Понятие личности в социальной психологии
Сущность понятия личности
Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.
Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).
Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.
Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.
Типы субъектов и особенности личности
Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:
- природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
- социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
- субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.
В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.
Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что ли
Социальная психология личности | Советы психолога
Социальная психология личности является отдельным направлением в психологии. Психология личности относится к самым загадочным наукам, хоть и является одной из самых важных для изучения и знания, поскольку психология личности – это основа всех основ.
Фрейд говорил, что все важное и основное, лежащее в основе жизни и судьбы человека, скрыто даже от него самого, причем в его же бессознательном. Чтобы разобраться в своих успехах и неудачах нужно разобраться в самом себе, понять свое “Я”, проанализировать свой опыт, свое прошлое, настоящее и свои желания.
Социальная психология личности
Социальная психология изучает человека в обществе, в группе, изучает его поведение, восприятие других людей, общение, влияние на других и т.д.
Социальная психология личности – это наука, которая находится на стыке общей психологии и социологии. Если рассматривать отдельно психологию и социологию, то это разные науки. Так, психологи изучают внутренние аспекты личности человека и социальные ситуации, а социологи, наоборот, считают своей целью изучение вне личностных аспектов и социальные процессы, которые определяют поведение человека и его взаимодействие с социумом.
К разделам социальной психологии личности можно отнести политическую психологию, психологию рекламы, организационную психологию, историческую психологию, этнопсихологию, а также гендерную психологию.
Основную часть жизни человек находится в группе, как в малой, так и большой. Эти группы взаимодействуют друг с другом. Если понять принципы этого взаимодействия, то можно найти решение конфликтов, как семейных, так и межгосударственных.
Под группой людей психологи понимают несколько людей, которых объединяет общее дело или действие. Например, если происходит авария, то группой можно назвать тех людей, которые помогают разобрать последствия. Этих людей в группе объединяет общая цель – помочь другим людям. Узнайте: метод наблюдения в психологии.
Социальная психология
Так, социальная психология личности выделяет несколько видов групп:
Первичные (например, семья) и вторичные (коллектив на работе) – это самые распространенные группы.
Большие и малые группы (например, общество и семья).
Формальные и неформальные (коллектив на работе и группа приятелей).
Все эти группы играют важную роль в жизни человека, выполняя определенные функции. Так, принято выделять 4 основные функции:
Социализация (включение личности в определенный социум).
Инструментальная функция (совместная деятельность).
Экспрессивная (удовлетворение потребностей в хороших эмоциях).
Поддерживающая (объединение при трудных ситуациях).
Социальная психология помогает людям познать свое «Я», свою сущность, видеть проблемы в себе и своем бессознательном. Научившись решать проблемы со своей собственной личностью, человек учится тому, чтобы успешнее контактировать с другими людьми. Несмотря на то, что все люди разные, у всех свои особенности, разные черты характера, все они имеют базовые поведенческие проявления, они хорошо проявляются, например, в ситуациях стресса.
Если хорошо изучить общие аспекты поведения и реакции людей, в том числе и те, которые не свойственны именно вам, то можно легко находить общий язык со всеми людьми, даже контролировать ими. В любом случае, зная аспекты и общие принципы социальной психологии, вы будете знать, чего ожидать от людей в тех или иных ситуациях. Обучение азам психологии личности значительно сказывается на самосовершенствовании.
Психология личности
Социальная психология личности
Не секрет, что многие успешные люди отводят время на изучение статей и книг по психологии. Они делают это не зря, ведь, нельзя добиться успеха без особых знаний о поведении и особенностях человеческой личности в той сфере, где хоть маленькая доля зависит от других людей. Именно поэтому не стоит пренебрегать изучением социальной психологии. Тем более, это не только очень полезно, но и весьма увлекательно.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.
rupsyh-olog.ru
Глава V. Социальная психология личности
5. 1. Проблема личности в современном гуманитарном знании
Фокус проблемы личности в социальной психологии. В современном гуманитарном знании насчитывается больше сотни различных определений понятия «личность» и во всех современных определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему общественных отношений. Любая личность представляет собой совокупность биологического, психологического и социального в человеке. При этом личность рассматривается в качестве активного субъекта деятельности. Понимание личности в социальной психологии существенно отличается от понимания личности в смежных науках: социологии и общей психологии.
В.А.Ядов, анализируя особенности социологического подхода к пониманию личности, отмечает, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Таким образом, основной интерес социологического анализа личности сосредоточен на проблеме социальной типологии личности.
Для общей психологии характерна дискуссия между мнениями о личности, как о «субъекте труда, познания и общения» и рассмотрением личности как соединения социально значимых и индивидуальных черт. Личность в психологии определяется следующим образом: личность – человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немов).
Отличие социально – психологического подхода к анализу личности от общепсихологического заключается в том, что в социальной психологии изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности. Для социальной психологии важен анализ личности как взаимодействующего и общающегося субъекта.
Основным предметом внимания социальной психологии личности является взаимоотношение личности с группой. Для личности важно, в каких именно группах осуществляется ее формирование, с какими другими личностями она взаимодействует и общается.
Основной задачей социальной психологии личности являетсявыявление и анализ закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.
Основные аспекты социально – психологического анализа личности.
Изучение системы воздействий на личность в процессе ее формирования, приводит к необходимости анализа результата, который получился в ходе активного усвоения личностью системы социальных связей. Необходимо изучение того, каким образом личность взаимодействует в различных ситуациях и с различными группами в условиях активного общения. Все это выделяет в качестве специфической задачи исследования в рамках социальной психологии личности проблему социальной установки.
Все приобретаемое личностью в процессе социализации, а также формирующиеся социальные установки не является статичными. Важно помнить о взаимовлиянии личности и группы. Социальная психология личности также акцентирует свое внимание на анализе активности личности в группе и ее влиянию на групповую жизнь.
В
Социально-психологические качества личности — это те качества, которые формируются и проявляются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.
связи с этим можно выделить еще одну важную проблему изучения личности в социальной психологии —социально-психологические качества личности, т.е. те качества, которые формируются и проявляются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.Качества личности, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности обуславливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Эффективность деятельности личности в группе определяется следующими ее проявлениями:
Умение личности взаимодействовать и сотрудничать с другими.
Участие личности в принятии группового решения.
Умение личности разрешать конфликты.
Умение соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности.
Умение воспринимать нововведения и т.д.
Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности. Эти проявления определяют и направленность эффективности личности, и уровень ее развития.
Особой задачей социальной психологии личности является выявление качественного своеобразия опыта, знаний, свойств, способностей, внутреннего мира и поведения человека, которые характеризуют его как субъекта деятельности.
Перспективы исследования личности в социальной психологии.Такое понимание социальной психологии личности позволяет обозначить основные, перспективные направления исследования личности в системе социально – психологического подхода. Г.М.Андреева определяет три основных пути расширения исследований личности в социальной психологии. Первое направление связано с преодолением традиционного противопоставления личности и группы. Автор отмечает, что ограниченность данного подхода связана с простым сопоставлением личности и группы, а так же с тем, что анализу подвергается одна личность, рассматриваемая внутри группы. При этом группа рассматривается как некоторая целостность, состав которой нередко определяется как «состоящая из индивидов». Если учитывать различия между индивидом и личностью, обозначенные в общепсихологическом подходе, то обнаруживается, что в традиционной социальной психологии личность соотносится с группой, остальные члены которой личностями не являются. Этот взгляд в значительной степени ограничивает возможность целостного исследования взаимодействия личности и группы. Расширяя проблематику исследования необходимо прийти к новому взгляду: проблема «личность в группе» должна расшириться и преобразоваться в проблему «личностей в группе». Таким образом, «каждую группу необходимо изучать как состоящую (хотя бы потенциально) из личностей». Такой взгляд на проблему личности имеет принципиальное, методологическое и практическое значение, в частности при анализе таких общественных процессов, как демократизация, развитие социальной справедливости и т.д.
Второе направление расширения социально – психологического анализа, основывается на том, что человек в процессе своей жизни включен в жизнедеятельность разных групп, однако традиционно в социальной психологии личность исследуется в контексте одной группы. Уникальность и богатство каждой личности определяется именно широтой и разнообразием социальных связей, порождаемых системой групп, в которые она включена. Понимание итога всех групповых воздействий на личность, выявление «равнодействующей» является перспективной проблемой в социальной психологии.
Третье направление, названное Г.М.Андреевой, определяет перспективу исследования личности, связанную с участием социальной психологии в комплексном подходе к пониманию феномена личности, наряду с участием в нем социологии, общей и дифференциальной психологии. На наш взгляд, это является задачей не столько собственно социальной психологии, сколько системы гуманитарных наук в целом.
Можно выделить еще одно перспективное направление социальной психологии личности, обозначившееся в последние десятилетия. Изучение социально – психологических характеристик личности, как субъекта деятельности определяет расширение исследований, связанных с анализом преобразовательной активности человека, обоснованием факторов этой активности и механизмов ее проявления. Развитие социальной психологии приводит к необходимости акцентировать внимание на способности личности изменять окружающую действительности и себя в отношении к ней, т.е такой сущностной характеристики личности как субъектность.
Рассмотрение проблемы личности в социальной психологии с точки зрения ее субъектной природы, «способности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать происшедшее себе и другим людям» (Е.Н.Волкова) дает возможность более глубокого анализа роли личности в общественном развитии.
studfiles.net
Тема 5 личность в социальной психологии
Личность как предмет исследования в социальной психологии
Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. человек, который способен ответственно, свободно и самостоятельно задавать свою позицию в системе социальных взаимоотношений, свое место в пространстве культуры и времени истории. Личность проявляется через особую форму социального поведения – поступки.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуальными социально-психологическими особенностями, имеющий сознание и самосознание.
Социально-психологические теории личности в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Теория социализации, человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Теория научения считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Скиннер Б., Торндайк Э. и др.).
Теория ролей (Мид Г., Шибутани Т.) исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма (Кречмер Э., Холл С., Фрейд З. и др. ).
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологи, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В рамках этого подхода существуют психодинамическая ориентация (Эриксон Э.), когнитивистская ориентация (Пиаже Ж., Келли Д.). Персонологическая ориентация (Маслов А.).
Подходы к изучению личности в отечественной психологии
Подход Б.Г. Ананьева. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества.
Подход К.А. Абульхоновой. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности.
Подход В.Н. Мясищева. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и к самому себе.
Подход К.К. Платонова. Личность имеет динамическую функциональную структуру: 1) направленность; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) биопсихологические процессы.
Социализация личности
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социально-культурного опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, которая начинается в рождения. Выделяется три сферы, в которой осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Механизмы социализации
Социально-психологические механизмы социализации — это неорганизованные воздействия среды на микроуровне, благодаря которому внешние регуляторы, групповые нормы переводятся во внутренний план.
Неосознаваемые механизмы:
1) внушение – особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, неагрументированного воздействия одного человека на другого;
2) заражение— бессознательное подверженность индивида определенным психическим состояниям, оно проявляется путем передачи определенного эмоционального состояния;
3) подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводства индивидом черт и образцов, демонстрируемого поведенияp;
4) идентификация – отождествление индивида с другим человеком в результате чего происходит воспроизводства поведения, мыслей, чувств другого человека.
Осознаваемые механизмы: референтная группа, авторитет, престиж, полуляронсть.
Стадии социализации
1. Дотрудовая стадия.
ранняя социализация от рождения до поступления в школу;
стадия обучения.
2. Трудовая стадия – охватывает период зрелости человека.
3. Послетрудовая стадия.
Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения и др.).
Социально-психологические параметры анализа личности
1. Зрелость. Зрелая личность – это выраженный носитель социально-типического: обладатель лучших качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания.
2. Социальная адаптация личности –процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватные отношения с окружающими.
3. Социальная адекватность личности – состояние адекватности обеспечивается выработкой у человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой высших психических функций и формированием качественно новых способностей и свойств личности (социальное воображение, социальный интеллект, социально-перцептивные способности).
4. Социальная идентичность личности – это результат самоидентификации человека с различными социальными категориями (группами), начиная с больших социальных категорий (этнические, профессиональные группы), заканчивая нормами и ценностями малых групп. Социальная идентичность предполагает также внутреннюю, эмоциональную идентификацию с его группой.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Социальная установка (аттитюд) – определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Функции установки:
1. Приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения пот отношению к объекту.
3. Функция выражения – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения (выражения себя как личности).
4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Структура аттитюда
Когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки).
Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
Поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
studfiles.net
Социальная психология личности
Социальная психология личности изучает человека при помощи использования различных связей и отношений.
Объект социологии личности учитывает включение человека в систему социально-психологических связей, а также особенности их взаимодействия.
Предмет социологии личности – особенности поведения и деятельности человека в социальной сфере. При этом учитываются социальные функции и механизмы их реализации. Кроме этого социология принимает во внимание зависимость ролевых функций от изменения общества.
Структура личности в социальной психологии рассматривается с двух сторон:
- как платформа определенной деятельности, которая основана на развитии общества;
- как социальная структура личности.
Определенная структура социальной личности позволяет человеку занимать конкретную нишу в обществе.
Исследование личности в социальной психологии осуществляется на основе деятельности и социальных отношений, в которые вступает человек в течение жизни. Социальная структура учитывает не только внешнюю, а и внутреннюю соотнесенность человека с обществом. Внешняя соотнесенность определяет положение человека в обществе и его моделью поведения, а внутренняя соотнесенность определяет субъективную позицию.
В социальной психологии адаптация личности происходит в период взаимодействия человека с разными социальными группами, а также во время участия в совместных действиях. Невозможно выделить конкретное положение, в котором личность будет полностью принадлежать к одной группе. Например, человек входит в семью, которая является группой, но при этом он еще является членом группы на работе, а также еще входит группу какой-либо секции.
Изучение личности в социальной психологии
В зависимости от социальных качеств определяется, будет ли человек полноправным членом общества. Определенной классификации нет, но условно социальные качества можно разделить на:
- Интеллектуальные, к которым можно отнести самосознание, аналитическое мышление, самооценку, восприятие к окружающей среде и возможным рискам.
- Психологические, к которым относятся эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и творческие способности личности.
Социальные качества не передаются генетически, а вырабатываются в течение всей жизни. Механизм их формирования называется социализацией. Качества личности постоянно изменяются, так как социальное общество не стоит на месте.
womanadvice.ru
Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии :: SYL.ru
Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество — истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии – учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.
Что такое личность?
Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности – это воспитание ребенка, роль предпринимателя – управление компанией и принятие решений, и прочее).
Общая психология личности
Общая психология – это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения – общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.
Определение личности в психологической науке
Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.
Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность – это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.
С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.
Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.
Что такое личность? Основные понятия
Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:
- Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
- Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
- Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
- Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
- Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.
Структура личности
Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:
- Направленность. Система побуждений, которая определяет активность человека и включает в себя потребности, интересы, идейные и практические установки.
- Возможности. Способности, которые обеспечивают успех деятельности. Одни из них доминируют в человеке, другие являются менее выраженными.
- Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, решительность и настойчивость.
- Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.
Личность в социальной психологии
Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.
Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)
Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.
Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность – это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.
Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)
Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе — это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.
Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.
www.syl.ru
Личность в социальной психологии
Поиск ЛекцийВведение
Актуальность данного исследования заключается в том. Что в настоящее время интерес к человеческой личности проявляет не только весь комплекс психологических наук, но также философия, социальная и культурная антропология, этика, педагогика и многие другие науки и дисциплины; при этом они рассматривают феномен личности с точки зрения своих исследовательских интересов и в той научной логике, которая сложилась в их методологической традиции. Для социальной психологии важно обозначить отличие своего подхода к личности от других исследовательских подходов и даже от подходов социологии и психологии как своих методологических и теоретических источников, соответствующих дисциплинам «Социология личности» и «Психология личности».
Объект исследования – личность.
Предмет исследования – методики исследования проблем личности.
Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии.
Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;
— исследовать проблемы личности в социальной психологии;
-изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;
— провести эмпирическое исследование.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава работы – теоретическая. В ней рассмотрены теоретические вопросы проблемы личности в социальной психологии.
Во второй главе изложено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.
При написании теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза.
В результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна.
Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии
Личность в социальной психологии
Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.
Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой «личность». В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.
Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?
Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.
В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений. От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания. Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.
Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений. При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, — в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.
Собственносоциальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Такой субъект-объектный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова «Я» и своеобразной философско-психологической «Я-концепции», которая объединила гносеологические образы «видения человеком самого себя». Считается, что именно «Я-концепция» поддерживает социальность человека, определяя его навыки общения и деятельности, поскольку она существует как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе. Образ «Я» целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований. Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа «Я» и идеальных представлений человека о себе. Динамическое «Я» (намерение кем-то стать) и фантастическое «Я» (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная «Я-концепция» формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально «зрелой личности»[1].
«Я-концепции» неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как «самооценка» и «самосознание». Считается, что самооценка является:
— важным регулятором поведения и самочувствия человека;
— от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;
— она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.
С самооценкой связаны такие параметры в характеристике личности как «уровень притязаний», определяемый степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Существенное расхождение притязаний и реальных возможностей личности может породить социально-психологические деформации (повышенную тревожность, неадекватность в общении, целевую дезинтеграцию и т.п.). В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека[2].
Сознание индивидуального образа «Я» (формирование идентичности) начинается с детства; оно подвержено множеству факторов и зависит от влияния на становление личности близкого и дальнего окружения (родителей, друзей, родственников, учителей и др.), от жизненного опыта, образования, от способности к самонаблюдению и «зеркальным» оценкам других людей и от других способностей и возможностей конкретного человека. В самоидентификацию входит также способ «организации» позитивной и негативной памяти о себе у человека, например, эмоциональные и когнитивные приоритеты запоминания плохого или хорошего, успешного или неудачного.
Социальная идентичность причастна процессу социализации. Она связана с социальным воздействием и социальным влиянием на становление личности. Она также связана со способностью сравнивать себя с другими людьми (социальное сравнение), с практикой отнесения себя к определенной группе или обществу (социальная стратификация) как с практикой и переживанием особого чувства «мы», некой социально-психологической общности. Здесь же осознается причастность к «своим» и противопоставление «чужим» в опыте социальных отношений (начиная от этнической принадлежности до принадлежности к конкретной семье, например)[3].
В осознании самого себя обязательно присутствует практикасаморегуляции личности как компонент самоуправления. Действенной спецификой самоуправления считается выполнение того, что было намечено человеком при планировании жизнедеятельности (иначе, воплощение замыслов). В саморегулировании активное участие принимает действующая «Я-концепция» конкретного человека. В силу собственной многогранности личность может использовать ту или иную сторону своего «Я» в отношении любой частной ситуации и направлять свое социальное поведение в нужную сторону; при этом специфические аспекты ее идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей. В саморегуляции участвует еще и «вера в самоэффективность» или ожидания по поводу собственных возможностей достижения определенных целей[4].
Рассматривая общую проблему самосознания в социальной психологии, следует отметить, что исследователи часто осуществляют деление самосознания на частное и общественное. Частное самосознание принадлежит сфере внутренних аспектов «Я» человека; общественное самосознание у личности возникает по поводу неких общественных аспектов «Я». Включение аспектов частного или общественного самосознания в действующую «Я-концепцию» взрослого человека может быть обусловлено какими-нибудь внешними или внутренними стимулами, которые обнаруживаются при саморефлексии. Причины индивидуальных различий в самосознании обусловлены жизненным опытом в период формирования личности, принадлежностью к индивидуализированной или коллективистской общественной культуре. В исследовательской практике социальные психологи больше интересуются не причинами, а последствиями включенности частных или общественных аспектов самосознания и их влиянием на социальное поведение и социальное самочувствие человека.
В социальной психологии среди наиболее популярных исследовательских проблем особое место занимает аспект, направленный на выяснение того, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как личность реализует свою социальную сущность. Для ответа на этот вопрос обязательно исследуется групповая среда, в которой пребывает личность. В отличие от простого изучения групп, что также характерно для исследовательской проблематики социальной психологии, здесь внимание обращено на весь комплекс вопросов возможной социальной детерминации личности вместе с общей проблемой межгрупповых и внутригрупповых отношений. Самое главное в такой работе, — это выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в конкретную социальную группу. При этом можно рассматривать все исследовательские параметры для группы, но в обратном значении их влияния на конкретную личность (например, лидерство в группе с точки зрения самого лидера или отдельных членов группы, которые имеют мнение о лидере, отличное от группового; или групповые нормы и ценности в их влиянии на конкретных членов группы).
Перспективы исследований личности в социальной психологии связаны с исследованием «социально-психологических качеств» конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru