Дыхательная гимнастика при заикании у детей стрельниковой – Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

Содержание

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Родители и многие врачи не считают заикание серьезной патологией, поэтому не назначается специализированное лечение с целью «пройдет, перерастет». Однако сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании – один из наиболее эффективных методов терапии нарушений плавности и темпа разговора.

Заикание: в чем заключается патология, причины возникновения

Заикание (логоклония, логоневроз) – нарушение темпа и плавности речи, обусловленные спазмом артикуляционных мышц, что проявляется повторяющимися звуками слова или разрыванием фразы с короткими паузами.

Механизм возникновения патологии связан с усиленной импульсацией из центра речи (центр Брока) в коре головного мозга. Учащенные сигналы проходят по нервным волокнам к исполняющим органам – мышцам гортани (голосовым связкам), языку и губам. Заикание обусловлено нарушенной координацией сокращения групп мышц.

Логопеды и неврологи различают такие виды заболевания:

  • Тоническую. Механизмом данного варианта является стойкое повышение тонуса голосовых мышц (как при параличе), вследствие чего человек не может продолжить говорить, возникает пауза.
  • Клоническую. Мышцы губ, языка и гортани во время нормальной речи начинают судорожно сокращаться, поэтому возникает повторение фраз.

Единой установленной причины заикания у детей нет. Существуют предрасполагающие факторы, при которых у ребенка повышается риск возникновения заболевания.

  • Спазмофилия в раннем возрасте – патология, которая возникает вследствие сниженного уровня кальция в крови и сопровождается судорожными сокращениями мышц.
  • Генетическая предрасположенность. Существует теория о наследственном механизме возникновения заболевания.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР) у детей возрастом до 6-ти лет.
  • Двуязычные семьи или изучение множества иностранных языков с раннего возраста. Усиленная информационная нагрузка на нервную систему провоцирует патологическую импульсацию.

Кроме того, существует психологическая составляющая заикания: при повышенном уровне тревоги, неблагоприятной обстановке в семье, после психологической травмы многие дети начинают заикаться.

Методы лечения заикания

Работа с логопедом – важная составляющая в терапии заикания (фото: www.radugaland.ru)

Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками.

Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой

Выполнение упражнения «Ладошки» в группах логосада (фото: www.detki55.ru)

Эффективность дыхательной гимнастики зависит от регулярности выполнения и техники. Логопедами рекомендуется выполнять весь комплекс 2 раза в день (утром и вечером).

Особенность метода – установленное количество повторений (96 – «сотка»), меняется только интенсивность. В первые дни выполняется по 8 «вдохов-движений» в 12 подходов с интервалом 3-5 секунд.

Упражнения и техника выполнения представлены в таблице:

Упражнение

Как выполняется

«Ладошки»

В положении стоя. Руки согнуты в локтевых суставах, ладонями вперед.

Во время глубокого и быстрого вдоха носом ладони сжимаются, разжимаются на пассивном выдохе. Воздух должен выходить из легких свободно, без напряжения мышц

«Погончики»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевом суставе до 60-70°, кисти сжаты в кулак. На вдохе руки выпрямляются в локтях с имитацией отжимания. После чего возвращаются в исходное положение на пассивном выдохе

«Накачивание шины» («насос»)

Исходное положение: стоя, наклонившись вперед, согнув круглую спину. Руки свободно опущены вниз. Во время глубокого вдоха носом ребенок наклоняется ниже (носом к полу), на выдохе – в исходное положение

«Кошка» (приседания с поворотом)

Ребенок находится в положении стоя, руки опущены. На вдохе выполняются непринужденные танцевальные движения: сгибание ног в коленях, неглубокое приседание, сгибание рук в локтевых суставах и повороты туловища влево и вправо.

Пассивный выдох сопровождается возвращением в исходное положение. На вдохе чередуются повороты в разные стороны

«Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевых суставах, разведены в стороны на уровне плеч, кисти сжаты в кулаки.

На вдохе руки сводятся в попытке «обнять свои плечи», располагая одно предплечье над другим. С пассивным выдохом руки разводятся.

После осваивания стандартной методики, можно осложнить закидывания головы назад на вдохе

Первые три упражнения считаются базовыми и входят в комплекс для новичков.

Важно! Для детей в тяжелом состоянии дыхательная гимнастика выполняется в положении сидя; «ладошки», «погончики» — даже лежа

Эффективность гимнастики по Стрельниковой

Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы на специализированных курсах предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

simptomyinfo.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, гимнастика Стрельниковой, видео

Логоневроз, или заикание в момент речи — это патологическое состояние, при котором ребенок и взрослый человек повторяет или пролонгирует звуки, слоги и слова.

Артикуляции при логоневрозе сопровождается судорогами органов речевого аппарата или длительными остановками при переходе от одного звука к другому. Симптомы заикания проявляются в раннем возрасте, если их основа лежит в генетической предрасположенности к патологии, во врожденных заболеваниях ЦНС; в любой период жизни, если причиной болезни становятся стрессы, испуг, психологические травмы.

Заикания делятся на невротические и неврозоподобные. Первые лечатся терапевтически: дыхательная гимнастика, гипнозы, психологическая и логопедическая помощь ребенку. Отдельное внимание стоит уделить атмосфере в семье, релаксации, спорту, пению. Вторые, неврозоподобные, требуют приема спазмалитиков, транквилизаторов, проведения нескольких курсов дегидратации, массажа и физиопроцедур.

Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а так же его профилактики в раннем возрасте у детей. Если выполнять упражнения в строгой последовательности, по инструкции и регулярно, то в 70% случаев прогноз по выздоровлению детей дошкольного и школьного возраста благоприятный.

Суть дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика от заикания для детей — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок научится правильно дышать, наладит ритм и темп вдохов, выдохов.

Логопеды, родители могут использовать несколько видов дыхательных гимнастик при заикании:

  •  Традиционную методику. Она включает в себя серию упражнений на тренировку пресса, диафрагмы, формируют сознательную регулировку свободного дыхания в момент разговора.
  • Методику дыхания по А. Н. Стрельниковой. Подходит для лечения нарушений ритма речи, органов дыхательной системы человека. Метод основан на активизации всего организма, способствует укреплению здоровья, избавлению от речевых нарушений, астмы, аденоидов.

Выбирать между методиками коррекции заикания не обязательно, можно использовать сразу несколько способов.

Гимнастика при логоневрозах способна решить следующие задачи:

  1. Сформировать расслабленное дыхание в процессе речи
  2. Устранить страх перед артикуляцией
  3. Снять спазм мышц речевого аппарата
  4. Улучшить работу мозга за счет притока большого количества кислорода
  5. Обучить ребенка контролю над артикуляцией
  6. Укрепить мышцы брюшной полости, диафрагмы, носоглотки
  7. Восстановить биоритмы организма

Важно! Рассчитывать на быстрый результат от использования дыхательных упражнений от заикания не нужно. На решение проблем с речью понадобится не менее 3-6 месяцев, если заниматься регулярно.

Общие рекомендации

Эффективность дыхательной гимнастики для детей от заикания во многом зависит от качества выполнения заданий. Ребенок и взрослый должны получать удовольствие от тренировки, иначе многомесячные занятия не дадут положительного результата. Не менее важную роль играет психологическая атмосфера во время урока, хорошие отношения между пациентом и педагогом, комфортные условия проведения занятия.

Выполняя дыхательную гимнастику при заикании с детьми следуйте следующим рекомендациям:

  • Проветривайте комнату перед началом урока. Следите за влажностью и температурой в помещении для тренировок, они должны быть комфортными: 18-20 °С, 40-50%.
  • Покормите ребенка за 1-2 часа до начала тренировки. Дети не должны заниматься голодными и сразу после обеда.
  • Принимайте пищу через 1 час после окончания занятия. Мышцы брюшной полости должны успокоиться, прийти в ному после физической нагрузки.
  • Урок должен длиться не боле 20 минут, планируйте занятия на дневное и утреннее время. Для достижения максимального результата нужно заниматься с ребенком каждый день по 2 раза.
  • Если малыш задыхается, сбивается с ритма дыхания, остановите тренировку. Дети могут потерять сознания из-за большого количества глубоких вдохов. Следите за состоянием ребенка на протяжение всего урока.

Важно! Если заикание у ребенка сочетается с патологиями органов дыхания, перед началом тренировок по любой системе проконсультируйтесь с доктором. Такому малышу нагрузку и расписание занятие должен регулировать лечащий врач.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения выполняют сидя и стоя. Важно находиться перед большим зеркалом, чтобы контролировать положение тела, прямоту спины и работу лицевых мышц. Каждое задание повторяют по три-пять раз. Педагог или родитель работают вместе с ребенком, показывая образец.

Длительный выдох

Рекомендуется детям для снятия спазма и тонуса с гортани:

  • ребенок садится перед зеркалом на стул;
  • держит спину ровно, плечи — на одном уровне;
  • вдыхает воздух в живот через нос, старается ощутить, как брюшная полость переполнена кислородом;
  • делает длительный выдох ртом, губы можно свернуть в трубочку, считает до 5-10. Очень важно не прогибать спину и не двигать головой вслед за дыханием.

Толчки воздуха

Упражнение помогает дошкольнику научиться контролировать ритм дыхания, силу выдоха:

  • делайте глубокий вдох в живот через нос;
  • выдыхайте резкими и короткими толчками через рот;
  • следите за напряжением мышц брюшной полости;
  • во время выдоха считайте количество толчков, нужно стараться увеличить этот показатель от занятия к занятию.

Зевок со звуком

При выполнении задания снимается зажим с мышц шеи и гортани:

  • сидите прямо;
  • глубоко вдохните через нос;
  • выдыхайте длительно с открытым ртом, как будто зеваете;
  • озвучивайте выдох: “А-а-а…”;
  • голову по мере выдыхания нужно медленно опускать к груди.

Улыбка “И-и-и”

Упражнение помогает научиться делать длинный выдох. Это пригодится для проговаривания предложений, сложных слов без остановок:

  • голова прямо, медленно и глубоко вдыхайте в живот;
  • растяните губы в улыбке;
  • начинайте медленно выдыхать через рот и одновременно произносите: “И-И-И…”;
  • выдох длится максимально долго.

На заметку! Чтобы ребенку было интересно выполнять дыхательные упражнения, устраивайте соревнования: кто дольше протянет звук, кто не поднимет плечи во время занятия и так далее.

Вьюга

Упражнение обучает ребенка регулировать протяженность звукопроизношения, силу и тембр голоса:

  • вдыхайте воздух в живот;
  • складывайте губы в трубочку;
  • произносите звук “У” сначала громко и грубо. Потом постепенно снижайте громкость и силу артикуляции, будто двигаетесь по кругу.

О-А-У-И

Задание сочетает в себе звукопроизношение и движения руками по схеме:

  • буквы произносятся в определенной последовательности О, А, У, И. Паузы между артикуляцией не допустимы, нужно пропеть комплекс на одном дыхании;
  • одновременно со звукопроизношением на каждую букву нужно делать движения руками;
  • “О” рисуем руками большой живот, “А” поднимаем руки вверх и гладим своим щеки ладонями, “У” протягиваем руки вперед, “И” возвращаем руки в положение перед собой и протягиваем по сторонам, рисуем улыбочку под грудной клеткой. Это упражнение помогает снять зажим в гортани и удлинить артикуляционный выдох

Посмотрите этот комплекс дыхательных упражнений в видео-формате:

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой используется для лечения заикания у детей и взрослых в России с 1976 года, когда был издан первый сборник полезных советов от автора метода.

Методика основана на ритмичном дыхании через сопротивление мышц диафрагмы. Очень важно обращать внимание именно на вдох. Он должен быть шумным, резким, ритмичным. Вдохи делают под счет, резко, при этом грудную клетку нужно сжимать, ставя препятствия для прохождения воздуха. Выдох происходит без усилий, естественным путем.

Польза

Изначально дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой придумывалась для певцов, которые потеряли голос. Но увидев хороший результат метода, многие упражнения стали использовать в логопедической работе для коррекции задержек развития речи, логоневрозов.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей приносит пользу по следующим причинам:

  • Ребенок не концентрируется на выдохе. Ему не нужно думать о длине артикуляционной фразы, необходимости набрать воздух для продолжения беседы.
  • Автоматизация такого метода дыхания блокирует спазмы мышц во время речи, они расслаблены, не ждут судорог.
  • Дети с заиканием постоянно испытывают стресс от необходимости общаться с окружающими вербально. В результате ухудшается состояние нервной системы, общее соматическое здоровье. Гимнастика Стрельниковой повышает иммунитет, улучшает сон, аппетит и настроение.
  • Если логоневроз связан с травмами мозга, заболеваниями ЦНС, то органам необходима подпитка кислородом. Авторский метод улучшает снабжение клеток питательными веществами, кровоток.

Для занятий с детьми раннего возраста по методу Стрельниковой полезно использовать видео, чтобы малыши копировали телодвижения по примеру, не сбивались со счета.

Упражнения

Логоритмику по А. Н. Стрельниковой нужно проводить в хорошо проветренном помещении или на улице. Используйте ритмичную музыку. Подбирая комплекс упражнения для детей с заиканием, основывайтесь на планируемом результате и физических возможностях малышей.

Приведем несколько заданий, которые можно использовать для терапии речевых нарушений, логоневрозах у детей старшей группы детского сада и подростков (от 5 до 15 лет), повторять задание нужно 4 или 8 раз.

Ладошки

Это разминочное задание. Дети вдыхают носом шумно и резко 4 раза, делают паузу 4 секунды и повторяют серию вдохов. Руки при этом нужно держать перед собой и сжимать ладони на каждый вдох с силой.
Если у ребенка во время ритмики по Стрельниковой кружится голова, есть нарушения работы сосудов, предложите воспитаннику сесть.

Погончики

Ребенок стоит, руки сжаты в кулачки и прижаты к животу. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, помогая воздуху проходить глубже в тело. Плечи при этом остаются расслабленными. После вдыхания нужно количества воздуха, делается 4 вдоха, руки возвращаются в исходное положение.

Насос

Ребенок стоит, ноги расставлены. На вдохе нужно согнуться вперед, изображая качание насоса. Вдох заканчивается вместе с пригибанием спины, выдох производится при возвращении исходное положение.

Кошка

Это полуприсед с поворотом в сторону на вдохе. Руки ребенок держит перед собой. Голова и плечи двигаются по одной линии, спина поворачивается в районе талии.

Большой маятник

Тело ребенка двигается без резких остановок. Во время вдоха нужно наклониться вперед, руки опускаются до пола. На выдохе нужно разогнуться, руки поднять до плеч. Позвоночник заводится чуть назад, потом снова опускается вперед. Работает поясничный отдел.

Обними плечи

Руки поднимаются до плеч. Во время короткого вдоха, обнимайте свои плечи с силой, зажимайте грудную клетку. На выдохе обхват ослабляйте.

Повороты головы

Голова поворачивается налево и направо, при каждом движении делается резкий вдох. Делать паузу, чтобы задержать голов по центру не нужно. Движения ритмичные и резкие. Выдох производится ртом.

Ушки

Это нагибания головы к плечам. Сначала налево, потом направо. Каждое движение сопровождается вдохом.

Маленький маятник

Двигается только голова, корпус остается на месте. Ребенок стоит, голова прямая. На вдохе медленно запрокидываем голову назад, смотрим в потолок, делаем еще вдох. Выпускаем воздух при возврате в исходное положение.

Перекаты

Ребенок должен переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Сначала правую ногу ставят вперед и переносят на нее тело, делают вдохи, потом возврат в исходное положение — свободный выдох. Следующий этап повторите, выкидывая вперед другую ногу. При этом корпус должен оставаться прямым.

Передний шаг

Ребенок поднимает одну ногу к животу, стоит на полусогнутой, свободной опоре. Во время вдоха чуть приседает, опускает ногу. На выдохе ноги возвращаются в исходное положение.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате. Проводит гимнастику ученик Александры Стрельниковой – Михаил Щетинин.

Исправление дефекта речи, связанного со спазмом мышц артикуляционного аппарата, отнимает много времени и сил у ребенка. Родителям важно понимать, что дыхательная гимнастика не является панацей от заикания. Кроме логоритмики обязательно используйте другие методы расслабления ЦНС, мускулатуры: плавание, ароматерапию, релаксацию, массажи. Оградите малыша от стресса, страхов, будьте постоянно рядом, чтобы у него появилось чувство уверенности. Только комплекс мер сможет исправить недостаток речи полностью.

Читайте также: Точечный массаж при заикании

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

30

orechi.ru

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка. В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом. Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам. Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков. Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности. Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод А.Н.Стрельниковой

В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности голосовых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание. В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом. Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

Суть методики А.Н. Стрельниковой:

  • научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
  • тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
  • добиться плотного смыкания голосовых связок.

Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия. Но методика Стрельниковой создавалась для разработки голосовых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

«Насос»

В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос. За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания. Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

«Обними плечи»

Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко. После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями. Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней. Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд. Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

«Алфавит для заикающихся»

Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

«Восьмёрки»

Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях. Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми. Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.

gimnastikasport.ru

Дыхательные гимнастики при заикании

Добрый день!

По себе знаю, что заикание приносит огромные душевные муки, но как ни странно, заики в большинстве своем очень пассивные люди, в общем-то, как и все люди, когда дела касается глубокой работы над собой. Единицы способны взяться и усердно работать над собой в течение длительного времени. Но такие люди есть и их много, о них вы можете узнать подробнее тут. Сегодня поговорим о дыхательных техниках, которые помогут вам в борьбе с заиканием, а конкретно, помогает ли дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании.

Я пробовал очень многие дыхательные упражнения от заикания, и все они давали какой-то результат, иногда чуть лучше иногда чуть хуже, но полного избавления не случилось. И я вам честно скажу – совершенно не важно, насколько сильно вы заикаетесь! Если у вас сильное заикание, и вы надеетесь, что если вы хоть немного улучшите свою речь, то жизнь станет лучше — вы ошибаетесь!

Даже если у вас легкая степень заикания, незнакомый человек сразу вешает на вас ярлык «заика» и этот взгляд… как на инвалида какого-то. Если вы заикаетесь, то вы понимаете, такой устало-внимательный взгляд, вроде хотят подсказать, чтоб ты уже родил, что хотел сказать и отстал.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

 

Книга: Избавление от заикания

После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

Получить бесплатно

Гимнастика Стрельниковой от заикания

Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика  — Стрельниковой А. Н. Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

Стрельникова рекомендует для коррекции заикания использовать следующие упражнения:

Упражнение «Насос»

Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

Дальше немного поднимите туловище, но не полностью выпрямляйтесь — в этот момент пусть воздух из груди спокойно выходит через нос или через рот, не прикладывайте усилий к выдоху.

Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий

Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

Упражнение «Обними плечи»

Начальное положение: выпрямитесь. Согните руки в локтях и поднимите их на уровень плеч, кистями друг к дружке. Делайте шумный и короткий вдох носом и одновременно бросайте руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Очень важно, чтобы ваши руки двигались не крест-накрест, а параллельно. Одна рука окажется над другой, какая не важно. Главное запомните, что на протяжении всего упражнения не следует менять положение рук.

Сразу после вдоха руки слегка расходятся ( не не до начального положения).  Вовремя вдоха локти должны сойтись на уровне грудной клетки и образовать треугольник, после этого руки слегка расходятся и получается квадрат. В это время на выдохе свободно и пассивно выходит воздух из легких.

Далее, руки сходятся треугольником — делайте вдох, и затем немного разводите руки в стороны (должен образоваться квадрат) — выдох должен пойти незаметно через слегка приоткрытый рот или через нос. Запомните, что необходимо бросать руки лруг другу навстречу паралельно, а не крест накрест. Помните, как в школе первоклашки сидели за партами, положив руки на парты, одно на одну, вот так и нужно выполняться данное упражнение, параллельно.

Важно! Ограничения!

Если только осваиваете гимнастику Стрельниковой, то сразу не делайте упражнение «обними плечи» первые 2-3 недели. Это упражнение стоит подключать, когда вы в достаточной степени освоите другие упражнения.

Так же это упражнение сначала необходимо делать не более чем по 8 вдохов выдохов, с отдыхом 3-6 секунд.

Оптимально 12 раз по 8 вдохов выдохов за один раз. Через 2-3 недели допустимо увеличить до 16 или до 32 количество вдохов выдохов подряд.

Важно! Не следует напрягать руки в этом упражнении, не нужно разводить их широко в стороны и менять местами. Рука снизу идет к подмышке, а которая сверху к плечу.

Данное упражнение от заикания допустимо делать сидя и даже лежа, если состояние тяжелое.  Если у вас одна рука травмирована, выполняйте упражнение одной здоровой рукой, но мысленно представьте, что у вас работает и вторая рука.

Если вы уже хорошо освоили упражнение «Обними плечи», делаете его по 32 вдоха-выдоха без остановок и в положения стоя, то можете в момент встречного движения ваших рук немного откидывать назад голову, делая своеобразных «вдох с потолка».

Данная дыхательная гимнастика от заикания поможет улучшить свою речь. Делать или нет, решать вам.

Красной нитью в моем блоге проходит мысль о том, что заикание можно вылечить! Это реально! Многие люди справились с этим недугом!

И всех этих «героев» объединяет одно – они искали не просто избавления от заикания, НЕТ! Они пошли на много дальше, они развили свою речь до определенных высот.

Смотрите, Брюс Уиллис – стал актером, а важнейшие предметы в любой актерской школе это: речь, дикция, дыхание, умение выражать свои мысли. Упражнения на развитие речи устранили проблему заикания!

Возьмем другой пример – политики: Король Георг 6. Политиков учат говорить еще лучше чем актеров и дикторов. Думаю, вы со мной согласитесь, единственное, что делают политики – это говорят. И учат их этому специалисты высочайшего класса.

И дыхательная гимнастика Стрельниковой! Она пишет, что основной уклон ее книги это помочь актерам и певцам развить свой голос, ведь голос это очень важно! Голос это здоровье!

Если у вас есть чем поделиться по поводу дыхательных гимнастик, прошу, пишите в комментариях!

 

Читайте так же: другие методы лечения заикания

zaikanieblog.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Лечение нарушенной речи при заикании у детей в раннем возрасте проходит достаточно трудно, так как еще не изучены все механизмы патологии. Чтобы у детей не возникло страха во время речи ил закомплексованности, необходимо проводить специальные комплексы упражнений, направленных на восстановление речевого центра и нервной системы больного ребенка. В данной статье мы расскажем о наиболее эффективных комплексах упражнений, включая точечный массаж, дыхательную гимнастику, логоритмику, а также занятия с песнями и играми.

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

Правила и техника выполнения

При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

Комплекс упражнений при заикании

Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры.  Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.




lechimdetok.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Упражнения по дыхательной гимнастике отличаются эффективностью при решении проблемы заикания у людей разного возраста. Это распространенное речевое расстройство, доставляющее много неприятностей людям.

Регулярное выполнение упражнений помогает справиться с дефектами речи, причинами их возникновения. Дыхательная гимнастика при заикании у детей помогает улучшить функцию речи, если правильно ее выполнять.

Что представляет собой заикание

При таком расстройстве меняется темп речи и ритмика произношения. В детском возрасте пациенты активно применяют речевой аппарат. Разные факторы, воздействующие на нервную систему, могут вызывать проблемы с произношением, заикание.

Иногда проблемы могут возникать из-за плохой наследственности или же возникает невротическое заикание. Нередко при появлении признаков заикания у малышей нужно посещать специалистов, неврологов, логопедов.

Перечислим процессы, способствующие возникновению подобных дефектов:

  • В нервной системе нарушается баланс распределения биоэлектрических импульсов на участках мозга, отвечающих за речевую функцию.
  • Возникают спазмы мышечных тканей, судороги. В патологических расстройствах участвует диафрагма, мышечные ткани на груди, в области брюшины.
  • Заикающимся людям свойственна повышенная эмоциональность, отсутствие психологической уравновешенности.
  • Человек всегда выглядит расстроенным, напряженным.
  • Фразы произносятся с отчетливым удлинением, остановки не контролируются при произношении.
  • Дрожат мышцы на лице.

Дыхательные упражнения благоприятно воздействуют на разговорную функцию при разных видах заикания, нормализуют нервную систему. Для выздоровления требуется комплексное лечение. Зачастую вместе с дыхательной гимнастикой назначается медикаментозное лечение, психотерапия.

Пациентам, которые заикаются, в борьбе с болезнью оказывается немалая помощь. Упражнения могут отличаться по степени сложности выполнения. Дыхательная гимнастика при регулярном соблюдении помогает стабилизировать ритм и темп произношения.

Изначально упражнение выполняется без активации голосовой функции, затрудняется воспроизведение звуков. При достижении максимального эффекта от гимнастики нужно осознавать главные задачи, которые помогает решить техника:

  • Сбалансировать функцию вдоха и выдоха.
  • Повышение тонуса мышечных тканей в области брюшины.
  • Усиление диафрагменного дыхания.
  • Самостоятельная корректировка ритма.
  • Появление расслабленного дыхания в ходе беседы.

Регулярное выполнение упражнений от заикания позволяет ему вдыхать необходимое количество кислорода во время беседы, постепенно придает уверенности, избавляет от заболевания. Нужно проявить терпение, поскольку устранение дефектов речи требует времени. При лечении нужно прикладывать немалые усилия, прогноз положительный при расстройствах разной степени сложности.

Лечение заикания

В современной медицинской практике присутствуют разные варианты устранения заикания, зачастую используется комплексное лечение. Когда лечатся заикающиеся дети, требуется профессиональная коррекция, при которой логопед помогает избавиться от функциональных дефектов речи.

С этой целью используется индивидуальная разработанная программа для исправления заикания, подразумевающая проведение логопедических манипуляций, при помощи которых речь становится плавной. В итоге у малышей формируется правильная ритмика дыхания, устраняется заикание.

Если в ходе обследования ребенка выявляется нервная патология, часто назначается лекарство. В этой ситуации требуется обязательная консультация специалиста. Большая часть проблем решается без использования медикаментов, поэтому нежелательно проявлять чрезмерную доверчивость по отношению к медицинским специалистам.

Психологические расстройства отличаются сложностью, поэтому требуют серьезной работы над состоянием ребенка в кругу семьи, медикаменты способствует угнетению личности чаще всего, это подразумевает определенную опасность.

По мнению многих специалистов наиболее эффективным способом устранения дефектов подобного рода является гимнастика. Дыхательные упражнения полезны тем, что оказывают воздействие на легкие и диафрагму во время произношения, этот процесс заложен в основу воспроизведения звуков. При заикании слоги плавно чередуются, речь становится неравномерной. Количество воздуха во время выдоха минимальное, поэтому фраза получается прерывистая.

Этот комплекс направлен на стабилизацию дыхания, обеспечение плавности. Занятия с больными требуют достижения определенного результата, устранения речевого нарушения.

Нужно понимать, что терапия такой патологии начинается после обращения к врачу, который обследует больного, предоставляет несколько советов, сопровождает коррекцию речи. Зачастую специалист проводит первоначальное обследование, способствует выполнению эффекта от упражнений дыхательной гимнастики во время заикания.

Разновидности дыхательной гимнастики

Различают такие варианты упражнений:

  1. Статические, не требующие движения.
  2. Динамические — выполняются одновременно с разными телодвижениями.

Различают несколько поз для выполнения гимнастики:

  • В горизонтальном положении.
  • Сидя на стуле.
  • Стоя.
  • Находясь в движении.

Начальное упражнение предпочтительно выполнять лежа. Такая поза считается самой удобной. После этого гимнастика проводится в других положениях. Когда пациент восстанавливает контроль над собственным дыханием, тренировки можно прекратить.

Общие советы

Перед занятиями желательно проветрить помещение, сделать уборку. Нежелательно выполнять упражнения после еды. Нужно одеть легкий костюм, рекомендуется отдавать предпочтение натуральным тканям. Техника логопедических упражнений подразумевает выполнение таких рекомендаций:

  • На вдохе выполняются через нос, а выдохи делаются ртом. Перерывов между ними не должно происходить.
  • Вдохи должны быть максимально сильными, нежелательно выдавливать из легких весь воздух. Процесс требует максимальной естественности, особых усилий прикладывать не нужно.
  • На выдохе придется произнести несколько слов или какую-нибудь фразу.
  • Нужно учитывать, что при работе дыхательной системы требуется равномерность и спокойствие.

Все мышцы нужно постараться расслабить. Движение плечами при выполнении комплекса упражнений не допускается.

Методика Стрельниковой

Наиболее популярными разновидностями дыхательной гимнастики, которые советуют выполнять при логоневрозе, являются упражнения, разработанные А.Н. Стрельниковой, они помогают устранить приступ удушья. Логопеды со временем признали эту методику достаточно эффективной в борьбе с заиканием. Упражнения отличаются простотой, поэтому подходят даже для детей дошкольного возраста.

Занятия необходимо проводить два раза в сутки, по утрам и вечером, максимум полчаса. Достаточно внимания в таком комплексе уделено вдохам. Они должны отличаться быстротой. Сначала нужно делать примерно 8 вдохов по 12 подходов. Нужно принимать во внимание, что при соблюдении таких рекомендаций может появиться незначительное головокружение. Упражнений много, нужно ознакомиться с популярными и эффективными.

  • Ладошки. Руки нужно согнуть в локтях, поднять до уровня плеч. Ладони расправляются, направляются параллельно полу. Нужно выполнить четыре резких вдоха, кисти рук при этом сжимаются. Требуется протяжный выдох через рот, ладони в этот период разжимают. После этого требуется небольшой перерыв. Пауза между подходами растягивается до 10 секунд.
  • Погончики. Выполняется упражнение стоя, руки нужно зафиксировать на поясе, кисти сдавливаются в кулаки. На вдохе плечи напрягаются и поднимаются. При выдохе опускаются вниз, кулаки направляются вверх таким образом, чтобы сымитировать погоны.
  • Маятник. Нужно занять стоячее положение, ноги расставить на ширине плеч. Делается вдох резко и громко, нужно нагнуться вперед, достать руками до пола. При выдохе рекомендуется занять исходное положение.
  • Кошка. Нужно встать на четвереньки, сделать быстрый вдох, спину выгнуть, голову нагнуть вниз. При медленном вдохе требуется выпрямление.

nevrology.net

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • скороговорки.

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Ладошки

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Насос

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

psyhoday.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *