Мадам де помпадур доктор кто – Доктор Кто 2 сезон 4 серия смотреть онлайн бесплатно

Девушка в камине — это… Что такое Девушка в камине?

«Девушка в камине» (англ. The Girl in the Fireplace) — серия британского научно-фантастического телесериалa «Доктор Кто». Впервые была показана 6 мая 2006 года. Актриса София Майлс появляется в роли исторической личности Маркизы де Помпадур.[1]

Серия была номинирована на премию «Небьюла»[2] и получил премию «Хьюго» (2007) в номинации «Лучшая постановка, малая форма»[3].

Сюжет

ТАРДИС прибывает на заброшенный звездолёт. Доктор, Роза Тайлер и Микки Смит с удивлением обнаруживают на борту французский камин XVIII века. Посмотрев сквозь камин, Доктор замечает молодую девочку. Спросив у неё, кто она такая, он получает ответ что её имя — Ренет, и что она живёт в Париже в 1727 году. Оказывается, этот камин является своеобразным «окном во времени», позволяя прямой доступ к другому пространству и времени. Пройдя через камин, Доктор попадает в спальню Ренет, хотя для неё прошло уже несколько месяцев, а для него — всего несколько секунд. Обследовав комнату, он обнаруживает ужасного тикающего гуманоида под кроватью девочки. Доктор обманом заставляет существо вернуться с ним на корабль, где он и его спутники узнают, что это андроид, состоящий из прекрасно отточенных часовых механизмов. Вернувшись в спальню, Доктор обнаруживает, что Ренет уже повзрослела. Она его помнит, а её обаяние и ум импонируют Доктору. Они целуются, но она убегает, услышав зов «Мадмуазель Пуассон». Доктор понимает, что она никто иная, как Жанна-Антуанетта Пуассон, более известная как Маркиза де Помпадур, любовница короля Франции Людовика XV.

Вернувшись на звездолёт, Доктор и его спутники обнаруживают ещё несколько окон в прошлое в разных местах на корабле, каждое из которых ведёт в различные периоды жизни маркизы. В одном из окон Доктор видит ещё одного часового андроида, угрожающего ей. Пройдя через окно, он защищает девушку. Послушавшись её приказа объясниться, андроид раскрывает, что их звездолёт был повреждён во время ионной бури. Он является одним из ремонтных механизмов, у которых не хватало запчастей для полного ремонта корабля. Из-за этого, они убили свой экипаж, использовав их органы вместо деталей. Но для полной функциональности корабля, им нужен мозг Ренет. Чтобы узнать, почему андроидам нужна именно она, Доктор пытается прочесть её мысли, но понимает, что она в то же время читает его мысли и узнаёт о его глубоком одиночестве.

Слишком буквальные механизмы считают, что именно в возрасте 37 лет её мозг будет совместим с 37-летними системами корабля. Обнаружив нужное окно, андроиды вторгаются в королевский бал, заставляя Ренет и остальных гостей собраться в бальном зале. На одной стене зала висит огромное зеркало, которое на самом деле является окном во времени. Доктор и его спутники не могут вмешиваться, разбив стекло, так как это оборвёт связь.

Андроиды готовятся обезглавить Ренет, но через зеркало прыгает Доктор, разрушая окно и застревая в Версале в 1758 году. Роботы отключаются после того, как понимают, что без окна они не смогут вернуться на корабль и завершить своё задание. Ренет раскрывает, что её детский камин был перевезён в Версаль, надеясь на возвращение Доктора. Он использует камин и возвращается на корабль, говоря ей паковать сумки и выбирать созвездие. Но, вернувшись, он обнаруживает пустой дворец — Ренет умерла, так как с момента его ухода прошло шесть лет. Король Людовик XV передаёт прощальное письмо, Доктор возвращается в ТАРДИС в одиночестве и прячет письмо в карман. Окно во времени закрывается навсегда. ТАРДИС исчезает с теперь уже безжизненного корабля, и зрителям впервые открывается название звездолёта — «SS Маркиза де Помпадур».

Дополнительная информация

  • В этой серии не присутствует ни единого упоминания о Торчвуде, что является редкостью для сезона. По словам Стивена Моффата, он не сделал этого только потому, что Рассел Т. Дэвис не попросил его.
  • В комментариях к эпизоду Стивен Моффат рассказал, что когда сценарий истории был уже дописан, он ещё не читал окончание предыдущей серии. Из-за этого сюжетная линия между Микки и обидевшейся на него Розой была стёрта.
  • После прочтения мыслей Доктора Ренет произносит фразу «Доктор кто?», являющейся отсылкой как и к названию сериала, так и к загадочной тайне настоящего имени Доктора. К тому же, она уточняет, что имя «гораздо больше, чем просто секрет». Стивен Моффат пояснил, что в его понимании, Доктор не говорит своим спутникам настоящего имени из-за того, что это «страшная тайна».
  • Вернувшийся с бала Доктор, вальсируя, поёт знаменитую  (англ.) «I Could Have Danced All Night» из мюзикла «Моя прекрасная леди».

Критика

Серия получила множество положительных рецензий. Журналист журнала «BlogCritics Magazine» высоко оценил серию, особенно отмечая «честный и пылкий» диалог между Ренет и Доктором[5]. Остальные журналисты также согласились с тем, что история была потрясающей,[6] но, тем не менее, она не предназначена для телевизионных рамок в 42 минуты.

[7]

В общей сложности серия собрала 7,9 миллионов зрителей, тем самым став тринадцатой самой популярной программой недели.[8] Серия была номинирована на премию «Небьюла»[2] и получила премию «Хьюго» (2007) в номинации «Лучшая постановка, малая форма»[3].

В 413 номере журнала «Doctor Who Magazine» эпизод получил 11 место в рейтинге «200 лучших эпизодов» (начиная с «Неземного дитя» и заканчивая «Планетой мёртвых»).

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Девушка в камине (Доктор Кто)

Девушка в камине (Доктор Кто)

«Девушка в камине» (англ. The Girl in the Fireplace) — эпизод британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». Впервые был показан 6 мая 2006 года. Актриса София Майлс появляется в роли исторической личности Маркизы де Помпадур.[1]

Эпизод был номинирован на премию «Небьюла»

[2] и получил премию Хьюго (2007) в номинации «Лучшая постановка, малая форма»[3].

Сюжет

ТАРДИС прибывает на заброшенный звездолёт. Доктор, Роза Тайлер и Микки Смит с удивлением обнаруживают на борту французский камин XVIII века. Посмотрев сквозь камин, Доктор замечает молодую девочку. Спросив у неё кто она такая, он получает ответ что её имя — Ренет, и что она живёт в Париже в 1727 году. Оказывается, этот камин является своеобразным «окном во времени», позволяя прямой доступ к другому пространству и времени. Пройдя через камин, Доктор попадает в спальню Ренет, хотя для неё прошло уже несколько месяцев, а для него — всего несколько секунд. Обследовав комнату, он обнаруживает ужасного тикающего гуманоида под кроватью девочки. Доктор обманом заставляет существо вернуться с ним на корабль, где он и его спутники узнают, что это андроид, состоящий из прекрасно отточенных часовых механизмов. Вернувшись в спальню, Доктор обнаруживает, что Ренет уже повзрослела. Она его помнит, а её обаяние и ум импонируют Доктору. Они целуются, но она убегает, услышав зов «Мадмуазель Пуассон». Доктор понимает, что она никто иная, как Жанна-Антуанетта Пуассон, более известная как Маркиза де Помпадур, любовница короля Франции Людовика XV.

Вернувшись на звездолёт, Доктор и его спутники обнаруживают ещё несколько окон в прошлое в разных местах на корабле, каждое из которых ведёт в различные периоды жизни маркизы. В одном из окон Доктор видит ещё одного часового андроида, угрожающего ей. Пройдя через окно, он защищает девушку. Послушав её приказу объясниться, андроид раскрывает, что их звездолёт был повреждён во время ионной бури. Он является одним из ремонтных механизмов, у которых не хватало запчастей для полного ремонта корабля. Из-за этого, они убили свой экипаж, использовав их органы вместо деталей. Но для полной функциональности корабля, им нужен мозг Ренет. Чтобы узнать, почему андроидам нужна именно она, Доктор пытается прочесть её мысли, но понимает, что она в то же время читает его мысли и узнаёт о его глубоком одиночестве.

Слишком буквальные механизмы считают, что именно в возрасте 37 лет её мозг будет совместим с 37-летними системами корабля. Обнаружив нужное окно, андроиды вторгаются в королевский бал, заставляя Ренет и остальных гостей собраться в бальном зале. На одной стене зала висит огромное зеркало, которое на самом деле является окном во времени. Доктор и его спутники не могут вмешиваться, разбив стекло, так как это оборвёт связь.

Андроиды готовятся обезглавить Ренет, но через зеркало прыгает Доктор, разрушая окно и застревая в Версале в 1758 году. Роботы отключаются после того, как понимают, что без окна они не смогут вернуться на корабль и завершить своё задание. Ренет раскрывает, что её детский камин был перевезён в Версаль, надеясь на возвращение Доктора. Он использует камин и возвращается на корабль, говоря ей паковать сумки и выбирать созвездие. Но, вернувшись, он обнаруживает пустой дворец — Ренет умерла, так как с момента его ухода прошло шесть лет. Король Людовик XV передаёт прощальное письмо, Доктор возвращается в ТАРДИС в одиночестве и прячет письмо в карман. Окно во времени закрывается навсегда. ТАРДИС исчезает с теперь уже безжизненного корабля, и зрителям впервые открывается название звездолёта — «SS Маркиза де Помпадур».

Дополнительная информация

  • В этой серии не присутствует ни единого упоминания о Торчвуде, что является редкостью для сезона. По словам Стивена Моффата, он не сделал этого только потому, что Рассел Т. Дэвис не попросил его.
  • В комментариях к эпизоду Стивен Моффат рассказал, что когда сценарий истории был уже дописан, то он ещё не читал окончание предыдущего эпизода. Из-за этого сюжетная линия между Микки и обидевшейся на него Розой была стёрта.
  • После прочтения мыслей Доктора Ренет произносит фразу «Доктор кто?», являющейся отсылкой как и к названию сериала, так и к загадочной тайне настоящего имени Доктора. К тому же, она уточняет, что имя «гораздо больше, чем просто секрет». Стивен Моффат пояснил, что в его понимании, Доктор не говорит своим спутникам настоящего имени из-за того, что это «страшная тайна».

Критика

Эпизод получил множество положительных рецензий. Журналист журнала «BlogCritics Magazine» высоко оценил эпизод, особенно отмечая «честный и пылкий» диалог между Ренет и Доктором[5]. Остальные журналисты также согласились с тем, что история была потрясающей,[6] но, тем не менее, она не предназначена для телевизионных рамок в 42 минуты.[7]

В общей сложности эпизод собрал 7.90 миллионов зрителей, тем самым став тринадцатой самой популярной программой недели.[8] Эпизод был номинирован на премию «Небьюла»[2] и получил премию Хьюго (2007) в номинации «Лучшая постановка, малая форма»[3].

В 413 номере журнала «Doctor Who Magazine» эпизод получил 11 место в рейтинге «200 лучших эпизодов» (начиная с «Неземного дитя» и заканчивая «Планетой мертвецов»).

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Сериал Доктор Кто 2 сезон смотреть онлайн бесплатно

Мадам де Помпадур встречается с тайным незнакомцем, который зовет себя Доктор. Но действительно ли она в 18 веке в Версале… или на борту космического корабля в 51-м веке? И зачем её преследуют странные существа в масках? Далее »

Доктор устроился учителем в местную школу Лондона, чтобы понять из-за чего здание стало ночлежкой для существ, выглядящих как огромные летучие мыши. Здесь же Доктор встречается со своим старым другом, Сарой Джейн Смит, которая работает под прикрытием. Почему дети этой школы становятся сверхумными, и кому это надо? Далее »

Доктор и Роза отправляются в Шотландию 1879 года, где они встречают королеву Викторию. Но на их пути встречается братство злых монахов, которые собираются в полнолуние оживить существо из легенд. Сможет ли Доктор спасти королеву? Далее »

Роза отправляется в свое первое путешествие с новым Доктором, но попав на Новую Землю в далеком будущем, они обнаруживают страшные тайны, которые скрыты в стенах роскошной больницы. Враг, которого все считали мертвым, готов для мести. Далее »

doktorkto.ru

Сериал «Доктор Кто» / Doctor Who — 6 серия, обзор

Ах, Моффат, Моффат. Любит дядька создавать для финалов замкнутые саморазрушающиеся миры с необычными правилами. В прошлом сезоне Доктор выбирался с Земли, жители которой никогда не видели звёзд и даже не знали, что подобные штуки существуют. В этот же раз всё ещё интереснее: в новой умирающей вселенной вся история Земли происходит одновременно, а динозавры и римляне соседствуют с поездами и телевидением.

Так какого ж чёрта на столь интересный мир выделили всего одну серию? Особенно если очевидно, что больше шансов попасть в него у нас не будет, а сама серия, будучи правильной финалкой, куда больше внимания уделяет не занимательному фону, а раскручиванию клубка сюжета? Жалко, блин, что подобный сеттинг так быстро выкинули за борт. Серия от этого хуже не становится, естественно (она охуенна, если кто-то вдруг сомневался), но всё-таки.

Ну да ладно, что уж там. Придумали один крутой мир – придумают и другой. А нам пора переходить к главному – обсуждению спойлеров.

Итак, теперь мы знаем Главный Вопрос. И да, Моффат опять меня обманул. Ну, если точнее – я сам себя обманул. Досрочно узнав название последней серии, я решил, что тем самым преждевременно схватил спойлер. И не подумал, что авторы сериала прекрасно знали, что название будет раскрыто задолго до премьеры эпизода, и что оно сделано таким специально, чтобы сбить «умников» типа меня со следа. Ведь вопрос-то действительно был очевидным. И уже с первых минут серии становится предельно ясно, что он ещё и единственно возможный: всё-таки как ни выёбывайся, а «Выйдешь ли ты за меня?» не тянет на вопрос, ответом на который будет величайшая тайна мироздания.

– Император Священной Римской империи Уинстон Черчилль вернулся в Букингемский дворец на личном мамонте…
(Новости)



А знаете, что ещё забавнее? Моффат ведь уже раскрыл, что это за вопрос, просто очень давно. Во время серии «Девушка в камине» из второго сезона Мадам де Помпадур просканировала мозг пучеглазого Повелителя времени и сказала: «Доктор… Доктор кто? Это ведь не просто тайна, да?». Не думаю, конечно, что Стивен уже тогда закидывал удочки для своих будущих сюжетов, но всё равно это впечатляет. Судя по всему, эта идея пришла в голову великого сценариста задолго до того, как он получил бразды правления сериалом, а значит, и на подготовку ответа у него было более чем достаточно времени. И это хорошо. Ибо будем откровенны: момент, когда Дориум произносит вслух главный вопрос вселенной сериала – один из важнейших моментов за всю его историю.

Подумайте сами: все эти годы название «Доктора Кто» ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИЛО. Да, изредка его подкидывали в диалоги на уровне шуточек, но смысла в нём не было никогда. А теперь, почти спустя 50 лет после дебюта сериала, его название неожиданно обрело смысл в контексте повествования. С одной стороны это мелочь, да. С другой – настолько масштабное событие, что у меня голова закипает от одной мысли о нём. Почти полвека, почти в два раза дольше, чем успели прожить я и многие из вас, сериал существовал с бессмысленным названием, и вдруг за несколько секунд это изменилось. Это просто невероятно эпично. До такой степени, что мне сейчас, без шуток, сложновато собраться с мыслями и вернуться к разговору о самом эпизоде. Ну да ничего, и не с такими сложностями справлялись.

В нём охуенно практически всё. И диалоги Доктора с Черчиллем, по сути своей необходимые лишь для введения зрителей в курс дела, и дополненная сцена у озера из начала сезона, и шахматный турнир с поджариванием проигравших, и хранилище питающихся крысами черепов, и неожиданная роль повязки мадам Ковариан, и любовные признания Ривер Сонг, и её скоротечная свадьба с Доктором, и использование Теселекты для спасения героя от смерти, и многое, многое другое. Но при всём при этом практически все смешнейшие и сильнейшие моменты в эпизоде конфисковали в личное пользование Эми и Рори, лишний раз доказав, что их ещё слишком рано убирать из повествования.

Причём они даже не пытаются перетянуть внимание на себя – нет, это всё ещё эпизод про Доктора и Ривер, а Понды довольствуются третьими ролями. Просто когда им всё-таки дают ненадолго выйти на передний план – они стабильно выдают что-нибудь восхитительное. Тут и Рори, готовящийся дать отпор Тишине, несмотря на невыносимую боль. Тут и Амелия Понд, хладнокровно убивающая Ковариан. Тут и следующая цитата:

– Надо нам будет сходить на свидание.
– Ага…
– И пожениться.
– …Окей.
(Эми и Рори)



Но вернёмся к финалу ещё на минутку, если вы не против. Благо одним только Вопросом его важность не ограничивается. Есть там и другой момент, в теории способный сделать будущий сезон принципиально отличным от шести шедших до него. Доктор решил «умереть», отойти в тень и перестать до неузнаваемости менять историю целых цивилизаций на каждом шагу. И если авторы не забудут об этом его решении до следующего сезона (а они не должны – не дураки, чай), то исполнение моей мечты вновь увидеть Доктора развлекающимся, а не только выживающим, станет куда более вероятным. Ну и вообще: изменения концепции – это всегда как минимум интересно.

Собственно, тут бы и сказке конец, но вместо того чтобы закончить разговор на оптимистичной ноте, я хочу поговорить о единственном моменте, который сильно меня покоробил: лживости Ривер и Доктора. Всю серию нам показывают, как последний Повелитель времени смело бросается на амбразуру, едва ли не умоляя его прикончить, – а в итоге оказывается, что он был в полной безопасности, а его раздражение и отчаяние объяснялись не тем, что друзья готовы были ради него уничтожить весь мир, а тем, что они своим благородством мешали ему весь этот мир перехитрить.

С Ривер ещё хуже: сцена из первой серии, когда она наблюдает за гибелью Доктора, а потом со словами «Даже по твоим меркам это холодно» отвешивает ему пощёчину, – одна из сильнейших за оба сезона. А теперь выясняется, что все эти эмоции не были настоящими, что то была лишь игра на публику. В итоге ради стройности сюжета Моффат и К° своим ретконом сделали ряд охуенных сцен заметно слабее. И это, мягко говоря, не самый красивый шаг на свете. Нельзя так.

И вот теперь – точно всё. До рождества!

kg-portal.ru

Почему доктор не использовал ТАРДИС, чтобы вернуться к мадам Де Помпадур

В какой-то момент эпизода происходит следующий обмен:

ROSE : (спрашивает, почему они не могут использовать TARDIS вместо окон времени)

ДОКТОР : Мы не можем использовать ТАРДИС. Сейчас мы являемся частью событий!

Это, безусловно, плохое объяснение, но это тот, который используется иногда во всем Докторе Кто.

В то время как у Доктора, у которого официально нет канона, это (или подобное) объяснение часто используется, чтобы оправдать, почему он не может просто вернуться назад вовремя и уничтожить множество прискорбных событий. По-видимому, это может привести к парадоксам, эффекту бабочки и вообще плохим вещам . Но эй, это Доктор Кто.

Из вселенной это важно, потому что без него шоу будет без последствий. Любой, кто поврежден / умирает / и т.д., может быть сэкономлен очень легко. Вариантом этого объяснения является понятие временных замков , которые размещаются на нескольких важных событиях, включая временную войну.

В-вселенной это иногда известно как эффект ограничения Блиновича

Обычно это понимается как имеющий два аспекта: во-первых, что путешественник во времени не может «переделать» действие, которое он ранее совершил, а во-вторых, что произойдет опасный разряд энергии, если две временные версии одного и того же человека вступают в контакт. Первый аспект аналогичен гипотезе физики в физике, принципу самосогласованности Новикова.

Некоторые примеры этого в новом возрождении включают в The Big Band (S5E13), где Доктор приносит две звуковые отвертки в тесный контакт и искры испускают, которые, похоже, подтверждают, что они были той же звуковой отверткой в ​​разные моменты времени.

askentire.net

Мадам Помпадур Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пуассон.

Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), более известная как маркиза де Помпаду́р (фр. marquise de Pompadour) — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Детство

Герб семьи Помпадур

Происходила из семьи финансистов, фактически из третьего сословия. Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на чёрном рынке, но в 1725 году разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема. Благодаря этому человеку девочка получила образование, подобающее жене аристократа: она знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

Приёмный отец[5] выбрал ей в мужья собственного племянника и наследника, Шарля Гийома д’Этиоля (1717—1799), владельца имения Этиоль неподалёку от Парижа. Венчание состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Три года спустя у супругов родилась девочка, названная Александриной (умерла в 1754). Все последующие роды заканчивались для Жанны-Антуанетты неудачно.

Знакомство с королём

Красота и живой ум молодой мадам д’Этиоль сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер. Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодёжи. Её держал на примете банкир Жозеф Пари, старый знакомый её отца. Подыскивая способ возвыситься после смерти кардинала Флёри, он смог представить молодую женщину королю Людовику XV, который незадолго до этого потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору.

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. Через три дня они вновь встретились на балу в столичной ратуше.

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки. В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы. После получения доходной синекуры муж дал ей развод.

Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». Ещё через 2 года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель. К её услугам был целый штат фрейлин. По отношению к королеве Марии Лещинской она вела себя подчёркнуто уважительно. Королева была на 7 лет старше супруга, глубоко религиозна и после рождения 10-го ребёнка заявила любвеобильному Людовику, что больше не намерена делить с ним ложе[6].

Положение при дворе

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов.

Историки XIX века, отказывавшие в талантах Бурбонам предреволюционных десятилетий, описывали Людовика как развратного, ленивого и никчёмного правителя, вместо которого страной правила энергичная мадам Помпадур. Около 1750 года маркиза по совету медиков перестала проводить ночи в спальне короля. С тех пор их связь носила платонический характер (подобно отношениям престарелого Людовика XIV с маркизой де Ментенон). Она переехала из чердачных апартаментов в более просторные и заняла в столице роскошный отель д’Эврё. За продвижением по службе по-прежнему приходилось обращаться к ней лично. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен т. н. Олений парк.

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили достаточно дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков[7]. Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея, вымоченного в ароматизированном шоколаде. Её именем называли высокую причёску с валиком, обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.[8]

Участие в государственных делах

Внешняя политика Франции в середине XVIII века привела к ухудшению её положения на международной арене, однако винить в этом следует не столько Маркизу, сколько отсутствие государственных талантов у высшей аристократии[6]. Маркиза удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля, а тот склонил короля к союзу с Австрией, что означало пересмотр вековых принципов европейской внешней политики.

Дочь мадам де Помпадур, играющая с щеглом.

Разгоревшаяся вскоре затем Семилетняя война складывалась для Франции неудачно, причём общественное мнение винило в этом не прогнившее общественное устройство, а маркизу де Помпадур. Известно, что она выдвинула в командующие герцога Ришельё, несмотря на его дурную репутацию. Известия о поражениях на полях сражений усиливали её меланхолию. Вскоре по окончании войны она умерла, предположительно от рака лёгкого. Одним из последних её деяний был пересмотр дела Жана Каласа, на котором настаивал Вольтер[6].

По отзывам современников, Людовик со временем настолько отдалился от Жанны-Антуанетты, что принял известие о смерти «драгоценной подруги» вполне равнодушно. Ей было всего 42 года. Прощание с маркизой состоялась в её версальском особняке. Её похоронили рядом с матерью и дочкой в склепе монастыря капуцинок, который находился на месте Вандомской площади.

Покровительство искусствам

Загородный дом маркизы де Помпадур в Менаре.

Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо. Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат маркиз де Мариньи ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, новое крыло резиденции в Фонтенбло, перестроен почти весь Компьенский дворец. Маркиза и сама вела большие строительные работы в различных имениях и усадьбах, включая дворец Бельвю.

Король Людовик был равнодушен к литературе, но сама маркиза знала в ней толк. В её ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель. Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Она заступалась за энциклопедистов и за «Энциклопедию».

Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.

В кино

  • «Фанфан-тюльпан» (Fanfan La Tulipe) — фильм реж. Кристиана-Жака (Франция, 1952), в роли маркизы — Женевьев Паж.
  • «Тайны Версаля» (Si Versailles m’était conté…) — фильм реж. Саша Гитри (Франция, 1953), в роли маркизы — Мишлин Прель.
  • «Дьявол во плоти» (Ce diable d’homme) — телесериал реж. Марселя Камю (Франция, 1978), в роли маркизы — Женевьев Град.
  • «Фанфан-тюльпан» — римейк реж. Жерара Кравчика (Франция, 2003), в роли маркизы — Элен де Фужроль.
  • «Новая Франция» (Nouvelle-France) — телефильм реж. Жана Бодена (Канада-Франция, 2004), в роли маркизы — Мики Себастьян.
  • «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» (Jeanne Poisson, Marquise de Pompadour) — телефильм реж. Робина Дэвиса (Франция, 2006), в главной роли — Элен де Фужроль.
  • «Девушка в камине» (The Girl in the Fireplace) — эпизод телесериала «Доктор Кто» (Великобритания, 2006), реж. Эйрос Лин, в роли маркизы — София Майлс.
  • «Людовик XV: Чёрное солнце» (Louis XV, le soleil noir) — телефильм реж. Тьерри Бинисти (Франция, 2009), в роли маркизы — Romane Portail.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Маркиза де Помпадур Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пуассон.

Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), более известная как маркиза де Помпаду́р (фр. marquise de Pompadour) — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Детство

Герб семьи Помпадур

Происходила из семьи финансистов, фактически из третьего сословия. Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на чёрном рынке, но в 1725 году разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема. Благодаря этому человеку девочка получила образование, подобающее жене аристократа: она знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

Приёмный отец[5] выбрал ей в мужья собственного племянника и наследника, Шарля Гийома д’Этиоля (1717—1799), владельца имения Этиоль неподалёку от Парижа. Венчание состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Три года спустя у супругов родилась девочка, названная Александриной (умерла в 1754). Все последующие роды заканчивались для Жанны-Антуанетты неудачно.

Знакомство с королём

Красота и живой ум молодой мадам д’Этиоль сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер. Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодёжи. Её держал на примете банкир Жозеф Пари, старый знакомый её отца. Подыскивая способ возвыситься после смерти кардинала Флёри, он смог представить молодую женщину королю Людовику XV, который незадолго до этого потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору.

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. Через три дня они вновь встретились на балу в столичной ратуше.

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки. В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы. После получения доходной синекуры муж дал ей развод.

Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». Ещё через 2 года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель. К её услугам был целый штат фрейлин. По отношению к королеве Марии Лещинской она вела себя подчёркнуто уважительно. Королева была на 7 лет старше супруга, глубоко религиозна и после рождения 10-го ребёнка заявила любвеобильному Людовику, что больше не намерена делить с ним ложе[6].

Положение при дворе

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов.

Историки XIX века, отказывавшие в талантах Бурбонам предреволюционных десятилетий, описывали Людовика как развратного, ленивого и никчёмного правителя, вместо которого страной правила энергичная мадам Помпадур. Около 1750 года маркиза по совету медиков перестала проводить ночи в спальне короля. С тех пор их связь носила платонический характер (подобно отношениям престарелого Людовика XIV с маркизой де Ментенон). Она переехала из чердачных апартаментов в более просторные и заняла в столице роскошный отель д’Эврё. За продвижением по службе по-прежнему приходилось обращаться к ней лично. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен т. н. Олений парк.

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили достаточно дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков[7]. Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея, вымоченного в ароматизированном шоколаде. Её именем называли высокую причёску с валиком, обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.[8]

Участие в государственных делах

Внешняя политика Франции в середине XVIII века привела к ухудшению её положения на международной арене, однако винить в этом следует не столько Маркизу, сколько отсутствие государственных талантов у высшей аристократии[6]. Маркиза удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля, а тот склонил короля к союзу с Австрией, что означало пересмотр вековых принципов европейской внешней политики.

Дочь мадам де Помпадур, играющая с щеглом.

Разгоревшаяся вскоре затем Семилетняя война складывалась для Франции неудачно, причём общественное мнение винило в этом не прогнившее общественное устройство, а маркизу де Помпадур. Известно, что она выдвинула в командующие герцога Ришельё, несмотря на его дурную репутацию. Известия о поражениях на полях сражений усиливали её меланхолию. Вскоре по окончании войны она умерла, предположительно от рака лёгкого. Одним из последних её деяний был пересмотр дела Жана Каласа, на котором настаивал Вольтер[6].

По отзывам современников, Людовик со временем настолько отдалился от Жанны-Антуанетты, что принял известие о смерти «драгоценной подруги» вполне равнодушно. Ей было всего 42 года. Прощание с маркизой состоялась в её версальском особняке. Её похоронили рядом с матерью и дочкой в склепе монастыря капуцинок, который находился на месте Вандомской площади.

Покровительство искусствам

Загородный дом маркизы де Помпадур в Менаре.

Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо. Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат маркиз де Мариньи ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, новое крыло резиденции в Фонтенбло, перестроен почти весь Компьенский дворец. Маркиза и сама вела большие строительные работы в различных имениях и усадьбах, включая дворец Бельвю.

Король Людовик был равнодушен к литературе, но сама маркиза знала в ней толк. В её ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель. Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Она заступалась за энциклопедистов и за «Энциклопедию».

Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.

В кино

  • «Фанфан-тюльпан» (Fanfan La Tulipe) — фильм реж. Кристиана-Жака (Франция, 1952), в роли маркизы — Женевьев Паж.
  • «Тайны Версаля» (Si Versailles m’était conté…) — фильм реж. Саша Гитри (Франция, 1953), в роли маркизы — Мишлин Прель.
  • «Дьявол во плоти» (Ce diable d’homme) — телесериал реж. Марселя Камю (Франция, 1978), в роли маркизы — Женевьев Град.
  • «Фанфан-тюльпан» — римейк реж. Жерара Кравчика (Франция, 2003), в роли маркизы — Элен де Фужроль.
  • «Новая Франция» (Nouvelle-France) — телефильм реж. Жана Бодена (Канада-Франция, 2004), в роли маркизы — Мики Себастьян.
  • «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» (Jeanne Poisson, Marquise de Pompadour) — телефильм реж. Робина Дэвиса (Франция, 2006), в главной роли — Элен де Фужроль.
  • «Девушка в камине» (The Girl in the Fireplace) — эпизод телесериала «Доктор Кто» (Великобритания, 2006), реж. Эйрос Лин, в роли маркизы — София Майлс.
  • «Людовик XV: Чёрное солнце» (Louis XV, le soleil noir) — телефильм реж. Тьерри Бинисти (Франция, 2009), в роли маркизы — Romane Portail.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *