Павловопосадские платки и шали, история, фото
В начале XIX века наши русские шали и платки ничуть не уступали кашмирским шалям и европейским образцам, а порой превосходили их. Они по праву заслужили международную славу, и не раз на выставках им присуждалась пальма первенства. Но всё же, техника выполнения была сложной – в отличие от европейских и индийских шалей они не имели изнанки. Позднее и в других странах освоили эту технику. Но цена на эти шали делала их недоступными для большей части населения.
Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества.
Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область). Здесь с середины ХIХ века начали производство шалей с набивным рисунком. Павлово-Посадские платки отмечались не раз призами российских и международных выставок.
Павловопосадские платки и шали фото
Надо отметить, что набивка, или набойка рисунка на ткани на Руси известна давно. Это ремесло было знакомо нашему народу еще в XI-XII веке. Из набивной ткани шили и одежду, и церковное облачение, а также занавески, шатры и знамена.
Павловопосадские платки украшали и согревали женщин до начала ХХ – го века. Затем они уступили место шапочкам и шляпкам. Вместо платков остался шарф.
Сейчас шали и платки снова вернулись и, похоже, не собираются уступать своё место – они всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров.
Павловопосадские платки — история, технологии производства в прошлом и в наши дни.
В городе Павловский Посад уже не первый год проводится в сентябре фестиваль — карнавал, который собирает не только жителей города, но и гостей. Именно здесь можно увидеть яркие и павловопосадские платки, и не только платки, но и множество других изделий, которые сшиты из платков: палантины, платья, корсеты, жилеты, куртки, сумки, шапочки и т.д.
3-10-2012, 15:16
10 452 просмотров
mylitta.ru
Павлопосадские платки (19 фото)
Знаменитые Павлопосадские набивные платки, которые известны не только в России, но и далеко за рубежом. Название Павлопосадские эти платки носят от того, что впервые они появились в 1860-80 годах в городе Павловский Посад (старейший текстильный центр в нашей стране). Отличаются красочным орнаментом, в традиционном стиле, на шерстяной или полушерстяной основе. Теперь уже это не просто красивые платки, а национальное искусство, памятник культуре и зодчеству, который живёт и процветает даже в наше время, когда платки не столь актуальны как раньше.
Процесс создания таких предметов одежды необычайно трудоёмок. Порой это очень сложный процесс. Рисунок производится при помощи специальных досок. С каждой доски выходит только один цвет, так что порой таких досок требуется несколько десятков. Предметом украшения служат цветы и, так называемые, турецкие огурцы, которые заимствованы из индийских орнаментов. Как правило, преобладают красные, чёрные, синие и др. цвета.
Несмотря на то, что производители хотят как можно лучше сохранить и выполнить все традиции выполнения павлопосадского платка, однако, современные машины постепенно вытесняют ручной труд, заменяя его современными методами печати. Это нисколько не влияет на качество изделий и всё так же пользуется популярностью у жителей нашей страны и гостей из-за границы. Такой наряд является изысканным дополнением к любой одежде. Его можно носить в любое время года как украшение или головной убор. Редкая модница не имеет в своей коллекции павлопосадский платочек.
Хотите выгодно вложить свои деньги, что бы не только сохранить свои сбережения, но и получить прибыль? На сайте ЭнергоМашБанк вы можете узнать процентные ставки по депозитным вкладам, что бы выбрать те, которые больше вам подходят.
art-assorty.ru
фотографии, история платка, платочная мануфактура.
Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.
Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС
Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.
История аксессуара
Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор
Павловопосадская платочная мануфактура
Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.
Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»Статья «По одежке встречают»Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.
Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них — «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.
www.culture.ru
символы узоров на павловопосадских платках – Ярмарка Мастеров
Павловопосадский платок – это самобытный, колоритный и исконно русский аксессуар. Яркий набивной рисунок на платке – словно целый сад цветов!
Уникальный цветочный узор или орнамент на платке получается путем сложной технологии. Главную роль в создании рисунка играет, конечно же, художник. Именно он творит чудо, воплощая его в жизнь!
Раньше узор переносился на ткань при помощи деревянных резных форм. Деревянные формы назывались «цветками» и «манерами». С помощью досок «цветки» на ткань наносились узоры. Досками «манеры» набивался контур орнамента или узора.
Сейчас используются производственные трафаретная печать и нейлоновые шаблоны. Сегодня на один платок может быть нанесено до 23-х красок!
Особую культурную ценность России представляют павловопосадские платки, рисунок которых набит вручную. Это по-настоящему эксклюзивные модели!
Годом создания павловопосадских платков считается 1795 год, когда государственный предприимчивый крестьянин Иван Лабзин организовал производство платков из шёлковой нити. Шелковые нити Иван Лабзин покупал на ярмарках и привозил в свою деревню, которая позже вошла в поселение Павлово Посад (сейчас город Павловский Посад).
Цветочные узоры – это традиционный рисунок на павловопосадских платках.
Самым популярным цветком и главным элементом в цветочной композиции платка является РОЗА. Роза – символ любви, нежности и красоты. Цвет розы – также имеет значение. Красный цвет – символ страстной любви; белый цвет – цвет чистоты, невинности и смирения; розовый цвет – символ элегантности, восхищения, благодарности и симпатии. Это также может быть намеком на более глубокое чувство; жёлтые розы – это не символ разлуки, как многие считают, это символ дружбы и уважения; оранжевые розы – символ энтузиазма и горячих чувств; зелёные розы – символ изобилия и щедрости, а синие розы – символ таинственности.
Павловопосадский платок «Русская красавица»
Высшим уровнем мастерства художника считается умение изобразить розу на платке так, что когда девушка идет в платке, издалека кажется, будто её украшают настоящие живые цветы.
Розы редко встречаются на платке в одиночестве. Обычно они сочетаются с другими цветами.
Лилия – символ чистоты и непорочности. С лилиями делают букеты невесты, чтобы подчеркнуть её невинность, а платки с лилиями часто выбирают на венчание.
Павловопосадский платок «Первое свидание»
Другим наиболее распространённым цветком на платке, после розы, считается Георгин. Богата палитра оттенков этих цветов. Георгины символизируют и силу жизни, и признательность, а могут выражать мимолетное увлечение и каприз.
Павловопосадский платок «Миндаль»
Пион – символ роскоши, богатства и веселья. Одним из популярных и роскошных платков является «Розы и пионы», старинный рисунок которого восстановлен В. Зубрицким.
Павловопосадский платок «Розы и пионы»
Тюльпан – Разные цвета бутонов тюльпана символизируют разные отношения между людьми. Так, красный тюльпан – начало отношений, страсть; белый тюльпан – обман и предательство, желтый тюльпан – безответная любовь и расставание. Напомню, что это касается только цвета ТЮЛЬПАНОВ!
Павловопосадский платок «Нежное прикосновение»
Но не только садовые цветы можно встретить в рисунках павловопосадских платков, но и полевые цветы: ромашка, василёк, колокольчик, незабудка. Словно русское поле раскинулось на ткани платка! Полевые цветы придают яркости, красочности и неповторимости, ну, и конечно, придают платкам национальный колорит и Дух России.
Павловопосадский платок «Лужок»
Фотографии платков взяты с сайта «Павловопосадская платочная мануфактура»
Выбирая павловопосадский платок, обратите внимание на внешность:
Брюнеткам с карими глазами прекрасно подойдут платки, на которых изображены голубые и синие георгины, белые ромашки, разбросанные по контрастному полю. Блондинкам к лицу будут розы на тёмном фоне. Рыженьких украсят платки с васильками и фиолетовыми георгинами.
Сегодня павловопосадский платок (или изделие из павловопосадского платка) в сочетании с живым букетов цветов – это незабываемый, уникальный и эффектный подарок дорогой женщине (маме, родственнице), любимой девушке или уважаемой коллеге.
Дарите подарки со смыслом! Храните русские традиции!
С уважением, Ольга Лаврентьева, дизайнер и специалист по работе с мехом и кожей.
www.livemaster.ru
Павловопосадские платки. Новая жизнь в современном мире
Доброго времени суток, дорогие бэйбиковцы.Словосочетание «павловопосадские платки» знакомо многим в мире. Что уж говорить о жителях России, которые сталкиваются с упоминанием об этих чудо-платках с малых лет. Какие ассоциации чаще всего возникают у нас, когда мы слышим «платки павлопосадские»? Конечно с душевными чаепитиями холодными зимними вечерами с настоящим самоваром, и конечно, с исконно русскими платками.
В субботу я побывала на выставке «мода и стиль» в нашем городе, где я увидела изделия ИЗ Павловопосадских платков. Это что-то невероятное!
Но сначала немного истории, а затем уже видео…
Рождение павловопосадского платка произошло в конце 17 столетия, благодаря русским мастерам. Вскоре платок не только стал самым популярным головным убором российских красавиц, но и приобрел негласный статус «визитной карточки нашей страны», получил всемирную известность. Помимо практического применения павловопосадские платки всегда обладали несомненной эстетической ценностью.
Прародителем платка считается убрус — выбеленное льняное полотенце украшенное вышивкой, которым издревле на Руси женщины покрывали голову. Именно убрус в дальнейшем сменяется платком, к которому спустя век применяют еще одно название – «шаль». В переводе с персидского языка это слово означает «большой платок с узорами». Важную роль платок играет в традиционных повседневных и праздничных народных костюмах. Причем его использовали как в качестве головного убора, так и украшения. «Русский платок» получил признание благодаря талантливым и трудолюбивым художникам и ткачам. Именно их стараниями был создан оригинальный образ, который воплотил в себе лучшие традиции русского народного искусства и культур многих других народов. В сочных композициях платка можно увидеть отражение резных узоров, украшавших наличники домов, красочных вышивок с домотканых рубах и полотенец, росписей икон.
Некоторые элементы при росписи русские художники заимствовали из других культур, например, изображение цветов (лотос, ромашка), птиц, античных ваз и древних символов. Но, несомненно, основным лейтмотивом платков являлась жизнь русского народа. На сравнительно небольших участках ткани мастерам удавалось запечатлеть как нелегкую судьбу людей, так и радостные эпизоды их жизни.
Первоначально платки расписывались искусными художниками вручную, что требовало от них особого мастерства. И только на стыке 18-19 веков ткацкое производство стало автоматизированным благодаря московским фабрикантам Гучковым. И в настоящее время предлагая павлопосадские платки магазин не испытывает дефицита покупателей, а уж в 19 веке «русские платки» и вовсе были на пике востребованности и популярности. Качество платков отмечалось высочайшими наградами на различных выставках и ярмарках.
В то время технологические процессы уже позволяли выпускать платки не только с односторонними, но и с двухсторонними узорами. Производились платки для различных случаев и разной погоды. Однако стоит подчеркнуть, что, несмотря на популярность, эти платки изначально были доступны лишь представительницам высших сословий.
В России существовало несколько фабрик, занимающихся платочным производством. Калужская губерния славилась ткацкой фабрикой Александровых, а в Московской губернии Грязнов и Лабзин организовали павловопосадскую мануфактуру, которая со временем из всех российских производств стала наиболее известной. Каждая ткацкая фабрика имеет свой фирменный узор, своего рода визитную, по которой легко можно определить производителя любого платка. Так павловопосадские платки отличаются плотным цветочным рисунком. Края этого платка украшены пышными букетами цветов (например, полевыми или садовыми), а центр венчают небольшие гирлянды. Кроме того, в павловопосадских платках широко используют некоторые восточные орнаменты, пришедшие из Азии (например, пейсли — орнамент в форме капли или восточный огурец). Какой бы фабрикой ни выпускался платок, он в любом случае отличался разнообразием узоров и высоким качеством ткани различной фактуры.
Сначала павловопосадский платок выступал в качестве одного из элементов национального костюма. Но со временем платки стали широко применять в повседневной жизни, а современные модницы используют его не только как головной убор, но и в качестве украшения. Платки павлопосадские и сегодня считаются шикарным подарком для любой женщины.
Еще около десяти лет назад вид павловопосадских платков в магазине у многих вызывал удивление. Они казались чем-то далеким и неактуальным для современной жизни. И единственным их предназначением считалось выполнение роли сувенира для иностранцев, проявляющих интерес к русской истории и промыслам. Кроме того, органично смотрелись бабули, сидящие на лавочках и завернутые в цветастые платки.
Но прошло некоторое время и на улицах все чаще можно заметить женщин, использующих в гардеробе роскошные павловопосадские платки. При этом они всегда выглядят очень стильно и актуально, а вплетение истории в современную жизнь притягивает и интригует. Глядя на павловопосадский платок, сразу вспоминается вся двухсотлетняя его история, перед глазами возникают картинки, переносящие нас в прошлое и объединяющие с ним. Это воистину настоящий шедевр национального русского искусства, одного взгляда на который достаточно, чтобы вызвать ощущение гордости за наших предков. И сегодня это произведение искусства на женских плечах неизменно обращает взоры окружающих на себя и свою хозяйку.
Многие современные дизайнеры все чаще обращаются в своих работах к национальному стилю, а особенно к павловопосадским узорам. Причем эта тема близка как российским дизайнерам, так и достаточно востребована у иностранных мастеров. Наверное, главный секрет популярности павловопосадского платка в том, что он как ничто другое передает особенность нашего национального характера. Предлагая павлопосадские платки, магазин любого уровня становится ближе к самым модным бутикам мира.
Больше двух столетий павловопосадский платок не перестает жить и развиваться. Сегодня фабрики, выпускающие платки, восстанавливают старинные орнаменты и узоры и одновременно с этим применяют новейшие технологии производства, что позволяет в итоге получить роскошные шали, вновь набирающие популярность среди женщин.
Неважно достали ли вы павловопосадский платок из бабушкиного сундука или купили в модном салоне, в любом случае этот аксессуар станет прекрасным дополнением к вашей красоте и привнесет еще большую актуальность современному наряду. По настоящему качественные вещи всегда находят своих почитателей и ценителей, и павловопосадские платки прекрасно это подтверждают.
Платки и шали всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров, их с удовольствием носят многие знаменитости
А теперь посмотрите некоторые изделия или в каком виде платки вновь вошли в моду
А теперь видео.
Видео я нашла на Ютубе, но именно эти вещи я увидела на выставке в субботу. Приглашаю и вас в мир высокой моды и русских традиций
babiki.ru
Русская классика: как носить народный платок зимой
К сожалению, народный платок может как украсить его обладательницу, так и упростить или добавить визуально пару лет к возрасту. Выбирая платок в старорусском стиле обращайте внимание на все мелочи — тогда образ будет законченным и цельным.
Цвет
Первым критерием в выборе аксессуара, как правило, является цвет. Считается, что русским девушкам идут все виды и расцветки павлопосадских платков. Но это не совсем так! Например, брюнеткам лучше избегать ярко-красных платков и широкой бахромы — это сделает темноволосых девушек похожими на цыганок. Блондинкам хорошо подойдут алые и темные оттенки. А вот синие и голубые мотивы действительно украсят любую красавицу.
Сочетания
С пальто
Если вы хотите надеть павлопосадский платок с пальто, то выбирайте классический покрой и бежевые или коричневые оттенки. Не надевайте яркий, пестрый платок с моделями в стиле милитари, бэби-долл, асимметричным покроем — смешение стилей будет смотреться нелепо.
С шубой
Это сочетание — практически идеальный вариант. Павлопосадский платок с классической шубой до колен станет удачным образом в русском стиле. Чтобы подчеркнуть женственность, выделите талию тонким ремешком в тон шубе или платку. А вот остальные аксессуары лучше выбрать в нейтральных тонах и точно в цвет шубы. Такой образ хорошо подойдет даже для праздничных гуляний!
С кожаной курткой или дубленкой
Короткие модели верхней одежды подходят для молодых, стройных модниц и особенно популярны среди девушек за рулем. Для того, чтобы добавить яркости в образ, дополните его павлопосадским платком. Лучше обратить внимание на черные и темные расцветки — они помогут избежать перегрузки верхней части образа.
Стиль ношения
В давние времена существовали негласные правила как носить платок в народном стиле. Стиль отличался для разных категорий девушек и символизировал их положение в обществе. Сейчас же эти правила не актуальны, ведь их все равно никто не поймет, а выглядеть красиво и стильно хочется всегда.
Учитывайте овал лица
Круглолицым и девушкам в теле лучше не повязывать платок на голову — это зрительно еще больше увеличит объемы и превратит вас в «купчиху». Лучше аккуратно завяжите платок на шее в несколько оборотов. «Прямоугольникам» категорически нельзя надевать платок и шапку одновременно — это сделает овал лица еще более угловатым.
Носите платок даже без верхней одежды
Платок можно оставить в образе даже в помещении. Но в таком случае следите за тем, чтобы цвет платья не сильно контрастировал с платком. Небрежно накиньте платок на плечи — получится свободный, расслабленный образ. Еще больше идей, как завязать любой платок ищите в посте «14 вариантов, куда и как завязать шелковый платок».
Завершайте образ
Для удачного образа нужно руководствоваться главным правилом — если вы уберете платок, образ все равно должен остаться гармоничным.
Не бойтесь экспериментировать и создавать новые образы с платком в народном стиле. Следуйте советам и пробуйте новые сочетания.
А у вас есть павлопосадский платок?
Фото: uralstudent.ru, govastileto.gr, almodente.com, thefashiontag.com, blogspot.com
www.yapokupayu.ru
Узоры Славянской Души. Павловопосадский платок. Часть 1.: mtv59
Часть 2Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.
В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.
Павловопосадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII — начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.
В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.
Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века — фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года — город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.
Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)
Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.
Василий Иванович Грязнов (1816-1869). Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.
Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.
После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.
Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский.
Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.
Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в «восточном» духе либо с яркими цветочными композициями.
После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.
Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.
Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.
Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми «турецкими» огурцами, «опахалами», картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.
Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.
Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.
Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков — тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.
Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы Алёна, Валентина Давыдова (valentin-ka), Ираида Соловей
Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: «манер» и «цветок».
Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина — машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.
Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.
С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.
Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.
Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.
В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.
За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.
Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.
Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача — подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.
Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.
Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.
В цехе готовой продукции
Работа с бахромой
Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие
До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.
«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать «pas de chele», — вспоминает Е. И. Раевская. — Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях». Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.
Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.
Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.
Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.
Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)
Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.
…
Серия сообщений «=Painting»:
Часть 1 — Бескрайняя летняя синева… Художник Кристиан Жекель / Christian Jequel (Франция, 1935)
Часть 2 — Первый признак весны – не капель и не певчая птица…
…
Часть 46 — Современные художники — наивисты.
Часть 47 — Дайте повару продукты…. И тогда ждет вас вкусная еда! Художник Vickie Wade.
Часть 48 — Узоры Славянской Души. Павловопосадский платок. Часть 1.
mtv59.livejournal.com