Актуальные проблемы современного образования – Актуальные проблемы развития современного образования в России

Актуальные проблемы развития современного образования в России

Ключевые слова:система образования, модернизация образования, государственная поддержка сферы образования, инновационное развитие высшего профессионального образования.

 

Keywords:education, the modernization of education, State support for education, innovative development of higher professional education.

 

В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Так, именно модернизировав систему образования, Япония смогла добиться серьезного прорыва в экономической сфере. Поэтому сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного индивида, становящегося более конкурентоспособным на трудовом рынке, но и для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Решая задачу повышения качества образования, и в частности высшего образования, сегодня ведется интенсивный поиск и внедрение инновационных форм и методов обучения. Это позволяет проводить обучение в интерактивном режиме, повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, обучить методам получения нового социологического знания, сформировать важные социальные навыки. Внедрение новых методов и форм проведения лекционных и семинарских занятий, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету, что влияет на эффективность его усвоения, приближает путем моделирования, аналогии, имитации, решение поставленных учебных задач к реальной практике, и тем самым ликвидирует пробел в нехватке практических навыков у выпускников, что и делает их более конкурентоспособными на современном трудовом рынке.

В современных образовательных условиях в ряде дошкольных учреждений отмечается повышение интереса к проблеме обучения и развития детей младшего дошкольного возраста, как важного «сензитивного» периода дошкольного детства, в связи с чем происходит обновление образовательных ресурсов в этой сфере. Важное место в вопросе обучения младших дошкольников занимает хореография, как эффективное направление физического, нравственного и эстетического развития детей на данном возрастном этапе.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

—        социальная и экономическая нестабильность в обществе,

—        острый дефицит финансовых средств, в связи с кризисным положением в экономике;

—        неполнота нормативной правовой базы в области образования;

—        систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.

Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования, как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Итак, мы считаем, что весьма перспективным является использование электронных учебников и технологий дистанционного обучения. Необходимо обучить студентов поиску информации в электронной базе Интернет, повысить уровень информационной компетентности студента, оценить его понимание роли информации в окружающем мире; дать теоретические знания и представления, необходимые для понимания информатики и информационных технологий, информационно-справочных программ и др.

Основными формами самоорганизации учебной деятельности студентов в вузе являются традиционные рефераты, задания для подготовки к семинарским занятиям, курсовые работы и проекты, работа студенческого научного общества, аттестационные работы бакалавра, специалиста и магистра. Эффективной формой самостоятельной работы студентов является учебно-исследовательская работа, которая способствует:

—        активизации познавательной деятельности, актуализации и интеграции теоретических знаний и исследовательских навыков студентов;

—        формированию научного мировоззрения студентов;

—        систематизации исследовательских знаний, умений и формированию технологичного подхода к организации учебно-познавательной деятельности;

—        формированию профессионального самоопределения будущих специалистов.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

В соответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. Эта задача обусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К их числу можно отнести:

—        разрозненность совместной деятельности общества,

—        системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных,

—        воспитательных,

—        научно-просветительных программ,

—        передач и других материалов;

—        несовершенство форм и недостаточность активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений,

—        педагогических и научных работников,

—        родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;

—        практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;

—        неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг,

—        обучающихся и их родителей (законных представителей).

В данной работе был рассмотрен ряд проблем современного образования. Хочется сделать вывод, что нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция — ожидание указаний сверху — вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в изучении потребностей субъектов образовательного процесса и создании благоприятных условий для их удовлетворения.

В конце, хочу подчеркнуть, что для нас является главной целью интенсивно проработать все необходимые аспекты сбалансированного развития нашей страны, главным образом, включая и сферу образования. Также, считаю, что было бы правильнее, если бы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся.

 

Литература:

 

1.          Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Бертон Р. Кларк, 2014 г.

2.          Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стадии концепций. Бертон Р. Кларк. 2011 г.

3.          http://www.kartoteka.ru/

4.          http://www.gks.ru/

5.          Поддержание изменений в университетах Бертон Р. Кларк, 2014 г.

6.          Образование и наука. Соколов А. И.

moluch.ru

Научно-исследовательская работа «Актуальные проблемы современного образования в Российской Федерации»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Велижанская средняя общеобразовательная школа»-«Средняя общеобразовательная школа села Бухтал»

626036, Тюменская область, Нижнетавдинский район, с.Бухтал, ул.Чапаева – 4.

Телефон/ факс: 8(34533)47-6-30,

е-mail: [email protected]

Научно-исследовательская

работа

«Актуальные проблемы современного образования в Российской Федерации»

Подготовила: учитель истории и обществознания

Агафонова Ферида Абдулрашидовна

Бухтал ,2017

Социология образования представляет собой область социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования образования как социального института и социального процесса в его взаимодействии с другими сферами общественной жизни.

Социальный институт образования — это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации [8;с.54].Образование является сложным социальным процессом, одним из важнейших социальных институтов современного общества. От качества образования в решающей мере зависят темпы научно-технического, духовного, политического прогресса, состояние культуры, нравственность, благополучие людей. Основные проблемы социологии образования: общественные условия возникновения, функционирования и развития системы образования, производственно-техническое и социальные требования к ней, характер социальных отношений в системе образования [5;с.44].

Одним из главных направлений в социологии образования является изучение роли института образования в социальном прогрессе и социализации личности, её включении в систему общественных отношений. В социологии образования анализируется прежде всего социальные взаимоотношения, закономерности и тенденции развития образования как одной из сторон жизнедеятельности общества.

Социология образования затрагивает влияние образования на все сферы жизни общества — экономическую, социальную, политическую, духовную. Социология рассматривает эффективность функционирования и развития системы образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники вызывает необходимость повышения эффективности образования.

Объектом исследования является проблемы современного образования в Российской Федерации и Тюменской области.

Предметом исследования является возможные пути решения проблем в системе современного образования Российской Федерации.

Цель: изучить социальные проблемы современного образования в России и Тюменской области.

Задачи:

  1. Рассмотреть систему образования в современной России;

  2. Определить изменения в российской системе образования;

  3. Выявить главные проблемы современного образования в России;

  4. Изучить качество предоставляемого образования в Тюменской области;

  5. Предложить пути решения выявленных проблем;

Существование проблем в системе современного образования, их актуальность в данный момент предопределили выбор данной темы.

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1].

В конце 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы образования в Российской Федерации определил ее ключевые направления развития и совершенствования. К ним относятся: повышение качества и эффективности педагогического труда, создание комфортных условий обучения и воспитания школьников, внедрение новых форм профессиональной ориентации на основе взаимодействия школы, вуза и производства [2].

На систему образования в России оказывают влияние множество факторов: геополитические, социально-экономические, демографические, технологические и другие. Центральной задачей модернизации системы образования является обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования. Обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ, призваны важнейшие элементы современной российской системы образования – процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации.

На данный момент современная российская система образования имеет ряд тенденций развития. В настоящее время успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является доступность образования, формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий [6], информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения. Так же усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании [7;с.427].В системе профессионального образования реализуются программы дополнительных услуг, которые включают образовательные программы и услуги. На рисунке 1(прил. рисунок 1) представлено численное участие населения в дополнительном образовании. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Как мы видим из таблицы (прил. рисунок 2) Россия занимает седьмое место по численности людей с высшим образованием.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества. Из статистических данных (прил.рисунок 3) видно, что участие населения в непрерывном образовании имеет нестабильную динамику в периоде с 2006 по 2014. Средний показатель участия в непрерывном образовании — 27 % от общей численности опрошенного населения.

Одним из особенностей развития образования является его многовариантность и многоуровневость — создание в рамках образовательной системы условий для выбора, предоставление каждому субъекту шанса и организация многоэтапного образовательного процесса [12].На рисунке 4 (прил.рисунок4) показан уровень образования населения по данным переписи 2002 и 2010 гг.

Стратегия развития образования определена государством вплоть до 2025 г. в нескольких концепциях и программах:

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года N 751 Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

— Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

— Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации .Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества — не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.

4 мая 2011 года Д.А. Медведев утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

В системе российского образования существует ряд проблем, которые необходимо обозначить. Мы считаем, что одной из главных проблем системы образования в России является низкая практическая направленность. В системе образования наблюдается излишняя теоретическая направленность. На данный момент образование в большей степени направлено на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. Главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Плохая практическая подготовка, слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой негативно сказываются на рабочем потенциале страны.

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование [15; с.127].

Еще одной из проблем является слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Острой проблемой является преемственность между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам.

На сегодня состояние системы образования России характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств. В этих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Как видно из таблицы 1(прил.таблица 1) финансирование общего образования , молодежной политики ,прикладных научных исследований в области образования существенно сокращаются в период с 2011 по 2015 года.

Современное российское высшее образование бьет рекорды массовости — в последние годы до 75% выпускников средних школ продолжили учебу в вузах, а Россия, вышла на лидирующие позиции в мире по доле лиц с высшим образованием [4].  Увеличение спроса людей на получение высшего образования приводит к массовому открытию коррумпированных вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Как показано на рисунке 5 (прил.рисунок 5) , например, в 2015 в ВУЗы принято 1221 тыс. человек , а в учреждения среднего специального образования-699 тыс. человек. Данный факт свидетельствует о низкой востребованности учреждений среднего образования, по сравнению с высшими образовательными учреждениями.

Образование на данный момент серьезно различается по качеству. Различия в уровне образования зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Система получения образования становится одним из показателей социальной дифференциации.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

Система образования недостаточно глубоко формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам. Таким предметам как «Обществознание», «Литература», «Искусство», «Музыка» отведено в учебном плане малое количество часов.

Для полного, конкретного изучения данной проблемы необходимы эмпирические данные на основе социологического опроса.

На базе «Велижанская СОШ» Нижнетадиснкого района Тюменской области нами был проведен опрос населения о качестве получаемого или полученного образования в период с ноября по декабрь 2016 года. Основной целью данной работы был анализ качества образования со стороны населения Тюменской области и их отношение к уровню образования в России. Основным инструментом исследования в данной работе был опросный лист — анкета. Анкеты включают различные вопросы с выбором ответа. (Анкета представлена в прил.Рис.4.6.)Субъектом данного исследования выступило население Тюменской области в возрасте 15-35 лет. Объем выборки составил 100 человек. Использовался метод прямого анкетирования — опрос. Основным инструментом была специально разработанная для данного исследования анкета. Анкетный опрос осуществляется в ходе выборочного исследования.

Анализ полученных данных дал следующие результаты: большая часть респондентов (53 %) оценили полученное ими образование как высокое, 35%- как среднее , 7 % считают его низким, 5 % затруднились ответить. Большинство опрошенных (70%) считают, что необходим государственный контроль за качеством образования, 30%- не видят в этом необходимости. Большая часть респондентов(45 %) видят главную проблему образования в нехватки квалифицированных специалистов, 35% низкий уровень информационно-технического оснащения, 20% в низком уровне финансирования. Подавляющая часть респондентов (58%) считает, что введение ЕГЭ не улучшило качество образования, 17% опрошенных считают , что ЕГЭ необходимо, 15% — не нужно, 10 % считают, что необходимо сохранить прежнюю систему аттестации. Половина опрошенных (50%) удовлетворены техническим оборудованием кабинета , 50% -нет. Большинство опрошенных (79%) считают, что содержание и преподавание учебных дисциплин соответствует требованиям времени.

В Тюменской области в период с 26 по 30 октября 2015 года был проведен опрос населения о качестве предоставления муниципальных услуг в области образования. Всего опрошено 232 человек, их них мужчин – 59 (25,4% от числа опрошенных), женщин – 173 (74,6%). По возрасту наибольшее количество опрошенных в возрасте от 30 до 64 лет — 193 (83,2%), возрасте от 18 до 29 лет — 33 (14,2%), старше 65 лет – 6 (2,6%). Удовлетворены режимом работы школы- 207 опрошенных (89,2%), не удовлетворены – 6, не совсем удовлетворены – 19. Качество обучения в школе удовлетворяет-184 опрошенных (78%), не удовлетворяет – 13 ,удовлетворяет не полностью – 35.Основное количество из числа опрошенных считают, что школа дает знания
для продолжения образования – 136 (58,6), для будущей профессии – 83 (34,8%) и для других целей – 13 (5,6%). Состоянием материальнотехнической базы школы удовлетворено 110 опрошенных (47,4%), не удовлетворено – 67 (28,9%), не совсем удовлетворено – 55 (23,7%).

Основное количество респондентов ответивших на вопросы анкеты удовлетворены качеством предоставления образовательной услуги
образовательными учреждениями.

Для повышения удовлетворенности населения качеством предоставления образовательной услуги Тюменьстат рекомендовал следующие предложения: улучшить материально-техническую базу учреждений образования; обновить оборудование спортивных залов; разнообразить формы и методы работы [13].

Таким образом, можно считать, что полученные данные на основе самостоятельного опроса и опроса на базе статистической службы города Тюмень позволяют сделать практические выводы об отношение населения к системе образования РФ и определить существующие проблемы в регионе.

Мы считаем, что изложенные проблемы можно решить следующим образом:

Во-первых, усилить практическую направленность образования, внедрить в образовательные программы больше практических дисциплин, привлекать в образовательный процесс преподавателей-практиков, что усилит практико-ориентированную направленность обучения. Этим ликвидируется пробел в нехватке практических навыков у выпускников, что сделает их более конкурентоспособными на современном трудовом рынке. Во-вторых, максимально поддерживать и развивать технологическую сторону системы образования. При этом имеется в виду ориентация на решение проблемы оснащения и использования отечественных научно-технических разработок для формирования инновационной экономики. Необходимо постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями, внедрение инновационных форм и методов обучения. Это позволит проводить обучение в интерактивном режиме, повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, сформировать важные социальные навыки. Внедрение новых методов и форм проведение лекционных и семинарских занятий, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету, что влияет на эффективность его усвоения. В-третьих, выделить из государственного бюджета дополнительные объемы финансовых ресурсов для развития инфраструктуры образовательных учреждений и оплату труда. В-четвертых, расширить инфраструктуру институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для решения проблем структурной безработицы.

Также для повышения качества образования необходимо создание действенных механизмов контроля исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

В данной работе был рассмотрен ряд проблем современного образования в России и Тюменской области. В ходе работы, мы пришли к выводу, что необходим активный поиск современных технологий развития образования. Проблема состоит в изучении потребностей субъектов образовательного процесса и создании благоприятных условий для их удовлетворения, необходимости интенсивно проработать все необходимые аспекты сбалансированного развития сферы образования.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом.. Поэтому сегодня качественное образование выгодно для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи. Следовательно, система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. –
    2009. – № 4. – Ст. 2.

  2. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 03.11.2017).

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 03.11.2017).

  4. Андрущак Г.В. Прием в российские вузы: увидеть, чтобы задуматься // Г.В. Андрущак , М. С. Добрякова. Вопросы образования. № 4 – 2011г.

  5. Гудков Л. Образование в России: привлекательность, доступность, функции /Л Гудков, Б.Дубин, А.Леонова / Вестник общественного мнения. 2004. № 1 (69).

  6. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. / Д.Е.Морковкин. – 2013. – № 2. – С. 74–80

  7. Нургалиева А.А. Экономические положения реформирования системы образования России / А.А.Нургалиева / Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. – № 3 (4). – C. 426-428.

  8. Ритерман Т.П. Социология. Полный курс. / Т.П .Ритерман. (2009, 128с.)

  9. Отчет кафедры «Прикладная социология» Финансового университета при Правительстве РФ о качестве жизни в городах России в 2014 году.

  10. Минобрнауки России. Официальный сайт. http://mon.gov.ru/pro/pnpo (дата обращения 03.11.2017).

  11. Оценка качества образовательного процесса. http://ckpom.portalspo.ru/stat2.php (дата обращения 03.11.2017).

  12. Современные образовательные концепции. http://www.edu-sok.ru/51 (дата обращения 03.11.2017).

  13. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. www.gks.ru (дата обращения 03.11.2017).

  14. Официальный портал государственной власти тюменской области https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 03.11.2017).

  15. Яницкий О. Модернизация, концепция реформ и социальные реалии/ О.Яницкий //Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2010. Выпуск 9. — М.: Новый Хронограф, 2010. — С. 124-139.

infourok.ru

Актуальные проблемы современного образования в России

Актуальные проблемы современного образования в России

Котлияров Руслан Ряхимжанович,

преподаватель автомеханических дисциплин

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

Республика Татарстан, г. Альметьевск

Почтовый адрес:

423455

Республика Татарстан, г. Альметьевск

Ул. Шевченко 170-53

ruslanapt@mail.ru

Котлиярова Фания Альфритовна,

преподаватель экономических дисциплин

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

Республика Татарстан, г. Альметьевск

Почтовый адрес:

423455

Республика Татарстан, г. Альметьевск

Ул. Шевченко 170-53

fanja87@mail.ru

Великая ценность образования — это не знания, а действия.

   Г. Спенсер

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны.

Со сменой веков необходимо поменять и саму систему образования, улучшить ее. Сейчас же, хотя Советская система образования (лучшая в свое время в мире) уже стала прошлым, её на смену не пришло ничего стоящего, кроме постоянных апробации ГОС и ФГОС. Для продвижения вперед и совершенствования системы образования необходимо выявить проблемы, мешающие этому и устранить их.

Итак, рассмотрим основные проблемы российского образования:

Мы считаем, что одним из глобальных проблем в образовании является — кризис традиционной системы образования. Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована еще от советской системы образования. Однако на замену рабочему обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования.

В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль преподавателя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами, современной техникой и литературой. Теоретическая подготовка студента должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности.

Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Следующая проблема – это низкая практическая направленность образования. Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего специалиста — теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Студенты, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших техникумы и колледжи, а также вузы, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Актуальной проблемой в последние годы являются — низкий уровень финансирования.

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования.  С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современные оборудования, стенды, учебники, соответствующие ФГОСам.

Следующий аспект — массовый спрос на высшее образование.

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных учебных заведений. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень.

К сожалению происходит падение престижности обучения в техникумах и колледжах.Рассматриваемая проблема возникла еще в 2000-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в техникумах, снижается. По статистике в вузах обучаются в 4 раза больше студентов, нежели в техникумах и колледжах. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров.

Еще одно проблемное поле современного образования на всех его этапах – оценка знаний. В современных условиях очень разошлись «оценка» и «качество знания», и сейчас самое главное то, что это произошло большей частью по вине самих студентов. Очень часто в техникумах и колледжах (чтобы пройти с «красным дипломом» в вуз без экзамена) обучающиеся требуют себе желаемую оценку. В обществе должны быть востребованы высококвалифицированные специалисты. Однако эта высшая социальная задача адаптируется к личным качествам руководителей всех рангов и еще большие усложнения несут устанавливаемые размеры зарплат, а хорошо оплачиваемые плохие специалисты несут разрушительные тенденции образованию. Зачем стремиться к качеству знания, если огромные суммы денег можно получить без них.

Еще одна актуальная проблема – повсеместное введение тестирования. Но, так ли хороша и удобна такая форма контроля? Тестирование представляется как путь получения максимально объективной оценки за знания. Однако здесь очень много нерешенных проблем. Вопрос поворачивается к качеству самих тестов. Тестирование как форма контроля знаний прочно утвердилась на всех уровнях образования. Преимущества тестирования очевидны: объективность оценки результатов, сведение до минимума посредничества преподавателя при получении ответа на поставленный вопрос, чёткая информационная очерченность ответа. Однако проведение тестирования, вызывает определённую тревожность у обучающихся. А раз подключаются эмоции, значит нужно обязательно учитывать психологические аспекты этой учебной деятельности.

Далеко не самый маловажный аспект – заработная плата преподавателя.

Главный вектор, регулирующий трудовую занятость в рассматриваемой нами ситуации при наличии диплома о высшем образовании,− размер заработной платы. И этот вектор иногда вступает в противоречие с потребностями общества, далеко не всегда уровень заработной платы отражает вносимый в работу вклад. В прошлое — советское время размер зарплаты более уважительно относился к диплому о высшем образованиию.

В постперестроечном экономическом пространстве сложился тип элитных профессий (например, финансовый директор и другие), которые имеют авторитет не по причине обязательной принадлежности к диплому о высшем образовании: величину зарплаты в данной ситуации определяет не наличие диплома, а содержание выполняемых обязанностей, которые связаны с хорошо финансируемыми участками экономики. Это сильно ударило по авторитету ССУЗа.

Финансовое обеспечение преподавательского труда не четко регламентировано, и многие грани преподавательского труда не учитываются. Действительно, труд преподавателя любой ступени образования имеет большой потенциал творчества, который не укладывается в формальную рамку учета. Ведь это работа с человеком, да еще и развивающимся.

В педагогическом труде много непредвиденных ситуаций, которые требуют от преподавателя большой энергии. Все образовательные материалы дают лишь матрицу педагогической деятельности, и каждый ее шаг обрастает творчеством, инициативой. Основа финансовой сетки преподавательской деятельности – это расчет часов, которые учитывают различные формы обучающей деятельности. Но с каждым годом возрастает объем комплекта методических материалов, учебных разработок, рабочих программ, учебно-методических комплексов, написание статей и т.д. Здесь работа преподавателя значительно превышает почасовой учет. Но это не совсем первая причина низкой финансовой планки преподавательской профессии. Низок уровень оплаты одного часа. Мало учитывается и длительность педагогического стажа, а следовательно и педагогического опыта.

Достойная зарплата, имеющая экономический авторитет в обществе,– необходимый атрибут социального авторитета учебного заведения. Отсюда проистекают соответствующие выводы о ценностной ориентации общества, которая устанавливается знаниями, полученными в системе образования. Если в обществе не поддерживается авторитет источника знаний, то в обществе могут складываться заниженные жизненно-ценностные ориентиры. На поверхность это выступает в упрощенных, примитизированных, огрубленных формах лингвистической коммуникации. Финансово крепкие зарплаты преподавателей обеспечил бы приток высококвалифицированных специалистов в эту сферу, позволил бы заполнить пустующие места прежде всего в системе СПО. Не секрет, что и школы,ссузы, да и вузы, страдают от того, что хороших преподавателей перетягивают в более высокооплачиваемую сферу.

Преподаватель современного образовательного учреждения несет высокую ответственность не только за информационное качество содержания образования техникума, но и за информационное развитие общества в целом.

Далее — рыночная ориентация современного образования, превращающая препо

infourok.ru

Актуальные проблемы российского образования, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится «за державу обидно».

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится «за державу обидно» (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, «воз и ныне там»: качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И «падение» наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога

В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких «небожителей», к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или «бродить» по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей, но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и «срывать» на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку «денежных» специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится «тратить» на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги

Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования, стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как «обучение» и «услуги» несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как «я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить» или «пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки» и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с «купленными» дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования

Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Актуальные проблемы современного образования

Актуальные проблемы современного образования

С переходом России на рыночные рельсы в 90-ых годах особенно актуально встал вопрос об образовании. Человек, имеющий диплом экономиста, считался (да и считается до сих пор) успешным, перспективным специалистом, для которого в сложившейся конъюнктуре рынка везде открыты двери. Это привело к ажиотажному спросу на экономистов в стране. Большинство вузов, не имея должной материально-технической базы, профессорско-преподавательского состава и стремясь удовлетворить этот спрос, бросилось создавать экономические факультеты, что, безусловно, не могло не сказаться на качестве образования. Многие школы и вузы, зачастую в ущерб развитию других факультетов и специальностей, сконцентрировали все свое внимание и средства на экономическом образовании. Подталкивала к этому и растущая с годами конкуренция между учебными заведениями. Им пришлось выбирать между выполнением своих непосредственных обязанностей – обучением – и необходимостью роста вширь, а не вглубь. Многие предпочли расширение внутреннему развитию и совершенствованию.

Погоня за количеством студентов, а не за качеством привела к общему снижению показателей качества выпускников по всем специальностям. Свою лепту внесли и социальные потрясения, не обошедшие нацию: развал СССР, социальная нестабильность, нищета – все это и многое другое обрушилось на наше государство. Следствием этого стала деградация культуры и нравственности. Пьяный, курящий, нецензурно выражающийся ученик – это обыденность для современной России. Снизился и общий интерес к получению знаний за рамками учебного процесса. Как говорит доктор исторических наук, профессор УлГУ Дмитрий Степанович Точеный, «студенты стали меньше читать». И это так. После импровизированного опроса, проведенного на одной из лекций Максимом Геннадьевичем Светуньковым, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры социологии и политологии УлГУ, было выявлено, что из аудитории общей численностью в пятьдесят человек только 5-6 студентов знают, что такое «полонез» и читали А.Дюма. Хорошо, что хотя бы 80% знали, кто нарисовал «Черный квадрат» Малевича.

Молодые люди, обучающиеся в школах, техникумах, вузах и других учебных заведениях, перестали интересоваться учебой как таковой. Целью стало получение не объективных знаний, а «корочек». «Имея диплом о высшем образовании, человеку гарантировано устройство в этом мире», «без высшего образования никуда» — подобные заявления часто можно услышать в нашем обществе. К сожалению, рынок только стимулирует подобное стремление. Сейчас, чтобы устроиться простым продавцом в киоск, требуется иметь диплом о высшем образовании.

Люди стремятся повысить себе статус получением высшего образование. Вот только когда высшее образование становится полностью доступным для всех без разбору, когда студентов тянут до последнего, высшее образование перестает быть высшим. Быть может, именно поэтому за границей российские дипломы ничего не значат? Доверие сохранилось только к советским дипломам о высшем образовании, а не к современным российским. Сейчас принято ругать советскую систему образования, считать ее старомодной, не отвечающей современным тенденциям. В таком случае в современной системе все еще хуже. Иначе как объяснить такое «доверие» иностранцев к нашим стандартам образования?

Именно поэтому сейчас так остро стоит вопрос о реформировании образования в России, о доведении его до общемировых стандартов.

Как известно, лучшая система образования в мире была в СССР в период руководства страной И.В.Сталиным, благодаря чему государство не испытывало недостатка в квалифицированных специалистах, прошедших к тому же школу ПТУ и рабфаков, и развивалось достаточно динамично, занимая лидирующие позиции практически во всех науках и технологиях. После ухода И.В.Сталина в мир иной положение в системе образования сначала медленно, а затем всё нарастающими темпами стало ухудшаться и приобрело характер катастрофы с началом проведения т.н. «реформ» и расчленения СССР. В настоящее время мы имеем то, что имеем: уровень получаемых знаний в системе образования предельно низок и не соответствует современным реалиям, вместо методологии самостоятельного познания школы и ВУЗы страны делают упор на кодирующую систему обучения, гуманитарные и технический школы действуют независимо друг от друга в связи с чем до сих пор имеет место быть, в едином и причинно-следственно обусловленном мире, надуманный конфликт «физиков» и «лириков».

Решение задачи коренного улучшения системы образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства. У России есть свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

Литература

  1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2001. № 5. С. 26 – 32.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.  

  3. Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность – основа образовательной политики России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 – 5.

  4. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2 (3). С. 48-55.

infourok.ru

Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри

Библиографическое описание:

Даргевичене Л. И., Леонова Е. В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 08.06.2019).

 

В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». [1, с.24]

На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.

Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]

Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.&nbsp&nbsp&nbsp В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.

Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.

  1. Учащимся было предложено закончить предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…».

Таблица 1

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Школа дала мне знания

77

2.

В ней приобрел друзей

75

3.

Способствовала формированию навыков самообразования (поиска необходимой информации, работы с разным ее видами

54

4.

Приобрел навыки общения

47

5.

Научила разбираться в людях

43

6.

Способствовала развитию меня, как личности

40

7.

Помогла осознать свои права и обязанности как гражданина

33

8.

Способствовала развитию и раскрытию моих индивидуальных возможностей и способностей

30

9.

Помогла найти формы и способы проведения свободного времени

27

10.

Подготовила к преодолению трудностей

18

11.

Внесла значительный вклад в подготовке меня к «взрослой жизни» — научила решать бытовые проблемы

15

12.

Помогла понять себя

13

13.

Помогла выбрать профессию

9

 

Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.

  1. Отношение к школе неразрывно связано с отношением ученика к учителю. Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся? На основании анализа мнений выпускников ниже представлена таблица, отражающая суммарные данные отношений учащихся к наиболее важным качествам учителя.

Таблица 2

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Умение интересно, доступно преподавать свой предмет

97

2.

Знание психологии учеников, их внутреннего мира

93

3.

Умение видеть способности и индивидуальные особенности своих учеников, создавать условия для их развития

90

4.

Способность откликаться на все проблемы, которые волнуют ученик сейчас и теперь

90

5.

Знание предмета, который он преподает

84

6.

Уважительное отношение к ученикам, способность и желание их понять

81

7.

Справедливость, одинаковое отношение ко всем ученикам

77

8.

Общая эрудиция (общая осведомленность в литературе, в музыке…)

73

9.

Способность интересно и продуктивно организовывать поурочную жизнь своих воспитанников

64

10.

Требовательность

49

 

Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.

  1. Данные ответов, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» представлены в таблице 3:

Таблица 3

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Многие предметы преподавались поверхностно

68

2.

Получил (а) сумму знаний, но пока не вижу, как мне они в жизни пригодятся, помогут

66

3.

Меня плохо подготовила к жизни

63

4.

Учителя часто не пытались понять меня (нас)

63

5.

 

 

С учителем так и не сложились отношения доверия и понимания

61

6.

Школа не помогала мне находить пути решения для меня сложных проблем

57

7.

Было местом, куда мне не хотелось идти

29

8.

В школе я не «жил», вся моя жизнь протекала за ее пределами

21

9.

В школе так и не нашел настоящих друзей

15

10.

Большую часть школьного времени я потратил зря

11

 

Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.

  1. Интерес представляет вопрос «Что препятствовало (препятсвует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?»

Таблица 4

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства

54

2.

Большая учебная нагрузка

47

3.

Сложность (относительно воспитания и обучения) части учеников

40

4.

Отсутствие необходимой технической оснащенности

20

5.

Отсутствие поддержки со стороны родителей

13

 

Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:

  1. Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике).
  2. Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся).
  3. Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

 

Литература:

 

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. —СПб.: —1999. —88 с.
  2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. —М.: МПСИ, 2011. —10 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, содержание ответа, учитель, учащийся, взрослая жизнь, проблема, школа, общеобразовательная школа, моя жизнь, известный психолог.

moluch.ru

Актуальные проблемы современного профессионального образования

Дешевых Алла Александровна,

преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское

Актуальные проблемы современного профессионального образования

Профессиональное образование в России является исторически сложившейся системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.

Сегодня среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.

Однако современному профессиональному образованию присущ ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию — в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить. С точки зрения педагогов, соответствующий потребностям современного общества работник должен иметь свой собственный взгляд на происходящее в профессиональной сфере; проявлять готовность к творчеству и быть способным перейти к активному восприятию нового. Это и станет алгоритмом профессионального самосовершенствования.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования, оборудование мастерских уже многие годы не соответствует новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся.

В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя с перспективой ориентирования не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли. 

Еще одна из немаловажных проблем – оснащение образовательных учреждений учебной литературой. В своей работе я использую учебники, рекомендуемые ФИРО. Данные учебники лишь отчасти помогают обучающимся систематизировать и обобщить полученные знания в рамках учебной дисциплины или профессионального модуля. Если говорить конкретно о требованиях ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, необходимо отметить, что одним из результатов освоения профессиональной образовательной программы должны стать коммуникативные компетенции. При этом большинство учебников, в том числе, рекомендованных ФИРО, не обеспечивают выполнения этого требования; в них не содержатся весь материал, необходимый для освоения общих и профессиональных компетенций, а также соответствующий требований ФГОС к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся. Нет учебных пособий, справочников, использование которых позволило бы формировать коммуникативные учебные действия. Требования – новые, а учебники старые. Поэтому приходится рассчитывать не на учебники, а как в большинстве случаев, на свой опыт работы.

При формировании ОК и ПК я использую различные формы и методы работы. Например, процесс организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся позволяет создать условия для осуществления деятельности обучающегося, при реализации которой он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают другие варианты решения проблемы или задачи, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формирует коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы в бригаде при выполнении практического задания, выполнение на учебном занятии заданий в составе малой группы, организация анализа и взаимопроверки результатов выполненной работы при решении ситуационных задач. 

Существующая система образования, ориентированная на западный уровень, на мой взгляд, не соответствует современным потребностям отечественной экономики: основу профессиональной среды во всех цивилизованных странах составляют именно технические специалисты.

Не все, даже самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются внедрять в нашу экономическую действительность, соответствуют российской ментальности. Это относится и к системе отечественного образования. Однако некоторые методики, например, подготовки и проведения тренингов и деловых игр, использования мультимедийных средств обучения, безусловно, способствуют повышению качества профессионального образования всех уровней. Тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими учебных дисциплинах и профессиональных модулях, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения практических профессиональных навыков. Очень хорошо, что в России принят профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который предусматривает переподготовку педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, внедрение которого потребует дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности.

Безусловно, для системы профессионального образования было бы идеальным, когда элементы профессиональной образовательной программы преподаёт практик. Но такое встречается сегодня не часто. Основная масса преподавателей не имеет опыта работы в условиях производства и хочется надеяться, что эти недостатки удастся искоренить посредством организации производственных стажировок в соответствии с требованиями ФГОС. А у производственных специалистов в нынешних экономических условиях практически нет времени на педагогическую деятельность. Особенно это касается частных предприятий, где эту работу никто не оплатит, а зачастую и не захочет создать условия для ее выполнения. Образовательные учреждения же не имеют возможности предложить таким специалистам достойную оплату, способную возместить потери за использованное рабочее время. Существующие почасовые ставки оплаты труда в учебных заведениях для практикующих специалистов являются коммерчески непривлекательными.

Тем не менее, эта ситуация имеет положительную тенденцию, поскольку сегодня всё больше предприятий, особенно крупных, заинтересованы в качественном образовании тех, кто придет на производство в ближайшее время. Работодатели готовы вкладывать средства в образование и повышение квалификации собственных кадров. Многие крупные предприятия хотят иметь специалистов, отвечающих требованиям самих предприятий.

Но единичные случаи не решают общей проблемы качества образования. Основу любой развитой экономики составляют малые и средние предприятия. Именно они создают основную массу рабочих мест, а им не по средствам содержать собственные учебные заведения. И современное трудовое законодательство в нашей стране не способствует защите прав работодателей во взаимоотношениях с наёмными работниками с точки зрения возврата вложенных инвестиций. По сути, работодатель, вложивший средства в профессиональную подготовку своих кадров, не застрахован от их потери – работник в любой момент может уволиться по собственному желанию, даже подписав договор об отработке вложенных в его обучение средств.

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели. Те, к кому на предприятия сегодня приходят и завтра придут молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Весьма актуальным мне видится сегодня привлечение к реализации образовательного процесса руководителей профильных предприятий и организаций, заключение договоров о совместной образовательной деятельности. Вот и федеральный закон РФ «Об образовании» — своеобразная «конституция» российского образования – не просто так рассматривает работодателя в качестве участника отношений в сфере образования. Ведь в конечном итоге должны быть определены пути интеграции профессионального образовательного процесса в процесс производственный.

Это — сложная задача, и она требует взвешенного подхода к ее решению со всех сторон. Сегодня уже используются подобные методы работы. Необходимо, чтобы они стали нормой и были подкреплены соответствующими нормативными актами, введением всевозможных преференций для работодателей, принимающих активное участие в развитии и насыщении процесса профессионального образования практическими занятиями с применением современного высокотехнологичного оборудования.

Важно обеспечивать эффективное и результативное выполнение такого требования ФГОС, как привлечение в качестве внешних экспертов представителей профильных предприятий и организаций к промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, к проведению государственной итоговой аттестации.

Уверена, что когда-нибудь наступит время разработки и внедрения системы государственного поощрения предприятий, участвующих в программах, обеспечивающих оплату подготовки обучающихся с гарантированным последующим трудоустройством. Вот тогда – по результатам трудоустройства выпускников — мы сможем практически определить, какие образовательные программы и какие образовательные учреждения востребованы работодателем, отвечают современным экономическим рыночным требованиям и, следовательно, имеют право на существование.

В этом направлении также важен мониторинг отзывов обучающихся об образовательном учреждении и преподавателях, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов поможет образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».

Очень остро сегодня стоит проблема повышения квалификации работающих специалистов. Всем известно, что при нынешнем научно-техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода — год рискует её потерять полностью. Эта проблема особенно актуальна для системы среднего профессионального образования. Большинство образовательных учреждений, особенно государственных, готовящих специалистов среднего звена, просто не владеют современной информационно-технической базой и даже не имеют её в своём арсенале. Как в такой ситуации можно обеспечить качественную подготовку специалистов? Выпускники многих профессиональных образовательных организаций, получив долгожданный диплом по выбранной ими специальности, вынуждены заканчивать ещё несколько профильных коммерческих курсов, чтобы овладеть современными техническими производственными средствами. Действующие профессиональные образовательные программы в большинстве случаев не учитывают современных производственных требований, а продолжают базироваться на фундаментальных науках прошлого уже века.

Коммерческие учебные заведения в этом отношении находятся в более выигрышной ситуации. Самофинансирование позволяет быстро и гибко реагировать на потребности профессионального рынка при грамотном подходе к организации самого образовательного процесса. Государственные образовательные учреждения, связанные бюджетным финансированием и бюрократической системой, подобной свободы и гибкости не имеют, и существенно отстают от требований практики и современного производства.

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования — переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

Список литературы:

  1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2001. № 5. С. 26 – 32.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.

  3. Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность – основа образовательной политики России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 – 5.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *