Мальчик 14 – Ой!

Особенности воспитания мальчиков-подростков в 14 лет

Воспитание мальчика – сложный процесс, который требует от родителей проявления такта, заботы и строгости одновременно. Дети растут быстро, и вчерашний малыш, который с радостью рассказывал маме о своих увлечениях и победах, вдруг незаметно для взрослых превращается в замкнутого, грубоватого подростка со своими интересами и пристрастиями.

Как воспитывать мальчика-подростка в 14 лет, чтобы он вырос настоящим мужчиной, способным отдавать отчет своим действиям и отвечать за свои поступки? Как остаться непререкаемым авторитетом в глазах ребенка и одновременно стать его лучшим другом? Как много этих «как», на которые родители не всегда могут найти ответ и в отчаянии бросаются из крайности в крайность, наказывая или позволяя сыну все!

Давайте попробуем разобраться во всех тонкостях психологии и физиологии мальчиков в этот непростой период, чтобы максимально безболезненно и достойно пережить его вместе со своим ребенком.

Важные изменения

Чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика-подростка, необходимо знать, какие изменения происходят в физиологическом и психологическом плане с детьми в этом возрасте.

К 14 годам у мальчиков заканчивается формирование вторичных половых признаков. У них все чаще начинает возникать поллюции. Голос грубеет, начинают расти волосы на теле, у некоторых ребят появляется растительность на лице. Количество тестостерона достигает максимальной отметки: оно увеличивается на 700-900%!

При таких физических изменениях вполне естественным явлением становятся проявления психологических перемен. Мальчики становятся тревожными, раздраженными и рассеянными. Процессы, которые происходят в организме, не всегда понятны ребенку и беспокоят его. Изменения во внешности чаще воспринимаются отрицательно и приносят множество комплексов.

В то же время мальчик начинает чувствовать себя взрослым. Что это такое и что с этим делать, он еще не понимает совершенно, но ощущение, что пришло время что-то менять, не покидает его. Агрессия при отстаивании своей точки зрения как раз-таки и является стремлением доказать, что он уже не маленький, а взрослый человек, с мнением которого нужно считаться.

Чем меньше была степень доверия и понимания между родителями и мальчиком до подросткового возраста, тем больше вероятность того, что он начнет искать поддержку в компании сверстников в четырнадцать лет.

Ощущение безысходности и непонимания со стороны взрослых, попытки доказать значимость самому себе и другим часто толкают мальчика на необдуманные поступки, которые чреваты серьезными последствиями.

Семья и отношения в ней

В это сложное время только от родителей зависит, как подросток сможет адаптироваться к новому состоянию, пережить изменения и вступить на новый уровень развития. При этом важно понимать, что те методы, которыми пользовались взрослые для воспитания маленького ребёнка, совершенно не подходят для подростка. Родителям нужно вовремя перестроиться и научиться слышать и понимать своего сына.

К тому же характер четырнадцатилетнего мальчика уже практически сформирован под воздействием школы, друзей, социального окружения и, конечно, родителей.

Даже если отношения в семье были хорошими, мальчику в этом возрасте все равно необходимо утвердиться среди сверстников. В это время ему как никогда необходима поддержка отца.

Взрослые мужчины часто допускают ошибку, стремясь навязывать сыну свое видение мира.

Приведем пример.

Отец считает, что мальчик должен быть мужественным и сильным, его должны не только уважать ровесники, но и побаиваться. А вот сын у него мягкий, ему совершенно не хочется отстаивать свою правоту кулаками, да и танцы ему больше по душе, чем секция бокса.

Отец уверен, что вырастил «слабака», и при каждом удачном случае напоминает сыну, что он о нем думает. Несмотря на собственные пристрастия, мальчику очень хочется заслужить одобрения папы, и к подростковому возрасту он начинает неосознанно искать компанию сверстников, которая поможет ему стать тем, кем хочет его видеть отец. Правонарушения, агрессия, вредные привычки – станут обязательными спутниками этого периода. Ведь сын не знает, как можно по-другому стать взрослым и мужественным, таким, каким хочет видеть его папа.

Другая крайность в неправильном воспитании мальчиков этого возраста заключается в полном безразличии родителей к судьбе сына и вседозволенности. Мальчик чувствует себя одиноким, никому не нужным. Он либо замыкается в себе, либо проявляет агрессию, пытаясь привлечь к себе внимание.

Поэтому родителям очень важно в это время выбрать правильную позицию, основанную на доверии и поддержке взрослеющего сына. Пришло время признать его право на собственное мнение и осознанные поступки, а также заменить слово «воспитание» на «сотрудничество».

Общение со сверстниками

Подростка-мальчика все больше тянет к сверстникам. Он видит возможность самоутвердиться только в компании друзей. Для него сейчас важно все: как о нем подумают, что скажут и как отнесутся к его поступкам друзья. Более того, он чувствует себя уверенно среди «равных»: у друзей такие же проблемы и, главное, подростка там понимают. Во всяком случае, так считает он.

Родителям очень важно ненавязчиво контролировать, с кем и когда общается их сын. При этом ни в коем случае нельзя негативно отзываться при ребенке о друзьях: это приведет только к тому, что подросток замкнется в себе и перестанет рассказывать о своей компании.

Контроль и доверие – сложное сочетание, но оно необходимо в процессе воспитания мальчика. Дело в том, что для подростка, как мы уже говорили, очень важно мнение сверстников. Поэтому он будет всячески пытаться завоевать авторитет в их глазах. Хорошо, если парень обладает своим мнением и способен проявить его в компании. Но чаще всего мальчик будет подстраиваться под правила своего сообщества, стараясь выглядеть взрослым.

Пробовать сигареты, спиртное, наркотики подросток может начать не потому, что ему хочется ярких ощущений, а потому, что друзья считают, что это «круто».

К тому же в таких подростковых группировках есть четкое разделение ролей. Хорошо, если ваш сын находится в числе «уважаемых и авторитетных парней». Если же мальчику не повезло, и его считают в компании «шестеркой» и оттачивают на нем свое остроумие, а часто и силовые приемы, очень важно поддержать сына, помочь и направить по нужному пути. Мало того, что он всеми силами будет пытаться завоевать авторитет (а так как обычными способами у него это не получилось, в ход могут пойти криминальные «подвиги»), взрослым необходимо по возможности оградить мальчика от издевательств и насмешек.

Сделать это можно только тогда, когда сын настолько доверяет взрослым, что способен поделиться с ними этой серьезной проблемой. Но, к сожалению, родители не только не помогают взрослеющим парням, но еще часто оказываются вообще не в курсе того, что происходит в их жизни.

Поиск авторитета

Любой мальчик в возрасте четырнадцати лет будет искать человека, на которого ему захочется равняться. Может показаться странным, но родители могут выбрать такого человека для сына сами. Причем при правильном подходе подросток даже не догадается, кто способствовал такому нужному для него знакомству.

Тренер по футболу, инструктор в тренажерном зале, руководитель туристического кружка, близкий знакомый семьи, который смог самостоятельно добиться успеха в бизнесе, – этот список можно перечислять бесконечно. Поверьте, ваш сын с трепетом будет слушать советы этих людей, если они будут даваться на дружеской ноте.

Конечно, это не значит, что вам достаточно ткнуть пальцем в нужного человека и сообщить сыну, что с этого дня он должен подражать ему. Знакомство с авторитетным человеком должно начинаться постепенно, с рассказов о достоинствах и заслугах мужчины. Важно, чтобы мальчик сам почувствовал необходимость общения, потянулся к взрослому. И тогда можно быть уверенным, что жизненные ценности взрослого станут постепенно переходить к подростку.

Может показаться странным, что поиск авторитета нужно искать на стороне. Ведь во многих семьях отцы искренне хотят принимать участие в процессе воспитания и волнуются за сына не меньше, чем мать. Однако специфика возраста требует подтверждения истинам, которые внушались парню с детства. Ему важно разобраться, правильны ли были утверждения родителей, можно ли их использовать в собственной жизни.

Вашему сыну нужен друг, взрослый товарищ, который не считает его ребенком и способен говорить с ним на равных.

Важные рекомендации родителям

Конечно, дать однозначные рекомендации, как воспитать подростка правильно, не может дать никто. Ни один самый титулованный профессор педагогики и психологии не сможет ответить вам на волнующие вопросы взросления парня. Не сможет по одной причине: это ваш сын, и только вы, люди, которые

подарили ему жизнь, знаете все достоинства и недостатки мальчика. Основываясь на особенностях характера и темперамента сына, вы должны использовать общие рекомендации не в «чистом» виде, как они представлены в источниках, а в том, в каком они приемлемы для вашего ребенка.

  • Воспитание начинается с раннего детства, а не с четырнадцати лет: к этому времени характер парня практически сформирован;
  • Готовьте мальчика к переменам, которые произойдут в его организме заранее: ведите доверительные беседы на тему полового созревания и общения со сверстниками;
  • Показывайте на собственном примере семейной жизни, какими должны быть взаимоотношения мужчины и женщины;
  • Не «душите» сына излишней опекой, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения:
  • Уважайте его выбор, будь это прическа, товарищ или хобби;
  • Позвольте мальчику чувствовать себя мужчиной: доверяйте ему ответственную работу по дому, советуйтесь по важным семейным вопросам;
  • Найдите для сына достойный пример, которому он сможет подражать;
  • Гордитесь достижениями парня, поддерживайте во время неудач;
  • Станьте для мальчика другом: пусть он чувствует, что родители рядом в любой ситуации;
  • Никогда не оскорбляйте сына! Унижение приведет только к отчуждению и растущей пропасти непонимания;
  • Любите взрослеющего мужчину так, как это умеют делать только родители: искренне и бескорыстно;
  • Не забывайте говорить сыну о своей любви. Поверьте, ваш колючий «ежик» все еще очень хочет слышать слова нежности и чувствовать ваши объятия.

Воспитывать подростка правильно непросто. Но с этой задачей успешно справились тысячи семей. И у вас это тоже получится. Запаситесь терпением, демонстрируйте любовь и понимание, и через несколько лет вы с гордостью будете смотреть на своего сына, который обязательно станет настоящим мужчиной.

vospitannie.ru

ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).

ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся

-более упрямыми,
-беспокойными,
-у них часто меняется настроение.

И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее – а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований:

-побольше усердия в школе,
-побольше работы по дому.

Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух – направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией. Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

КАК ПОСТУПАЛИ ДРЕВНИЕ

В любой цивилизации – от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали – а мы только еще начинаем этому учиться, – что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов – например, «В поисках Бобби Фишера» и «Поездка за город» с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь.

Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу.

Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЛЕМЕНАХЛАКОТОВ

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму «Танцы с волками». Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге «Матери и сыновья») зачастую остаются

-стеснительными,
-инфантильными
-и безразличными.

Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются «никакие» мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники – спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники – редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

ПРИЗЫВАЯ НА ПОМОЩЬ ДРУГИХ

В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются

-учителя, которых вы едва знаете,
-интересы, вам неведомые,
-и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь.

Картина довольно пугающая.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник – это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей – хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст – пора «восхитительных ошибок», и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке – скажем, к

-активной церкви,
-семейному спортивному клубу,
-общинной школе,
-коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.

Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут

-вести беседы с вашими детьми,
-расспрашивать об их интересах,
-обмениваться с ними мнениями.

Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, – если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)

Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!

ЗАТВОРНИЧЕСТВО ОПАСНО

Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты.

У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны

-заставлять себя выходить в свет,
-общаться с людьми,
-создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети.

Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.

ЕСЛИ НЕТ НАСТАВНИКА

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы – о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю.

Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие – в общем, взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ…

1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники – взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

Начало: от 0 до 6 лет https://vk.com/wall-5608057_491002
от 6 до 13 лет https://vk.com/wall-5608057_491979

(Стив Биддалф «Воспитание мальчишек»)

www.baby.ru

Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад? — Статьи — Дети старше 7 лет

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?   

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы. 

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Уход за скотиной. Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Также читайте о том, что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси.

deti.mail.ru

Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.


Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

​​​​​​​В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Читайте также Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?​​​​​​​


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

www.psychologos.ru

14 лет назад мальчик сделал подарок незнакомой девочке. И вот теперь случилось невероятное!

Поделиться на Facebook Pinterest ВКонтакте Twitter Одноклассники

Нет единого мнения о том, что такое судьба, и существует ли она вообще. Некоторые люди верят в фатализм, то есть предначертанность судьбы. По их мнению, многие процессы и события происходят в нашей жизни не случайно.

Но тем, кто совсем не верит в судьбу, все же стоит прочитать эту трогательную историю любви.

Американский мальчик Тирель Вульф жил в штате Айдахо, США. Однажды он отправил благотворительную посылку, и её получила филиппинская девочка, Джоанна.

Тирелл положил в подарок игрушки и другую мелочь. Маленькая девочка хотела его отблагодарить и написала письмо, но оно не было доставлено.

Спустя несколько лет, Джоанна нашла Тиреля на Facebook и отправила ему запрос на добавление в друзья. Но Вульф отклонил заявку.

Девушка предприняла вторую попытку, которая оказалась успешной. Каждый день молодые люди общались в сети: обменивались сообщениями, фотографиями. Так они и подружились.

В 2013-м году Тирель решил приехать к Джоанне на Филиппины. И девушка, и парень нервничали по поводу первой встречи в реальности. Но всё прошло куда лучше, чем они думали.

Джоанна сказала, что была настолько счастлива увидеть Тиреля, что даже расплакалась. Спустя некоторое время они связали себя священными узами брака.

Молодые люди исповедуют христианство и верят, что их встреча была не случайной и была предназначена самим Богом.

А вы верите в судьбу?

Понравился пост? — тогда Жми Поделиться, порадуй своих друзей!

Поделиться на Facebook Pinterest ВКонтакте Twitter Одноклассники

lemurov.net

Как воспитывать подростка мальчика 14 лет?

В семье растет подросток 14 лет. Но как воспитать в нем настоящего мужчину? Каждому родителю хотелось видеть в своем сыне ответственного и целеустремленного человека, умеющего принимать решения, заботиться о близких людях, уважительно относящегося к женщинам, чтобы был смелым и честным.

Как воспитывать подростка мальчика

Примерно с 14 лет происходят бурные изменения в организме ребенка:

  • физические;
  • психологические;
  • половые.

Это все сказывается на психике и его поведении. Многие мальчики перестают слушаться своих родителей, ведут себя своевольно, замкнуто, агрессивно. У них появляются свои кумиры, они им подражают, поэтому начинают обращать внимание на свою внешность.

Парни больше общаются со своими сверстниками, родители отходят на второй план. Подросток часто отклоняет их просьбы, не соглашается с их мнением, спорит и старается доказать свою правоту.

Мальчик – подросток живет в своем мире надежд и стремлений. В этом возрасте очень часто зарождаются первые романтические чувства.

Воспитание подростка 14 лет характеризуется тем, что его характер к этому времени уже сформирован и нельзя ничего изменить. Он складывался на протяжении всей его жизни: в садике, школе, семье.

Воспитание подростка мальчика во многом зависит от взаимоотношений между родителями и их участия в воспитании ребенка. В этом возрасте иногда подростку так хочется, чтобы его поддержали, почаще обращали внимание. А многие отцы отклоняются от своих обязанностей. Ведь любой мальчик старается подражать своему отцу, видя все положительное и отрицательное в его поведении. Папы обязаны об этом помнить и быть всегда примером для него.

Мать должна проявлять постоянную заботу, быть в курсе дел отрока, делать небольшие подарки, быть ласковой и доброй. Все это повлечет за собой правильное воспитание. Он вначале полюбит свою мать на всю жизнь, а потом девушку своей мечты.

Повзрослевший парень желает быть на равных с родителями, а они считают его ребенком. Поэтому часто возникают обиды, мальчик замыкается в себе. Нужно видеть в нем взрослого сына, больше поручать самостоятельно принимать решения.

Воспитание 14 летнего подростка мальчика необходимо проводить обдуманно, быть заранее готовым к этому, наладить тесный контакт со школой, с учителями и классным руководителем, чтобы помогать своему ребенку в освоении предметов, в отношениях со сверстниками.

Воспитание сына подростка – это очень ответственный период для родителей, все зависит только от них.

Советы психолога по воспитанию мальчика 14 лет

Психологи не считают этот возраст сложным для воспитания, они его называют новым идентификационным периодом становления будущей личности.

Специалисты утверждают, что это возраст 5-ти «НЕ», к ним относят:

  1. нежелание учиться;
  2. не выполнять домашние задания;
  3. не слушать советы;
  4. не убирать за собой;
  5. не приходить вовремя с прогулки.

Воспитывать подростка мальчика 14 лет нужно бережно и тактично, необходимо стараться сдерживать свои нервы, никогда не кричите на него.

Не забывайте, что на первый план у подростков выступают эмоции, им кажется, что взрослые часто несправедливо к ним относятся. Парни начинают выяснять отношения, которые приводят к скандалам дома и в школе.

Мать и отец должны понимать своего сына, запасаться большим терпением, все вопросы решать бесконфликтно и не ругать за пустяки.

Школа. Большую помощь родителям оказывает школа. Воспитание мальчиков в средней школе проходит на разных уроках: «Этика и психология семейной жизни», «Обществознание», «Физическая культура», а так же на классных часах, где рассматриваются разные вопросы становления личности, часто говорят о нравственности школьников, их девиантном поведении (курении, алкоголизме, наркомании).

В каждой школе работают психологи и социальные педагоги, которые стараются контролировать каждого ученика. Мать и отец всегда могут к ним обращаться за поддержкой для получения советов.

Психологи рекомендуют родителям мальчиков – подростков:

  • никогда не проходить мимо проблем своего ребенка;
  • чаще создавать условия для самостоятельности;
  • скорректировать домашние обязанности;
  • всегда следить за здоровьем;
  • очень бережно вести контроль за сыном;
  • чаще хвалить, даже за небольшие достижения;
  • нельзя критиковать ребенка в присутствии его друзей;
  • интересоваться успехами;
  • не бояться признаваться в своих ошибках;
  • никогда не обманывать ребенка;
  • всегда объяснять правильность поступка;
  • советоваться с сыном по поводу финансовых затрат, семейных планов;
  • внимательно слушать мнение;
  • доверять сыну;
  • любить его всей душой.

Чтобы подростковый период прошел безболезненно, все зависит от подготовленности родителей к нему. Поэтому наберитесь терпения, помогите своему сыну преодолеть все возрастные трудности, относитесь к нему всегда с любовью и пониманием!

imalishka.ru

Красивое поздравление мальчику с днем рождения на 14 лет



Стоишь на жизни рубеже:
Как выбрать лучший путь?..
Тебе — четырнадцать уже!
Ты сильным, умным будь,

С трудом, со спортом ты дружи,
Читай побольше книг,
Тогда любые виражи
Преодолеешь вмиг!

А коль случится трудный час
В твоей большой судьбе,
Ты позови, как прежде, нас —
Поможем мы тебе!!!



Тебе 14 исполнилось,
Уже не маленький ты мальчик.
Пусть непременно всё исполнится,
Что для тебя так много значит!


14 лет – ты уже повзрослел
И много исполнил, немало сумел.
Желаю везде успевать и во всём,

Уметь иногда настоять на своём.
Всегда добиваться того, что хотел,
Характер чтоб был не задирист, но смел!


С днём рождения! С 14-летнием!
Пожелаю, чтоб ты здорово отметил.
И запомнил этот праздник по минутам,
Потому что будет весело и круто!


Не время медлить и скучать,
Тебе четырнадцать исполнилось!
Пора активно зажигать,
Чтоб день рождения запомнился!

Друзей скорее собери
И весело отметь взросление.
От жизни лучшее бери
Всегда, во всём, без промедления!


Ты спортсмен – футболом бредишь,
И в учебе первый ты.
Лишь в удачу только веришь,
Исполняя все мечты.

И сегодня День Рожденья –
Уж 14 тебе.
Мы, собрав все настроенье,
Пожелаем ласк в судьбе.

Чтоб в команде был ты лучшим,
Побеждал всегда во всем.
Пусть судьба подарит случай
Самым ярким, теплым днем.


Тебе 14 уже –
Совсем большой ты парень.
Пусть жизнь течет на кураже,
И будь ты верен маме.

Пусть в школе все идет на пять,
И в хобби – на отлично.
Умей идею отстоять
В семье и в жизни личной.

Желаю, чтоб твои мечты
Исполнились, в сей праздник.
Достичь желанной высоты,
Держать и верить в тайны.


14 лет – волшебный возраст
Весь мир открыт тебе, родной,
И за тебя растет лишь гордость,
Наш милый мальчик дорогой.

Пусть в День Рожденья свет игристый
Тебя накроет счастьем снов,
Чтоб каждый миг, в судьбе лучистой
Стал словно замок из цветов.

Победы пусть тебя встречают,
А огорченья уйдут.
Моменты счастья – нежность дарят
И ласка с радостью придут.


Быть подростком круто, правда:
Школа, спорт, друзья, семья,
Отложив, дела на завтра,
Не накажут ведь тебя.

Уж 14, родимый,
Исполняется тебе,
Празднуй, друг, неутомимо,
Позови друзей к себе.

Пусть все то, что пожелают
Исполняется, в сей миг,
Все отныне уважают
И ты сам всего достиг!


Как быстро ты вырос! Четырнадцать лет!
Теперь ты не просишь у мамы конфет.
Ты смелый и сильный, уже с бородёнкой
И нравишься даже соседским девчёнкам!


Четырнадцать лет для мужчины начало!
Четырнадцать лет это вовсе немало!
Будь храбрым и сильным, мечтай и дерзай!
За данное слово всегда отвечай!

www.prikol32.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *