Православный Церковный календарь 2019 | ||
|
Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники
Великие праздники
Многодневные посты
Однодневные посты
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
Церковные памятные даты
| |
© ПРАВОСЛАВИЕ. RU | ||
список православных постов и правила питания по дням
Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.
Календарь постов 2019
Календарь с3 степенями поста6 степенями поста
Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.
строгий пост запрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба
пища без мяса запрещено мясо
пост запрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба
7
православный праздник 2
сегодня
Январь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 Февраль Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 2 3 Март Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 Апрель Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 Май Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 Июнь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 27 28 29 30 31 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 Июль Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 Август Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 Сентябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 Октябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 Ноябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 Декабрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5
строгий пост запрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба
пища без мяса запрещено мясо
пост запрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба
7
православный праздник 2
сегодня
Внимание! Ниже размещены правила питания для монахов. Они более жесткие, чем для мирян – обычных людей и содержат шесть степеней поста. В современной монастырской практике возможно смягчение некоторых норм питания.
Январь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 Февраль Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 2 3 Март Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 Апрель Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 Май Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 Июнь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 Июль Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 Август Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 Сентябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 Октябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 Ноябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 Декабрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5
Многодневные посты
Великий пост
11 марта – 27 апреля 2019
Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Петров пост
24 июня – 11 июля 2019
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2019 году он длится 18 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Успенский пост
14 – 27 августа 2019
Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Рождественский пост
28 ноября 2019 – 6 января 2020
Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Однодневные посты
Крещенский сочельник
18 января 2019
Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.
В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).
Усекновение главы Иоанна Предтечи
11 сентября 2019
Установлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).
В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.
Воздвижение Креста Господня
27 сентября 2019
Установлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.
В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).
Пост в среду и пятницу
Среда и пятница – дни строгого поста.
В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.
В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.
В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.
В праздники:
- Сретения Господня (15 февраля),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – если не выпадает на Страстную седмицу,
- апостола Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября),
- Рождества Иоанна Предтечи (7 июля),
- апостолов Петра и Павла (12 июля),
- Преображения Господня (19 августа),
- Успения Пресвятой Богородицы (28 августа),
- Рождества Богородицы (21 сентября),
- Покров Пресвятой Богородицы (14 октября),
- Введения Богородицы во храм (4 декабря),
- Святителя Николая (19 декабря),
выпадающие на среду или пятницу, разрешено употреблять рыбу.
На Рождество Христово (7 января) и Крещение Господне (19 января) пост в среду и пятницу отменяется.
Сплошные седмицы
Святки
7 – 17 января 2019
Период с Рождества до Крещения. Начинается 7 января, заканчивается – 17 января (включительно). Продолжительность этой седмицы составляет 11 дней. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.
Мытаря и фарисея
18 – 23 февраля 2019
Начинается за 21 день до Великого Поста (в понедельник) и заканчивается в субботу. Длится 6 дней. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.
Сырная (масленица)
4 – 10 марта 2019
Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса (яйца, рыба, молочные продукты).
Пасхальная (Светлая)
29 апреля – 4 мая 2019
Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.
Троицкая
17 – 23 июня 2019
Неделя после дня Святой Троицы. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.
Мясоеды
Зимний мясоед
7 января – 10 марта 2019
Период между Рождественским и Великим постами. В 2019 году он начинается 7 января и заканчивается 10 марта (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.
Весенний мясоед
28 апреля – 23 июня 2019
Период между Великим и Петровым постами. В 2019 году он начинается 28 апреля и заканчивается 23 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.
Летний мясоед
12 июля – 13 августа 2019
Период между Петровым и Успенским постами. В 2019 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.
Осенний мясоед
28 августа – 27 ноября 2019
Период между Успенским и Рождественским постами. В 2019 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.
Воскресенье Православия 2019 г. — Благовещенская Православная Христианская Церковь
Дорогие братья и сестры во Христе,
Во всем мире в это Воскресенье Православия принято собираться верующими различных общин и провозглашать единство наша Вера.
Как говорит Пророк и Псалмопевец: «Как хорошо и приятно жить братьям вместе в единстве!» Единство — один из величайших даров Бога. Воистину, идти вместе к общей цели, разделяя общее понимание того, как ее достичь, и носить в себе один и тот же Дух и источник силы, может быть только от Бога.
Это единство празднуется сегодня во всем Православии. Когда мы держим в руках святые иконы, несущие обожествленный образ нашей общей цели, изображенные провозглашают свое общее понимание, однозначно подтвержденное жизнью, которую вел каждый; как жизни, которые мы услышали в Послании, читающем сегодня утром. Они призывают нас «прийти и увидеть», постоянно приглашая Святого Духа в нашу жизнь, и вновь открыть для себя этот единственный истинный источник силы для нашего совместного путешествия.
Возможно, одна из причин, по которой Церковь празднует возвращение святых икон в первое воскресенье Великого поста – и предлагает нам взять их в руки и подержать в руках – это как осязаемое воспоминание о даре самоисправления. , и плоды, которые это приносит. Ибо было много тех, кто впал в ересь иконоборчества, но, поняв, что мы не поклоняемся материи, но творцу материи, употребившему материю для нашего спасения, как сказал св. Иоанн Дамаскин, пришли к познанию их потребность в покаянии.
Этот дар покаяния, ставший возможным для нас благодаря жизни, смерти и Воскресению нашего Господа, возможно, является величайшим даром, данным нам Богом.
Чтобы помочь нам распознать и принять этот дар покаяния, на богослужениях в течение прошлой недели мы слышали ветхозаветные чтения о грехопадении наших предков, их сопротивлении самоисправлению и последующем средстве от смерти. Мы читаем из канона св. Андрея, который пересмотрел «рассказ Моисея о сотворении мира, а затем и все каноническое Писание, повествующее о праведниках и нечестивцах», в попытке добиться своей собственной душу, а нашу с его, к покаянию и милосердию. Наряду с его словами мы взывали к своей душе, говоря: «Душа моя, душа моя, восстань! Почему ты спишь? Конец близок, и вы будете сбиты с толку. Итак бодрствуйте и бодрствуйте, чтобы пощадил вас Христос Бог наш, вездесущий и все исполняющий».
Мы также прекратили служение Божественной литургии в будние дни, чтобы служить своего рода духовной пустыней и даровать нам тоску по Господу, помогая нам осознать — вместе с Адамом и Евой — что мы ценим только то, что мы когда-то он ушел.
Признаюсь, что в юности были годы, когда я не прилагал достаточно сильных усилий, чтобы посетить как можно больше этих служб Чистой недели. В прошлом году я был ужасно болен и не мог служить ни у кого из них. Я на горьком опыте усвоил, что если мы не посещаем богослужения, то впоследствии нам будет трудно понять, что мы упустили драгоценные, обладающие силой мысли и живительные дары от Бога. И только Он знает, будут ли они предложены нам снова в этой жизни.
Тем не менее, Божья милость и любовь к нам вечны, «желая не смерти грешника, но чтобы он обратился от пути своего и жил». Так что даже сейчас, хотя сила Чистой недели прошла, нас может утешать тот факт, что еще шесть недель поста таят в себе большой потенциал, и мы можем принять твердое решение не позволить им ускользнуть. также не застегнутый.
Но нам не нужно ждать до тех пор, чтобы начать наше покаяние, ибо в этот самый момент и в каждый момент перед нашей смертью Бог предлагает нам новое начало. Возьмемся за самоисправление уже сейчас, прибегая к исповеди и тем укрепляясь, прибегая творить милостыню и заботиться о нуждающихся.
В этот день, когда мы празднуем торжество покаяния, а также торжество спасения, мы также празднуем реализацию нашей общей цели. Через богослужения нам не только дается понимание того, как достичь своей цели, но и предлагается источник вдохновения и силы в Святом Духе.
Используем это драгоценное время поста, чтобы возрастать в стремлении к Господу и соединиться с Ним, Начальником и Совершителем нашей Веры. Аминь.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Апокатастаз 2019 | Эклектическое Православие
2019 год завершен и началось новое десятилетие! Так каким же годом наслаждалось эклектическое православие?
В 2018 году блог посетили 158 714 человек; в 2019 году — 177 872 человека, что на 12% больше. Это обнадеживающее увеличение, но, возможно, не особенно заслуживающее внимания. В конце концов, в 2018 году количество посетителей увеличилось на 20%, во многом благодаря рецензии Дэвида Харта на рецензию Н. Т. Райта на его перевод Нового Завета. Но сравните разницу в количестве обращений: 2018 год – 424 340; 2019–511 780. Это означает увеличение трафика более чем на 20% — очень приятно.
Если 2018 год был годом Дэвида Бентли Харта, то 2019 год был годом… Дэвида Бентли Харта. Но по-другому. Здесь, в «Эклектическом православии», в последние четыре месяца 2019 года преобладали рецензии, написанные различными теологами и философами, на долгожданную книгу Харта «, Что все будут спасены ». Это было что-то новое для эклектического православия. Благодаря щедрости издательства Йельского университета я смог пригласить нескольких ученых — Тома Тэлботта, Синдзи Акеми, Роберто Де Ла Новаля, Джастина Койла, Тейлора Наттера, Дэвида Опдербека, Криса Грина, Брайана Мура и Тая Монро — для написания расширенного оценки книги (и я все еще жду еще двух или трех). Они не разочаровали. Я считаю, что их произведения, как по существу, так и по духу, представляют собой лучшие рецензии на That All Shall Be Saved до сих пор не появлялся в сети. Спасибо, господа, за хорошую работу!
Самые популярные отдельные статьи за 2019 год:
1. «Гностицизм и универсализм» Дэвида Бентли Харта: 9 468 просмотров
Статья Харта всегда является событием для публикации, и его обзор (нет, удаление) статьи Майкла МакКлимонда Искупление дьявола не стало исключением.
2. «Бог есть рай, Бог есть ад» Криса Грина: 7 895 просмотров
9Обзор 0002 Green был самым популярным обзором That All Shall Be Saved и вполне заслуженно. Написанный в духе иронии, Грин определяет критический вопрос, поднятый Хартом: как традиционное утверждение о вечном наказании не ставит под сомнение абсолютную благость Бога?3. «Если искупление не наказуемо, то почему крест?» Элвин Кимел: 7 156 просмотров
То, что именно эта моя статья о заместительном искуплении вызвала столько просмотров, остается для меня загадкой. Может быть, это было время. Возможно, это был титул. Я не знаю. В любом случае, теперь это моя самая популярная статья за один год.
4. «Том Тэлботт рецензирует на «Все спасется»» Тома Тэлботта (я выбрал название, так что не вините Тома): 4173 просмотра.
Тэлботт начал гостевые обзоры TASBS с серии из четырех частей. Если мы сложим хиты для всех четырех частей, мы получим 8 721, и обзор Тома поднимется на 2-е место в рейтинге.
5. «Все спасется»: вводный обзор Элвина Кимела: 4 012 просмотров
В этом «предварительном обзоре» я попытался подготовить почву для отзывов гостей.
6. «Апокастасис: Ересь, которой никогда не было» Элвина Кимела: 3703 просмотра
Первоначально опубликованная в 2015 году и с тех пор несколько раз пересматривавшаяся и обновлявшаяся, эта статья продолжает вызывать интерес, реализовав в общей сложности 15 806 просмотров за пять лет. На него даже иногда ссылаются настоящие ученые.
7. «Против асимметричной христологии» Джордана Вуда: 3 653 просмотра
Это действительно прекрасный и спорный обзор важной книги Роуэна Уильяма «Христос — сердце творения» . Признаюсь, я все еще надеялся, что Уильямс вмешается в нить разговора. Это было бы пером в шляпе эклектического ортодокса.
8. «Пусть католики одобряют универсализм» Джастина Койла: 3 544 просмотра
Я не уверен, оценят ли читатели мужество, которое потребовалось Койлу и другим католическим обозревателям (Роберто Де Ла Новаль, Тейлор Наттер, Брайан Мур и Тай Монро), чтобы положительно задействовать That All Shall Be Saved . Даже в большей степени, чем Православная церковь, Римско-католическая церковь, по-видимому, догматически привержена отказу от апокатастаса. Тем не менее, эти католические богословы достаточно глубоко прониклись этой темой, чтобы публично заявить о своих убеждениях. Я горжусь ими.
9. «Теодицея и апокатастасис» Дэвида Бентли Харта: 3 455 просмотров
Пожалуй, наиболее распространенная озабоченность, высказанная рецензентами книги «Что все будут спасены », связана с теодицеей: если вечное наказание грешников решительно ставит под сомнение Боже мой, почему массовые страдания, смерть и разрушение мира не делают того же? Я предложил Дэвиду кратко ответить на вопрос, и он любезно согласился.
10. «Мануссакис и его грушевое дерево» Дэвида Бентли Харта: 2,596 просмотров
Немного предыстории. В этой статье Харт отвечает на рецензию на свою книгу православного философа Иоанна Пантелеймона Манусакиса. По иронии судьбы обзор Мануссакиса изначально предназначался для эклектического православия; но по причинам, которые мне никогда не сообщались, отец Иоанн решил опубликовать свой отзыв в другом месте.