Как я сдала ЕГЭ по истории на 100 баллов — Учёба.ру
Аделя Баширова,
студентка 1 курса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Запутанная история
Я училась в Астрахани в гимназии № 3 с углубленным изучением иностранных языков. Выбрала на ЕГЭ историю, потому что решила поступать на юридический факультет. При этом до 10 класса я не только не думала ее сдавать, но и вообще была категорически против: считала этот предмет чересчур сложным и запутанным. Однако по мере изучения история стала нравиться мне все больше и больше.
Я не считаю, что история — один из самых сложных ЕГЭ. Ведь в ней все более-менее конкретно, в отличие, например, от обществознания. В «обществе» много «воды», сотни различных определений и теорий. В истории же, на мой взгляд, все проще: есть дата, есть правитель, есть событие. Четкий круг причин и следствий.
С Древней Руси до Медведева
Готовиться к экзамену я стала потихоньку, в 10 классе пыталась укрепить базу, а вот уже в 11 классе занялась историей как следует. Для начала я прочитала школьные учебники, с Древней Руси до Медведева. Они очень помогают выстроить всю цепь событий и сформировать фундамент. Потом прослушала курс из 30 аудиолекций по истории России. Как только прочитывала или изучала какой-то материал, сразу начинала решать тесты по соответствующей теме. Параллельно учила даты, список которых взяла в конце учебника Орлова, на разных сайтах и в пабликах. Также выучила все даты по всемирной истории, которые были даны в кодификаторе ЕГЭ по истории на сайте ФИПИ. Параллельно с помощью приложений пыталась запомнить детали по архитектуре и живописи, с которыми у меня всегда были проблемы. И у меня получилось. Я могла бы посоветовать приложение Memrise: там есть категория «История России» и курсы по живописи, архитектуре и культуре.
Еще я прочитала учебник по истории России Орлова, тот, что с синей обложкой. Он очень интересно написан. Плюс, уровень этого пособия выше школьных учебников, что и помогло сформировать новое видение предмета, более полное.
Очень важно ознакомиться с критериями части 2, чтобы не попасть в западню. Эксперты ведь оценивают ответы по ключам, и нужно знать, как это происходит. Я изучила все критерии оценки части 2, чтобы знать, как лучше писать и оформлять свой ответ.
Основной совет, который могу дать, — больше решайте заданий в качестве тренировки, чтобы научиться «чувствовать» вопросы и ответы. И в части 2, где нужно написать развернуто несколько вопросов, лучше писать больше. Неправильные ответы засчитывать не будут, но в ваших записях может оказаться много дельного. Конечно, это не означает, что нужно писать откровенную чушь или все подряд, но чем больше вы напишете по теме, тем лучше.
Ожидания и «пробники»
Самыми простыми в ЕГЭ для меня были вопросы, где надо было выбрать ответы, количество которых указывалось в задании (это часть 1). А вот задания с картами я то решала, то не решала, как повезет. Самыми сложными я считаю два типа заданий: вопросы, где нужно написать в ответе три пункта по теме, и задания, где требуется раскрыть «за» и «против». Здесь надо писать по делу, но развернуто. А я это не люблю.
«Пробников» мы решили не так много. Я точно не помню своих результатов, но 100 баллов у меня не было, а может быть, было даже меньше 90. Сложно сказать, на какой балл я рассчитывала. На максимальный! Хотелось получить как можно больше. Думала, отлично получится, если удастся набрать выше 90 баллов. Такой результат тогда казался мне счастьем.
Жара на ЕГЭ
Когда я увидела свой вариант на экзамене, он показался мне несложным. Я была спокойна: знала, что готовилась и смогу сделать хоть что-то. Меньше волнения — лучше результат. Эссе я писала по периоду правления Дмитрия Донского. Изначально знала, что выбирать буду именно ранние периоды истории — Древнюю Русь, например, я просто обожаю. Так получилось, что каждый раз, испытывая разные методики обучения, я начинала именно с этой темы и знала ее лучше всего остального вместе взятого.
А самым сложным на экзамене было все успеть. Писать приходилось сразу на чистовик. Но, слава Богу, времени хватило. А еще было очень жарко в кабинете, окна не открывали, потому что от ветерка с улицы со столов улетали листки. Кто был в Астрахани летом, тот поймет меня. Так что это, наверно, и оказалось самым трудным. И еще рука уставала от письма. Одним словом, у меня были только технические проблемы.
Непредсказуемый результат
После экзамена я была готова ко всему, но с нетерпением ждала 90+. ЕГЭ — непредсказуемая вещь, даже если ты уверен, что написал все на 150 процентов, результат все равно может быть очень плохим. Поэтому я просто надеялась на максимум.
Когда увидела свои баллы, то испытала приятный шок. Просто не верилось, что я получила 100 баллов. Я до сих пор до конца не могу осознать этот факт. Мои друзья и одноклассники были рады за меня. Они ждали от меня высоких результатов, но я даже не знаю, готовы ли они были к такой нереальной цифре.
Вторая волна
Я подавала документы в три вуза: Казанский федеральный университет, Саратовскую государственную юридическую академию и МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую волну я прошла только в первые два вуза, так как ДВИ по обществознанию в МГУ сдала на невысокий балл. Тогда я решила рискнуть и подать оригинал аттестата в МГУ. В итоге главный университет страны покорился мне со второй волны.
www.ucheba.ru
Как сдать ЕГЭ по истории и обществознанию: полезные советы от первокурсницы
Привет! Меня зовут Катя, я учусь на первом курсе факультета рекламы и связей с общественностью (на бюджете). Для поступления в вуз мне, как и многим абитуриентам, пришлось сдавать Единый государственный экзамен. Ох уж эти страшные для любого старшеклассника три буквы — ЕГЭ! На самом деле всё не так сложно и страшно. Вот несколько советов из моей личной практики тем, у кого это испытание ещё впереди.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Начну с того, что поступить на рекламу я мечтала с восьмого класса, но готовиться к ЕГЭ начала в десятом. Для зачисления в вуз мне предстояло сдать историю и обществознание.
История считается одним из самых сложных предметов. Для себя я поняла: чтобы успешно сдать предмет, его нужно буквально пропустить через себя, другими словами — предмет нужно полюбить.
Скажу сразу, историю я сдала на 84 балла, обществознание — на 86. И нет, я не девочка-отличница, которая сутками зубрила материал и отказывала себе во всём, посвящая всё свободное время подготовке. Нет, репетиторов у меня тоже не было.
Итак, как же я готовилась?
История
История любит точность. Поэтому что?
1. Учите даты. Как правило основные даты располагаются на форзаце учебника.
2. Пишите сочинение. Сочинение даёт очень хорошие баллы (11 первичных), это самое весомое задание в ЕГЭ. Выберете два основных периода (например, Романовы и советская история) и пишите сочинения по всем временным промежуткам, которые могут предлагаться. Главное — не допускать фактических ошибок и правильно раскрывать причинно-следственные связи.
3. Учите карты. Да-да, как бы это ни звучало, но карты нужно учить. Задания по ним, хоть и весят мало, но тоже могут сыграть важную роль.
4. Не лейте воду в задании с аргументами «за» и «против». Я, как и многие сдающие в этом году, потеряла много баллов на этом задании. Здесь нужна конкретика. Если вы не будете приводить конкретные термины и даты, вам просто поставят ноль баллов.
Обществознание
Тут мне было сложнее готовиться, хотя сдала я «общество» относительно лучше истории.
1. Сложность в том, что обществознание разделено на блоки: социология, экономика, правоведение и так далее. Учить я и начинала по блокам. Особое внимание стоит уделить экономите и праву, так как именно по этим темам часто бывает много заданий.
2. Когда будете писать эссе, также помните, что высказывания (цитаты, мысли учёных и экспертов) по какой-то определённой теме можно условно разделить на блоки.
Честно говоря, моя учительница, которая помогала мне готовиться, была недовольна теми пробными эссе, которые я писала до экзамена. Да я и сама не получала удовольствия от этого задания. Однако, на экзамене я написала эссе на пять быллов из шести. Всё потому, что я структурировала высказывания по темам на блоки.
Объясню на примере экономики. Например, можно разделить высказывания, которые относятся к теме «спрос и предложение», к теме «экономические системы», «деньги», и так далее. Так вот, для каждой из этих тем существует определённый набор терминов и примеров, выучив которые, вы сможете спокойно ориентироваться в высказываниях. Что касается примеров, то здесь тоже должна быть конкретика: через пример вы раскрываете проблему высказывания.
3. Мой главный совет при подготовке к любому экзамену: решать, решать и ещё раз решать! Хорошие тесты предлагаются в ФИПИ или на ресурсе Решу ЕГЭ.
4. Но даже если вы перерешали всю фипишку, досконально изучили Решу ЕГЭ, не останавливайтесь на этом! Находите и решайте сложные варианты и очень сложные варианты. Научитесь решать их — все остальные тесты пойдут как по маслу.
Тесты довольно простые, правда. Во всяком случае, мне попались несложные. По структуре и типам задания они напоминают тесты с Решу ЕГЭ.
Не волнуйтесь слишком. С хорошей подготовкой и большим желанием можно достичь чего угодно, а уж сдать ЕГЭ — тем более!
Желаю всем лёгких тестов и успешной подготовки.
И берегите свои нервы!
mel.fm
Как сдать экзамен по истории, если ничего не знаешь?
Если вы не собираетесь в будущем стать историком, вам нет необходимости изучать летописи, памятники законодательства, статические данные, взгляды других известных историков. Для подготовки к экзамену достаточно ограничиться соответствующей литературой, которую рекомендуют преподаватели. Если речь идет о поступлении на исторический факультет, то для подготовки дополнительно рекомендуется использовать специальные энциклопедии и подшивки по истории России за последние несколько лет. Их можно найти в любой библиотеке. Если в каком-то ответе на вопрос вы сошлетесь на ту или иную статью, экзаменатор оценит это. Если экзамен устный:
- Предварительно составьте план ответа.
- Приготовьте речь, которая длится не более 5-7 минут.
Отвечайте все, что знаете по этой теме, если понимаете, что знаний по конкретному вопросу у вас недостаточно.
В процессе подготовки многие сталкиваются с трудностью запоминания определенных дат. А, как правило, на экзаменах 9 класса, 11 класса и в университете присутствуют вопросы, где в качестве ответа необходимо назвать дату.
Не нужно заучивать даты механически. Чтобы их легко запомнить, надо разобраться в том, к чему они относятся. Определите в каждой теме даты, которые являются ключевыми и привяжите каждую к конкретному событию.
В процессе подготовки используйте атласы и исторические карты. Как правило, их можно использовать на экзамене в школе или в университете. Читая о том или ином историческом событии, смотрите на карте, где это происходило. На экзамене вам достаточно будет взглянуть на атлас, чтобы вспомнить ответ на вопрос. Вы можете принести карту или атлас с собой. Но вам нужен чистый атлас без посторонних надписей, так как преподаватель проверит их наличие.
Тестирование по истории пройти гораздо проще, чем сдать устный или письменный экзамен.
Ведь вспомнить верную дату или название легче, если даны варианты ответов. Тем не менее тестирование тоже требует подготовки. Самый оптимальный вариант – в процессе подготовки использовать:
- учебники;
- вопросы с ответами, которые были на тестировании в прошлые годы.
Каждый год вопросы аналогичные. Поэтому вам легко будет получить высокую оценку, если вы изучите достаточное количество тестов за прошлые годы.
Чего делать не следует
В процессе сдачи экзамена не сообщайте преподавателю, что вы ничего не знаете. Что-то, относящееся к теме, вы точно вспомните. Вы можете, например, попросить дать вам немного времени подумать. Если вы не совсем уверены в том, что ваш ответ правильный, начинайте предложения с фраз, таких как «я полагаю». Не стоит начинать ответ с «мне кажется», когда речь идет о конкретных исторических событиях.
Не используйте шпаргалки, особенно если не умеете ими пользоваться так, что никто не заметит. Однако приготовить шпаргалки все-таки следует, причем не готовые, скачанные и распечатанные из Интернета. Вы должны написать их самостоятельно. Так вам удастся запомнить много исторических дат и фактов. Кроме того, осознание того, что у вас есть шпаргалки, придаст вам больше уверенности на экзамене.
Если вы думаете, как сдать экзамен по истории, если вы ничего не знаете, сама постановка вопроса неверна. Не стоит опускать руки и сдаваться. Вы учили историю в школе или даже посещали лекции по этому предмету в университете. Поэтому базовые знания у вас точно имеются.
Читайте также: Как можно сдать экзамен, если ничего не знаешь
Не надо волноваться. Визуализируйте сданный на удовлетворительную оценку экзамен и поймите, что через час все эти переживания и стрессы останутся в прошлом. Почему-то в большинстве случаев люди только спустя несколько лет после окончания университета понимают, что экзамен – это всего лишь экзамен, и волноваться из-за него не стоит.
Что делать, если не подготовился
Если подготовиться к экзамену так и не удалось, стоит воспользоваться следующими советами. В таком случае важно не получить не зачет, а получить хотя бы минимальную удовлетворительную оценку. Для этого следует отвечать первым на экзамене. Преподаватели, как правило, понимают, что первым отвечать особенно трудно, и это дает шанс получить чуть завышенный балл. Если преподаватель увидит, что вы плохо выучили тему, он, скорее всего, поставит минимальную оценку и отпустит.
Главное – отвечайте и пишите ответы. Не оставляйте пустой лист и не молчите. Постарайтесь вспомнить темы, хотя бы косвенно относящиеся к теме. Но стоит учитывать, что такой метод актуален для школы. Если речь идет о поступлении на 1-й курс или сдачи экзамена по истории на других курсах в ВУЗе, вам надо сесть рядом с отличником или отличницей, который/ая сможет хотя бы кратко ответить на вопросы из вашего билета, тем самым помогая вам получить удовлетворительную оценку.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.
vuzyinfo.ru
Личный опыт ЕГЭ по истории как я готовилась и сдавала
19 июня – день максимального напряжения, сконцентрированного в школьниках всей страны, выбравших в свой список предметов для сдачи историю. Еще бы, столько дат, столько исторических событий, личностей и монументов, выучить не каждому под силу. Сейчас вы узнаете, как это было и что хотелось бы посоветовать тем, кто приметил этот предмет для сдачи. Поехали.
Начнем с того, что история это такой предмет, который может одному и тому же человеку казаться и трудным, и довольно простым к восприятию. И секрет в том, что нужно просто найти подход к его изучению. Сама я не из тех, кто «зубрил» весь учебный год предмет.
Для меня достаточно было уроков, сборника заданий ЕГЭ, видеороликов на youtube с лекциями, ну и, конечно же, любимого — документальных сериалов и фильмов по истории. Посмотрела и послушала я достаточно, и поэтому, идя на экзамен чувствовала себя уверенно. Хотя и не обошлось без штудирования дат за вечер «до».
Первое, что мне удалось заметить, придя на экзамен, что в классах много свободных парт. То есть многие заявившиеся на экзамен по истории не пришли, видимо, предмет действительно много кого пугает, но пугаться точно не стоит! От лишних накручиваний и переживаний можно неправильно рассчитать время выполнения экзамена.
Кстати, на написание 25 заданий дано 3 часа 55 минут. Этим временем необходимо распорядиться правильно. Неторопливо, рассудительно, но ловко нужно обойтись с тестовой частью. Там вы встретите и раскиданные по периодам события, и исторических личностей, с характеристиками их деятельности, и понятие, термин которого нужно выделить и записать в ответ, так же и контурная карта с соответствующими вопросами, и письма, адресованные кому-то очень важному в истории страны. Ваша задача – не растеряться во всем этом разнообразии и ответить верно, а главное – укладываясь во время.
Я, ознакомясь с заданиями своего КИМа, поняла, что знаю ответы не на все вопросы теста. Что же делать? Идти домой и плакать? Конечно, нет, вспомните, что задания теста составлены людьми. Это поможет вам тем, что вы сможете представить себя на месте составителя задания и понять его логику.
Если и это не поможет, то можно попробовать так же перенестись в тело исторического деятеля и порассуждать, как бы он поступил, в данных обстоятельствах, учитывая его склонности, интересы и черты характера, конечно. Таким образом, вспоминая то или иное событие, территории, временной промежуток или особенности воеводы, князя или императора вы маленькими шагами придете к правильному ответу. Заодно убедившись на пути к нему, что все знания – при себе.
А если тема вопроса совсем незнакома, можно просто довериться интуиции. Порой, она может подсказать то, что мы подозреваем, но боимся ответить.
И вот, добравшись до открытых заданий, идет работа с текстом. В принципе, тут опять же пригодится логика, немного интуиции и знания основных исторических событий. Конечно, деятельность крупных исторических личностей лучше изучить более подробнее, знать хотя бы по одной-две реформе в каждой сфере: социальной, духовной, политической и экономической.
Не обойтись в последнем задании – сочинении, и без писательских способностей. Умение хорошо писать поможет вам рассказать проверяющему достоверно и чисто даже о том событии, которое вы знаете плохо.
Итак, подведем итог, вот мои полезные советы, которые пригодятся сдающим ЕГЭ по истории:
1. Найдите правильный подход к изучению истории. Смотрите документальные фильмы, слушайте интересные лекции учителей, читайте книги, сюжет которых основан на реальных событиях. В общем, займитесь тем, что любите, связывая это с занятие с историей.
2. Не волнуйтесь. Все выучить невозможно и никто этого делать не будет, поэтому чувствуйте себя уверенно и правильно распланируйте время решения заданий, чтобы хватило времени на перепроверку и внесение ответов в бланки.
3. Не знаете ответа? Не беда! Порассуждайте, подумайте, что бы вы делали при такой исторической ситуации. Если это не помогло, подключайте интуицию – ничего страшного в этом нет.
4. Вам все-таки нужно опираться на что-то: выучите основные даты и изучите крупные исторические личности, реформы, которые были ими приняты.
5. Читайте побольше. И практикуйтесь в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство письма и тогда, проверяющий зачитается и получит удовольствие от вашей работы, и это расположит его настрой к вам с первой строки.
Знаете, на удивление, после того, как я написала последний экзамен, и точка напряжения была позади, мне не захотелось забыть все пройденное, как это бывает иногда. Наоборот, захотелось изучать историю дальше. Ведь, выучить пару дат, послушать интересные лекции,почитать факты и биографии,– это совсем не сложно, а то, какими глазами на тебя смотрят друзья и одноклассники, не сдающие ЕГЭ, когда ты рассказываешь о том, что написал – бесценно.
5uglov.ru
как сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов — Учёба.ру
Министр образования сообщила, что ЕГЭ по истории может стать обязательным едва ли не в 2018 году. Как вы относитесь к этой идее?
Экзамен по истории в том виде, каком он существует сейчас, отвечает потребностям выпускников, планирующих посвятить свою жизнь исторической науке или стать учителем. ЕГЭ подразумевает серьезную работу с историческими источниками и более глубокое погружение в предмет.
Бесспорно, знание истории своей страны позволяет сформировать компоненты гражданской позиции, но, на мой взгляд, нет необходимости для достижения этой цели владеть навыками работы с источниками в том объеме, который проверяет ЕГЭ. Предположу, что более рационально разделить экзамен по истории на базовый и профильный уровень.
В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по истории? Какие пробелы в школьном курсе становятся очевидны и мешают успешно сдать экзамен без специальной подготовки?
ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем. К примеру, в 10 классе в течение года требуется изучить два учебника по отечественной истории и один учебник — по европейской.
Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. В советской школе поездки по стране были чем-то само собой разумеющимся, но сегодня существуют организационные сложности перевозки группы детей. Их следствием становится ограниченное мировоззрение школьника, ослабевание его интереса к истории. Дети плохо знают памятники культуры. Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям № 18 и 19.
Для экзамена по истории характерны все те же трудности, что и для испытаний по любому другому гуманитарному предмету. Важно сформировать в собственном сознании не только банк знаний, но и вооружиться навыками речемыслительной деятельности: уметь аргументировать собственную позицию по той или иной цитате, которая имеет отношение к определенному историческому этапу, событию.
Не секрет, что современные школьники с трудом излагают свои мысли. Эта трудность возрастает в разы, если речь идет о письменной речи. Требуется буквально отшлифовать каждую фразу, при этом учитывая критерии задания. Сдавая экзамен по истории, нужно владеть литературными навыками, иначе не справиться с вопросами, которые требуют развернутого ответа.
Какие темы или исторические периоды, по вашим наблюдениям, вызывают наибольшую сложность?
Прежде чем ответить на ваш вопрос, выскажу свою принципиальную позицию: все задания ЕГЭ по силам школьнику при условии планомерной, систематизированной подготовки. Но в КИМах нет заданий, которые можно решить, применив «изобретательность» или выполнить методом угадывания ответа. На экзамен невозможно «натаскать», как говорят в последнее время чиновники.
Первой по сложности я бы поставила тему гражданской войны, ввиду ее насыщенности именами, событиями, героями и историческими оценками. Тема трудна даже для профессиональных историков.
Наравне с ней можно поставить темы «Перестройка в СССР» и «Распад Советского Союза и образование РФ» из-за их близости к нашему времени.
Я уже упоминала о сложностях, связанных с темами культуры, важность которых осознает далеко не каждый учитель. Такое же положение дел и с зарубежной историей.
Как написать историческое сочинение
Есть ли секреты при сдаче экзамена, какие вопросы считаются самыми коварными? На что стоит обратить особое внимание?
За день до экзамена надо продумать стратегию ответа, четко распределить время и силы. Начинайте с того задания, которое требует зоркости, неусталых глаз, высокой концентрации внимания. Это вопросы № 13 и 16 КИМов ЕГЭ по истории (работа с картой) и задания № 18 и 19 (работа с визуальной информацией).
Начинать лучше вообще с части 2, с заданий, которые требуют развернутого ответа. Из шести заданий второй части три связаны с работой по историческому источнику, которая вполне по силе выпускнику.
Вопросы № 23 и 24 — задания повышенной сложности. Думаю, что их нужно выполнять в два этапа: сделать заготовку на черновике, перейти на прорешивание вопросов первой части и вернуться через час с тем, чтобы скорректировать ответ.
Особое внимание обращу на 25-е задание. Историческое сочинение — самое «высокооплачиваемое» задание, за него можно получить до 11 баллов из 53 первичных баллов. Одна пятая успеха на экзамене. И, разумеется, оно требует больше всего времени (как справиться с этим заданием, смотрите в видео «Историческое сочинение: семь шагов к успеху». — Прим. «Учёбы.ру»).
Задания № 1 и 11 подразумевают знание не только отечественной, но и зарубежной истории. Как и история культуры, европейская в большинстве школ изучается по остаточному принципу. «Вес» заданий в совокупности составляет 4 балла. Выпускник до экзамена должен знать о трудностях этих вопросов и решить для себя, будет ли он уделять внимание зарубежной истории или пожертвует этими баллами.
Определенную сложность имеет задание № 4, где требуется на основе предложенного определения вставить определяемый термин. Казалось бы, всего одно слово, но если не знать содержание «опричнины» или толкование слова «диссидент», то с заданием не справиться. Всякая наука требует знания терминологии, историческая не исключение.
В задании № 6 представлены два источника и шесть суждений, из которых нужно выбрать верные. Для того чтобы выполнить это задание, нужно понять, о каком периоде идет речь в каждом отрывке, соотнести суждения с собственными знаниями о нем. Только после этого решать, какие суждения являются верными.
Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.
- Экзамен длится без пяти минут четыре часа, а школьники привыкли работать 45 минут — ничто не мешает отдохнуть, посмотреть в окно.
- Правильно распределяйте силы так, чтобы не выдохнуться сразу, чередуйте сложные вопросы, требующие развернутого ответа, и тесты.
- Используйте тактику прохождения вопросов «двумя кругами». Сначала посмотрите все задания, сразу отложите те, которые вы не понимаете или где вы не знаете ответа. Не нервничайте, не вводите себя в стресс. Время останется, вы посмотрите все еще раз, возможно, решение найдется. В любом случае удастся выполнить больший объем, получить больше баллов.
www.ucheba.ru
Экзамен — не «угадайка». Как учить историю, чтобы успешно сдать ЕГЭ | образование | ОБЩЕСТВО
Сергей Букинич 23 года преподаёт историю в гимназии № 116 Петербурга. В 2006 г. он стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года». Его мастер-классам рукоплескали не только в России, но и в школах Германии, Израиля, Польши, Эстонии. По итогам ЕГЭ большинство его учеников неизменно показывают высокие результаты, есть среди них и 100-балльники. Впрочем, к ЕГЭ у педагога своё отношение.
— С одной стороны, это закон, который надо выполнять, — говорит Сергей Александрович. — С другой — как живое слово, эмоции, гражданскую позицию втиснуть в несколько строчек теста? Тревожит и то, что с введением ЕГЭ, который стал пропуском в университеты, многие начали рассматривать школу как предбанник вуза. Дети, приученные ставить галочки, не могут чётко и внятно сформулировать свои мысли.
Россия — страна с непредсказуемым прошлым. Доходит до того, что одни и те же события в разных учебниках преподносятся по-разному. Как объяснить такие кульбиты 14-16-летним?
— Всегда опираюсь на факты и здравый смысл, — говорит преподаватель. — Другое дело, что в обществе меняются ценности. Сегодня некоторые подростки не знают, что были Сталинград и Бабий Яр. Моя задача не только заполнить эти пробелы, но и разбудить чувства. Василий Ключевский писал: главный урок истории в том, что из неё никто не извлекает никаких уроков. Но она больно бьёт того, кто забывает о минувшем.
Талант учителя ещё и в том, чтобы далёкое сделать близким. Для Петербурга особая страница — блокада. На уроке, посвящённом 70-летию освобождения города, Букинич предложил старшеклассникам фильм, чест-
но рассказывающий о драматических страницах блокады.
— Потом я спросил: что вы чувствуете? И одна девочка сказала: «Стыдно». — «За что?» — «За равнодушие. Люди прошли через такие испытания, а мы, их потомки, не видим чужой боли».
Перед подготовкой к ЕГЭ советуют смотреть исторические фильмы, а на экзамене включать логику. Фото: АиФ-Юг / Алина МеньковаСоветы выпускникам
1. Включите логику. Если сомневаетесь в ответе, рассуждайте о последовательности дат, событий и личностей. Например, вопрос: «Чьим сподвижником был Андрей Курбский?» И варианты ответов: Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Петра Первого или Владимира Ленина. Отбрасывайте заведомо невозможные варианты: Ярослава Мудрого и Ленина, и размышляйте только о возможных. Самый известный сподвижник Петра — Меншиков. Значит, правильный ответ — Ивана Грозного.
2. Часто в самом вопросе уже есть подсказка. Например, о каком сражении говорится в литературном памятнике конца XIV — начала XV вв. «Задонщина»? Начинаем вспоминать о победах русских в это время и понимаем — речь о Куликовской битве.
3. Отфильтруйте главные исторические даты от второстепенных. Есть ключевые вехи — Великая Отечественная, революция 1917-го г. и т. д., а есть — второго плана.
4. Смотрите исторические фильмы. Одни из самых сложных на ЕГЭ вопросы — где затрагиваются культура, экономика, социальная политика. Поэтому не ограничивайтесь текстами учебника. Ходите на экскурсии, смотрите фильмы. Например, «Список Шиндлера» или «Сталинград».
5. Не сидите долго над тестами. Не погружайтесь слишком в события прошлого, не выискивайте в вопросе подводные камни. Многообразие взглядов в части А не нужно. Больше сил отводите части Б и С.
6. За 5 дней до экзамена закрепите материал. Первые два дня — повторяете всё до XVIII в., затем — XIX и XX вв. И в последний день спокойно проходим весь объём ещё раз. `
7. Не лейте воду! Некоторые считают, что в части С «нальют воды» побольше и — прокатит. Эксперты, проверяющие работы, люди опытные. Всю эту смесь они пропустят через сито, и что останется? Поэтому отвечайте чётко, ясно, по существу.
Учителя отмечают: часто в самом вопросе экзамена уже есть подсказка. Фото: АиФ / Екатерина ГалееваСовет учителям
Напишите нечто вроде шпаргалки с важной хронологией и постоянно держите её на доске на всех уроках, пусть она будет и у детей в удобном виде. В нужный момент зрительная память сработает.
Совет родителям
Не нервируйте ребёнка, дайте ему выспаться перед испытанием. Экзамен — это важно, но не смертельно! Вся жизнь впереди, и не стоит оценками мерить успех. Это должны помнить и дети, и родители, и педагоги.
Смотрите также:
www.spb.aif.ru
Как сдать экзамен по истории
Если вы задаетесь вопросом, как сдать экзамен по истории и получить отличную оценку за свою работу (будь то ЕГЭ или просто контроль знаний в школе или вузе), то этот материал именно для вас. Особенности и полезные советы в подготовке, методики и советы от уже прошедших испытания.
Тем, кто собирается в будущем стать историком, необходимо знать, хотя бы в самых общих чертах, важнейшие источники — летописи, мемуары, памятники законодательства, статистические данные; взгляды великих российских историков XIX–ХХ вв. на ряд ключевых проблем и фигур отечественной истории; иметь представления о крупнейших дискуссиях в исторической литературе последних десятилетий и лет.
Не только учебники
Здесь вам помогут не только учебники для вузов, специальные энциклопедии, но и подшивки журналов “Вопросы истории” и “Отечественная история” за последние годы (их вы найдете в библиотеке). Если, отвечая на экзамене, вы с пониманием и к месту сошлетесь на ту или иную статью, будьте уверены, что экзаменатор это оценит в прямом и переносном смысле. Правда, следует избегать прямых утверждений, что в такой-то статье содержится высшая истина: вдруг ваш экзаменатор придерживается иной точки зрения. Последнее относится и к абитуриентам–“не историкам”. Если вы знаете о существовании спорной проблемы и разных точек зрения, постарайтесь указать их, но утверждайте, что одна из них предпочтительна только в том случае, если уверены, что так принято в данном вузе. В противном случае вы рискуете вызвать раздражение экзаменатора, ибо не всякий специалист готов подняться над научными разногласиями.
Спланируйте свою работу
Очень важно правильно спланировать свою работу. Постарайтесь узнать список экзаменационных вопросов прошлых лет (источники те же, кроме непосредственно приемной комиссии, хотя иногда такая информация предоставляется). Если это невозможно, составьте свой список, руководствуясь темами программы и пособия для поступающих. Приступите к составлению тезисного плана по каждому вопросу, — так материал запомнится быстрее. В каждой теме выделите ключевые проблемы, вокруг которых постройте свой ответ. Позаботьтесь о том, чтобы избежать хаотичного, сумбурного изложения, следите за логикой материала. Учтите, что ответ на один вопрос должен звучать не более 5–7 минут.
Многие затрудняются в запоминании исторических дат. Обычно это происходит потому, что они пытаются заучивать их механически, не разбираясь в сущности того, к чему они относятся. Не идите по этому пути. Определите ключевые даты в каждой теме, выделите их в своих планах и, постепенно повторяя, вы легко сможете их запомнить. Знание дат не самоцель, но условие грамотного анализа исторического процесса.
Готовясь к экзамену, не забудьте про исторические карты. Как правило, ими можно пользоваться во время ответа, хотя в каждом конкретном случае это необходимо уточнить. Если это так, то у вас есть законная подсказка. Хорошо изучите школьные атласы по истории России, выясните, что можно почерпнуть из них для ответа по каждой теме, пометьте это в своих планах. Иногда это очень помогает на экзамене. На случай, если программы для поступающих и атласов не окажется в аудитории, принесите их с собой. Учтите, что их в этом случае наверняка проверят на содержание посторонних записей.
Психологическая подготовка важна не менее теоретической
Накануне экзамена постарайтесь выспаться, — со свежей головой сдавать экзамен легче. На устный экзамен можно приходить в разное время, но лучше всего отвечать шестым–двенадцатым по счету. Дайте возможность экзаменаторам слегка “выпустить пар” и войти в колею, но не ходите сдавать тогда, когда они уже очень устали и торопятся побыстрее завершить экзамен. Впрочем, не пугайтесь, если пришлось отвечать первым или последним, ведь главное — это ваши знания!
Взяв билет и прочитав вопрос, не выражайте бурно свои эмоции, поскольку чрезмерная радость провоцирует желание спросить вас подробнее, а явное огорчение создает предчувствие заведомо провального ответа. Помните, что у вас есть право попросить разъяснений, если это необходимо. Садитесь и спокойно готовьтесь.
Вспомните свои планы ответов. Если необходимо, перекомпонуйте их, сообразуясь с содержанием билета. Воспроизведите план ответа по каждому вопросу на листе подготовки, который выдадут вам экзаменаторы. В случае несогласия с оценкой, полученной на экзамене, эти записи станут основным аргументом при апелляции. Но вряд ли вы успеете записать ответ дословно, так что постарайтесь вновь создать уже в аудитории емкий тезисный план с необходимыми датами, смело идите отвечать.
Не начинайте свой ответ с откровения, что вы ничего не знаете. Если это так, то непонятно, для чего отнимать у людей время, а если не так, то вы выбрали неподходящие место и время пококетничать. Отвечайте спокойно, так же воспринимайте и дополнительные вопросы, причем не стесняйтесь попросить времени чуть-чуть подумать или вспомнить. Не забудьте, что спрашивать вас должны двое экзаменаторов и если один из них по каким-то причинам вышел, то вы можете попросить подождать его возвращения.
Если создалось ощущение предвзятого или несправедливого отношения к вам, не паникуйте. Требуйте занесения всех дополнительных вопросов, а также фактов прерывания вашего ответа в протокол, после чего смело идите к ответственному секретарю приемной комиссии и узнавайте как подать апелляцию. Обычно ее можно подать либо до того, как вы покинули здание вуза, либо в течение определенного срока после окончания экзамена.
А если надо написать историческое сочинение?
Теперь о других типах вступительного экзамена по истории. В некоторых случаях может быть предложено историческое сочинение на определенную тему. Сама ее формулировка содержит постановку некоторой проблемы, зачастую дискуссионной. Методика подготовки к такому экзамену мало отличается от описанной выше. Однако более пристальное внимание следует уделить изучению источников и исторической литературы. Знание же терминологии потребуется и вовсе безукоризненное.
Выбрав тему на экзамене, в нескольких фразах определите суть затронутой проблемы, чтобы показать, что вы ее уловили. Затем определите важнейшие факты и источники, на которые можно опереться при изучении данной темы. Расскажите об истории ее исследования, различных точках зрения. Учитывая, что данная форма экзамена разработана слабо, обязательно заранее поинтересуйтесь на консультации перед экзаменом, что именно от вас ожидают.
Тестирование, оно же ЕГЭ
Среди плюсов такого экзамена отмечают объективный характер проверки и оценки. Это верно до определенной степени. Дело в том, что объективно можно проверить лишь знание фактов. А вот остальное предпочтительнее выяснять в ходе устной беседы, ибо представления, скажем, о причинах отмены крепостного права, могут разниться, а тот или иной термин может употребляться в разных смыслах. И тут возникает ситуация, при которой правильно ответить на все вопросы может только составитель тестов или тот, кому известна логика его рассуждений.
Конечно, тест — вовсе не безнадежный случай, зачастую он легче устного экзамена. Готовиться к тестированию имеет смысл примерно так же, но большее внимание следует уделить изучению подходов и оценок, принятых в данном вузе, хронологии событий. Кроме того, постарайтесь найти максимальное количество подобных тестов. Может быть, какие‑то тесты предлагаются в качестве образцовых или примерных. Поработайте с ними, чтобы “набить руку” и понять принципы, которыми руководствуются составители. Выделите типичные варианты тестов и потренируйтесь в самостоятельном их составлении по темам программы для поступающих. Можно готовиться с кем‑то в паре: один будет составлять тесты, которые предстоит решить другому, и наоборот.
Какой бы экзамен вам не предстоял, готовьтесь к нему последовательно и методично. Рассчитывайте, в первую очередь, на свои силы и немного на удачу, и тогда она вам обязательно улыбнется.
edunews.ru