Как развивать речь у взрослых упражнения – Как развить свою речь и научиться говорить красиво и грамотно

Содержание

Как развить свою речь и научиться говорить красиво и грамотно

Содержание статьи

Грамотная и красивая речь всегда говорит об успешном образованном человеке, вызывая у окружающий к нему уважение. А умение правильно донести до слушателей свои мысли помогают не только в работе, но и в общении с домашними и друзьями. Если на данный момент такого навыка нет, не отчаивайтесь, существует несколько основных советов, которые помогут говорить красиво и грамотно.

Как развить речь и научиться говорить красиво

Чтение книг

Научиться грамотно излагать свои мысли поможет чтение книг. Они пополнят словарный запас новыми, а иногда даже диковинными словами.

Пользуйтесь словарями

Они помогут увидеть куда правильно ставить ударение, расскажут значение неизвестных слов.

Чтобы выступление перед публикой прошло успешно, нужно заранее проработать то, что хотите донести слушателям. Поможет в этом небольшой план. Его можно записать на бумаге, добавив несколько ключевые слова. Весь текст с листка читать не нужно, это сделает речь сухой, неживой и безэмоциональной. Слушателям будет тяжело воспринимать ее.

Упражнения помогающие развивать речь

Они помогут людям в любом возрасте, неважно это первоклассник или мужчина в зрелом возрасте.

  1. Найдите оратора, речь которого по душе вам. Следует прослушать и проанализировать несколько его выступлений. Так вы заметите какими приемами он пользуется. Наиболее подходящие необходимо взять на заметку. Только обязательно их нужно протестировать при общении с друзьями. Таким образом увидите, работают ли они в вашем случае, при необходимости подкорректируете речь.
  2. Общение с самим собой. Когда никого нет рядом попробуйте доказать себе что-то. Немного поспорьте, выдвигая различные теории. Это поможет быстро находить необходимые слова и мысли при общении с окружающими.
  3. Составляйте небольшие рассказы. Возьмите за основу 5 разных слов. После составьте с ними не большой рассказ. Данное упражнение развивает логику и тренирует воображение.

Что нужно учитывать при общении с окружающими

Запишите на диктофон свое непринужденное общение с друзьями. Такая уловка покажет допускаемые вами ошибки. Чаще это:

  • Слова-паразиты. Часто используемые слова для связки речи, такие как «короче», «как-бы», «наверно», указываю на нерешительность, уменьшают значимость того, что говорится. Постарайтесь убрать из своей речи сленг, жаргон. Не сокращайте слов, произносите полностью. И самое главное, уберите из речи нецензурную лексику.
  • Быстрая речь. Речь без пауз мешает слушателям сконцентрироваться на высказывании. Многие фразы при этом получаются скомканными. Если среди слушателей будут люди с проблемами слуха, то половину они не услышат и вовсе.
  • Коверканье слов и неправильное ударение. Обращайте внимание, как слова произносят окружающие. Если вы ставите ударение в другом месте проверьте себя с помощью словаря.

Также отвлечет внимание людей от речи неуместная мимика и жесты. Они должны подчеркивать сказанное, поэтому не нужно сильно размахивать руками или чрезмерно улыбаться. Движения должны быть плавными, а лицо выражать спокойствие. Потренируйтесь перед зеркалом. Обратите внимание при этом на свою осанку. Спина должна быть прямая, а плечи развёрнутыми. Так вы будете выражать уверенность, что привлечет к вам слушателей.

Как развить дикцию и четкость речи

Чтобы развивать дикцию и речь необходимо записаться на курсы риторики. В интернете можно просто огромное количество советов от психологов, помогающие наладить контакт с окружающими, и настроить на необходимый лад слушателей. Также можно подыскать подходящие книги. Все это, плюс практика, поможет усовершенствовать ораторское искусство.

Упражнения для развития дикции

Чтобы получить хорошую дикцию нужно тренироваться. В этом помогут данные упражнения:

  1. Дыхание. Наберите в лёгкие воздуха и пропойте, сколько хватит сил, гласные буквы. Вначале дыхания будет хватать на чуть-чуть, но спустя время длительность пения может достичь 20 секунд. Чтобы подкорректировать высоту голоса, дышите так, как будто хотите задуть свечу.
  2. Скороговорки. Они сочетают в себе различные звуки, поэтому помогут не мямлить, а произносить слова чётко. Для усиления эффекта в рот можно положить несколько орешков.
  3. Артикуляционные упражнения. С закрытым, а после с открытым ртом, кончиком языка дотроньтесь до левой и до правой щеки. Затем широко откройте рот и перемещайте нижнюю челюсть вперёд назад. Широко улыбнитесь, и откройте рот, проведите языком по зубам, как-бы пересчитывая их.
  4. Еще больше упражнений для улучшения дикции и четкости речи смотрите здесь.

Отрабатывать упражнения следует по 10-15 минут в день. Переходить к следующему заданию нужно только после того, как правильно было выполнено первое.

Как развить свою речь и словарный запас

  • У каждого человека в его лексиконе есть слова, которые он использует ежедневно. Другие же он знает, но применяет редко. Поэтому, каждое утро берите из словаря три слова и используйте их в течение дня. Спустя полгода вашу речь будет не узнать.
  • Читая газету или статью из интернета, остановитесь и перескажите близко к тексту прочитанное. После вновь перечитайте текст, и обратите внимание на не использованные слова. Повторите их несколько раз, чтобы запомнить. Также подробно с эмоциями расскажите друзьям недавно увиденный фильм. Если вы уложитесь в 20 и более минут, и особых проблем с пересказом не будет, то вы достигли успеха. Если нет, то продолжайте работать.
  • Всегда старайтесь читать вслух. Пробегая по тексту глазами мы можем не запомнить новых слов, но когда они произносятся, заседают в памяти на долго.
  • Заучивайте наизусть стихи или отрывки из любимых книг. Так вы запомните новые слова, которые непроизвольно начнёт употреблять в повседневной жизни.
  • Также начните писать. Пусть это будут небольшие рассказы про ежиков или об летнем путешествии, или ещё проще, переписывайтесь развернуто с друзьями в соцсетях. При переписке старайтесь применять редко используемые вами слова. Пишите разговорной речь, не нужно стараться поразить всех сложными оборотами. Пишите сразу, по ходу мысли, чрезмерно не обдумывайте ответ. Так вы будете писать свои мыли, а не готовые фразы.

pikacho.ru

10 способов развить навыки устной речи — Учёба.ру

Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры. Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.

В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?

1. Читать художественную литературу

Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы. Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.

2. Слушать аудиокниги

Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.

3. Следить за своей речью

Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».

4. Тренироваться

Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию. Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!». За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.

5. Развивать воображение

Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей. Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам. Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — …». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?

6. Подружиться с фразеологическим словарем

Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.

7. Играть в настольные игры

Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.

Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».

8. Украшать речь прилагательными

Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется. Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д. А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.

9. Учиться задавать интересные вопросы

Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.

10. Смотреть публичные выступления

Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов. Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж. Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.

Все новости о ЕГЭ: расписание ЕГЭ-2019, структура экзамена и советы экспертов, подбор вуза и специальности по предметам ЕГЭ — в разделе «ЕГЭ» «Учёба.ру».

www.ucheba.ru

Тренируем дикцию

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы — как работать над скороговорками.

«Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок». К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом — вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон «сценической» скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения  слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? — Работайте над скороговорками для развития речи!

Тренируем дикцию

1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

Скороговорки для развития речи

4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.

5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла  кларнет.

35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) — Сшит колпак,  не по-колпаковски, вылит колокол,  не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай,  попугай!

64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.

Упал Ипат — пропали пять лопат.

80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выд

mensby.com

Методы развития красивой речи

Легкая картавость и небольшая шепелявость воспринимаются, по большей части, как некая изюминка, выражающая шарм и индивидуальность. Но более серьезные дефекты речи, особенно те, которые препятствуют нормальному общению, подлежат исправлению.

С точки зрения логопедии развить красивую речь можно рядом способов.

Существуют заболевания, которые механически препятствуют нормальной речи, например, мягкое укороченное неба, заячья губа. Перед началом лечения следует записаться на прием к врачу-логопеду, который решит, какого рода вмешательство необходимо. Иногда оптимальный выход – операция, в процессе которой хирург исправляет дефект, позволяя человеку в будущем “пользоваться” речью со всей эффективностью.

Как развить красивую речь: этап первый, артикуляция

В процессе говорения человек использует большое количество органов, мышц. При этом большинство людей не задумываются об этом, потому что приучены пользоваться речью практически на подсознательном уровне. Но если человек говорит невнятно, некрасиво, то “обрести” красивую речь можно как раз с помощью развития артикуляции.

Когда речь идет о детях, стоит сразу же обратиться за консультацией врача-логопеда.

Умение говорить у маленьких детей только формируется и развивается. Очень важно вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту, который разработает программу специфического лечения.

Что же касается развития красивой речи у взрослых, то при незначительный проблемах можно и самостоятельно попробовать справиться с ними. Для начала следует изучить сам аппарат речи. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Для любого звука характерно наличие того или иного уровня так называемых голоса и шума. Гласные содержат только голос, а согласные – в разной степени голос и шум. Например, наивысшая степень голоса в согласных наблюдается в так называемых сонорных звуках, таких как «р», «л», «м»; а меньше всего голоса и больше всего шума – в шипящих: «ш» и «ч».Чтобы научиться правильно и красиво говорить, необходимо на первом этапе вычистить произношение каждого звука, изучив какой именно частью речевого аппарата он произносится. Не помешают также специфические упражнения, которые помогают задействовать те или иные части речевого аппарата. Например, когда человек цокает языком, подражая звуку бьющих о землю копыт, он учится применять кончик языка, а это позволит четче выговаривать звуки «р» и «л».

Следующий этап – умение чисто и красиво использовать отдельные слова и связывать их в словосочетания. Здесь на помощь приходят упражнения, которые развивают дикцию. Прежде всего – это скороговорки, а также привычка читать вслух.

Скороговорки являются очень действенным инструментом в улучшении артикуляции. Они также помогают приучить человека говорить быстро, не теряя четкости звуков.

Хорошо помогает также зарядка мышц лица. Например, стоит сочетать произнесение слогов с максимально выраженной артикуляционной характерностью. Можно произносить произвольный слог, содержащий звук «у», вытянув губы в трубочку, а следующий слог, в котором есть «и» – с улыбкой.

Развитие красивой речи: этап второй, работа с голосом

Вторая неотъемлемая часть того, как научиться красивой речи, связана с развитием голоса. Помогут в этом следующие ежедневные упражнения:

  • Следует научиться дышать, направляя поток воздуха в живот. Это классическое базовое упражнение тех, кто занимается игрой на флейте. Оно призвано усилить поток воздуха, помочь лучше им управлять. Необходимо положить руки на область солнечного сплетения, контролируя движения диафрагмы при каждом вдохе, стараясь направлять воздух ниже привычного уровня. Разумеется, воздухом наполняются не органы брюшной полости, а легкие, но в отличие от привычного режима дыхания при этом упражнении человек учится лучше использовать резерв легких, более полно наполняя их воздухом.
  • Необходимо научиться, находясь в таком же положении, не только дышать, но и извлекать звуки из живота. Для этого после вдоха животом нужно резко выдохнуть с голосом набранный воздух.
  • Довольно специфическое упражнение помогает развить контроль. Необходимо точно также дыша животом, закрыть глаза и, расставив ноги, перемещать опору с пятки на носок и наоборот. Следует добиться того, чтобы человек не терял равновесия. Такое упражнение приучит его лучше контролировать тело, позволит дышать более глубоко, не задумываясь над этим.

В правила красивой речи входит и психологический аспект. Собеседник должен говорить уверенно, но не громко, как бы провоцируя окружающих на то, чтобы в каждое слово человека вслушивались. Необходимо пополнять свой словарный запас и избавляться от слов-паразитов. Для этого вновь пригодится чтение книг вслух. И, конечно, очень важно не переживать из-за самого факта общения. Сбои в работе обычно нормально функционирующего речевого аппарата, как правило, связаны именно с тем, насколько сам процесс общения является стрессом. Если человек чересчур замкнутый и диалог с малознакомыми людьми вызывает у него приступ паники, непременно отражающийся и на речи, не помешает помощь психолога, который поможет в борьбе с вызвавшими такое состояние комплексами.

medbooking.com

Как развить речь и научиться говорить красиво?

Правильная грамотная речь и хорошая дикция важны не только для публичных людей и профессиональных журналистов. Владение культурой речи и умение красиво выражать свои мысли в наше время является одним из залогов успеха практически в любой сфере деятельности. Поэтому для многих людей важен вопрос, как развить речь и научиться говорить красиво.

В бизнесе, сфере обслуживания, деловом и повседневном общении грамотная речь уже на первых минутах общения определяет статус человека и соответствующее отношение к нему. Хорошо, если это качество родители и преподаватели начали развивать у человека с детских лет. Однако, если это не так, то при желании можно и взрослому человеку научиться правильно излагать свои мысли и взгляды.

Как развивать свою речь и научиться красиво говорить?

Если перед вами стоит задача развить дикцию и речь, то для начала необходимо определить основные факторы красивого и грамотного выражения. Основное внимание следует уделить таким аспектам:

  • правильное построение предложений;
  • лексика и словарный запас;
  • четкая дикция.

На этих трех китах и базируется красивая речь. При решении вопроса, как научиться говорить красиво, важно каждому из них уделить внимание.

Для выработки правильного построения предложений важно научиться критично оценивать и анализировать свою речь. Если вы лучше воспринимаете информацию на слух, то составляйте речи на определенную тему и записывайте себя на диктофон. Такой же эксперимент можно проводить, записывая на свои разговоры с разными собеседниками. Этот прием позволит выявить недостатки различного рода – ошибки построения фраз, дикции и неправильные ударения в словах. Для людей, лучше воспринимающих визуальную информацию, подойдут упражнения фрирайтинга. Записывая свои мысли, планы или просто ведя дневник, вы постепенно научитесь правильно подавать информацию.

Одним из важных нюансов в проблеме, как развить свою речь и обогатить словарный запас. Классическая русская литература и хорошие переводы иностранных книг помогают не только значительно улучшить лексический состав речи, но также служат источником знаний правильного правописания и красивого построения фраз. Расширить словарный запас можно с помощью решения кроссвордов, при их разгадывании часто приходится обращаться к справочной литературе, а это добавляет вам знания, помогает в изучении и запоминании новых слов.

Для развития дикции полезно повторять скороговорки, слова и словосочетания со сложной комбинацией звуков. Примеров таких слов много – чванливый, взвод, бодрствовать, отдушина, груздь, всклокочен, брандспойт, философствовать и т.д. Еще одним хороши упражнением для улучшения техники речи является произношение фраз, состоящих из нескольких ударных слогов подряд:

  1. В тот год был град.
  2. Дед стал стар.
  3. Волн всплеск – брызг блеск.
  4. Сто верст вскачь.
  5. В тот час тут пел дрозд.

Уделяя время для развития речи ежедневно, уже через два-три месяца можно заметить изменения в лучшую сторону. Главное – не останавливаться на половине пути.

 

womanadvice.ru

Как научиться говорить красиво и грамотно и правильно развить речь: упражнения и уроки

Главная » Дом » Как развить речь и научиться говорить красиво?

На протяжении развития человечества умение правильно, красиво говорить вызывало восхищение. До наших дней дошли имена великих ораторов: Цицерон, Платон, Аристотель, Демосфен. Это были великие ораторы, мыслители, философы.

Умение говорить правильно, нужно современному человеку как никогда. Сотни современных профессий, требуют грамотно формулировать мысли, четко излагать тему, которую важно донести до слушателя.

Профессии, требующие общения с человеком, группой людей, аудиторией: адвокаты, менеджеры по продажам, политики, преподаватели и учителя. Этот список можно продолжить.

Уметь владеть словом, владеть искусством убеждения, говорить грамотно, четко, интересно, чтобы каждое слово доходило до слушателя – вот принципы искусства говорить красиво.

Как этого добиться? Существуют три основных принципа, соблюдение которых позволит добиться успеха в этом направлении:

  1. Четкое произношение слов (дикция).
  2. Техника речи, содержание.
  3. Большой словарный запас.

Представьте человека, который не выговаривает часть букв. Нельзя понять, о чем он говорит, теряется смысл сказанного. Вспомните фразу знаменитого логопеда, сыгранного Роланом Быковым. «Я живу на улице Киевской, а она на Киевской (Кировской)». Каждую гласную и согласную в слове выговаривать четко, ясно.

Кроме явных дефектов речи, есть ошибки произношения, которые не украшают речь и делают её менее убедительной.

К ним относятся:

  1. Неправильное произношение безударных звуков.
  2. Утрата при произношении отдельных согласных звуков.
  3. «Съедание» гласных звуков.
  4. Нечеткое произношение шипящих звуков.
  5. Неверное соединение звуков.
  6. Неправильное произношение мягких звуков.

Это вызывается особенностями произношения в местности, где человек живет. Исправлять дикцию нужно с логопедом. Можно договориться и брать частные уроки.

Важно знать! Чтобы научиться произносить правильно буквы, поработайте над артикуляцией – расслаблением лицевых мышц.

Значительное условие – темп речи. Быстро говорящий человек тараторит, поэтому сложно понять, что он говорит. Чтобы исправить это, произносите текст медленно. Например, считать до ста, произносить список имен, городов. Делая это регулярно проговаривая слова в последовательности: прямой и обратной.

Развивайте речь, пополняйте словарный запас. Это делается только при помощи чтения литературы. Нужно много читать. Желательно классическую литературу – образец грамотной речи.

Взять себе за правило прочитывать в день две, три странички вслух, обязательно с выражением. Смотреть классические постановки: фильмы, спектакли. Другого способа пополнить словарный запас нет.

Красивая речь: уроки и упражнения

Говорить правильно и красиво можно научиться самостоятельно. Для этого нужны ежедневные тренировки. Рассмотрим пять упражнений, помогающих развитию речи.

Выпишите и повторяйте слова с сочетающимися согласными звуками: взвод, дуршлаг, чванливый и так далее.

Выучите наизусть и повторяйте скороговорки, в которых сочетаются сложно проговариваемые согласные звуки.

Произносите поговорки с трудно произносимыми согласными Р и Ш. Сначала читайте медленно, выговаривая каждое слово. Постепенно увеличивайте скорость произнесения.

Возьмите предложение и, повторяя, делайте ударение поочерёдно на каждом слове. «Ученик правильно сделал упражнение». Сначала акцентируйте ударение на первом слове, потом на втором, третьем, четвертом. Следите за тем, как меняется смысл.

Сделав короткий вздох, при выдохе четко произнесите согласные звуки (ааауууоооиииеее). После этого при выдохе, посчитайте до пяти, четко проговаривая цифры.

Быстрый способ

Чтобы научиться говорить красиво за несколько месяцев, нужны ежедневные тренировки. Помимо приведенных выше упражнений воспользуйтесь советами.

  1. Обогащайте разговорную практику. Не стесняйтесь высказывать мысли, мнения, говорить с коллегами, соседями, парикмахерами и так далее. При этом следите за своей речью.
  2. Разговаривайте с близкими. Каждый день читайте детям книжки с выражением, меняйте интонацию, представляя, что вы актер, читающий на сцене. Это принесет пользу вам и ребенку.
  3. Предложения стройте правильно. Неграмотную речь выдает неправильно построенные предложения. В русском языке существует понятие «косноязычность», невозможность подобрать правильные слова. При этом человек делает длинные паузы. Здесь подойдут письменные записи мыслей, записав которые прочитайте вслух и проанализируйте.
  4. Обогащайте словарный запас. В этом помощниками станут книги и толковый словарь, в котором узнаете о новом слове. Читайте книги по экономике, медицине, психологии. Это поможет обогатить словарный запас специфическими терминами.
  5. Научитесь выделять главное, чтобы донести до слушателя. Длинная и пространная речь ни о чем и утомляет. Слушатель теряет интерес и думает о своем. Если вам предстоит публичное выступление, обязательно составьте план.
  6. Очистите речь от слов паразитов, которые повторяются, раздражая слушателей. Сделайте аудиозапись, в которой расскажите о событии. Прослушайте и отметьте слова-паразиты: «типа», «вот», «так сказать» и так далее.

При беседе старайтесь говорить лаконично. Не употребляйте слова, значение которых не знаете, чтобы не показаться смешным.

Поделитесь записью

ladytrand.ru

Как улучшить разговорную речь 🚩 как развить свою разговорную речь 🚩 Образование 🚩 Другое


Речевой аппарат человека состоит из органов, каждый из которых имеет свои биологические функции. Для производства речевых звуков необходимы те же условия, что и для производства звуков вообще: движущая сила, тело, движения которого дадут шумы и тоны, резонатор для образования тембра звуков. Источником производства большей части звуков речи (движущей силой), служит струя воздуха, которая выталкивается из легких по бронхам, трахее. Затем через глотку и полость рта или носа наружу. Получается, что речевой аппарат человека напоминает духовой инструмент. Который состоит из мехов (у человека ими являются легкие), языка или другого тела способного к ритмическим колебаниям, дающего тон (у человека это голосовые связки в гортани), и резонатора (полость глотки, носа и рта). Но возможности человеческого речевого аппарата намного больше любого инструмента, о чем говорит способность человека к звукоподражанию.

Весь речевой аппарат разделяется на три части. Все, что ниже гортани. Сама гортань. Выше гортани. Нижняя часть состоит их легких, бронхов и трахеи. Она нагнетает выдыхаемую струю воздуха необходимую для образования звуков, с помощью мускулов диафрагмы. В нижней части речевого аппарата звуки речи образовать нельзя.

Средняя часть – гортань, состоит из двух хрящей, которые образуют остов гортани. Внутри него в виде занавеса, сходящегося половинками к середине, натянуты мускулистые пленки. Центральные края занавеса называют голосовыми связками, которые очень эластичны и мускульны. Они могут растягиваться и укорачиваться, раздвигаться, а так же могут быть напряженными или расслабленными.

Звуки образуются в верхней части речевого аппарата. В полости глотки расположен хрящ надгортанника, он разветвляется на две полости: носовую и ротовую. Эти две полости разделяет небо, его передняя часть твердая, а задняя мягкая, иначе она называется небной занавеской и заканчивается маленьким язычком. Когда мягкое небо приподнято, а язычок прислонен к задней стенке глотки, воздух идет через рот, и получаются ротовые звуки. Когда мягкое небо опущено, а язычок выдвинут вперед, воздух выходит через ноздри. Получаются носовые звуки.

Объем полости носа изменяться не может, поэтому получается назальный тембр, например, звуки «м», «н». Благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, полость рта может менять свой объем и форму. Язык самый подвижный орган, входящий в речевой аппарат. Он может подниматься на тот или иной уровень, не образуя смыкания с небом, перегораживает полость рта. Это создает всевозможные условия резонанса, что необходимо для произношения гласных звуков. Этому также способствует опускание и поднимание подвижной нижней челюсти.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *