Плюсы и минусы личности: Саморегуляция характера: реализация «плюсов» и контроль над «минусами»

Саморегуляция характера: реализация «плюсов» и контроль над «минусами»

Индивидуальность — это стабильная психологическая структура; принципиально изменить характер человека невозможно. С возрастом и появлением опыта человек может меняться, однако изменения происходят в рамках его индивидуальности. У разных людей существуют свои «плюсы» и «минусы». Один из способов преодоления ограничений характера — это выбор таких коллег и партнеров, которые позволят вам усилить свои «плюсы» и нейтрализовать «минусы» по принципу комплиментарности.

Автор:

Haтaлья Bacильевнa Caмoукинa, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института PAO.

Большинство событий мы часто оцениваем с позиций «плюсов» и «минусов». Такой же подход можно применить и к анализу структуры человеческой индивидуальности, выделив в ней четыре основных закономерности.

Первая закономерность. Характер или индивидуальность любого человека содержат как сильные качества, способствующие их высокой эффективности в жизни и работе, так и слабые, снижающие их эффективность.

  • Например, активность, энергичность, общительность и открытость — это часто очевидные «плюсы». Иногда такой человек может быть вспыльчивым, раздражительным, торопливым — это его «минусы».
  • С другой стороны, спокойствие, сдержанность в эмоциях и поведении, склонность к взвешенным, продуманным решениям — «плюсы». Однако такой человек может часто проявлять медлительность, опасливость, неспособность к быстрым решениям, замкнутость, — это можно отнести к его «минусам».

Вторая закономерность. Нередко одно и то же качество в одних ситуациях может способствовать высокой эффективности человека в жизни и работе, а в других — наоборот, снижать успешность человека.

  • Активный, энергичный и общительный сотрудник в ситуации «вытягивания» компании на новый уровень развития может быть очень эффективным. Однако в условиях методичной отработки конкретных процессов управления в организации он может потерять мотивацию, заскучать, снизить свою эффективность.
  • С другой стороны, спокойный и сдержанный сотрудник, постепенно набирающий опыт в стабильных условиях, может снизить уровень своей успешности в условиях инноваций и революционных изменений в компании.

Третья закономерность. Качество, которое обеспечивает высокую эффективность человека в жизни, может снижать его успешность в профессиональной деятельности. Верно и обратное: качество, обеспечивающее высокую профессиональную успешность, может выступить помехой в личной жизни.

  • Например, человек обладает такими качествами, как тонкость, тактичность, эмоциональная чуткость. Эти качества позволяют ему создавать дома позитивную атмосферу, любить и поддерживать близких людей, сочувствовать им. На работе же этот человек может испытывать серьезный дискомфорт: страдать в условиях возникающих конфликтов, давления со стороны руководителя, дисциплинарных требований.
  • Другой человек в работе проявляет активность и настойчивость, упорство и «деловую хватку». Однако дома он может создать достаточно тяжелую и напряженную атмосферу конфликтов.

Четвертая закономерность. Качества, которые в молодые годы могли снижать эффективность человека в жизни и работе, в зрелые годы могут стать основой его успешности.

  • Активный и энергичный человек, который в молодые годы был вспыльчивым и нередко конфликтным, с накоплением жизненного опыта начинает проявлять корректность и терпимость в общении с окружающими его людьми. А его природная активность и выносливость обеспечивают ему в зрелые годы высокую профессиональную эффективность.

Чтобы лучше понять и проанализировать ваши качества, вы можете подумать над следующими вопросами:

  • Каковы сильные и слабые качества своего характера. Каково ваше мнение об этих качествах?
  • Приведите примеры, в которых сильные качества вашего характера обеспечивали вам успешность.
  • Приведите примеры, в которых слабые качества вашего характера снижали вашу эффективность.
  • Были ли в вашем личном или профессиональном опыте ситуации, в которых одно и то же качество в одних случаях обеспечивало успешность, а в других — неудачу? Что вы предпринимали в этих случаях?
  • Обращали ли вы внимание на то, что одно и то же качество вашего характера на работе является важным, а дома — мешает? Что вы предпринимали в этом случае?
  • Какие качества вашего характера изменились с появлением жизненного и профессионального опыта? Есть ли среди них такие, которые немного мешали вам в юности, но зато в зрелые годы обеспечивают вам высокую эффективность?

Саморегуляция человека:

реализация «плюсов» и контроль над «минусами»

Индивидуальность — это стабильная психологическая структура. Принципиально изменить характер человека невозможно. С возрастом и появлением опыта человек может меняться, однако изменения происходят в рамках его индивидуальности.

Принятие самого себя не должно происходить по принципу: «Какой(-ая) есть, такой(-ая) и есть! Я не обязан(а) всем нравиться!» Согласие с собой — это

совершенствование себя в рамках собственной индивидуальности:

  • это развитие своих сильных сторон, дающих радость и успешность человеку и окружающим его людям;
  • это умение контролировать свои слабые качества, мешающие человеку и окружающим.

На практике личностная и профессиональная саморегуляции взаимосвязаны. Так, если активный и энергичный человек научился себя сдерживать и не проявлять своей вспыльчивости и раздражительности, то не только дома, но и на работе будет проявляться навык его самоконтроля. Если медлительный и замкнутый человек научился быть открытым и общительным, то он изменит свой стиль общения не только в семье, но и в компании.

Стимулируя и «запуская» развитие саморегуляции, вы можете задать себе следующие вопросы.

  • Какие качества обеспечивают вам успешность в жизни и работе?
  • Пытались ли вы эти качества развивать?
  • Какие качества мешают вам в жизни и на работе?
  • Каким образом вы можете избавиться от этих негативных качеств?
  • Что для этого нужно делать? Как необходимо себя регулировать?
  • Имеете ли вы положительный опыт эффективной личной и профессиональной саморегуляции?
  • Если у были неудачи в саморегуляции, то в чем их причина?

Выбор партнера как

усиление «плюсов» и нейтрализация «минусов»

Как же преодолеть ограничения человеческой индивидуальности? Один из способов — это выбор партнеров для жизни и для работы.

Психологическая совместимость между людьми возникает при

наличии у партнеров единой, значимой для них цели и реализации ими принципа комплиментарности.

Итак, мы знаем, что у одного человека свои «плюсы» и «минусы», а другого — другие. Из школьного курса физики мы знаем, что две одинаково заряженные частицы отталкиваются, а частицы с разными зарядами притягиваются. Аналогичное происходит и в отношениях между людьми: «минусы» одного партнера компенсируются «плюсами» другого. И наоборот, «минусы» одного компенсируются «плюсами» другого. Психологические характеристики партнеров при этом могут быть разными, но не должны быть слишком отдаленными.

Психологическая компенсация может реализоваться по двум видам совместимости:

  1. по темпераменту;
  2. по типу мышления.

1. Совместимость по темпераменту

  • Психологически совместимыми считаются средневыраженный холерик (активный, энергичный, общительный и взрывной) и средневыраженный флегматик (спокойный, медлительный, но не «заторможенный»).
  • Холерик также хорошо совместим с сангвиником — энергичным и уравновешенным человеком.

Например, хорошо, если энергичный, активный, подвижный и вспыльчивый мужчина выберет спокойную, уравновешенную и сдержанную женщину. Пусть она будет немного медлительна и замкнута, это будет для него позитивным моментом, поскольку она займет, как правило, ведомую позицию, а ему предоставит лидерство, так им желаемое. Кроме того, она будет «гасить» его раздражительность, что для него будет терапевтичным. Наконец, она будет выслушивать его, сопереживать ему, жить его жизнью, нуждаясь в том интенсивном жизнетворчестве, которое он осуществляет.

Единственное ограничение: между ними не должно быть слишком большой психологической дистанции. А именно, если он будет ярко выраженным, «чистым» холериком, а она предельно выраженным флегматиком, психологической совместимости между ними не возникнет. Он будет раздражаться в общении с ней, потому что она не так быстро будет его понимать, как бы ему хотелось. Со временем он превратится для нее в постоянный стрессовый раздражитель, потому что в данной ситуации она будет нуждаться в спокойствии и стабильности.

  • Активные и уравновешенные сангвиники прекрасно сочетаются друг с другом. Это — успешный тандем на работе между руководителем и его заместителем и хорошая, крепкая пара, если это семья.
  • Отношения ярко выраженных холериков — это ринг, соперничество, поле битвы, как на работе, так и в семье. В редких случаях, зная себя и своего партнера, умные холерики прощают друг другу взаимную вспыльчивость и раздражительность, зная, что это ненадолго. Известно, что холерик вспыльчив, но отходчив.
  • Холерик и меланхолик часто несовместимы. Раздражительный и резкий холерик будет эмоционально подавлять чуткого и ранимого меланхолика.
  • Эмоционально хрупкий меланхолик хорошо совместим, пожалуй, только со спокойным и медлительным флегматиком, который легко переносит страхи и излишне эмоциональные переживания меланхолика, не давая на них эмоциональной ответной реакции.
  • Два меланхолика — это бесконечные обсуждения своих чувств и эмоциональных реакций, взаимное усиление страхов и опасений. Лучше, если они будут заниматься разными функциями на работе и редко общаться друг с другом. Если муж и жена — меланхолики, в их отношениях постоянно будут присутствовать всплески эмоций и страстей.
  • Два флегматика — хорошая, устойчивая и стабильная пара, надежный тандем на работе. Они, как правило, доверяют и уважают друг друга. Это почти идеальный вариант. Единственный недостаток: такое партнерство стабильно, но не очень динамично, поскольку оба склонны к ровной, спокойной, но консервативной жизни и работе.

2. Совместимость по типу мышления. Как известно, существует пять психологических типов мыслительной деятельности: прагматики, аналитики, реалисты, критики и идеалисты.

  • Прагматик и реалист хорошо совместимы. Они стремятся к получению конкретных результатов в жизни и работе. Они не любят туманных обещаний и отвлеченных разговоров, не терпят «дороги без ориентиров», стремятся хорошо работать и зарабатывать.
  • Прагматик, который всегда стремится к прибыли, не всегда хорошо совместим с аналитиком, требующим в первую очередь высокого качества в работе и отношениях. Аналитик вообще не любит спешить, поверхностные, поспешные решения его не устраивают. Прагматик почти всегда спешит, его девиз: за минимальное время и минимальные усилия — самый большой результат. Но если прагматик уважает аналитика — часто хорошего специалиста и высококлассного профессионала, а тот ориентирован на цели прагматика, между ними возникает хороший тандем.
  • Реалист совместим со всеми. Он умеет быть хорошим организатором, создает консолидированную команду не только из разных профессионалов, но и различных психологических типов.
  • Идеалист также совместим со всеми. Он всем нравится, потому что, как правило, заботится об общем благе. Его интересует принцип справедливости, он всех мирит, говоря о том, что все люди хорошие и должны стремиться к взаимоуважению и счастью.
  • Критик, наоборот, мало с кем совместим. Однако наличие в команде высокообразованного и конструктивного критика — важное условие для ее успешности и креативности. Критик обеспечивает команде «профессиональную экологичность»: своевременное выявление ошибок в постановке целей, нахождении методов их реализации, получении и оценке результатов. Если один из супругов — критик, то это тяжелое совместное существование. Мало кто из супругов долго терпит человека, который критикует все: остывший суп, неидеальный ремонт, не так сказанное слово и т. п.

Для лучшего понимания психологической компенсации и совместимости, вы можете задаться следующими вопросами:

  • Встречались ли вам люди, которые восхищали вас теми качествами, которых нет у вас?
  • Как строились ваши отношения с людьми, психологически дополняющими вас наличием качеств, которых нет у вас?
  • Какие трудности возникали у вас в общении с такими людьми, и как вы их преодолевали?
  • Сколько времени в среднем уходило у вас на налаживание отношений с людьми, психологически дополняющими вас?
  • Приходилось ли вам идти на определенные уступки во взаимодействиях с этими людьми, и в чем заключались эти уступки?
  • Какие качества вам приходилось менять, чтобы взаимоотношения с людьми, психологически вас дополняющими, были более прочными и стабильными?
  • Встречались ли вам люди, с которыми отношения никак не складывались? В чем была причина?
  • Какие способы организации отношений и общения вы реализовывали с целью улаживания психологически несовместимых отношений с другим партнером?

Изучить любые интересующие вас навыки самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности вы можете при обучении по индивидуальной программе, потому что при обучении по этой программе вы можете включить в свой учебный план любые курсы из нашего каталога, а обучение может проходить в любом удобном для вас темпе, месте и времени.

 

 

 

Copyright 2012 © Элитариум

(www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Изучите сегодня

Также смотрите

вверх

Виды характера человека: описание, плюсы и минусы

Отличие одного человека от другого – это черты характера и темперамента. Характер определяет многое: как человек общается, как мыслит, как действует в той или иной ситуации. Психологи не одну сотню лет потратили на изучение человеческого характера. Благодаря их труду сегодня тип характера определяется по 3 признакам.

Характер и признаки определяющие его

Характер – это то, что приобретается в течении жизни. В зависимости от воспитания, приобретенных привычек и уровня образования, формируется характер.

Виды характера человека определяются по следующим признакам:

  • Отношение к труду и учебе. Личность лениться или стремиться к саморазвитию. Аккуратность, добросовестное выполнение работы, стремление к совершенству – положительные признаки. Пассивное отношение, небрежность, лень – отрицательные качества.
  • Отношение к окружающим людям. Плюсы — вежливость, приветливость, общительность. Минусы – хамство, замкнутость, агрессия.
  • Отношения к собственной личности. Эти признаки определяют, как человек подает себя в обществе, уровень самооценки. Скромность или высокомерие, принципиальность или безалаберность.

Совместив по одному признаку из каждого подраздела,  психологи получили несколько видов характера человека.

Разновидности характера

Немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард классифицировал 12 разновидностей человеческого характера. Стиль взаимодействия человека с обществом и послужило основой для построения разновидностей.

 1.  Гипертимный тип занимает первую строчку. Гипертимный вид характера человека самый жизнерадостный. Любит общение и шумные компании. Новые увлечения захватывают этих людей с головой. Но к сожалению заинтересованность проходит быстро. С рождения гипертимные личности непоседливы, неусидчивы, у них завышена самооценка и высокомерие. В школьные годы такие люди плохо усваивают материал. Учителя и родители для гипертимного ребенка становятся друзьями. Гипертимники – это вечные весельчаки и душа компании.

2.  У дистимного типа людей преобладают такие качества, как депрессивность и замкнутость. Такой тип личности отличные сотрудники. Добросовестность, ответственность, справедливость– это положительные качества дистимного вида характера человека. Посидеть дома в выходные с книжкой в руках любимое занятие дистимных личностей. Дистимники дорожат близкими людьми, хоть и оказываются под их влиянием.

3.  Циклоидный тип личности непостоянен в плане настроения. Сегодня циклоидники будут веселыми и общительными. Разговор принесет им удовольствие. Завтра обладатели циклидного характера поразят окружающих замкнутостью. Резкая смена настроения ключевое качество у циклоидиков.

4.  Возбудимый вид характера человека классифицируется занудством, угрюмостью, необщительностью, хамством. Возбудимый человек тяжело вливается в коллектив. Склочность не дает сблизиться с коллегами. В семье возбудимые личности властны и непоколебимы. Часто родные страдают от тирании и деспотичного отношения к себе. Если возбудимый человек не в духе, то окружающим не позавидуешь. Личность хамит, и даже может накричать. Но есть и положительные черты в возбудимом типе. Добросовестность, работоспособность, любовь к животным и маленьким детям.

5.  Застревающий тип людей в меру общительны, обидчивы, мстительны и ревнивы. Любят поучать других, часто отпугивая от себя окружающий. Застревающие люди часто становятся руководителями. Ответственное выполнение задач и достижение высоких показателей позволяет человеку быстро забраться по карьерной лестнице. Став начальников, застревающий человек требует таких же показателей от своих подчиненных. При этом они против несправедливости.

6.  Основные качества педантичного характера — аккуратность, занудство, исполнительность, требовательность. Педантичный человек тщательно следит за порядком в доме и на рабочем месте. Такого же отношения к порядку педант требует и от окружающих. Беспорядок воспринимается как личная трагедия. Некоторые люди стараются избегать общения с педантичными личностями только из-за их занудства.

7.  Тревожный вид характера человека личности характеризуется робостью, застенчивостью, дружелюбностью, замкнутостью. В обществе тревожные люди занимают низкую планку в социальной лестнице. Среди друзей такие люди предпочитают молчать и не вступать в конфликтные ситуации. Состояние беззащитности во время споров превращает человека в «козла отпущения». Тревожные люди преданные друзья и ответственные сотрудники.

8.  Эмотивные личности избирательны в плане выбора друзей. Попасть в их компанию трудно. Эмотивный человек предпочитает разговаривать исключительно с близкими по духу людьми. Эмотивные люди отличные друзья. Радуются чужим удачам, способны хранить секреты и сочувствовать. Однако при конфликтных ситуациях эмотивные люди проявляют чрезмерную слезливость.

9.  Демонстративный тип людей обожают быть в центре внимания. Артистичность, харизма, общительность и живой ум приводит демонстративных личностей к лидерству. При всем этом большинство людей недолюбливают демонстративный вид характера человека. Эгоизм, склонность к конфликтам и самоуверенность отталкивает даже самых близких людей.

 10.  Экзальтированные люди обладают такими качествами как общительность, дружелюбие, сострадание. Они отличные друзья. Конфликтные ситуации экзальтированный человек старается избегать. В критических ситуациях паникуют, раздражая окружающих.

 11.  Интровертами считаются замкнутыми, малообщительными. Не любит шумные компании. Знакомства с новыми людьми проходит тяжело. Интроверты могут раскрыться только с близкими людьми. В работе интроверт аккуратен и внимателен. Любимое занятие интроверта — посидеть дома в любимом кресле.

 12.  Экстраверт полная противоположность интроверта. Яркая харизматичная личность. Экстраверты не могут жить без общения. Такой вид характера человека обожает вечеринки и шумные компании. Тихий вечер с книжкой и экстраверт несовместимы. Экстраверты выбирают такие профессии, где необходимо общение и частые поездки.

Темперамент: что это, отличие от характера

С рождения каждый ребенок отличается от другого. Первые часы жизни определяют какой темперамент достался маленькому человеку. Один малыш весело гулит и балуется, другой с серьезным видом всех рассматривает, третьи часто хныкает и хочет внимания. Это и есть темперамент.

Темперамент, в отличие от характера зарождается еще в утробе матери. В то время, как характер — это результат воспитания, влияния внешнего мира, знаний и привычек.

Психологи разделили людей на 4 типа темперамента.

Сангвиники

Сангвиник характеризуется как жизнерадостный и энергичный тип темперамента. Он отлично ладит с окружающими. Человек находится в приподнятом настроении большую часть времени. Однако сангвиники могут менять настроение очень быстро.

Сангвиники не постоянны. Они могут быстро менять увлечения, знакомых.

Непостоянство является их главной отрицательной чертой. Но несмотря на это сангвиники ответственные работники. К тому же они обаятельны, харизматичны, и часто являются душой компании.

Встречались сангвитики среди знаменитых людей:  Марк Твен, Вольфгант Амадей Моцарт, Владимир Ильич Ленин.

При выборе драгоценных украшений, сангвиникам рекомендуется остановить свой выбор на серебре с:

  • Раухтопазом
  • Бирюзой
  • Цитрином

Яркость камней помогает сангвиникам уверенно себя чувствовать в различных ситуациях.

Например, цитрин – полупрозрачный солнечный камень, дарит тепло даже в самый хмурый день. Сангвиники, носящие украшения с цитрином, дольше сохраняют хорошее настроение . Цитрин настоящее сокровище. Он может служить не только как украшение, но и как амулет. Цитрин защищает владельца от сглаза  и неудачи.

Бирюза – это амулет для непостоянных сангвиников. Бережет от необдуманных поступков, подарит удачу.

Раухтопаз  в серебряной оправе способен повысить работоспособность, привлечь противоположный пол.

Украшения можно подобрать в интернет-магазине «Серебряные Штучки».

Флегматики

Флегматик является одним из довольно распространенных  типов темперамента. Конфликты и ссоры, это не про флегматиков. Эти люди спокойны и уравновешенны. Флегматики не реагируют на внешние раздражители. Настроение в течение дня ровное и никакие события не способны его поменять.

Флегматичный человек обычно увлечен одним делом, к которому подходит со всей серьезностью. Иногда кажется, что флегматик равнодушен к окружающим. На самом деле, просто к новым событиям или людям флегматичный тип темперамента подстраивается долго.

Они способны на самую преданную дружбу, хотя друзей у них может быть немного.

Флегматики, известные на весь мир: Галилео Галилей, Михаил Илларионович Кутузов, Эммануил Кант.

Драгоценные камни для флегматиков:

  • Рубин
  • Топаз
  • Аметист

— Флегматики, которые носят топаз, быстрее сходятся с посторонними людьми. Общение начинает приносить удовольствие.

— Аметист поддерживает здоровье флегматика, приносит удачу в делах, защищает от конфликтных ситуаций.

— Красный рубин также поможет в сердечных делах .

Оригинальные украшения из серебра 925 пробы с этими  камнями представлены на сайте нашего  интернет-магазина «Серебряные Штучки».  Элегантные серьги, подвески и кольца, для каждодневного ношения и для праздника.

Меланхолик

Более депрессивных и обидчивых личностей, чем меланхолик, не найти. Меланхолики замкнутые люди. Свои эмоции сдерживают внутри. Часто уходят в себя и размышляют о жизни. Нерешительны в принятии каких-либо решений, особенно по серьезным вопросам. Предпочитают избегать конфликтных ситуаций, в которых чувствуют себя ранимыми и беззащитными.

Но склонность к размышлениям о жизни можно обратить в плюс. Среди меланхоликов много великих писателей, философов, музыкантов.

Меланхолики нашлись и среди таких знаменитых личностей как Петр Ильич Чайковский, Сергей Есенин, Николай I.

Меланхоличному типу темперамента подойдут следующие драгоценные камни:

  • Гранат
  • Жемчуг

Белоснежный жемчуг заключенный в серебряную оправу принесет удачу и богатство. Яркий гранат поможет в любви, привлечет противоположный пол к носителю камня.

Подходящие cеребряные украшения с гранатом – серьги, кольца, вы найдете в нашем интернет-магазине. Модное решение для придания уверенности застенчивым меланхоликам.

Холерик

Холерик часто подвергается смене настроения. Частые вспышки гнева характерны для этого типа темперамента. Однако злость проходит также быстро, как и начинается.

Несмотря на вспыльчивость, холерики не злопамятны. Любые обиды забываются быстро.

В работе проявляют себя как инициативные сотрудники. С удовольствием выполняют задания, где требуется живой и энергичный ум. С другой стороны, монотонная работа вызывает у холериков скуку.

Если холерик способен обуздать вспышки гнева, то работа, требующая общения – менеджер, администратор по связям с общественностью, и другая подобная, принесет ему удовольствие.

Также многие известные артисты по темпераменту холерики.

Величайшие холерики в истории: Людвиг ванн Бетховен, Александр Сергеевич Пушкин, Петр I.

Этому типу темперамента рекомендуется носить серебряные украшения с:

  • Алмазом
  • Фианитом
  • Сапфиром

Эти камни помогут холерикам обрести необходимую сдержанность.

Особенно для холериков полезен сапфир. За счет своего холодного синего оттенка, сапфир сдерживает неконтролируемых гнев. Камень поможет наладить отношения с близкими людьми.

Алмаз полезен от сглаза или болезни, приносит удачу в любых начинаниях. Такими же свойствами обладает фианит, так как внешне похож на кристально чистый алмаз.

Изделия в большом ассортименте в разделе украшения из серебра с фианитом — цвета и дизайн порадуют любую модницу.

Отличие характера от темперамента

Характер в отличии от темперамента может корректироваться. Различные жизненные ситуации, смена коллектива или переход на следующую ступень, могут резко поменять жизнерадостный тип на грубый .

Темперамент даже при критических ситуациях не меняется. Человек сам того не зная, реагирует на события одинаково. При попытках поменять себя, человек будет испытывать депрессию.

Однако в реальной жизни 100% ярко выраженный какой-то определенный тип темперамента встречается не часто.   Поэтому, прочитав определение о темпераменте, не так-то просто определить у знакомых, коллег и друзей, к какому типу они принадлежат.

 

Ключевые черты, плюсы и минусы

  • Личности типа А обычно целеустремленны, амбициозны, успешны и могут даже жить дольше.
  • Но они также более подвержены стрессу и склонны к депрессии, беспокойству и проблемам в отношениях.
  • Личности типа А могут попытаться стать счастливее, проявляя больше терпения по отношению к себе и другим.

Вы, наверное, когда-нибудь слышали термин «тип А», независимо от того, использовался ли он для описания персонажа в вашем любимом сериале или предлагался для описания вас.

Личность типа А, которую также иногда называют «директором», известна своей склонностью к соперничеству, целеустремленности, трудолюбию и нетерпеливости, говорит нейропсихолог Санам Хафиз, доктор философии и директор организации «Понимание разума».

Люди с этим типом личности склонны работать в более напряженном темпе, а их самооценка часто сильно зависит от их достижений.

Тип А не распознается DSM-V, поэтому нет официального способа поставить человеку медицинский диагноз типа А или иного.

Скорее, тип А — это разговорный термин, используемый для описания определенных типов личности по сравнению с другими, такими как типы B, C и D. Экспертный взгляд на плюсы и минусы каждого из них.

Распознавание 4 типов личности

Тип личности А был введен кардиологами Мейером Фридманом и Рэем Розенманом в 1950-х годах на основе наблюдений за некоторыми пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые, по их мнению, могут быть предрасположены к сердечным заболеваниям из-за определенных черт.

Затем в 60-х и 70-х годах было проведено множество исследований для изучения этой связи, но недавние исследования не смогли найти убедительной связи. С тех пор появилось множество личностных опросников и оценок, популяризирующих идею следующих четырех различных типов личности:

  • Тип A, также известный как «Директор»
  • Тип B, также известный как «Социалист»
  • Тип C, также известный как «Мыслитель».
  • Тип D, также известный как «Поддерживающий»

Ни один из этих персонажей не лучше и не хуже — у каждого типа есть свои уникальные сильные стороны. И большинство людей представляют собой смесь нескольких типов.

Успех каждого типа зависит от среды, в которой он находится, поскольку у каждого свои специфические потребности, говорит Ялда Сафаи, доктор медицины, магистр здравоохранения, частный психиатр.

На самом деле, крупное исследование, проведенное в 2017 году, показало, что сотрудники, чьи личностные качества тесно связаны с их требованиями к работе, с большей вероятностью зарабатывают больше, чем сотрудники, чьи качества менее совпадают. Например, по словам Сафаи, человек с личностью типа А может преуспеть в быстро развивающейся карьере с жесткими сроками, тогда как человек с личностью типа Б может лучше работать на работе, где больше гибкости и непринужденная обстановка. .

Итак, вот что нужно знать о наиболее распространенных чертах каждого типа, согласно Хафизу и Сафаи:

Тип А

  • Амбициозный
  • Нетерпеливый
  • Конкурентный
  • Высокоорганизованный 900-294

    4

    По словам Хафиза, люди типа А, обладающие целеустремленностью, чувством безотлагательности работы и способностью работать в режиме многозадачности, становятся великими лидерами.

    Тип B

    • Спокойный, плывущий по течению характер
    • Приспособленность к изменениям
    • Креативность/дальновидность
    • Склонность к прокрастинации
    • Ориентация на отношения

    Люди типа В известны как мечтатели с большими идеями, которые могут найти общий язык с кем угодно, говорит Хафиз. умение находить общий язык с другими людьми.

    Тип C

    • Аналитический
    • Ориентированный на детали
    • Рациональный
    • Добросовестный
    • Точность значений

    Этот тип личности известен тем, что принимает взвешенные решения, основанные на исследованиях и фактах, а не на эмоциях, говорит Хафиз, поэтому они отлично справляются с решением проблем.

    Тип D

    • Надежный
    • Осторожный
    • Ценит стабильность, не любит перемен
    • Сострадательный
    • Застенчивый или замкнутый в социальных ситуациях
    — они последовательны, потому что ожидают того же от других, по словам Сафаи. Им также не надоедает выполнять одни и те же задачи снова и снова, что позволяет им совершенствовать определенные навыки путем повторения.

    Преимущества личности типа А

    У личности типа А много преимуществ. Вот некоторые из них, на которые стоит обратить внимание: 

    • Превосходная успеваемость в школе: Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что учащиеся колледжей с типом личности А набрали более высокие баллы по тестам успеваемости по сравнению со студентами с типом личности Б. Исследователи отмечают, что это может быть связано с тем, что люди типа А ассоциируются с трудолюбием, самомотивацией и целеустремленностью.
    • Хорошо работают в условиях стресса: По словам главного врача Better U Сэма Занда, доктора медицинских наук, люди типа А хорошо справляются со стрессом и способны уверенно и быстро принимать решения. Это означает, что они могут хорошо функционировать во время кризиса или ситуации высокого давления.
    • Потенциал для большего успеха: Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что люди, набравшие более высокие баллы по добросовестности с помощью анкеты, скорее всего, преуспеют не только в финансовом плане, но и с точки зрения удовлетворенности жизнью. Добросовестность — это черта, отмеченная эффективностью, настойчивостью и решимостью — всеми вещами, которыми известна личность типа А.
    • Долголетие: Обзор 2011 года показал, что более высокий уровень добросовестности связан с более продолжительной продолжительностью жизни. Исследователи предположили, что это может быть связано с тем, что добросовестность влечет за собой определенную самодисциплину и связана со здоровым поведением, таким как поддержание здоровой диеты, регулярные физические упражнения и воздержание от курения, алкоголя и злоупотребления психоактивными веществами.

    Недостатки личности типа А

    Хотя тип А может быть более успешным и жить дольше, у этого типа личности также есть некоторые недостатки.

    Вот некоторые из наиболее распространенных слабых мест личности типа А, а также советы о том, как стать лучше в этих областях:

    Повышенный риск тревоги и депрессии

    Исследователи все еще изучают, как личность может влиять на психическое здоровье. Тем не менее, небольшое исследование студентов колледжа, проведенное в 2011 году, обнаружило связь между личностью типа А и симптомами тревоги и депрессии.

    По словам Сафаи, это может быть связано с тем, что люди типа А склонны быть перфекционистами, которые слишком стараются и изо всех сил стараются чувствовать себя удовлетворенными своей работой или достижениями.

    Как улучшить: Отмечая маленькие победы и признавая свои усилия, даже когда дела идут не так, как планировалось, вы в значительной степени поднимете настроение и мотивацию.

    Если это не помогает справиться с тревогой или депрессией, попробуйте вести дневник, применяйте методы релаксации, общение с близкими и другие средства преодоления.

    Если вы продолжаете бороться, Сафаи советует обратиться за помощью к лицензированному специалисту в области психического здоровья.

    Возможные проблемы во взаимоотношениях

    Тип А может показаться нетерпеливым и раздражительным, особенно когда кто-то создает препятствия для достижения их целей, говорит Занд, и это, очевидно, может вызвать проблемы как в личных, так и в профессиональных отношениях.

    Исследование, проведенное в 2011 году, выявило связь между студентами колледжей с типом личности А и симптомами социальной дисфункции, особенно у тех, кто проявлял признаки агрессии.

    Как улучшить: Когда вы начинаете чувствовать раздражение, злость или разочарование, Хафиз рекомендует сделать паузу, чтобы определить, что вызывает это чувство, и попытаться найти мягкий, но прямой способ выразить эту эмоцию.

    Стресс

    Эксперты говорят, что чрезмерное давление на себя, чтобы добиться успеха или работать в более быстром темпе, может вызвать стресс, который затем может привести к негативным последствиям для здоровья.

    Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что у субъектов, которые проявляли поведение, типичное для личности типа А, риск инсульта был вдвое выше, чем у тех, кто не проявлял такого поведения. Это имеет смысл, если учесть, что крупное исследование 2015 года показало, что стресс на работе связан с повышенным риском инсульта.

    Кроме того, хронически высокий уровень кортизола, гормона стресса, может привести к беспокойству, желудочно-кишечным проблемам и высокому кровяному давлению, говорит Занд.

    Как улучшить: Сафаи рекомендует использовать физические упражнения, медитацию и упражнения на глубокое дыхание, чтобы помочь вам справиться со стрессом.

    Доминирование в группе

    Когда дело доходит до командных проектов на работе или в школе, Хафиз говорит, что тип As может быть более склонен брать на себя ответственность таким образом, который может пугать или отталкивать других.

    Как улучшить: Она рекомендует попрактиковаться в том, чтобы отойти на задний план и отказаться от контроля, чтобы другие могли иметь право голоса — со временем вы можете с удивлением обнаружить, что есть другие способы эффективного выполнения задачи.

    Вывод инсайдера

    Наличие личности типа А не является само по себе хорошим или плохим — как и у всех других типов личности, у него есть как плюсы, так и минусы.

    С другой стороны, вы можете обнаружить, что ваш драйв, трудовая этика и способность работать в режиме многозадачности даже в условиях стресса могут помочь вам в достижении ваших личных и профессиональных целей. Однако вам, возможно, придется помнить о том, как вы справляетесь со стрессом и заботитесь о себе, чтобы защитить свое психическое здоровье.

    Помните: несмотря на то, что вы, возможно, не сможете изменить свою основную личность, эксперты согласны с тем, что некоторые аспекты вашего характера можно улучшить, чтобы жить более здоровой и счастливой жизнью.

    Ребекка Стронг

    Ребекка Стронг — независимый писатель из Бостона, освещающий вопросы здоровья и хорошего самочувствия, еды и вина, фитнеса и путешествий. Помимо участия в вертикалях Health Reference и Kitchen в Insider, она также писала для Healthline, журнала Health, Bustle, StyleCaster, PopSugar, AskMen и Elite Daily. Вы можете следить за ее работой в Твиттере.

    ПодробнееПодробнее

    16.1 Черты личности – Введение в психологию

    Глава 16. Личность

    Эдвард Динер; Ричард Э. Лукас; и Джорден А. Каммингс

    Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность: от человека с высокими показателями по определенной черте, такой как экстраверсия, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и в течение долгого времени. Таким образом, психология черт основывается на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения того, на каком уровне они находятся, в наборе базовых параметров черт, которые сохраняются с течением времени и в различных ситуациях. Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждую из основных черт из «большой пятерки» можно разделить на аспекты, чтобы дать более детальный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики черт утверждают, что есть и другие черты, которые не могут быть полностью отражены в пятифакторной модели. Критики концепции черт утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой и что на них очень сильно влияют ситуационные силы. Таким образом, одна из основных дискуссий в этой области касается относительной силы черт людей по сравнению с ситуациями, в которых они оказываются, как предикторов их поведения.

    Цели обучения

    1. Перечислите и опишите черты личности «Большой пятерки» («ОКЕАН»), составляющие Пятифакторную модель личности.
    2. Опишите, как фасетный подход расширяет широкие черты личности.
    3. Объясните критику концепции личностных черт.
    4. Опишите, как черты личности могут проявляться в повседневном поведении.
    5. Опишите каждую из личностных черт Большой пятерки, а также нижний и верхний предел измерения.
    6. Приведите примеры каждой из личностных черт Большой пятерки, включая как низкие, так и высокие примеры.
    7. Опишите дебаты о человеке и ситуации и то, как ситуационные факторы могут усложнить попытки определить и измерить личностные черты.
    Рисунок 16.1 «Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как будто это точные описания, означающие одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма разнообразны у разных людей.

    Когда мы наблюдаем за окружающими нас людьми, первое, что бросается в глаза, это то, насколько они отличаются друг от друга. Некоторые люди очень разговорчивы, а другие очень тихи. Некоторые активны, тогда как другие домоседы. Одни сильно переживают, другие почти никогда не тревожатся. Каждый раз, когда мы используем одно из этих слов, таких как «разговорчивый», «тихий», «активный» или «беспокойный», для описания окружающих нас людей, мы говорим о личности человека характерных способностях, которые люди отличаются друг от друга. Психологи личности пытаются описать и понять эти различия.

    Несмотря на то, что есть много способов думать о личности людей, Гордон Олпорт и другие «персонологи» утверждали, что лучше всего мы можем понять различия между людьми, поняв их личностные черты. Черты личности  отражают основные параметры, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По мнению специалистов по психологии черт, существует ограниченное количество этих измерений (таких как экстраверсия, добросовестность или доброжелательность), и каждый человек находится где-то в каждом измерении, а это означает, что он может быть низким, средним или высоким по какой-либо конкретной черте.

    Важной особенностью черт личности является то, что они отражают непрерывные распределения , а не отдельные типы личности. Это означает, что когда психологи личности говорят об интровертах и ​​экстравертах, они на самом деле не имеют в виду два различных типа людей, полностью и качественно отличающихся друг от друга. Вместо этого они говорят о людях, которые набирают относительно низкие или относительно высокие баллы по непрерывному распределению. На самом деле, когда личностные психологи измеряют такие черты, как Экстраверсия , они обычно обнаруживают, что большинство людей набирают где-то среднее, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни. На рис. 16.2 показано распределение баллов экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как видите, большинство людей сообщают об умеренной, но не чрезвычайной экстравертности, и лишь немногие сообщают об очень высоких или очень низких показателях.

    Рисунок 16.2. Распределение показателей экстраверсии в выборке. Более высокие столбцы означают, что больше людей имеют показатели этого уровня. На этом рисунке показано, что большинство людей находятся ближе к середине шкалы экстраверсии, и меньше людей с высокой экстравертностью или высокой интровертностью.

    Есть три критерия, характеризующие черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальные различия.

    1. Чтобы иметь черту характера, люди должны быть в определенной степени последовательны в разных ситуациях в своем поведении, связанном с этой чертой. Например, если они разговорчивы дома, они, как правило, болтливы и на работе.
    2. Люди с чертой также несколько стабильны с течением времени в поведении, связанном с этой чертой. Если они разговорчивы, например, в 30 лет, они будут склонны к разговорчивости и в 40 лет.
    3. Люди отличаются друг от друга поведением, связанным с этой чертой. Использование речи не является чертой личности, равно как и хождение на двух ногах — практически все люди занимаются этим, и индивидуальных различий почти нет. Но люди различаются по тому, как часто они говорят и насколько они активны, и, таким образом, такие черты личности, как болтливость и уровень активности, существуют.

    Задача подхода, основанного на чертах, состояла в том, чтобы обнаружить основные черты, по которым все люди различаются. Ученые на протяжении многих десятилетий вырабатывали сотни новых признаков, так что вскоре их было сложно уследить и осмыслить. Например, один психолог может сосредоточиться на индивидуальных различиях в «дружелюбии», тогда как другой может сосредоточиться на тесно связанном понятии «общительность». Ученые начали искать способы систематически сократить количество черт и обнаружить основные черты, которые описывают большинство различий между людьми.

    Способ, которым Гордон Олпорт и его коллега Генри Одберт подошли к этому, заключался в поиске в словаре всех дескрипторов личности (Allport & Odbert, 1936). Их подход основывался на лексической гипотезе , которая гласит, что все важные характеристики личности должны отражаться в языке, который мы используем для описания других людей. Следовательно, если мы хотим понять фундаментальные различия людей друг от друга, мы можем обратиться к словам, которые люди используют для описания друг друга. Итак, если мы хотим знать, какие слова люди используют для описания друг друга, где мы должны искать? Олпорт и Одберт заглянули в самое очевидное место — в словарь. В частности, они взяли все дескрипторы личности, которые смогли найти в словаре (они начали с почти 18 000 слов, но быстро сократили этот список до более приемлемого числа), а затем использовали статистические методы, чтобы определить, какие слова «сочетаются». Другими словами, если бы каждый, кто говорил, что он «дружелюбен», также говорил, что он «общителен», то это могло бы означать, что психологам личности потребовалась бы только одна черта, чтобы уловить индивидуальные различия в этих характеристиках. Статистические методы использовались, чтобы определить, может ли небольшое количество параметров лежать в основе всех тысяч слов, которые мы используем для описания людей.

    Пятифакторная модель личности

    Исследования, в которых использовался лексический подход, показали, что многие дескрипторы личности, найденные в словаре, действительно перекрываются. Другими словами, многие слова, которые мы используем для описания людей, являются синонимами. Таким образом, если мы хотим узнать, что представляет собой человек, нам не обязательно спрашивать, насколько он общителен, насколько он дружелюбен и насколько он общителен. Вместо этого, поскольку общительные люди, как правило, дружелюбны и общительны, мы можем обобщить это личностное измерение одним термином. Кого-то, кто общителен, дружелюбен и общителен, обычно называют «экстравертом». Как только мы узнаем, что она экстраверт, мы можем предположить, что она общительна, дружелюбна и общительна.

    Статистические методы (в частности, методика, называемая факторным анализом ) помогли определить, лежит ли небольшое количество измерений в основе разнообразия слов, выявленного такими людьми, как Олпорт и Одберт. Наиболее широко принятой системой, возникшей из этого подхода, была «Большая пятерка» или «Пятифакторная модель » (Goldberg, 1990; McCrae & John, 1992; McCrae & Costa, 1987). «Большая пятерка» включает пять основных характеристик, показанных на рисунке 16.3 ниже. Чтобы запомнить эти пять слов, используйте аббревиатуру OCEAN (O для 9).0116 Открытость ; C для Добросовестность ; E для Экстраверсия ; A для Приятности ; N означает Нейротизм ). На рис. 16.4 представлены описания людей с высокими и низкими баллами по каждой из этих характеристик.

    Рисунок 16.3. Описание личностных черт «большой пятерки». Это означает, что отношение человека к одной черте очень мало говорит об его отношении к другим чертам Большой пятерки. Например, у человека может быть чрезвычайно высокая экстраверсия и высокий или низкий уровень невротизма. Точно так же у человека может быть низкая Приятность и высокая или низкая Сознательность. Таким образом, в пятифакторной модели вам нужно пять баллов, чтобы описать большую часть личности человека.

    В приложении к этому модулю мы представляем короткую шкалу для оценки пятифакторной модели личности (Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006). Вы можете пройти этот тест, чтобы узнать, где вы находитесь с точки зрения результатов Большой пятерки. Джон Джонсон также создал полезный веб-сайт, на котором есть шкалы индивидуальности, которыми может пользоваться широкая публика: http://www.personal.psu.edu/j5j/IPIP/ipipneo120.htm. Увидев свои баллы, вы можете сами решить, считаете ли вы такие тесты действительными.

    Черты важны и интересны, потому что они описывают устойчивые модели поведения, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (Caspi, Roberts, & Shiner, 2005). Важно отметить, что эти стабильные паттерны могут иметь далеко идущие последствия для многих сфер нашей жизни (Roberts, Kuncel, Shiner, Caspi, & Goldberg, 2007). Например, подумайте о факторах, определяющих успех в колледже. Если бы вас попросили угадать, какие факторы влияют на хорошие оценки в колледже, вы могли бы предположить что-то вроде интеллекта. Это предположение было бы правильным, но мы знаем гораздо больше о том, кто, скорее всего, преуспеет. В частности, исследователи личности также обнаружили, что такие черты личности, как добросовестность, играют важную роль в колледже и за его пределами, вероятно, потому, что очень добросовестные люди усердно учатся, выполняют свою работу вовремя и меньше отвлекаются на второстепенные действия, которые отнимают время от школьных занятий. . Кроме того, добросовестные люди часто более здоровы, чем люди с низким уровнем совести, потому что они с большей вероятностью придерживаются здорового питания, занимаются спортом и соблюдают основные меры безопасности, такие как ношение ремней безопасности или велосипедных шлемов. В долгосрочной перспективе эта последовательная модель поведения может привести к существенным различиям в здоровье и долголетии. Таким образом, черты личности — это не просто полезный способ описать людей, которых вы знаете; на самом деле они помогают психологам предсказать, насколько хорошим работником будет тот или иной человек, как долго он или она проживет, а также виды работ и занятий, которые ему будут нравиться. Таким образом, растет интерес к психологии личности среди психологов, которые работают в прикладных условиях, таких как психология здоровья или организационная психология.

    Рис. 16.5 Аспекты черт 900–10 Итак, как вы себя чувствуете, когда вам говорят, что всю вашу личность можно описать с помощью баллов всего по пяти личностным чертам? Как вы думаете, отражают ли эти пять показателей сложность ваших собственных и чужих характерных паттернов мыслей, чувств и поведения? Большинство людей, вероятно, сказали бы «нет», указав на какое-то исключение в своем поведении, которое идет вразрез с общей моделью, которую могут увидеть другие. Например, вы можете знать теплых и дружелюбных людей, которым легко разговаривать с незнакомцами на вечеринке, но которые боятся выступать перед другими или выступать перед большой группой людей. Тот факт, что существуют разные способы быть экстравертным или добросовестным, показывает, что есть смысл рассматривать единицы личности более низкого уровня, которые более специфичны, чем черты Большой пятерки. Эти более специфические единицы личности более низкого уровня часто называют граней .

    Чтобы дать вам представление о том, на что похожи эти узкие единицы, на рис. 16.5 показаны аспекты каждой из характеристик Большой пятерки. Важно отметить, что, хотя исследователи личности в целом согласны с ценностью черт Большой пятерки как способа обобщить личность, общепринятого списка аспектов, которые следует изучать, не существует. Представленный здесь список, основанный на работе исследователей Пола Косты и Джеффа Маккрея, таким образом, отражает только один возможный список из многих. Однако это должно дать вам представление о некоторых аспектах, составляющих каждую из пятифакторных моделей.

    Фасеты могут быть полезны, потому что они дают более конкретное описание того, на что похож человек. Например, если мы возьмем нашего друга, который любит вечеринки, но ненавидит публичные выступления, мы можем сказать, что этот человек имеет высокие баллы по аспектам экстраверсии «общительность» и «теплота», но более низкие баллы по таким аспектам, как «напористость» или «волнение». -Ищу.» Этот точный профиль баллов по аспектам не только обеспечивает лучшее описание, но и может позволить нам лучше предсказать, как этот друг будет справляться с различными видами деятельности (например, работами, требующими публичных выступлений, по сравнению с работами, предполагающими общение один на один). взаимодействие с клиентами; Паунонен и Эштон, 2001). Поскольку различные аспекты такой широкой, глобальной черты, как экстраверсия, имеют тенденцию сочетаться (те, кто общителен, часто, но не всегда напористы), широкая черта часто дает полезную информацию о том, на что похож человек. Но когда мы действительно хотим узнать человека, баллы по аспектам существенно дополняют наши знания.

    Несмотря на популярность пятифакторной модели, это, безусловно, не единственная существующая модель. Некоторые предполагают, что существует более пяти основных черт или, возможно, даже меньше. Например, в одной из первых комплексных моделей, предложенных Гансом Айзенком, наиболее важными являются экстраверсия и нейротизм. Айзенк полагал, что, объединяя отношение людей к этим двум основным чертам, мы можем объяснить многие из личностных различий, которые мы наблюдаем у людей (Айзенк, 19).81). Так, например, невротический интроверт будет застенчивым и нервным, в то время как стабильный интроверт может избегать социальных ситуаций и предпочитать уединенную деятельность, но он может делать это спокойно, уравновешенно и с небольшим беспокойством или эмоциями. Интересно, что Айзенк попытался связать эти два основных аспекта с глубинными различиями в биологии людей. Например, он предположил, что интроверты испытывают слишком сильную сенсорную стимуляцию и возбуждение, из-за чего им хочется искать тихую обстановку и менее стимулирующую среду. Совсем недавно Джеффри Грей предположил, что эти две широкие черты связаны с фундаментальными системами вознаграждения и избегания в мозге: экстраверты могут быть мотивированы искать вознаграждение и, таким образом, проявлять напористое, стремящееся к вознаграждению поведение, в то время как люди с высоким невротизмом могут быть мотивированы избегать наказания и, таким образом, могут испытывать тревогу в результате повышенного осознания угроз в окружающем мире (Грей, 19 лет). 81. С тех пор эта модель была обновлена; см. Gray & McNaughton, 2000). Эти ранние теории привели к растущему интересу к выявлению физиологических основ индивидуальных различий, которые мы наблюдаем.

    Еще одна версия «Большой пятерки» — модель HEXACO признаков (Ashton & Lee, 2007). Эта модель похожа на «Большую пятерку», но в ней постулируются слегка отличающиеся версии некоторых черт, и ее сторонники утверждают, что в пятифакторной модели был исключен один важный класс индивидуальных различий. HEXACO добавляет Честность-Смирение как шестое измерение личности. Люди с высоким уровнем этой черты искренни, справедливы и скромны, тогда как люди с низким уровнем этой черты склонны к манипулированию, нарциссизму и эгоцентризму. Таким образом, теоретики черт согласны с тем, что черты личности важны для понимания поведения, но до сих пор ведутся споры о точном количестве и составе наиболее важных черт.

    Есть и другие важные черты, которые не учитываются во всеобъемлющих моделях, таких как Большая пятерка. Хотя эти пять факторов отражают многое из того, что важно для личности, исследователи предложили и другие черты, которые отражают интересные аспекты нашего поведения. На рис. 16.6 ниже мы представляем лишь некоторые из сотен других характеристик, которые изучались персонологами.

    Рис. 16.6 Другие черты помимо тех, что входят в «большую пятерку»

    Не все из вышеперечисленных черт в настоящее время популярны среди ученых, однако каждая из них пользовалась популярностью в прошлом. Хотя Пятифакторная модель была объектом более тщательного исследования, чем некоторые из вышеперечисленных черт, эти дополнительные характеристики личности дают хорошее представление о широком спектре поведения и установок, которые могут охватывать черты.

    Рис. 16.7. То, как люди себя ведут, лишь отчасти является продуктом их естественной личности. Ситуации также влияют на поведение человека. Например, являетесь ли вы «другим человеком» в качестве ученика в классе по сравнению с тем, когда вы являетесь членом сплоченной социальной группы?

    Идеи, описанные в этом модуле, возможно, покажутся вам знакомыми, если не очевидными. Когда нас просят подумать о наших друзьях, врагах, членах семьи и коллегах, первое, что приходит на ум, — это их личностные характеристики. Мы можем подумать о том, каким добрым и отзывчивым был наш первый учитель, каким безответственным и небрежным был наш брат или каким требовательным и оскорбительным был наш первый начальник. Каждый из этих дескрипторов отражает личностную черту, и большинство из нас обычно думает, что описания, которые мы используем для отдельных людей, точно отражают их «характерный образец мыслей, чувств и поведения», или, другими словами, их личность.

    А что, если эта идея была ошибочной? Что, если бы наша вера в личностные качества была иллюзией и люди не постоянны от одной ситуации к другой? Эта возможность потрясла основы психологии личности в конце 1960-х годов, когда Уолтер Мишель опубликовал книгу под названием « Личность и оценка » (1968). В этой книге Мишель предположил, что если внимательно посмотреть на поведение людей в самых разных ситуациях, последовательность на самом деле не так уж впечатляет. Другими словами, дети, списывающие контрольные в школе, могут твердо следовать всем правилам игры и никогда не солгать своим родителям. Другими словами, предположил он, возможно, не существует какой-либо общей черты честности, которая связывала бы эти, казалось бы, родственные виды поведения. Кроме того, Мишель предположил, что наблюдатели могут верить в существование широких личностных качеств, таких как честность, хотя на самом деле это убеждение является иллюзией. Дебаты, последовавшие за публикацией книги Мишеля, были названы «девятым раундом».0116 дебаты между человеком и ситуацией , потому что сила личности противопоставляется силе ситуационных факторов как детерминант поведения, которое демонстрируют люди.

    Из-за выводов, на которые обратил внимание Мишель, многие психологи сосредоточились на альтернативе подходу черт. Мишель считал, что вместо того, чтобы изучать широкие, не связанные с контекстом описания, такие как термины черт, которые мы описали до сих пор, психологи должны сосредоточиться на характерных реакциях людей на конкретные ситуации. Например, несмотря на то, что может не быть общего и общего признака честности, некоторые дети могут быть особенно склонны к списыванию на тесте, когда риск быть пойманным низок, а вознаграждение за списывание высокое. Другие могут быть мотивированы чувством риска, связанным с мошенничеством, и могут делать это, даже когда вознаграждение не очень велико. Таким образом, само поведение является результатом уникальной оценки ребенком рисков и вознаграждений, присутствующих в данный момент, наряду с его оценкой своих способностей и ценностей. Из-за этого один и тот же ребенок может вести себя по-разному в разных ситуациях. Таким образом, Мишель считал, что специфическое поведение определяется взаимодействием между очень специфическими, психологически значимыми особенностями ситуации, в которой оказались люди, уникальным способом восприятия этой ситуации человеком и его или ее способностями справляться с ней. Мишель и другие утверждали, что именно эти социально-когнитивные процессы лежат в основе реакций людей на конкретные ситуации, которые обеспечивают некоторую согласованность, когда ситуационные характеристики одинаковы. Если это так, то изучение этих широких черт может быть более плодотворным, чем каталогизация и измерение узких, не зависящих от контекста черт, таких как экстраверсия или невротизм.

    В годы после публикации книги Мишеля (1968) бушевали споры о том, действительно ли существует личность, и если да, то как ее следует изучать. И, как это часто бывает, оказывается, что можно было бы достичь более умеренной золотой середины, чем то, что предлагали ситуационисты. Безусловно верно, как указал Мишель, что поведение человека в одной конкретной ситуации не является хорошим показателем того, как этот человек будет вести себя в совершенно другой конкретной ситуации. Кто-то, кто очень разговорчив на одной конкретной вечеринке, иногда может быть сдержан, чтобы говорить во время урока, и может даже вести себя как тихоня на другой вечеринке. Но это не означает, что личности не существует, и не означает, что поведение людей полностью определяется ситуативными факторами. Действительно, исследования, проведенные после дебатов о человеке и ситуации, показывают, что в среднем влияние «ситуации» примерно такое же, как и влияние личностных качеств. Однако также верно и то, что если психологи оценивают широкий спектр поведения во многих различных ситуациях, выявляются общие тенденции. Черты личности дают представление о том, как люди будут действовать в среднем, но часто они не так хорошо предсказывают, как человек будет действовать в конкретной ситуации в определенный момент времени. Таким образом, чтобы наилучшим образом уловить широкие черты, необходимо оценить совокупность вариантов поведения, усредненных по времени и по разным типам ситуаций. Большинство современных исследователей личности согласны с тем, что есть место как для широких личностных черт, так и для более узких единиц, подобных тем, которые изучал Уолтер Мишель.

     

    (Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006)

    Инструкции: Ниже приведены фразы, описывающие поведение людей. Пожалуйста, используйте оценочную шкалу ниже, чтобы описать, насколько точно каждое утверждение описывает вас. Опишите себя таким, какой вы есть сейчас, а не таким, каким вы хотели бы быть в будущем. Опишите себя так, как вы честно видите себя по отношению к другим знакомым вам людям того же пола, что и вы, и примерно того же возраста. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и поставьте рядом с ним цифру от 1 до 5, чтобы описать, насколько точно это утверждение описывает вас.

    1 = Крайне неточный

    2 = Умеренно неточный

    3 = Ни неточный, ни точный

    4 = Средне точный

    5 = Очень точный

    1. _______ Am the life of the party 90 (Am the life of the party)
    2. _______ Сочувствовать чувствам других (A)
    3. _______ Выполняйте работу по дому немедленно (C)
    4. _______ Имеют частые перепады настроения (Н)
    5. _______ Иметь живое воображение (O)
    6. _______Не говори много (Э)
    7. _______ Меня не интересуют проблемы других людей (A)
    8. _______ Часто забывают положить вещи на место (C)
    9. _______ Большую часть времени я расслаблен (N)
    10. ______ Меня не интересуют абстрактные идеи (O)
    11. ______ Общайтесь с разными людьми на вечеринках (E)
    12. ______ Чувствовать эмоции других (A)
    13. ______ Аналогично заказу (С)
    14. ______ Легко расстраиваться (N)
    15. ______ Имеют трудности с пониманием абстрактных идей (O)
    16. ______ Держите в фоновом режиме (E)
    17. ______ Меня не интересуют другие (A)
    18. ______ Навести беспорядок (C)
    19. ______ Редко бывает синим (N)
    20. ______ Плохое воображение (О)

    Подсчет очков: первое, что вы должны сделать, это поменять местами пункты, которые сформулированы в противоположном направлении. Для этого вычтите число, которое вы поставили для этого пункта, из 6. Таким образом, если вы поставите, например, 4, оно станет 2. Вычеркните балл, который вы поставили, когда брали весы, и поставьте новое число. в представлении вашего балла вычитается из числа 6.

    Пункты, которые нужно поменять местами следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 20

    Далее вам нужно сложить баллы по каждой из пяти шкал ОКЕАН ( включая обратные номера, где это уместно). Каждая оценка ОКЕАНА будет суммой четырех пунктов. Поместите сумму рядом с каждой шкалой ниже.

    __________ Открытость: Добавить пункты 5, 10, 15, 20

    __________ Добросовестность: Добавить пункты 3, 8, 13, 18

    __________ Экстраверсия: Добавить пункты 1, 6, 11, 16

    __________ Доброжелательность: Добавить пункты 2 , 7, 12, 17

    __________ Нейротизм: добавьте пункты 4, 9,14, 19

    Сравните свои баллы с приведенными ниже нормами, чтобы увидеть, где вы находитесь по каждой шкале. Если у вас мало черты, это означает, что вы противоположны ярлыку черты. Например, низкий уровень Экстраверсии означает Интроверсию, низкий уровень Открытости означает Конвенциональность, а низкий уровень Приятности означает Напористость.

    19–20 Чрезвычайно высокий, 17–18 Очень высокий, 14–16 Высокий,

    11–13 Ни высокий, ни низкий; посередине, 8–10 Низкая, 6–7 Очень низкая, 4–5 Крайне низкая

     


    Авторство изображений

    Рисунок 16.1: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

    Рисунок 16.7: UO Education, https://goo.gl/ylgV9T, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

    Каталожные номера

    Allport, GW, & Odbert, HS (1936). Названия черт: психолексическое исследование. Психологические монографии, 47 , 211.

    Эштон, М.К., и Ли, К. (2007). Эмпирические, теоретические и практические преимущества модели структуры личности HEXACO. Личность и социально-психологический обзор, 11 , 150–166.

    Каспи, А., Робертс, Б.В., и Шайнер, Р.Л. (2005). Развитие личности: стабильность и изменение. Ежегодные обзоры психологии, 56 , 453–484.

    Доннеллан, М.Б., Освальд, Ф.Л., Бэрд, Б.М., и Лукас, Р.Э. (2006). Шкалы мини-IPIP: крошечные, но эффективные измерения Большой пятерки личностных факторов. Психологическая оценка, 18 , 192–203.

    Айзенк, Х. Дж. (1981). Модель личности . Нью-Йорк: Springer Verlag.

    Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное описание личности: личностные черты Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 59 , 1216–1229.

    Грей, Дж. А. (1981). Критика теории личности Айзенка. В HJ Eysenck (Ed.), A Model for Personality  (стр. 246–276). Нью-Йорк: Springer Verlag.

    Грей, Дж. А. и Макнотон, Н. (2000). Нейропсихология тревоги: Исследование функций септо-гиппокампальной системы (второе издание) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Мэтьюз, Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *