Брик, Лиля Юрьевна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Брик.Лиля Юрьевна Брик | |
Имя при рождении: | Лили Уриевна Каган |
---|---|
Псевдонимы: | ЛЮ |
Место рождения: | Москва, Российская империя |
Род деятельности: | литератор, член футуристической партии |
Язык произведений: | Русский |
Ли́ля Ю́рьевна Брик (урождённая Лиля (Лили) Уриевна Каган; 11 ноября 1891 — 4 августа 1978) — российский литератор, актриса, любовь и муза Владимира Маяковского, старшая сестра французской писательницы Эльзы Триоле.
Ранние годы[править]
Лилия Брик в фильме «Закованная фильмой», 1918 год Л. Ю. Брик. Рисунок В. Маяковского. 1916 г.Лиля Брик — дочь Урия Александровича Кагана, присяжного поверенного при Московской судебной палате. Мать, Елена Юрьевна Берман, родом из Риги, окончила Московскую консерваторию. Сестра Эльза моложе на 5 лет. После окончания гимназии, в 1909 году поступила на математические курсы В.И. Герье, затем перешла на Архитектурные курсы на Никитской. С 1911 года училась лепке в Мюнхене в студии Швегреле.
Ещё в гимназии произошло знакомство Лили с Осипом Бриком. 26 марта 1912 года состоялась свадьба Лили и Осипа.
Знакомство с Маяковским[править]
О Маяковском Лиля Брик впервые услышала в 1913 году. У него тогда был роман с 17-летней Эльзой, младшей сестрой Лили Брик, с которой его познакомила она же сама. В конце июля 1915 года Эльза в Петрограде привела Маяковского в квартиру Бриков на улице Жуковского и познакомила их с поэтом. Маяковский читал новую поэму «Облако в штанах» и тут же посвятил её Лиле Брик. Маяковский назвал этот день «радостнейшей датой». Осип Брик через некоторое время издал поэму
Вскоре последовал бурный роман, нашедший отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916), стихотворениях «Ко всему» (1916) и «Лиличка!». В 1916 году Осип Брик издал поэму «Флейта-позвоночник». Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») посвящал Лиле Брик; в 1928 году, с публикацией первого собрания сочинений, В. Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.
С юности жизнь Лили Юрьевны оказалась связанной с литературой. Она дружила с выдающимися литераторами XX века: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Николаем Асеевым, Виктором Соснорой, до 1918 г. — с Горьким, со многими художниками, музыкантами, кинематографистами.
В 1918 году Лиля и Владимир снимались в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию В. Маяковского на студии «Нептун» в Петрограде. Фильм не разыскан, остались фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.
С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно в Петрограде. Тогда же они окончательно перешли на большевистские политические позиции. Весной 1919 года все трое переехали в Москву и поначалу жили в коммуналке в Полуэктовом переулке. Маяковский и Л. Брик работали в «Окнах РОСТА», О. Брик некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков. В 1921 году удалось получить две комнаты в общей квартире в Водопьяном переулке, возле почтамта.
Маяковского с 1922 г. много печатали в «Известиях» и других крупнейших изданиях. С этого же года Маяковский и Брики часто и подолгу проживали за границей.
В 1922 году Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и Маяковском и устроила ему приглашение для выступлений. Они прожили 9 дней в отеле «Бельвю». К этому времени была закончена поэма «Люблю».
В конце 1922 года Л. Брик пережила длительный и серьёзный роман с руководителем Промбанка А. Краснощёковым, который едва не привёл к разрыву отношений с Маяковским. В конце 1922 года, по возвращении из Берлина, Л. Брик поставила Маяковскому ультиматум с требованием пересмотреть мировоззрение. Два месяца Маяковский и Брики жили отдельно. Эта история получила отражение в одном из главных произведений Маяковского — поэме «Про это».
28 февраля 1923 года кончался срок их разлуки, они решили уехать в Петроград. В 1923 году, после «Про это», их жизнь в какой-то степени успокоилась.
Летом 1923 года Маяковский и Брики полетели в Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта». Три недели они провели под Гёттингеном, потом отправились на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с Виктором Шкловским и Романом Якобсоном. Из Лондона к ним приехала мать Лили Юрьевны.
В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч». В 1925 году в телефонной книге Москвы указан адрес Брик Л. Ю., художницы: М. Олений пр. 9.
В 1925 году в Нью-Йорке Маяковский познакомился с Элли Джонс, эмигранткой из России. У Элли родилась в 1926 году дочь Элен-Патрисия.
В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, где до 1930 они жили втроём — Володя, Лиля и Брик. Здесь еженедельно проходили собрания участников «ЛЕФ». Лиля Юрьевна, формально не числясь в сотрудниках, принимала деятельное участие в создании журнала. Лиля была гостеприимна, и двери дома были всегда открыты. Среди посетителей можно было встретить Якова Агранова, других известных чекистов, — Льва Эльберта, В. М. Горожанина, с которым Маяковский совместно работал над сценарием «Инженер д’Арси», режиссёра Льва Кулешова, танцовщика Асафа Мессерера, писателя Юрия Тынянова, художника Фернана Леже, политического деятеля из Киргизии Юсупа Абдрахманова.
В июле 1926 года Лиля поступила работать в «ОЗЕТ» (Общество землеустройства еврейских трудящихся). Участвовала в съёмках агитфильма «Еврей и земля», которые проводил Абрам Роом. В 1928—1929 годах Лиля Брик и режиссёр Виталий Жемчужный написали сценарий и поставили фильм «Стеклянный глаз». После съёмок «Стеклянного глаза» в том же 1929 году Лиля написала сценарий под пародийным названием «Любовь и долг».
В 1927 году выходит фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценариста Виктора Шкловского упрекали в том, что он проявил бестактность по отношению к Маяковскому и Брикам, которых он хорошо знал и описал их «любовь втроём» в этом фильме.
В это же время Лиля Юрьевна занимается писательской и переводческой деятельностью (переводит с немецкого Гросса и Виттфогеля), а также издательскими делами Маяковского.
В 1927 году в 13—14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве Маяковского тема любви к Лиле Брик.
Последняя открытка от Лили Маяковскому отправлена 14 апреля 1930 г., в день самоубийства поэта. До последних дней Лиля Брик будет носить кольцо Маяковского на золотой цепочке с гравировкой своих инициалов «Л. Ю. Б.», которые складывались в бесконечное: люблюблюб…
Работа на НКВД[править]
В начале 1920-х годов в Москве существовал «Салон Лили Брик»; как стало известно уже в наше время, этот салон функционировал не только благодаря обаянию агента Лили Брик (удостоверение ГПУ № 15073[1]), но и при прямой поддержке заместителя начальника секретного отдела ОГПУ Якова Агранова[2].
Осип Брик получил удостоверение сотрудника ВЧК в 1920 г.; Лиля Брик, урождённая Каган, при получении заграничного паспорта представила удостоверение ГПУ от 19 июля за № 15073; её сестра — Эльза Каган ещё в марте 1918 г. получила разрешение ЧК на выезд из страны, чтобы выйти замуж за вражеского (французского) офицера Андре Триоле[3].
Речь идёт о поистине ошеломительной записи, сделанной чиновником наркоминдела в «выездном деле» Лили, — такие досье заводились на каждого, кто подавал заявление о выезде за границу и кому выдавался заграничный паспорт. Заявление подано, сказано там, 24 июля (1922 года), паспорт выдан 31 июля, Хорошо и достоверно известно, что «обычным» гражданам с такой скоростью паспорта не выдавались и не выдаются. Объяснение этому феномену содержится в другой записи, сделанной в том же досье. В графе «Перечень представленных документов» написано: «Удостоверение ГПУ от 19/VII № 15073». И ничего больше! В графе «Резолюция коллегии НКИД» ссылки на какую-либо резолюцию нет вообще— при наличии «удостоверения ГПУ» надобности в ней, естественно, не было…
— Аркадий Ваксберг, «Лиля Брик. Жизнь и судьба»
Далее Ваксберг дополняет: «Скорее всего, это удостоверение не столько отражало реальную действительность, сколько создавало „правовую“ базу для получения заграничного паспорта. Сомнительно, чтобы Лиля была штатным сотрудником, находившимся на официальной службе в ГПУ и пользовавшимся правом на получение служебного удостоверения»
Уход из жизни[править]
К смерти Лиля Юрьевна относилась философски: «Ничего не поделаешь, все умирают, и мы умрём». В своём дневнике в 1970-х годах она написала:
Приснился сон — я сержусь на Володю за то, что он застрелился, а он так ласково вкладывает мне в руку крошечный пистолет и говорит: «Всё равно ты то же самое сделаешь». |
Сон оказался вещим. Однажды утром, в возрасте 86 лет, упав у себя в комнате, она сломала шейку бедра и оказалась обречённой на неподвижность. За несколько дней до смерти ей снились стихи Маяковского. Она была в печали, грустна и молчалива. 4 августа 1978 года Лиля Юрьевна покончила с собой на даче в Переделкине, приняв смертельную дозу снотворного[5][6].
Много раньше Лиля распорядилась не устраивать могилу, а кремировать её тело и развеять прах. Этот обряд был совершён в поле под Звенигородом. «Характерный русский пейзаж — поле, излучина реки, лес… На опушке поставлена как бы точка её жизни — огромный валун, который привезли туда её поклонники. На нём выбиты три буквы — Л. Ю. Б.» [источник не указан 2172 дня]
Лиля Брик и Владимир Маяковский в воспоминаниях современников[править]
В 1940 году Л.К. Чуковская вспоминала[источник не указан 1047 дней], как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского:[7]
Общаться с ними было мне трудно, — признавалась Лидия Корнеевна, — весь стиль дома — не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом… Более всех невзлюбила я Осипа Максимовича: оттопыренная нижняя губа, торчащие уши и главное — тон не то литературного мэтра, не то пижона… была удивлена небрежностью их работы, полным равнодушием к тому, хорош ли, плох получится однотомник, за который они в ответе.
В своём дневнике от 29 ноября 1930 года Юсуп Абдрахманов пишет об очередном визите в дом Бриков:
В 10 час. вечера поехал к Брикам. Повидал Аграновых, познакомился со Златой. У неё много общего с Лилей. Вит, как и вчера, ухаживает за собачкой Л. — отвратительно. Лиля убеждена, что Вит её очень глубоко любит, и она тоже его любит, но не очень, не так, как Вит. Более того, она считает возможным без боли для себя разрыв с Витом, если он не перестанет ревновать её к прошлому и не поймёт её отношение к Оське. В общем отзывается о Вите сдержанно лестно, но не совсем похвально. Л. почему-то не хочет, чтоб я об этих вещах рассказал родненькой. Она, видимо, не знает, что у меня нет и не будет никакого секрета от Мусеньки.
Интересные факты[править]
- 21 февраля 1949 года Л. Ю. Брик награждена медалью «В память 800-летия Москвы». Это её единственная правительственная награда.
- Иван Дыховичный планировал в 2008 году снять для Первого канала многосерийный фильм «Лиля», с Изабель Юппер в роли Лили Брик[8]. Планам помешала смерть режиссёра в 2009 году.
- Валюженич А. В. Пятнадцать лет после Маяковского: в 2 тт. Т.1 Лиля Брик — Жена командира (1930-1937) — Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2015. — 588 с.— ISBN 978-5-7525-2923-8
www.wiki-wiki.ru
Биография Лили Брик в бытовых подробностях. Ч1
Как всегда, когда читаешь какой-то материал, хочется прояснить какие-то детали, и в результате можно найти много интересного.
Материал – записки Лили Брик, которые я предлагаю обсудить и уточнить. Тем более, что этот год для Маяковского юбилейный: он родился в 1893 году.
http://uborshizzza.livejournal.com/2695705.html
Начну с уточнений: дома Лилю звали Лили в честь Лили Шенеман, возлюбленной Гете – любимого поэта Юрия Кагана. Да, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Назвали в честь музы одного поэта – получилась муза другого поэта. Лилей, т.е. более привычным именем, образованным от Лилии, ее стал называть Маяковский.
У нас утвердилось мнение, что в Российской империи ужасно угнетали евреев: черта оседлости (хотя, замечу, черта оседлости была изначально элементом договоренности, по которой евреям при Екатерине II разрешили поселиться в России) и прочее. Тем не менее, отец Лили прекрасно жил в Москве, как и родители Осипа Брика. Им не пришлось для этого отказываться от своей веры.
Лили училась в гимназии Л. Вяземской в Колпачном переулке. После революции здесь была школа №25, в которой учились братья Гинсбурги (Александр Галич — диссидент, поэт и исполнитель собственных песен, сценарист) и Валерий Гинзбург – кинооператор, снявший, например, «Когда деревья были большими», «Комиссар»).
Это здание цело: № 4, стр. 4 — жилой дом с палатами дьяка Тверитинова.
Ту же гимназию посещала Вера Брик – младшая сестра Осипа Брика. Их общей подругой была Лиза Румер. Именно у нее Лили познакомилась с Осипом. Вполне возможно, что историю с революционным кружком она позже придумала, чтобы показать себя и его поборниками революции с детства.
Осипа Брика, действительно, отчислили ненадолго из гимназии за поведение, считавшееся предосудительным. Может быть, и за «революционную пропаганду». Но вскоре и восстановился, после чего окончил гимназию только с хорошими и отличными оценками.
Родился он в семье купца первой гильдии Макса (Меера-Гозиаса) Павловича Брика и Полины Юрьевны Сигаловой. Прочла, что однажды, когда Макс с супругой и маленьким сыном отдыхал на побережье Италии, он обратил внимание на большие песчаные камешки темного цвета, которые напоминали темный коралл. Крестьяне называли их «маржани». Камешки не имели ценности, но Брик набил ими два чемодана и привез их в Москву. Он решил обрабатывать эти камешки, а потом продавать как бижутерию. Дело оказалось стоящим: открыв мастерскую по обработке «маржани» Макс Брик разбогател. Его изделия хорошо продавалась в Сибири и Китае, в российской провинции: стоили они дешево, а были похожи на дорогие украшения.
Н-да, где-то в 1890 году тогда еще небогатый Макс Брик отдыхал с женой и сыном в Италии… И мне еще будут говорить, что революцию в России устроили евреи. Разве что, они совсем не в своем уме были?
Лиля пишет, как о само сабо разумеющихся вещах, о том, что каждый день разговаривала с Осей по телефону. Много ли тогда было телефонов в Москве, и сколько стоило это удовольствие? А поездки за границу, чтобы лечиться, учиться? А еврейские балы? Когда Лили захотела заняться балетом, ей оборудовали дома специальный зал со станком и наняли известную балерину в репетиторы.
Лиля рано осознала свою власть над мужчинами.Не раз она пишет о том, что какая-то ее подруга познакомила ее со своим кавалером, который, казалось, был влюблен в подругу, а на следующий день он уже обивал пороги Лилиного дома. Существует легенда, что Федор Шаляпин остановил экипаж, в котором ехал, познакомился с гулящей по московским улицам Лили и пригласил ее на свой концерт.
А учитель литературы писал для Лили блестящие сочинения, которые она с гордостью зачитывала на людях. Но обман открылся. Для перевоспитания Лили отправили в польский город Катовице, где проживала бабушка. Но там в нее влюбился родной дядя и требовал от брата выдать племянницу за него замуж, что не возбранялось по еврейским законам. Ели вернули Лили в Москву, где она занялась музыкой. От музыки пришлось делать аборт.
Лили 7 лет добивалась любви Осипа, наконец, он сделал ей предложение.
По окончании гимназии Осип Брик без труда поступил на юридический факультет Московского университета и успешно окончил его (Вот, опять же, на тему, что евреев не пускали учиться в университеты). Он занялся адвокатской практикой. Больших успехов на адвокатском поприще Осип Брик не снискал. За ним не значилось участие в более или менее заметных, резонансных делах. Вряд ли он много зарабатывал. Это подтверждается тем, что Лиля упоминает, что в первые годы их брака Осип помогал отцу с торговлей. Так, во время Нижегородской ярмарки он поехал работать в семейную лавку и с утра до вечера проводил там. А Лили ждала его наверху, в комнатах, причем Осип запирал ее на ключ. Стоило ему подняться наверх, как Максим Павлович звонил ему по проведенному наверх из лавки звонку, а в остальное время Лили звонила мужу. И он, бедняга, бегал туда-сюда. Интересно, зачем он ее запирал?
Ещё, совершенно бескорыстно, Осип Брик защищал женщин лёгкого поведения в том случае, если у них возникали проблемы с полицией. В этих кругах его ценили. И называли «блядским папашей».
Вот этот момент интересен: Осип душевно относился к падшим женщинам.
По-видимому, интимная сторона жизни молодых супругов не заладилась с самого начала. Младший из братьев Румеров, Юрий Борисович, вспоминал подробные рассказы Лили Юрьевны о том, что оказался Осип Максимович «непомерком», т.е. физически он не удовлетворял жену.
Правда ли это? Из ее записей ясно, что Осип Брик остался для нее идеалом. Она всегда подчеркивала, что именно Осип был единственной любовью ее жизни. Уже в старости Лиля Брик потрясла Андрея Вознесенского таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…» «Она казалась мне монстром, – признавался Вознесенский. – Но Маяковский любил такую. С хлыстом…». Как это связать с рассказами самой Лиле о прекращении их отношений в 1915 году, об их физической несовместимости?
продолжение http://uborshizzza.livejournal.com/2697473.html
uborshizzza.livejournal.com
Биография Лили Брик в бытовых подробностях. Ч2
Продолжение. Начало http://uborshizzza.livejournal.com/2697359.html
У Лили, кроме Осипа, было еще три мужа – один гражданский и два законных, Осип был женат второй раз, но до самой смерти Лиля и Ося жили в одной квартире. Их супругам приходилось с этим мириться. Вторая жена Осипа, Евгения, жила отдельно. У нее с Осипом был, вероятно, гостевой брак. Лиля очень хорошо к ней относилась, дарила подарки, утешала, когда Осип внезапно скончался. Но умер он на лестнице их с Лилей общего дома.
А вот генерал Виталий Примаков, который когда-то брал Зимний, не возражал против того, чтобы Брик жил с ними в их квартире на Арбате. Так что дело было вовсе не в том, что виноват квартирный вопрос. Просто Лили и Ося хотели жить рядом друг с другом.
Осип говорил, что в Лиле его привлекает удивительная жажда жизни и умение делать каждый день праздником.
Фотографии не дают нам понять, что замечательного было в Лиле. Например, она была рыжая и с очень белой кожей, что бывает у рыжих, а на фото она – брюнетка. Но и вживую она не всем нравилась. Одна из мемуаристок писала: «Боже мой! да ведь она некрасива. Слишком большая для маленькой фигуры голова, сутулая спина и этот ужасный тик».
«…Среднего роста, тоненькая, хрупкая, она являлась олицетворением женственности, – утверждала другая мемуаристка, Доринская. – Причесанная гладко, на прямой пробор, с косой, закрученной низко на затылке, блестевшей естественным золотом своих воспетых… «рыжих» волос. Ее глаза действительно «вырывались ямами двух могил» – большие, были карими и добрыми; довольно крупный рот, красиво очерченный и ярко накрашенный, открывал при улыбке ровные приятные зубы… Дефектом внешности Лили Юрьевны можно было бы почитать несколько крупную голову и тяжеловатую нижнюю часть лица, но, может быть, это имело свою особую прелесть в ее внешности, очень далекой от классической красоты».
«Ослепительная царица Сиона евреева» «умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», – отмечал Виктор Шкловский.
Искусствовед Н. Пунин записал в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками…»
А вот признанной красавице и поэту Анне Ахматовой Лиля не нравилась:»Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза». Но это не удивительно: Лиля какое-то время была близка с мужем Ахматовой Пуниным. И он о ней писал: «Эта ‘самая обаятельная женщина’ много знает о человеческой любви и любви чувственной».
Косметичка, обслуживающая Лилю, когда ей было уже далеко за 40, вспоминала, что ее кожа светилась, будто изнутри горела лампочка. И это при том, что она много курила.
Конечно, надо видеть походку, жесты, слышать голос, чтобы понять, почему ее находили привлекательной.
В 1915 году Брики познакомились с Маяковским.
Но прежде чем Маяковский познакомился с Лилей Брик, он ухаживал за ее младшей сестрой Эльзой. Эльза Триоле впоследствии писала: «И только он дал мне познать всю полноту любви. Физической – тоже». Именно Эльза привела поэта в дом к сестре. К концу вечера он уже дарил Лиле свою поэму «Облако в штанах». Но Эля-Эльза зла на сестру не держала. Всю жизнь они были очень близки. Если Лиля была огонь, то Эльза – вода. Шкловский описал ее в своей повести «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» как девушку с холодным темпераментом.
Как я уже писала в предыдущих постах, поэма в первую очередь понравилась Осипу. Лиля, по мнению многих, не слишком любила его стихи. Так считала, например, Лидия Чуковская, возмущавшаяся тем, что Брики халатно относятся к посмертному изданию сборника Маяковского.
Но Осип после встречи с Маяковским поменял всю свою жизнь. Он был адвокатом, он был бизнесменом, но литературой не занимался. А тут он стал литератором: идеологом нового направления в искусстве, литературным критиком, сценаристом. Вначале он помог Маяковскому издать его поэмы «Облако в штанах». С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, ЛЕФ, РЕФ).
В 1919—1921 гг. служил в ЧК и состоял в партии большевиков. В 1920 г. Осип Брик получил удостоверение сотрудника ВЧК.
Не случайно Сергею Есенину приписывали тогда такую эпиграмму:
Вы думаете, что Ося Брик –
Исследователь русского языка?
А на самом деле он шпик
И следователь ВЧК.
Впрочем, вражда имаджинистов и ЛЕФовцев — вещь известная. Кто там с Блюмкиным дружил?
Отметим, что расстался Осип с ГПУ 31 декабря 1923 г. потому, что был «медлителен, ленив, неэффективен».
Теоретик и идеолог ЛЕФа, создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта. Повесть «Не попутчица» (1923) вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“», «Разгром Фадеева».
В 1926 году написал в соавторстве с В. Маяковским пьесу «Радио-октябрь». Также в соавторстве с Маяковским написал ряд литературных манифестов.
В 1928 написал сценарий фильма «Потомок Чингисхана» (в соавторстве с Иваном Новокшоновым). Позже – еще 3 сценария.
В 1930-х «уходит в тень», пишет статьи о Маяковском, рецензии, ведёт литкружок.
В годы Великой Отечественной войны был редактором ТАСС.
В 1925 году Брик познакомился со своей второй женой. Евгения Гавриловна Соколова (жена кинорежиссера Виталия Жемчужного) была типичной русской красавицей, круглолицей блондинкой. Работала она в библиотеке, а потом стала секретарем Осипа Брика. Поскольку Осип всегда жил там, где Лиля, то Женя жила отдельно. Но это не мешало их жизни с Бриком. Они всюду ходили вдвоем, а она почти ежедневно бывала у него. Но никогда не ночевала в их доме и никогда не выезжала с Осипом за рубеж.
Афоризмы Брика
• Я прекрасно отношусь к людям, потому что ничего хорошего от них не жду.
• Дурак не тот, кто говорит глупости, а тот, кто не замечает, что он их говорит.
• Отличие хороших стихов от плохих: в хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих — плохие.
• Бог есть, но я в него не верю.
продолжение http://uborshizzza.livejournal.com/2698302.html
uborshizzza.livejournal.com
Лиля Брик. Биография музы Владимира Маяковского
Легко ли быть музой великого человека? Наверное, нет, хотя бы потому, что придется всю жизнь (да и после смерти тоже) оставаться в его тени. И даже собственные заслуги и достоинства окажутся бессильны перед именем гения. Такого удела удостоилась и героиня нашей статьи – Лиля Брик. Биография ее как самостоятельной личности интересна и знакома не всем. Зато все знают, что эта женщина была любовью и музой Владимира Маяковского. И даже ее собственный жизненный путь рассматривается биографами исключительно в переплетении с жизнью и творчеством поэта.
Лиля Брик. Жизнь до МаяковскогоЛили Уриевна (Гуриевна, Юрьевна) Каган родилась в Москве 11 ноября 1891 года в интеллигентной еврейской семье: отец – юрист, мать – музыкант. Влюбленные в германскую романтическую поэзию супруги назвали своих дочерей соответственно: Лили – в честь любимой женщины Гете, Эльзу – в честь героини Гете.
Девочек с малых лет обучали музыке, иностранным языкам. Широкие взгляды родителей позволяли дочерям быть вполне самостоятельными, хотя позже отцу и матери не раз пришлось сожалеть о своей снисходительности. Лиля еще подростком научилась завоевывать мужские сердца, и в ее сети, по воспоминаниям современников, попадались вполне взрослые и известные мужчины, среди которых был даже Федор Шаляпин.
После окончания гимназии девушка училась на математических курсах, потом на архитектурных. Позже стажировалась в Мюнхене по мастерству лепки. В 1911 году Лиля вернулась в столицу, где и встретила своего будущего мужа — Осипа Брика, с которым, правда, была знакома и ранее. Надо сказать, что родители Осипа были категорически против этого романа и брака – их вовсе не устраивал нравственный облик невесты. Однако сын пошел против их воли, и в 1912 году Осип и Лиля поженились. Через два года чета перебралась в Петербург, и их жилище скоро стало любимым местом встречи творческих людей: поэтов, музыкантов, артистов. Поговаривали, что захаживали к ним и более серьезные люди: юристы, политики и даже чекисты.
Знакомство с Маяковским
С поэтом вначале познакомилась младшая сестра Лили — Эльза, у них даже был роман. Но однажды Эльза допустила непоправимую ошибку, решив познакомить своего друга с сестрой. Она пришла с ним вместе в салон, где царила Лиля Брик. Биография всех участников действия с этой минуты сделала резкий крен. Владимир Маяковский прочитал свою новую поэму «Облако в штанах» и сходу посвятил ее Лиле. Она не могла не попасть под влияние этой огромной страстной натуры. В своих мемуарах Лиля писала, что его любовь буквально «напала на нее». Так что противиться не было никакой возможности. Осип Брик, смиренный юрист, влюбился в стихи поэта и с тех пор делал все, чтобы издавать и пропагандировать его.
А Эльза была позабыта. Впрочем, девушка быстро нашла утешение: она вышла замуж за французского военного Триоле, а потом за известного писателя Луи Арагона. А там и сама стала писательницей. Для Владимира Маяковского тот день стал судьбоносным – всем смыслом его жизни отныне была Лиля Брик. Биография дальнейшая стала общей не только для них двоих, но и для Осипа Брика.Странная семья
Это действительно было необычным. Муж Лили не жалел времени и денег, чтобы издавать поэмы Владимира, которые до того не печатало ни одно издательство. Любовь к Лиле бурлила в Маяковском, находя выход во все новых произведениях: «Флейта-позвоночник», «Ко всему, «Лиличка», «Человек». И каждая его строчка была посвящена ей. Что удивительно, Осипа это нисколько не смущало. Вскоре Маяковский перебрался жить к ним. По Москве гуляли издевательские слухи об этой «развратной семейке». Биография Лили Брик, написанная ею самой, содержит откровенные заявления, что роман с Маяковским начался, когда с Осипом у них уже не было интимных отношений. В других же источниках есть прямо противоположные высказывания о том, что они порой занимались с Осипом любовью, запершись на кухне, а Володя царапался в дверь и плакал. Истина в одном: это были очень болезненные отношения, возможно, стоившие жизни поэту.
Лиля Брик: биография в творчестве
Теперь о трагизме нахождения в тени гения. За их отношениями, как и сказано выше, многое упускается из виду, в том числе творческая биография самой героини. А ведь она была одной из самых незаурядных и красивейших женщин ХХ столетия. Писательница, переводчица, скульптор, актриса, журналист – у нее было множество талантов. С Маяковским они много и плодотворно творили в «Окнах РОСТа», работали над фильмом по сценарию Владимира, много выступали вместе. Измученный больными отношениями с возлюбленной, поэт завязывал кратковременные романы с другими женщинами, но снова возвращался к своей Л.Ю.Б.
В первые годы Советской власти все трое стали сочувствовать большевикам, Осип даже вступил в ВКП(б), поработал какое-то время в ЧК. Не без помощи четы Брик Маяковского начали печатать в центральных газетах. В 1922 году у Лили случился очередной бурный роман с советским банкиром Краснощековым, и ревность убивала поэта. Затем все снова встало на свои места, и странная троица опять воссоединилась: вместе жили, вместе ездили по стране и за рубеж. Удивительно, что в то сложное время у них не было проблем с выездами за границу. Предполагали, что эта привилегия давалась им за сотрудничество Лили с известными органами. Этим же объясняли и то, что ее мужей (а их было у Лили четверо) могли арестовывать и даже расстреливать, а ее никогда не трогали. Эти слухи никак не комментировались ею, впрочем, и не опровергались.
В 1926 году поэту предоставили новую квартиру, и он переехал туда, естественно, с четой Брик. Это были годы, очень плодотворные для Лили в творческом плане. Она помогает издавать журнал творческого объединения «ЛЕФ», участвует в съемках фильма «Еврей и Земля», пишет сценарии к другим фильмам, переводит теоретические труды германских литературоведов, занимается скульптурными работами и, конечно, издательскими вопросами Маяковского. В 1930 году супруги поехали в Европу, где их и настигла весть о гибели поэта. В предсмертной записке Маяковский назвал Лилю единственной наследницей своих произведений, тем самым объявив ее своей неофициальной вдовой и назначив ответственной за дальнейшую судьбу своего творческого наследия. И Лиля Юрьевна практически всю жизнь посвятила этой главной цели.
Последние годы
Биография Лили Брик была насыщена встречами с удивительными людьми и новыми событиями с первых до последних дней. Она успела при жизни издать свои книги, самые известные из которых – автобиографический сборник воспоминаний «Пристрастные рассказы» и личная переписка с Владимиром Маяковским. Была ли она фаталисткой? Вряд ли. Но однажды она рассказала близким, что видела сон, в котором ругала Володю за самоубийство. А он ей вложил в руку пистолет и сказал: «Все равно ты сделаешь то же самое».
Вместе с последним мужем — Василием Катаняном — она жила на даче в Переделкино. Престарелая писательница упала и сломала шейку бедра – коварная для пожилых травма, не подлежавшая лечению. И в одну из ночей 86-летняя Лиля Юрьевна приняла смертельную дозу снотворного…
Она завещала не хоронить ее, а кремировать и развеять прах над полем. Ее волю исполнили, а в память о ней поставили памятник – большой круглый валун с выгравированными инициалами – «Л.Ю.Б.». Как на кольце, подаренном Маяковским.
fb.ru
«Я не добра». 10 фактов из жизни Лили Брик – единственной возлюбленной Маяковского
Её боготворили и проклинали одновременно. Cчитали «музой русского авангарда», а за спиной шептались о бесчисленном шлейфе мужчин. 11 ноября исполняется 124 года со дня рождения Лили Брик. Редакция TER попыталась немного приоткрыть завесу жизни главной музы Владимира Маяковского.
Отец Лили, Урий Александрович Каган, увлекался творчеством Иоанна Гете. Свою старшую дочь он назвал в честь Лили Шенеман – возлюбленной немецкого поэта и мыслителя. Гете был помолвлен с Шенеман, но спустя полгода разорвал помолвку, а в конце жизни говорил, что Лили была его первой и, возможно, самой сильной любовью.
Лиля Брик в чем-то повторила судьбу Шенеман: она стала возлюбленной и музой Маяковского, но никогда не была его законной женой.
Из воспоминаний балерины Маи Плисецкой: «В юности она изучала классический танец. Пробовала сама танцевать. Кичилась передо мной пожелтевшими, вылинявшими фотографиями, где была увековечена в лебединой пачке на пуантах. При первом просмотре Лилиных фото я ее уколола: — Левая пятка не так повернута. — Я хотела Вас удивить, а Вы про пятку».
В польском городе Катовиц у неё завязался роман с собственным дядей. Он требовал «супружеского союза, благо, законы иудейской религии не содержали на этот счет никаких запретов». Пришлось родителям забрать дочь домой. Там, через некоторое время Брик вступает в интимную связь с собственным учителем музыки и делает аборт.
«Операция прошла не слишком удачно: Лиля навсегда лишилась возможности иметь детей, хотя и без этой беды к материнству никогда не стремилась. Ни тогда, ни потом».
«Лиля Брик: жизнь и судьба» Аркадий Ваксберг.
Известен случай, когда режиссер Всеволод Пудовкин, с которым Лиля Брик работала в двадцатые годы на «Мосфильме» и в которого имела неосторожность влюбиться, не разделил ее чувств, предпочел сохранить дружеские отношения. С горя Лиля пыталась отравиться, приняла большую дозу «Веронала». Но ее успешно откачали, а через некоторое время она также успешно забыла о своей страсти к великому режиссеру.
Кода Маяковский прочитал Лиле и её мужу только написанное «Облако в штанах», Осип вызвался напечатать поэму за собственные деньги. С этого момента Брики следили за творчеством своего поэта неустанно. Интересовало они их и с коммерческой точки зрения. То, что Маяковский страдал от разного рода «увлечений» Лили, ничуть не волновало его «гражданскую» жену, которая говорила: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». За хорошие стихи Маяковский получал хорошие деньги, что позволяло при этом еще лучше жить «семье».
В 1918 году Лиля и Владимир снимались в киноленте «Закованная фильмой». Сценарий к нему написал Владимир Маяковский специально для Лили Брик. С нею же снялся в главных ролях в этом фильме. Она играла балерину, он – художника. Пленки с этим фильмом не сохранилось — почти полностью кинолента сгорела во время пожара на киностудии. Остались только отдельные кусочки.
В 1927 году выходит фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Интересно то, что сюжет опирался на историю жизни «семьи» Бриков и Маяковского.
В последние годы жизни Бриков и Маяковского втроем поэт всё чаще старался уезжать заграницу, сгорая от раздираемой его ревности и ссор с Лилей. Но и там он был под неустанным контролем любимой, которая в своих письмах требовала всё больше и больше с Маяковского в «семью»:
«Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том – какой. И решили – лучше всех Фордик. 1) Он для наших дорог лучше всего, 2) для него легче всего доставать запасные части, 3) он не шикарный, а рабочий, 4) им легче всего управлять, а я хочу обязательно управлять сама. Только надо купить непременно Форд последнего года выпуска на усиленных покрышках-баллонах; с полным комплектом всех инструментов и возможно большим комплектом запасных частей».
Из письма Лили Брик в Париж Маяковскому, 1927 год.
Счастью Брик не было предела. Правда, через некоторое время, в упоении рассекая по московским улицам, она случайно сбила ребенка — маленькую девочку. Но дело удалось замять.
Лиля пристально следила за личной жизнью Маяковского, но при этом никогда не ограничивала его в выборе подруг, так он мог отвлечься от неё самой. А вот знакомство Маяковского в Париже с Татьяной Яковлевой, молодой моделью дома Шанель, заставило поволноваться Лилю Брик не на шутку. Маяковский стал посвящать Татьяне Яковлевой, не ей Лиличке, стихи, а по возвращению из Парижа начал собирать документы для заключения брака. Теперь Лиля — не единственная его муза. Отвадила Лиля Маяковского от парижанки с помощью поддельного письма, в котором якобы говорилось, что Яковлева в скором времени выходит замуж.
«Ты в первый раз меня предал», — с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву.
После смерти Маяковского Лиля занимается подготовкой собрания сочинений поэта. Возникают сложности с публикацией, и она пишет письмо Сталину, в котором просит помочь в издании собрания сочинений. Именно на ее письме Сталин пишет: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и произведениям — преступление». Слова вождя сомнению не подвергаются. Маяковский становится главным поэтом Советского Союза.
— Я стреляюсь, прощай, Лилик.
— Подожди меня!
До последних дней Лиля Брик будет носить кольцо Маяковского на золотой цепочке с гравировкой своих инициалов «Л. Ю. Б.», которые складывались в бесконечное: люблюблюб.
«Приснился сон — я сержусь на Володю за то, что он застрелился, а он так ласково вкладывает мне в руку крошечный пистолет и говорит: «Всё равно ты то же самое сделаешь».
Сон оказался вещим. Однажды утром, в возрасте 86 лет, упав у себя в комнате, она сломала шейку бедра и оказалась обречённой на неподвижность. За несколько дней до смерти ей снились стихи Маяковского. Она была в печали, грустна и молчалива. 4 августа 1978 года Лиля Юрьевна покончила с собой на даче в Переделкине, приняв смертельную дозу снотворного.
ekb-room.ru
Всё сложно. Каким мог бы быть Instagram Лили Брик | Персона | Культура
«Муза русского авангарда», «ослепительная царица Сиона евреева», «роковая соблазнительница», «женственная, капризная, гордая, пустая, непостоянная, влюбленная, умная и какая угодно» — так говорили современники о Лиле Брик. С момента рождения музы Владимира Маяковского и жены Осипа Брика прошло ровно 125 лет, в этот день АиФ.ru решил представить, как могла бы выглядеть страничка Брик в Instagram, если бы она делилась своими переживаниями не с дневником, а с подписчиками.
Муза русского авангарда: 5 фактов из жизни Лили Брик. Читайте в статье>>
Теперь я не Лиля Каган, а Лиля Брик. Сегодня в семейном кругу отпраздновали свадьбу. Кухарка до сих пор сокрушается, что забыла подать хрен к мясу, а родители Осички переживают, что он выбрал меня в жёны…
Моя любимая сестра Эльза привела к нам в дом Маяковского. Весь вечер он читал стихи, а мы не спускали глаз с невиданного чуда. Владимир попросил разрешения посвятить мне свою новую поэму «Облако в штанах» и выцарапал на первой странице надпись: «Лиле Юрьевне Брик».
Брошенная Маяковским. Что скрывала родная сестра Лили Брик. Читайте в статье>>
Маяковский нарисовал мой портрет. Владимир не просто в меня влюбился, он на меня буквально напал. Меня пугает его напористость, рост, его громада, неуёмная, необузданная страсть…
Володя уехал работать в Москву, это наша первая длительная с ним разлука. За окном хорошая погода, а у меня испортились лёгкие и каждый день 38 температура. Настроение из-за здоровья отвратительное. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их, когда никто не видит — очень весело!
Приехала в Москву к Володеньке. Снимаем кино по его сценарию «Закованная фильмой». Я играю балерину, а Володя — художника.
Рассказала Осипу о своих чувствах к Маяковскому. Была готова немедленно бросить Володю, если бы это пришлось ему не по душе. Но Ося говорит, что для него Володя не человек, а событие. Маяковский во многом перестроил Осино мышление. Я не знаю более любящих друзей и товарищей.
Мне в такой степени опостылели Володины: халтура, карты и пр. пр., что я попросила его два месяца не бывать у нас и обдумать, как он дошёл до жизни такой. Если он увидит, что овчинка стоит выделки, то через два месяца я опять приму его. Если же нет — нет, Бог с ним!
Володенька присылал мне цветы и птиц в клетках — таких же узников, как и он сам. Большого клеста, который ест мясо, гадит, как лошадь, и прогрызает клетку за клеткой. Но я ухаживаю за ним из суеверного чувства — если погибнет птица, случится что-нибудь плохое с Володей
Париж надоел до бесчувствия! В Лондон зверски не хочется! Соскучилась по Володеньке!
В начале нашего романа мы с Володей договорились, что если кто-то из нас охладеет, то непременно об этом скажет. Сегодня я это сказала. Мне кажется, и он уже любит меня намного меньше, так что очень мучиться не будет.
Получили телеграмму: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Ах, если б я в это время была рядом, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время.
Смотрите также:
www.aif.ru
Лиля Брик — биография и семья
Биография
Российский литератор, любимая женщина Владимира Маяковского, старшая сестра французской писательницы Эльзы Триоле, жены известного французского писателя Луи Арагона.
Лиля Брик — дочь Урии Кагана, присяжного поверенного при Московской судебной палате и члена Литературно-художественного кружка. Мать Лили — еврейка латвийского происхождения, училась в Московской консерватории, играла на фортепиано, писала стихи, устраивала у себя дома музыкальные вечера.
Лиля училась на математическом факультете Высших женских курсов, потом в Московском архитектурном институте, какое-то время в Мюнхене занималась скульптурой.
С юности одной из важнейших составляющих её существования стали яркие любовные романы. Их череда не прервалась и в 1912 году, когда московский раввин Мазе обвенчал Лилю с юристом Осипом Бриком.
Заочное знакомство Лили Брик с В. Маяковским началось еще в 1913 году, когда оба были много друг о друге наслышаны (В. Маяковский был близким знакомым младшей сестры Лили — Эльзы). В конце июля 1915 года Эльза наконец познакомила Лилю с поэтом. В этот день Маяковский читает на квартире Бриков в Петрограде свою не опубликованную еще поэму «Облако в штанах». С этого дня Володенька, как его называют Брики, становится фактически членом их семьи.
Поэму «Облако в штанах» никто не хочет печатать и Осип Брик издает ее на свои деньги тиражом 1050 экземпляров. Посвящение к поэме краткое: «Тебе, Лиля». К слову, с этих пор Маяковский все свои произведения посвящает Л. Брик; позже, в 1928 году, с публикацией первого собрания сочинений, В. Маяковский посвятит ей и все произведения до 1915 года — года их знакомства. Посвящение на собрании сочинений будет еще более лаконичным и очень «маяковским»: «Л.Ю.Б.».
С 1915 года квартира Бриков-Маяковского регулярно посещается известными литераторами, а по совместительству друзьями Маяковского: Велемиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Николаем Асеевым, позже — Сергеем Есениным, Всеволодом Мейерхольдом, Максимом Горьким, Борисом Пастернаком, а также зампредом ОГПУ Я.С. Аграновым. Душа и естественный центр «салона» — сама хозяйка, Лиля Брик.
В феврале 1916 года О. Брик издает поэму Маяковского «Флейта-Позвоночник», в которой, как и во многих последующих стихах, поэт воспевает свое неистовое чувство к Лиле. Особое место в лирике Маяковского занимает написанное 26 мая 1916 года стихотворение «Лиличка!».
В 1918 году Лиля и Владимир снимаются в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию самого В. Маяковского. По возвращении со съемок поэт окончательно переезжает в квартиру к Брикам. Лиля позже напишет: Только в 1918 г. я могла с уверенностью сказать Осипу Максимовичу (Брику) о нашей (с Маяковским) любви. С 1915 г. мои отношения с О. М. перешли в чисто дружеские, и эта любовь не могла омрачить ни мою с ним дружбу, ни дружбу Маяковского и Брика. Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями. Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах. Эта любовь не мешала моей любви к Володе.
В марте 1919 г. Маяковский и Брики переселяются в Москву, где поэт устраивается на работу в РОСТА (рисует плакаты). Деятельное участие в его труде принимает и Л. Брик.
В 1922 году, к тому времени, когда Маяковский приезжает для чтения своих стихов в Ригу (приглашение было устроено Лилей), издана поэма «Люблю» — одно из самых светлых произведений Маяковского, отражающее отношения его и Л. Брик того времени.
В конце же 1922 г. наступает первый кризис в отношениях Л. Брик и В. Маяковского, и они принимают решение о двухмесячной разлуке (с 28.12.22 по 28.02.23), в течение которой они должны пересмотреть свое отношение к быту, любви, ревности, инерции обихода и т.д.
Маяковский, при том, что женщин у него много патологически ревнует Лилю и не оставляет ее в это время: прячась, часами караулит в парадной, пишет ей письма и записки, присылает цветы, книги и птиц в клетке. В ответ получает лишь краткие записки. 28 февраля 1923 они встречаются на вокзале, чтобы вместе поехать на несколько дней в Петроград. В купе Маяковский с ходу прочитывает Лиле свеженаписанную поэму «Про это» и рыдает у нее на руках.
Любовные отношения Л. Брик и Маяковского длятся еще некоторое время, однако в 1924 г. происходит последний разлад. Лиля пишет поэту записку, в которой говорится, что она не испытывает к нему прежних чувств. В конце записки она добавляет: «Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь». Маяковский мучается, но старается не показывать этого заявляя: «Я теперь свободен от любви и от плакатов» («Юбилейное», 1924 г.).
Сильно и долго переживая разлуку и стремясь развеяться, в мае 1925 года Маяковский едет во Францию, оттуда — в Мексику и США. Его стихи того времени довольно оптимистичны и даже сатиричны. Когда поэт возвращается, его интимная жизнь с Лилей на словах заканчивается, но на деле почти каждая их встреча заканчивается сексом.
В июле 1926 года Лиля Брик работает ассистентом А. Роома на съёмках фильма «Еврей и земля».
В 1927 году выходит фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценариста Виктора Шкловского упрекали в том, что он проявил бестактность по отношению к Маяковскому и Брикам, которых он хорошо знал и описал их «любовь втроём» в этом фильме.
Весной 1928 года она уже в качестве режиссёра снимает с В. Жемчужным фильм «Стеклянный глаз». В это же время Лиля Юрьевна занимается писательской и переводческой деятельностью (переводит с немецкого Гросса и Виттфогеля), а также издательскими делами Маяковского.
Последняя встреча с Маяковским происходит 18 февраля 1930 г., в день, когда Брики временно уезжают в Берлин и Лондон. Прощание как никогда затягивается. Маяковский, который долгое время пытается добиться чтобы его выпустили в Париж к Т. Яковлевой, в последние дни жизни будет рваться еще и к Л. Брик.
Последняя открытка от Лили Маяковскому отправлена 14 апреля 1930 г., в день самоубийства поэта. Позднее Лиля напишет: Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время.
Несмотря на это, злые языки обвиняют Брик в гибели поэта, хотя сама она до последних дней жизни будет носить на цепочке подаренное поэтом кольцо с гравировкой её инициалов — Л.Ю.Б., которые складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».
В соответствии с предсмертной запиской поэта весь его архив был передан Брикам (существует правдоподобная версия о посмертной правке записки Бриками). Лиля занимается подготовкой собрания сочинений Маяковского (несмотря на протесты матери и сестёр поэта). Возникают сложности с публикацией и она пишет письмо И. Сталину, в котором просит помочь в издании собрания сочинений. Именно на ее письме Сталин пишет: Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и Произведениям — преступление. Слова вождя сомнению не подвергаются. Маяковский становится главным поэтом Советского Союза. (Cразу после ареста Примакова, Сталин, согласно легенде, сказал фразу Не трогайте жену Маяковского», имея в виду Л. Брик.
Л. Брик сотрудничала с ОГПУ и другими советскими спецслужбами, «ездила за границу чаще, чем в Переделкино». (исключая 1934-1954 гг.)
Была замужем за командиром «червоного козачества» комкором Виталием Примаковым, репрессированым в 1937 г. Позже за литературоведом Василием Катаняном, ставшим ее «последним, четвертым мужем» (де-юре — третьим).
Л. Брик занималась переводами, теоретическими трудами (например, о творчестве Ф. Достоевского), скульптурой (бюсты В. Маяковского, О. Брика, В. Катаняна, автопортрет хранятся в частных коллекциях). Её домашний салон на Кутузовском в 1960-е гг. был заметным центром неофициальной культурной жизни. Поэт Андрей Вознесенский получил путевку в жизнь благодаря ей. У неё часто бывали Майя Плисецкая, Родион Щедрин и другие деятели культуры и искусства.
Лиля Брик покончила с собой 4 августа 1978 г. на даче в Переделкине, приняв смертельную дозу снотворного. Она решила, что своей физической беспомощностью (у нее был тяжелый перелом, кости не срастались) причиняет боль близким и обременяет их.
facecollection.ru