Психология личности и психология группы: Психология личности и группы | СГУ

Содержание

Психология личности и группы (Учебное пособие) Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

2011

УДК: 159.9: 316.47(075.8)

Авторы:

канд. психол. наук, ст. преподаватель Васильченко М.В.

канд. психол. наук, доцент Литвиненко М.П.

канд. психол. наук ст. преподаватель, Мансурова И.С.

доктор философских наук, профессор Подопригора С.Я.

канд.псих.наук , ст. преподаватель Суроедова Е.А.

Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Яременко С.Н.

Учебное пособие представляет собой систематический курс по дисциплине «Психология личности и группы». Данный курс — комплексная дисциплина, раскрывающая основные вопросы общей, социальной психологии, психологии развития, психологии семейных отношений.

Учебное пособие имеет своей целью восполнить и расширить знания, умения и навыки в области практической психологии, повысить психологическую компетентность, способствовать личностному и профессиональному становлению будущих специалистов. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений технических и гуманитарных специальностей не психологического профиля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………5

Глава 1 Психология как наука

    1. Предмет психологии, ее задачи и отрасли психологических

знаний………………………………………………………………….7

    1. . Научная и житейская психология…………………………………12

    2. Психологические явления, свойства и состояния…………………16

1.4.Основные методы исследования психологических явлений………19

Глава 2. Познавательные психические процессы

2.1. Ощущение…………………………………………………………….26

2.2 Восприятие……………………………………………………………28

2.3. Внимание…………………………………………………………….31

2.4 Память…………………………………………………………………34

2.5.Мышление…………………………………………………………….37

2.6. Воображение…………………………………………………………41

2.7 Речь……………………………………………………………………44

Глава 3. Эмоциональные состояния

3.1 Общая характеристика эмоций и чувств……………………………46

3.2 Эмоциональные состояния………………………………………….50

3.3 Способы саморегуляции эмоциональных состояний……………..62

Глава 4.Индивидуальные особенности личности

4.1 Темперамент, как динамическая характеристика человека………67

4.2 Характер………………………………………………………………73

4. 3 Акцентуации характера………………………………………………77

4.4 Способности человека………………………………………………..82

Глава 5 Социализация личности

5.1. Понятие и механизмы социализации……………………………….87

    1. Стадии социализации……………………………………………..94

5.3 Воспитание в семье как средство социализации ребенка………..99

Глава 6. Общность и социальная группа

6.1. Понятие общности………………………………………………….104

6.2. Социальная группа. Виды социальных групп………………….107

6.3. Определение малой группы и ее классификация……………….110

Глава 7 Динамические процессы в малой группе

7.1. Понятие групповой динамики………………………………………113

7.2 Стадии и уровни развития малой группы…………………………120

7.3. Феномен группового давления……………………………………122

7. 4 Лидерство и руководство в малой группе………………………..125

Глава 8. Особенности общения в группе

8.1. Понятие общения, виды и функции общения в группе………….127

8.2. Вербальные и невербальные средства общения. Язык мимики и

Жестов…………………………………………………………….….132

8.3. Эффекты межличностного восприятия в группе………………….141

Глава 9. Психология конфликта

9.1 Понятие и границы конфликта……………………………………145

9.2. Классификация конфликтов………………………………………148

9.3. Причины конфликтов в организациях……………………………..151

9.4. Управление конфликтами…………………………………………152

9.5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………………154

Глава 10 Психология семейных отношений

10.1 Понятие и функции семьи………………………………………….161

10.2Типологии семьи…………………………………………………. ..163

10.3 Жизненный цикл семьи и семейные кризисы……………………168

Литература……………………………………………………………………..179

ВВЕДЕНИЕ

Человек – это целый мир…

Ф.М.Достоевский

Данная книга является учебным пособием к курсу «Психология личности и группы» для студентов технических и гуманитарных специальностей, изучающих психологию.

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии личности и группы. Фактическое содержание информации, включенной в учебное пособие, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.

Каждая глава включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретного раздела психологии личности и группы. Целью учебного пособия является восполнение и расширение знаний, умений и навыков в области психологии, повышение психологической компетентности студентов. Авторы надеются, что данное издание будет способствовать личностному и профессиональному становлению студентов – будущих специалистов высокого уровня.

В учебном пособии дано представление об основных учениях в области психологии, о соотношении наследственности и социальной среды. Авторы постарались дать всестороннюю характеристику личности человека, рассмотреть психические познавательные и эмоциональные процессы, раскрыть сущность социализации человека, факторов, влияющих на вхождение человека в общество и культуру. Прочитав предлагаемое учебное пособие, студенты ознакомятся с социально-психологическими явлениями в коллективе и обществе, узнают, что такое малые группы, как происходит процесс принятия группового решения, какие факторы влияют на формирование групповой сплоченности, почему лидер и руководитель чаще это не один и тот же человек.

Название дисциплины, читаемой студентам всех специальностей, — «Психология личности и группа» обусловлено тем, что психология всегда изучает не конкретного индивида, изолированного от общества, а только личность, в той или иной мере связанную с определенной значимой (референтной) группой. Психология изучает, что и как люди думают, чувствуют, ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей. Прямо или косвенно мы представлены другому человеку, он оказывает на нас влияние. Нет таких ситуаций, где бы человек не находился под влиянием других людей (влияние оказывает также воображаемое присутствие другого человека). Человек всегда думает и чувствует под влиянием других людей.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожалению, авторам учебного пособия не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик.

Прикладная психология заслуживает не одного, а возможно, нескольких отдельных изданий.

Учебное пособие рекомендуется студентам технических и гуманитарных специальностей, а также тем, кому интересны проблемы психологии личности, социализации человека, общения, взаимодействия и взаимоотношений людей в малых группах, в том числе в семье.

Проблемы cоциальной психологии личности

Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

 

Шустова Н. Е.

Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности (теоретический анализ уровней адаптации)

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Тугушев Р. Х., Ставропольский Ю.В.

Классическая адлерианская теория: современный взгляд

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Сарычев С. В., Чернышев А.С.

Диагностика и формирование надежности молодежных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Рягузова Е. В.

Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Зиновьева Д. М.

Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социальная психология личности в образовании

 

Соболева О. В.

«Человек понимающий»: к проблеме формирования читателя

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

 

Лебедчук П. В.

Единство теории, эксперимента и практики в деятельности научной школы

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социально-психологические феномены личности

 

Шипова Л.В.

Этологический подход к пониманию сущности и причин агрессии человека

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Михайлина М.Ю.

Творческая самореализация как фактор адаптации личности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Белановская О.В.

Временная перспектива жизненных планов в юношестве

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Жижина М.В.

Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Котова Л.А.

Проблема становления личности ребенка в свете теории привязанности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Гарбер И.Е.

Результативность, непочтительность и творчество в межличностных конфликтах (на примере шахматной игры)

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Соболева Н.С.

Исторический и современный контексты исследования этнической идентичности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Фарафутдинова Т.Ф.

Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Бочарова Е.Е.

Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социальная психология личности в общественной сфере

 

Гриценко В.В.

Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Городецкая И.М., Рогов М.Г., Блохин А.Б.

Межэтнические отношения русского, татарского и башкирского народов

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е.

Ценностные ориентации и удовлетворенность жизнью некоторых этносов Саратовского поволжья

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Константинов В.В.

Тип проживания и социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Волчкова Е.Э.

Этнокультурные акты поведения старшеклассников – выходцев из многоязычных семей (по данным анонимного опроса)

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Пермяков Д.В.

Эффективность организации как соотношение ожиданий лидера и ведомой группы

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Романова Н.М.

Социально-психологическое изучение оптимального состава группы в системе исправительных учреждений

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Тугушева А.Р.

О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры «металлистов»

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социальная психология личности в образовании

 

Калюжный А.А.

Я-концепция и стили педагогического взаимодействия

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Тарасова Л.Е., Фролкова М.А.

Опыт коррекции агрессивности младших школьников

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Григорьева М.В.

Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Долгова В.И.

Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности ВУЗа

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лысогорская М.В.

Развитие личности в рамках образовательной программы «основы здорового образа жизни»

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Писаренко А.Н.

Межкультурный опыт как средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей английского языка

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Баксан И.

Как видят своих учителей лицеисты русских и румынских школ (сравнительный анализ)

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

 

Скоробогатова Л.Г.

Личностно развивающее обучение в ходе экологической подготовки военных медиков

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Шебанов Н.П.

Анализ современного состояния профессионально-экологической подготовки личности к деятельности (На примере курсантов ВУЗов РХБЗ)

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Мамчур А.М.

Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности гуманизации военного образования

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лысенко Е.М.

Профилактика профессиональных деформаций у дефектологов: психолого-педагогический аспект

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Молодиченко Т.А.

Профессиональная подготовка и становление семейного консультанта-дефектолога

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

 

Григорьева М.В.

Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Гриценко В.В.

Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Грачев Г.В., Грачева И.Г.

Фокус-групповые исследования информационного воздействия масс-медиа: проблема и перспективы разработки методического инструментария

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Калюжный А.А.

Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа как социально-психологического явления

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Константинов В.В.

К вопросу о понятии «адаптация»

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Сарычев С.В.

Социально-психологические проблемы использования естественного эксперимента в исследовании надежности молодежных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социально-психологические феномены личности

 

Рогов М.Г., Казакова У.А.

Социально-психологические факторы качества жизни преподавателей высшей школы

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Тарасова Л.Е.

Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Орлова М.М., Орлов Д.В.

Потребность в аффилиации и психическое здоровье

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лысогорская М.В.

Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни личности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Чумаков М.В.

Эмоционально-волевая сфера личности субъекта

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лопышова А.К.

Феномен лжи и особенности его понимания студентами гуманитарного факультета

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Николаева Л.А.

Социально-психологическая характеристика привязанности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социальная психология личности в общественной сфере

 

Шамионов Р.М.

Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Шустова Н.Е.

Удовлетворенность жизнью как показатель социально-психологической адаптации: некоторые результаты исследования

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Малюченко Г.Н.

Исследование взаимосвязи представлений о современном обществе и предпочитаемых жизненных стратегий

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Городецкая И.М., Блохин А.Б.

Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Мукашева А.К.

Воспитание духовности у молодежи в условиях различных российских менталитетов

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лылина О.В.

Особенности этнической идентификации современных подростков

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Нгуен Т.Х., Донцова М.В.

Трудовые мигранты из Вьетнама в России: исследование процессов воспроизводства этнической идентичности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Куприянчук Е.В.

Стратегии и тактики менеджерской деятельности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Грачева И.Г.

Фокус-групповая дискуссия: проблема повышения эффективности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Кузьмина В.М.

Проблема саморегуляции как проблема психосоциального развития общества

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социальная психология личности в образовании

 

Михайлина М.Ю.

Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Фролова С.В., Сенина Т.В.

Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Григорьева М.В.

Типы взаимосвязей школьных адаптационных процессов и их детерминантный комплекс

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Черкашина О.А.

Психическая саморегуляция в контексте учебной деятельности

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Шамухаметова Е.С.

К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Полянская Г.М.

Социально-личностный аспект качества образования учащихся

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Махина Ю.Н.

Социально–культурные предпосылки возникновения педагогической эвристики

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Нелюбова Я.К.

Коммуникативная составляющая профессиональной деятельности педагога как фактор психологически безопасной образовательной среды

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Алиференко В.С.

Психологические механизмы формирования асоциальной направленности у детей дошкольного возраста

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

 

Рогов М.Г., Прохорова Д.А.

Специфика барьеров в образовании руководителей среднего звена

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Фукин А.И.

К вопросу о методологии исследования конвейерного труда

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Лебедчук П.В.

Развитие самостоятельности в процессе профессионального становления

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Гарбер И.Е.

Оценка результатов работы: социально-психологические аспекты

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Грачева И.Г.

Профессиональная компетентность ведущих фокус-групповых дискуссий: содержание и структура

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Елизаров С.Г.

Дифференциация форм «ценностной включенности учебных групп» в социальных системах различных типов как фактор взаимодействия группы с ближайшей социальной средой

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

 

Шамионов Р.М.

Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере

Аннотация | Полный текст: [ HTML ]

Кафедра социальной психологии

Корпус 7, кабинет 382
Телефон: +7 (499) 251-36-97
E-mail: [email protected]
Секретарь-администратор: Полякова Полина

Заведующий кафедрой:

Хорошилов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент

Общая информация:

Приоритетная тема исследований на кафедре социальной психологии – «Социальная психология в условиях транзитивного общества» – связана с общей научной проблематикой Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ «Социализация личности в транзитивном мире». Исследовательские и образовательные проекты, реализуемые сотрудниками кафедры, продолжают и развивают традиции научной школы социальной психологии Г.М. Андреевой. Научно-исследовательская и педагогическая работа ведется по следующим основным направлениям: 1) теория и методология психологического анализа социокультурных изменений и проблем; 2) психология социальных институтов и организаций; 3) психология потребительского поведения и маркетинговых коммуникаций; 4) психология современной культуры и искусства; 5) практическая психология общения в повседневной жизни. Профессорско-преподавательский состав кафедры включает в себя признанных в России и за рубежом специалистов как в сфере психологии, так и смежных гуманитарных дисциплин.

Кафедра социальной психологии реализует направления подготовки «Психология служебной деятельности» (специалитет), «Психология бизнеса и рекламы» (магистратура), принимает участие в других программах специалитета, бакалавриата и магистратуры Института психологии имени Л.С. Выготского, а также обеспечивает преподавание курсов по психологии для различных институтов и факультетов РГГУ.


Преподаватели кафедры, работающие в штате:

Хорошилов Дмитрий Александрович – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
Булгаков Александр Владимирович – доктор психологических наук, профессор 
Громова Оксана Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент
Марковская Оксана Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета
Петрушихина Елена Борисовна – кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии образования
Симонович Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор
Скрипкина Татьяна Петровна – доктор психологических наук, профессор 
Солодникова Ирина Витальевна – доктор социологических наук, профессор 

Преподаватели кафедры, работающие по совместительству:

Байер Ирина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС
Белинская Елена Павловна – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 
Ванданова Эльвира Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра управления в образовании ИОМ РАНХиГС
Дубовская Екатерина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Красная Мария Андреевна – кандидат психологических наук, доцент, Talent Acquisition Manager компании «Яндекс»
Мельникова Ольга Тимофеевна – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Ощепкова Екатерина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института языкознания РАН

Основные преподаваемые дисциплины:

► Социальная психология
► Этнопсихология
► Психология общения
► Психология конфликта
► Психолингвистика
► Психология массовых коммуникаций
► Психология социального познания
► Социальная психология искусства
► Социальная психология личности
► Гендерная психология
► Организационная психология 
► Психология лидерства и руководства
► Психология толпы
► Политическая психология
► Экономическая психология
► Юридическая психология
► Профессиональная этика
► Качественная методология и методы исследований
► Технологии социально-психологического тренинга
► Организационное консультирование и другие

Примерные темы курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций


Байер Ирина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected] 1. Коучинговые и тренинговые технологии развития персонала.
2. Проблемы мотивации и симулирования персонала.
3. Предотвращение и разрешение организационных конфликтов.
4. Компетентностный подход в оценке и развитии персонала.
5. Оценка персонала и ее связь с эффективностью деятельности.
6. Организационный и профессиональный стресс.
7. Проблема диссимуляции стресса.
8. Стресс факторы при работе в особых условиях. 

Булгаков Александр Владимирович – доктор психологических наук, профессор
E-mail: [email protected]  

1. Психология межгрупповой адаптации в организациях экономики, образования, здравоохранения, государственных и правовых структурах.
2. Психология девиантного поведения.
3. Юридическая психология.


Громова Оксана Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]

1. Межпоколенческий анализ потребительского поведения. 
2. Бренды как символы в структуре потребительской идентичности.
3. Переживание как фактор принятия решения потребителем.
4. Этнографические методы в социальной психологии.
5. Технологии формирования корпоративной культуры. 
6. Разработка мотивационных схем в организации.
7. Трансформации межличностного общения в период пандемии Covid-19.


Красная Мария Андреевна – кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]

1. Гражданская и политическая социализация в транзитивном обществе.
2. Организационная культура как фактор личностного и профессионального развития.
3. Психологический анализ деятельности малой группы в условиях изоляции.


Петрушихина Елена Борисовна – кандидат психологических наук, доцент, декан
E-mail: [email protected] 

1. Личностные предпосылки эффективности руководства.
2. Представления о лидерстве в различных социальных группах.
3. Интеллект руководителя и эффективность управленческой деятельности.
4. Эмоциональный интеллект руководителя.
5. Личностные факторы конструктивного поведения в организации.
6. Факторы социально-психологического климата в организации.
7. Гендерные аспекты психологии лидерства и руководства.
8. Личностные и организационные факторы удовлетворенности работой.
9. Взаимосвязь социальных верований и социальных установок.
10. Мотивация труда и психологические контракты в российских организациях.


Скрипкина Татьяна Петровна – доктор психологических наук, профессор
E-mail: [email protected]  

1. Доверие и толерантность как социально-психологические факторы противодействия ксенофобии и нетерпимости.
2. Эффективность деловой коммуникации при различных моделях доверительных отношений в профессиональной деятельности.
3. Эмоциональное выгорание работников банковской сферы с различными типами системы доверительных отношений.
4. Социально-психологические особенности доверия к телевизионной рекламе.
5. Личностный самоактуализационный потенциал студентов психологов и юристов.
6. Проблемы гармонизации профессионального развития личности.
7. Жизнеспособность и эмоциональная устойчивость представителей бизнеса. 
8. Эмоциональный интеллект у госслужащих и представителей бизнеса.
9. Эмоциональный интеллект у активных пользователей социальных сетей.
10. Психологическое благополучие служащих и стиль руководства в организации.
11. Социально-психологический климат и корпоративная культура организации.
12. Разработка форм, видов и направлений психологической службы образования.


Солодникова Ирина Витальевна – доктор социологических наук, профессор
E-mail: [email protected] 

1. Социальная психология личности.
2. Психология потребительского поведения.
3. Социально-психологические факторы формирования зрелой личности.


Хорошилов Дмитрий Александрович – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
E-mail: [email protected] 

1. Психологический анализ массовой культуры и современного искусства.
2. Медиатизация и архаизация социального познания в транзитивном обществе.
3. Прекарность как психологическая характеристика общественного сознания.
4. Методы исследования социальных представлений и коллективных переживаний.
5. Проективные методики и техники в социально-психологических исследованиях.


Положение о кафедре социальной психологии

РГУ им. А.Н. Косыгина

Заведующий кафедрой
доктор психологических наук
Калинина Наталья Валентиновна.

Адрес: Площадка № 2, корпус 4, аудитория 4221
Телефон: +7 (495) 811-01-01 (доб. 1213)      
E-mail: [email protected]

Образовательная деятельность кафедры психологии

Кафедра психологии, является единым образовательным, методическим и научным комплексом и осуществляет образовательный процесс в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Психология»:
 

— На уровне БАКАЛАВРИАТА по направлению 37.03.01- Психология подготовка осуществляется по двум профилям:
 

 По профилю «Социальная психология».
 

Выпускники готовятся к решению научно-исследовательских и практических психологических задач в работе с отдельной личностью и группами разного уровня (трудовыми коллективами, группами потребителей, учебными группами, с парой, семьей и т.п.). Их функциями является оказание психологической помощи и поддержки населению, психологическое сопровождение социально уязвимых слоев и людей с трудностями социальной адаптации, выявление типичных психологических проблем разных социальных групп и отдельных клиентов, разработка и реализация индивидуальных и групповых программ оказания психологической помощи клиентам, индивидуальное и групповое консультирование клиентов по психологическим проблемам в кризисных, стрессовых, конфликтных ситуациях, проведение психологических занятий и тренингов для разнородных групп клиентов направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов личности, содействие социальной адаптации, организация психологической поддержки и помощи в решении жизненных проблем. 
 

По профилю «Психология организационного развития»
 

Выпускники готовятся к оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, анализ заявок и обращений органов, организаций, различных социальных групп и отдельных клиентов на получение психологических услуг, проведение просветительских занятий, подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ, создание информационных ресурсов по психологии социальной сферы, проведение тренингов и занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, разрешения конфликтов, проведения переговоров, участие в реализации программ повышения квалификации по вопросам психологии социальной работы, консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом.

В ходе обучения студенты получают умения и навыки проведения психологических исследований в области поведения личности и группы, психодиагностики, коррекционно-развивающей работы с личностью и группами, консультирования, просветительской деятельности среди населения. Наряду с общими дисциплинами: общей и социальной психологией, психологией труда, психодиагностикой, инженерной психологией и психологией труда, основами консультативной психологии и психологии семьи, студенты изучают и специальные дисциплины психологию творчества, психологию семьи, психологию бизнеса и предпринимательства, политическую и юридическую психологию, психологию рекламы, психологию управления персоналом, психологию стресса и психологической саморегуляции и др.
 

— На уровне МАГИСТРАТУРЫ по направлению 37.04.01– Психология реализуются магистерские программы «Социальная психология» «Психология безопасности личности».
 

Выпускники готовятся к профессиональной деятельности в социальной сфере, включая психологическое сопровождение населения, психологическую помощь клиентам и социальным группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, психологическое просвещение и повышение психологической культуры населения, консультативную помощь работникам социальных служб. Выпускники обретают умения по планированию и проведению теоретических и эмпирических психологических исследований по актуальным проблемам современной социальной психологии и психологии безопасности личности, овладевают технологиями работы психолога с личностью и группами, включая области психологии управления и психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
 

Кафедра также осуществляет психологическую подготовку студентов непсихологических направлений подготовки университета (дизайн, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, менеджмент, экономика, телевидение, реклама и связи с общественностью, социология, журналистика, народная и художественная культура и т.д.)
 

На уровне АСПИРАНТУРЫ кафедра готовит кадры высшей квалификации по научной специальности 19.00.05. – Социальная психология.

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Калинина Наталья Валентиновна

Должность: зав.кафедрой психологии

Ученая степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор

Стаж работы в ВУЗах: 28 лет

Преподаваемые дисциплины: Общая психология; психология творчества; педагогическая психология;

основы психологии и педагогики высшего образования; преподавание психологии в системе высшего и

дополнительного образования; активные методы обучения, психология безопасности и жизнестойкости

личности, психологическое консультирование в трудных жизненных ситуациях.

Повышение квалификации: «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (2018).

Сферы научных интересов: Социализация личности, психология жизнестойкости личности, развитие

адаптационных ресурсов, мода как фактор социализации молодежи.

Антоненко Ирина Викторовна

Профессор кафедры психологии.

Доктор психологических наук.

Стаж работы в ВУЗе: 25 лет.

Преподаваемые дисциплины:

Психология бизнеса и предпринимательства

Психология малых групп

Регуляция и саморегуляция психических состояний

Данные о повышении квалификации: 2015, ГБОУ ДПО Центр непрерывного художественного образования ДО г. Москвы.

Сферы научных интересов: Психология доверия, социальная психология, психология моды.


 

Артёмцева Наталья Георгиевна

Должность: доцент кафедры психологии

Ученая степень: кандидат психологических наук.

Стаж работы в ВУЗе: 32 года.

Сферы научных интересов: психология созависимости, психология моды.

 


Горобец Татьяна Николаевна

Должность: профессор кафедры психологии

Ученая степень: доктор психологических наук

Стаж работы в вузе: 36 лет.

Преподаваемые дисциплины:

Введение в клиническую психология

Основы патопсихологии

Основы психотерапии

Сферы научных интересов:

Массовидные формы поведения, отклоняющееся поведение, конфликтология, мода и современные поведенческие паттерны молодежи.


 

Кайтукова Захира Хазметовна

Должность: старший преподаватель. 

Стаж работы в ВУЗах: 20 лет.

Преподаваемые дисциплины:

Психология и педагогика

Профессиональная этика

Повышение квалификации:

2012 г.-программа «Психологические аспекты развития творческого потенциала учащихся», Владикавказ, СОРИПКРО

2014 г.-программа «Основы христианской психологии», Москва, МГУТУ им. К.Г.Разумовского

2017г.- программа «Информационно-коммуникационные технологии образовательной среды учебного учреждения», Москва, РГУ им. А.Н.Косыгина

Сферы научных интересов: Развитие творческого потенциала личности.

 



  Калинин Игорь Викторович

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: доцент

Стаж работы в ВУЗах: 26 лет

Преподаваемые дисциплины: социальная психология, организационная психология,  личности, психология управления персоналом,  управленческая психология, этика и психология профессиональной деятельности, юридическая психология.

Повышение квалификации: История и философия науки 2015 год, УлГУ. 

Сферы научных интересов: Методология и история психологии, психология общения, социальная психология, организационная психология, зарубежные теории психологии личности, психология управления.

 

Ковалёв Виктор Вячеславович
Должность: доцент
Ученая степень: кандидат психологических наук
Стаж работы в ВУЗе: 27 лет
Преподаваемые дисциплины: анатомия ЦНС, нейрофизиология, психофизиология, основы психогенетики, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология профессиональной деятельности, основы нейропсихолгии.
Повышение квалификации: программа по инклюзивному образованию в 2017г. РАНХиГС.
Сферы научных интересов: психофизиология профессиональной деятельности.


 

Костигин Артем Андреевич – старший преподаватель.
Должность: старший преподаватель
Стаж работы в ВУЗе:  2,5 года
Преподаваемые дисциплины:
История психология
Психология профессиональной деятельности
Психология стресса
Психология делового общения
Психология массовых коммуникаций
Управленческая психология
Повышение квалификации: 
Тематическое усовершенствование по программе «История российского психоанализа» в объеме 32 часов (2 ECTS) (октябрь 2015, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Ассоциация развития психоаналитических исследований) (в рамках конференции «Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия», 7-9 октября 2015 г., Ижевск).
Сферы научных интересов: История психологии, история советской психологии, история дореволюционной психологии в России, организационная психология, психологическое консультирование, экзистенциальная психология.
 



  Лапшина Дарья Владиславовна

Должность: доцент кафедры психологии

Уч.степень: кандидат психологических наук

Стаж пед.работы в ВУЗе: 9 лет (с сентября 2008 года) 

Преподаваемые дисциплины:  

Общая психология

Психология и педагогика

Психология модного поведения

Данные о повышении квалификации (наименование программы, год, где проходили): 

Практическая психология: психологическое консультирование и психодиагностика,

2016, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки. 

Сферы научных интересов: Психология модного поведения.

 


Медведева Галина Ивановна – старший преподаватель.

Должность: Старший преподаватель кафедры психологии

Стаж педагогической работы в вузе – 16 лет

Преподаваемые дисциплины: 

методика преподавания психологии в средних учебных заведениях, психология общения, 

психология социальной работы, введение в профессию.

Повышение квалификации:

По программе  «Современные формы и методы обучения студентов в средней специальной и высшей школе»,  1917 г.,  Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО  «РГУ им. А. Н. Косыгина».

Сферы научных интересов: Психология общения, качественные исследования в психологии, феноменологическое интервью.


 

Никольская Анастасия Всеволодовна — кандидат психологических наук, доцент.
Должность: доцент
Ученая степень: кандидат психологических наук
Ученое звание: доцент
Стаж пед. работы в Вузе: с 2007 года.
Дисциплины: конфликтология, актуальные проблемы теории и практики современной психологии, зоопсихология и сравнительная психология, возрастная психология и психология развития.
Повышение квалификации: позитивная психотерапия, диагностические ошибки в психотерапии, получение лицензии практикующего психолога в США.
Сферы научных интересов: зоопсихология, взаимодействие животного и человека.
 



  Тимохин Владимир Владимирович

Должность: доцент кафедры психологии ИСИ
Ученая степень: кандидат психологических наук

Стаж работы в ВУЗах: с 2000 года

Преподаваемые дисциплины: 

Дифференциальная психология

Общая психология

Математические методы в психологии

Этнопсихология

Психология семьи

Качественные и количественные методы психологического исследования

Повышение квалификации: Новые ИКТ-компетентности педагога (2018 год)

Сферы научных интересов: Психическая адаптация к этносреде; этнофункциональная психология; инженерная психология и эргономика, клиническая психология.

Филиндаш Елизавета Вячеславовна

Должность: доцент кафедры психологии ИСИ
Ученая степень: кандидат психологических наук

Стаж работы в ВУЗах: 

3 года преподавала в ГУУ, в рамках обучения в аспирантуре,

с 01.09.2016 по н.в. в РГУ им. Косыгина

Преподаваемые дисциплины: психология, общая психология, психология и этика делового общения, организационная психология, психология личности, психология управления персоналом, психология и педагогика, этика и психология профессиональной деятельности.

Сферы научных интересов: одиночество молодежи, социально-психологическое одиночество, психология одиночества, психология отношений, семейная психология.

Карицкий Игорь Николаевич — кандидат психологических наук, доцент.

Рамендик Дина Михайловна — кандидат психологических наук, доцент.

Ягодовская Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент.

 


Коллектив кафедры Психологии

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры психологии

На кафедре активно ведется научно-исследовательская работа: исследуются личностные и социальные ресурсы адаптации молодежи, включая социально-психологические механизмы моды.

Проводятся социально-психологические исследования: индивидуальных и групповых предпочтений в моде; социальных диспозиций и статусных соотнесений в моде; моды как механизма социализации, выявляются ресурсы моды в социальной адаптации молодых людей.

 

Активное участие в научных исследованиях принимают студенты и магистранты На кафедре регулярно организуются научно-практические конференции Международного и Всероссийского уровня, на которых студенты и магистры представляют свои разработки:  

 

«ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ», РГУ им. А.Н. Косыгина, Москва, 28 апреля 2017г. 

«ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ», РГУ им. А.Н. Косыгина, Москва, 16 июня 2017г. 

Ежегодная Внутривузовская научная студенческая конференция «МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ – ИНОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА (МИР)», РГУ им. А.Н. Косыгина, Москва, март-апрель  

Всероссийского форума молодых исследователей «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (Социальный инженер)», Москва, РГУ им. А.Н. Косыгина декабрь.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ, декабрь 2020г.  


Сотрудники кафедры активно публикуют результаты своих исследований в монографиях, научных статьях, а так же в изданиях, индексируемых в международных научных базах SCOPUS  WEB OF SCIENCE  
 

Kalinina, N.V, Efimova, O.I., Grinenko, A.V.,. Oshchepkov, A.A., Ivleva, S.A. Personality hardiness as a factor determining the interaction of a person with the environment (Psychological and ecological aspects) // Ekoloji 28(107): 563-569 (2019) Kalinina, N. V., Solovyova, A. V., Popova, T. A., Levina I. D., Gorbunova, L N., & Ignatov, S. N. (2020). A phenomenon of hardiness as an integral feature of personal potential. Cypriot Journal of Educational Science. 15(5), 1235- 1248.
 

Igor V. Kalinin, Mikhail V. Gundarin, Yunna V. Sorokopud, Sophia A. Mudrak, Darya V. Rusetskaya, Marina A. Antonova, Irina V. Mikhaylova. Specific Phenomena of Cognition: Predictors of Life Strategies // Turismo: Estudos & Práticas (UERN), Mossoró/RN, Caderno Suplementar N. 3, JUNHO, 2020.
 

Никольская А.В., Костригин А.А. Влияние домашних питомцев на психологическое благополучие владельцев с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 107-118. Nikolskaya A.V., Kostrigin A.A., Thurmer A. A comparative analysis of the personality traits and motivations for activities on the part of volunteers helping people and those assisting homeless animals // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2020. Vol. 30. № 6. P. 667-679.
 

Никольская А.В., Костригин А.А. Оценка конвергентной и дивергентной валидности теста-опросника владельцев собак, предъявляющих жалобы на неадекватное поведение питомцев, не демонстрирующих отклоняещегося поведения // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 98-111.
 

Nikolskaya A.V., Dmitriev M.E. The End of the Crimean Consensus: How Sustainable Are the New Trends in RussianPublic Opinion? // Russian Politics 5 (2020) 354-374 //Brill.
 

Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений этнической функции представлений личности в изменении показателей уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 47-60.
 

 

Преподаватели кафедры являются авторами учебников и учебных пособий:

 

Лавриненко В.Н., Чернышова Л.И., Брега А.В., Брега Г.В., Тимохин В.В. Психология делового общения. Учебник и практикум / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс.

Психология делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Бакалавр. Академический курс). 

Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Профессиональное образование).

Общая психология: хрестоматия в 5 томах. Т. 3 / Составители В.А. Мазилов, В.Д. Шадриков, М.В. Груздев при участии А.А. Костригина. М.: РИД РосНОУ, 2020. 696 с. (май 2020).

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

На кафедре работает психологический студенческий клуб «Синергия» и ФОРУМ-ТЕАТР «INTROSPECTO».

Открытое образование — Психология

  • 16 weeks
  • от 6 до 7 часов в неделю
  • 3 credit points

Курс «Психология» ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации. Слушатели получат знания об основных психологических понятиях и феноменах. Курс позволит сформировать навыки психологического анализа, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

About

Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.

В рамках курса слушатели познакомятся с основными психологическими понятиями и феноменами, получат представление о психологии как науке и практике, а также навыки психологического анализа различных психических феноменов, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

К чтению лекций привлекаются ведущие сотрудники департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Format

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 20 вопросов и в конце курса будет итоговый тестовый экзамен.

Information resources

Основная литература: 

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М: Юрайт, 2011.
  2. Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. :АСТ, 2015
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство “Питер”, 2000

Дополнительная литература:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб-М., 2002.
  4. Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. М., 2014
  5. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб: Питер, 2003.
  6. Брайнт Д., Джонс Ф. Стресс: теории исследования, мифы. СПб-М., 2003.
  7. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2003.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996.
  9. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2004.
  10. Дружинин  В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000.
  11. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования. М., 2012.
  12. Личностный потенциал: структура и динамика. М., 2011.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2014.
  14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. -СПб., 1999.
  15. Мацумото Д. Культура и эмоции // Психология и культура / Под  ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. Глава 10.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  17. Социальная психология  / Под ред. С. Московичи. СПб., 2007.
  18. Тернер Д. Социальное влияние. СПб:, 2003.
  19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
  20. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
  21. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб-М., 2003.
  22. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. — М.:, 1997. Главы 2-4, 7,8, 14.
  23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
  24. Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. М., 2011.
  25. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

Requirements

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Course program

НЕДЕЛЯ 1: История и методология психологии

НЕДЕЛЯ 2: Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание

НЕДЕЛЯ 3: Познавательные процессы: Память

НЕДЕЛЯ 4: Познавательные процессы: Мышление

НЕДЕЛЯ 5: Мотивация

НЕДЕЛЯ 6: Эмоции

НЕДЕЛЯ 7: Подходы к пониманию личности. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 8: Подходы к пониманию личности. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 9: Психология индивидуальных различий. Часть 1. 

НЕДЕЛЯ 10: Психология индивидуальных различий. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 11: Психология развития

НЕДЕЛЯ 12: Человек в обществе

НЕДЕЛЯ 13: Человек в группе

НЕДЕЛЯ 14: Прикладная психология: психология в организации  

НЕДЕЛЯ 15: Прикладная психология: решение практических проблем и задач

НЕДЕЛЯ 16: Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика

Education results

  • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способность к самоорганизации и самообразованию;

Education directions

Для бакалаврских программ любых направлений подготовки.

Социальная психология — тест 1

Главная / Гуманитарные и социальные науки / Социальная психология / Тест 1 Упражнение 1:
Номер 1
Раздел социальной психологии групп рассматривает…

Ответ:

&nbsp(1) явления и процессы, обусловленные общественной природой личности и ее принадлежностью к различным социальным сообществам&nbsp

&nbsp(2) различные виды, средства и механизмы общественных коммуникаций (в том числе массовые коммуникации), типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта&nbsp

&nbsp(3) разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, межгрупповые отношения&nbsp



Номер 2
Объектом исследовательского интереса социального психолога выступают…

Ответ:

&nbsp(1) небольшие группы людей, профессиональные союзы и партии, нации в целом&nbsp

&nbsp(2) преимущественно малые социальные группы и отдельные индивиды&nbsp

&nbsp(3) главным образом крупные социальные образования: классы, национальные сообщества&nbsp



Номер 3
Социальная психология — это…

Ответ:

&nbsp(1) наука, в центре исследовательского внимания которой находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов&nbsp

&nbsp(2) наука о законах возникновения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе жизнедеятельности&nbsp

&nbsp(3) отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и между группами людей, причины и последствия этих различий&nbsp

&nbsp(4) отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости&nbsp



Номер 4
Объяснить, как крупномасштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям, помогает гипотеза…

Ответ:

&nbsp(1) деиндивидуализации&nbsp

&nbsp(2) саморегуляции&nbsp

&nbsp(3) фасилитации&nbsp

&nbsp(4) фрустрации&nbsp



Упражнение 2:
Номер 1
К какому уровню анализа обращается социальная психология?

Ответ:

&nbsp(1) социальному&nbsp

&nbsp(2) интерперсональному&nbsp

&nbsp(3) индивидуальному&nbsp



Номер 2
Социальный уровень анализа используется в…

Ответ:

&nbsp(1) социальной психологии, социальной медицине&nbsp

&nbsp(2) психологии личности, клинической психологии&nbsp

&nbsp(3) социологии, экономике, политологии&nbsp



Номер 3
Изучением проблем преступности, бедности, отклоняющегося поведения занимается…

Ответ:

&nbsp(1) психологическая социальная психология&nbsp

&nbsp(2) социология групп&nbsp

&nbsp(3) социологическая социальная психология&nbsp



Упражнение 3:
Номер 1
Основным исследовательским методом социологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) эксперимент&nbsp

&nbsp(2) опрос&nbsp

&nbsp(3) контент-анализ&nbsp

&nbsp(4) моделирование&nbsp



Номер 2
В центре внимания психологической социальной психологии находится…

Ответ:

&nbsp(1) индивид&nbsp

&nbsp(2) группа&nbsp

&nbsp(3) общество&nbsp



Номер 3
В социальной психологии существуют … основные ветви

Ответ:

&nbsp(1) четыре&nbsp

&nbsp(2) три&nbsp

&nbsp(3) две&nbsp



Упражнение 4:
Номер 1
Основным методом психологического исследования в социологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) тестирование&nbsp

&nbsp(2) опрос&nbsp

&nbsp(3) эксперимент&nbsp

&nbsp(4) наблюдение&nbsp



Номер 2
Основным методом психологического исследования в психологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) наблюдение&nbsp

&nbsp(2) эксперимент&nbsp

&nbsp(3) тестирование&nbsp

&nbsp(4) опрос&nbsp



Номер 3
К характеристикам социологической социальной психологии не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) обращается к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности&nbsp

&nbsp(2) в центре внимания зтого направления находится группа или общество&nbsp

&nbsp(3) основные исследовательские методы — опрос и включенное наблюдение&nbsp



Упражнение 5:
Номер 1
К характеристикам психологической социальной психологии не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) обращается к анализу социальных переменных (социоэкономический статус, социальные роли, культурные нормы)&nbsp

&nbsp(2) в центре внимания этого направления находится индивид&nbsp

&nbsp(3) основной исследовательский метод — эксперимент&nbsp



Номер 2
Основными ветвями социальной психологии являются…

Ответ:

&nbsp(1) социологическая, психологическая&nbsp

&nbsp(2) общественная, индивидуальная&nbsp

&nbsp(3) общественная, социологическая&nbsp



Упражнение 6:
Номер 1
Социальные психологи используют … уровень социально-психологического анализа

Ответ:

&nbsp(1) индивидуальный&nbsp

&nbsp(2) социальный&nbsp

&nbsp(3) интерперсональный&nbsp



Номер 2
Индивидуальный уровень анализа обычно используется в…

Ответ:

&nbsp(1) социальной психологии&nbsp

&nbsp(2) психологии классов&nbsp

&nbsp(3) психологии личности&nbsp

&nbsp(4) клинической психологии&nbsp



Номер 3
К характеристикам социального уровня анализа не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) исследуются характеристики общества как целого&nbsp

&nbsp(2) исследователи стремятся связать мотивы поступков человека с его социальным статусом&nbsp

&nbsp(3) с помощью социетального анализа выявляются связи между социетальными социальными влияниями и общими типами социального поведения&nbsp



Упражнение 7:
Номер 1
К характеристикам индивидуального уровня анализа не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) поведение людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик&nbsp

&nbsp(2) при изучении насилия в городах выявляется взаимосвязь тяжких преступлений с негативными социальными факторами (бедность, иммиграция и др.)&nbsp

&nbsp(3) используется в клинической психологии&nbsp



Номер 2
Социальный уровень анализа в своих исследованиях в основном используют…

Ответ:

&nbsp(1) экономисты, психологи, социологи, политологи&nbsp

&nbsp(2) экономисты, социологи, политологи&nbsp

&nbsp(3) экономисты, политологи, социологи, психологи&nbsp

&nbsp(4) психологи, политологи&nbsp



Упражнение 8:
Номер 1
Проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее принадлежностью к различным группам и обществу в целом, охватывает в исследованиях…

Ответ:

&nbsp(1) социальная психология личности&nbsp

&nbsp(2) социальная психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(3) социальная психология групп&nbsp



Номер 2
Различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта — рассматривает…

Ответ:

&nbsp(1) социальная психология личности&nbsp

&nbsp(2) социальная психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(3) социальная психология групп&nbsp



Номер 3
В социальной психологии не выделяют раздел:

Ответ:

&nbsp(1) психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(2) психология личности&nbsp

&nbsp(3) психология групп&nbsp

&nbsp(4) психология масс&nbsp



Номер 4
Социальная психология — это наука, изучающая…

Ответ:

&nbsp(1) закономерности и особенности этапов социализации личности&nbsp

&nbsp(2) закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний&nbsp

&nbsp(3) процессы социальной адаптации личности в контексте общественного развития&nbsp



Упражнение 9:
Номер 1
В центре исследовательского интереса социального психолога находится…

Ответ:

&nbsp(1) темперамент человека&nbsp

&nbsp(2) взаимовлияние человека и его социального мира&nbsp

&nbsp(3) психофизиология человека&nbsp



Номер 2
Наш социальный мир…

Ответ:

&nbsp(1) не испытывает воздействия с нашей стороны&nbsp

&nbsp(2) испытывает определенные воздействия с нашей стороны&nbsp

&nbsp(3) существует только благодаря воздействию с нашей стороны&nbsp



Номер 3
Социальный контекст — это…

Ответ:

&nbsp(1) тесная связь человека со всем его социальным окружением&nbsp

&nbsp(2) воздействие человека на окружающий мир&nbsp

&nbsp(3) влияние на человека его социального окружения&nbsp



Психология личности | Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

  

              Эта тема освящена в большом количестве  изданий и в нашей библиотеке представлена достаточно широко. Чаще всего главы посвящённые теме «психология личности» включены в учебники по общей психологии.

Один из самых простых и доступных учебников — это «Основы психологии» профессора Л. Д. Столяренко. Книга выпущена в Ростове — на –Дону в издательстве «Логос» в 1995г.  Этот учебник написан для студентов вузов и техникумов. Изложение популярное, для наглядности автор включил в текст некоторое количество таблиц. Специальные термины используются лишь в случае крайней необходимости. После каждой главы автором предложены вопросы для самопроверки и список дополнительной литературы по теме, изложенной в данной главе. Психологии    личности посвящены  три  главы. Это глава четвёртая: «Формирование и развитие личности», глава пятая:  «Современные психологические теории личности», и глава шестая: «Типология личности и личностный рост». В этом учебнике есть интересное приложение,  в нём содержатся психологические упражнения, игры, тесты.

                    Доступным является так же учебник по общей психологии, составленный Е.И. Роговым. Книга вышла в Москве в издательстве Владос в 2001 году. Этот курс лекций предназначен будущим педагогам — студентам 1-х курсов. Перед тем, как  эти лекции были изданы, они читались в Ростовском педагогическом университете в течение нескольких лет. Теме «психология личности» отведены шесть лекций в разделе «индивидуальные проявления и особенности личности». В конце раздела составителем предлагается список дополнительной  литературы.

                   Более серьёзный учебник по общей психологии написан известным практическим психологом профессором Г. С. Абрамовой. Книга вышла в Москве в издательстве Академический проект, в 2002 году. Пособие предназначено для студентов изучающих психологию, как специальную дисциплину.   Психологии личности  отведена  глава  двенадцатая. Жирным шрифтом выделены определения и те моменты, на которые, с точки зрения автора, надо обратить внимание. Кроме того, в этом издании есть интересное и довольно большое  дополнение, оно называется «Психология в вопросах и ответах». Вопросы сгруппированы по темам. Теме «Психология личности» соответствует  третья глава, она называется «Я». Список литературы прилагается отдельно к разделу «общая психология», и отдельно к разделу «психология в вопросах и ответах».

                  Практической стороне вопроса посвящена книга доктора психологических наук Сапоговой Елены Евгеньевны  «Задачи по общей психологии». Задачник  выпущен в Москве в издательстве Аспект Пресс в 2001 году. Этот учебник написан для студентов психологических специальностей. Здесь представлены только задачи, теория в учебник не вошла. Задачи разделены по уровню сложности и сгруппированы по темам. Одна из тем так и называется «психология личности». Материалом для построения задач послужили отрывки из художественных  произведений,  философских   трудов, научно – популярных книг. Ответов  в учебнике не приводится. В конце книги есть, довольно большой, список рекомендуемой литературы.

                 Кроме учебников по общей психологии раздел «психология личности» можно изучить по книгам, полностью посвящённым этой теме.  Они носят научно — популярный характер за исключением работы известного немецко-американского психолога и социолога Эриха Фромма «Бегство от свободы». Это научное издание. Монография вышла в Москве. В издательской группе «Прогресс» в 1995 году. В книге рассматривается оригинальная концепция свободы личности. Основная идея книги состоит в том, что современный человек не приобрёл свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Решение проблемы автором не предлагается, только анализ. Имеется предметный указатель, в тексте много примечаний. Несмотря на то, что  это научная работа, пользоваться ею будет не сложно: изложение вполне доступное.

           Остальная литература, представленная в данном обзоре, рассчитана на широкий  круг читателей и учебными пособиями не является. Достоинством этих книг является то, что они максимально привязаны к практике.

              Первая из них – это книга Томаса Харриса «Я — О Кей, Ты — О Кей». (Библиотека располагает разными изданиями данной книги). В некоторых других переводах название звучит, как «Я — хороший, Ты — хороший». Это первое полное издание на русском языке классического руководства по трансакатному анализу, который стал известен благодаря своей теории личности, со знаменитой схемой «родитель – взрослый – ребёнок». Впервые этот метод разработал Эрик Берн, у нас в библиотеке есть его книга «Игры в которые играют люди», но некоторые психологи считают, что изложение материала там достаточно сложное. В книге Харриса есть популярное изложение теории  трансакатного анализа и его практическое применение. Книге около 30 лет. В России первый перевод появился в 1975году в самиздате. После этого книга Харриса  у нас издавалась ещё несколько раз, но полного перевода, со всеми оригинальными рисунками, до 1997 года,  не было. Томасом Харрисом у себя на родине (в США) основан институт трансакатного       анализа (ТА).

             Теории Трансакатного анализа посвящена так же книга М.Джеймса и Д. Джонгвард «Рождённые выигрывать». Издание выпущено в Москве в 1993 году издательской группой «Прогресс». Несколько слов о названии: В нашей культуре слово «выигрывать» означает взять верх над кем или над чем либо, но здесь англоязычные авторы имели в виду достижение личностью уверенности в себе и гармонии с миром. Кроме ТА,  в этой книге рассмотрено ещё одно направление в психологии  — это гештальттерапия. Примеры для иллюстраций авторы взяли из опыта своей работы в качестве консультантов – психологов.  В этом издании есть именной указатель, в нём вы найдёте, кроме всего прочего, сведения о том какие страницы посвящены докторам Эрику Берну  и Федерику Перлзу основателю гештальттерапии. И предметный указатель, который существенно облегчит пользование книгой.

Журнал личности и социальной психологии — APA Publishing

Перед отправкой внимательно прочтите и следуйте инструкциям по отправке, приведенным ниже. Рукописи, не соответствующие правилам подачи документов, могут быть возвращены без рассмотрения.

Общие правила подачи заявок

Редакционная группа журнала Journal of Personality and Social Psychology придерживается принципов прозрачности и строгости при проведении исследований и отчетности.Мы считаем, что наука продвигается через циклический и рекурсивный процесс, который включает как (i) этап построения теории, исследовательскую / описательную фазу и (ii) фазу проверки теории, подтверждающую фазу. Поэтому мы поддерживаем и поощряем исследования, основанные на обеих фазах. Руководствуясь этой всеобъемлющей философией, мы установили некоторые конкретные стандарты подачи заявок.

Открытая наука

После публикации статьи APA требует, чтобы авторы делились своими данными с квалифицированными исследователями с целью проверки опубликованных результатов путем повторного анализа с использованием идентичных или альтернативных статистических методов.Чтобы облегчить прозрачные и открытые исследовательские практики, журнал Journal of Personality and Social Psychology также призывает исследователей сделать данные, аналитические методы и исследовательские материалы, представленные в опубликованной статье, доступными для всех исследователей с целью воспроизведения результатов и тиражирования результатов с помощью указав, где и как другие исследователи могут получить доступ к этому материалу.

При отправке авторы должны заполнить форму раскрытия информации об открытой практике (PDF, 922 КБ)