Роль и место знания в системе ценностей человека и общества: Роль и место знания в системе ценностей человека и общества

Роль и место знания в системе ценностей человека и общества

 

Реферат

на тему

«Роль и место знания в системе ценностей человека и общества»

 

 

 

План

Введение

Система ценностей человека и общества.

Роль знания в системе ценностей.

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

 

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Для некоторых знания – это способ обрести власть, метод получения признания в определенных слоях общества, а для других – они становятся смыслом жизни.

Знания делают человека сильнее и привлекательнее. Лидерами становятся не те  у кого  огромная харизма, а те люди, которые способны показать и доказать свои знания в жизни.

Без них, если подумать, человек будет бояться всего, что ему не ведомо.

По сути знания – это то, что невозможно отнять, некий капитал любого человека, который не поддается изъятию, но его несложно контролировать и накапливать. Если к получению навыков и знаний подойти с умом. Так как разрозненность и обобщенность делают их обычным грузом, а не легкой ношей, которая способна вести к успеху и переменам в жизни. Скука, унылость, однообразие, которое так часто встречается – удел людей, которые не стремятся заняться саморазвитием и не понимают того, как важны знания и их количество, актуальность в жизни каждого человека.

В своей работе на тему «Роль знания в системе ценностей человека и общества» я хочу рассказать не только о роли знания, но и  попробую  раскрыть понятие «система ценностей».

 

 

Система ценностей человека и общества

Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности.

Ценность представляет собой то, чего у человека нет, и в чём он нуждается. Тем самым потребности и ценности рассматриваются как две стороны одной медали. Вместе с тем ценности признаются стоящими над всем, то есть в качестве высшего слоя устремлений.

Особенность ценностей заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

 

Ценность имеет положительное, верховное значение. Она является условием полноценного бытия объекта. В ценностях материализуются наиболее дефицитное богатство, блага. Поэтому ценности представляют собой цель, к которой стремятся люди, поскольку они связаны с удовлетворением потребностей людей. Если потребность есть побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вне человека. Тем самым ценности становятся мощными побудительными мотивами деятельности.

 Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными.

Любой индивид имеет свою систему ценностей — т. е. представление о значении для него этих явлений и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индивидуальны, а, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении.

Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность.

Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

Ненасущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом.

Первой и основной ценностью является человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Понятие ценности человека универсальное, определяется его мыслями и поступками.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества. Они являются высшими в системе ценностей. Моральные ценности – соотношение добра и зла.

В истории человечества было несколько сменяющихся установок, отражающих системы ценностей: гедонизм (наслаждение как высшее благо; Аристрипп, Эпикур, Гоббс, Локк), аскетизм (идеал как отречение от наслаждений; Диоген), утилитаризм (вся ценность и нравственность в пользе) и т.д. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего интереса человек переживает высшее духовное наслаждение от созерцания гармонии и красоты.

Помимо этого особое место занимает представление о правде и справедливости. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция, и идеологические установки которого дискредитируются.

Итак, система ценностей, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

 

Роль знания в системе ценностей.

Какое бы место ни занимал человек в обществе, будь он рабочий или инженер, учитель или президент крупной компании, знания ему нужны на протяжении всей жизни. В наше время, время высоких технологий, нельзя в буквальном смысле слова пошевелить и пальцем без элементарных знаний и навыков. Время заставляет нас… не терять времени! А стремительно усваивать льющуюся нескончаемым потоком информацию, а иногда просто приспосабливаться к тем изменениям, которые происходят в нашей повседневной жизни каждый год. Чтобы чувствовать себя полноценным современным человеком, надо разбираться в компьютерах, уметь обращаться с мобильным телефоном, правильно настроить стиральную машину. Казалось бы, как просто! А ведь не каждому это удаётся. Люди старшего поколения уже испытывают беспомощность перед этими новоявленными «монстрами». Поэтому так важно быть готовым в любой момент воспринять новое знание, быть готовым учиться. Как говорили наши мудрые предки, «не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Трудно представить себе современного человека, который не смог бы посчитать сдачу в магазине, прочесть надпись на стенде или не знал бы ничего, например, об А. С. Пушкине. Вся наша жизнь – непрерывное практическое занятие, основой которой служат приобретенные ранее знания. Знания мы применяем везде и всегда, от приготовления обеда до защиты научной работы. И от качества наших знаний во многом зависит качество нашей жизни.

Чтобы элементарно не сжечь тонкую синтетическую ткань, необходимо знать, до какой температуры можно нагревать утюг. Чтобы не разориться, вложив деньги в какое-то предприятие, нужно знать о его финансовом состоянии, разбираться в экономике. Чтобы быть приятным собеседником и не обидеть человека неосторожным словом, нужно знать психологию человека и правила этикета.

Знания по гуманитарным и техническим наукам, полученные в школе, — залог продолжения обучения в вузах, получения желаемой профессии, нормальной зарплаты. Каждое предприятие ценит сотрудника, который кроме того, что является хорошим специалистом, обладает глубокими познаниями в разных сферах, широким кругозором, способностью находить общий язык с людьми.

В быту также необходимы различные знания – о свойствах веществ, правилах эксплуатации разных приборов, принципах поведения в чрезвычайных ситуациях, о гигиене и так далее.

Кроме того, знания обогащают наш мир, открывают перед нами новые горизонты, совершенствуют наше самосознание. Когда мы учимся, мы развиваемся, становимся опытнее, мудрее, по-новому воспринимаем вещи вокруг. А учимся мы всегда – каждую минуту жизни, не только по книгам и учебникам. Каждая пережитая нами ситуация, каждый встретившийся человек несут нам новые знания о мире.

Знания нужны человеку для ориентации в окружающем мире. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности – мировоззренческую проблему.

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Знания необходимы человеку для, объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил.

Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.

Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанным на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением.

Знание – это всегда информация, но не всякая информация – знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов.

 

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу.

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Эта роль стала возрастать во второй половине ХХ века, принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло свое теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала и другие. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства – информационного общества – принципиально изменяют роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии.

Знание занимает особое «почетное» место  в системе ценностей человека и общества. Знание — это истина и свет. Невежество — это заблуждение и мрак. Применение знаний является плодом знаний, его опорой и конечной целью. Необходимо, получающим знания и их применение, чтобы они приносили пользу, а не вред. Не применяющий свои знания подобен тому, кто нашел клад, но не смог воспользоваться его богатством

«Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Тема статьи: «Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.»

Введение

Нет силы более могучей, чем

знание; человек, вооруженный

знанием, — непобедим.

М. Горький

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом? Над этим вопросом действительно стоит задуматься. Мне кажется, что знания являются достаточно субъективным понятием каждого из нас. Допустим, один человек видит знание в финансовом благополучии, другой человек представляет знание как наличие духовного мира, другой же человек ассоциирует знание с истиной человеческой. Но, несмотря на то, что отношение каждого человека к знанию различно, неизменным является одно – оно является неотделимой составляющей ценностей человека, его духовного богатства и общества в целом. Как мне кажется, знание является еще своеобразным мостом к владению информацией.

То есть развитие понятия знание и его роль в системе ценностей общества и человека зародилось сравнительно недавно. Актуальность моего исследования определяется сложностью и противоречивостью рассматриваемых отношений.

Цель данной работы:

– изучить роль и рассмотреть место знания в системе ценностей человека и общества.

Для реализации данной цели нужно выполнить ряд задач:

— Рассмотреть понятия «ценности», «знание»;

— Изучить сущность взаимосвязи понятий «знание» и «образование»;

— Определить, что представляет собой знание как ценностная категория, и какова его роль в настоящее время;

— Выявить некоторые проблемы в приобретении знаний в современном обществе и пути выхода из сложившихся проблем.

Сущность и взаимосвязь понятий «ценности» и «знания»

Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба — это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности.

Брайан Трейси

Многие социологи полагают, ценности составляют, так называемый, компонент культуры. Ценности представляют собой определенные общепринятые убеждения касаемо целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. У каждой культуры свои ценности, например, у какой-то культуры отдается предпочтение героизму, в другой культуре творчеству, в другой же культуре общению с Богом. Ценности всегда формируются под воздействием убеждений и верований человека. Убеждения и верования – представляют собой комплекс субъективно-личностного отношения человека к объектам и теориям.

Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы, и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.
В основе убеждения и веры всегда лежит знание. Именно знание может придать убеждению и вере какой-либо смысл. Знание представляет собой какие-либо правдивые сведения о чем-либо, либо научные сведения. Знания являются результатом познавательной деятельности, осуществляемой людьми в обществе.

 Ценности и знание тесно взаимосвязаны. Они взаимно влияют друг на друга. Именно знание является ценностной категорией. Знания играют огромную роль в жизни любого человека. Они формируют у него мотив к действию, заставляют добиваться определенной цели. Существует достаточно большое количество примеров, тяга к знаниям, направляла человека на поступки. Так, например, вспомним М.В. Ломоносова, который ради того, чтобы иметь возможность учиться, прошел много сотен километров в Москву, что вызывает удивление и похвалу и сейчас. Вообще, люди в разные исторические эпохи понимали ценность знания по-разному.

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И этот труд бывает вознагражден.

Социологическая характеристика знания в системе ценностей человека и общества

«Золото добывают из земли, а знания из книг»

Так для чего же нужны человеку знания?

В современном мире знания прежде всего нужны, чтобы получить престижную профессию и возможность заниматься любимым делом. Интересно общаться с человеком всесторонне развитым. Стремление находиться в обществе людей эрудированных, начитанных, владеющих информацией, не вызывает сомнений. Ведь не зря существует поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Знания делают человека властелином, они — огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей — страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо — знание. За это он был награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человеку, не имеющему сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, никакой багаж знаний не будет иметь ценность.

Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме. 
Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету!» 
Знания представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития. 
Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса. 

 Образованный человек. Каков он?

«Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Знание само по себе – сила!
Френсис Бэкон

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

 Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

Что очень важно, традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования.

    Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

  Я глубоко убеждена, что гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей, и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

    Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет  не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения, достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

    Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

Заключение

Каждый из нас жаждет стать умным и образованным человеком. В наш стремительный век компьютеризации, век научно-технического прогресса, всесторонние знания необходимы каждому из нас на протяжении всей жизни. И этот багаж должен быть неисчерпаемым.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают, что их жизненный путь будет похож. Один человек может остановиться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования многих людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопустимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Обладание знаниями дает огромную свободу – свободу на всех уровнях. Чем больше знаешь, тем меньше зависишь, от того, чего не знаешь. А как приятно дарить людям свободу. Может ли быть счастлив ученый или философ, уединившийся в своей лаборатории, читающий книги и проводящий опыты, но при этом, абсолютно равнодушный к чувствам и потребностям окружающих? Может ли быть счастливым человек, интересующийся только своим познанием, ставящий его выше любви, сочувствия и долга? Возможно, на какое-то время. Но, упорствуя в абсолютной ценности знания, такой умник рано или поздно превратиться в «злого гения», готового переступить через все ради нового знания – знания для себя. И все это в ущерб своему же физическому телу, своим же эмоциям, своим высшим чувствам.

Самопознание как абсолютная самоцель – бессмысленно, ведь невозможно познать себя вне познания других людей, вне познания мира в целом. Человек – результат огромного количества причинно-следственных связей не только с собой, но с другими людьми, с другими объектами, с Природой, с Единым Целым, с Богом. Нельзя познать связи человека, не познавая связи объектов, его окружающих.

  Познание одновременно является одной из важнейших целей жизни человека, так как это необходимое средство для достижения любых других его целей. Все виды познания – необходимая составляющая смысла существования человека, условия реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Кроме познания человек стремится к гармонии, любви и совершенству. Человек не может отказаться от удовлетворения этих желаний, и для этого ему снова необходимо познание — познание себя самого, познание всей Природы и того, что их объединяет.

Изучив сущность понятия знание, ценности, их взаимосвязь и взаимодействие, хочется сделать следующий вывод: Знание является только частью ценностей, его некой категорией. С помощью знания человек формирует жизненные цели, ставит их и добивается, тем самым мотивируя себя к определенным действиям.

Список используемой литературы

  1. Бодина Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования. // «Воспитание школьников. – 1997. — № 4.

  2. Ионин Л. Социология культуры. — М., 1996.

  3. Интернет ресурсы: http://www.smysly.ru/pages/395

  4. http://www.openclass.ru/node/25757

  5. http://merzha.com.ua/samorazvitie/znaniya-v-zhizni-cheloveka.html

  6. Поппер К. Логика исследования (Logikder Forschung, в рус.переводе «Логика и рост научного знания»), — 1935. –562 с.;

  7. Спиридонова В. А. Проблема ценностей в социологии: историко-теоретический аспект: автореферат./ В.А.Спиридонова.–СПб., 2004. –121 с.; 

  8. Филатов В.А. Роль знания в жизни человека. /–М., 2011. –с. 32

Понимание ценностей и их роли в жизни человека

Можно спроектировать нашу жизнь с помощью системы ценностей.

Что такое ценности?
Человеческие ценности важнее всего в жизни — настолько важны, что люди готовы и должны быть готовы пожертвовать почти всем, чтобы жить в соответствии со своими ценностями. Честность, порядочность, любовь и счастье — вот некоторые из конечных ценностей или целевых ценностей, которые люди стремятся достичь, практиковать и жить с ними. С другой стороны, такие ценности, как здоровье, деньги, слава, статус, интеллект и т. д., являются ценностями-средствами или ценностями пути, которые помогают достичь конечных ценностей. Конечные значения и средние значения также известны как терминальные значения и инструментальные значения соответственно. В то время как конечные значения постоянны и направляют нас к достижению целей более высокого порядка, средние значения носят временный характер и помогают нам достигать целей сравнительно более низкого порядка.

Как формируются значения?

RG Ratnawat

Система человеческих ценностей включает в себя оба набора ценностей — терминальные и инструментальные — которые развиваются и укрепляются культурой, в которой они растут, с одной стороны, и окружающей средой — с другой. Социализация от родителей, религиозных институтов, друзей, личного опыта и общества способствует формированию ценностей у людей. На индивидуальные ценности влияет наша система убеждений, преобладающие социальные системы и, в некоторой степени, социально-экономические условия. Терминальные ценности формируются годами, тогда как инструментальные ценности определяются ситуациями.

Почему важно знать о ценностях?
Знание наших ценностей помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем, и, соответственно, оставаться на правильном пути и жить последовательной жизнью. Все наши действия и решения зависят от наших ценностей. Энтони Робинс в своей книге под названием «Пробудите в себе великана» утверждает, что ценности определяют наши решения и, следовательно, нашу судьбу. Те, кто знают свои ценности и живут по ним, становятся лидерами нашего общества. Знание наших ценностей помогает нам определять наши жизненные цели, поскольку мы знаем, что является наиболее важным для нас сегодня и на постоянной основе. Ценности так же важны, как и компетенции для достижения наших целей. Знание ценностей других одинаково важно для понимания их поведения и причин, стоящих за ним. Мы также можем понять их решения, поняв их ценности. В то время как терминальные ценности дают нам чувство удовлетворения, богатства и вознаграждения, инструментальные или временные ценности дают нам направление для достижения наших жизненных целей, придерживаясь терминальных ценностей.

Как определить наши ценности?
Самый простой способ определить свои ценности и ценности других людей — составить список того, что для нас наиболее важно как в личном, так и в профессиональном плане. Затем их можно разделить на терминальные ценности и инструментальные ценности. Стоит периодически повторять это упражнение, так как инструментальные значения постоянно меняются. Лучшее время для пересмотра наших ценностей — это время, когда мы пересматриваем наши цели.

Возможно ли формирование/изменение значений? Если да, то как?
Да, можно определить набор значений, особенно терминальных значений, и жить с ними. Единственное, что ему нужно, — это твердая приверженность нашим целям и действиям, направленным на достижение этих целей. Жить с постоянными ценностями означает следовать этим ценностям в любой степени, не беспокоясь о последствиях. Если говорить правду — наша ценность, и, говоря правду, мы навлекаем неприятности, пусть будет так. Процесс принятия ценностей включает в себя движение к этим ценностям. Точно так же важно определить ценности, которыми мы руководствуемся при отказе от переживаний, которых хотим избежать. Этот процесс в основном заключается в отходе от нежелательных значений или изменении нежелательных значений.

Уместны ли ценности на рабочем месте?
Да, ясность в отношении наших ценностей полезна на любом этапе жизни, включая трудовую жизнь, поскольку ценности определяют наши действия и поведение, которые определяют нашу судьбу. Если у вас есть набор ценностей, ваши шансы получить работу, особенно в организациях, которые ценят ваши ценности, становятся высокими. Ценности человека являются хорошим показателем его/ее поведения на рабочем месте. Следовательно, организации, безусловно, предпочли бы кандидата с четким представлением о своих ценностях в дополнение к требуемым компетенциям. На работе ваши ценности определяют ваше поведение, что в конечном итоге со временем формирует ваш бренд.

Ценности особенно помогают нам принимать решения, когда мы сталкиваемся с дилеммой. Нам просто нужно спросить себя: «Что для нас важно в данной ситуации?», другими словами, в чем наша ценность?

Однако существует разрыв между ценностями и повседневным поведением людей в реальном мире. Большинство людей, вероятно, будут следовать своим ценностям изо дня в день, если им напоминают о них. Поэтому организациям необходимо периодически напоминать сотрудникам об организационных и индивидуальных ценностях посредством соответствующих мероприятий и программ.

Итоговое слово: Поскольку ценности так же важны, как и компетенции, стоит упомянуть наши ценности в нашем резюме. Организации могут упомянуть «ожидаемые значения» в описании работы или профиле компетенции, чтобы обеспечить принятие более эффективных решений о найме.

(Автор – директор бизнес-школы ITM-SIA).

  • БИРКИ
  • РГ Ратнават

Предыдущая статьяНаем в автомобильном секторе в этом году вырастет на 8–12%: исследование PeopleStrong

Следующая статьяАкция IBM «Call for Code» для поощрения внутренних и внешних талантов в области кодирования для общественных целей

ПОЛУЧАЙТЕ HRKatha В СВОЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК КАЖДОЕ УТРО!

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЕЖЕДНЕВНУЮ РАССЫЛКУ

Имя

Эл. адрес *

Coaching and TrainingPOWERED BY 

GLOBAL HR NEWS

Последние новости

SpiceJet повышает зарплаты пилотов

SpiceJet будет платить своим капитанам 7 лакхов за 80 часов налета в месяц. Это повышение, о котором объявила авиакомпания…

LinkedIn ликвидирует 6 000 000 аккаунтов подделок, спама и ботов

LinkedIn, профессиональный сетевой сайт, обнаружил и удалил более шести миллионов поддельных профилей людей, которые утверждали, что работают в Apple. А…

ДИАЛОГ

«Быть ​​добрым ко всем — значит быть несправедливым по отношению к исполнителям», — Мэтью Джоб, генеральный директор Crompton

В. В наше время, что является более сложным для такого генерального директора, как вы, — прибыль и рост бизнеса, таланты и люди, диверсификация, соответствие требованиям или управление. ..

Человек и общество

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 5. О человеке и быть человеком Следующий

Человек и группа. Проблема человека не может быть решена научно без ясное изложение отношений между человеком и обществом, как видно в первичном коллективе — семье, игре или группа инструкций, производственная команда и другие виды формальная или неформальная общность. В семье личность отказывается от некоторых своих особенностей, чтобы стать членом целый. Жизнь семьи связана с разделением труда в зависимости от пола и возраста, выполнение хозяйство, взаимопомощь в быту, интимное Жизнь человек и жена, продолжение рода, воспитание детей, а также различные нравственные, правовые и психологические отношения. Семья – это решающий инструмент развития личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, впитывает ее ценности и нормы поведения, образ мыслей, язык и определенные ценностные ориентации. это первично группа, которая несет большую ответственность перед обществом. Его прежде всего долг перед социальной группой, перед обществом и человечество. Через группу ребенок, по мере взросления, входит в общество. Отсюда решающая роль группы. влияние одного человека на другого, как правило, чрезвычайно ограничено; коллектив в целом является основным воспитательным сила. Здесь очень важны психологические факторы. Это важно, чтобы человек чувствовал себя частью группы по собственному желанию, и что группа должна добровольно принять его, примите его личность.

Каждый выполняет определенные функции в группе. Взять для Например, производственная группа. Здесь люди объединились другими интересами, а также интересами производства; Oни обмен определенными политическими, нравственными, эстетическими, научными и другие значения. Группа генерирует общественное мнение, обостряет и полирует ум и формирует характер и будут. Через группу человек поднимается на уровень личность, сознательный субъект исторического творчества. группа является первым формирователем личности, а группа сама формируется обществом.

Единство человека и общества. У человека весь интеллектуальный склад носит явный отпечаток жизни общества в целом. Вся его практическая деятельность индивидуальные проявления исторически сложившаяся социальная практика человечества. орудия, которые он использует, имеют в своей форме эволюционировавшую функцию обществом, которое предопределяет способы их использования. Когда Приступая к любой работе, мы все должны учитывать то, что уже достигнуто до нас.

Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием его связей с социальным целом, степень, в которой различные сферы жизни общества были ассимилированы и преломлены в его сознания и деятельности. Именно поэтому уровень индивидуальное развитие является показателем уровня развития общества и наоборот. Но человек не растворяется в обществе. Он сохраняет свою уникальную и независимой индивидуальностью и вносит свой вклад в социальное целое: как само общество формирует людей, так и люди формируют общество.

Человек является звеном в цепи поколений. Его дела регулирует не только он сам, но и социальные стандарты, коллективным разумом или умом. Верно признаком индивидуальности является степень, в которой определенный человек в определенных конкретно-исторических условиях имеет впитал в себя сущность общества, в котором живет.

Рассмотрим, например, следующий исторический факт. Кто или кем был бы Наполеон Бонапарт, если бы не было Французская революция? Это сложно или даже невозможно чтобы ответить на этот вопрос. Но одно довольно ясно — он никогда не стал бы великим генерал и уж точно не император. Он сам был хорошо осведомлен о его долг И в склонность его лет говорила: «Моя сын не может заменить меня. Я не мог заменить себя. я я существо обстоятельства»[1]. Давно признано, что великие эпохи рождают большой люди. Какие трибуны народа были подняты приливом событий Французской революции — Мирабо, Марат, Робеспьер, Дантон. Какой молодой, иногда даже молодой таланты, дремлющие в народе, были подняты к высотам революционного, военного и организационного деятельность Великой Октябрьской социалистической революции.

Иногда говорят, что общество воспитывает человека как река несет лодку. Это приятное сравнение, но не точный. Человек не плывет по течению; он сама бурно текущая река. События общественной жизни делают не возникают сами по себе; они сделаны. Великий и маленькие дорожки законов истории проложены человеческими усилиями и часто за счет человеческой крови. Законы истории не начертаны заранее сверхчеловеческими силами; они сделаны людьми, которые затем подчиняются их авторитету как чему-то что выше личности.

Ключ к тайнам человеческой природы можно найти в общество. Общество есть человек в его социальных отношениях, и каждый человек есть индивидуальное воплощение социальной отношения, продукт не только существующей общественной системы но всей мировой истории. Он впитывает то, что было накоплено веками и передавались через традиции. Современный человек несет в себе все века истории и все свое также индивидуальный возраст. Его личность представляет собой концентрацию различные слои культуры. На него повлияли не только современные средствами массовой информации, но и произведениями всех времен и всех нация. Он живая память истории, средоточие всех богатство знаний, умений, навыков и мудрости, накапливались веками.

Человек – это некий сверхплотный живой атом в системе социальная реальность. Он представляет собой концентрацию активно творческих Принцип в этой системе. Через мириады видимых и невидимые порывы плод творческой мысли людей в прошлое продолжает питать его и через него современная культура.

Иногда отношения между человеком и обществом интерпретируются таким образом, что последнее кажется чем-то, что идет вокруг человека, то, во что он погружен. Но это в корне неверный подход. Общество делает, конечно, существуют вне индивида как своего рода социальные среде в виде исторически сложившейся системы отношения с богатой материальной и духовной культурой, независимо от его воли и сознания. Человек плавает в этой среде всю свою жизнь. Но и общество существует в самом индивидууме и не могло бы существовать вообще, независимо от реальной деятельности его членов. История сама по себе ничего не делает. Общество не обладает никаким богатством. Он борется никаких сражений. Не растет зерно. Он не производит инструментов для изготовления вещи или оружие для их уничтожения. Это не общество, как такой, как не человек, который все это делает, кто владеет этим, кто создает все и борется за все. Общество не какое-то безличное существо, использующее индивида как средство достижения своих целей. Вся мировая история есть не что иное, как ежедневная деятельность лиц, преследующих свои цели. Мы здесь речь не о действиях отдельных лиц, которые изолированы и заботятся только о себе, а о поступках масс, деяния исторических личностей и народы. Личность, развивающаяся в рамках социальная система имеет как определенную зависимость от целого система социальных стандартов и автономия, которая абсолютно необходимая предпосылка для жизни и развития системы. мера этой личной автономии исторически обусловлена и зависит от характера общественного строя сам. Исключительная жесткость общественного строя (фашизм, т. например) делает невозможным или крайне затруднительным индивидуальные инновации в форме творческой деятельности в различных сферах жизни, а это неизбежно приводит к стагнации.

Отношения между личностью и обществом в история. Вернемся еще раз к сравнению с рекой. История человечество подобно великой реке, несущей свои воды в океан прошлого. Что было в жизни не становится то, чего никогда не было. Независимо от того, как далеко мы идем от прошлое, оно все еще живет в какой-то мере в нас и с нас. С самого начала характер человека-общества отношения существенно изменились в соответствии с потоком исторического времени. Отношения между отдельными и первобытная орда — это одно. Грубая сила превыше всего и инстинкты лишь слегка сдерживались, хотя даже потом были проблески моральных норм сотрудничества без которого любое выживание, не говоря уже о развитии, было бы было невозможно. В племенных условиях людям было тесно связаны узами крови. В то время не было ни государства, ни правоотношения. Не отдельный человек, а племя, род, был законодателем. Интересы личности были синкретизированы с общиной. В орде и в в племенном обществе были вожди, которые вышли на первый план благодаря их находчивость, ум, ловкость, сила воли и скоро. Трудовые функции разделялись по возрастному и секс, как и формы социальной и иной активности. С развитие социума все возрастающая дифференциация имеет место социальная функция. Люди приобретают частные личные права и обязанности, личные имена и постоянно растущая мера личной ответственности. Человек постепенно становится личностью, и его отношения с общества приобретают все более сложный характер. Когда общество, основанное на праве, и государство впервые возникли, люди были резко разделены между господами и рабами, правителями и правил. Рабовладельческое общество с его частной собственностью поставило людей друг против друга. Некоторые лица начали притеснять и эксплуатировать других.

В феодальном обществе возникла иерархия каст, делает одних людей полностью зависимыми от других. На на плечах простого труженика вырос огромный паразитическое дерево с королями или царями на вершине. Эта пирамида общественного бытия определяли права и обязанности его граждан, а права были почти все на верхушке социальный масштаб. Это было общество коленопреклонения, где не только трудящиеся, но и правители преклоняли колени перед догмат Священного Писания и образ Всевышнего.

Эпоха Возрождения была гимном свободной личности. и к идеалу сильного, всесторонне развитого человека прокладывая тропы открытий в чужие земли, расширяя горизонты науки, и создание шедевров искусства и техническое совершенство. История стала ареной деятельности предприимчивая и решительная личность. Не для него препятствия феодальной социальной пирамиды, где праздный растратили свои жизни и деньги, пользуясь всеми привилегиями, и трудящиеся находились в состоянии порабощения и угнетение. Сначала шла борьба за свободу мысли, творчества. Это переросло в спрос на гражданские и политической свободы, свободы частной инициативы и общественной деятельность в целом.

В результате последовавших буржуазных революций владельцы капитала приобрели все привилегии, а также политические сила. Благородное требование, начертанное на знаменах буржуазных революций — свобода, равенство и братство — оказалось, означало изобилие привилегий для одних и угнетение для других. Индивидуализм расцвел в-четвертых, индивидуализм, при котором каждый считал себя центр вселенной и его собственное существование и процветание важнее, чем кто-либо другой. Люди устраиваются в противостояние другим людям и обществу в целом. Такой взаимное отчуждение есть болезнь, разлагающая общественное весь. Жизнь другого человека, даже самого близкого, становится не более чем временное шоу, проплывающее облако. Растущий бюрократизм, утилитаризм и технологизм в культуре значительно сузить возможности человеческой индивидуальности выражать и развивать себя. Индивид становится ничтожный винтик в гигантской машине, управляемой столица. Отчуждение дает о себе знать с особой силой.

Что такое отчуждение? Это преобразование результатов физическую и интеллектуальную активность в силы, выходящие из человеческий контроль и, получив руку кнута, нанести ответный удар их собственные создатели, люди. Это своего рода джинн, который люди призывают к себе на помощь, а затем оказываются не в состоянии справляться с. Таким образом, государство, возникшее в рабовладельческом обществе, стала силой, угнетающей народные массы, аппарат принуждения одного класса над другим. Наука что люди почитают, что приносит социальный прогресс и находится в сама выражение этого прогресса, становится в своем материальное воплощение смертоносной силы, которая угрожает всем человечество. Сколько создано человеком того, что оказывает ужасное давление на его здоровье, его ум и его силу воли! Эти надличностные силы, являющиеся продуктом совместной деятельности людей. социальной активности и угнетать их, являются явлением, известным как отчуждение.

Мыслители прошлого, искренне преданные идея принести пользу трудящимся, указал на опасность система, управляемая силами отчуждения, система в что одни люди живут за счет чужих труда, где попирается человеческое достоинство и физическое и интеллектуальные силы истощены эксплуатацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *