, хироманты, экстрасенсы и предсказатели считают себя адептами этой религии, поэтому мы немного расскажем о питании в зороастризме.

В пищевой традиции зороастризма нет строгих запретов на пищу, но некоторые продукты соответствуют природе человечества, поэтому называются благими.

К ним относятся: хлеб – как источник жизни, молочные продукты – как придающие силу, овощи и фрукты – как божественные дети (они вырастают только в теплое время, значит, солнце им благоволит). Еда должна быть умеренной и не мешать духовным практикам. Во время медитаций рекомендуется голодание.

Мясо в пище допускалось, но регламентировалось. Можно есть баранину, свинину, конину. Нельзя говядину, так как корова – священное животное в зороастризме. Яйца не считаются благой пищей, но есть их можно, если в них нет зародыша. Нельзя есть собак, волков, орлов – как нечистых животных и поедателей трупов. В зороастризме существуют посты, когда мясо есть нельзя. Мясо птицы и рыба допускаются  в разрешенные дни. Зороастризм категорически против кровавых жертв.

Из алкогольных напитков разрешено вино. Существуют дни, когда вино рекомендовано, и дни, когда запрещено. Пьянство, курение, наркотики – грех.

Если нет возможности выбрать благую пищу, разрешено есть все, потому что жизнь человека представляет большую ценность, чем возможное осквернение пищей.

Очень большое значение имеет приготовление пищи, она должна готовиться только с благими и светлыми мыслями. Если вы раздражены, лучше пищу не готовить совсем. Нельзя спешить при приготовлении и употреблении пищи. Употребление пищи – ежедневный обряд.

Рассмотрим зороастризм с точки зрения здорового питания:

Обилие овощей и фруктов – большой плюс. Хлеб вызывает некоторые сомнения у диетологов, но если учесть, что религия появилась тогда, когда существовала мука только грубого помола, то хлеб также можно отнести к продуктам здорового питания. Рыба, яйца, курица допустимы в меру, это очень хорошо. Большое ограничение на мясо. Какие здесь плюсы: запрет на животных, питающихся падалью – хорошо, потому что можно заразиться паразитами. Редкое потребление мяса – тоже хорошо. Удивляет разрешение употребления свинины, возможно, тогда она не была столь жирной, но поклонникам зороастризма в наше время можно порекомендовать редкое употребление свинины и только постной. Употребление только вина и в умеренных количествах, тоже плюс. Недостатки: разрешение на ежедневное употребление молочных продуктов. Опять-таки, раньше холодильников не существовало, молоко быстро сквашивалось, употреблялись кисломолочные продукты, что вполне допустимо. Умеренность в пище, ограничения на некоторые виды пищи (чаще всего это мясо), периодическое голодание – несомненные плюсы питания. Периодическое голодание улучшает здоровье. Зороастризм можно считать здоровым образом жизни.

Буддизм

Буддизм – скорее философия, чем религия. Это путь духовного искания и самосовершенствования.  Ограничений на пищу в буддизме нет. Пищу выбирать надо осмотрительно, употреблять только свежие продукты. Будда и его последователи питались только тем, что им подадут люди. Мясо есть можно, но адепты не должны видеть и даже подозревать, что животное убито ради них. Но буддисты отмечают, что на пути духовного самосовершенствования отказ от мясной пищи – переход к более высокой ступени развития. Сострадание – тоже ступень к совершенству. В идеале человек не должен убивать животных.  Но осуждение мясоедов – больший грех, чем мясоедство. Понятия греха, подобно иудаизму, индуизму, христианству, в буддизме нет, есть путь к просветлению, и есть шаги назад.

О еде не надо много думать, главное – ум и его непрерывное развитие. Думы о еде — бессмысленная трата времени, важна пища для ума, пища не может прибавить или убавить святости. Главная мысль о еде: пищей я пользуюсь только для поддержания тела, а тело – опора для чистой жизни.

Вполне разумное отношение к еде, призывающее на ней не зацикливаться. Несмотря на то, что употреблять можно любую пищу, приветствуется умеренность, в идеале – лакто-вегетарианство с употреблением рыбы (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ).

healthy-info.ru

Индийские национальные блюда — угощения на родине Будды

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня тема нашей беседы — индийские национальные блюда. Родина Будды — страна экзотичная, с многовековой историей и оригинальными традициями, что, конечно, не могло не отразиться на национальной кухне, которая отличается необычным вкусом, оригинальными рецептами и большим количеством пряностей.

Мы предлагаем вам сегодня совершить виртуальное путешествие в Индию и узнать, какую еду предпочитают ее жители.

Содержание:
Своеобразие индийской кухни
Специи
Территориальные особенности
Национальные блюда
Уличная еда в Индии
Напитки
Десерты
Заключение

Своеобразие индийской кухни

На формирование народных индийских рецептов сильно повлияли индуизм и буддизм — в связи с чем подавляющая часть населения придерживается вегетарианской диеты. Большая часть блюд готовится из овощей и круп с добавлением огромного количества специй.

Мясо также может употребляться в пищу — в основном, это баранина и птица. Говядина строго запрещена, потому что корова — священное животное в Индии. А свинина считается «нечистым» мясом, поэтому практически не используется для приготовления еды.

Специи

Как мы уже упоминали, индийский рацион питания немыслим без приправ. В Индии специи считаются лекарственными травами, с помощью которых можно лечить болезни, а не только приправами, которые добавляются в блюда.

Истоки такой идеи лежат в философской и лечебной индийской системе — аюрведе, где одно из правил гласит, что правильное и умеренное употребление разнообразных продуктов может помочь в формировании крепкого здоровья, устойчивой нервной системы и
психики.

Поэтому необходимо сказать о том, что популярность пряных трав обусловлена не только терпким вкусом, который они придают блюдам, но и целительным эффектом на организм.

Давайте обратимся к самым любимым индийским специям и узнаем, в чем заключается их польза и как они употребляются.

  • куркума — ярко — желтая пряность, которую кладут во все блюда и даже напитки, а также соус «карри». Ее используют и в качестве сильного антисептика, и даже для приготовления различных масок для лица и тела.
  • имбирь — свежий и сушеный — присутствует практически во всех видах пищи и питья. В аюрведе его давно применяют как мощное очищающее средство, которое выводит токсины и шлаки. Также корень имбиря помогает при простудных заболеваниях, понижает сахар в крови, отлично тонизирует.
  • шафран обладает ярким оранжевым цветом и насыщенным ароматом; используется для приготовления десертов и напитков. В лечебных целях применяется для улучшения пищеварения, снятия судорог, приготовления масок для лица, т.к. отбеливает кожу и убирает пигментные пятна.
  • черный перец добавляется во все овощные и мясные блюда. Индийская медицина говорит, что он улучшает обмен веществ, избавляет от токсинов, помогает согреться.
  • асафетида — ею заменяют чеснок и лук, которые редко употребляют в пищу, т.к. считается, что они являются излишними возбудителями нижней чакры.
  • тмин — маленькие зернышки продолговатой формы, которые помогают в борьбе с кожными заболеваниями, болезнями органов дыхания, желудка, сосудов.
  • мускатный орех добавляют в различные овощные, молочные, печеные блюда. Благодаря своим полезным свойствам он может успокоить нервы, но при этом придать сил организму; также мускатный орех хорошо влияет на пищеварительную систему и является прекрасным средством против паразитов и глистов.
  • семена горчицы используются для обеспечения тепла организму в холодное время года; в качестве приправы ее кладут практически в любые овощные или мясные блюда.
  • корица помогает в лечении головной и зубной болях.
  • кардамон устраняет несварение — для этого достаточно пожевать его после приема пищи.

Вот такие травы используются в индийской кухне и медицине, а теперь давайте узнаем, что предпочитают есть жители Индии, и есть ли какие — то кулинарные отличия, между разными регионами этой страны.

Территориальные особенности

В Индии не существует как таковой единой кухни, в каждом штате — своя специфика. Северяне предпочитают мясные блюда — вероятнее всего, это связано с тем, что на севере больше всего живет мусульман.

Одно из самых популярных кушаний на севере — плов бирияни с курицей или бараниной и разнообразные лепешки и изделия из теста. Также в северной части страны проживает много непальцев, которые используют мясо в приготовлении своих традицонных блюд — супов и пельменей момо.

Южане являются приверженцами вегетарианской кухни — главными ингридиентами, из которых готовят разнообразные блюда, здесь считаются овощи, рис, бобовые, плоды кокоса. Вообще, бобы популярны и на севере, и на юге — они могут заменять мясо по своему составу, поэтому активно используются в приготовлении еды.

В западной части Индии, Гоа и Керале, отдается предпочтение рыбным деликатесам и различным морепродуктам. Также здесь можно встретить и европейскую кухню, т.к. именно в этих местах отдыхает наибольшее число туристов.

Национальные блюда

Несмотря на различия между севером и югом, есть блюда, которые распространены по всей стране. Мы расскажем вам о некоторых индийских яствах, которые обязательно стоит попробовать, если вы когда -нибудь окажетесь в экзотичной Индии.

Дал (дхал)

Наверное, самое знаменитое блюдо, считающееся национальным супом. Готовят его из бобов, которые варят до состояния пюре, куда потом добавляют много специй, овощей, соус карри и кокосовое молоко. Подавать его можно с лепешками из теста.

Дал невероятно популярен как среди местных жителей, так и у туристов. Это очень вкусная и сытная еда, которая может заменить и первое, и второе.

Бирияни

Это плов с мясом баранины, рисом, овощами и невероятным количеством специй. Чтобы блюдо получилось очень аппетитным, нужно использовать только рис басмати.

Готовится оно следующим образом — мясо обжаривается вместе с овощами и очень большим количеством приправ, рис отваривается отдельно, а затем ингридиенты выкладываются слоями и тушатся.

Бирияни наиболее распространен на севере страны.

Тандури

Представляет собой маринованных в йогурте цыплят, которые затем запекаются в глиняной печке тандури. Необходимым условием приготовления такого блюда является добавление следующих специй к мясу в момент запекания — имбирь, корица, чеснок, куркума, кориандр, тмин.

Такое обилие приправ делает блюдо невероятно ароматным и необычным. К столу его подают с рисом.

Уличная еда в Индии

Будучи в стране, вы можете перекусить в многочисленных кафе или даже на ходу — прямо на улице расположены тележки с разнообразной провизией, где вам предложат отведать индийский фаст — фуд, который, в основном, вегетарианский. Самые известные и любимые блюда — это досу и самоса.

Доса

Представляет собой большой блин, который выпекается только с одной стороны, во внутрь закладывается начинка — например, отварной картофель с жареным луком и приправами, сыр или омлет из яиц. Также к нему подают чечевичный и кокосовый соусы.

Блюдо простое в приготовлении, но вкусное и очень любимо не только индийцами, но и многочисленными туристами.

Самоса

Напоминает уже известную многим самсу, только без добавления мяса. Начинка в тесте может состоять из любых овощей, специй и даже вареного гороха. Существуют и сладкие самосы — их лучше всего есть с чаем в качестве десерта.

Конечно, не каждому западному человеку может прийтись по нраву принятие пищи на улице, т.к. условия приготовления различной снеди могут несколько удивить европейца. Поэтому, если вы беспокоитесь по поводу своего здоровья, то лучше выбрать какой — либо ресторан или кафе, коих в Индии предостаточно.

Напитки

На севере страны люди, в основном, пьют чай, а вот на юге — предпочитают кофе. Алкоголь же в Индии не приветствуется.

Чай называется масала. В него добавляются пряности — чаще всего это кардамон, имбирь, черный перец и гвоздика. Также туда добавляется молоко, а иногда и орех. В качестве подсластителя используется как белый, так и коричневый сахар.

Кстати, существует также кофе «масала».

Масала является прекрасным согревающим напитком, и имеет неповторимый вкус, однако тому, кто ни разу не пробовал его, будет сначала немного непривычно.

Индийский чай масала

Десерты

Любители сладкого, без сомнения тоже найдут, чем себя побаловать, потому как национальная индийская кухня богата вкусностями, которые готовят из фруктов, орехов, меда, кокосового молока и сахара.

Здесь вы сможете отведать мороженое кулфи с фисташками и шафраном, рисовую запеканку фирни с изюмом и миндалем, расгуллу — творожные шарики, которые поливают сиропом и множество других сладостей.

Индийское мороженое кулфи

Заключение

Дорогие читатели, на этом мы сегодня заканчиваем свой рассказ о традиционной индийской кухне  — мы с вами обсудили ее особенности, а также поговорили о гастрономических различиях на юге и севере страны.

Надеемся, вам было интересно) Будем рады, если вы поддержите блог и поделитесь ссылкой в социальных сетях.

Не забывайте подписываться на новые интересные статьи!

До новых встреч!

o-buddizme.ru

Будда Шакьямуни об употреблении мяса

Сутра проповеданная на Ланке.

Перевод с тиб. на англ. переводческой группы Падмакара. Перевод на рус. К. Петрова.

Фрагмент шестой главы.

Прочитав перед Господином стихи восхваления, великий бодхисаттва Махамати обратился к нему с просьбой: – Господин и Татхагата, Сокрушивший врагов, совершенный Будда, молю тебя, скажи, как я и другие бодхисаттвы-махасаттвы сейчас и в грядущем можем устранить страсть к вкусу мяса в тех, кто запятнал себя привычкой питаться мясом и кровью существ? Молю тебя, Господин, дай такое учение, чтобы они постигли неправильность поедания мяса, и, устремившись вместо этого ко вкусу Дхармы, смогли взрастить любовь, что объемлет всех существ и лелеет их как родных детей. Объясни учение так, дабы они, исполнившись любви, смогли пройти по бхуми бодхисаттв и быстро достичь просветления, совершенного и непревзойдённого, или, если им это не удастся, пусть достигнут они отдохновения в состоянии шравак и пратьекабудд, а оттуда двинутся к непревзойдённому состоянию будд. Господин, даже те, кто не следуют Дхарме, а придерживаются ложных учений, впадающих в крайности существования и несуществования, провозглашающих вечное бытие или терминалистскую пустоту материализма, – даже они осуждают употребление мяса! Даже они воздерживаются от него! Но ты, Господин, Защитник мира, учишь Дхарме, благоухающей ароматом сострадания. Это учение совершенных будд. И, несмотря на это, мы едим мясо; мы не положили этому конец. И поэтому, чтобы я и другие великие бодхисаттвы смогли объяснять твоё учение как оно есть, прошу тебя, раскрой нам все изъяны употребления мяса во имя сострадания, с которым ты взираешь на всех существ в мире с равной любовью.

Господин ответил:
– Махамати, слушай внимательно и запоминай, что я скажу. Ты задал превосходный вопрос, и я дам тебе учение.
И бодхисаттва-махасаттва Махамати стал внимательно слушать Господина, который сказал:
– Махамати, – сказал он, – любящий и сострадательный бодхисаттва не должен есть мяса. Тому есть бессчётное множество причин, я объясню тебе лишь некоторые из них. Махамати, нелегко найти существо, которое за нескончаемые времена в сансаре не было бы хоть раз твоим отцом или матерью, братом или сестрой, сыном или дочерью, родным, другом или приятелем. Побывав твоей роднёй в одной жизни, в последующих они принимали другие формы. Они становились животными – дикими или домашними, зверями или птицами. Бодхисаттва-махасаттва Махамати, как могут те, у кого есть вера в Дхарму Будды, те, кто хочет идти по моим стопам, поедать плоть живых существ? Махамати, услышав совершенную Дхарму Татхагат, даже демоны прекращают есть мясо; они отворачиваются от своей демонической природы и становятся сострадательными.

Так должен ли я говорить о тех, кто обладает истинной верой в Дхарму? Махамати, раз бодхисаттвы смотрят на всех существ, их друзей и близких в прошлых жизнях, как на любимых детей, они должны избегать употребления любого мяса. Тем, кто идёт по пути бодхисаттвы, Махамати, неподобающе, неправильно вкушать мясо. Поэтому им следует от него воздерживаться. Обычно мирские люди считают противоестественным есть мясо ослов, верблюдов, собак, слонов и людей (хотя мясники, стремясь к наживе, заявляют, что оно съедобно и торгуют им на улицах). А для бодхисаттв должно быть противоестественно употреблять любое мясо. Махамати, бодхисаттвам, желающим жить чистой жизнью, следует избегать мяса, ведь оно – не что иное, как результат слияния мужской и женской жидкостей. Более того, Махамати, бодхисаттвам, лелеющим чужие жизни, следует воздерживаться от мяса, ведь они не желают пугать существ, наделённых физической формой. О Махамати, собак охватывает ужас, когда они даже издали видят мясников, рыбаков, охотников и других отверженных – всех тех, кто поедает собачье мясо. Думая, что эти люди приближаются, чтобы их убить, собаки почти умирают от страха. Подобным же образом, Махамати, когда маленькие животные, живущие на земле, в воздухе или в воде, видят, пусть издалека, и улавливают своим тонким чутьём того, кто ест мясо, они спасаются бегством так же быстро, как человек бежал бы от людоеда, страшась убийства. Поэтому, Махамати, дабы не стать источником ужаса, исполненные любви бодхисаттвы не должны есть мяса. Обычные существа, Махамати, не ставшие арьями, обладают дурным запахом – причиной ему мясо, которое они едят. Так они становятся отталкивающими. Но арьи полностью отказались от этой пищи, и поэтому бодхисаттвам также следует воздерживаться от мяса. Арьи, о Махамати, едят пищу риши, они отказываются от мяса и крови, и бодхисаттвам следует поступать так же.

Махамати, сострадательный бодхисаттва, не желающий возмущать людей, которые потом могут хулить моё учение, вообще не должен есть мяса. Так оно и есть, о Махамати. Некоторые люди в этом мире критиковали моё учение, говоря: «Увы, что за добродетель практикуют эти люди? Их жизнь не беспорочна. Они отринули пищу мудрецов древности и набивают животы плотью существ, внушая страх животным, обитающим в воздухе, в воде и на земле! Они скитаются по свету, их добродетельная практика пришла в упадок, они не отказываются от зла. Они лишены и духовных учений, и [нравственной] дисциплины!» Вот так люди злобно порицают моё учение на все лады. Поэтому, Махамати, сострадательному бодхисаттве, не желающему смущать умы людей, чтобы они потом не начали презирать моё учение, не следует есть никакого мяса.

Бодхисаттвам следует воздерживаться от мяса. Запах мяса, о Махамати, ничем не отличается от трупного зловония. Нет разницы между вонью поджариваемого трупного мяса и жареного мяса животных. И то, и другое одинаково отвратительно. И это ещё одна причина, по которой бодхисаттва, идущий по пути и стремящийся к чистой жизни, не должен вообще есть мяса. Точно так же, Махамати, йогины, живущие на кладбищах и в пустынных местах, населённых духами, практикующие, живущие в уединении, и все те, кто медитирует о добросердечии, все те, кто повторяет видья-мантры, и те, кто желает достичь того же, – одним словом все мои благородные сыновья и дочери, выбравшие Махаяну, – постигают, что употребление мяса создаёт помехи для освобождения. И, так как они желают приносить благо себе и другим, они вообще не едят мяса.

Сознание существ концентрируется на их материальной форме, сильная привязанность к форме овладевает ими, и так существа отождествляют себя со своим телом. Вот почему бодхисаттва, практикующий сострадание, должен воздерживаться от мяса.

О Махамати, чтобы избежать таких вещей, бодхисаттва – тот, кто исполнен сострадания – никогда не должен есть никакого мяса. О Махамати,бодхисаттвы ограждают себя от всех видов мяса. Потому что у тех, кто питается мясом, уже в этой жизни дыхание становится омерзительным и зловонным, их сон тяжёл, они просыпаются болезненно. Во сне их мучают такие кошмары, что волосы встают дыбом. Оказавшись одни в уединённых местах или пустых домах, они становятся жертвами духов, которые похищают их жизненную силу. Они легко впадают в гнев, поддаются внезапным приступам сильного беспокойства и ужаса. Они теряют свои умения и достоинства из-за того, что жадно набивают животы до отказа. Они не могут нормально переварить пищу, питьё и питательные вещества. В их внутренностях обитают черви, и они становятся жертвами заразных болезней, проказы и прочего. Однако они и не помышляют, что причиной окруживших их несчастий может быть мясо. Я говорил, что еда может быть либо полезной, как лекарство, либо отвратительной, как мясо детей, употребляемое в пищу. Мясо – еда обычных людей, Махамати, арьи же полностью его отвергают. Употребление мяса – источник больших бед; оно совершенно недобродетельно. Это не та пища, которой живут мудрецы. Как я мог позволить своим последователям вкушать столь вредную и неподобающую пищу, как мясо и кровь? Нет, Махамати, я скажу, что те, кто следует мне, должны есть то, что едят сами арьи и что простой народ отвергает – пищу, обладающую полезными качествами и свободную от загрязнений – здоровую пищу мудрецов прошлого. Своим ученикам я советую подобающее питание: рис и ячмень, пшеницу и горох, все виды бобов и чечевицы, масло сливочное и растительное, мёд, патоку, фрукты и сахарный тростник. Я делаю это, Махамати, потому что придёт время, когда дураки, чьи умы заняты множеством мыслей, будут болтать о Винае. И, питая сильное пристрастие к мясу из-за привычки, они скажут, что плоть – это здоровая пища.

Я даю это учение для тех, кто идёт по стопам будд прошлого, для тех, кто поступает добродетельно, кто исполнен веры и не тронут сомнениями. Есть такие благородные дочери и сыновья рода Шакьямуни, которые не цепляются за свои тела, жизни, собственность, не цепляются за ощущения вкуса. Они и вправду совсем не жаждут никаких вкусовых ощущений; они сострадательны и, как и я, объемлют всех существ своей любовью. Они – великие существа, бодхисаттвы. Всё живое дорого им, как собственные милые дети. Да помнят они это учение!

Давным-давно, о Махамати, жил царь по имени Сэнге Бансанг. Он был пожирателем мяса. Сказать по правде, он обожал запретные виды мяса и, в конце концов, стал поедать человеческую плоть. Его семья, придворные, родственники и друзья – все сбежали от него, как и люди, населявшие его город и всю его страну. Когда все его покинули, он сильно страдал. О Махамати, даже Индра, когда в прошлом он стал правителем богов, в силу укоренившейся склонности есть мясо, время от времени оборачивался ястребом и совершал много злых и жестоких дел – даже растерзал грудь невинного Шидена, сострадательного короля, и тем самым причинил ему великую боль. Махамати, привычка есть мясо, накопленная за многие жизни, – это причина множества недостатков и пороков и источник зла, совершаемого по отношению к другим, даже если мы родились Индрой, не говоря о менее значительных существах.

Махамати, есть и другая история – о правителе людей, которого унёс сильный неуправляемый конь, так что он заблудился и плутал в пустынной местности. Чтобы выжить, он стал сожительствовать с львицей, и вскоре у них родились дети. Кангтра, сын царя, и его братья, выросшие среди львов, питались мясом. Вследствие приобретённой в это время привычки, Кангтра продолжал есть мясо в последующих жизнях, даже когда в конце концов он стал царём людей. И, Махамати, этот самый царь Кангтра и его братья, даже в нынешнем своём воплощении в городе Кимдун, по-прежнему обладают сильной тягой к мясу и даже питаются запретными его видами, так что им предстоит родиться злобными упырями – пожирателями мяса женского и мужского облика. Махамати, в последующих воплощениях из-за страсти к мясу они будут хищными животными – львами, тиграми, леопардами, волками, кошками, лисами и совами – а также ракшасами и другими демонами, и во всех случаях будут жестокими пожирателями плоти. И после таких переживаний им будет сложно вновь обрести человеческий облик, не говоря о том, чтобы достичь нирваны. Таковы, Махамати, изъяны употребления мяса, и именно такова судьба тех, кто ест его в больших количествах. С другой стороны, бросить есть мясо – это источник появления множества великолепных качеств. Но, Махамати, обычные люди ничего об этом не знают, и поэтому я учу, что бодхисаттвам не следует есть мясо – чтобы они поняли.

Если бы люди воздерживались от мяса, Махамати, животных бы не забивали. Ведь большинство невинных зверей убивают ради наживы, немногих убивают с другими целями. Страсть ко вкусу мяса может быть нестерпимой и привести даже к употреблению человеческой плоти, не говоря уже о плоти зверей и птиц, диких и домашних. Махамати, люди, жаждущие отведать мяса, расставляют ловушки и сети, чтобы поймать добычу. С помощью таких ухищрений охотники, мясники, рыбаки и им подобные забирают жизни невинных созданий, обитающих на земле, в воздухе и в воде. Такие жестокие люди, лишённые жалости, подобные демоническим ракшасам, которые убивают животных и пожирают их, – такие люди никогда не породят в себе сострадание.

Махамати, любое мясо – то, что я позволил употреблять шравакам, которые близки ко мне, и то, что я не позволил, и всё мясо, о котором говорится, что оно не проверено, – губительно. В будущем однако, у глупцов, посвящённых в мою традицию, у держателей победного знамени шафранных одежд, заявляющих, что они – дети Шакьямуни, умы будут извращены неверным мышлением. Эти глупцы потеряются в размышлениях о правилах Винаи. У них будет сильная привязанность к «я» и мощная тяга ко вкусу мяса. Они насочиняют всевозможных оправданий для употребления мяса и очернят тем самым моё имя. Они будут анализировать истории из прошлого и говорить: «Раз Господин не запретил тогда есть мясо, это значит, что оно – подобающая еда». Они скажут, что Господин учил, что мясо полезно, и зайдут так далеко, что заявят, будто он сам с удовольствием ел его. Но, Махамати, ни в одной из своих проповедей не давал я подобного общего разрешения и никогда я не учил, что мясо можно считать полезной пищей.

О Махамати, считай, что я запретил есть мясо, считай, что шраваки могут его есть. Но говорю тебе, что я запрещаю его йогинам, живущим на кладбищах и медитирующим о любви. Я запрещаю его моим благородным сыновьям и дочерям, вступившим на истинный путь Махаяны и считающим всех существ равными собственным любимым детям. Махамати, я действительно запрещаю употребление мяса всем, кто смотрит на живых существ как на своих единственных детей – сыновьям и дочерям моего рода, которые верят в Дхарму и вступили на какой-либо из путей практики, – йогинам, живущим на кладбищах, и практикующим, созерцающим в уединении. Правила поведения в моём учении формулировались постепенно, они – последовательные шаги на одном и том же пути. Соответственно, употребление мяса запрещено в заповедях Махаяны. Хотя мясо животных, умерших по какой-либо из десяти естественных причин не запрещено употреблять шравакам, тем не менее, в Махаяне любое мясо строго запрещено. И поэтому, Махамати, я никому не давал позволения есть мясо. Я этого не разрешал и никогда не разрешу. Всем, кто носит монашеские одеяния, о Махамати, я говорю, что мясо – неподобающая еда. Глупцы, ввергнутые в заблуждение силой собственной кармы – те, кто чернит моё имя, говоря, что даже Татхагата ест мясо – будут страдать, лишённые всякой радости, долго и беспросветно. Более того, Махамати, мои благородные шраваки, по сути, не едят даже обычной пищи; насколько же меньше может их порадовать такая пагубная еда, как мясо и кровь? О Махамати, шраваки, пратьекабудды и бодхисаттвы вкушают пищу Дхармы, которая ни в коей мере не материальна. Так что же говорить о пище Татхагат? Махамати, Татхагаты – это дхармакая; их поддерживает пища Дхармы. Их тела не состоят из чего-либо вещественного и не питаются материальной едой. Они отринули все сансарные устремления, жажду существования и вещи этой жизни. Они не зависят от всевозможных вредных и загрязняющих склонностей, их умы полностью освобождены в мудрости. Они знают всё, они видят всё. Они наполнены великим состраданием и любят всех существ так, как будто это их единственные дети. Поэтому, о Махамати, раз я считаю всех существ своими детьми, то как я могу разрешить шравакам поедать плоть моих детей? И как я могу участвовать в этом? Неправильно говорить, что я разрешил шравакам есть мясо и что я сам ел его.

Потому что:

Бодхисаттвы, могучие существа,
Не употребляют алкоголя,
Они не едят мяса, чеснока и лука.
Этому учили Победоносные, вожаки, за которыми мы следуем.
Но обычные люди употребляют дурную пищу,
Они поступают неподобающе.
Ведь плоть – это еда хищников, блуждающих в поисках добычи.
Будда учил, что это неподобающая пища.
Все изъяны, проистекающие от употребления мяса,
Достоинства, приходящие в результате отказа от него,
И всё, что может стать с тем, кто так питается –
Всё это, о Махамати, тебе надо понимать.

Любая плоть – животных, а также и твоих друзей
Произошла от нечистых субстанций – крови и семени;
И те, кто питается плотью, становятся источником страха.
Поэтому йогинам следует воздерживаться от употребления мяса.
Все виды плоти, любой лук и чеснок,
Всевозможные алкогольные напитки,
А также лук-порей и дикий чеснок – это, поистине,
Та пища, которую йогины должны отвергнуть.
Они отказываются от растираний тела маслами,
И так как на кровати
Существа входят в лоно страдания,
На них йогины не спят и не отдыхают.

От такой пищи возникает гордость эго,
А из этой гордости – все мысли, и далее
Страсти и желания возникают со всей мощью.
Поэтому от всей этой еды тебе лучше отказаться.
Поистине, из мыслей возникает страсть;
А страсти отупляют ум.
Далее, тупость нарушает равновесие элементов в теле;
Возникают болезни, и с каждым движением они усугубляются.
Ради получения выгоды животных убивают,
Богатства отдают в обмен на мясо.
Убийца и покупатель – оба запятнаны проступком,
И оба будут вариться в адах стенаний.
Все, кто поступают вразрез со словами Будды,
Кто с неблагой мотивацией ест мясо,
Разрушают свои жизни – как нынешние, так и будущие,
И нарушают порядок, проповеданный Шакьямуни.
Такие люди, деяния которых злы, желают того,
Что приносит им вечно длящийся ад;
Участь тех, кто ест мясо, –
Оказаться в доме ужасающих стенаний.
Не бывает мяса, обладающего тремя видами чистоты
И потому ты должен воздерживаться от употребления плоти.

Те, кто являются истинными йогинами, не едят мяса:
Это наставление и моё, и всех будд.
Существа, поедающие друг друга,
Вновь рождаются плотоядными и зловонными зверями.
Безумные или всеми презираемые,
Они родятся среди изгоев:
Мясниками, красильщиками, проститутками – в самых низах;
Или пожирающими плоть зверями и призраками.
И после нынешней человеческой жизни
Они вернутся как кошки или злые духи.

Итак, во всех учениях я порицаю употребление любого мяса:
В Паринирвана- и Ангулимала-, Ланкаватара-, Хастикакшья- и Махамегха-сутрах.
Поэтому и будды, и бодхисаттвы,
А также и шраваки осуждали

Столь постыдную еду, как плоть существ.
Она ведёт к безумию во всех будущих жизнях.
Но если вместо этого ты откажешься от мяса и прочей зловредной пищи,
То родишься в чистом человеческом теле,
Йогином или человеком, обладающим мудростью и богатством.
Если ты видел или слышал, или подозреваешь, что животное было убито для еды,
То есть его мясо я строжайше запрещаю.

Те, кто родился в семьях, где едят мясо,
Ничего об этом не знают, как бы умны они ни были.
Так же, как страстное желание является препятствием к свободе,
Таковы же алкоголь и мясо.
Люди, которые едят мясо,
В будущем станут невежественно говорить, что Будда провозгласил
Употребление мяса безгреховным и приемлемым.
Но йогины, умеренные в пище
И относящиеся к ней лишь как к лекарству,
Не должны есть плоть существ, которые для них как дети.
Тех, кто держится компании
Тигров, львов и коварных лисиц,
Я осуждаю – я, пребывающий в любви.
Употребление мяса противоречит
Дхарме, пути к освобождению.
Тем, кто практикует Дхарму, следует воздерживаться от мяса,
Потому что, употребляя его, они становятся источником страха для существ.
Отказ от мяса – это знамя победы благородных существ.

Так заканчивается шестая глава Ланкаватара-сутры.

www.oum.ru

Питание в буддизме. Долгожители: правила питания буддистских монахов

Буддийская кухня. Чай – не водка

Впервые отправившись в буддийский монастырь, я готовился к худшему. Со страху я даже остановился по дороге в «Макдоналдсе», чтобы съесть отдающий несвежим картоном бургер. Бесспорно, это была худшая трапеза за всю поездку. За монастырским столом все они начинались с хрустящего от свежести салата из местного огорода, к которому полагался мясистый ломоть того фантастического каравая, что прославил на всю Америку буддийскую пекарню с полемичным названием «Хлебом единым». Оно и правда: каждый, кто пробовал их крутозамешенную продукцию, готов кормиться только ею.

В этом, однако, нет необходимости. Будда учил не привязываться к радостям жизни, но и не отвергать их с порога. Характерно, что свое просветление Гаутама отметил отменным завтраком, состоявшим из тогдашних лакомств – кокосовых орехов с кусками пальмового сахара и мандаринов. «Наслаждаясь каждой из девяти долек плода, – говорит Будда в пересказе вьетнамского монаха Тик Нам Хана, – мы можем увидеть десять тысяч вещей, сделавших возможным существование этого мандарина». Решая за столом столь непростую задачу, буддисты с тех пор всегда едят молча.

Сосредоточенное отношение к кухне делает повара вторым – после настоятеля – лицом в монастыре. От его искусства зависит настроение сангхи. Варьируя меню, повар дирижирует временем – подчеркивает сезоны и отделяет будни от праздников. В этом ему помогают рецепты буддийской кухни, которая за две с половиной тысячи лет научила Азию считаться с собой.

В целом эта кулинарная традиция, лишенная того фанатического пыла, что заставляет неофитов навязывать вегетарианство даже своим кошкам, снисходительно относится к нашим слабостям. Буддисты считают мясной обед не грехом, а дурной привычкой. В Непале я встречал тибетских беженцев, которым ламы разрешали охотиться на горных муфлонов (их окровавленные туши лежат на каждом сельском базаре). Сам Будда ел мясо, если животное было убито не ради него.

В остальных случаях мясные блюда готовятся из эквивалентов куда вкуснее тех, что в нашей студенческой столовой назывались котлетами. Чаще всего сырьем для имитации служит соевый творог, из которого можно делать все, начиная с ненужного, вроде сосисок для хот-дога.

Другой заменитель – сэйтан, клейковина, тесто из промытой от крахмала пшеничной муки. Американцы из него делают стейки, а в День благодарения – даже индюшку, которая ничуть не уступает по вкусу оригиналу (что, надо признать, несложно).

Понимая, что все эти кулинарные хлопоты оправданы прозелитской заботой, сам я, наделенный лишь умеренной плотоядностью, в буддийском контексте предпочитаю обходиться вегетарианским угощением. Особенно если это – «Услада Будды». Знаменитое на всю Азию блюдо составляют 18 ингредиентов. Помимо китайской капусты напы, орехов гинкго, грибов шитаки и древесные уши, в рецепт входит большая, а теперь еще и охраняемая законом редкость: волосатый мох – пресноводная водоросль, которую собирают в горных ручьях Гоби.

Трудно поверить, что такое сложное блюдо и впрямь принесло бы усладу Будде, во всем ценящему простоту. Поэтому самые рьяные из его последователей отказываются употреблять пахучий набор ву-хан – репчатый лук, чеснок, порей, шалот и шнитт. Умение обходиться без пряных овощей так очищает вкус, что японский монах отличает воду из особо удачного колодца и наслаждается вкусом тофу, отваренного в ней без всяких приправ.

Не достигнув этой – почти голой – кулинарной вершины, я счастлив тем, что буддийская кухня поделилась со мной своим драгоценным открытием – чаем.

Не спорю: у кофе есть собственные достоинства. Скажем, кукольная чашка эспрессо, которую итальянцы выпивают с регулярностью нервного тика, оказывает такое же немедленное и бодрящее воздействие, как кнопка на стуле. Чай – дело другое. Скорее Констебль, чем Караваджо, он бодрит, а не будоражит, будит не тело, но дух.

Бабель говорил, что секрет хорошего чая в том, чтобы не жалеть заварки. В принципе верно. Лучшие намерения губит дикая манера разводить заварку кипятком уже в стакане. Чай, как водка, не полуфабрикат, а готовый продукт непростого мастерства и тихого искусства. Потому чай и неразлучен с буддизмом, что оба требуют неразделимого внимания, исключающего отличия главного от мелочей. Китайский чайник из необожженной глины, поры которой хранят аромат всех предыдущих чаепитий. Ложка из любовно очищенного фамильного серебра. Чашка тонкого фарфора, бледные стенки которой ловят радужную игру дорогого напитка. Мягкая, фильтрованная (а лучше – талая) вода, доведенная до предпоследней степени кипения.

Чай, конечно, тоже не лишний. Я люблю его во всех видах. И черный юннаньский, которым великий торговый дом «Твайнинг» отметил свое 375-летие. И освеженный жасмином пекинский. И духовитый у-лонг, который привезли на Тайвань бежавшие от коммунистов чаеводы. И бледные, но зверски крепкие зеленые чаи окрестностей Киото, которыми лечили лучевую болезнь жители Хиросимы.

Разный, как вино, чай противостоит ему во всем остальном. Он не влечет признаний в любви и не провоцирует драку. Влияя исподволь, чай подбивает говорить обиняками, смотреть на вещи в профиль, мерить время паузами и сочинять стихи без рифмы.

Вкус? Цвет? Аромат?

Конечно. Но это – антураж чаепития, как цветы на свидании. Главное – каталог эмоций, которые вызывают и фиксируют чаи, выведенные еще китайскими мастерами династии Минь. Надеясь вернуться в ту славную, но уже антикварную эпоху, группа самоотверженных любителей из Сан-Франциско организовала Союз археологов чая, последним – 535-м – членом которого я имел честь быть, пока восстание на Тяньанмэнь не положило конец благородной затее. Суть ее заключалась в том, что, собрав наши внушительные взносы, старейшины клуба арендовали в правильных районах Китая землю и нанимали умельцев, способных восстановить древние сорта чая. Каждый месяц мы получали по две изящно упакованные коробочки с разными видами чая, сами названия которых заключали в себе поэму.

Привыкая к роскоши, я оттачивал вкус, пока до меня наконец не добрался тот самый легендарный желтый чай, которым китайский император делился только с одной императрицей – Викторией.

Как все китайские редкости, чай казался невзрачным и пресным. Но после каждой из предписанных ритуалом шести чашек я восходил на следующую ступень блаженства. Окружающий мир застывал и менялся, беседа стихала, и звуки гасли. Благодарно вдохнув из пустого чайника ускользающий аромат желтого чая, я наконец удовлетворил любопытство к той части буддийской кухни, что меняет наш метаболизм – навсегда и к лучшему.

Из книги Винокуръ, пивоваръ, медоваръ, водочной мастеръ, квасникъ, уксусникь, и погребщикъ автора Автор неизвестен

Водка. 1. Простая водкаКром? обыкновеннаго и вс?мъ изв?стнаго передваиванїя черезъ кубъ простаго вина д?лается еще водка сл?дующимъ образомъ:Возми четверть пшена, развари въ котл?, и положивши въ кадку разведи теплою водою; потомъ положи дрождей и три фунта изъ квашни т?ста;

Из книги Настойки, ликеры, водки автора Костина Дарья

Водка Водка – крепкоалкогольный напиток, содержащий от 40 до 50 % спирта, с характерным водочным запахом, прозрачный, без примесей и осадка, имеющий мягкий, без посторонних оттенков вкус.Получают водку из спирта-ректификата, который разбавляют умягченной водой, после чего

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

ВОДКА Это продукт перегонки вина, осуществляемой на менее горячем пламени, чем используют для получения спирта. Все очень крепкие алкогольные напитки самой высокой степени перегонки похожи друг на друга. Водки же различаются в зависимости от климата, почвы и качества

Из книги Домашнее вин

investrd.ru

Здоровое питание. Часть 7. Золотая середина: paprika_andlife

Несколько слов о режиме питания и физиологии пищеварения

См. также «Здоровое питание. Часть 6. Жизнь по солнечным часам».

Авторский текст
Katalin ©


Далай-лама XIV

Автор одной из современных «методик похудения», когда говорит о еде «до 12-и» и «после 6-и», делает отсылки…на буддийских монахов.Мол, они не едят после 12 дня, но у них нет проблем с пищеварением, сном, они «имеют отменное здоровье». Правда, продолжает она дальше, они занимаются духовными практиками, а на их здоровье влияют многие факторы. И резюмирует: «поэтому до крайности доходить не стоит». С последним выводом я согласна, но дело в том, что подобные «авторские рекомендации» попадают в поле зрения не только тех, кто собирается худеть. И точно так же, особенно с помощью интернета, начинают трансформироваться, вызывать много кривотолков и сталкивать лбами приверженцев разных теорий. И сейчас некоторые люди не только интересуются друг у друга, можно ли есть после 6 вечера, но ещё и спрашивают: «А правда ли, что нельзя есть после 12 дня?»

Думаю, что с общими принципами построения режима дня «по будильнику» мы уже разобрались (см.Ч.6). С вопросом, можно или нет принимать пищу после 18-и вечера, тоже сложностей нет (см. «Здоровое питание. Ч.5. Есть или не есть после 6 часов вечера»). Я согласна, что не корректно сравнивать тех, кто худеет, с теми, чья земная жизнь имеет совсем другие цели, но режим дня и питания буддистов тоже поможет нам кое-что прояснить.

Буддизм — древнейшая мировая религия, которая так же, как и Аюрведа, родилась в Индии. В наше время большинство буддийских монастырей находится в азиатских странах, где солнце тоже всходит и заходит в своё время (в Индии, на Шри-Ланке, Корее, Китае и т.д.).

В одном из интервью Далай-лама XIV, духовный лидер буддистов, рассказал о своём режиме дня. Его день начинается в 3.30 утра с молитвы и медитации. Затем около 6 утра он завтракает и снова погружается в медитацию. Лучшим временем для медитации считается утро, особенно 1,5 — 2 часа до восхода солнца, когда ум чист и может настроиться на вибрации Вселенной. «Около двух по полудню я обедаю. Затем, до пяти занимаюсь текущими делами. Около шести я пью чай. Если я голоден, то прошу разрешения у Будды съесть горстку печенья [смеется]. И, наконец, я читаю вечерние молитвы и ложусь спать примерно в девять часов. Это лучшее время дня! Я крепко сплю до 3:30 следующего утра» (Buddhist Himalayas, Editions de la Martiniere, Париж, 2002. Перевод Юлии Жиронкиной). Кстати, подобного режима дня и питания придерживаются не только буддисты, но, например, индуисты.


Фото из Интернета

В одних буддийских монастырях существует трёхразовое питание (пробуждение в 3.30 или в 4 утра, завтрак в 6 утра, обед около 12 дня, ужин в 17-18 часов). В других обителях в вечернее время могут пить лишь овощные соки или травяные чаи, а кое-где монахи питаются и один раз в день. В последнем случае завтрак может приходиться на более позднее время после пробуждения: например, на 8-9 часов утра. В некоторых монастырях соответствующие напитки употребляют в перерывах между приёмами пищи или незадолго до отхода ко сну. Спать ложатся не позже 22.00.

Некоторые монахи могут есть один раз в день или пропускать вечернюю трапезу,чтобы она не отвлекала от медитации. Таким образом, получается кратковременное голодание, в результате которого тело имеет возможность определённым образом очиститься, восстановить некоторые свои функции и сохранить энергию, которое оно потратило бы на переваривание пищи.

Что касается хорошего здоровья, то оно является одним из обязательных условий для кандидатов в монахи, но если у них впоследствии появятся какие-то проблемы, то не только еда и голодание могут стать лекарством. В нужную минуту придёт на помощь традиционная медицина (в зависимости от региона, где проживают монахи). Я знаю не понаслышке, что если потребуется, то приверженцы различных духовных учений не отказываются и от помощи современной медицины, в т.ч. западной. Об этом также можно прочитать и в других интервью Далай-ламы. Кстати, ему скоро исполнится 81 год, а в начале 2016 года он обратился за помощью к американским врачам.

Буддизм проповедует не насилие, поэтому не приветствует употребление мяса, но, как рассказывают очевидцы, если в тарелку монаха, который просит подаяние, вдруг упадёт кусок мяса, он ничего не скажет в ответ. Буддийская философия учит с благодарностью принимать то, что дают, и не искать удовольствия в еде. В этом учении есть понятие «Срединного пути» (он также называется «Восьмеричный путь» или «Благородный восьмеричный путь»).Это «золотая середина» между мирскими удовольствиями и аскетизмом. Следовать «срединному пути» могут как монахи, так и миряне.

Главный вывод из всего вышесказанного прост: до крайности действительно доходить не нужно, но и фанатизм в любом деле не нужен тоже.


М.В. Нестеров. Портрет академика Павлова

Любой человек может подобрать для себя комфортный режим дня и питания, который будет способствовать поддержанию здоровья. Если это не возможно сделать самостоятельно, то разумнее будет обратиться к соответствующим врачам и диетологам, чем следовать рекомендациям непонятных «диет и систем», которые не говорят даже об элементарных принципах процесса пищеварения, а уж тем более не дают никаких гарантий того, что в ближайшей перспективе здоровье не ухудшится.  

Не обязательно вставать до рассвета, но всё-таки нужно уделить должное внимание сну. О том, что нарушение естественного цикла сна и бодрствования может привести к различным заболеваниям, известно с древности. Современные специалисты сходятся во мнении, что проблемы со сном влияют, например,на гормональный фон и на лишний вес. В тёмное время суток,во сне,организм вырабатывает определённые ферменты, поэтому мы обязательно должны высыпаться!Продолжительность сна здорового человека должна быть не менее 6 часов (лучше всего — 7-8 часов).Таким образом, последний полноценный приём пищи может быть за 2-3 или даже 4 часа до отхода ко сну.  

Оптимальный режим питания для взрослого современного человека — 3-4 приёма пищи в сутки. Дробные и частые приёмы пищи («по чуть-чуть каждые 2 часа») не желательны, если только это не врачебные рекомендации, данные конкретному человеку. Согласно последним исследованиям, дробное питание не влияет на усиление метаболических процессов. У каждого из нас собственный обмен веществ: у кого-то он протекает быстро, а у кого-то медленно. Тем, кто страдает от ожирения, дробное питание не всегда помогает похудеть. Более того, оно может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Об этом хорошо и подробно говорится в книгах современных врачей-диетологов. 


Фото из Интернета

В «книгах про похудение», составленных теми, кто далёк от медицины, таких картинок обычно не бывает. Пищеварение — это сложный физиологический и биохимический процесс, который у каждого из нас может проходить по индивидуальному пути. «Гуру», которые строго рекомендуют всем не есть после 6-и и даже после 12-и, не стремятся вникать в эти процессы.

Существуют простые, но важные рекомендации, знакомые всем с детства, однако, повзрослев, мы почему-то о них забываем. Например, «когда я ем, я глух и нем». В идеале каждый приём пищи должен проходить в спокойной обстановке, еда должна тщательно пережёвываться. Не нужно отвлекаться, разговаривать и даже слушать музыку, а уж тем более смотреть телевизор или сидеть за монитором компьютера.

«Следует подчеркнуть, что хотя химическое расщепление веществ во рту и весьма незначительное, однако и всё связанное с приёмом пищи — вид, запах, обстановка, звуки, раздражение вкусовых рецепторов языка, механических и термических рецепторов слизистой полости рта, глотки и др. — имеет большое значение для последующего хода пищеварительного процесса, так как акт еды — мощный рефлекторный возбудитель деятельности секреторных клеток желудка, поджелудочной железы, тонкой кишки и печени, а также гладкой мускулатуры пищеварительного тракта. И.П. Павлов придавал большое значение акту еды. Неторопливая еда и тщательное пережёвывание пищевой массы в ротовой полости способствуют дальнейшему пищеварению и предохраняют слизистую желудка от заболеваний (например, гастрита)» (здесь и далее цитаты из учебников по физиологии пищеварения). 

Полноценное выделение желудочного сока, а также последующая качественная обработка пищи происходят в том случае, если желудок растягивается и наполняется до определённых размеров. Не случайно ещё древние говорили, что количество еды в каждый приём не должно превышать двух сложенных ладоней. Во время еды желудок должен быть заполнен на 1/3 твёрдой пищей, на 1/3 жидкой и на 1/3 должен оставаться свободным. 

«Слизистая оболочка пустого желудка собрана в складки, которые расправляются при наполнении его пищевой массой. Пища, поступившая в желудок, под воздействием желудочного сока впервые подвергается значительным химическим превращениям. В зависимости от качества пища находится в желудке в течение нескольких часов; здесь она тщательно перемешивается, пропитывается желудочным соком; её составные части подвергаются расщеплению, после чего желудочное содержимое постепенно эвакуируется через привратник в двенадцатиперстную кишку».  


Фото из Интернета

Следующий приём пищи должен быть тогда, когда прошлая еда уже переварилась (если, опять же подчёркиваю, нет врачебных рекомендаций для конкретного человека). Загружая работой пищеварительную систему, мы не даём ей отдыхать. Это может привести не только к проблемам со здоровьем, но и к быстрому старению всего организма, который вынужден постоянно тратить свои силы.  

Выделение пищеварительных соков, их сила, а также полноценное переваривание пищи, усвоение питательных веществ, зависят от многих причин, в том числе от вида и качества пищи, а также от индивидуальных особенностей конкретно взятого организма. Чтобы человек был здоров,он должен поддерживать в порядке свой желудочно-кишечный тракт, следовать режиму дня и питания, знать свойства тех продуктов, которыми питается, а также иметь представление о физиологии пищеварения.  

То, что много столетий назад нашло отражение в трудах великих учёных древности, то, что у разных народов передавалось по цепи ученической, семейной и врачебной преемственности — всё это нашло, находит и продолжает находить подтверждение в современной науке.  

Наше здоровье и здоровье наших близких в наших руках, и еда действительно может стать нашим лекарством, если мы серьёзно и грамотно подойдём к изучению вопросов питания. Иногда на это может уйти больше времени, чем мы предполагаем, но награда за наши труды будет бесценной! 

paprika-andlife.livejournal.com

Буддийская кухня и здоровое питание

Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. С учетом широкого распространения в современном мире пищевой аллергии, все большего использования синтетических пищевых добавок, чрезмерного употребления мяса и нерегулярного питания буддийская кухня может стать прекрасной альтернативой. Корейская газета Chosun Ilbo предлагает следующую формулу успеха:

1. Натуральные специи.

Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.

2. Клетчатка.

Буддийские монахи редко страдают от запоров, потому что едят приправленные овощи в большом количестве. Для приготовлений буддийских блюд все идет в ход, даже корни и кожура растений. «Сырые овощи и обработанные овощи богаты не только клетчаткой, но и фитохимическими веществами, которые помогают предотвратить раковые и хронические дегенеративные заболевания», — говорит специалист по проблемам питания профессор Син Ми-кён из университета Вон Кван (Сеул).

3. Пониженное содержание соли.

«Мы стараемся добавлять минимум соли, потому что соленая пища стимулирует наш желудок, тем самым, мешая сконцентрироваться на самодисциплине, и к тому же забивает истинный вкус ингредиентов», — говорит Хон Сон, монах, сотрудничающий с исследовательской группой, занятой изучением буддийской кухни.

4. Низкокалорийные продукты.

У буддистов низкокалорийная диета. Она включает в себя горячую овсяную кашу на завтрак, полноценный обед и рис на ужин. Энергетическая ценность такой диеты составляет в среднем 1600 ккал в день, или 82% от ежедневного потребления взрослого человека. Именно поэтому такая диета прекрасно подходит тем, кто стремится сбросить лишний вес.

5. Орехи и бобовые.

Поскольку мясо исключено из рациона в буддийской кухне его заменяют кедровыми орехами, арахисом и другими орехами, а также бобами, тофу и другими соевыми продуктами в качестве источников протеина. Исследования показали, что люди, которые регулярно едят орехи, на 35-50% менее подвержены риску сердечных заболеваний, а бобовые известны своим противораковым действием.

6. Ешьте небольшими порциями.

Употребляя буддийскую пищу сложно переесть. Зачастую люди съедают слишком много, потому что они едят впопыхах или вовсе пропускают прием пищи. «Питательные вещества, накапливающиеся за счет того, что мы потребляем еды больше, чем требуется нашему организму, становятся причиной ожирения и других заболеваний, — говорит Хон Сон. Если вы усвоите привычку есть понемногу, то проживете долгую и здоровую жизнь».

7. Еда как лекарство.

Буддизм учит, что употребление правильной пищи является лучшим способом лечения заболеваний без применения лекарств и других способов лечения. «Если у меня проблемы с пищеварением, я ем капусту, а если у меня не в порядке легкие, я ем орехи гингко, заправленные кунжутным маслом», — говорит монах Сон Че. По словам профессора И Ын-чжу из института восточной медицины университета Кён Хи еда играет важную роль на этапе предотвращения заболевания, его лечения и закрепления результатов. «Людям с заболеваниями, связанными с пищевыми привычками, такими как диабет, гипертония и гипотония, буддийская еда может принести огромную пользу».

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *