Как нарисовать греческую вазу – Греческий орнамент — как нарисовать меандр

Греческий орнамент — как нарисовать меандр

Меандр (греч. μαίανδρος) – популярный орнамент, дошедший до нашего времени из Древней Греции. Основа классического меандра— непрерывная линия, ломаная под прямым углом. Однако, существуют и более сложные виды меандра, образующие собой солярные символы, изгибающиеся под разными углами, и даже скругленные. Мы рассмотрим их в этой статье и представим схемы, которые помогут разобраться с рисованием греческих орнаментов.

История


Само слово «меандр» произошло от названия реки Большой Мендерес (с турецкого menderes — «излучина, изгиб»), расположенной в западной части Малой Азии. В древние времена река имела название Меандр, а примечательна она тем, что её русло имеет большое количество изгибов. 

Однако, древние греки не были бы древними греками, если бы и на этот случай у них не нашёлся хороший миф 🙂  

Опуская сложные родственные связи, эта история такова. Древнее пророчество гласило, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен был родиться сын, который обретет невиданную силу и свергнет отца. Но так случилось, что в эту прекрасную морскую нимфу влюбился царь Пилеас, простой смертный. Боги рассудили, что отдадут ему в жёны Фетиду, если он сможет удержать её в борьбе и тем самым победить. Пилеас подстерег богиню в гроте, бросился на неё и обхватил своими могучими руками с помощью хитроумного захвата. То львицей, то змеёй оборачивалась нимфа, но Пилеас не отпустил её, победил и она стала его женой. 

В археологическом музее Берлина хранится древний сосуд, найденный при раскопках, на котором явно виден меандр в форме захвата рук греческого героя вокруг стана богини:

Символика, применение и виды орнамента

В Греции меандры украшали архитектурные сооружения, глиняные сосуды и чаши, элементы одежды и другие предметы быта. Этот популярный греческий орнамент переходами одного элемента в другой символизирует собой вечность, бесконечное течение жизни, смену поколений.

Самый простой меандр — это единая, бесконечная лента, изгибающаяся под прямыми углами.

Двойной меандр — усложнённый вид орнамента. В узоре, образованном из двойных меандров, наблюдается вплетение свастики, символа солнца. Это является отражением связи человеческого и божественного начал, влияния сверхъестественных сил на течение жизни. 

Иногда орнамент усложняется ещё сильнее, когда между линиями меандра появляются другие декоративные элементы: прямоугольники или квадраты.

В конце XVIII —начале XIX века античные греческие узоры и орнаменты приобрели большую популярность в Западной Европе и оказали большое влияние на становление классицизма. В современное время устойчивая геометрическая конструкция меандра также навевает мысли о классике. Очень популярен этот орнамент в интерьерах, особенно в качестве окантовки и декоративного бордюра.

Встречаются меандры и в качестве интересных дизайнерских решений для предметов мебели.

Не обошла использование греческих орнаментов и мода: в ювелирных украшениях, одежде и обуви нередко можно встретить знакомые переплетения лент.

Схемы рисования меандров

1-7. Простейшие формы. Основой настоящего меандра является изменение направления. Линия поворачивает сперва внутрь, а затем выходит наружу. Но в самых примитивных виды меандра, в них ещё незамкнутые линии, формы «крючков». 

8-13. Также виды «ложных» меандр, так как они только тоже ведут лишь в одну сторону.

 14-16. Примеры истинных меандр с закрытыми извилинами.

17-18. Истинные меандры замкнутого типа.

С первого взгляда на этот греческий орнамент, кажется, что всё очень просто. Однако, при попытках нарисовать несколько элементов подряд без должной подготовки, можно легко сбиться. Рассмотрим отдельный элемент простого меандра.

1. Рисуем прямой угол, образованный двумя одинаковыми по длине линиями.
2. Спускаемся вниз. Следующая линия, образующая прямой угол по длине составляет 2/3 от предыдущей линии.

3. Следующие три линии, уводящие меандр внутрь, снова относятся к предыдущей как два к трём.
4. Линия, выводящая узор наружу, соответствует длине линии в пункте 2.
5. Последняя линия, завершающая элемент, равна по длине линии в пункте 1.
6. Затем повторяем элемент необходимое количество раз!

Попробуйте использовать античные орнаменты в своём творчестве! Будет ли это рисование, или роспись, повторяющиеся элементы могут выгодно подчеркнуть края изделия и придать изделию классический строгий вид. Начните с простых узоров, затем пробуйте усложнять декор. 

Удачи вам в творчестве!

Автор — Чингиз Абашев.


www.tairtd.ru

виды, орнаменты и узоры :: SYL.ru

Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.

Разновидности греческих ваз

Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.

Амфора — богиня греческой керамики

Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.

Вазы, популярные в Древней Греции

Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.

Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.

Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.

Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.

Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.

Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.

Гидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.

Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.

Скифос, также именуемый кубком Геракла, — это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.

Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.

Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.

Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.

Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.

Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.

Некоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.

Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.

Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.

Меандр: от древности к современности

Меандр — пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?

Интерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.

Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.

В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.

Существует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.

Спираль — изящество и символизм

Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.

Пальметта — природный мотив

Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).

Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.

Акант — символ победы

Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.

Как и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение

Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.

www.syl.ru

Древнегреческие краснофигурные вазы: vakin

Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.


— 540 Potier Amasis Amphore Attique a Figures noires 0 32 m Paris, BNF

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ἐποίησεν (epóiesen — он сделал), а вазописцы — др.-греч. ἔγραψεν (égrapsen — он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Источник — Википедия


-400 Semblable au Peintre du Louvre Pelike Attique a Figures Rouges 0 37 m Varsovie, musee national


-410 Anonyme Lecythe Attique a Fond Blanccc0 48 m Athenes, musee archeologique


-410 Peintre de Pronomos Cratere Attique a Figures rouges 0 75 m Naples, musee Archeologique


-420 Peintre de Shouvalov Skyphos Attique a Figures rouges0 09 m Paris, musee du Louvre


-430 Peintre d’Amphithrite Lebes Attique a Figures rouges 0 56 m Paris, musee du Louvre


-430 Peintre d’Hector Cratere Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF


-430 Peintre de Klugmann Lecythe Attique a Figures rouges 0 25 m Paris, musee du Louvre


-450 Onesimos Coupe Attique a Figures rouges 0 23 m Paris, musee du Louvre


-460 Peintre du Mariage Pyxis Attique a Figures Rouges 0 18 m Paris, musee du Louvre


-470 Anonyme Alabastre Attique a Figures rouges 0 17 m Paris, BNF


-470 Peintre de Tarquinia Hydrie Attique a Figures rouges 0 37 m Paris, BNF


-480 Douris Coupe Attique a Figures rouges 0 39 m Paris, BNF


-480 Peintre de Syriskos Cratere Attique a Figures rouges 0 41 m Paris, BNF


-490 Douris Dessin central d’une Coupe Attique a Figures Rouges, 28 cm Florence, Musee Archeologique


-490 Peinrte de Diosphos Lecythe Attique a figures noires 0 22 m Paris, musee du Louvre


-490 Peintre de Brygos Interieur d’une coupe Attique a Figures rouges 0 36 cm Paris, BNF


-490 Peintre de Sapho Lecythe Attique a Figures noires 0 17 m New York, Metropolitan Museum


-490 Peintre de Syriskos Canthare Attique a Figures Rouge 0 21 m Paris, BNF


-490 Proche du Peintre de Kleophrades Amphore Attique a Figures rouges 0 43 m Vienne, Kunsthistotisches Museum


-490 Peintre de Pholos Lecythe Attique a Figures rouges 27 cm Paris, BNF


-500 Peintre d’Emporion Alabastre Attique a Figures noires 0 15 m Paris, BNF


-500 Peintre de Kleophrades Psykter Attique a Figures Rouges, H 34 cm Princeton, Art Museum


-520 Amphore Attique a Figures noires 0 29 m Paris, BNF


-520 Anonyme Interieur d’une coupe Attique a Figures noires 0 43 m Paris, BNF


-520 Anonyme Hydrie Attique a Figures noires 0 48 m Paris, musee du Louvre


-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires 0 38 m Paris, BNF


-540 Peintre de Berlin Amphore Attique a Figures noires, Avers 0 38 m Paris, BNF


-540 Peintre des Inscriptions Amphore Chalcidienne a Figures noires 0 41 m Paris, BNF


-560 Peintre des Cavalier Coupe Laconienne a Figures noires diametre 29 cm Paris, BNF

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Ваза напольная «древняя греция» | Страна Мастеров

Перед тем как изготовить вазу, я долго думала из чего же мне сделать сосуд, напоминающий древнегреческую амфору, и, остановилась на варианте изготовления вазы из картона в технике папье-маше. Здесь, я пошагово расскажу как я это делала и что получилось в итоге.

Итак, начнём. Шаг 1. Приготовление материалов для изготовления напольной вазы. Понадобятся следующие материалы:
• Трубка картонная (я взяла от линолеума)
• Картон от коробок
• Клей «титан» или термоклей
• Клей ПВА (я брала в ведерке строительный)

• Много газет или бумаги
• Ножницы, канцелярский нож, карандаш
• Полимерная шпатлевка (например финишная «геркулес»)
• Мелкая наждачная бумага
• Акриловые краски
• Кракелюр двушаговый
• Акриловый лак
Шаг 2. Нарисовать форму будущей вазы. Я решила, что у меня будет форма древнегреческой амфоры и поэтому четыре детали из картона будут с ручками.

Шаг 3. Вырезать заготовки из картона. Четыре заготовки с ручками. Их примерно у меня получилось около 30 штук.

Шаг 4.Приклеиваем заготовки к трубе. Заготовки с ручками приклеиваем с двух сторон по две.

Шаг 5.Стараемся заготовки располагать близко друг другу на расстоянии примерно 1 см.Вот так должно получиться.

Шаг 6. Обклеиваем получившуюся форму газетными кусочками с клеем ПВА. Желательно в несколько слоев, чтобы было очень плотно и для того, чтобы газета не рвалась при нанесении массы папье-маше.

Шаг 7. Замачиваем картонные яичные лотки в воде, затем отжимаем и смешиваем с клеем ПВА миксером. После того как масса смешалась, обмазываем всю вазу.

Шаг 8.Когда обсохнет ваза, переворачиваем дном вверх и тоже обмазываем массой, или можно наложить сетку-серпянку.

Шаг 9. Обмазываем низ вазы шпатлевкой, когда подсохнет, обмазываем всю вазу.

Шаг 10. Когда высохнет ваза, делаем ее гладкой с помощью наждачной бумаги.

Шаг 11. Красим вазу аэрозольной краской золотого цвета. В данном случае, я взяла аэрозольную эмаль цветом «красное золото»

Шаг 12. Наносим рисунок на вазу и раскрашиваем. Но прежде чем наносить рисунок нужно предварительно сделать эскиз вазы, чтобы продумать какая должна быть ваза и как она будет выглядеть. Я взяла два подвига Геракла: «Критский бык» и «Битва с королевой Амазонок» (очень понравились эти рисунки). Картинки срисованы с древнегреческой вазы. При нанесении орнамента я делала трафарет, чтобы узор был ровный, обводила карандашом и раскрашивала тонкой кисточкой.

 

Шаг13. Наносим на готовый вариант двухшаговый кракелюр, чтобы создать мелкие трещинки и намазываем акриловой золотой краской и сразу стираем, чтобы золото осталось только в трещинках.

Шаг 14. Покрываем вазу акриловым лаком.

  

stranamasterov.ru

Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная  античная 

Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.

Вазопись Древней Греции отличалась разнообразием техник:

Декоративная роспись протогеометрической керамики

Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.

Протогеометрическая керамика отличается от минойского и микенского искусства росписи по форме и отделке. Самые популярные протогеометрические конструкции были окрашены кругами, секторами и горизонтальными линиями черного цвета. Большие вазы мастерили исключительно в черном цвете. Новый мотив античной вазописи — вертикальные треугольные фигуры, которые использовались в течение веков, стали одной из особенностей поздней гончарной чернофигурной техники.

Геометрический стиль

Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:

  • широкими линиями,
  • выделенными линейными конструкциями,
  • вертикальными полосами с обеих сторон.

в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.

В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.

С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:

  • стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
  • отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.

К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:

  • стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
  • фризы из фигурок животных,
  • изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.

Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.

Чернофигурная гончарная техника

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:

Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;

  • Добавлялись фиолетовые тона, созданные с помощью пигментов и глинистых смесей;
  • Для женских фигур применяли белый, а для одежды и аксессуаров пурпурно-красный цвет;
  • Характерной особенностью стиля является больший интерес к мелким деталям — мышцам и волосам, которые акцентировали с помощью острого инструмента;
  • Позы изображенных фигурок отличают чернофигурный стиль, как зенит древнегреческой вазописи.

Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.

Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).

Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы. Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Рекомендуем публикации

  1. Особенности гиперреализма как стиля в живописи
  2. Особенности техники Импасто
  3. Особенности техники рисования акварелью
  4. Характеристика сюжетно-тематического жанра
  5. Батальная живопись
  6. Бытовая живопись
Загрузка…

artrecept.com

Древнегреческая керамика. Формы и назначение. Часть 1

                                                                » О строгая невеста тишины, 
                                                                Дитя в безвестье канувших времен, 
                                                                Молчунья, на которой старины 
                                                                Красноречивый след запечатлен! «…….

                              Джон Китс «Ода греческой вазе» (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды — не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂

И, чтобы расставить точки над «и» и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

(фотография взята отсюда http://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)

Многообразие форм  может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы — это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки  придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы.  Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз — амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками»  — сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.

 Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь http://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах — это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции — невероятно интересное занятие, но это — материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят  при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и — о, чудо! — вынырнуть с древней амфорой в руках :))  

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат.  — Kalpis)  —   сосуд для воды, имеющий три ручки:  две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку.  Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно  нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться 🙂

Канфары — широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара  выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — «круглый»)   — ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu» (греч., «Радуйся и пей счастливо»). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

  Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.  

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — «смешиваю») — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.


Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2): http://liorasun55.livejournal.com/314944.html

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂

3ttt.livejournal.com

Рисование гипсовой вазы

Рисование гипсовой вазы

Урок 1

Новое задание всегда является дальнейшим развитием учебной программы по изучению основ изобразительной грамоты. В нем ставятся новые задачи рисования и выражения тонального строя большой формы.

Снова вы станете рисовать гипсовую модель. Снова будете анализировать метод изображения формы и решать проблему воспроизведения материальных свойств натуры.

Рисунок будет очень трудным, потому что изображать предстоит как большую по размерам модель — классическую вазу, так и объем, который нужно охарактеризовать разнообразными деталями, находящимися с ним в единстве.

Древнегреческие керамические сосуды, в которых хранилось зерно, оливковое масло, вино и т.д., имели разную форму и соответственно названия, например: пелика, кратер, амфора, килик, киаф, лекиф, пиксида, скифос.

Позднее, в периоды подъема искусства, от древнегреческих образцов многое было унаследовано. Правда, никогда более, ни в одной стране художники так и не смогли создать ничего превосходящего художественные достижения греков по чувству красоты и гармонии, ясности и жизнеутверждающей силы.

Начиная с эпохи Возрождения длительное время образцом для подражания считалось все, что относилось к области искусства и архитектуры в античное время (латинское слово antiquus, что означает «древний», впервые употребили в XV в. для обозначения периода расцвета и упадка Древней Греции и Древнего Рима).

В XVI в. с появлением художественных академий в Италии, где обучали будущих художников, назрела необходимость в гипсовых отливках скульптурных и архитектурных объемов, пригодных для рисования с натуры.

Позднее художественные учебные заведения стали организовываться почти во всех странах Европы, и будущие художники рисовали гипсовые копии античных образцов.

Среди натурных моделей для рисования широко использовались античные вазы. Разумеется, вазы под античность создавались для декоративных целей из различных пород камней-самоцветов, многие из них потом украсили музеи (в Эрмитаже экспонируется несколько чудесных образцов, созданных русскими умельцами из уральских самоцветов). Скульпторам заказывались вазы для образцов натуры, затем их размножали в отливках. Одну из таких отливок предстоит нарисовать и вам.

Прежде чем приступить к построению конструкции вазы нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Гипсовая ваза, как показано на рисунке, имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний раздел вазы, горловина, состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу — конус с широким основанием.

Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.


Построение конструкции вазы следует производить следующим образом.

Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры — высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.

Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.

Для уточнения характера формы поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рисунке изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.

Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам изображения, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции вазы. На рисунке показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.

Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.

Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы.

Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше — утолщенное кольцо верхнего основания вазы. Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.

Отметив точкой вершину будущего конуса, следует от нее провести линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности на рисунке показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.

Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо прежде всего определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).

Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся, с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз).

Завершая работу над построением конструкции вазы следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью.

Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы Вам следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.

Урок 2

Большая, в метр высотой, гипсовая модель вазы, напоминающая форму древнегреческого глиняного сосуда для смешивания вина с водой, так называемого кратера, — натура, рисовать которую полезно всем, кто хочет быть специалистом в художественной деятельности. Здесь мало точно передать форму и пропорции модели. Сложность возникает потому, что на тулове вазы размещен барельеф с фигурками людей, а ниже — рельефный орнамент растительного мотива, не говоря уже о верхнем основании и сложной ножке кратера.

Подобную натуру рисуют с драпировкой темного тона для оттенения белой поверхности гипсовой модели. Гипсы лучше выглядят при искусственном освещении. Чтобы модель большого размера не шокировала рисующих резкими контрастами света и тени, освещение должно быть не направленным, а более рассеянным, не разбивающим форму на яркие подробности.

Учебная роль данной вазы в том, что вам надо грамотно построить конструктивную основу формы модели и дать тональную характеристику светотеневых отношений.

Итак, модель поставлена, ее основание находится на высокой (чуть выше горизонта) подставке.

С чего начинать?

Начинать же, как и всегда, нужно с тренировочной зарисовки, предварительно понаблюдав натюрморт с вазой и драпировкой с разных точек зрения.

Для рисунка вазы следует взять половину ватманского листа бумаги. Такой размер вы берете впервые, но с расстояния 3—4 м до натуры модель продолжает выглядеть внушительно, и формат будет самым подходящим.

Необычные размеры бумаги и натурной модели сейчас влияют на ваше настроение не с лучшей стороны. Осматривая натуру, медленно переводя взгляд на другие участки, вы продолжаете изучать гипсовую модель. Скомпоновав фигуру вазы с драпировкой в эскизную зарисовку, вы уже должны знать, как сделать то же самое внутри формата.

Вертикальную ось легко, без нажима проведите в середине листа и отметьте высоту вазы. Из этой намеченной величины не выходите.

На вертикали покажите место, где корпус вазы (тулово) заканчивается. Всем видно, что граница между корпусом и ножкой находится в пропорциях «золотого сечения» (иначе и быть не может: любое отклонение уродует форму всей вазы). Точно так же — в соотношениях «божественной пропорции» — находятся все остальные границы горизонтального деления высоты модели.

Наметив все границы на глаз, начните определять внешний контур вазы. Самая широкая часть вазы находится в верхнем эллипсовидном основании, а наиболее узкая — в ножке. Зрительно определите все семь диаметров и прикиньте, как показать круги в перспективе. Сосчитайте и наметьте, сколько цилиндрических, конических и иных поверхностей имеет кратер, а затем обрисуйте общую форму вазы.

Старайтесь намечать данные натуры в пропорциональных отношениях величин и их взаимосвязи, что наиболее важно, но не забывайте также и о перспективном изображении натуры.

Определив костяк, найдя деление частей вазы, пытайтесь во что бы то ни стало выработать способность видеть модель цельно.

Прикасаясь карандашом к любому месту в изображении, не теряйте из виду всю вазу и весь рисунок в целом. Это следует понимать однозначно: глядя на натуру, не задерживайте взгляд на одном месте, а ведите его вверх — вниз и влево — вправо, «ощупывая» зрением весь силуэт натуры.

Все парные элементы намечайте одновременно, определяя их размеры, расстояния и направления. Кроме того, с самого начала работы следует воспринимать вазу как форму, находящуюся в пространстве, т.е. имеющую три измерения.

Затем сравните имеющееся изображение с натурой. Конечно, сравнение идет пока явно в пользу натуры, так как она предстает перед. глазами во всем великолепии своего реального существования, где все «проработано» — и форма, и освещенность, и тональные отношения.

Вас сейчас должно интересовать другое: как верно взяты пропорции, как ваза «поставлена», т.е. нет ли впечатления, что кратер как бы наклоняется, «падает» на ту сторону (надеемся, что, показывая квадратное основание ножки вазы, прорисованное «насквозь», вы не забыли и о крышке стола-подставки, на которой натура поставлена). Следовательно, отключившись от всех иных достоинств натурной постановки, вы должны сравнить пропорции и устойчивость вазы в изображении с пропорциями самой модели. При рисовании нужно проделывать всевозможные сравнения и сопоставления, вплоть до обращения к зеркальцу, чтобы с его помощью проверить рисунок, когда видимый с противоположной стороны он предстает иначе перед взглядом, хорошо «проявляя» незамеченные ошибки и искажения формы.

Есть очень неплохой, хотя и механического характера, способ проверки пропорций изображения. Делается это так. Отойдя от натуры на расстояние, позволяющее точно совпасть размеру карандаша в вытянутой руке с высотой натуры, вы берете приготовленную полоску бумаги, заранее заготовленную по размеру стержня, и намечаете на ней основные части рисуемой модели. Затем эту полоску на вытянутой же руке подобным образом сравните уже с рисунком, благодаря чему увидите, какие ошибки допущены.

Еще далеко не поздно исправить рисунок, уточнить пропорции.

После того как контурный рисунок проверен и исправлен, можно начать конкретизировать намеченные детали. Их много, и разобраться в их характере необходимо не путем копирования фигурок, изгибов растительных элементов, сложных подробностей ручек, а обращая внимание на самое основное, что составляет их общую форму. В переломах и изгибах драпировки тоже много подробностей, но надо уметь передать прежде всего общее.

«Общее одно, многому не научит, общее — дело мастера. Ученик должен разработкой заниматься», — писал П. Чистяков (Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953. С. 321). Передать разнообразие деталей и направлений мелкой формы в пределах единства общего — это тоже разработка рисунка. На этой стадии работы рисунок следует вести в легких линиях, без усиленного нажима, пачкотни и черноты. Такой способ изображения поможет в дальнейшем исправить возможные ошибки.

Определяющиеся в вашем рисунке пропорции и построение вазы должны дополняться штриховкой для объединения линии и тона, чтобы повести рисунок по пути приближения к передаче объемной формы и характера гипсовой модели вазы. Намечаемые света, полутона, тени и рефлексы, которые видны в натуре,— не бесформенные пятна, так как неразрывно связаны с формой. Прокладывая легко светотеневые отношения, старайтесь тут же рисовать штриховкой — лепить форму, как бы чеканить ее. Здесь вы воспитываете в себе способность видеть форму объемно, что, в свою очередь, заставляет смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

Данная постановка имеет полное право именоваться натюрмортом. В каждом натюрморте есть особенность, без которой его изображение будет вызывать разве что недоумение. Речь идет об обязательном введении фона в натюрморт.

Представьте себе, что вы забыли о фоне. Прежде всего в таком даже проштудированном рисунке будет недоставать впечатления пространства, ибо ваза будет казаться скорее барельефом, прикрепленном к плоскости бумаги. Разумеется, ничего подобного вы не допустите.

Но фон надо делать не просто бездумным штрихованием, а связывать с изображением всего рисунка.

Дальнейшее уточнение рисунка продолжается вместе с детальной отработкой формы. Вам уже известно из предыдущих упражнений, что стремиться к законченности какой-то одной детали не следует, ибо возможны уточнения и определенные коррективы, вызванные соседними деталями, и т.п. Ошибки могут возникать неожиданным образом, и поэтому работа над деталями, над подробной характеристикой формы немыслима без связи с нею в целом.

Замеченные ошибки следует исправлять в процессе всей работы над рисунком вазы. Ведь для вас решение задачи не в «изготовлении» еще одного рисунка, а в совершенствовании своих знаний, умений и навыков.

При завершении рисунка вам следует особенно внимательно относиться к моменту передачи общего, обогащенного целым рядом подробностей, которые характерны для натурной модели. Этот этап — обобщающий, и добиться согласованности всех частностей в рисунке пропорционально натуре — ваша основная задача.

Практическое задание

Попробуйте выполнить натюрморт с античной вазой и драпировкой по памяти. Размер формата — четверть листа. Изображение промоделируйте светотенью.

shedevrs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *