Что таоке жизнь – Жизнь — что это такое

Жизнь — Википедия. Что такое Жизнь

Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования[1][2][3]; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование её на поддержание и усиление своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается), информация, необходимая каждому живому организму, расщепляется в нем, содержится в хромосомах и генах, и передается от каждого индивидуума потомкам

[4][5]. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента его появления до его смерти[6].

Определения

Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Жизнь может определяться через такие слова как «система», «вещество», «сложность (информации)», «(само-)воспроизведение», «эволюция», и т. д. Минимальное определение, согласующееся со 123 определениями: жизнь это самовоспроизведение с изменениями (англ. Life is self-reproduction with variations)[7].

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

[8].

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры[8].

Российский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот»[9].

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора»[10].

По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности».

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь — это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.

Согласно официальному определению NASA, выработанному в 1994 году и применяющемуся в задачах поиска жизни во Вселенной, жизнь — «самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции»

[11].

Упорядоченность и сложность живых систем

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики.

Возникновение жизни

В разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие гипотезы:

Гипотезы самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований их опровергают.

Гипотеза панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в ещё более далёкое прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле.

Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции[источник не указан 620 дней].

Разнообразие живых существ

Организм — это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Всё это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира. Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: '''вирусы''', протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные.

Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу.

Рождение

Рождение — процесс или результат действия по глаголу «рождать»[12], который, в свою очередь, обозначает появление на свет младенца в результате родов, если речь идет о женщине[13]. Также можно отметить, что применительно к самкам животных это же действие означает появление на свет детёныша[14].

В переносном смысле слово «рождение» может обозначать процесс или результат появления чего-либо нового[15].

Рождение является важным понятием в некоторых философских и религиозных системах.

Здоровье

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни[источник не указан 1320 дней]. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие

[16].

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения[17].

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья — 10 октября.

Возраст

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[18].

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития»[18].

Поведение

Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов

[19], характерная черта животного типа организации[20]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды[21]. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей[22]. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней[прим. 1][23].

Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.

Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

Образ жизни

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений[24].

Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: "… экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни»

[25].

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется[24]:

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь[24].

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями[24].

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит[24]:

Биология

Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом

[26] и Жаном Батистом Ламарком.

В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия[27][28]. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине[29].

В биологии выделяют следующие уровни организации:

  • Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
  • Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.
  • Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.
  • Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют биологический вид.
  • Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.

Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Организм

Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных.

Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей).

Искусственная жизнь

Искусственная жизнь — изучение жизни, живых систем и их эволюции при помощи созданных человеком моделей и устройств. Данная область науки изучает механизм процессов, присущих всем живым системам, невзирая на их природу. Хотя этот термин чаще всего применяется к компьютерному моделированию жизненных процессов, он также подходит и к жизни в пробирке (англ. wet alife), изучению искусственно созданных белков и других молекул.

Признаки жизни

Признаки жизни — характеристики, по которым можно обнаружить наличие жизни у организма, на местности, на других планетах.

Внеземная жизнь

Внеземная жизнь (инопланетная жизнь) — гипотетическая форма жизни, возникшая и существующая за пределами Земли. Является предметом изучения космической биологии и ксенобиологии, а также одним из вымышленных объектов в научной фантастике.

Жизнь на Марсе

Однозначного ответа о существовании жизни на Марсе в настоящее время наука дать не может, однако близость и сходство с Землёй дают предпосылки к поиску возможных форм жизни. Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым[30].

Жизнь после смерти

Жизнь после смерти или загробная жизнь — представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для различного вида религиозных мировоззрений.

Представления о загробной жизни присутствуют в различных религиозных и философских учениях. Среди основных представлений:

Бессмертие

Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время.

Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ[31], в том числе — и прежде всего — человека[32].

Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др).

Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.

См. также

Примечания

  1. ↑ Жизнь // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
  2. Жизнь — статья из Новой философской энциклопедии
  3. ↑ Жизнь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. ↑ Definition of Life. California Academy of Sciences (2006). Проверено 7 января 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  5. П. Кемп, К. Армс Введение в биологию. — М.: Мир, 1988. — ISBN 5-03-001286-9. — Тираж 125000 экз. — С. 19-21
  6. ↑ Статья «Жизнь» в Толковом словаре Ожегова
  7. ↑ Trifonov E. N. Vocabulary of definitions of life suggests a definition //Journal of Biomolecular Structure and Dynamics. — 2011. — Т. 29. — №. 2. — С. 259—266.
  8. 1 2 Жизнь. (Определение)// Биологический энциклопедический словарь. (Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г .Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 864 с., ил., 30 л. ил.)
  9. Н. В. Чебышев, Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология: справочник. — ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 608 с. — ISBN 978-5-9704-1817-8.
  10. Пармон В. Н. Новое в теории появления жизни, «Химия и жизнь» № 5, 2005
  11. Benner S. A. Defining Life // Astrobiology. — 2010. — Vol. 10. — P. 1021—1030. — ISSN 1531-1074. — DOI:10.1089/ast.2010.0524. [исправить]
  12. ↑ Рождение // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  13. ↑ Рождать // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  14. ↑ Родить // Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949—1992.
  15. ↑ Обусловлено тем, что тот же самый глагол «рождать» в случае переносного употребления означает «давать начало», «создавать», «производить», «быть причиной» (см.: Рождать // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000).
  16. ↑ Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28-30. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  17. Александра Бочавер, Радослав Ступак. XXIV европейская конференция по психологии здоровья «Здоровье в контексте» (рус.) // Психологический журнал. — М.: Наука, 2011. — Т. 32, вып. 2. — С. 116-118. — ISSN 0205-9592.
  18. 1 2 Возраст Архивная копия от 13 апреля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [848 дней]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
  19. ↑ Определение дано по Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9.
  20. Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9-10. — 1 000 экз экз.
  21. Хлебосолов Е. И. Роль поведения в экологии и эволюции животных (рус.) // Русский орнитологический журнал. — 2005. — Т. 14, вып. 277. — С. 49-55. — ISSN 0869-4362.
  22. ↑ Бактерии, их поведение и способы перемещения в пространстве (рус.). МИКРОМИР. Проверено 14 января 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  23. Рейхольд Вайнар. Движения у растений / перевод А.Н. Сладкова. — Москва: Знание, 1987. — С. 75, 122-125. — 174 с. — (Переводная научно-популярная литература).
  24. 1 2 3 4 5 glossary.ru
  25. Шаповалова О. А. Социально-экономические факторы здоровья и болезни на современном этапе Интернет-конференция Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности с 16.04.07 по 15.06.07
  26. ↑ Treviranus, Gottfried Reinhold, Biologie : oder Philosophie der lebenden Natur für Naturforscher und Aerzte, 1802
  27. Avila, Vernon L. Biology: investigating life on earth. — Boston : Jones and Bartlett, 1995. — P. 11—18. — ISBN 0-86720-942-9.
  28. Campbell, Neil A. Biology: Exploring Life. — Boston, Massachusetts : Pearson Prentice Hall, 2006.
  29. King, TJ & Roberts, MBV. Biology: A Functional Approach. — Thomas Nelson and Sons, 1986. — ISBN 978-0174480358.
  30. ↑ Статья «Есть ли жизнь на Марсе» на сайте «Солнечная Система»
  31. ↑ В соответствии с крупнейшей базой данных по старению и продолжительности жизни животных AnAge, в настоящее время найдено семь видов практически нестареющих (бессмертных) многоклеточных организмов — Sebastes aleutianus, Chrysemys picta, Emydoidea blandingii, Terrapene carolina, Strongylocentrotus franciscanus, Arctica islandica, Pinus longaeva. Есть основания предполагать биологическое бессмертие у некоторых представителей отряда Tricladida (Барнс Р. и др. Беспозвоночные: новый обобщённый подход. — М.: Мир, 1992. — С. 86).
  32. ↑ Понятие «бессмертие» следует отличать от понятий, характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём, или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов (долгожительство). На практике — особенно в художественном творчестве, а также в переносном (метонимическом) употреблении — эти понятия смешиваются.
  1. ↑ Мимоза стыдливая способна очень эффектно складывать листья при прикосновении или сотрясении. Причём, если прикоснуться к верхушке листа, то можно наблюдать последовательное распространение реакции сверху вниз — сначала сложатся листочки, затем черешочки, затем опустится черешок

Литература

Ссылки

wiki.sc

Что такое жизнь

Жизнь это…

Что такое жизнь? Затруднительно дать точное определение жизни, но все точно могут различать где живое и неживое. Так сказать, за живую и за мертвую лошадь дают разную цену.

В действительности, интуитивно нам понятно, что живое и что – мертвое, но вот точно сформулировать различие как правило затрудняемся. Известны множество попыток дать дефиницию, определение понятия «жизнь», но все они оказываются неидеальны. Потому умный человек вообще отказывается от определения, подменяя его тавтологией. Живое – это живое, то, в чем есть жизнь, что устроено как живое.

К примеру, жизнь – это то, что роднит нас с маленькими бактериями, растениями и гигантскими китами.  Жизнь – это постоянное и непредсказуемое движение. Жизнь – это то, что способно родиться и умереть….

Все живые организмы состоят из молекул. Причем каждая из молекул не является живой сама по себе. Так, молекула воды, которая находится внутри мышечной клетки, такая же как молекула воды в стакане чая. Но, собравшись вместе, молекулы самых различных веществ могут образовать, к примеру, мышечную клетку, которая обладает способностью сокращаться и реагировать на изменения окружающей среды, одним словом — жить.

Мы называем чудом то, что не в состоянии объяснить. Потому, казалось бы, незаметный переход от неживых молекул к живому организму часто называют — чудо жизни. С другой стороны, возможно, мы сами мистифицируем то, что видим, а все гораздо проще…

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение дал Фридрих Энгельс – и относительно недавно оно было у нас весьма популярно. Что ж, не такое уж и плохое определение. Но достаточно ли оно?

Сам Энгельс так не думал. Для него обмен веществ – только существенный, но не единственный критерий жизни. Он может быть присущ и неживому объекту. Предположим, у нас есть два непрозрачных ящика у которых есть дырки «на входе» и «на выходе». Что внутри – мы не знаем. Однако мы можем производить измерения состояния воздуха у входного и выходного отверстий. Измерения показали, что в обоих случаях мы имеем на выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных паров.

Измеряем температуру и видим, что на выходе воздух теплей, чем на входе. Мы вправе заключить, что в каждом ящике находится система, способная к обмену веществ с окружающей средой. Вскрываем ящики и что мы видим… в одном из них живая мышь, а в другом – горящая свеча. Критерий обмена веществ тут не работает, не дает возможность отличить живое от неживого, отличить процесс горения от процесса дыхания.

Если мы перекроем поступление воздуха, мышь погибает. Но и мертвый организм может обмениваться веществами с окружающей средой. На этом, в частности, основывается процесс образования окаменелостей: остатки животных и растений в слое горной породы отдают окружающей среде органику, а ее место занимают минералы. В особенности удивительны окаменевшие деревья: внешне они до мелочей сохраняют структуру древесины, но она миллионы лет назад заместилась кремнеземом и окислами железа.

Какой вывод тут можно сделать? Обмен веществ – это необходимое условие, если мы говорим о живом состоянии. Однако одного обмена веществ мало для определения жизни! Необходимо еще что-то.

Попробуем еще раз. Во-первых, жизнь характеризуется активностью. Жизнь действует. Даже если она пребывает «в пассиве», приспосабливается к условиям (то есть «страдает»: «страдание» у Аристотеля – это категория подчинения, категория, противоположная действию: actio – passio), все равно сохраняется активная составляющая, самостоятельный акт как бы «из себя и для себя». Такая активность обязательно происходит с затратой энергии в системе: чтобы жить, тратятся силы! Во-вторых, жизнь – это поддержание и воспроизведение всегда конкретного порядка, определенной, специфической структуры. Именно специфической. Вот на что энергия-то расходуется и силы тратятся!

Что такое активное воспроизведение? Это процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни. Птица каждый год воспроизводит свои гнезда, бобр строит плотину, но ни гнездо, ни плотину нельзя считать живыми объектами в отличие от их строителей. В общем, вряд ли птицу можно получить, воспроизвести по гнезду, бобра – по плотине, а снежного человека – по его следу…

Дальше о затрате энергии. По какой причине это является необходимым условием при определении жизни? Потому что это дает возможность отличать живые существа от других самовоспроизводящихся структур, к примеру кристалла.

Еще в XVIII столетии проводили аналогии между ростом организмов и ростом кристаллов. В действительности, каждому кристаллу присуща своя специфическая структура, которая возникает спонтанно. Хлористый натрий кристаллизуется в виде куба, углерод (алмаз) – в виде октаэдра. Скопления, сростки кристаллов подчас удивительно походят на структуры живой природы. Вспомним хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они порой до такой степени бывают похожи на листья папоротников и других диковинных растений, что кажутся более реальными, чем настоящие. Даже металлы образуют подобного рода структуры. Металлурги всего мира хорошо знают так называемую «елку Чернова». Во время отливки изделия из металла могут образовываться лакуны, раковины – так их называют специалисты. И бывает временами в таких раковинах сращиваются кристаллы железа – это очень похоже на известное растение.

И все же, аналогии между морозными узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне похожи, процессы их возникновения диаметрально противоположны энергетически. Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Что это значит? Это значит, что при кристаллизации энергия выделяется в виде тепла. К примеру, при возникновении одного килограмма «морозных узоров» должно выделиться 619 ккал тепла.

Столько же энергии необходимо затратить на разрушение этой структуры. Листья папоротника, напротив, при своем возникновении и росте поглощают энергию солнечных лучей. Разрушая эту структуру, мы сможем получить энергию обратно. Мы, собственно, это и делаем, к примеру, сжигая каменный уголь, который образовался из остатков гигантских папоротников палеозойской эры, или просто греясь у обычного костра. И дело тут не в самом листообразном рисунке, внешне объединяющем лесной папоротник и узор на стекле.

Бесформенная льдина той же массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. А на образование внешней сложности листа растения расходуется энергия, ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.

Но как же все-таки быть с внешним сходством? Дело вот в чем. И листья папоротника, и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, потому как дыхание и ассимиляция углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, к примеру кактусы, обретают шарообразную форму с минимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции СO2 и как следствие замедлением роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между кристаллами и живыми организмами не имеют, так сказать, сущностного значения. Жидкость, которая выплеснута из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но вряд ли это может означать, что законы устройства космоса похожи на правила игры с шарами за бильярдным столом!

Справедливости ради следует отметить, что кристаллические формы не чужды жизни. Многим известны большие и абсолютно безобидные комары-долгоножки с длинными ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь перегнивающими растительными остатками. Среди них встречаются особи, окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они в действительности больны – заражены так называемым радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок под микроскопом можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры.

Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка гибнет, они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения комаров. Кстати, подобные кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но существенно, что это именно неактивная форма существования вируса, в отличие от активной, живой. В форме кристалла вирус не размножается, а только переживает таким образом свои «тяжелые времена». Известный физик Эрвин Шредингер назвал хромосому «апериодическим кристаллом». В действительности, ядерное вещество клетки в период деления упорядочено, и формально его можно назвать кристаллом. Но когда ядерное вещество (хроматин) «пакуется» в хромосому, оно, опять-таки, неактивно, и сама хромосома – только способ передачи хроматина от клетки к клетке.

Итак, для кристаллизации никакой внешней энергии не надо. Но для поддержания и воспроизведения собственного порядка жизни в следующем поколении организму необходимо поглощать энергию (в виде квантов света или неокисленных органических соединений, простых веществ, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности и т. п.). Вот это и есть обмен веществ.

Однако зачем, для чего этот обмен? «Все течет», – сказал Гераклит Эфесский. Если дело обстоит так, то более всего «течет» живой организм. Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для воссоздания структур. В течении всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь образующиеся. Так, клетки крови полностью заменяются спустя 4 месяца. В конечном счете, это также ремонтные работы, но организм заменяет не только клетки, получившие дефекты, а все.

Вот говорится, что нервные клетки не восстанавливаются. Это озночает, новых нервных клеток организм не порождает, они не размножаются – сколько было, столько есть. Да, не образуются абсолютно новые клетки. Но на протяжении всей жизни они постоянно перестраиваются. Это как глубокий капитальный ремонт и перепланировка дома. Дом старый, но он обновлен и в отличном состоянии! Мы только формально можем считать нейроны, с которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее начали.

И еще одно выражение: специфическая структура. Что это такое? Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается это с почти совершенной точностью (слово «почти» крайне важно). Вот съел волк зайца. Разве ему необходимы органы зайца, его ткани, его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры «заяц», «заячья упорядоченность»? Разумеется нет!

Все это в желудке волка превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот, углеводов, нуклеотидов и т. п., общих для всей живой природы, неспецифичных. Часть из них организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы (расходуя полученную энергию!) построить из оставшихся неспецифичных веществ свою, специфичным образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком, и будет то же самое.

Так ли это относительно жизни как таковой, жизни вообще? Вопрос открыт. Но на Земле дела обстоят именно так. Земные организмы в чужой упорядоченности не нуждаются. Они изо всех сил, отчаянно борются с ней. Все знают о многочисленных медицинских попытках трансплантации животным и людям различных органов или тканей: сердца, легких, почек, поджелудочной железы и др. Возможно ли назвать эти попытки удачными? Результат всегда оказывался похожим: пересаженные органы имели стойкую тенденцию к отторжению.

Исключением были лишь органы, «однопорядковые» с пациентом, взятые у однояйцевого близнеца, – а это ведь «структурная» копия того же организма. Что до тканей, то их для пересадки врачи предпочитают брать от того же организма: к примеру, на пораженное ожогом место пересаживают кожу с ноги пострадавшего. Сохранить чужеродный пересаженный орган возможно, лишь подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции! Это огромный, смертельный риск, и, так или иначе, дело в конце концов идет только о продолжении жизни, но не о продлении нормальной полноценной жизни.

Даже гормоны, так сказать, просто биоактивные вещества (то есть не только сложные биологические образования) видоспецифичны. Тут, конечно, есть зазор, есть различие по степени. К примеру, инсулин – единственное эффективное средство против диабета – отличается сравнительно малой видоспецифичностью, потому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умершего человека (да, да, другого способа пока нет).

Кто-то заметит: есть сложные организмы, их структурная идентичность сложна, и, естественно, их структурная специфичность довольно требовательна. Но есть простые организмы, есть даже простейшие. Как же тогда? Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» должно быть меньше. В действительности, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Но все это искусственно создаваемые экспериментатором положения. А значит, не вполне «нормальное», неестественное течение жизни. В конце концов, говорится же: если зайца бить, он и спички научится зажигать. Вопрос только в том, будет ли это несчастное затравленное существо все еще зайцем? Скажем так: заяц, погибающий в волчьих зубах, гораздо больше заяц, более истинный, «правильный», чем заяц, который может зажигать спички!

Животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется до простых химических соединений, и по строению, к примеру, аминокислот глицина или фенилаланина невозможно сказать, получены ли они из белков бычьего мяса, гороха или же синтезированы искусственно умным химиком в очках. Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят лишь им присущие структуры. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе появляется комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов.

У растений это выражается еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет – при этом наборе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого – крапива, а из третьего – елка (и совсем не «елка Чернова» – помните?). Каждый раз – определенное растение с присущим ему набором свойств. Со своей упорядоченностью.

Итак, организм берет извне не упорядоченность, а энергию. За счет этой энергии он строит свою специфичную упорядоченность «по роду их» – так, кажется, говорится в Писании, пренебрегая чужой. Из куриного яйца – однородной массы желтка и белка – появляется цыпленок с головой, ногами, крыльями. И эта простая вещь, это чудо называется жизнью.

 


 

С.Минаков

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Что такое жизнь, или Немного о серьезном

Что такое жизнь? Казалось бы, очень простой вопрос, на который каждый из нас знает ответ. Ведь все мы живем, существуем какое-то определенный промежуток времени, а потом покидаем этот мир. Потому и понятие это для нас не ново.

Однако, когда начинаешь задумываться над этим вопросом, ответ кажется далеко не таким очевидным, как представлялось ранее. Дело в том, что, скорее всего, расшифровка этого понятия не может осуществиться только при помощи слов. Это находится где-то внутри каждого из нас, где-то в душе и сердце.

Если обратиться к научным интерпретациям, то определение жизни звучит примерно так: «Это способ существования биологических организмов всей планеты и отдельно взятого организма». Такую расшифровку нам дает биология. Если суммировать все предлагаемые объяснения, которые дают ученые той или иной сферы, становится ясным, что жизнь – это форма активного «присутствия» организма на Земле.

Давайте поразмыслим над тем, что такое жизнь, опираясь только на свои естественные представления, не привлекая теорию. Многие считают, что мы живем, потому что существуем. Но так ли это? Есть люди, которые бы с этим поспорили.

Представьте стандартную ситуацию, которая может случиться с каждым: проблемы на работе, семья рушится, отношения с детьми не складываются… Это простая схема, которая встречается очень часто. И вот тот человек, который стоит в ее центре, как раз и считает, что он отнюдь не ЖИВЕТ, а просто СУЩЕСТВУЕТ! Так что такое жизнь в этом случае? Жизнь – это гармония в семье и в душе. Ведь для каждого из нас есть определенные понятия, необходимые для счастья, то есть для гармоничного существования. Для кого-то это любовь, для кого-то – работа, а для многих – семья и дети. Список можно продолжать до бесконечности, но важно здесь не это: нужно просто понимать, что тебе нужно для того, чтобы твоя жизнь не превратилась в жалкое существование.

Теперь давайте поразмыслим над тем, почему понятие «Жизнь» настолько тяжело поддается расшифровке. Все слова, которыми мы апеллируем, анализируя наше земное существование, придумали мы же сами, то есть люди. Однако смысл, который вкладывается в них, нельзя вложить в простые человеческие выражения. Он сокрыт где-то глубоко, внутри понятия, и объяснить его мы полностью не можем.

К примеру, многие люди попросту не доверяют тем научным объяснениям, которые нам предлагают ученые. Они полагаются только на свои внутренние ощущения. Законы придуманы только для тех, кто их принимает. Остальные же живут по велению сердца и совести. Может быть, это и было бы полностью правильно, если бы мы умели внимательно «слушать» себя, а, главное, «слышать». Те сигналы, которые подает нам организм, мы не всегда интерпретируем правильно.

Потому, для того чтобы понять, что такое жизнь для вас, прежде всего, обратитесь к своему внутреннему «Я», спросите у него, что вам нужно для счастья и гармонии. Ведь если вы получите правильные ответы на свои вопросы и сможете их расшифровать, тогда ваше земное существование наполнится смыслом. Если уж у вас возникла необходимость получить ответ на данный вопрос, тогда полноценного смысла в вашей жизни вы все-таки не видите. Иначе бы вас не посещали подобные мысли.

Улыбка ребенка, радость при встрече с любимым человеком, повышение по службе, здоровье родителей – вот что вызывает в каждом из нас бурю позитивных эмоций и чувство полноты жизни. Именно полноценное существование превращает нас в личность, которая способна ценить окружающий мир и то, что с ней происходит. Умейте видеть счастье, наслаждайтесь им, чувствуйте, ведь это – жизнь как она есть! Ведь именно эмоции делают нас полноценными жителями общества и людьми в целом. Так что давайте будем соответствовать! Хотя это очень непросто!

fb.ru

жизнь - это... Что такое жизнь?

Морфология: (нет) чего? жи́зни, чему? жи́зни, (вижу) что? жи́знь, чем? жи́знью, о чём? о жи́зни; мн. что? жи́зни, (нет) чего? жи́зней, чему? жи́зням, (вижу) что? жи́зни, чем? жи́знями, о чём? о жи́знях

1. Жизнь — это особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ.

Возникновение жизни на Земле. | Жизнь растительного мира. | Законы жизни.

2. Жизнь — это физиологическое состояние живого организма в стадии роста, развития и разрушения, его существование от рождения до смерти.

Жизнь человека. | Жизнь растений. | Дорожить жизнью. | Рисковать жизнью.

3. Дать жизнь кому-либо означает родить его, произвести на свет; литературный стиль.

Как он может так говорить о женщине, которая дала ему жизнь?

4. Лишиться жизни означает умереть.

Из-за нелепой случайности он чуть не лишился жизни.

5. Лишить жизни кого-то означает убить его.

6. Уйти из жизни означает умереть.

Он был так потрясён вероломством друзей, что решил уйти из жизни.

7. Покончить или свести (счёты) с жизнью означает совершить самоубийство.

Если человек решил свести счёты с жизнью, он сам выбирает момент для этого.

8. Быть (находиться) между жизнью и смертью означает тяжело болеть, быть на грани смерти.

Две недели он находился между жизнью и смертью.

9. Возвратить к жизни кого-либо означает привести человека в чувство или вылечить тяжелобольного.

10. Отдать жизнь за кого-то, или за что-то, означает пожертвовать собой, защищая кого-то или что-то.

Отдать жизнь за независимость своей страны.

11. Если о ком-то говорят, что он рискует жизнью, значит, он подвергает себя смертельной опасности.

Конечно, это опасно, да ведь кто из учёных не рисковал жизнью!

12. Если о ком-то говорят, что он поплатился жизнью за что-то, значит, он погиб из-за этого.

Из-за своей доверчивости он поплатился жизнью.

13. Жизнью могут называть полноту проявления физических и духовных сил человека.

Он полон жизни. | В нём много энергии, много жизни. | В его глазах столько жизни!

14. Жизнью называют период существования кого-либо от рождения до смерти.

Короткая, долгая жизнь. | В начале, в конце жизни. | В течение всей жизни. | Такое бывает лишь раз в жизни.

15. Жизнью можно назвать ограниченный определёнными временными и пространственными рамками образ существования кого-либо.

Три месяца деревенской жизни подходят к концу. | Жизнь в родительском доме прошла, как один день. | Жизнь у друзей запомнилась надолго.

16. Жизнью называют совокупность всего пережитого и сделанного человеком.

Жизнь замечательных людей. | Его жизнь богата событиями. | Жизнь моя сложилась неудачно.

17. Жизнью называют деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах.

Жизнь государства. | Жизнь человечества. | Общественная жизнь. | Духовная жизнь.

18. Слово жизнь употребляют, когда говорят о процессах, происходящих в природе, неорганическом мире, физических телах и т. п.

Жизнь Земли, Солнца. | Жизнь моря, леса.

19. Жизнью называют окружающую нас реальную действительность.

Бояться жизни. | Интересоваться жизнью. | В окружающей жизни немало интересного. | Нужно жить не воображением, а действительной жизнью.

20. Жизнью называют оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ.

Проснулись птицы, и в саду началась жизнь. | К вечеру жизнь на улицах замирает.

21. Если один человек что-то или кого-то вычеркнул из своей жизни, значит, он решил забыть о его существовании.

Я решил вычеркнуть из жизни все прошлые обиды и унижения.

22. Тот, кто прожигает жизнь, бесцельно и бесполезно проводит время в шумных удовольствиях, губительных для здоровья и материального положения.

Он, к счастью, не из тех людей, которые бесцельно прожигают жизнь по ресторанам и ночным клубам, заводя кучу ненужных знакомств.

23. Когда говорят не жизнь, а малина, имеют в виду весёлое, беззаботное существование.

24. Если кто-то бьётся, враждует не на жизнь, а на смерть, значит, он сражается не щадя своей жизни, до последнего, решительного исхода, или, в переносном значении, очень сильно враждует.

Полки бились не на жизнь, а на смерть. | Соседи враждовали не на жизнь, а на смерть. | Это была борьба не на жизнь, а на смерть, за четыре года войны погибли более сорока миллионов наших сограждан.

25. Если что-то делается, происходит не от хорошей жизни, значит, это делается вынужденно, поневоле, под давлением обстоятельств.

Естественно, не от хорошей жизни пенсионеры устраиваются вахтёрами и гардеробщиками.

26. Если кто-то говорит, что ни в жизнь не сделает чего-то, значит, он не сделает этого никогда, ни при каких обстоятельствах; разговорное выражение.

Ни в жизнь не соглашусь на это!

27. Когда кто-то говорит, что будет помнить что-то, будет благодарен кому-то по гроб жизни, он имеет в виду, что не забудет об этом никогда.

Девчата, выручайте, по гроб жизни благодарен буду!

28. Если кто-то обещает кому-то устроить весёлую жизнь, значит, он собирается причинить ему много неприятностей.

dic.academic.ru

Прекрати существовать и начни жить! Что такое жизнь и как ее прожить правильно?

Полезные советы

Этот уникальный материал – самая настоящая инструкция, которая поможет узнать больше о самой сокровенной тайне Вселенной, каковой является жизнь (в данном случае – жизнь конкретного человека, то есть ваша жизнь).

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Эта знаменитая поговорка означает, что от каждого из нас требуются соответствующие усилия и навыки, чтобы справляться с жизненными перипетиями, трудностями, горестями и ненастьями; сделать правильные выводы из пройденного пути.

Да, жизнь – несправедливая штука. К тому же, в конце жизненного пути мы умираем. От данного факта у многих опускаются руки, особенно, если оглянуться назад и не увидеть каких-либо значимых деяний, которые бы отличали ЖИЗНЬ от бесцельного существования.

Для того чтобы научиться жить, мы должны понять структуру, разгадать пазл самой жизни человека. На самом деле, он не так уж и сложен. Каждый человек, который доживает до старости, проходит через четыре стадии жизни. Какие же это стадии и что можно посоветовать для каждой из них?

Суть жизни человека

Первая Стадия жизни: подражание

2.jpg

Человек рождается беспомощным. Он не умеет ходить, разговаривать, самостоятельно принимать пищу. Будучи детьми, мы обречены на то, чтобы наблюдать за другими и подражать им. Изначально мы осваиваем физические навыки и учимся разговаривать.

Затем у нас появляются социальные навыки, также благодаря тому, что мы наблюдаем за нашим окружением и подражаем ему. В итоге, в последние годы детства, человек приспосабливается к окружающим его культурным традициям.

3.jpg

Происходит это также посредством наблюдения за существующими в обществе правилами и нормами. Взрослеющий ребенок старается вести себя соответственно тем нормам, которые считаются общепринятыми в нашем обществе.

Какова цель Первой Стадии жизни?

Цель Первой Стадии – научиться тому, как надо функционировать внутри общества для того, чтобы стать автономным и самодостаточным взрослым человеком. Главная идея заключается в том, что окружающие нас взрослые помогают нам достичь этой цели.

4.jpg

Для этого они помогают нам научиться принимать решения и действовать самостоятельно. Однако некоторые взрослые и некоторые модели общества, в которые мы попадаем, учат плохому. Они наказывают нас за стремление быть независимыми, они не учат нас принимать решения.

Именно поэтому некоторым людям не удается стать автономными. Такие люди застревают в Первой Стадии в бесконечных попытках подражать всему возле себя. Они постоянно стараются понравиться кому-то, чтобы их не судили строго окружающие.

У "нормального" здорового индивидуума Первая Стадия продолжается до позднего подросткового периода или до периода раннего взросления. Однако у некоторых людей она продолжается и в их взрослой жизни.

5.jpg

Немногим "избранным" удается прийти в себя годам к 45-ти и понять, что они, по сути, никогда не жили для себя. И тогда возникает вопрос – куда, черт возьми, уплыли мои годы?! Это и есть Первая Стадия Жизни – подражание. То есть, отсутствие самостоятельных мыслей и персональных ценностей.

Конечно, мы обязаны осознавать стандарты и ожидания людей, окружающих нас. Но мы также обязаны стать достаточно сильными, чтобы иногда, когда это необходимо, действовать назло этим стандартам и ожиданиям. Мы обязаны научиться действовать самостоятельно и в своих интересах.

Вторая Стадия жизни: процесс самопознания

6.jpg

В Первой Стадии жизни мы учимся соответствовать окружающим нас людям и их культурным ценностям. Вторая Стадия – это о том, чтобы научиться тому, что отличает нас от окружающих людей и их культурных ценностей.

Эта стадия требует от нас, чтобы мы начали принимать решения для себя, чтобы проверить себя и понять себя; также необходимо понять, что делает нас уникальными, отличными от других. Таким образом, Вторая Стадия подразумевает эксперименты и применение метода проб и ошибок.

7.jpg

Мы экспериментируем со сменой места жительства, находим общий язык с новыми людьми, изучаем новую обстановку и пытаемся потихоньку совать свой нос в чужие дела. В этот период многие молодые люди начинают путешествовать (многое тут зависит от индивидуальных возможностей).

Читайте также: Тип личности – экстравертированный интроверт: быть может, это вы?

Вторая Стадия – это процесс самопознания. Мы беремся за разные дела в этот период. Некоторые из них идут хорошо. Некоторые – не очень. Цель данного периода – это попытаться понять, что у вас получается хорошо, чтобы затем двигаться по выбранному пути.

Какова цель Второй Стадии жизни?

Вторая Стадия длится до тех пор, пока мы не начинаем наталкиваться на наши же ограничения. У многих людей при этом происходит ломка успевших сложиться стереотипов. Как бы то ни было, обнаруживать эти самые ограничения – это вполне нормально и даже полезно.

8.JPG

Вы просто вдруг осознаете, что не очень хороши в некоторых делах, вне зависимости от того, насколько сильно вы стараетесь. Поэтому вам необходимо знать, в чем именно вы не очень хороши. К примеру, вы не умеете готовить настолько, что не можете элементарно приготовить поесть самому себе.

Этому можно легко научиться, хотя это и потребует некоторого времени и стараний. Или возьмем более "тяжелый случай" – к примеру, человек от природы может быть недостаточно болезненным и физически слабым. Но и эту ситуацию, приложив максимум усилий, можно изменить.

9.jpg

Иными словами, мы просто обязаны самостоятельно осознать все свои слабости настолько рано, насколько это возможно. И чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов и времени сделать все, что необходимо, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в некоторых вопросах и делах мы не очень хороши. Есть и другие дела, в которых мы достаточно хороши, но с течением времени становимся хуже. К примеру, когда-то ваш голос был сексуальным, а ваша кожа нежной настолько, что вы всегда пользовались популярностью у противоположного пола.

10.jpg

Или вы могли легко напиваться в будний день, а на другой день, ранним утром, появиться на работе в свежем и бодром состоянии. Да мало ли, какие "способности" у вас были, а потом вы их утратили! Иными словами, у вас наступает осознание ОГРАНИЧЕНИЙ.

И этот этап является очень важным, поскольку вы в конечном итоге должны прийти к пониманию того, что наше время на этой планете ограничено. Поэтому его следует тратить на дела, которые действительно стоят этого больше всего.

11.jpg

Вы должны осознать, что вам не следует делать то-то и то-то лишь потому, что вам легко удается делать это. Вы должны осознать, что вы не должны быть рядом с определенными людьми лишь потому, что эти люди нравятся вам (но на вас им наплевать).

Синдром Питера Пэна

Вы должны осознать, что альтернативные варианты имеются практически для всего на этом свете, но это не означает, что они все открыты перед вами. Однако существуют люди, которые никогда не признаются себе, что ощущают подобные ограничения.

12.jpg

Возможно, они отказываются признавать свои ошибки; или, быть может, они сами себя вводят в заблуждение, заставляя поверить в то, что для них подобных ограничений не существует. Такие люди просто застряли во Второй Стадии жизни.

Существуют "успешные предприниматели", которым под сорок лет, и которые до сих пор живут с мамой, так как им не удалось заработать денег за последние лет 15 стараний. Существуют "популярные актеры", которые постоянно ждут звонка от именитых режиссеров, но сами не сходили ни на одно прослушивание за последние пару лет.

13.jpg

Существуют люди, которые не связали себя долговременными отношениями лишь по той причине, что им кажется, будто бы пройдет совсем чуть-чуть времени и очень скоро они встретят "идеального" человека, который окажется лучше тех, из которых у них был шанс выбрать раньше.

Но все мы в определенный момент нашей жизни должны признать неизбежное – жизнь коротка, далеко не все мечты становятся реальностью. Таким образом, нам стоит тщательнее выделять и серьезнее относиться к тем вещам и делам, в которых мы хороши.

14.jpg

При этом люди, которые застряли на Второй Стадии, тратят уйму времени на то, чтобы убедить самих себя в обратном. В том, что у них нет ограничений. В том, что они могут все преодолеть. В том, что их жизнь – это непрерывный рост и стремление к мировому господству. А в это время окружающие видят в таких людях лишь тех, кто бежит на месте…

У "здорового" индивидуума вторая стадия начинается в среднем или позднем подростковом возрасте и продолжается до 25 (в идеале) или 35 лет. Люди, которые застряли во Второй Стадии – это вечные подростки, постоянно открывающие себя, но ничего не находящие в себе. Про таких людей говорят, что у них синдром Питера Пэна.

В чем смысл жизни

Третья Стадия: свершения

15.jpg

Допустим, вы прощупали свои границы и выявили либо свои ограничения (неумение готовить, неспособность ставить рекорды в спорте – не важно), либо то, в чем вы начинаете становиться хуже (хуже играете в видео игры, становитесь менее способными к обучению – тоже не важно).

Теперь вы должны понять, что обнаружение этих границ, во-первых, крайне важно для вас; а сам факт осознания этих моментов ни в коем случае не является чем-то ужасным для вас. Это означает лишь то, что пришло время оставить свой след на этом свете.

16.jpg

Третья Стадия – это период великого обобщения всего, что есть в вашей жизни. Вам необходимо выбросить из своей жизни тех псевдодрузей, которые пользуются вами и тянут вас назад. Вам следует забыть о тех видах активности и хобби, которые являются пустой тратой времени.

Вам необходимо, наконец, избавиться от тех заскорузлых мечтаний, которые в ближайшее время точно не станут реальностью. А после этого вы должны приложить максимум усилий к тому, что у вас лучше всего получается и что лучше всего для вас лично.

Какова цель Третьей Стадии жизни?

Вам необходимо приложить максимум усилий к наиболее важным для вашей жизни отношениям. Вам необходимо приложить максимум усилий к выполнению той единственной миссии вашей жизни, которая выглядит наиболее важной для вас.

17.jpg

Это та миссия, в которой вы хороши – будь вы специалистом в преодолении мирового энергетического кризиса, художником компьютерной графики, экспертом в лечении заболеваний головного мозга или… родителем нескольких замечательных детишек.

Не важно, в чем вы лучше других – Третья Стадия наступает тогда, когда вы уже определились с этим направлением. Третья Стадия жизни – это максимизация всего потенциала вашей жизни. Это этап построения своего наследия. И это вовсе не обязательно накопление крупного состояния!

18.jpg

Что останется после вас, когда вы покинете этот бренный мир? Каким человеком запомнят вас люди? Будет ли это научное открытие, которое потрясло мир? Или вы создадите новый удивительный продукт? Или после вас останутся прекрасные дети?

Третья Стадия жизни – это период, когда наступает пора жить чуть-чуть иначе, чем вы привыкли до этого. Третья Стадия заканчивается тогда, когда случается комбинация двух вещей: во-первых, когда вы чувствуете, что осталось не так много того, что вы могли бы достичь; во-вторых, когда вы начинаете стареть и уставать и вас скорее тянет на диван у телевизора и на кроссворды.

19.jpg

У "нормальных" индивидуумов Третья Стадия жизни обычно начинается ближе к сорока годам и длится до самого выхода на пенсию. Люди обычно застревают в Третьей Стадии в том случае, если они так и не нашли выхода для своих амбиций и постоянно желают большего.

Неспособность и нежелание ослабить хватку и влияние, которые ощущают такие люди, вступают в противодействие с естественным "успокаивающим действием" времени. Поэтому они часто остаются активными жаждут действий аж до 70-ти или 80-ти лет.

Четвертая Стадия: наследие

20.jpg

Люди входят в Четвертую Стадию, прожив что-то около полувека и инвестируя свои усилия в то, что они считали важным и значительным. Они совершали серьезные поступки, упорно трудились, зарабатывали деньги; возможно, завели семью, начали политическую карьеру, совершили культурную революцию; или и то, и другое, и третье.

Они достигли возраста, когда их энергия и жизненные условия не позволяют им более ставить перед собой такие глобальные цели, как это было возможно в предыдущих Стадиях. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают это суровое правило.

Какова цель Четвертой Стадии жизни?

Цель Четвертой Стадии заключается не столько в том, чтобы создавать свое наследие, сколько в том, чтобы убедиться, что это наследие можно будет сохранить до самого смертного одра. И не путайте наследие с наследством (хотя последнее тоже будет нелишним).

21.jpg

Для многих вполне нормальной целью данной Стадии может быть такая "простая" вещь, как поддержка собственных взрослых детей (давать советы, помогать с внуками и так далее). Это может быть передача опыта и дел своим преемникам и ученикам.

Это может быть усиление собственной политической активности, позволяющее укрепить определенные ценности в обществе, которые новое поколение не очень хочет признавать. Иными словами, речь идет о наследии в самом широком смысле этого слова.

Четвертая Стадия очень важна с психологической точки зрения, поскольку она дает шанс каждому индивидууму примириться с неотвратимой реальностью приближающейся смерти. Это в природе человека – острая необходимость в том, чтобы наша жизнь имела хоть какой-то смысл.

22.jpg

Именно поэтому люди находятся в постоянном поиске того, что буквально является нашей психологической защитой против непостижимости этой жизни и неизбежности того факта, что бренное существование каждого человека на этой планете имеет конец.

Самое страшное, если этот смысл будет утрачен; если он начнет неотвратимо ускользать из чьей-либо жизни; или если человек почувствует, как если бы жизнь просто обошла его стороной. В этом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с забвением, которое охотно поглотит нас.

Как жить правильно

В чем смысл Стадий?

23.jpg

Мы развиваемся, проходя каждую следующую Стадию жизни. С каждым разом мы получаем больше возможностей самим контролировать свое состояние счастья и благополучия – и в этом смысл Стадий. В Первой Стадии человек полностью зависим от действий других людей, от которых также полностью зависит и его счастье.

Это выглядит очень несправедливо в реалиях нашего существования, так как другие люди зачастую непредсказуемы и ненадежны. Однако, перейдя во Вторую Стадию, человек уже сам может решать, полагаться ли ему на других людей.

Читайте также: Что такое счастье? Буддийский мастер объяснил в двух словах, и ответ вас удивит

При этом его счастье все еще зависит от внешних обстоятельств – от того, как ему удается зарабатывать; от одобрения окружающих; от собственных достижений и побед и так далее. Это легче контролировать, чем других людей. Но в длительной перспективе и эти факторы становятся непредсказуемыми в большинстве своем.

24.jpg

Третья Стадия в некоторой степени зиждется на прочных взаимоотношениях с людьми и наших целесообразных стараниях, которые мы "завоевали" в течение Второй Стадии жизни. Это более надежный базис для построения своего счастья.

Наконец, Стадия Четвертая требует от нас лишь того, чтобы мы удерживали так долго, как это возможно, всего то, что мы уже достигли. И в каждой следующей Стадии в основе счастья человека оказываются внутренние, контролируемые им факторы, а не постоянно меняющиеся обстоятельства внешнего мира.

Конфликт между Стадиями

25.jpg

Более поздняя Стадия не в состоянии заменить предыдущую. Можно лишь перейти из одной Стадии в другую. К примеру, люди, находящиеся во Второй Стадии, все еще могут беспокоиться о том, что о них думает их социальное окружение.

При это этом они уже беспокоятся о чем-то большем, чем только о том, что о них думают окружающие. Люди, находящиеся в Третьей Стадии, все еще проверяют на прочность собственные ограничения, которые они нащупали.

26.jpg

При этом они уже начинают задумываться о тех свершениях, которых уже достигли. Иными словами, каждая Стадия жизни характеризуется сменой жизненных приоритетов человека. Именно из-за этого люди, переходя из одной Стадии в другую, часто сталкиваются с негативными последствиями прежних дружеских или иных взаимоотношений.

Представьте себе, что вы, как и ваши друзья, находитесь на Второй Стадии. И вдруг вы неожиданно остепенились; ваша жизнь претерпела изменения, вы перешли на Третью Стадию, а ваши друзья остались на Второй.

Такие изменения могут привести к фундаментальным нестыковкам между вашими ценностями и ценностями ваших друзей, которые будет довольно сложно преодолеть. Вообще говоря, люди проецируют свою собственную Стадию на кого-то еще, кто находится рядом с ними.

27.jpg

Человек, пребывающий в Первой Стадии, будет судить о своем окружении исходя из своих возможностей получить одобрение социального окружения. Человек, пребывающий во Второй Стадии, будет судить об окружающих, исходя из своих возможностей осознать свои границы и желания проверить их на прочность.

Человек, пребывающий на Третьей Стадии, будет судить об окружающих, исходя из своих предыдущих свершений и из того, что еще возможно достичь. Человек, пребывающий в Четвертой Стадии, судит об окружающих его людях, основываясь на их приоритетах, а также на том, ради чего они живут.

Этапы жизни

Ценность эмоциональной травмы

28.jpg

Процесс саморазвития зачастую рисуют этаким светлым, устланным ковром из цветов периодом, в течение которого мы движемся от стадии юных полудурков до просвещенных персон. Многие считают, что это путь радости: ты идешь по цветочному полю, а тебе приветственно машут руками такие же просвещенные особы, которые уже добрались до "финиша" раньше тебя.

Однако правда заключается в том, что переход между Стадиями жизни обычно совершается под воздействием каких-то травматических или крайне негативных жизненных событий. К примеру, болезненный развод. Разрыв дружеских связей. Уход из жизни близкого человека. Самостоятельный околосмертный опыт.

Читайте также: Нас обманывают! Вот что такое счастье и как его достичь

Подобные эмоциональные травмы заставляют нас сделать шаг назад, осуществить переоценку ценностей, мотиваций и решений. Такие события позволяют задуматься нам над тем, работает ли наша стратегия погони за счастьем, или мы пошли по не совсем верному пути.

Почему мы застреваем в Стадиях?

Во всех Стадиях нас заставляет "застревать" одно и то же – наше ощущение собственной несостоятельности. К примеру, в Первой Стадии люди застревают потому, что чувствуют себя какими-то неполноценными, отличными от других.

29.jpg

Они начинают тратить все свои усилия на то, чтобы привести себя в соответствие с тем, что желает увидеть в них их социальное окружение. Причем, неважно, насколько усиленно они стараются – им всегда кажется, что у них никогда не хватит сил сделать это.

Люди застревают во Второй Стадии потому, что им постоянно кажется, что они могут сделать больше, могут сделать лучше, могут сделать что-то по-настоящему новое и удивительное. И совершенно неважно, как много могут они сделать – этого всегда будет недостаточно.

30.jpg

Люди застревают в Третьей Стадии потому, что им кажется, будто бы они оказали недостаточно значимое влияние на окружающий мир; что они могли бы сильнее повлиять на некоторые сферы, включая сферу своей жизни. Но и в этом случае не имеет значения, сколько они могли бы еще сделать – им всегда будет казаться, что этого недостаточно.

Но можно ли застрять в Четвертой Стадии жизни? Можно, если человек переживает, что не сможет передать свое наследие, оказав достаточное влияние на будущие поколения. Такие люди судорожно пытаются сделать это, иногда в навязчивой форме. И им всегда кажется, что они сделали недостаточно.

31.jpg

Что делать, если вы застряли в очередной Стадии жизни?

Решение заключается в том, чтобы окинуть здравым взглядом свое прошлое. Чтобы выйти из Первой Стадии, необходимо осознать, что вам никогда не удастся повернуться ко всем окружающим вас людям лицом, не удастся угодить всем; вы должны начать принимать решения, которые важны только для вас.

Чтобы выйти из Второй Стадии, вам необходимо признать, что вы никогда не будете в состоянии воплотить в жизнь абсолютно все свои мечты и желания. Поэтому вам надо сконцентрироваться на тех вопросах, которые являются для вас самыми важными и решать именно их.

32.jpg

Чтобы выйти наконец из Третьей Стадии, вы должны осознать раз и навсегда, что ваше время в этом мире и ваши энергетические ресурсы не безграничны. Поэтому вам необходимо перенести свое внимание на то, чтобы привлечь других к участию в тех проектах, которые вы уже начали.

Что же касается Четвертой Стадии, вы должны осознать, что изменения неизбежны; и ваше влияние на людей, каким бы длительным они ни было, каким бы значимым и мощным оно не казалось, в конечном итоге тоже рассеется, как дым. Но ЖИЗНЬ будет продолжаться!

Перевод: Стан А.

www.infoniac.ru

ЖИЗНЬ это что такое ЖИЗНЬ: определение — Философия.НЭС

Жизнь

совокупность явлений, происходящих в организмах, высокоорганизованная форма существования материи; физиологическое существование человека, животного, всего живого; время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период; деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий философских терминов

ЖИЗНЬ

1) высокоорганизованная форма (и единица) бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими формами жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие. (См. бытие, биология, целесообразность, смерть).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЖИЗНЬ

биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в "снятом" виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЖИЗНЬ

многозначное понятие, имеющее несколько смыслов. 1) естественно-научный, биологический 2) метафизический (судьба человека), 3) историко-культурный, 4) биографический. В общем плане жизнь – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных Живые системы способны к упорядочению, к

terme.ru

Что такое жизнь

Не только дети чрезмерно любопытны, задавая вопросы, почему трава зеленая, а небо голубое!? Дети растут, и начинаются вопросы, которые могут поставить родителей в тупик. Но не только детские вопросы могут поставить в тупик, но и так называемые взрослые.

Кто из нас не пытался осмыслить и дать понятие или определение жизни?! И как ни странно полного и правильного определения нет, все они в той или иной степени становятся уязвимыми, неполными, не отражающими определенные аспекты жизни. Но, не смотря на это, даже ребенок отлично понимает, где живое, где мертвое и с легкостью проведет эту дифференциацию. Определение понятия «живое» и «не живое» заложено на генетическом уровне, но, даже не смотря на это, до сих пор нет точного определения понятия жизни.

Распространенные мнения, что такое жизнь

Жизнь имеет множество определений, и понятий. Определение – это фундамент любой науки, и каждая уважающая себя наука постаралась дать определение жизни. Так, с точки зрения медицины, жизнь – способ существования белковых тел, или наличие ДНК. Это определение принадлежит Фридриху Энгельсу, но как нельзя лучше отображает медицинскую часть этого вопроса. Хотя и тут можно поспорить, например вирусы, которые имеют ДНК или РНК, согласно этому определению можно считать живыми, но если нет хозяина – клетки, в которой вирус начинает жить и паразитировать, вирус навряд-ли можно назвать живым – отсутствует все процессы. Вирус подобно камню – он просто есть и не более.

С точки зрения физики, жизнь опять-таки постоянное движение, обмен с окружающей средой, поглощение энергии и прочее. Понятие подходящее, и с одной стороны практически идеальное, но опять всплывает «НО».  Сложно назвать кристаллы живыми, правда? Но по физическому определению, кристаллы оказываются очень живыми, так как они способны поглощать энергию, постоянно подстраиваться под условия окружающей среды, да и обмен веществ также происходит.

Казалось бы, наибольших успехов достигла философия, в понимании и осознании жизни. Но и тут не все так просто. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю – значит, существую», получается, пока мы думаем о будущем, о настоящем, решаем возникшие трудности – мы живы, мы живем. Но можно ли сказать что жизнь – умение и желание мыслить? Можно поспорить, для человека, высшего разума, конечно, определение или точнее высказывание может быть правдоподобным, но далеко не полным. Животные, которые живут на инстинктах и заученных шаблонах, можно ли к ним отнести это высказывание? С натяжкой, но они живы, продолжают охотиться для пропитания, обзаводится потомством и прочее.

Не менее распространенное философское мнение о наличии души, которая присуща каждому живому организму. Чаще всего под выражением «живой организм» понимается исключительно человек, и это определение не заслуженно обходит стороной более низшие живые формы. Но, не смотря на эту не справедливость, именно эта точка зрения заслуживает пристального внимания. Возможно, именно эта теория-определение наиболее полно отражает суть жизни как таковой. Причем, с одной стороны определение расплывчатое, слишком объемное, но «жизнь» и заслуживает такого определения, это слишком объемное знание.

Телесно-душевно-духовное становление

Жизнь – это путь, который необходимо пройти всем живым организмам, и именно телесно-душевно-духовное становление отражает этот длинный путь. Под телесным становлением понимается рождение ребенка, полностью стерильного в буквальном понимании. Рожденный ребенок попал в новый мир, полный информации законов жизни, и единственное знание которым обладает ребенок – инстинкты. Природа, заботится о своих подопечных и дает все для выживания. С момента рождения ребенок начинает расти и проходить все возрастные периоды – происходит становление работы внутренних органов и прочее.

С определенного периода времени к телесному становлению присоединяется нравственное становление человека, речь идет о так называемом воспитании. Здесь можно говорить о понимании и соблюдении законов жизни, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Модели поведения и прочее. И главную роль в формировании нравственного становления играют именно родители, которые на собственном примере и при помощи объяснений «лепят» из ребенка формирующегося ребенка как личность. В большинстве случаев слово «нравственность» является синонимом слова «мораль» или же «этика». Способность впитывать правила и основы морали и этики лежит не только на плечах близких окружающих, но и на обществе в целом. Понимание и осознание этих законов лежит на реальных примерах модели поведения людей, и общества в целом. Даже самые не значительные аспекты на первых взгляд, могут породить серьезные последствия как в хорошем так и негативном значение. В воспитании и моральном становлении человека необходимо обращать внимания даже на мелочи.

Третий этап – духовное становление. При рождении духовная сторона ребенка не является совершенной, можно сказать духовная сторона ребенка является стерильной. На этапах земной жизни постепенно меняются идеалы, на которые будут влиять множество жизненных факторов, например состояние здоровья. Так, у людей с ограниченными способностями и у людей без ограничений совершенно иные понятия жизни, ее нормального течения и многое другое. Постепенно ребенок принимает или отказывается от законов высшего разума, которые в той или иной степени также можно назвать и законами морали (этики). На духовное становление влияет и духовное состояние, и совершенство родителей или воспитателей. Ведь невозможно привить духовное воспитание ребенка не обладая собственным, и полностью его отрицая.

Все три этапа становления в обязательном порядке необходимо пройти для понимания и осознания жизни. Мало того что эти этапы являются неотъемлемой частью жизни, так еще и могут быть причислены в понимание и определение жизни как таковой.

Смерть как неотъемлемая часть жизни

Каждый из нас, однажды, сталкивается с понятием «конца», может быть не собственного, а очень близкого человека. Каждый из нас понимает, что этот конец неизбежен, и рано или поздно конец приходит всему, как говорится: «Ни что не вечно под луной». Но всегда этот приход оказывается неожиданным.

Жизнь можно измерить тем, чего добился человек за этот период, что оставил после себя, а смерть – неотъемлемая часть жизни. Религиозное толкование говорит о том, что смерть это способ бытия, но именно в  религии, смерть представляется как переход от одной формы жизни, к другой – загробной. Поразмыслив, и сведя концы с концами, практически нет отличий в определении как религиозного, так и научного мира. И в том, и том случае смерть – это конец одной жизни.

Сколько бы не было рассуждений об этих двух понятиях,  с одной стороны абсолютно противоположных, и в то же время неразрывно связанных между собой, необходимо жить и наслаждаться каждым прожитым днем. И необходимо помнить, что каждый прожитый день должен быть прожит не зря.

Страх перед смертью заложен практически на генетическом уровне, но в то же время ее не стоит бояться. Стоит помнить о высшей материи, и о наших поступках и делах, которые останутся после нас, и они будут жить вечно. Более того, стоит помнить о душе, которой, с религиозной точки зрения,  не страшна смерть. После прекращения жизни физического тела, душа продолжает свое существование. Душа может прожить множество телесных жизней. Получается что смерть это не только конец жизни, но и ее новое начало одновременно.

7gy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *