какая может быть у человека, примеры
Человек, имеющий определенное мнение, касающееся различных ситуаций, несомненно, привлекает к себе внимание. Собственное мнение всегда ценится в обществе. Есть люди, которые не могут определиться с порядком действий, направленным на решение каких-либо жизненных моментов, а есть те, у которых не только четко сформированы мысли по этому поводу, но и присутствует конкретный план действий. Таких называют людьми с активной жизненной позицией. Она может выражаться в различных формах. Это могут быть как действия, так и принципы, определенные установки, мотивы, ориентации и т.д. Как происходит процесс формирования позиции, и какими они бывают, рассматривается ниже в статье.
Жизненная позиция – отношение к жизненным реалиям
Что такое жизненная позиция
Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности. Этим выражением личность показывает свое неравнодушное отношение к событиям, которые случаются в его жизни. Определенная точка зрения на многие обстоятельства значительно облегчает течение жизни и сокращает время, потраченное на решение многих проблем.
Человек, который не определился со своими взглядами, расходует свой потенциал еще и на поиск порядка действий. К тому же такая неопределенность чревата тем, что решение некоторых ситуаций затягивается на годы, и индивид просто не может выйти на новый этап, не преодолев предыдущий. Жизненная позиция – это не всегда устоявшееся отношение. Она может меняться с течением времени, но ее суть, как правило, остается неизменной.
Какие бывают жизненные позиции у человека
Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:
- Активная;
- Пассивная.
Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)
Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:
- Позитивная;
- Негативная.
Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.
Отношение к жизни формируется с детства
Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.
Пассивная жизненная позиция
Пассивная – также делится на несколько видов:
- Безынициативность;
- Инфантильность;
- Разрушительность;
- Импульс.
Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.
Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.
Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений
Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.
Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.
Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию.
Формирование жизненной позиции
Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Индивид получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум. С процессом взросления ребенка взрослеет и способность выбирать себе жизненную позицию самостоятельно. На это могут влиять обстоятельства, межличностное общение, социум и т.д. Дети более восприимчивы к словам взрослых, нежели подростки, поэтому формирование точки зрения вполне может быть навязанной с детства.
Ребенка с активной позицией в школьный период определяют по качеству написания сочинений на различные темы. Такие дети очень хорошо раскрывают любые темы, так как имеют свое мнение на ситуации. Человек, окруженный негативом и пессимистами, не может стать обладателем позитивной жизненной позиции, так как весь оптимизм, заложенный в него с детства, в этом же периоде полностью гасится навязанным пессимизмом. Взрослая самодостаточная личность должна начинать воспитание с себя, только в этом случае дети, которые ее окружают, будут иметь четкие и правильные цели и понятия.
Важно! Есть очень хорошая цитата, автор которой неизвестен: «Дети нас не слышат, дети на нас смотрят».
Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
С самого раннего возраста воспитание играет большую роль в выборе жизненного пути
Как определиться с жизненной позицией
Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:
- Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
- Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
- Характер поведения. Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
- Поиск группы людей с одинаковыми ценностями. Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.
Существует 4 типа жизненных позиций:
- Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
- Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
- Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
- Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.
Позиционный тип: Я плохой, ты хороший
Примеры жизненных позиций
Так как для любого ребенка родители являются самыми мудрыми, зачастую из-за неправильного отношения последних к ситуации формируется неадекватная жизненная позиция маленького человека. Например, если ребенка холят, лелеют и каждый его поступок оправдывают, из него вырастет эгоистичный, самовлюбленный взрослый. Для такой личности будет близка позиция «я хороший, ты плохой».
Другая крайность в воспитании заключается в постоянном осуждении любого поступка ребенка. Такие слова в детстве как: «А я тебе говорила…», «Сам виноват…», приводят к формированию жизненной позиции «я плохой, ты хороший».
Самым важным моментом в выборе жизненной позиции является свобода. Только тот человек, который свободен от навязывания чужого мнения, способен скорректировать свою жизни и направить ее в правильное комфортное русло.
Видео
Жизненная позиция — что это такое, виды, примеры
Жизненная позиция – это определенное внешними рамками и внутренними установками действенное и эмоциональное отношение человека ко всем проявлениям в его жизни. Подобное отношение проявляется сразу на нескольких уровнях – в поступках, мыслях, высказываниях и даже бездействии в определенных моментах. Любая позиция подразумевает не только пассивную демонстрацию своего отношения, но обязательно активное действенное направление по реализации своей позиции.
Формирование жизненной позиции происходит в течение всей жизни, но начинается с детского возраста. Она включает особенности нервно-психической организации, тип мышления, полученные психологические травмы. Кроме этого непосредственное воздействие на жизненную позицию имеет ближайшее окружение (особенно в детском возрасте), поскольку близкие люди формируют ценности, смысловое пространство, цели и планы.
Жизненные позиции человека могут определяться им самостоятельно, в зависимости от планов и необходимых достижений. Во многих вариантах правильно выбранная позиция помогает развитию и более быстрому достижению целей, но предварительно для этого необходимо определиться с наиболее правильной и действенной относительно каждого конкретного человека и его индивидуальных жизненных особенностей.
Что это такое
Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.
Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения психологической зрелости формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.
Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.
Виды жизненных позиций
Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.
Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.
В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.
Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.
Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.
Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.
Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.
Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.
По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.
Примеры
Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.
Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.
Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.
Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.
Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.
Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
виды, характеристика и примеры :: SYL.ru
Почему одни люди богаты и удачливы, а другие бедны и недовольны? Мы часто задаемся таким вопросом. Мол, повезло, нашел свою стезю, или же наследник богатых родителей, или вор, что угодно скажет пессимист. Но сам при этом ничего не делает, чтобы хоть на маленькую ступеньку приблизиться к их успеху. Об этом и многом другом будем говорить в статье.
В чем секрет счастья?
Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.
Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:
- Пассивную жизненную позицию.
- И активную.
Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.
Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.
Особенности активной жизненной позиции
Может быть:
- Негативной.
- И позитивной.
В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.
Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.
Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.
Когда и как она формируется?
Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.
Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.
Поговорим о морали
Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.
Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:
- Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
- Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.
Как определиться с лучшей жизненной позицией?
Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:
- Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
- Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
- Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.
Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.
Как это сделать?
Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:
- Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки. Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
- Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
- Больше читайте полезной информации.
- Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
- Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
- Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
- Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
- Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.
Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.
В прошлый раз мы начали разговор о том, почему не получается изменить жизнь и выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции. Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.
Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.
Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.
Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»
Пассивная и активная жизненная позиция — в чем разница?
Реактивная (пассивная) жизненная позиция характеризуется, как ясно из названия, тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные, но суть в том, что они — лишь реакции на что-то, не зависящее от нас.
Иногда обстоятельства нас устраивает — и мы радуемся и благодарим небеса. Но чаще они нас не устраивают — и тогда мы начинаем ныть и жаловаться или возмущаться и ругаться, то есть реагируем негативно. Так и живем: ждем милости небес, расстраиваемся по причине ее отсутствия и бесконечно оправдываем свои неудачи стечением непреодолимых и неблагоприятных обстоятельств.
Что, как правило, представляют собой наши «планы»? «Я хочу …!», «Если …, то…» ,»Когда …, то …» Мы — заложники этих если и когда, которые зависят не от нас. Если «повезет», конечно, мы достигнем того, чего хотим, но чаще «не везет»… А что мы сами сделали для того, чтобы достичь желаемого? «Хотеть» и «поставить цель и идти к ней» — это очень разные вещи. И разница в том, что тот, кто идет к цели, действует, а не просто хочет, и ныть, что у него что-то «не получается», ему просто некогда. Если не получается — он ищет свои ошибки, исправляет их и идет дальше.
Конечно, и от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание, учитывает их, прокладывая свой маршрут. Источник его цели и начало пути к ней — в нем самом, а в обстоятельствах он видит возможности для реализации своих целей, вырабатывая эффективный план своих действий. Если он попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал (свои ошибки) и думает, как ему из нее выйти.
Многие наши обстоятельства случились с нами не по воле злой судьбы, а потому что они нам зачем-то нужны. Мы их бессознательно выбрали, и они нам даже нравятся. Даже если нам кажется, что нам это не так. Нравится может не само то, что происходит, а неявный бонус, который мы получаем попутно.
Например, мы встряли в деструктивные отношения. Плохо, но зато можно жалеть себя, ныть, истерить, срываться на близких, есть сладкое, пить… — кто во что горазд, а главное, можно ничего не решать и не делать! Ибо что мы можем сделать в таких ужасных обстоятельствах? Вот этот-то комфорт бездействия и безответственности нас часто и привлекает, причем настолько, что мы порой готовы платить за него очень высокую цену…
А как быть с теми несчастьями, которые уж точно никак не связаны с нашим выбором? Да, обстоятельства бывают очень жесткие, и не всегда мы их выбираем. Окружающая реальность по большей части вообще от нас не зависит. Но есть еще и мы сами и наши отношения с реальностью. Проактивный человек ее видит трезво, а цели ставит реально достижимые в имеющихся обстоятельствах. И относится он к этим обстоятельствам совсем по другому — как к возможностям и задачам, а не как к «наказанию» или «злому року». Помните поговорку: «Кто хочет сделать — ищет способа, а кто не хочет — повода»?
Как сформировать активную жизненную позицию?
Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:
- Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше. Разумеется, только то, что реально зависело от нас: наши выборы, решения, чувства, мысли, действия, реакции. За погоду, пробки, поведение и состояние других людей мы ответственности нести не можем.
- Взять на себя ответственность за свое будущее — опять-таки в том, что мы сами строим из своей жизни.
Принятие ответственности — первый шаг к проактивной жизненной позиции. Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается, и еще хуже — человек постоянно путает свою ответственность с чужой, «чувствуя» ответственность за то, что от него никак не зависит и одновременно не отвечая за себя. Предлагаю следующий план для смены пассивной жизненной позиции на активную:
Алгоритм формирования активной жизненной позиции
- Первый пункт самый сложный: найти свою ответственность за свою жизнь. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж / жена, квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? — Например, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты-то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор, который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
- Признать свою ответственность за то, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид жалости к себе, и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно. Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — хорошо прочищает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» или «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
- После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. Слезами горю не поможешь. С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
- Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
- Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. А под них уже можно продумать задачи. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.
Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.
Тут очень могут помочь различные книги и даже тренинги успеха. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции, приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достичь, или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч!
© Надежда Дьяченко
что значит, какие характеристики предполагает
Успешную адаптацию человека в любом социуме характеризует активная жизненная позиция. Принято считать, что личность только тогда социально приспособлена, если осмысленно участвует в общественной жизни, когда человек осознаёт и несёт ответственность за свои поступки, результаты которых соответствуют требованиям и нормам общепринятой морали.
Активная жизненная позиция
Что такое активная жизненная позиция (АЖП)
АЖП – это деятельность человека, вызванная определённой социальной ситуацией. Причём подобные действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. При этом механизм их срабатывания базируется на таких чертах, как:
- идейно-нравственные ориентиры;
- знания и умения в сочетании с принципами и наклонностями.
Сформированная таким образом АЖП является основным регулятором деятельности и поведения личности с социуме.
Важно! Отправная точка для активной жизненной позиции – это детство. Родители, воспитывая, прививают основы социальных норм и отношение к ним. Далее АЖП выстраивается самостоятельно в результате обучения, преодоления различных жизненных и социальных ситуаций.
Значение для общества активных жизненных взглядов выражается в повсеместном пропагандировании АЖП. Такое продвижение предполагает всевозможные поощрения со стороны социальных институтов: награды, грамоты и позитивную информацию о номинантах в средствах массовой информации.
Внимание! Различают две жизненных позиции: активная – направленная на преобразование общества и конформистская (пассивная) – основанная на подчинении обстоятельствам.
Пассивные и активные взгляды на жизнь
Отличия двух позиций
Активная позиция характерна для тех людей, кто не привык довольствоваться малым и плыть по течению жизненной реки. Здоровые амбиции, желание что-то изменить в этом мире и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию отличают активного члена общества от его пассивного представителя.
Определение пассивности в жизни означает то, что у человека нет желания ни самому меняться, ни что-либо менять в лучшую сторону. Так как любые изменения требуют энергетических затрат, то пассивная жизненная позиция основана на экономии сил и жизненной энергии.
Кстати. Основной закон природы – закон сохранения энергии, говорит о том, что она никуда не девается, а просто видоизменяется в другие формы.
Это значит, если человек не будет предпринимать активных действий и вкладывать свои силы в самообразование, преобразование общественных процессов, его энергия будет способствовать снижению потенциала, произрастанию болезней и возникновению всевозможных социальных рисков.
Проявление активных жизненных взглядов
С чего начать формирование АЖП
Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Пионерская организация им В.И. Ленина
С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.
Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов.
К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.
Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».
Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно.
Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.
Основные этапы развития личности
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Интересно. З. Фрейд рассматривал развитие личности как процесс прохождения через психосексуальные стадии.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
- младенчество – от рождения до 1 года;
- раннее детство – от 1 года до 3 лет;
- возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
- возраст школьника – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 19 лет;
- молодость – от 20 до 25 лет;
- зрелость – от 26 до 64 лет;
- старость – от 64 лет до смерти.
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность. Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей.
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания. Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП.
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации.
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Типы активной жизненной позиции личности
Активная социальная позиция бывает двух видов:
- позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
- негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.
Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.
АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.
Видео
Жизненная позиция — Психологос
Жизненная позиция — проявляющееся в мыслях, высказываниях, делах и поступках, общее отношение (целостное, системное) человека к окружающему миру, людям и самому себе. Не просто способность, а готовность действовать определенным образом.
Например, ответственность — это способность нести жизненную нагрузку. Позиция ответственности — это готовность себя этим нагружать.
Примеры жизненных позиций:
«Я там, где я нужен!», «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».
«Я — автор (действующее начало) своей жизни, своих выборов и свои поступков, я отвечаю за то, что я делаю и что со мною происходит». Либо: «События моей жизни определяются разными обстоятельствами. С них — и спрашивайте… А что я могу?»
«Мной движет нечто, я совершенно не представляю, что будет, я в полной темноте и чувствую, словно через меня течет поток воды, течет издалека и утекает вдаль. Я просто водопроницаемый. Сам по себе я ни к чему не причастен, так же как источник не причастен к воде, которая просто течет через него…»
Влияют чаще те, кто находится в активной жизненной позиции, в позиции Ангела, ответственности и Творца. См.→
Защищаются чаще те, кто находится в пассивной жизненной позиции и в позиции Жертвы. Смотри Защита
Жизненные позиции в транзактном анализе
В транзактном анализе жизненные позиции описываются в типологии «О’К Коррал» (Э. Берн, Ф. Эрнст), выделяющую четыре установки отношения к себе и к другим людям: 1) Я – О’К; Ты–О’К; 2) Я – не О’К; Ты – О’К; 3) Я – О’К; Ты – не О’К; 4) Я – не О’К; Ты – не О’К. См.→
Жизненная позиция, личностная позиция, социальная позиция личности
В личностной позиции можно выделить следующие жизненные позиции: изоляцию, Я-центрацию, Я-другой – интеграцию, другой-центрацию, слияние («Педагогическая психология воспитания» — О.В. Лишин).
В социальной позиции можно выделить пять типов жизненной позиции: отчуждение, нарциссизм, эгоизм, гуманизм, альтруизм, конформизм. (Магомед-Эминов М.Ш. «Трансформация личности». М., 1998. С. 400-411).
Формирование жизненной позиции
С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.
Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.
Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.
Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?
Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.
Выбор позиции: Я хороший – Я плохой
Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.
Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.
Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.
Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.
4 основные жизненные позиции
В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.
Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» … и «Каков мир?» … ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.
Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ».
Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ».
Следующий возможный вариант формирования жизненной позиции: ребенок – нарцисс, утопающий в заботах и внимании. Это другая крайность, когда с пеленок прививают мысль об исключительности, сознательно убивая естественное стремление малыша делиться и помогать. Съедай сам – брату хватит, мы приберем – не утруждайся, бабушка справится – не волнуйся … Сохраняя душевный и физический покой нарцисса в первые годы жизни, близкие с годами поражаются, как из этого славного розовощекого златокудрого дитяти мог получиться этот циничный самодовольный паразит.
Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.
Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» «Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ».
Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» «Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.
Когда все ХОРОШО
Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».
Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.
Когда дело ПЛОХО
Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.
Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» — присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.
Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.
Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.
Роли, как и сценарии, распределены заранее
Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.
Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.
Определение: Жизненные позиции относится к определенному поведению по отношению к другим, которое человек изучает на основе определенных предположений, сделанных в самом начале жизни.
Жизненные позиции можно классифицировать следующим образом:
- Я О.К., Вы О.К .: Эта жизненная позиция показывает, что у человека есть несколько О.К. переживает с другими. Это означает, что человек не сталкивался с серьезными проблемами или проблемами с другими в детстве и имел нормальные отношения с ними. Люди с такими жизненными позициями о себе и окружающих могут очень легко решить любую проблему и осознают значение других, находящихся в его жизни. Эта позиция основана на эго взрослого.
- Я О.К., Вы не О.К .: Эта жизненная позиция создается, когда человек слишком сильно игнорируется, когда он был ребенком.Здесь человек считает, что он прав, а все окружающие — неправы. Это люди, которые обладают мятежным детским эго и обвиняют других в том, что с ними не в порядке.
- Я не О.К., вы О.К .: Эта жизненная позиция создается, когда человек чувствует, что другие делают вещи лучше его. Он чувствует себя хуже других и считает, что другие могут делать много вещей, которые он не может сделать сам. Такие люди всегда жалуются на одно или другое и остаются крайне недовольными своей жизнью.
- Я не О.К., вы не О.К .: Этот вид жизненной позиции создается теми, кто не интересуется жизнью. Они чувствуют, что жизнь не стоит того, чтобы жить, и это те, кем родители пренебрегали в детстве и воспитывали слуг. Такие люди совершают самоубийство или убийство, чтобы покончить с собой.
Таким образом, жизненные позиции говорят о том, что человек развивает свою личность, чувство ценности и восприятие других в детстве и верит, что это правда до тех пор, пока какой-либо серьезный опыт не изменит его.
,жизненная позиция — определение — английский
Примеры предложений с «жизненной позицией», память переводов
WikiMatrixThere теперь предварительные эмпирические доказательства, чтобы показать, что, продвигая три компонента счастья Селигмана — положительные эмоции (приятная жизнь), участие ( активная жизнь) и значение (значимая жизнь) — положительная терапия может уменьшить клиническую депрессию. Подход WikiMatrixOne, называемый теорией вовлеченности, изложенный в журнале прикладных исследований в области качества жизни, определяет четыре области оценки качества жизни: экология, экономика, политика и культура. Giga-frenNeed для содействия исследованиям в области реабилитации мышц и MSK с целью значительного улучшения качества жизни, положительных экономических выгод, а также результатов в отношении качества жизни, связанных с психосоциальной и здоровой жизнью. Giga-frenTable 3.1 Факторы, связанные с положительной шкалой взаимоотношений родителей с учениками 10-х классов. Поведение молодежи и удовлетворенность жизнью. Положительно оценили жизнь. Друзья не участвовали в рискованном поведении. Не курили. Не пили. Не пили. Не пили. употреблять марихуану в последние 12 месяцев Не было половых сношений Коэффициент корреляции * 0.50 0,44 0,28 0,25 0,29 0,29 0,30 0,23 WikiMatrix Хотя позитивные психологи не пытаются дать четкое определение хорошей жизни, они должны жить счастливой, заинтересованной и осмысленной жизнью, чтобы испытать «хорошую жизнь». Giga-frenDevelop Интимные отношения и семейная жизнь Позитивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими взрослыми готовят молодежь к интимной и семейной жизни. Giga-fren6.2 Развитие интимных отношений и семейной жизни Позитивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими взрослыми готовят молодежь к интимной и семейной жизни. Гига-франкБолее половины жителей коренных народов, живущих в заповедниках (55%), положительно оценивают качество своей жизни. ГигаФренСоциологи сообщают, что международный опыт позволил мигрантам получить экономические знания и развить управленческие навыки, необходимые для достижения успеха в новых условиях свободного рынка, и призвал многих из них стать предпринимателями. Молодые люди, имеющие опыт иностранной занятости, проявляют более активную жизненную позицию, более высокую самообеспеченность и WikiMatrix. Возможно найти разветвляющийся коралл в жизненной позиции, хотя это довольно редко. WikiMatrixFirst, с примерно тридцатью возможными ходами в типичной реальной позиции, он ожидал, что поиск примерно 109 позиций, связанных с поиском трех ходов вперед для обеих сторон (шесть слоев), займет около шестнадцати минут, даже в «очень оптимистичном» «Дело в том, что шахматный компьютер оценивал миллион позиций каждую секунду. WikiMatrix Каждый из них имеет свои принципы, свою жизненную позицию. Общий день рождения Я решил не становиться старым сварливым человеком.Я хотел прожить остаток своей жизни позитивно и поделиться всей своей мудростью с другими людьми. WikiMatrixВ центре внимания книги — помочь людям понять, как их жизненная позиция влияет на их коммуникации (транзакции) и отношения на практических примерах. WikiMatrix Журнал был основан после Х-кейса и отставки епископа Кейси Голуэйского в 1992 году и с тех пор он поддерживает постоянную позицию в отношении абортов в отношении эвтаназии и экспериментов с эмбрионами, так же как и в случае абортов. UN-2Youth сегодня демонстрирует активную жизненную позицию и готова стать не просто простым потребителем, но и активным человеческим ресурсом, в частности, благодаря участию в международном движении добровольцев. Гига-франц. Хайек сказал: «Образец означает радость жизни, позитивную провокацию и создание нового богатства для общества. Общий полководец Затем он получил должность сенатора на всю жизнь, которую он оставил в 2002 году из-за проблем со здоровьем. WikiMatrixIt сохранил не только броня (остеодермы) в их жизненных позициях, но также и остатки кератиновых оболочек и вышележащей кожи. WikiMatrixНа самом высоком уровне классификации распознаются пять поведенческих режимов: Домихния, жилые структуры, отражающие жизненную позицию организма, который его создал. MultiUnYouth сегодня демонстрирует активную жизненную позицию и готов стать не просто обычным потребителем, но и активным человеческим ресурсом, в частности, благодаря участию в международном волонтерском движении. Спрингер На основании следующих символов делается вывод, что аммоноиды были неспособны эффективного плавания с помощью реактивного двигателя: (1) мышцы ретрактора были слабо развиты; (2) жизненная позиция была нестабильной и сильно изменчивой; и (3) у животных с вентральной апертурной трибуной, вероятно, гипоном отсутствовал. WikiMatrixПри задержании Мария Масленко рассказала своим сокамерникам о своей жизненной позиции: «Чтобы добиться того, чего вы хотите, вам не нужно писать жалобы, а относиться ко всем как к друзьям.Показ страницы 1. Найдено 13998 предложений, соответствующих фразе« жизненная позиция » «.Найдено за 48 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.
.жизненная позиция — определение — английский
Примеры предложений с «жизненной позицией», память переводов
WikiMatrixThere теперь предварительные эмпирические доказательства, чтобы показать, что, продвигая три компонента счастья Селигмана — положительные эмоции (приятная жизнь), участие ( активная жизнь) и значение (значимая жизнь) — положительная терапия может уменьшить клиническую депрессию. Подход WikiMatrixOne, называемый теорией вовлеченности, изложенный в журнале прикладных исследований в области качества жизни, определяет четыре области оценки качества жизни: экология, экономика, политика и культура. Giga-frenNeed для содействия исследованиям в области реабилитации мышц и MSK с целью значительного улучшения качества жизни, положительных экономических выгод, а также результатов в отношении качества жизни, связанных с психосоциальной и здоровой жизнью. Giga-frenTable 3.1 Факторы, связанные с положительной шкалой взаимоотношений родителей с учениками 10-х классов. Поведение молодежи и удовлетворенность жизнью. Положительно оценили жизнь. Друзья не участвовали в рискованном поведении. Не курили. Не пили. Не пили. Не пили. употреблять марихуану в последние 12 месяцев Не было половых сношений Коэффициент корреляции * 0.50 0,44 0,28 0,25 0,29 0,29 0,30 0,23 WikiMatrix Хотя позитивные психологи не пытаются дать четкое определение хорошей жизни, они должны жить счастливой, заинтересованной и осмысленной жизнью, чтобы испытать «хорошую жизнь». Giga-frenDevelop Интимные отношения и семейная жизнь Позитивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими взрослыми готовят молодежь к интимной и семейной жизни. Giga-fren6.2 Развитие интимных отношений и семейной жизни Позитивные отношения со сверстниками, членами семьи и другими взрослыми готовят молодежь к интимной и семейной жизни. Гига-франкБолее половины жителей коренных народов, живущих в заповедниках (55%), положительно оценивают качество своей жизни. ГигаФренСоциологи сообщают, что международный опыт позволил мигрантам получить экономические знания и развить управленческие навыки, необходимые для достижения успеха в новых условиях свободного рынка, и призвал многих из них стать предпринимателями. Молодые люди, имеющие опыт иностранной занятости, проявляют более активную жизненную позицию, более высокую самообеспеченность и WikiMatrix. Возможно найти разветвляющийся коралл в жизненной позиции, хотя это довольно редко. WikiMatrixFirst, с примерно тридцатью возможными ходами в типичной реальной позиции, он ожидал, что поиск примерно 109 позиций, связанных с поиском трех ходов вперед для обеих сторон (шесть слоев), займет около шестнадцати минут, даже в «очень оптимистичном» «Дело в том, что шахматный компьютер оценивал миллион позиций каждую секунду. WikiMatrix Каждый из них имеет свои принципы, свою жизненную позицию. Общий день рождения Я решил не становиться старым сварливым человеком.Я хотел прожить остаток своей жизни позитивно и поделиться всей своей мудростью с другими людьми. WikiMatrixВ центре внимания книги — помочь людям понять, как их жизненная позиция влияет на их коммуникации (транзакции) и отношения на практических примерах. WikiMatrix Журнал был основан после Х-кейса и отставки епископа Кейси Голуэйского в 1992 году и с тех пор он поддерживает постоянную позицию в отношении абортов в отношении эвтаназии и экспериментов с эмбрионами, так же как и в случае абортов. UN-2Youth сегодня демонстрирует активную жизненную позицию и готова стать не просто простым потребителем, но и активным человеческим ресурсом, в частности, благодаря участию в международном движении добровольцев. Гига-франц. Хайек сказал: «Образец означает радость жизни, позитивную провокацию и создание нового богатства для общества. Общий полководец Затем он получил должность сенатора на всю жизнь, которую он оставил в 2002 году из-за проблем со здоровьем. WikiMatrixIt сохранил не только броня (остеодермы) в их жизненных позициях, но также и остатки кератиновых оболочек и вышележащей кожи. WikiMatrixНа самом высоком уровне классификации распознаются пять поведенческих режимов: Домихния, жилые структуры, отражающие жизненную позицию организма, который его создал. MultiUnYouth сегодня демонстрирует активную жизненную позицию и готов стать не просто обычным потребителем, но и активным человеческим ресурсом, в частности, благодаря участию в международном волонтерском движении. Спрингер На основании следующих символов делается вывод, что аммоноиды были неспособны эффективного плавания с помощью реактивного двигателя: (1) мышцы ретрактора были слабо развиты; (2) жизненная позиция была нестабильной и сильно изменчивой; и (3) у животных с вентральной апертурной трибуной, вероятно, гипоном отсутствовал. WikiMatrixПри задержании Мария Масленко рассказала своим сокамерникам о своей жизненной позиции: «Чтобы добиться того, чего вы хотите, вам не нужно писать жалобы, а относиться ко всем как к друзьям.Показ страницы 1. Найдено 13998 предложений, соответствующих фразе« жизненная позиция » «.Найдено за 53 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.
.Ваша жизненная позиция
Если вам интересно больше узнать об идеях, представленных в статье ниже, я предлагаю прочитать «Не просто сидеть там: переход на постоянную и динамичную рабочую станцию для здоровья всего тела». Если вам нужна инструкция по движению с помощью видео, начните с нашего ежедневного мультивитамина.
Хороший вопрос в моей Задать Кэти сегодня:
«Рабочие места стоя, безусловно, хорошая идея, и я создал ее для себя.Но что слишком много стоит? Все мы знаем, что люди, чья работа требует постоянного положения, такие как серверы ресторанов и фабричные рабочие, часто страдают от варикозного расширения вен. Есть ли здесь какой-то баланс? »
Это отличный вопрос.
Итак, у нас есть ситуация, когда постоянно сидя, создает болезнь, а постоянно стоя, создает болезнь. Ты видишь тему? Хотя исследования и средства массовой информации, вероятно, собираются пропустить лодку на этом, проблема не в сидячем (или стоящем, в этом отношении), а в постоянном и непрерывном использовании одной позиции .Даже этот вопрос попахивает кем-то с точки зрения Северной Америки и Европы. Как будто сидеть плохо, а стоять плохо, единственный оставшийся вариант должен быть лежа . Как будто есть только три варианта того, как вы располагаете свое тело. Как будто нет тысяч различных способов позиционирования тела.
Хотите верьте, хотите нет, но позы, в которые вы можете получить свое тело, были изучены посредством наблюдения. В нашей культуре использование стульев и туалетов, наша вера в то, что наша поза означает для других (представьте себе женщин, которые скрещивают ноги и приспосабливают головы к себе, или мужчин, которые высовывают свои сундуки и сгибают локти, чтобы передать авторитет), и даже нашей одежде (жесткие туфли, узкие женские юбки и т. д.) все это привело к самоиндуцированной жесткости соединения . Все движения, которые вы никогда не делали, — это движения, которые бы приводили в тонус мышцы, поддерживали влажность и эластичность соединительной ткани и равномерно распределяли кислород крови по по всем участкам тела. Вместо этого у нас есть огромные куски неиспользованных мышц, соскребание костей в суставах и усиление трения (вызывающего остеоартрит), и мы постоянно лечимся, чтобы жить в нашей физической агонии. Все это звучит довольно удручающе, я знаю, но совершенно потрясающая, супер-крутая и захватывающая вещь — это , она может отличаться, когда вы будете готовы к .
Еще одна удивительная вещь, хотя мне может показаться, что я единственный, кто говорит такие странные вещи, на самом деле есть другие люди, которые исследовали это в течение последних ста лет. Большая разница между тогда и сейчас заключалась в том, что 1) не было Интернета, что, должно быть, очень затрудняло коллективное понимание идей, и 2) существует широкий спектр предметов, которые охватывает «хорошее образование». Большинство людей, наблюдающих за очень реальным явлением культурных постуральных привычек и привычного использования тела (физические антропологи), и люди, отвечающие за санитарное просвещение и выписывание рецептов (медицинское сообщество), — это две совершенно разные науки.Они даже не разговаривают друг с другом, даже на вечеринках. Но я надеюсь, что мое образование в области биомеханики человеческого движения и болезни в сочетании с моими потрясающими навыками набора текста и интернетом Эла Гора поможет. Как эта информация когда-нибудь попадет к вам, людям? Я думаю, один блог за раз.
В одной очень крутой журнальной статье 1955 года сообщается о находках профессора физической антропологии Гордона У. Хьюза, Всемирное распределение некоторых постуральных привычек .Это удивительное чтиво, и если вы хотите получить больше, чем я, вы можете получить его здесь: http://www.jstor.org/pss/666393
Как знают многие антропологи, то, как мы двигаемся, в основном является результатом нашего культурного наследия и имеет очень мало общего с генетикой. Одежда, местность, температура, пол, класс и страх — это лишь некоторые из многих факторов, которые влияют на то, как мы регулируем наши суставы, сидя и стоя. Хьюз сообщил о примерно 100 позах в мире, и я опубликовал это изображение из исследования, чтобы вы, возможно, поняли, почему наше здоровье и обмен веществ в западных суставах (которые зависят от длины мышц) являются самыми бедными в мире.
Итак, нам нужно думать больше. Существует больше, чем просто сидеть и стоять. Создайте десять разных вариантов каждого! Если у вас есть постоянная рабочая станция, стойте несколько разных способов каждый час. Когда вы сидите, сидите несколько разных способов каждый час. Откройте свой разум и откройте свои суставы! Когда вы вернетесь домой, не вставайте с кресел и опробуйте многие из этих мирских вариантов. (Примечание: если у вас нет копья, метла может сработать …) Обведите тех, кого вы не можете поддерживать дольше пяти минут, и сделайте заметку, чтобы практиковать эту позу в начале и в конце упражнения сессия.И, родители, не настаивайте, чтобы дети сидели так же, как мы, более жесткие люди, и позволяли им исследовать другие варианты. И присоединяйтесь к ним! Они могут научить вас чему-то естественному движению.
Кроме того, если вы проводите занятия йогой / растяжкой, проходя примерно 20 или более из этих поз, знайте, что хотя этот цикл полезен, возвращение в сидячее положение в другие 6-10 часов дня снижает ваше здоровье только на тем же. Отрегулируйте, как вы сидите, как можно чаще для реальных, глубоких и клеточных изменений.
Хьюз завершает свое исследование:
Физиологи, анатомы и ортопеды, не говоря уже о специалистах по физическому воспитанию, исчерпывающе рассмотрели некоторые «идеальные» позы — главным образом довольно жесткую позицию внимания, которую любят мастера по бурению, а также привычки студентов или стенографистов сидеть за партами. , Английский постуральный словарь посредственный — факт, который сам по себе мешает нам думать о позе. Совсем наоборот верно в отношении языков Индии, где система йоги разработала сложную постуральную терминологию и обоснование, возможно, самое богатое в мире. В заключение я хотел бы подчеркнуть недостатки нашей научной озабоченности постуральным поведением, многие из которых возникают просто из-за слишком распространенного пренебрежения (неантропологами) межкультурных данных.
Я согласен.
,